Уроки французского валентин распутин смысл

Смысл рассказа “Уроки французского”

Каждый человек, который прочитал рассказ В. Распутина, способен понять смысл «Уроков французского». Писатель хотел обратить внимание читателей на те уроки доброты, которые преподала учительница главному герою.

Основной конфликт

Суть произведения заключена в поступке учительницы французского языка Лидии Михайловны. Желая помочь главному герою, она многое делает для него. Учительница видит сложности героя с предметом, поэтому приглашает его на дополнительные занятия.

Героине не жалко денег, чтобы помочь мальчику, который часто голодал, потому что еду, присылаемую ему матерью, забирала себе его тетя.

Учительница довольно хитра в собственных действиях. Она отправляет мальчику посылку с едой, однако ему удается разгадать ее тайну.

Лидия Михайловна уважает гордость рассказчика, но все равно старается оказать ему помощь в денежном плане. Для этого она играет с ребенком в «замеряшки», чтобы он получил деньги на еду. Учительница становится жертвой системы, которая не позволяла педагогу такую помощь.

Роль учительницы

Учительница оказала огромное влияние на жизнь рассказчика. Он повествует о событиях спустя время. Лидия Михайловна остается в памяти героя отличным человеком, желающим ему помочь. Она не только подтянула его по предмету, исправив произношение героя по французскому языку, но и преподнесла ему нравственные уроки.

Уроки

Несложно понять, в чем смысл рассказа «Уроки французского». То, чему научила главного героя учительница, не столько связано с французским языком, который, возможно, и не понадобился бы ученику, сколько с уроками доброты и хорошего отношения к другим людям. Она привила любовь к языку, у рассказчика были успехи в освоении нового материала. Занималась героиня с ребенком бесплатно, совершенно бескорыстно, что тоже однозначно запомнилось герою. В этих занятиях учительница преследовала еще одну цель: постараться накормить голодного мальчика.

Лидия Михайловна ценой собственной работы смогла оставить след в душе ребенка, которому пришлось пройти препятствия на своем жизненном пути. Учительница научила одиннадцатилетнего мальчика не проходить мимо проблем других людей, помогая им.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл рассказа «Уроки французского», покажет основной конфликт произведения, значение учительницы и ее нравственных уроков в жизни главного героя.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Чингиз Арслангалиев

    11/11

  • Kris Stay

    11/11

  • Дима Бараноа

    10/11

  • Матэ Перадзе

    11/11

  • Анна Кузнецова

    8/11

  • Виктория Дворниченко

    11/11

  • Lika Ohno

    10/11

  • Уолтер Уайт

    10/11

  • Наташа Леонтьева

    9/11

  • Ярослав Лукин

    11/11

В произведениях советских писателей можно почерпнуть немало информации о нравах и быте людей, живших во времена строительства коммунизма. О непростой жизни детей того периода повествуется в рассказе Распутина «Уроки французского». Анализ произведения кратко даст понять основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет подготовиться к сочинению по литературе в 6 классе.

Оглавление:

  • История создания
  • Смысл названия
  • Суть книги
  • Тематика рассказа
  • Проблематика произведения
  • Главная мысль
  • Композиционные особенности
  • Направление и жанр

Уроки французского читать

История создания

Год написания произведения Валентина Распутина «Уроки французского» — 1973. Опубликовали его тогда же в газете «Советская молодёжь». Произведение автор посвятил Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери одного из своих друзей.

Писатель признаётся, что рассказ полностью автобиографичен и основан на его детских воспоминаниях. Когда Распутин окончил младшую школу в родном селе, то должен был переехать в город, чтобы пойти в средние классы. Маленькому мальчику пришлось нелегко на новом месте, поскольку полгода он жил с чужими людьми, не мог нормально питаться и одеваться. Ко всему этому добавилось и неприятие со стороны одноклассников.

Уроки французского анализ произведения

Все события, описываемые в рассказе, показывают, какой путь пришлось пройти талантливому писателю. Распутин считал, что детство — главный этап в жизни любого человека. Именно в это время ребёнок начинает учиться чему-то новому, открывать в себе таланты художника, музыканта, поэта.

Когда Валентин Распутин был маленьким, в его жизни тоже была такая Лидия Михайловна, которая помогала мальчику едой и добрым советом. Как только рассказ вышел в свет, старая учительница писателя узнала себя в образе героини. После этого произошла долгожданная встреча, о которой Распутин вспоминал с теплом и улыбкой.

