Удел куратора концепция музея от великой французской революции до наших дней скачать

присутствовали лишь в виде намеков. Продолжительная эволюция проекта, занявшая почти четверть столетия, пошла ему на пользу, позволив усвоит…

Описание книги

Карстен Шуберт (род. 1961), арт-дилер, издатель и писатель, прослеживает эволюцию западного музея, его концепции и рецепции со времен появления первых публичных художественных собраний в конце XVIII века и до недавнего открытия Галереи Тейт Модерн в Лондоне. Среди поднимаемых в книге тем – взаимодействие музея с общекультурной, политической, экономической областями жизни общества, а также статус и функции куратора, менявшиеся на протяжении рассматриваемого периода.

Книга Карстена Шуберта «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Возрастное ограничение:

12+

Дата выхода на Литрес:

27 апреля 2016

Последнее обновление:

2009

Объем:

270 стр. 1 иллюстрация

Карстен Шуберт

Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней

1

Karsten Schubert

The Curator’s Egg

The evolution of the museum concept from the French Revolution to the present day

Ridinghouse

Данное издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Пресс»

Перевод с английского – Андрей Фоменко

От автора

С самого детства я испытывал непреодолимый интерес к музеям. Они всегда казались мне пространствами бесконечного обучения и развлечения, неисчерпаемыми источниками знания и удовольствия. Сколь бы критическим ни было подчас мое отношение к ним, я ни на секунду не сомневаюсь в их принципиальной важности и ценности. Я провел много счастливых часов в музеях, которые сделал предметом своего анализа. Я предвзят – и это еще слабо сказано.

В моей работе мне помогало так много людей, что просто невозможно назвать их всех поименно. Я размышлял о музеях и разговаривал о них задолго до того, как решил посвятить им книгу. Те, с кем я обсуждал различные темы, которые нашли в ней отражение, оказали влияние на ход моих мыслей, даже не зная, каким будет результат этих дискуссий – как не знал этого, впрочем, и я сам. Я глубоко признателен им всем.

Говорят, что первая книга – самая мучительная. Мне же посчастливилось пользоваться помощью многих друзей, которые читали и перечитывали черновики отдельных глав и книги в целом. Их советы и поддержка для меня бесценны. Я особенно благодарен Кристофу Беккеру, Изабель Карлайл, Джил Хедли, Ричарду Ховарду, Джону Роу, Ричарду Шону, Никосу Стангосу, Камилле Уоллрок, Джо Уолтон и Элисон Уайлдинг, помогавшим мне на разных стадиях работы, а также Джудит Грей – выдающемуся редактору.

Название книги, «The Curator’s Egg», обыгрывающее английскую поговорку XVIII векаi[1], было использовано лондонским арт-дилером Энтони Рейнолдсом в качестве названия групповой выставки, прошедшей в его галерее несколько лет назад. Я признателен ему за разрешение использовать эту формулировку в другом контексте.

Введение

Мы живем в новый золотой век музея. В наши дни существует больше музеев, чем когда бы то ни было прежде, причем их число постоянно растет, а роль в культурной жизни усиливается. Естественно было бы предположить, что институциональная самооценка музеев высока, а их финансовое положение, поддерживаемое как за счет государственных, так и за счет частных источников, стабильно. В действительности же это верно с точностью до наоборот. Современная ситуация характеризуется глубокой неуверенностью в понимании значения и общественной функции музеев, и даже самые известные из них испытывают недостаток средств на текущие расходы и закупки, угрожающий срывом планов.

Вопрос о причинах такого противоречия занимает в равной степени директоров музеев, кураторов, историков искусства и администраторов, а объем литературы, посвященной этой теме, постоянно увеличивается, особенно в последнее десятилетие.

Разумеется, каждый автор подходит к этой проблеме со своей позиции: директор анализирует ее с институциональной точки зрения, куратор рассматривает ее в контексте выставочной практики, историк искусства концентрируется на эволюции музейного института и задается вопросами о его взаимодействии с политикой, администратор пытается привести разрозненные данные к статистическим формулам, которые позволят ему хотя бы с минимальной уверенностью прогнозировать развитие событий.

Одних авторов занимают конкретные музеи, другие сосредоточены на отдельных странах и эпохах. Некоторые исследуют четко определенные аспекты этой темы, анализируя, например, непростые отношения между музеем и художниками или острую проблему музейной архитектуры. Порой авторы демонстрируют предубеждение, с негодованием рисуя мрачный образ музея как ключевого звена тотального заговора с целью исказить или подавить историческую память или как злостного узурпатора, присваивающего и нейтрализующего власть искусства. Другие пишут исходя из своей институциональной позиции, которая не позволяет им выработать нейтральную перспективу. В итоге трудно бывает понять, что речь идет об одних и тех же музеях.

