Немецкая литература 17 века авторы

Рейтер Кристиан

Ре́йтер Кри́стиан (Christian Reuter) (1665 – после 1712), немецкий писатель. С 1688 г. изучал теологию и право в Лейпцигском университете. Комедия «Честная женщина из Плиссина» [«Die Ehrliche Frau zu Plißine», 1695, под псевдонимом Hilarius (Весёлый)], созданная под влиянием комедии Мольера «Смешные жеманницы» (1659), высмеивает нравы немецкого бюргерства. Главное произведение – роман «Описание истинных, любопытных и преопасных странствий на воде и на суше Шельмуфского» («Schelmuffskys Warhafftige Curiöse und sehr gefährliche Reisebeschreibung zu Wasser und Lande», 1696 или 1697, опубликован анонимно), герой которого, хвастливый бюргер, повествует о своих вымышленных приключениях в разных странах. В изложенных в гробианском стиле историях пародируются галантный роман и литература путешествий немецкого барокко. В 1699 г. Рейтера исключили из университета за комедию «Болезнь и смерть честной женщины Шлампампе» («Der ehrlichen Frau Schlampampe Krankheit und Tod», 1696) и пародийную надгробную речь «Последнее памятное слово о бывшей честной женщине Шлампампе» («Letztes Denck- und Ehren-Mahl der weyland gewesenen Ehrlichen Frau Schlampampe», 1697), которые были восприняты публикой как пасквиль. В 1700–1702 гг. секретарь камергера в Дрездене. В комедии «Граф Эренфрид» («Graf Ehrenfried», 1700) высмеял лживого и бесчестного дворянина, наделённого чертами Тартюфа. С 1703 г. Рейтер состоял драматургом и поэтом при дворе короля Фридриха I в Берлине.

 Немецкая литература XVII ст.— трагическая и яркая страница в истории мировой культуры. Ни одна из европейских литератур той эпохи не запечатлела с такой силой бедствия народа, отданного во власть феодальной реакции (лирика Грифиуса, проза Гриммельсгаузена). 

По своему экономическому и социально-политическому развитию Германия XVII в. была одной из самых отсталых европейских стран.

Реформация не привела к созданию единого государства. В начале века в южных княжествах усиливается волна католической реакции. Австрийская ветвь Габсбургов использует политическое бессилие Германии для подчинения части княжеств своей мощной императорской власти. Другая часть немецких княжеств остается приверженной протестантизму.
 

Центральное событие немецкой истории XVII в.— Тридцатилетняя война (1618—1648); Она была развязана австрийскими и испанскими Габсбургами, мечтающими о мировом господстве, при поддержке папского Рима и имела общеевропейский характер. Встав во главе Католической лиги, Габсбурги открывают действия против Евангелической унии, объединявшей немецкие лютеранские княжества и протестантские государства (Швецию, Данию, Англию), поддерживаемые католической Францией. Таким образом, Германия оказалась разорванной на две враждующие части. Основные военные действия развернулись на ее территории.

«На протяжении жизни целого поколения,— писал об этом времени Ф. Энгельс,— по всей Германии хозяйничала самая разнузданная солдатня, какую только знает история. Повсюду налагались контрибуции, совершались грабежи, поджоги, насилия и убийства. Больше всего страдал крестьянин там, где в стороне от больших армий действовали на собственный страх и риск и по своему произволу мелкие вольные отряды, или, вернее, мародеры. Опустошение и обезлюдение были безграничны. Когда наступил мир, Германия оказалась поверженной — беспомощной, растоптанной, растерзанной, истекающей кровью…»

В ходе войны погибли три четверти населения Германии. Страна обезлюдела, одичала, растеряла накопленные веками культурные ценности, были сожжены и разрушены университеты, разграблены библиотеки. Все это страшное время, соперничая с войной в числе человеческих жертв, в стране свирепствовала моровая язва, чума…

Мы все ещё в беде, нам горше, чем доселе.

Бесчинства прошлых орд, взъяренная картечь,

Ревущая труба, от крови жирный меч

В руинах города, соборы опустели.

Похитили наш труд, вконец нас одолели.

Как пересилить зло? Как женщин оберечь?