Рассказ автора был по достоинству оценён как читателями, так и критиками. Писатель смог найти «ключик» к сердцу любого читателя.

Смысл названия

Распутин выбрал такое название для произведения, чтобы отразить дополнительные занятия с учительницей, которые скрашивали его нелёгкую жизнь.

Уроки французского анализ

Уроки французского становятся кульминацией во взаимоотношениях мальчика и Лидии Михайловны. Благодаря им герои превращаются в настоящих друзей.

Дополнительные занятия стали важной школой жизни для героя, которая в дальнейшем помогла сформироваться его личности. Названием рассказа автор подчёркивает, что школьные предметы имеют второстепенное значение по сравнению с тем, что привносят учителя в судьбы детей.

Главная героиня смогла научить мальчика не только иностранному языку, но и пониманию и доброте.

Суть книги

События начинаются с переезда мальчика в 1948 году в другой город к тёте, чтобы продолжить обучение в школе. Но смена места жительства и самостоятельность не пошли герою на пользу. Он начинает голодать, одевается в драные вещи, страдает малокровием и сильно худеет.

В жизни мальчика было много трудностей, но он старался учиться на одни пятёрки. Проблемы у него возникали только с французским языком. Лидия Михайловна часто делала замечания ученику за неправильное произношение.

Однажды главного героя избили одноклассники за то, что тот играл в «чику», чтобы заработать немного денег. Всё полученное мальчик тратил на молоко, которое помогало ему от малокровия. Узнав об этом, учительница отнеслась предвзято к ученику, склоняясь к тому, что ему нужны деньги на какие-то безделушки и развлечения. Когда герой рассказал о своей непростой жизненной ситуации, женщина растрогалась и захотела помочь ему.

Уроки французского

Лидия Михайловна решила заниматься дополнительными уроками французского с ребёнком у себя дома, чтобы кормить его хотя бы ужином. Однако мальчик наотрез отказывался от еды. Тогда учительница отправила ему посылку с макаронами, которую ученик тоже не захотел брать. Такое поведение шокировало женщину.

Женщина нашла выход из ситуации, предложив ученику играть с ней на деньги. Только так мальчик согласился на помощь учительницы. Все заработанные деньги он тратил на еду и свои нужды. Лидия Михайловна и главный герой очень сдружились за это время. Однако вскоре об игре узнал директор школы и уволил учительницу.

Женщине пришлось уехать в свой родной город, но от этого помогать мальчику она меньше не стала. Она отправляла ему посылки с необходимой едой.

Тематика рассказа

Стоит обратить внимание на темы, которые освещает Распутин в произведении. Автор основывался на своём жизненном опыте, поэтому смог досконально раскрыть их. В рассказе присутствуют следующие темы:

 уроки французского анализ распутин

  1. Отзывчивость. Распутин считал, что любой человек должен сохранять в себе способность к сопереживанию, несмотря на свои проблемы.
  2. Доброта. Лидия Михайлова стала олицетворением доброты в произведении. Когда она узнаёт о проблеме мальчика, то старается любыми способами помочь. Женщина сыграла важную роль в жизни главного героя.
  3. Любовь к профессии. Примером идеального учителя стала главная героиня произведения. Автор считал, что учителя должны не только следовать приказам начальства и учить детей наукам, но и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа. На примере своего героя Распутин показывает, что человек способен выбраться из любой жизненной ситуации. Мальчик не пытается урвать от жизни всё возможное, а старается честным трудом заработать на свои потребности.
  5. Скромность. Мальчик, приехавший из села, более скромен, чем его городские сверстники. Он не может принять дорогие подарки и считает, что должен заслужить их честным трудом.

Проблематика произведения

Стоит обратить внимание на проблемы, поднятые автором. Валентин Распутин жил в советское время, поэтому проблематика произведения тесно перекликается с тем, что волновало людей в его эпоху. В рассказе затронуты следующие проблемы:

