Как читаются немецкие падежи

Падежи в немецком языке — на первый взгляд очень сложная тема, но это грамматическая база, а значит, без них не обойтись. Сегодня мы расскажем вам всё о падежах простыми словами. Внимание! Много полезного материала.

В немецком языке 4 падежа:
Nominativ (N) – отвечает на вопросы: wer? (кто?) was? (что?)
Genitiv (G)wessen? (чей? чья? чье?)
Dativ (D)wem? (кому?) wann? (когда?) wo? (где?)
Akkusativ (Akk)wen? was? (кого? что?) wohin? (куда?)

Все существительные, прилагательные и местоимения имеют способность склоняться, это значит, изменяться по падежам.
 

ЗАПОМНИТЕ: Падежи в русском и немецком пересекаются, но не совпадают. В русском языке 6 падежей, а в немецком – 4 .

Как это работает

Если говорить простым языком, падеж влияет или на артикль или на окончание слова, или на то и на другое.
Самое важное: в падеже должно быть показано, какой род у слова и какое число (единственное или множественное)

КАК ВЫБРАТЬ ПАДЕЖ: Надо задать вопрос! (см. список вопросов выше) В зависимости от вопроса, который мы задаем к существительному / местоимению, меняется его падеж! Имя прилагательное всегда «прилагается» к существительному, а значит изменяется в зависимости от него.

На что влияют падежи?

На существительные, особенно на слабые существительные
 На личные местоимения в немецком языке, а также притяжательные и другие немецкие местоимения
На глаголы ( см. Управление глаголов)
На прилагательные

Групповые курсы немецкого языка, баннер

Существуют три типа склонения прилагательных:

Слабое склонение

– когда есть определяющее слово (например, определенный артикль), которое показывает род
Сильно склонение – когда нет определяющего слова
Смешанное склонение – когда определяющее слово есть, но определяет не все (неопределенный артикль, местоимение kein)
Подробнее о склонениях можно разобраться в статье о склонении прилагательных в немецком.

Теперь рассмотрим каждый падеж подробно!

Именительный падеж (Nominativ)

Именительный падеж отвечает на вопросы wer? – кто? и was? – что?

Nominativ – прямой падеж, в то время как три других падежа образованы от него и называются косвенными. Nominativ независим и не вступает в контакт с предлогами. Форму слова (склоняемой части речи) в Nominativ единственного числа принято считать основной формой слова. Выучим несколько правил словообразования, касающихся именительного падежа.

Правило 1. Местоимения, прилагательные, слово kein мужского и среднего родов не имеют окончания в именительном падеже, в женском роде и во множественном числе получают окончание

Eine Frau — женщина
Ein Mann – мужчина
Keine Fragen! – Нет вопросов!

Правило 2. В случае слабого склонения (определённый артикль + прилагательное + существительное) прилагательное получает окончание  А множественное число – окончание -еn 

Die intelligente Frau — умная женщина
Der ernste Mann – серьезный мужчина
Die guten Freunde – хорошие друзья

Правило 3. При сильном склонении (прилагательное + существительное ) прилагательное получает окончание, соответствующее роду существительного;

Ernster Mann – серьезный мужчина

Правило 4. При смешанном склонении (неопределённый артикль + прилагательное + существительное) прилагательное получает окончание, соответствующее роду существительного. Ведь неопределенный артикль не показывает род. Например, нельзя сразу сказать какого рода ein Fenster – мужского или среднего
 

Ein kleines Fenster – маленькое окно
Eine intelligente Frau — умная женщина
 

КСТАТИ: есть ряд глаголов, согласующихся ТОЛЬКО с именительным падежом, то есть после них всегда используется Nominativ

sein (быть) Sie ist eine fürsorgliche Mutter. – Она заботливая мать.
werden (становиться) Er wird ein guter Pilot. – Он станет хорошим пилотом.
bleiben (оставаться)  Für die Eltern blieben wir immer Kinder. – Для родителей мы всегда остаёмся детьми.
heißen (называться)  Ich heiße Alex. – меня зовут Алекс.

Именительный падеж В большинстве учебников следом идет родительный падеж, но мы рассмотрим винительный, так как он отличается от именительного только одним родом, и так проще учить!

А если хотите погрузиться с головой в немецкую грамматику и иметь регулярную практику общения, мы знаем, что вам подходит! Записывайтесь на групповые курсы от школы немецкого языка Deutsch Online! Выбирайте свой уровень, дату старта и удобное время. Занятия проходят в прямом эфире, после урока доступна видеозапись и все дополнительные материалы на интерактивной платформе. Вы значительно экономите деньги, получаете реальное общение на немецком, регулярно тренируетесь и закрепляете знания. Сейчас идет классная акция, места ограничены.

Выбрать курс

 

Винительный падеж (Akkusativ)

Винительные падеж отвечает на вопросы wen? – кого? и was? – что?

ЗАПОМИНАЛКА: запомните, что буква R поменялась на N. Так будет проще выучить сразу несколько правил.

Akkusativ тоже играет огромную роль в языке. По факту, он легче своих «косвенных» братьев в плане словообразования.

Правило 1. Прилагательные, артикли, местоимения мужского рода приобретают окончание -en, существительное остаётся без изменений (за исключением существительных слабого склонения);

Правило 2. Формы множественного числа, женского и среднего родов совпадают с формами в Nominativ!

Помните, мы говорили о том, что R поменялась на N, а теперь посмотрите в табличку, даже у личного местоимения окончание N!

Винительный падеж

Дательный падеж (Dativ)

Дательный падеж отвечает на вопрос wem? – кому?
Дательный падеж (Dativ) употребляется очень часто

ФАКТ: В некоторых регионах Германии дательным падежом даже заменяют родительный…почти полностью

В плане словообразования дательный падеж сложнее винительного, но всё-таки довольно прост.

Правило 1. Прилагательные, артикли, местоимения мужского и среднего родов получают окончание -m без изменения самого существительного (за исключением существительных слабого склонения);

Правило 2. Прилагательные, артикли, местоимения женского рода получают окончание -r;

Правило 3. Во множественном числе и существительное, и зависимое от него слово приобретают окончание -(е)n.
Примеры, поясняющие правила словообразования в дательном падеже, смотрите в таблице

Кстати, обратите внимание на соответствие последних букв определенных артиклей и личных местоимений:

dem — ihm
der — ihr 
Да-да, это тоже неспроста!