В горящих деревнях звучит чужая речь.

О скорбный край, где кровь потоками течёт!

Огонь, чума и смерть… И сердце стынет в теле.

Но что позор и смерть, что голод и беда,

Мы восемнадцать лет ведём сей страшный счёт.
Забиты трупами отравленные реки.

(А. Грифиус. «Слезы отечества, Anno 1636»)

Пожары, грабежи и недород, когда
Сокровища души разграблены навеки?!

Пройдёт ровно триста лет, и другой немецкий поэт, вынужденный покинуть родину, напишет вдали от Германии двойной сонет «Слезы отечества. Anno 1937».

Этим поэтом был И. Р. Бехер, необычайно остро ощущавший близость того страшного времени, которое переживала Германия под гнетом фашизма, эпохе Тридцатилетней войны. 

В сонете Грифиуса вставал мрачный образ остановившегося времени, когда даже реки текут замедленно, потому что они завалены трупами. Мощной метафорой — «от крови жирный меч» — поэт подчеркивает ужас и абсурдность действительности: не красный, а именно жирный, сытый, как отъевшееся на человеческой крови чудовище. Это страшная эмблема, страшный символ войны. Но это полное страданий и бедствий время явилось временем подлинного расцвета поэзии. Человеческий дух противостоял отчаянию и смерти. 

Поэзия Тридцатилетней войны заложила фундамент немецкой национальной поэзии, без неё были бы невозможны ни Гёте, ни Шиллер.

Почти все вершинные достижения немецкой литературы XVII в.— и в поэзии, и в прозе — связаны с художественной системой барокко. Этому способствовала сама зыбкая, тревожная, хаотичная действительность, те бесконечные превратности и опасности, которым подвергалась человеческая жизнь в горниле войны. Особенность немецкого барокко (хотя и в немецкой литературе были явления, возникшие под влиянием маринизма и гонгоризма и близкие французской прециозности) заключается в том, что это искусство подлинно трагическое, суровое, исполненное высокого гражданского пафоса. 

В своем развитии немецкая литература XVII в. проходит два этапа:

  1. на первом (годы войны) наибольшее развитие получила поэзия,
  2. на втором (вторая половина века) идет осмысление трагического опыта войны, своеобразное подведение итогов в крупных жанрах, прежде всего романе.

Кроме того, в этот период, с одной стороны, усиливается тенденция прециозности, с другой — все более ярко выступает «низовое», демократическое барокко.

1.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XVII века

2.

Социально-культурный
контекст литературы XVII в.
Германия ослаблена в
социальном, политическом и
экономическом отношениях.
Это отсталая аграрная страна
периода феодальной реакции.
Основа общественной и
культурной жизни — княжеские
дворы.
Классицизм угасал.
Литература барокко
господствовала во всех жанрах и
отражала трагизм немецкой
жизни.
В конце XVII в. на первое место
выходит демократический
роман, отражающий трудную
жизнь простых людей
(Гриммельсгаузен).

3.

Андреас ГРИФИУС (1616-1664)
А.Грифиус. Слезы Отечества
Один из самых известных немецких поэтов XVII в.
Прославился сочинением сонетов.
Все громче торжество грабительства и
Писал барочные пьесы, которые до сих пор
гнета.
считаются образцовыми.
Народов дикий сброд, тромбон — губитель
Основные темы:
мира,
От крови жирный меч, гремящая мортира, -бедствия народа и страны;
-быстротечность жизни;
И закрома, где нет плодов труда и пота.
-непостоянство всего сущего, его обманчивость;
-традиционный барочный мотив суеты;
На башнях все в огне, и рухнули ворота,
-особая трагическая эмоциональная напряжённость.
В руинах ратуша и кирха смотрит сиро.
Борис Иванович Пуришев:
Позор невест и жен, а воинам – секира.
Огонь, чума и смерть берут людей без счета. Мир
простирается
перед
ним
необъятным
кладбищем. Повсюду он находит гробницы, скелеты,
По улицам в кювет и на плацу широком
косу смерти, сверкающую холодным блеском. Он
Уж трижды по шесть лет стекает кровь
вкладывает в уста мертвецов патетические тирады о
потоком,
тщетности и суетности земных дел .
И трупы пачками плывут в речной тиши.
Все кружится в какой-то дикой пляске скелетов.
Грифиус словно бредит наяву. Его речь исполнена
Но я молчу о том, что хуже ран телесных,
трепета, экстаза, неистового клокотания.
Чумы и голода, и всех мучений крестных.
Он склонен нагромождать один жуткий образ на
Страшней, что гибнут в нас сокровища
другой. Он всегда готов обрушить на читателя
души.
ураган кипящих риторических оборотов.
Вместе с тем этот сложный художник способен
поразить ясностью мысли, трезвостью суждений,
замечательной
четкостью
поэтической
архитектоники.

