Уроки французского как зовут главного героя какой

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добро и зло, правда и ложь, справедливость и человеческое равнодушие. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница в тощем деревенском мальчике смогла рассмотреть сильную личность, пожалеть его, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный момент жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Главный герой, мальчик 11 лет.

Ребёнок из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт далеко от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбу в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
Подробная характеристика главного героя.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна

Учительница французского языка.

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом с Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
Подробная характеристика Лидии Михайловны.

Василий Андреевич

Директор школы.

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с учеником за игрой на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.
Подробная характеристика Василия Андреевича.

Второстепенные персонажи

По работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, в которой жил рассказчик.

Федька познакомил рассказчика с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается над теми, кто младше и слабее, и обижает их. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
Подробная характеристика Вадика.

Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения. Остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся.
Подробная характеристика Птахи.

Тишкин

Одноклассник главного героя.

Часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» перед читателем предстаёт целая галерея разнообразных персонажей. События, произошедшие с героями книги «Уроки французского», стали их жизненными уроками. Оказывается, за совершение добрых поступков можно пострадать, потому что их не все могут верно понять и оценить. В «Уроках французского» – показаны доброта и милосердие в действии.
Имена и характеристики персонажей могут быть полезны при написании сочинения и творческой работы по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Чингиз Арслангалиев

    11/11

  • Kris Stay

    11/11

  • Дима Бараноа

    10/11

  • Матэ Перадзе

    11/11

  • Анна Кузнецова

    8/11

  • Виктория Дворниченко

    11/11

  • Lika Ohno

    10/11

  • Уолтер Уайт

    10/11

  • Наташа Леонтьева

    9/11

  • Ярослав Лукин

    11/11

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Определение 1

Деревенская проза – это направление в русской литературе 60-80-х годов прошлого века, осмысливающее драматическую судьбу русской деревни и крестьянства в 20 веке. Особое внимание в произведениях этого направления уделялось вопросам нравственности, взаимоотношениям человека и природы.

История написания, жанр, направление произведения «Уроки французского»

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году и опубликован в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь». Распутин посвятил его матери своего близкого друга, А. Вампилова, — А.П. Копыловой. Анастасия Прокопьевна работала учителем в сельской школе. Писатель уважал ее за доброту и мудрость. Однако героиней рассказа является другая учительница.

В. Распутин признавался, что этот рассказ автобиографичен, в основу сюжета легли детские впечатления писателя. После окончания четырехлетней школы в своей родной деревне Распутину пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать учебу в старшей школе. Для будущего писателя это был тяжелый период: жизнь у чужих людей, невозможность нормально питаться и одеваться, неприятие одноклассниками. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает реальные события. Писатель считал, что детство – это главный период в формировании характера и таланта человека. Именно в детстве, по мнению писателя, человек становится музыкантом, художником или писателем. Именно из детства человек черпает вдохновение всю свою жизнь.

В жизни Распутина тоже была Лидия Михайловна, которая помогала ему, старалась скрасить его жизнь, играла с ним в «пристенок» и посылала ему посылки. После того, как был опубликован рассказ, Лидия Михайловна нашла своего бывшего ученика. Распутин с особым теплом вспоминал разговор с Лидией Михайловной. Она забыла многое, что помнил с детства писатель. Но он хранил эти моменты в памяти всю свою жизнь.

«Образ Володи — главного героя из рассказа Распутина «Уроки французского»» 👇

Свое повествование В. Распутин облачил в жанр рассказа. Он идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий.

В произведении отразились исторические особенности времени: разруха, голод, обнищание деревни и более сытая жизнь городских жителей. Они представлены глазами мальчика.

Рассказ Распутина реалистический. Автора относят к «писателям-деревенщикам». В 1960-1980-е годы была распространена деревенская проза. Для произведений этого направления характерны:

  • Раскрытие особенности деревенской жизни;
  • Изображение самобытности деревни;
  • Поэтизация деревни;
  • Отражение традиционных моральных ценностей, свойственных народу;
  • Отражение проблем разрухи, упадка, обнищания деревни.

Тема, проблема, основная мысль рассказа

Главная тема рассказа В. Распутин – тема человеческого неравнодушия, доброты, помощи. Писатель в этом произведении поднимает проблему морального выбора и нравственности, которая не принимается обществом, но имеет другую сторону – бескорыстную, светлую.

Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его тяжелое положение. Она сумела рассмотреть за бедностью способности мальчика к учебе, его старание. Уроки французского, которые учительница давала мальчику на дому, стали для него уроками жизни. Женщина скучала по родине, а «возвращение в безмятежное детство» ее спасало от тоски по дому.

Деньги, которые Володя получал в «честной» игре с учительницей, позволяли ему купить хлеба и молока. К тому же, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где мальчишки его избивали за мастерство и честность.

Замечание 1

В первых строках рассказа В. Распутин обозначил тему произведения, когда упомянул о своем чувстве вины перед учителями.