Дательный падеж

Родительный падеж (Genitiv)

Родительный падеж (Genitiv) отвечает на вопрос wessen? (чей?, чья?, чьё?)

Пожалуй, это самый сложный падеж из четырех. Как правило, он обозначает принадлежность одного предмета к другому (die Flagge Deutschlands). В мужском и среднем родах существительные получают окончание -(е)s, женский род и множественное число остаются без изменений. В родительном падеже очень много правил словообразования, наглядно они представлены ниже.

Правило 1. В Genitiv существительные мужского и среднего родов сильного склонения приобретают окончание -(е)s, женский род и множественное число остаются без изменений;

Правило 2. Прилагательное мужского или среднего рода в Genitiv получает нейтральное -en, так как «индикатор» родительного падежа – окончание -(e)s – уже имеет существительное, от которого это прилагательное зависит, зато прилагательные, артикли, местоимения женского рода и множественного числа получают характерное окончание -r;

Правило 3. Некоторые существительные слабого склонения (те, которые имеют окончание  -en во всех падежах, кроме именительного) всё же получают в родительном падеже -s:

der Wille – des Willens,
das Herz – des Herzens,
der Glaube – des Glaubens.
Их надо запомнить!

Родительный падеж

Как же склоняются существительные в немецком языке?

Если в русском языке при склонении меняется окончание существительного (мама, маму, маме…), то в немецком языке изменяется (спрягается) артикль. Рассмотрим таблицу. В ней дано склонение как определенного артикля, так и неопределенного:

ИТАК: Чтобы просклонять существительное в немецком языке, достаточно выучить склонение артикля и учесть некоторые особенности, которые получают существительные.

Еще раз обратите внимание!

1. Существительные в Genitiv мужского и среднего рода приобретают окончание (e)s — (des Tisches, des Buches)
2. Во множественном числе в Dativ существительное получает окончание (e)n — den Kindern
3. Во множественном числе неопределенного артикля нет.
4. Притяжательные местоимения склоняются по принципу неопределённого артикля!
 

 

Про предлоги. Что такое управление.

Дело в том, что в немецком языке (как часто и в русском) каждому падежу принадлежат свои предлоги! Этими предлогами управляются части речи.
Управление может быть:

  • у глаголов
  • у прилагательных

Простыми словами с примером:
Если предлог MIT (с) принадлежит Dativ, то в сочетании с глаголом или с прилагательным существительное будет в дательном падеже:
Ich bin mit meiner Hausaufgebe fertig — Я закончил своё домашнее задание

Вот примеры глаголов с управлением в дательном и в винительном падежах:

И ЕЩЕ, ЗАПОМНИТЕ: Если в отношении пространства вы ставите вопрос «куда?», то будет употребляться Akkusativ, а если ставите вопрос «где?», то Dativ (см. Предлоги места в немецком)

Рассмотрим два предложения:
1. Die Kinder spielen in dem (=im) Wald. – Дети играют (где? – Dativ) в лесу, т.е. сущ. der Wald стоит в дательном падеже (поэтому артикль DEM)

2. Die Kinder gehen in den Wald. – Дети идут (куда? – Akk.) в лес.
В данном случае der Wald стоит в Akk. — den Wald.

Вот хорошая сводная таблица распределения предлогов по падежам:

Немецкие предлоги и падежи

Итак, чтобы овладеть темой склонение существительных, нужно выучить, как склоняются артикли мужского, женского, среднего рода и множественного числа. На первых порах вашей опорой будет наша таблица, затем навык перейдет в автоматизм.
 

Вот и всё, что нужно знать о падежах немецкого языка. Чтобы окончательно в них разобраться и не делать грамматических ошибок, изложим коротко несколько важных правил из склонения разных частей речи.

Материал готовили
Рустам Рейхенау и Анна Райхе, команда Deutsch Online

Самые популярные

Как легко выучить немецкие падежи

В немецком, как и во многих других языках есть падежи (Kasus). В них есть схожесть и соответствие с падежами в русском языке. Поэтому нам довольно легко выучить их. Ещё одна отличная новость: в немецком всего четыре падежа, что не может не радовать.

Der Nominativ

Der Nominativ, как и в русском языке, именительный падеж, отвечает на вопросы кто? что? (wer? was?), и обозначает подлежащее в предложении или именную часть сказуемого. В именительном падеже также будут стоять сопровождающие части речи.

Именительный падеж в немецком

Рассмотрим примеры.

Der Hund beißt den Mann. — Собака кусает мужчину. (Кто?) собака. «Собака» — именительный падеж, на что указывает артикль Der.

Dieser Gedanke ist blöd. — Эта мысль глупая. (Что?) мысль. Слово «мысль» имя существительное мужского рода в именительном падеже — окончание не меняется. «Эта» сопутствующее местоимение в именительном падеже, на что указывает окончание -er.

Das graue Haus ist rechts. — Серый дом находится справа. (Что?) дом. «Дом» Das Haus имя существительное в именительном падеже на что указывает определенный артикль Das и сопутствующее прилагательное graue с окончанием -e.

Der Akkusativ

Akkusativ (Akk), винительный падеж, отвечает на вопросы кого? что? куда? (wen? was? wohin?) и выступает в предложении либо прямыми дополнениями, либо косвенными дополнениями или обстоятельствами.

Артикли в винительном падеже практически такие же как в именительном, за исключением мужского рода, тоже касается и окончаний сопутствующих слов.

Также винительный падеж можно определить по предлогам. Такие предлоги как bis «до», durch «через», für «для», gegen «против», ohne «без», um «около» всегда требуют Der Akkusativ.

Винительный падеж в немецком

Рассмотрим примеры:

Der Hund beißt den Mann. — Собака кусает (кого?) мужчину.

Ich kaufe den blauen Wagen. — Я покупаю синюю (что?) машину. Машину — мужской род, винительный падеж артикль den, окончание сопутствующего прилагательного -en.