4.

Широкое распространение мистических
взглядов – характерное явление немецкой
духовной жизни XVII в.
В религиозном экстазе многие искали
забвения от ужасов окружающей жизни.
Якоб БЁМЕ (1575-1624)
Один из самых знаменитых христианских
мистиков, «провидец», философ,
писатель, «философ-сапожник» (был отдан
в обучение сапожнику).
Основная идея:
спасение человека возможно не внешними
добрыми делами, не содействием Бога, а
только внутренней верой сердца.
Нравоописательный роман – реальная
повседневная жизнь.
Он связан с национальной традицией,
опирался на опыт испанского сатирикодидактического и плутовского романа.

5.

?
Портрет Гриммельсгаузена.
1641.
Ганс Якоб Кристоффель
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН (1621/1622-1676)
Крупнейший немецкий прозаик XVII в. ,
сатирик, «веселое перо».
Б.И.Пуришев:
Персонажи Гриммельсгаузена
исторически конкретны, что придает им
определенную эпическую рельефность.
Каждый плутовской роман
Гриммельсгаузена представляет собой
обстоятельную историю одной
человеческой судьбы, в которой отражены
судьбы тогдашнего немецкого общества.
Под пером талантливого писателя все эти
произведения становились подлинным
эпосом маленьких людей Германии.
Его романы – правдивая летопись
трагических судеб немецкого народа.

6.

Роман «Похождения Симплиция Симплициссимуса» (1669)
Наиболее значительный памятник немецкой литературы XVII в.
Герой – бедный приемыш, прозванный Симплицием
(Симплициссимус – Наипростейший) за свое крайнее простодушие.
Сюжет: время Тридцатилетней войны 1618-1648, трагическая
атмосфера военного времени.
Приключения, в которых герою приходится быть слугой, богачом,
пастухом, отшельником, вором, шутом, поваром, охотником, актёром,
гусаром, лекарем, разбойником, нищим, офицером и др.
Он побывал в Москве, на Волге, в Астрахани, Корее, Японии, Макао,
Константинополе.
Свое место он находит на острове в Индийском океане и не хочет
возвращаться в Европу.
По сравнению с плутовским романом, в произведениях
Гриммельсгаузена возрастает значение окружающей среды,
обнаруживающей удивительную цепкость.
Литературный герой перестает быть сказочным персонажем, его
личная судьба неотделима от судеб большого и трагического мира.
Земной мир у Гриммельсгаузена – уже не веселый кабачок, в котором
царит озорной плут, ловко дурачащий простоватых собутыльников, и
не призрачный фантом, мираж, дурной сон, каким он представлялся
многим писателям барокко.
Это властная и суровая реальность, которая, подобно бурному потоку,
как легкую щепку, крутит и кидает из стороны в сторону маленьких
людей, лишенных надежной опоры в жизни.

7.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XVIII века

8.

Социально-культурный контекст
литературы XVIII в.
Последствия Тридцатилетней войны: политическая
раздробленность, экономическая отсталость.
Новые культурные центры: Лейпциг, Гамбург, Цюрих.
В немецком Просвещении философская и
эстетическая мысль предшествовала художественной
практике.
Преобладали идеалистические концепции.
Большое влияние оказал Готфрид Вильгельм
ЛЕЙБНИЦ (1646-1716), его трактат «Новые опыты о
человеческом рассудке» («Наука существует для
жизни»).
Полагает, что все должно проверяться разумом.
Хочет примирить Бога и науку, ищет разумность в
современной форме государственного устройства,
наивно верит, что сможет просвещением
усовершенствовать мир.
Именно его высмеял Вольтер в «Кандиде» («все к
лучшему в этом лучшем из миров»).
На мировой уровень немецкая литература выходит во
2-ой пол. XVIII в.: Лессинг, Винкельман, Гердер, Кант,
Фихте, Гете, Шиллер.