Хотя часто эти описания содержат множество интересных фактов и справедливых оценок, в большинстве своем они упускают из виду общую картину. Попытки свести музей к простой формуле, оставляющей за скобками многообразие факторов, которые на них влияют, не позволяют осознать всю сложность ситуации.

Музей – одно из самых сложных культурных образований, обусловленное различными историческими предпосылками, многие из которых актуальны по сей день, что признается даже самыми яростными его критиками. Это сплав разнородных, часто противоречивых внешних влияний: продукт собственного прошлого и отражение, подчас искаженное, мнений, потребностей и установок тех, кто вовлечен в его формирование, – кураторов, дарителей, политиков, художников и зрителей. Учитывая это разнообразие интересов, позиций и исторических факторов, удивительно, что музеям удается столь успешно функционировать на протяжении столь долгого времени, как удивительно и то, что этот необычайный успех почти не нашел отражения в литературе.

Я не буду концентрироваться на особенностях определенных музеев, на их типологии и на отдельных этапах их истории, а, скорее, попытаюсь дать более развернутую картину влияний, которые музей испытывал со стороны кураторской, академической, политической и экономической сфер.

Сложность этой картины во многом обусловлена историей самого понятия музея: современный музей в значительной степени является итогом своего прошлого и институциональной эволюции. Невозможно понять современный музей, не обратившись к его истории – этой необходимостью продиктовано и деление моей книги на две части.

В первой части дается краткий очерк эволюции идеи музея от лет, предшествующих Великой французской революции, до создания Центра Жоржа Помпиду – период, охватывающий чуть более 220 лет, примерно с 1760 до 1980 года.

Вторая часть посвящена дальнейшему развитию музея и охватывает последние два десятилетия XX века, период бурной активности, сменившей застой середины столетия. В свете внимательного анализа современный кризис музея кажется менее загадочным. Быстро выясняется, что его беспрецедентный успех, финансовые трудности и сомнения относительно собственного статуса в действительности тесно взаимосвязаны, и нынешнее противоречие между ними представляет собой новейшую вариацию старой темы. С самого начала музей был предметом пристального внимания, постоянной критики и ревизии.

Можно сказать, что один из величайших мифов о музее представляет его как оазис покоя среди бурь политики и истории. Нет ничего более далекого от истины. Музеи реагируют на политические и социальные сдвиги с сейсмической точностью. Сам их успех есть результат исключительной гибкости и способности адаптироваться к переменам – способности, которой лишены другие культурные институты.

I

1. Начало

Музей меняется. В прошлом он был оплотом абсолютной уверенности, источником определений, ценностей и знаний во всем, что касается искусства. В нем не звучали вопросы – только авторитетные ответы. Сегодня музей находится в центре горячих споров по поводу его сути и методологии. В ходе некоторых из них ставится под сомнение – и отрицается – сама целесообразность музея[2]. Эти дискуссии не имеют окончательного решения, но они глубоко воздействуют на функционирование и восприятие музеев.

В дальнейшем я попытаюсь проследить, как эволюционировали эти дебаты и как под влиянием изменений кураторских установок преобразились музеи Европы и Северной Америки[3].

Мысль о том, сколь важную роль музей играет в самоопределении западной культуры, часто заставляет нас забыть, что само его понятие является относительно новым, сложносоставным и неустойчивым. Мы склонны считать музей неким безупречным пространством: нейтральным, объективным и рациональным. «Рациональность» понимается в данном случае как нечто самоочевидное и не нуждающееся в дальнейших объяснениях или обоснованиях. В сущности, понятие музея представляет собой «рациональный миф», один из самых стойких и влиятельных, – общепринятый набор представлений, с трудом поддающийся критическому анализу. Прошло почти двести лет, прежде чем предпосылки, на которых основывается это понятие, стали предметом внимательного изучения, приведшего к пересмотру роли музея и его raison d’êtreii.