Er geht in die Schule. — Он идёт в школу. (Куда?) в школу.

Ich sehe den Vater. — Я вижу отца. Кого? — Отца. «Отец» стоит в винительном падеже, именно поэтому артикль DEN. Ведь DER (der Vater) превращается в Akkusativ в DEN.

Er geht in die Schule. — Он идёт в школу. Куда? — В школу. Поэтому школа стоит в винительном падеже. DIE (die Schule) остаётся в Akkusativ DIE. Поэтому in die Schule.

Некоторые предлоги всегда употребляются с Akkusativ.

Например, предлог für:

Ich kaufe das Buch für den Vater. — Я покупаю книгу для отца (отцу).

Der Dativ

Dativ (D), дательный падеж, выступает в предложении в роли непрямого объекта или обстоятельства и отвечает на вопросы кому? чему? откуда? где? (wem? woher? wo?)

Непрямым или косвенным объектом является объект, на который направлено действие, что происходит в предложении. Обычно это человек, хотя это не обязательно. Если вы спросите себя: «Кому или для кого это делается?», ответ будет косвенным объектом, и что бы сказать это по-немецки используют дательный падеж.

Некоторые глаголы, такие как, helfen — помогать, danken — благодарить, gefallen — нравиться, gehören — принадлежать, passen — подходить, почти всегда будут иметь косвенный объект, поэтому требуют дательный падеж.

С дательным падежом используются предлоги aus «из», bei «у», mit «с», außer «кроме» nach «после», zu «к», von «от», и другие.

Дательный падеж в немецкий

Разберем примеры использования дательного падежа.

Der Polizist gibt dem Fahrer einen Strafzettel. — Полицейский дает водителю билет. (Кому?) водителю. Водитель в дательном падеже, артикль DEM.

Ich gebe dem Vater das Buch. — Я даю отцу книгу. Кому? — Отцу. «Отец» в дательном падеже. Поэтому артикль DER (der Vater) поменялся на DEM. Кстати, das Buch в этом предложении стоит в Akkusativ, так как мы задаём вопрос что? — книгу.

Er ist in der Schule. — Он в школе. Где? — В школе. Поэтому школа стоит в дательном падеже. DIE (die Schule) превращается в Dativ в DER. Поэтому in der Schule.

Der Genitiv

Genitiv (G), родительный падеж, отвечает на вопрос — чей? (wessen?) и указывает на принадлежность чего-либо или кого-либо, кому-либо или же чему-либо. Существительные мужского и среднего рода в Der Genitiv, имеют дополнительное окончание: -es или -s, что является признаком сильного склонения.

Родительный падеж в немецком

Примеры использования Der Genitiv:

Das ist der Hut meines Vaters. — Это шляпа(чья?) моего отца.

Die Bluse des Mädchens. — блузка (чья?) девушки.

Der Titel des Filmes/Films. – название (чье?) фильма.

Das ist das Buch des Vaters. — Это книга отца. Чья? — Отца. Поэтому — Genitiv. DER становится в Genitiv DES + к слову добавляется окончание -s. Не забывайте об этом.

В настоящее время Dativ усиленно вытесняет Genitiv из немецкого языка, Genitiv можно теперь услышать только в академической речи или же найти его в книгах. Поэтому этот падеж нужно учить в последнюю очередь.

Очень важно в первую очередь выучить Akkusativ и Dativ.

Для упрощения понимания различий между падежами Dativ и Akkusativ достаточно запомнить следующее правило: 

  • Dativ обозначает пассивное состояние предмета или лица (кому? чему? откуда? где?)
  • Akkusativ обозначает активное состояние предмета или лица (кого? что? куда?).

Предлоги, употребляющиеся ТОЛЬКО в Akkusativ:

bis — до…:

Der Zug fährt bis Köln. — Поезд едет до Кельна.

durch — через/сквозь:

Sie fahren durch die Türkei. — Они едут через Турцию.

entlang — вдоль/в течение:

Wir fahren die Küste entlang. Мы едем вдоль побережья.

für — для/за что-л:

Er braucht das Geld für seine Miete. Ему нужны деньги для оплаты аренды.

gegen — против/в: 

Das Auto fuhr gegen einen Baum — Машина въехала в дерево.

ohne — без:

Ohne Brille kann ich nichts sehen. Я не могу ничего видеть без очков.

um — около/вокруг/в (-о времени):

Wir sind um die Kirche (herum) gegangen. Мы ходили вокруг церкви. Die Besprechung beginnt um 13.00 Uhr. Совещание начинается в 13.00 ч.

wider — вопреки/против:

Wider das Recht. Против закона / Против права. Wider die Natur. Против природы

Предлоги, употребляющиеся ТОЛЬКО в Dativ:

ab — от/с — указывает на время/начиная с…: 

Ab nächster Woche habe ich Urlaub. Со следующей недели у меня отпуск.

aus — из:

Ich komme aus der Türkei. Я из Турции.

außer — исключая/кроме/вне чего-то:

 Ich habe außer einer Scheibe Brot nichts gegessen. Кроме ломтика/кусочка хлеба я ничего не ел.

bei (1. указывает на местонахождение где-л/у кого-л. — у/при/возле. 2. указывает на состояние — за/во время чего-л)- (bei dem = beim): Ich wohne bei meinen Eltern. Я живу у своих родителей. | Er sieht beim Essen fern. Он смотрит телевизор во время еды/за едой.

entgegen — вопреки: Entgehen den Erwartungen verlor der Boxer den Kampf. Вопреки ожиданиям боксер проиграл бой.

gegenüber — напротив: Das Cafe befindet sich gegenüber dem Theater. Кафе находится напротив театра.

mit — («с»; а также указывает на средство совершения действия: Ich fahre mit dem Auto. Я еду на машине. | Ich gehe mit meiner Schwester ins Kino. Я иду с моей сестрой в кино.

nach — после: Nach dem Essen gehe ich ins Bett. После еды я иду спать.

seit — указывает на пункт во времени — с какого-то момента, начиная с…: Seit Adams Zeiten — Со времен Адама и Евы. | Ich habe seit gestern Abend starke Kopfschmerzen. — У меня болит голова со вчерашнего вечера.

von — от (во временном значении); с, из — (пространственное значение); (указывает на принадлежность) / (von dem — vom): Das ist der Schreibtisch vom Chef. Это стол моего шефа. | Ich komme gerade vom Zahnarzt. Я только от врача.

zu — используется при изменении местоположения, указания цели/места; к…) / (zu dem = zum|zu der = zur): Zum Glück regnet es nicht. К счастью, дождя нет (дождь не идет).