9.

Антон Рафаэль Менгс.
Портрет Винкельмана. 1755
Антон Графф.
Портрет Лессинга.
Иоганн Иоахим ВИНКЕЛЬМАН (1717-1768)
Выдающийся современник Лессинга,
искусствовед, знаток античности.
Главный труд Винкельмана – «История
искусства древности» (1764)
«Единственный путь для нас сделаться
великими и, если можно, даже неподражаемыми,
– это подражать древним» (И.Винкельман).
Винкельман вывел формулу высших
достижений античности, обязательную для
классики всех времен и народов: «Благородная
простота и спокойное величие».
Этот тезис стал исходным в выработке Гёте и
Шиллером новой эстетики (Веймарский
классицизм) после отхода от эстетики «Бури и
натиска».
Готхольд Эфраим ЛЕССИНГ (1729-1781)
Драматург, публицист, просветитель.
Наибольшее влияние на мировую литературу
оказал своими теоретическими работами.
«Германии нужен был Лессинг»
(Н.Г.Чернышевский)

10.

Лессинг. Трактат «Лаокоон, или О границах
живописи и поэзии» (1766)
Программный документ немецкой эстетики
эпохи Просвещения.
Трактат – научное сочинение, рассуждение на
определенную тему.
Лессинг разделил искусства на две группы –
пространственные и временные.
Пространственные искусства –
изображают положение тел в пространстве:
-скульптура;
-живопись.
Временные –
изображают положение тел во времени:
-поэзия (литература);
-музыка.

11.

Скульпторы
Агесандр, Полидор,
Афинодор.
Лаокоон и его сыновья,
убиваемые
змеями
Аполлона.
Мрамор, около 50 г. до н.э.
Ватиканский музей, Рим.
Лаокоон – жрец бога
Аполлона.
Предостерегал жителей
Трои от внесения в город
деревянного коня ахейцев.

12.

Из «Гамбургской
драматургии»:
«Шекспир как трагический
поэт значительно выше
Корнеля».
«Шекспир ближе древним
по своей сущности, а
Корнель – механической
структурой».
Лессинг. «Гамбургская драматургия» (1767-1768)
Лессинг — теоретический руководитель
созданного Национального театра в Гамбурге.
Создает литературно-театральный журнал
«Гамбургская драматургия»,
в течение года пишет критические статьи,
из которых сложилась книга.
Журнал – манифест немецкого Просвещения,
а книга Лессинга – одна из самых серьезных
книг о театре и драматургии.
Основные положения книги:
-резкая критика французского классицизма,
который уже устаревает и противоречит
выявлению в сценическом искусстве правды;
-более важны и эстетически полноценны
драматургия Мольера, Гольдони;
-образцовые писатели – античные поэты и
Шекспир;
-основной принцип актерского искусства –
верное отражение природы, актер должен быть
на сцене естественным и правдивым, вживаться
в каждую свою роль.

13.

Лессинг – драматург, автор пьес «Натан Мудрый»
(1779), «Эмилия Галотти» (1772) и др.
Наиболее известна «Эмилия Галотти»:
Место и время действия — городок на севере Италии
в XVII веке.
Главная героиня – простая девушка, которая
становится предметом любовных притязаний принца.
Поставленный в безвыходное положение, спасая честь
дочери и семьи, отец Эмилии по ее просьбе
закалывает ее кинжалом.
Пьеса переносит конфликт в нравственную сферу
личности. Человек стремится не отомстить и
наказать преступника, а не может жить в бесчестье.
Именно эта пьеса лежит раскрытой в комнате
гетевского Вертера.

14.

«Буря и натиск»
Одно из важнейших
просветительских движений в
Германии конца 60-х – сер. 80-х гг.
XVIII в.
Название восходит к одноименной
драме Фр. фон Клингера.
Писателей, относивших себя к
движению «Бури и натиска»,
называют штюрмерами (нем. Stürmer
бунтарь).
В западном литературоведении
используется выражение «философия
чувства и веры».
Идеи этого движения
-связаны с идеями Руссо;
-направлены против рационализма и
классицизма;
-предвещают романтизм.