 уроки французского распутин

  1. Одиночество. Главный герой не может понять и принять безнравственность, которая свойственна городским мальчишкам его возраста. Он находится в стороне от одноклассников.
  2. Бедность. Распутин пытался показать, насколько тяжело жилось народу в те времена. Людям не хватало денег на самые необходимые вещи. Запасы еды, которые прятал главный герой, разворовывали дети хозяйки дома, так как им самим есть было нечего.
  3. Равнодушие. Автор считал самым ужасным в человеке безразличие к другим людям. Одноклассники избивают главного героя, чтобы потешить собственное самолюбие и показать остальным свою силу. Директор школы увольняет Лидию Михайловну, сделав поверхностные выводы о её поступке.
  4. Насилие среди детей. Главный герой не раз был избит одноклассниками. К сожалению, никому, кроме учительницы французского языка, до этого не было дела. Директор следил только за формальностями, а проблемы учеников его не волновали.
  5. Жизнь в деревне. Писатель показывает, насколько бедно живёт деревенский народ. Чтобы купить ребёнку одежду, нужно было продать что-нибудь из дома, так как на колхозных работах деньги практически не платили. Люди трудились ради светлого будущего, а сами погрязли в нищете.

Главная мысль

В своём произведении автор показал тяготы жизни простого народа в послевоенные годы. Люди старались выживать любыми способами и из-за этого были озлобленными. Жестокое поведение отразилось и на детях.

 уроки французского жанр произведения

Смысл рассказа заключается в том, что даже в такие нелёгкие времена нужно оставаться человеком, способным на сочувствие и помощь. Писатель показал, насколько несправедливой может быть судьба к людям, которые стараются помочь окружающим.

Основная идея произведения заключается в том, что один человек не способен изменить существующий строй в стране, но он может улучшить жизнь окружающих. Лидия Михайловна помогла талантливому ученику. Впоследствии такие люди, как он, смогут сделать огромный вклад в будущее страны.

Композиционные особенности

Особенность композиционного построения заключается в том, что текст делится на 6 смысловых частей, которые объединены небольшими временны́ми отрезками. Композиция делится по следующему принципу:

  1. Автор знакомит читателей с главным героем и его историей.
  2. Далее повествуется о проблемах, с которыми приходится сталкиваться мальчику после переезда в город.
  3. Затем наступает кульминация. Мальчик отказывается принимать еду от учительницы. В этот момент отношения героев переходят на новый уровень.
  4. Лидию Михайловну из-за недоразумения увольняют из школы.
  5. В заключительном эпизоде происходит логическое завершение и рассказывается о дальнейшей жизни героев.

Направление и жанр

Произведение Распутина по направлению относится к реализму. Автор пытался воссоздать реалистичную картину с не менее реалистичными персонажами. Писатель смог заставить читателей поверить в то, что события, описываемые в рассказе, могли произойти в жизни.

 уроки французского жанр

Жанр произведения «Уроки французского» — рассказ. Автор охватил небольшой временно́й промежуток и использовал малое количество действующих лиц. В содержании часто встречаются названия реальных мест и явлений, которые заставляют читателя ещё больше погрузиться в атмосферу тех лет.

Особенностью рассказа является стиль написания. Распутин использовал областные и устаревшие слова, которые присутствовали в лексиконе простого народа.

Краткий анализ произведения «Уроки французского» даёт понять читателю, какова идея, которую заложил автор в своё творение.

Распутин хотел сказать, что, несмотря на происходящее вокруг, нужно сохраняться в себе человечность и чувство сострадания.

В произведении «Уроки французского» Валентин Распутин рассказывает о влиянии взрослых на жизнь ребенка. В основе сюжета — биография автора. Его учительница Лидия Михайловна стала ему наставником и помогла адаптироваться к новой школе. В чем смысл «Уроков французского»? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Автобиография Распутина

Рассказ Распутина автобиографичен. Он родился в крестьянской семье, жил в Иркутской области и с детства наблюдал за жизнью народа. Произведение написано от первого лица. Дело в том, что писатель так же, как и главный герой, в детстве переехал в другой город и столкнулся со сложностями. Он голодал, не мог позволить себе нормально одеваться, одноклассники его не принимали. Но учительница Лидия Михайловна была добра к мальчику и помогала ему. Например, она отправила ему посылку с макаронами. В послевоенное время это был ценный подарок. Кроме того, благодаря Лидии Михайловне Распутин полюбил литературу. Писатель опубликовал рассказ в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен драматургу Александру Вампилову. Его мать была учительницей, и именно она была наставником драматурга.

Произведение «Уроки французского» относится к жанру реализма. Писатель достоверно изображает происходящее, в книге даже упоминаются реальные события и места.