Предлоги, употребляющиеся в обоих падежах — и в Dativ, и в Akkusativ — называются Wechselpräpositionen. В данном случае всегда нужно задавать вопросы:

Wo? — где? Место / Wann? когда? = требуют падеж Dativ.

Wohin? — куда? направление, движение = требует Akkusativ.

А теперь к этим предлогам:

an (an dem = am|an das = ans) — на:

Dativ — Das Bild hängt an der Wand. (Wo? — an der Wand). Картина висит на стене (Где?)

Akkusativ — Ich hänge das Bild an die Wand (wohin? — an die Wand). Я вешаю картину на стену. (куда?)

auf (auf das = aufs) — на:

Dativ — Das Buch liegt auf dem Tisch. Книга лежит на столе.

Akkusativ — Ich lege das Buch auf den Tisch. Я кладу книгу на стол.

hinter — за, позади,от:

Dativ — Der Brief liegt hinter dem Schreibtisch. Письмо лежит за столом.

Akkusativ — Der Brief ist hinter den Schreibtisch gefallen. Письмо упало за стол.

in (in dem = im|in das = ins) — в:

Dativ — Ich war in der Schweiz. Я была в Швейцарии.

Akkusativ — Ich fahre in die Schweiz. Я еду в Швейцарию.

neben — рядом, возле:

Dativ — Der Tisch steht neben dem Bett. Стол стоит возле кровати.

Akkusativ — Ich stelle den Tisch neben das Bett. Я поставлю стол возле кровати.

über — над, о, более:

Dativ — Das Bild hängt über dem Sofa. Картина висит над диваном.

Akkusativ — Laura hängt das Bild über das Sofa. Лаура вешает картину над диваном.

unter — под:

Dativ — Die Katze sitzt unter dem Stuhl. Кошка сидит под стулом.

Akkusativ — Die Katze kriecht unter den Stuhl. Кошка залезла под стул.

vor (vor dem = vorm) — перед, до:

Dativ -Die Taxis stehen vorm Bahnhof. Такси стоят перед ж\д вокзалом.

Akkusativ — Die Taxis fahren direkt vor die Tür. Такси подъезжают прямо до двери.

zwischen — между:

Dativ -Das Foto ist zwischen den Büchern. Фото стоит между книг.

Akkusativ — Hast du das Foto zwischen die Büchern gesteckt? — Ты поставил фото между книг?

Предлоги с падежом Genitiv:

außerhalb — за пределами/за/вне/снаружи: 

Außerhalb der Stadt gibt es viel Wald. За городом есть большой лес.

innerhalb — в пределах/внутри/в течение/в рамках: 

Bitte bezahlen Sie die Rechnung innerhalb einer Woche. Пожалуйста, оплатите счет в течение недели. Der Hund kann sich innerhalb der Wohnung befinden. Собака может находиться в квартире.

laut — в соответствии с…/согласно чему-л/по:

Laut einer Studie sind nur 50 % der Deutschen glücklich. Согласно исследованию, счастливы лишь 50% немцев.

mithilfe — при помощи/при содействии:

Mithilfe eines Freundes gelang ihm die Flucht. Благодаря помощи друзей, ему удалось сбежать.

statt — вместо чего-л.: 

Statt eines Blumenstrausses verschenkte er ein altes Buch. Вместо букета цветов он подарил старую книгу.

trotz — несмотря на/вопреки: 

Trotz einer schlechten Leistung bestand er die Prüfung. Несмотря на плохую успеваемость он сдал экзамен.

während — на протяжении чего-л/за время чего-л/в процессе: 

Während seines Studiums lernte er Englisch. За время учебы в институте он выучил английский язык.

wegen — из-за/вследствие чего-л.:

Wegen eines Unglücks hatte der Zug Verspätung. Поезд опоздал из-за аварии.

ВАЖНО: с личными местоимениями предлог wegen будет использоваться с падежом Dativ: Wegen dir|mir (+Dativ) — Wegen dir habe ich drei Kilo zugenommen. Из-за тебя я набрала 3 кг.

Падежи в немецком языке — важная грамматическая тема, но довольно простая для понимания из-за сходства с русским языком. Главная сложность выучить как склоняются артикли и изменяются окончания сопутствующих слов. Но нет ничего сложного, если усердно учится.

Перейти на страницу «Падежи немецкого языка»

Алгоритм

Как разобраться с немецкими падежами?

Падежи – важная грамматическая тема, которая проходит красной нитью через все конвенциональные языковые курсы, но даже спустя годы работы с языком продолжает казаться нелогичной и недопонятой многим студентам.

Во время нашего Падежного спринта мы за 2 недели разбираемся навсегда со всеми формами артиклей, местоимений и учим все основные предлоги!

Однако мы знаем, что среди вас много джедаев, которые готовы справиться с этой задачей самостоятельно, поэтому подготовили для вас алгоритм работы.

5 шагов

Что делать, чтобы освоить немецкие падежи?

1) разберитесь с логикой падежной системой немецкого языка

Есть немало исследований, которые подтверждают идею, что чем лучше вы знаете родной язык, тем проще вам понять логику изучаемого нового языка.

Эффект усиливается, если языки имеют общего предка, как в случае с индоевропейским языком для немецкого и русского. Именно поэтому очень полезно освежить свои школьные знания о грамматике русского языка и использовать их как подспорье в понимании логики немецкого языка.

Очень полезно сделать небольшой обзор и сравнить падежную систему русского и немецкого языков

У наших языков есть сходства:

  • все падежные вопросы в русском языке идентичны падежным вопросам в немецком.