15.

Иоганн Готфрид ГЕРДЕР (1744—1803).
Выдающийся немецкий просветитель,
основатель движения «Буря и натиск»,
теоретик и историк искусства, публицист, человек
феноменальной эрудиции.
В его работах формируется понятие мировой культуры.
Работы:
«Фрагменты по немецкой литературе»;
«Идеи к философии истории человечества».
Основные идеи:
-носителем подлинного искусства является не
культивированный, а «естественный», близкий к природе
человек, человек больших страстей, пламенного и
прирождённого гения;
-именно такой человек должен быть предметом
художественного изображения;
-восторженное отношение к народной поэзии;
-единство человеческой культуры объясняется общей целью
всего человечества — стремлением обрести «истинную
гуманность»;
-распространение гуманности в человеческом обществе
позволит разумные способности людей сделать разумом,
чувства реализовать в искусстве, влечения личности сделать
свободными и красивыми.

16.

Рудольф Эрих РАСПЕ (1736-1794)
Историк, писатель.
Самое известное произведение – сборник «Лживых или
вымышленных историй» Мюнхгаузена» (1785).
Первые опубликованные истории о приключениях
Мюнхгаузена были напечатаны в немецком «Путеводителе
для весёлых людей» (1781, 1783).
Распе обработал материала из «Путеводителя» и превратил
его в цельное произведение, объединённое единым
рассказчиком и обладающее законченной структурой.
Повествование ведется от имени Мюнхгаузена.
На первое место выдвигается идея наказания лжи, а сама
книга построена как типично английское произведение, где
все события связаны с морем.
Готфрид Аугуст БЮРГЕР (1747-1794).
Поэт, писатель «Бури и натиска».
Наиболее известны баллады «Ленора» и «Дикий охотник»
(1773) и юмористический приключенческий роман
«Удивительные путешествия по суше и морю, воинские
походы и веселые приключения барона фон Мюнхаузена»
(1786), написанные по мотивам одноименной книги
немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе (1737-1794).

17.

Г.Доре
Бюст Мюнхгаузена
Написан девиз:
«Mendace veritas»
(«Истина во лжи»).
Карл Фридрих Иероним барон фон МЮНХГАУЗЕН (1720-1797)
Немецкий барон, ротмистр русской службы, рассказчик, ставший
литературным персонажем.
Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека,
рассказывающего невероятные истории.
Жил в Боденвердере. В охотничьем павильоне («павильон лжи»),
украшенным головами убитых животных, или в трактире гостиницы
«Король Пруссии» в соседнем Гёттингене, рассказывал поразительные
истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России.
1785 Р.Распе анонимно издал в Лондоне на английском языке
«Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и
кампаниях в России».
1786 немецкий перевод книги Э. Распе с дополнениями Г.А.Бюргера
«Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и
весёлые приключения барона Мюнхгаузена, о которых он обычно
рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей».
Г. Бюргер разделил книгу на две части — «Приключения Мюнхгаузена
в России» и «Морские приключения Мюнхгаузена». Этот вариант
книги Р. Э. Распе принято считать хрестоматийным.
Книга имела громадный успех в Европе.
Именно она завершила оформление образа Мюнхгаузена как
литературного персонажа.
Наиболее известные «истории»: Конь на крыше; Необыкновенный
олень; Полконя; Верхом на ядре; За волосы; Первое путешествие на
Луну; Куропатки на шомполе; Схватка с медведем и др.
http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child4/4166-raspe-chukovsky-munchausen.html

Билет 15. Немецкая литература 17 века (общая характеристика).

1.Общественно-политические условия и культурные следствия.

1.Германия
17 века находилась в состоянии глубокого экономического и политического
кризиса, что наложило трагическую печать на лит-ру этого времени. Главной
причиной кризиса была Тридцатилетняя
война (1618-1648
), которая началась в форме противостояния между
католическими и протестанскими землями Германии, однако с вмешательством
датских, шведских, французских, испанских войск переросла в общеевропейский
конфликт. Тем не менее, военные действия велись на территории немецких земель
(преим.)