Главная мысль рассказа заключается в том, что помогая другим, помогаешь себе. Лидия Михайловна, помогая мальчику, хитря, поддаваясь, рискуя своей репутацией и работой, поняла, чего ей не хватало, чтобы быть счастливой. Она поняла, что смысл жизни в том, чтобы быть нужным, помогать, не зависеть от мнения других.

Рассказ «Уроки французского» имеет традиционную для этого жанра композицию. Повествование в произведении ведется от первого лица. Это делает восприятие реалистичным, дает возможность автору ввести много эмоциональных деталей.

Кульминация рассказа – сцена, где директор школы заходит в комнату учительницы и видит педагога и ученика, играющих на деньги.

Идея рассказа подана писателем в философской фразе первого предложения. И оттуда же вытекает и проблематика рассказа.

Характеристика главного героя

Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик-пятиклассник Володя. Ему одиннадцать лет, он учится в районном центре. Володя – смышленый ребенок. В родной деревне все называют его «башковитым» — Володя единственный, кто учится хорошо и любит учиться.

События произведения происходят в 1948 году, когда в стране царил послевоенный голод. Матери было трудно прокормить троих детей, из которых Володя был старшим. Когда она увидела в сыне тягу к учебе, решила отправить его к своей знакомой в районный центр.

Там мальчик учился не менее прилежно, ему легко давались все предметы, кроме французского – он никак не мог освоить произношение. Жизнь в городе была для Володи тяжелой, он часто недоедал, продукты, которые присылала ему мама, куда-то частично пропадали. Чтобы как-то заработать на стакан молока и кусок хлеба Володе приходилось играть на деньги с мальчиками постарше. В этой компании главным был Вадик. Он учился в седьмом классе, и в игре постоянно жульничал. Когда Володя попытался его уличить, его избили.

Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского. Узнав о том, что Володя играет, чтобы прокормиться, учительница решила ему помочь. Она приглашала его к себе в гости на дополнительные занятия, кормила ужином, отправляла ему посылки «от матери». Володя же обо всем догадывался и от всего отказывался. Тогда учительница стала сама играть с ним на деньги, подыгрывая, чтобы помочь.

Рассказ «Уроки французского», как уже подчеркивалось ранее, автобиографичен. И мальчик Володя – это сам В. Распутин в детстве. Писатель описывает события, которые произошли в его жизни.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»

Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика – 11 лет. Он учится в 5-ом классе:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» 

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…»

Внешность главного героя выглядит так:

«…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки – обувь) 

«…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый – короткий, тесный)

Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:

«…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…» 

Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет – некуда…» 

«…ведро картошки – под весну это было немалое богатство…»  

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…»

Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:

«…нас у матери было трое, я самый старший…»

Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):

«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает… <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…» 

«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…»

Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…»

С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»

В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:

«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <…> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал…»

Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:

«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой…»

У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:

«…в деревне, там у меня товарищей много…»

Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:

«…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…»

Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…» 

«А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата – десять из десяти…»

Главный герой считает себя упрямым мальчиком:

«Она сделала еще попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…»

Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…» 

«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»

Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…» 

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…»

Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:

«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена…»

Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:

«…я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему… <…> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»

«Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей  обязательно…» 

Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:

«Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в «замеряшки» и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…»

К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за «развращение» ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:

«Поеду к себе на Кубань, – сказала она, прощаясь…»

Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.  

Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина: цитатный портрет, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.

«Уроки французского»: краткое содержание

Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.

Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:

Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце

Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.

В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.

Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги

Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.

Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.

На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.

Старшие ребята обижают подростка (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение

На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.

Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.

Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение

Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.

Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.

Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.

Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.

Чем закончился рассказ «Уроки французского»

Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.

Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.

Героиня фильма «Уроки французского» Лидия Михайловна

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

  1. После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.

Ребята отвернулись от друга (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:

  • Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
  • Тема деревенской нищеты и обездоленности.
  • Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
  • Проблемы нравственности.

«Уроки французского»: композиция

Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

  1. Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
  2. По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
  3. Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
  4. Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.

Учительница и ученик с посылкой в руках (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Основная мысль произведения

В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:

  1. Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
  2. Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.

Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.

Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.

Характер главного героя "Уроков французского" - примеры сочинений

Главные герои рассказа «Уроки французского» и их характеристика:

Мальчик-повествователь. Одиннадцатилетний ребенок из бедной семьи. Родился в деревне и переехал учиться в незнакомый город, оставшись абсолютно один. Он скромный и способный ученик, но немного диковатый. Мальчик честный, смелый, упорный и принципиальный с сильным характером. Он не бросает школу не смотря на бедность и голод, чтобы оправдать доверия семьи. Он взрослый и самостоятельный не по годам, стойки и не жалуется на трудности.

Лидия Михайловна. Учительница, молодая женщина примерно 25 лет, родом из Кубани. Она обеспеченная городская жительница и не испытывает серьезных трудностей. Она добрая и сочувствующая, а так же изобретательная, нашла способ как помочь мальчику.