Родительный падеж в русском отвечает на формальные вопросы кого/чего?, а немецкий Genitiv на вопрос wessen? (чей?), но с точки зрения грамматического значения в обоих случаях речь идёт о принадлежности.

  • все 4 падежа в немецком имеют свой аналог в русском:

Nominativ – именительный
Akkusativ – винительный
Dativ – дательный
Genitiv – родительный

  • в обоих языках все падежи, кроме именительного, имеют свои предлоги. Например,

русский родительный: у, от, до, из, для, без, около
немецкий Akkusativ: durch, für, ohne, um, gegen, wider, bis, entlang

Есть пара принципиальных отличий в наших падежных системах:

  • в русском мы распознаем род и падеж по окончанию существительного, в немецком же та же самая грамматическая информация находится в слове, которое стоит перед существительным: детерминатив.

Русский: Я даю это девочке.
Немецкий: Ich gebe es dem Mädchen.

В немецком есть «остаточные» случаи маркировки падежа в окончании существительного, а не детерминатива, и изучающим немецкий они даются с особым трудом.

  • существительное во множественном числе дательного падежа получает окончание -en: Ich gebe es meinen Freunden.
  • существительные мужского и среднего рода в единственном числе родительного падежа получает окончание -s: das Buch meines Mannes.

Кстати, интересно, что в древневерхненемецком, в более ранний исторический период развития немецкого языка, падежи маркировались разнообразными окончаниями. Так же как и в русском языке, но со временем из-за смещения ударения на первый корневой слог произошла постепенная редукция гласного в окончаниях, а затем и самих окончаний в разнообразных падежах. Параллельно с этим процесс стал развиваться артикль как новая часть речи, которая взяла на себя функции маркировки падежа.

Подробнее узнать об этом процессе вы можете в нашей бесплатной открытой лекции по истории немецкого языка.

    • в русском 6 падежей, в немецком всего 4: наш творительный и предложный падежи в немецком отсутствуют, но сама логика этих падежей успешно компенсируется комбинацией Dativ/Akkusativ + предлог

    Согласитесь, теперь немецкие падежи кажутся не такими страшными и далёкими от русского языка.

    2) убедитесь, что вы знакомы со всеми детерминативами и знаете, как образовать множественное число существительного

    Для начала стоит удостовериться, что вы знаете все основные служебные слова определители, которые могут стоять перед существительным, а не только два вида артиклей. Например, это могут быть

    • притяжательные местоимения (mein, dein, sein, ihr..),
    • указательные местоимения (dieser, jeder, jener) или
    • местоимения с функцией числительного (wenige, viele, einige).

    Кроме того важно помнить, что некоторые из детерминативов стоят только в единственном числе (нет множественного числа у jeder/jedes/jede или неопределённого артикля), а некоторые только ко множественном (beide, einige/mehrere).

    Образование множественного числа существительных — одна из самых важных тем уровня А1-А2, но она часто провисает и на более старших ступеньках.

    Как запоминать Plural?
    Нужно запоминать только исключения из правила образования Plural. Сегодня мы хотим напомнить вам правило о 5 окончаниях множественного числа. Листайте галерею слайдов или читайте подробнее →

    Запоминание рода немецких существительных – головная боль каждого студента, и чем раньше мы осознаём, что без 100% знания рода не может быть 100% построения падежной цепочки, тем легче наш путь✨

    Убедитесь, что знакомы с этими техниками запоминания рода существительных:

    Это бессмысленные мини-фразочки, собранные из цепочек суффиксов, по которым можно определить род существительных.

    Возможно, вы уже сталкивались с довольно известными акронимами. Эти словечки-заклинания включают в себя почти половину основных суффиксов существительных и их легко запомнить, повторив медленно по слогам раз 10-15.

    Простая, но работающая техника запоминания рода слов, связанных тематически:

    группируем слова одной темы по роду и визуализируем их в пространстве, запоминая картинку фотографической памятью.

    Для хорошего эффекта набор предметов не должен быть слишком большим (до 12-15), а визуализация должна быть интенсивной.

    3) выучите формы детерминативов и личных местоимений во всех падежах до полного автоматизма

    Очень важно выучить изменение артиклей и всех местоимений во всех падежах до полного автоматизма. Обычно для такого тренинга нужны несколько сотен (а не десятков) примеров и тренинг на скорость и с помощью интервального повторения.

    При грамотно построенном тренинге, это занимает всего 1-2 недели.

    4) изучите все базовые предлоги Dativ и Akkusativ

    Akkusativ

    Мы подготовили для вас удобную грамматическую карусель-запоминалку с базовым значением каждого предлога и типичным примером.

    Такие примеры-паттерны мини-фраз помогут вам не просто знать перевод, но и употреблять предлоги в похожих контекстах и встроить их в свою речь. Подробнее →

    Хорошая новость про предлоги винительного падежа: новых предлогов нам больше не встретится!

    Dativ

    Мы подготовили для вас удобную грамматическую карусель-запоминалку с базовым значением каждого предлога и типичным примером употребления.

    Такие примеры-паттерны мини-фраз помогут вам не просто знать перевод, но и употреблять предлоги в похожих контекстах и встроить их в свою речь. Подробнее →

    После того, как у вас стоят на автоматизме базовые предлоги этих двух падежей можно проработать более редкие предлоги Dativ и начать погружаться в предлоги Genitiv: это уже чуть более сложная тема.

    Почти все предлоги Genitiv имеют свои особенности: в каких-то контекстах не стоит артикль, в каких-то контекстах нет окончания -s у существительных мужского и среднего рода. Многие предлоги Genitiv употребляется в определённых регионах или контекстах с Dativ. Полезно знать в любом случае базовые предлоги типа wegen или während, но детально углубляться в эту тему стоит, когда у вас уже стоит падежная цепочка и все базовые предлоги.

    5) закрепите теорию практикой

    Начните выводить в автоматизм падежную цепочку с предлогами, используя Метод языковой песочницы.

    Метод языковой песочницы – одна из самых простых и безболезненных техник, основанных на интуитивном понимании и тренинге навыков.

    Именно с его помощью проще всего выучить предлоги, которые могут иметь управление и Dativ, и Akkusativ в зависимости от вопроса wo? где? или wohin? куда?.