2.Раздробленность
Германии
также способствовала кризису, в том числе литературному.  Ситуация осложнялась ещё и языковой
ситуацией. Отсутствие общенациональной языковой нормы, крайняя засоренность
лексики иностранными (преимущественно французскими) словами уже с первых
десятилетий XVII в. начинают вызывать тревогу в кругах, озабоченных состоянием
национальной культуры. В 1617
г. в Веймаре было основано первое из многих немецких
языковых обществ — «Плодоносящее
общество»
(позднее получившее название «Пальмовый орден»). Общество
оказывало писателям — своим членам поддержку в издании их сочинений. Устав
общества предусматривал наряду с заботой об очищении и совершенствовании
немецкого языка облагораживание нравов и внешних форм поведения. Таким образом,
в задачи общества входило формирование светской культуры нового типа в духе
общеевропейского культурного развития. По образцу «Плодоносящего общества»
позднее возникли другие: «Общество Ели» в Страсбурге (1633), «Немецкое
общество» в Гамбурге (1643), «Пастушеский и Цветочный орден» в Нюрнберге
(1644). Все эти общества ставили перед собой общую цель — очищение немецкого
языка от иностранных и диалектных слов, его приспособление к запросам
рождающейся литературы — изящной и утонченной. В русле этой деятельности
возникают и многочисленные руководства по поэтике. Членами общества
(Плодоносящего) были Мартин Опиц и Юст Шоттель.

Периодизация

немецкой литературы эпохи: по
ключевой дате 1640г. (Вестфальский мир) различают два периода немлит. 17 века:
1.1600-1640 (военный) и 2.1640-1700 (послевоенный).

 В условиях разорения и упадка страны в лит-ре
развивалось как реалистическое направление,
направленное на отображение действительности, так и нереалистическое направление, служившее формой эскапизма.  Представителями последнего были поэты-мистики
(Ангелиус Силезиус) и прециозные авторы (А.фон Циглер, Лоэнштейн и
Гофмансвальдау).

примеры:

А.Силезиус

* * *

Внимательно вглядись в травинку, лист, цветок –

Увидишь, как един в трех ипостасях Бог.

 Как уместиться смог в
душе и в сердце Бог?

Как целый океан вместился в ручеек?

Кристиан Хоффман фон Хоффмансвальдау

Смерть

Что смерть благочестивым?

Ключи от жизни вечной,

Времен граница лживых,

Напиток сна беспечный,

На поле битвы мир,

Идущий к солнцу путник,

Блаженства вечный пир,

В пути к отчизне спутник,

Пожатие десницы,

Пылающее пламя

И райские зарницы,

Горящие над нами.

Среди
писателей реалистов выделялись как писатели-классицисты, культивировавшие
высокие жанры (М.Опиц, П.Флеминг),
так и поэты демократического крыла, к примеру, А.Гриффиус, которые тяготели к реалистической лит-ре, восходившей к
шванкам. Прямыми предшественниками немецких классицистов были неолатинские
поэты Германии (к примеру, известный гуманист Ренессанса Конрад Цельтис),
которые стремились утвердить на немецкой почве классические жанры и формы. При
этом классицизм немецкий в силу отсутствия централизованной власти не имел
такой силы, как, например, во Франции. Он не мог стать выше дворов местных
правителей и приобрести общенациональное значение, был смят сокрушительным
вихрем грозных событий, барокко же, напротив, стало художественным средством
отображения общественных сотрясений и переломов.

Немецкий классицизм

Одной
из крупнейших групп поэтов-классицистов первой половины 17-ого века была 1-я
силезская школа, главой которой был Мартин
Опиц
(1597-1639). Он не только был поэтом и теоретиком поэтического
искусства, но и горячо боролся за права немецкого языка, которым, по его мнению,
деятели науки и искусства часто пренебрегали, прибегая к латыни.

Основные
черты

Проза:

Выделяют два направления барочной прозы: низовое
демократическое барокко
(Мошерош, Гриммельсгаузен) и высокое барокко.