Деревенская проза

Распутина относят к «писателям-деревенщикам». Деревенская проза была популярна в 60-80-е гг. XX века. Писатели рассказывали про деревенскую жизнь, идеализировали ее, показывали самобытность. Также авторы обращались к проблемам разрухи и упадка деревни, переживали за ее будущее. Распутин в «Уроках французского» показывает голод, разруху. Он погружается в свои воспоминания и на основе этого пишет глубокий и правдивый рассказ.

Название «Уроки французского» отсылает нас к идее произведения. Мальчик приходил на дополнительные занятия к учительнице, и их отношения становились с каждым разом все лучше. В итоге они стали друзьями. Лидия Михайловна учила главного героя не только французскому, но и доброте, отзывчивости. Она прививала ему нравственные ценности. Автор показывает борьбу мальчика с трудностями, и как тяжелые времена влияют на становление человека.

Сюжет рассказа

В произведении «Уроки французского» Распутин рассказывает, как одиннадцатилетний мальчик в 1948 году переехал из деревни в город. Но жизнь в городе оказалась трудной. Главный герой страдал малокровием, голодал, ходил в обносках. Но несмотря на это, он любил учиться и получал одни «пятерки». Только французский язык ему не давался. Одноклассники смеялись над мальчиком и однажды избили его из-за игры в «чику». Школьник с помощью нее зарабатывал деньги на молоко, чтобы лечиться от малокровия.

Учительница по французскому языку Лидия Михайловна сначала отнеслась к ученику предвзято, она подумала, что он играл из-за корыстных целей. Но потом учительница пожалела мальчика и помогла ему. Она пригласила его к себе домой, где занималась с ним французским и предлагала еду. Однако главный герой отказывался от ужина. Более того, когда он получил посылку с макаронами от Лидии Михайловны, сразу же вернул ее обратно. Но учительница нашла способ подкармливать ученика. Она играла с ним в «пристенок», и полученные деньги герой тратил на еду. Все продолжалось до тех пор, пока директор школы не узнал об этом и не уволил Лидию Михайловну. Учительнице пришлось уехать на Кубань, но она и оттуда отправляла школьнику яблоки и макароны.

Завтра экзамен по литературе, а вы прочитали только одно произведение из списка? Не спешите идти на пересдачу, саммари «История русской литературы» заменит вам чтение кучи книг. Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.

Александр Вампилов написал «Утиную охоту» в 1968 году. Считается, что это самая горькая и трагическая пьеса автора. Рассказываем, в чем ее смысл:

«Утиная охота» Вампилова: разбор пьесы


2023-11-30 18:48

ЛИТЕРАТУРА

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.

«Уроки французского»: краткое содержание

Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.

Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:

Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце

Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.

В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.

Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги

Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.

Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.

На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.

Старшие ребята обижают подростка (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение

На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.

Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.

Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение

Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.

Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.

Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.

Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.

Чем закончился рассказ «Уроки французского»

Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.

Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.

Героиня фильма «Уроки французского» Лидия Михайловна

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

  1. После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.

Ребята отвернулись от друга (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:

  • Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
  • Тема деревенской нищеты и обездоленности.
  • Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
  • Проблемы нравственности.

«Уроки французского»: композиция

Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

  1. Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
  2. По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
  3. Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
  4. Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.

Учительница и ученик с посылкой в руках (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Основная мысль произведения

В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:

  1. Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
  2. Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.

Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.

Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.

Главная мысль данного произведения — сострадание, поддержка того, кому очень тяжело любым путём. Учительница из лучших побуждений решила играть с мальчиком на деньги, чтобы он мог заработать таким образом на молоко, ведь брать у нее деньги он не желал. Главный герой при этом учится жизни.
­

Пример сочинения 1

Главная мысль рассказа «Уроки французского» – тонкая грань между добром и злом.

Основной
сюжет рассказа построен на событиях послевоенного времени. Героев в
произведении немного, а проблем, которые поднимает текст не сосчитать.
Главная мысль, которую пытается раскрыть Распутин, – взаимоотношения
людей. Подростки учатся командовать над равными себе. Директор не
вникает в поступки подчиненных ему учителей. Родственники не ценят
доверия. Примером правильного поведения является линия:
мальчик-рассказчик и учительница Лидия Михайловна. Женщина не испугалась
помочь голодному больному ребенку. Она теряет работу и уезжает к себе
на родину, но продолжает начатое и посылает мальчику посылки с фруктами.
Учительница хочет, чтобы рассказчик понял, что есть добрые люди и их
больше.