    Мы разбираем четырёхступенчатый метод песочницы и смотрим на него более детально на примере тренинга предлогов места здесь → Посмотрите примеры на видео и прочитайте описание.

    p.s. вспомните разницу между
    глаголами-парочками

    Во время тренинга предлогов места с двойным падежом Akkusativ/Dativ стоит обратить внимание на похожие глаголы, которые отличаются управлением и вопросом где? куда?

    • stellen/stehen
    • hängen (слабый)/hängen (сильный)
    • sitzen/(sich)setzen
    • liegen/legen

    Глаголы с похожим произношением, но с разными значениями частенько путаются не только в настоящем времени, но и в Perfekt.

    Здесь мы разбираем пару глаголов stellen/stehen →
    Не забудьте самостоятельно разобрать и проработать и остальные пары.

    Если же вы чувствуете, что вам сложно освоить эту тему самостоятельно, сложно перевести свои знания в навык и вы бы хотели иметь выверенные материалы, своего наставника и сплоченную команду одногруппников, будем рады видеть вас на нашем курсе.

    Присоединяйтесь к нашему спринту «Система немецких падежей».

    За 2 недели разберёмся навсегда со всеми формами артиклей, местоимений и выучим все предлоги!

    Катерина Томилина,
    Основатель школы lingua franconia

    Камилла Хасанова,
    Тренер падежного спринта

    Читайте также:

    Содержание

    • Именительный падеж (Nominativ)
    • Родительный падеж (Genitiv)
    • Дательный падеж (Dativ)
    • Винительный падеж (Akkusativ)
    • Таблица немецких падежей с вопросами и артиклями
    • Упражнения
    • Пример диалога на тему
    • Прочитайте и переведите текст

    Падежи — это грамматические категории, которые указывают на роль существительных, местоимений и артиклей в предложении. В немецком языке существуют 4 основных падежа: именительный, родительный, дательный и винительный. Постановка вопросов поможет определить, где какой падеж. Рассмотрим, на какие вопросы отвечают каждый из падежей:

    Именительный падеж (Nominativ) используется для обозначения подлежащего в предложении. Вопросы «Wer?» (кто?) и «Was?» (что?) помогают определить форму существительного.

    Примеры:

    Wer ist das? — Кто это?

          Wer ist das

    Das ist ein Hund. — Это собака.

          Das ist ein Hund.

    Родительный падеж (Genitiv)

    Родительный падеж (Genetiv) указывает на принадлежность или отношение. Вопросы «Wessen?» (чьё?) или «Wem?» (кому?) используются для определения формы.

    Примеры:

    Wessen Buch ist das? — Чья это книга?

          Wessen Buch ist das

    Das ist der Freund meiner Schwester. — Это друг моей сестры.

          Das ist der Freund meiner Schwester.

    Дательный падеж (Dativ)

    Дательный падеж (Dativ) выражает кому или чему предназначено действие. Вопросы дательного падежа «Wem?» (кому?) помогают определить форму.

    Примеры:

    Wem gibst du das Geschenk? — Кому ты даришь подарок?

          Wem gibst du das Geschenk

    Ich gebe es meiner Mutter. — Я дарю его маме.

          Ich gebe es meiner Mutter.

    Винительный падеж (Akkusativ)

    Винительный падеж (аккузатив — Akkusativ) используется для обозначения прямого дополнения в предложении. Вопросы «Wen?» (кого?) или «Was?» (что?) определяют форму.

    Примеры:

    Wen siehst du? — Кого ты видишь?

          Wen siehst du

    Ich sehe den Ball. — Я вижу мяч.

          Ich sehe den Ball.

    Таблица немецких падежей с вопросами и артиклями

    Таблица 1. Немецкие падежи с вопросами и артиклями

    Падеж Вопрос Мужской Женский Средний Множественное
    Именительный Wer? Was? der Mann die Frau das Kind die Kinder
    Родительный Wessen? des Mannes der Frau des Kindes der Kinder
    Дательный Wem? dem Mann der Frau dem Kind den Kindern
    Винительный Wen? Was? den Mann die Frau das Kind die Kinder

    Упражнения

    Упражнение 1: Переведите следующие предложения на немецкий язык, учитывая правильные формы падежей:

    1. Я даю книгу своему другу. (Дательный падеж)
    2. Чья это машина? (Родительный падеж)
    3. Она видит кошку. (Винительный падеж)
    4. Кто этот мужчина? (Именительный падеж)

    Ответы

    1. Ich gebe das Buch meinem Freund.
    2. Wessen Auto ist das?
    3. Sie sieht die Katze.
    4. Wer ist dieser Mann?

    Упражнение 2: Дополните предложения, выбрав правильный вопрос с соответствующим падежом.

    1. Ich gebe … das Buch?
    2. … Auto ist das?
    3. Sie sieht …?
    4. … ist dieser Mann?

    Ответы

    1. Wem (дательный падеж)
    2. Wessen (родительный падеж)
    3. Wen (винительный падеж)
    4. Wer (именительный падеж)

    Упражнение 3: Задайте вопросы к выделенным словам в скобках, используя правильные падежи.

    1. Sie gibt dem Kind eine Blume. (дательный падеж)
    2. Das ist das Auto des Lehrers. (родительный падеж)
    3. Er sieht den Vogel im Baum. (винительный падеж)
    4. Das ist meine Freundin (именительный падеж)
    5. Ich helfe dem Hund. (дательный падеж)

    Перевод

    1. Она дает цветок ребенку.
    2. Это автомобиль учителя.
    3. Он видит птицу на дереве.
    4. Это моя подруга Лиза.
    5. Я помогаю собаке.

    Ответы

    1. Wem gibt sie eine Blume?
    2. Wessen Auto ist das?
    3. Wen sieht er im Baum?
    4. Wer ist Lisa?
    5. Wem hilfst du?

    Перевод

    1. Кому она дает цветок?
    2. Чья это машина?
    3. Кого он видит на дереве?
    4. Кто такая Лиза?
    5. Кому ты помогаешь?

    Пример диалога на тему

    Anna: Hey, wie geht es dir?