Нынешний кризис является, с одной стороны, следствием запоздалого понимания того, что музей вовсе не так прост, как люди долгое время были склонны полагать, а с другой – точным отражением процессов, происходящих в постиндустриальном и постмодернистском обществе, которое испытывает страстную потребность в иконическом символизме и в то же время осмеивает его. Среди всех культурных символов музей является самым чтимым и одновременно самым спорным, а потому – и самым уязвимым для критики.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней

Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней

Автор:

Жанр:

Искусствоведение,
Музеи и коллекции,
Культурология,
Музейное дело

В книге «Эволюция западного музея: история, концепции и взаимодействие» Карстен Шуберт, мастер арт-дилерства, издатель и талантливый писатель, погружается в сложный мир музейных экспозиций. Он исследует историю и превращение западного музея с его первых, скромных попыток создания публичных галерей в конце XVIII века, до наших дней, когда Галерея Тейт Модерн в Лондоне впечатляет публику своими уникальными коллекциями. Автор обозревает не только сам ход преобразования музейного пространства, но и его взаимодействие с различными аспектами общественной жизни, такими как культура, политика и экономика.

Читатель окунется в изысканную область кураторства, узнает о влиянии каждого временного периода на статус и функции кураторов. Следуя писательскому глазу исследователя, знаток узнает все тонкости и секреты музейного мира, а также о влиянии музейных экспозиций на различные аспекты общественного развития.

С помощью увлекательных рассказов и глубоких аналитических исследований, автор предоставляет нам невероятную возможность пролить свет на этих чудесных хранителей искусства — музеи. Он заставляет читателей задуматься над вопросами, как меняются музеи со временем и что они означают для культуры и общества в целом.

«Эволюция западного музея: история, концепции и взаимодействие» — это произведение, которое погружает нас в уникальный мир искусства и музейного пространства, раскрывает его секреты и важность для нашей жизни. Это не просто книга об искусстве, это глубокое погружение в историю и эволюцию музейного дела, которое абсолютно необходимо для любителей и профессионалов искусства, а также для всех, кто стремится понять значение культурного наследия и его роли в обществе.

Похожие книги

  • Мастера иконописи и фрески — Кристина Ляхова
  • Мастера исторической живописи — Кристина Александровна Ляхова, Галина Витальевна Дятлева
  • Мастера портрета — Кристина Александровна Ляхова, Галина Витальевна Дятлева
  • Мастера натюрморта — Галина Дятлева
  • Мастера пейзажа — Галина Дятлева
  • История России в картинах русских художников — Алла Кононова
  • Жив, здоров, пишу — Рэй Брэдбери
  • Октябрьская страна (сборник) — Рэй Брэдбери
  • Следующий шаг — Валерий Соколов
  • Попаданка и дракон: по прихоти судьбы — Фэй Родис, Татьяна Абиссин

Читать книгу «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» онлайн или скачать бесплатно в формате fb2

У всех посетителей бесплатной электронной библиотеки фб2.рф есть выбор, в каком виде читать
книгу «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней». Книгу можно скачать бесплатно и без регистрации на своё устройство
в виде файла удобного формата fb2, который поддерживается всеми современными читалками для
Android и IOS. Таким образом, скачав книгу fb2, вы сможете читать её полную версию в
привычном вам приложении.

Другой вариант, который доступен посетителям библиотеки — читать книгу «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней»
онлайн бесплатно полную версию прямо в читалке на сайте. Наша читалка предлагает два режима
чтения — ночной и дневной, оба предназначены для максимального комфорта глаз в разное время
суток. В случае чтения книги «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» онлайн, вам не нужно стороннее приложение,
нет необходимости тратить время на его настройку, вы сразу можете приступить к чтению, не
уходя из нашей электронной библиотеки.

На этой странице вы можете ознакомиться с описанием книги «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» от
автора Андрея Фоменко в
жанре зарубежная образовательная литература. Книга издаётся на русском языке и была добавлена в
библиотеку 27.04.2016. Начать читать книгу бесплатно онлайн
вы можете по этой ссылке, а скачать книгу в формате fb2
можно тут.

Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней

Передняя обложка

Ad Marginem, 19 сент. 2016 г.Всего страниц: 224

Карстен Шуберт (род. 1961), арт-дилер, издатель и писатель, прослеживает эволюцию западного музея, его концепции и рецепции со времен появления первых публичных художественных собраний в конце XVIII века и до недавнего открытия Галереи Тейт Модерн в Лондоне. Среди поднимаемых в книге тем — взаимодействие музея с общекультурной, политической, экономической областями жизни общества, а также статус и функции куратора, менявшиеся на протяжении рассматриваемого периода.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется идти на английском
  • Как пишется имя леня на английском языке
  • Widerspruch перевод с немецкого на русский
  • Немецкое представительство в новосибирске
  • 22 июня вторжение немецких войск