Мать мальчика. Одинокая женщина, воспитывающая троих детей. Она необразованная, но желает, чтобы ее сын имел возможность учиться даже не смотря на бедность. На протяжении учебы, она помогает сыну чем может.

Василий Андреевич — директор. Строгий человек, в школе его побаиваться. Когда он узнает о проступке учительницы, то не разбирается в его причинах и возмущается произошедшему.


­Пример сочинения 1

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» – произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. В нем описывается самое трудное время – послевоенное. Главный герой – это пятиклассник одиннадцати лет. Живет он с матерью, всего в семье их трое. Внешне он чрезмерно худощав, потому что его семье не хватает средств на пропитание. Макароны и гематоген семья не может себе позволить. Яблоки мальчик видел только на картинках. Одежда его застирана, штанишки сделаны из отцовских галифе, неопрятен и одинокий без матери рядом. Имя его в произведении не указывается.

Сложившиеся обстоятельства вынуждают главного героя быть самостоятельным, мужественным, смышлёным ребенком. Чтоб посещать школу, ему приходится жить у маминой знакомой, у которой есть и свои собственные дети. Мать высылает сыну продукты, но он не замечает куда они исчезают, их кто-то ворует. Герой не идет на конфликт, наоборот он замыкается в себе. У мальчика наблюдаются прекрасные умственные способности, по всем школьным предметам у него пять, кроме французского. Особо сложно ему дается произношение.

Даже несмотря на то, что он голодает, тяга к знаниям у него не пропадает, наоборот, он начинает учиться с особым упорством. Это говорит о его целеустремленности. Скромность и гордость он демонстрирует, когда ходит заниматься к учительнице французского на дом. Она пытается его накормить, отправляет посылки с продуктами, но он тактично отказывается. Сила духа, честность, стойкость характера проявляется в ситуации, когда мальчик играет со старшеклассниками на деньги. Играет он до тех пор, пока не соберется нужная ему сумма.

Он вынужден это делать не для собственной наживы, а ради бутылочек с молоком. Молоко посоветовали ему пить врачи при малокровии. Частенько, после игр со старшими мальчишками главный герой ходил избитым.  

В итоге после тщетных попыток помочь своему ученику, Лидия Михайловна принимает решение играть с ним на деньги. Этот поступок демонстрирует любовь и уважение, сострадание к своему ученику. Вскоре об этом узнал школьный директор. Преподавательница отправляется на Кубань. Но и там она не забывает своего ученика и шлет ему посылки с продуктами.


Пример сочинения 2

Основные черты главного героя, имя которого не указывается на страницах повести, включают в себя огромную жажду знаний, благодаря которой его признавали самым способным и умным мальчиков в деревне в силу его ранней взрослой жизни. Именно по этой причине родители решаются отправить своего сына на учёбу в райцентр, одновременно с этим оставляя его у тёти Нади.

Мальчик очень самостоятелен. Даже несмотря на свою трудную судьбу. Когда его семья бедствовала, и самому мальчику было сложно вдали от своей матери, он не жаловался. Держался смело и упорно, чтобы лишний раз не давать своей матери переживать, ведь дел и без того было много. И нужно было их решать. Маленький мальчик понимает, на какие жертвы идёт его семья ради него, поэтому проявляется чудесные навыки мужественности и смелости.

Гордость и смущение мальчика не дают ему принять помощь от его учительницы французского языка Лидии Михайловны . Отказываясь от еды, мальчик показывает свою силу духу и детскую глупость, когда думает, что в столь раннем возрасте сможет противостоять волям судьбы. Но такое упорство похвальное – мальчик не сдаётся и продолжает выполнять то, что нужно, не отлынивая. Кажется, что, чем больше мальчик находится вдалеке от своего дома, тем взрослее и ответственнее он становится. Принимает совсем взрослое и опасное решение играть на деньги, чтобы зарабатывать себе на молоко, и спасаться от болезни малокровия. Но даже и здесь он проявляется качества сдержанного человека и самоуверенного – мальчик никогда не играл больше. Чем стоит молоко, и уходил с собранными деньгами. Когда его учительница Лидия Михайловна узнаёт о заработке своего подопечного, она берёт над ним опекунство под предлогом уроков французского языка.

Мальчик, так рано уехавший из дома, испытывает желание получить доброту и заботу о себе. Лидия Михайловна как раз тот человек, кто может помочь мальчику заработать нужные деньги для молока. И просто помочь. На этот раз мальчик не отказывается от её помощи, приняв доброту и заботу. Так любезно и бескорыстно предложенных его учительницей.


Пример сочинения 3

Герой произведения — умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает» . Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему — дать шанс честно выигрывать свой рубль.

Несмотря на то, что герой рассказа «Уроки французского» ввязывается в игру на деньги, он вызывает у меня глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приора на английском как пишется
  • Перевод transparent на русский язык с английского
  • Cedarwood перевод с английского на русский
  • Проплешины на голове у французского бульдога
  • Old label перевод на русский с английского