    Paul: Mir geht es gut, danke! Ich lerne gerade Deutsch, aber die Fälle verwirren mich.

    Anna: Keine Sorge, das ist normal. Welche Fälle machen dir Schwierigkeiten?

    Paul: Besonders der Dativ und der Akkusativ. Ich verstehe nicht immer, wann ich welchen verwenden soll.

    Anna: Das ist verständlich. Der Dativ antwortet auf die Fragen «Wem?» und «Wozu?» und der Akkusativ auf «Wen?» und «Was?». Zum Beispiel: «Ich gebe dem Lehrer (Dativ) das Buch (Akkusativ).»

    Paul: Ah, jetzt verstehe ich das besser. Und wie ist es mit dem Genitiv?

    Anna: Der Genitiv zeigt Besitz an und antwortet auf die Frage «Wessen?». Zum Beispiel: «Das Auto (Nominativ) meines Vaters (Genitiv) ist grün.»

    Paul: Danke für die Erklärungen! Ich werde weiter üben, um die Fälle besser zu verstehen.

    Anna: Gern geschehen! Du schaffst das bestimmt. Viel Erfolg beim Lernen der Fälle!

          dialog

    Перевод

    Анна: Привет, как у тебя дела?

    Павел: У меня все хорошо, спасибо! Я сейчас учу немецкий, но падежи меня смущают.

    Анна: Не волнуйся, это нормально. Какие падежи вызывают у тебя трудности?

    Павел: Больше всего дательный и винительный. Я не всегда понимаю, когда мне нужно использовать какой.

    Анна: Понятно. Дательный отвечает на вопросы «Кому?» и «Для чего?», а винительный на «Кого?» и «Что?». Например: «Я даю учителю (дательный) книгу (винительный)».

    Павел: Ах, теперь я лучше понимаю. А как насчет родительного падежа?

    Анна: Родительный падеж указывает на принадлежность и отвечает на вопрос «Чей?». Например: «Машина (именительный) моего отца (родительный) зеленая.»

    Павел: Спасибо за объяснения! Я буду продолжать практиковаться, чтобы лучше понять падежи.

    Анна: Пожалуйста! Ты обязательно справишься. Удачи в изучении падежей!

    Прочитайте и переведите текст

    In einem verzauberten Wald, weit weg von der hektischen Welt, lebte ein kluger alter Fuchs namens Friedrich. Friedrich konnte nicht nur zauberhafte Geschichten erzählen, sondern er kannte auch die Geheimnisse der deutschen Grammatik, insbesondere die wunderbaren Fälle.

    An einem strahlenden Morgen, als die Sonne ihre goldenen Strahlen über den Wald sandte, kamen die Tiere des Waldes zu Friedrich, um seine Weisheit zu erbitten. Die Eule fragte: «Oh weiser Friedrich, wie benutzt man den Dativ in einem Satz?». Friedrich lächelte und antwortete: «Liebe Eule, der Dativ ist wie der Schlüssel zu einem geheimen Garten. Er antwortet auf die Fragen ‘Wem?’ und ‘Wozu?’. Stell dir vor, du schenkst einem Vogel (Dativ) einen funkelnden Edelstein (Akkusativ), damit er das Sonnenlicht (Akkusativ) einfangen kann.»

    Das Eichhörnchen, neugierig wie immer, fragte: «Aber wie ist es mit dem Genitiv, oh weiser Friedrich?». Friedrich nickte und sagte: «Der Genitiv ist der magische Spiegel der Besitztümer. Er antwortet auf die Frage ‘Wessen?’. Stell dir vor, du folgst dem Duft der Blumen (Genitiv) des Sommers (Genitiv), während die Bäume (Nominativ) des Waldes (Genitiv) flüstern.»

    Die Tiere lauschten gebannt den Worten des alten Fuchses, während um sie herum Blumen in den schönsten Farben erblühten und funkelnde Sterne am Tageshimmel leuchteten. Friedrich lächelte und sprach: «Ihr lieben Freunde, die Fälle sind wie die Zaubersprüche der deutschen Sprache. Indem ihr sie versteht und anwendet, öffnet ihr die Tore zu einem reichen Schatz von Ausdrucksmöglichkeiten.»

    Und so versammelten sich die Tiere weiter um Friedrich und lauschten seinen bezaubernden Erklärungen über die Fälle, während der verzauberte Wald ihre Worte in einem glitzernden Tanz aufnahm.

          text

    Перевод

    В волшебном лесу, далеко от суетного мира, жил умный старый лис по имени Фридрих. Фридрих мог не только рассказывать волшебные истории, но и знал секреты немецкой грамматики, особенно чудесные падежи.

    В яркое утро, когда солнце осветило своими золотыми лучами лес, животные пришли к Фридриху, чтобы получить его мудрость. Сова спросила: «О мудрый Фридрих, как использовать дательный падеж в предложении?» Фридрих улыбнулся и ответил: «Дорогая сова, дательный падеж как ключ к секретному саду. Он отвечает на вопросы ‘Кому?’ и ‘Для чего?’. Представь себе, что ты даришь птице (дательный) блестящий драгоценный камень (винительный), чтобы она могла уловить свет солнца (винительный)».

    Белка, всегда любопытная, спросила: «А как насчет родительного падежа, о мудрый Фридрих?» Фридрих кивнул и сказал: «Родительный падеж — это волшебное зеркало владения. Он отвечает на вопрос ‘Чьего?’. Представь себе, что ты идешь по следу цветов (родительный) лета (родительный), пока деревья (именительный) леса (родительный) шепчут.»

    Животные внимательно слушали слова старого лиса, в то время как вокруг них расцветали цветы самых прекрасных оттенков, и блестящие звезды сверкали на дневном небе. Фридрих улыбнулся и сказал: «Дорогие друзья, падежи — это словно волшебные заклинания немецкого языка. Понимая и применяя их, вы открываете двери к богатому сокровищнице выразительных возможностей.»

    И так, животные продолжали собираться вокруг Фридриха и слушать его волшебные объяснения о падежах, пока волшебный лес вокруг них внимал их словам в блестящем танце.