Учительница решается на отчаянный шаг –
игру на деньги с мальчиком. Тонкая грань между нравственностью и
аморальностью здесь налицо. Не может педагог играть в азартные игры.
Азарт и учитель – противоположные понятия. Здесь игра – единственный
способ помочь. Другой способ ребенок не приемлет. Он не понимает еще
многих чувств, не верит в силу взаимопомощи и возможности бескорыстного
отношения. Вокруг подростка много лжи и обмана. Учительница позволяет
парню выиграть на еду, которую он сможет купить для себя, думая, что
заработал деньги: не отнял, ни украл, а честно выиграл. Парнишка
выигрывает только столько, сколько ему необходимо. Он не рвется за
богатством, наживой, не хочет подчинять друзей, пользуясь своим умением.

Учителя
застает за игрой директор. Его не интересует причина, он боится
потерять вою репутацию, поэтому увольняет педагога. Девушка уезжает к
себе на Кубань. Но даже издалека она продолжает заботиться о мальчике,
посылая ему яблоки. Основная мысль произведения «Уроки французского» –
главное в человеке доброта и человечность.

Носителями
положительных качеств являются мальчик и учительница. Рассказчик,
передавая свою историю, объясняет, как история детства стала уроком на
всю жизнь. Ребенок понял, что нельзя быть недоверчивым. Люди в
большинстве своем добры. Жестоких меньше. В рассказе к ним следует
отнести Вадика, Птаху, Тишкина. Это такие же, как рассказчик подростки,
но они подлые и безнравственные уже в начале своего пути. Нетрудно
догадаться, какими станут в будущем. Вадик не терпит тех, кто умнее и
удачливее. Мальчишку избивают за то, что он играет лучше, чем Вадик и
его друзья. Птаха не имеет своего мнения, подчиняется сильным бездумно и
бессмысленно.

Он станет в ряды тех, кто своим равнодушием усилит горе и
несчастья людей. Тишкин – предатель, подлиза и трус.


Пример сочинения 2

Данное замечательное произведение содержит в себе такую тематику, которая указывает на то, что в мире существуют люди, которые относятся к чужим проблемам и бедам весьма неравнодушно. Они готовы жертвовать собственными интересами и нуждами ради блага других людей. Автор поднимал вопрос и проблему того, насколько много в мире ситуаций, где из-за человеческого безразличия, происходит множество бед. Положительные герои в данном произведении являются бескорыстными и добрыми людьми, которые мечтают о том, чтобы справедливость в конечном итоге восторжествовала. Они не отрицают того факта, что в мире существуют проблемы, однако герои готовы их решать. Они смотрят на окружающих людей с большим уважением, и из-за этого, судьба награждает их сполна. Однако, все же из-за того, что таких людей мало, они сталкиваются с непониманием других, которые не привыкли жертвовать собственными интересами, и жить по-другому.

В произведении показана учительница молодого возраста, которая увидела и поняла, что жизнь мальчика является крайне тяжелой и грустной. Она хотела оберегать его судьбу от очередных напастей, и из-за такого желания, предложила ему дополнительные уроки, благодаря которым он смог бы разобраться в ее предмете. Стоит сказать, что помимо уроков французского, она пыталась накормить мальчика, а также учительница приносила ему одежду и прочие блага. После того, как она поняла, что мальчик не согласится просто так взять ее подарки, так как ему сделать это крайне неловко и неудобно, то решила найти новый способ.

Учительница предложила ему сыграть в карточную игру на денежный выигрыш. И, специально поддавшись, она обеспечила мальчика необходимыми денежными средствами, которые он смог бы потратить на пропитание и одежду. Стоит сказать, что ее план бы превосходно сработал, если бы данную ситуацию не увидел директор школы, который из-за «проступка» учительницы, уволил ее. Несмотря на то, что она более не преподавала в данном учебном заведении, и уехала в свой родной город, учительница никогда не забывала о мальчике. Она продолжала присылать ему различные посылки в виде одежды и еды. Самым большим уроком, который выучил мальчик, стал урок доброты, который он усвоил на всю оставшуюся жизнь. Он понял, насколько хорошо и правильно помогать другим людям, которые в этом нуждаются. Через такой пример, он начал следовать данному образу жизни.


Пример сочинения 3

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.эээ

О чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями.

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Des graines перевод с французского
  • В переводе с французского означает окраска звука
  • Толковый словарь перевод на английский
  • Flat pack furniture перевод с английского
  • Как переводится с английского на русский слово stomachache