Иоганн
Михаэль Мошерош автор-сатирик. Самое знаменитое его произведение –  сатирико –дидактический роман ‘’Удивительные
и истинные видения Филандера фон Зиттевальда’’, написанный в подражание  ‘’Сновидениям’’ Кеведо. В форме гротескных
видений Мошерош изображает бедственное положение Германии, разоренной
опустошительной войной, моральный упадок страны. Что касается языка романа,
Мошерош часто прибегает к иноязычным цитатам и терминам, характерным для лит-ры
барокко, широко использует игру слов, витиеватые неологизмы, что создает особый
гротескный колорит языка романа. Современником его был создатель
‘’Симплициссимуса’’ Ганс Якоб
Кристоффель Гриммельсгаузен (1622 или 1622-1676)

Гриммельсгаузен  пробовал свои силы не только в низовом, но и
высоком жанровом варианте романа, был автором нескольких романов, повестей и
сатир, но особенно известен его реалистический, беспощадно натуралистический
роман. Автор следовал образцам испанского плутовского романа, проводя героя
через различные жизненные обстоятельства.

М.Опиц  (‘’бароккизирующий’’классицизм(Н.Т.Пахсарьян))

Последователями
М.Опица были поэт-сатирик Фридрих Логау
и поэт-лирик Пауль Флеминг.

Фридрих
Логау прежде всего знаменит своими эпиграммами. Всего им написано около 3600
эпиграмм, весьма разнобразных по своему содержанию. В них он говорит о
Тридцатилетней войне, пороках придворной жизни, политическом и религиозном
деспотизме, касается этических и философских проблем. В 17 веке поэт не
пользовался популярностью, зато в 18 веке высокую оценку его эпиграммам дал
Лессинг, опубликовавший книгу его избранных эпиграмм.

Как
последователь Опица, Флеминг широко использовал в своём творчестве опыт
латинских, голландских, французских поэтов, писал многочисленные сонеты,
духовные и светские песни. Наибольший интерес представляет его любовная лирика,
обнаруживающая яркость чувств и непосредственность впечатлений. Мотив бури
чувств, эмоциональность сближают стихотворения Флеминга с народной песенной
лирикой: стихотворение ‘’Пляс’’. Вместе
с тем безудержная веселость иногда приобретает трагический характер. В лирике
присутствуют мотивы потерянной души, душевной болезни, ненависти к миру (‘’Обида’’, ‘’Новое намерение’’).

Главным
представителем барокко был А.Грифиус.
Основные темы его поэзии: идея бренности человеческой жизни, идея трагического
смятения перед катастрофичностью бытия. Основные произведения: Мирские радости,
Мертвец говорит из своей могилы, Все бренно, Постоянство любви)

См.
следующий вопрос по Опицу и Грифиусу

Драматургия:

Крупнейшим
драматургическим жанром эпохи была трагедия, которую считали самым высоким
жанром литературы. Она затрагивала самые серьезные проблемы эпохи. Благодаря А.Грифиусу оформилась немецкая
риторическая трагедия, восходившая к античной. Так, он  даже вводил в ряд трагедий хоры, как у Софокла.

Его
трагедии представляют собой яркие образцы немецкой риторической трагедии эпохи
барокко. Его лучшая трагедия ‘’Карденио и Целинда’’ имеет все барочные эффекты:
призраки, колдовство, говорящий мертвец. К лучшим его комедиям относится
‘’Петер Сквенц’’, в гротескной форме изображающая быт различных слоев немецкого
общества после Тридцатилетней войны.

Видным
драматургом был и Юст Георг Шоттель,
написавший на исходе Тридцатилетней войны аллегорическую пьесу ‘’Победа мира’’. Произведение выразило
упование немцев на ‘’золотой мир’’, который был так нужен измученной
Германии.  Пьеса заканчивается
триумфальным нисхождением Богини Мира на землю Германии в окружении Разума,
Добродетели и Страха Божьего. Успех произведения свидетельствовал о развитии
антивоенных настроений в немецком обществе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Я учусь в первом классе на английском
  • Как будет соус на английском
  • Правила поведения в бассейне английский язык 7 класс
  • Как читается 1904 год на английском
  • Артикли мужского и женского рода в немецком