    Вопросы

    1. Wie hieß der kluge Fuchs, der die Geheimnisse der deutschen Grammatik kannte?
    2. Auf welche Fragen antwortet der Dativ?
    3. Welche Frage löst der Genitiv?
    4. Was erzählte Friedrich über den Genitiv?
    5. Wie reagierten die Tiere auf Friedrichs Erklärungen über die Fälle?

    Перевод

    1. Как звали мудрого лиса, который знал секреты немецкой грамматики?
    2. На какие вопросы отвечает дательный падеж?
    3. На какой вопрос отвечает родительный падеж?
    4. Что Фридрих рассказал о родительном падеже?
    5. Как животные реагировали на объяснения Фридриха о падежах?

    Ответы

    1. Der kluge Fuchs hieß Friedrich.
    2. Der Dativ beantwortet die Fragen «Wem?» und «Für wen?».
    3. Der Genitiv beantwortet die Frage «Wessen?».
    4. Friedrich sagte, dass der Genitiv ein magischer Spiegel des Besitzes sei.
    5. Die Tiere hörten aufmerksam und interessiert zu und versammelten sich um Friedrich.

    Перевод

    1. Мудрого лиса звали Фридрих.
    2. Дательный падеж отвечает на вопросы «Кому?» и «Для чего?».
    3. Родительный падеж отвечает на вопрос «Чьего?».
    4. Фридрих сказал, что родительный падеж — это волшебное зеркало владения.
    5. Животные слушали внимательно и с интересом, собираясь вокруг Фридриха.

    Пусть изучение падежей станет для вас увлекательной головоломкой, которую вы с легкостью разгадаете. Верьте в себя, и вы справитесь с этим вызовом и освоите падежи и падежные хитрости с легкостью. Вперед, к новым знаниям и языковым победам!

    Möge das Erlernen der Fälle für euch zu einem fesselnden Rätsel werden, das ihr mühelos entschlüsseln werdet. Glaubt an euch selbst und ihr werdet diese Herausforderung meistern und die Fälle mühelos beherrschen. Vorwärts zu neuen Erkenntnissen und sprachlichen Erfolgen!

    Немецкий язык, в отличие от романских языков и даже своего собрата по германской группе – английского – сохранил систему падежей и грамматическую категорию склонения. Увы, что представляет немало трудностей для изучающих — требуется постоянно следить за согласованием и уделять много времени заучиванию.

    Изучение немецких падежей происходит постепенно, дабы они стали частью активной грамматики, а не лежали мертвым грузом на студенте. Чтобы облегчить восприятие немецких падежей, мы подготовили для вас краткий обзор всей падежной системы немецкого языка. 

    Оглавление:

    1. Сходства и отличия падежей в немецком и русском
    2. Таблица немецких падежей
    3. Как работать с падежами?
    4. Nominativ
    5. Genitiv
    6. Dativ
    7. Akkusativ 

    1. Сходства и отличия падежей в немецком и русском

    Падеж представляет собой форму склоняемого слова, которая выражает его отношение к другим словам в предложении.

    В русском языке существует 6 падежей:

    • Именительный
    • Родительный
    • Дательный
    • Винительный
    • Творительный
    • Предложный 

    В немецком всего 4 падежа:

    Прямой

    • Nominativ (именительный)

    Косвенные

    • Genitiv (родительный)
    • Dativ (дательный)
    • Akkusativ (винительный) 

    Значит ли это, что падежная система немецкого проще? Отнюдь, ведь меньшее число падежей в немецком означает, что у оставшихся будет больше функций. Соответственно и использование будет отличным.

    Видео по теме  «немецкие падежи» от Инны Левенчук


    2. Таблица немецких падежей (с артиклями)

    падежи в немецком языке, Онлайн центр Инны Левенчук 

    3.   Как работать с падежами?

    3 интересных факта о падежах в немецком языке:

    1) Чтобы выбрать падеж, необходимо задать вопрос (см. таблицу выше);

    2) От падежа зависит

    — окончание

    • существительного
    • прилагательного
    • местоимения

    3) Падеж определяет

     → управление глаголов

    → выбор предлогов 

    обучение немецкому языку, немецкий язык репетитор

    Перед вами стоят следующие задачи:

    1. выучить падежные окончания;
    2. научиться применять функции падежей;
    3. выучить список  глаголов и предлогов, после которых обязательно
    4. употребляется тот или иной падеж.

    Тема достаточно большая, поэтому представим для наглядности несколько функций падежей в немецком языке.

    4. Nominativ — именительный падеж в немецком языке

    Wer? Кто?

    Was? Что?

    Основная функция: назывная

    именительный падеж в немецком языке, Онлайн центр Инны Левенчук 

    5. Genitiv — родительный падеж немецкого языка

    Wessen? Чей?

    Основная функция: выражение признака

    родительный падеж в немецком языке, Онлайн центр Инны Левенчук

    6. Dativ — дательный падеж в немецком языке

    Wem? Кому?

    Основная функция: выражение объекта, к которому направлено действие

    дательный падеж в немецком языке, Онлайн центр Инны Левенчук

    7. Akkusativ — винительный падеж в немецком языке

    Wen? Кого?

    Was? Что?

    Основная функция: выражение объекта, на которого направлено действие

    винительный падеж в немецком языке, Онлайн центр Инны Левенчук 

    Для тренировки понимания падежей рекомендуем посмотреть это видео Инны Левенчук: 


    Друзья, стало понятнее, как использовать падежи? Пишите в комментариях была ли полезна вам статья. Если вы всерьез настроены выучить немецкий язык — ждем вас на курсах онлайн-центра канд.пед.наук Инны Левенчук. Вы можете воспользоваться пробной неделей обучения и понять, подходит ли вам методика и преподаватель. Чтобы воспользоваться пробной неделей обучения немецкому языку онлайн — оставьте заявку на желаемый курс и отметьте пробную неделю. 

    Статья подготовлена школой немецкого языка канд. пед. наук Инны Левенчук.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разведенный на латыни рецепт
  • Католические немецкие мужские имена
  • Самые знаменитые немецкие бренды
  • Августин немецкая песня скачать бесплатно mp3
  • Интересное задание по немецкому языку для начинающих