Рассказ про главного героя в рассказе уроки французского

Характеристика главного героя (Уроки французского)

Характеристика главного героя (Уроки французского)

Главным героем рассказа В. Распутина «Уроки французского» является одиннадцатилетний деревенский мальчик, которому после переезда в райцентр и поступления в новую школу пришлось быстро повзрослеть и научиться самостоятельно решать бытовые проблемы. Характеристика главного героя позволяет понять, с какими невзгодами сталкивались дети в тяжёлые послевоенные годы. Мальчик жил в нищете, постоянно недоедал, однако он с честью переносил все трудности ради своей цели — получить достойное образование.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Полное имя — не указано.

Возраст — 11 лет.

Род занятий — школьник.

Семья — мать, младшие брат и сестра.

Социальное положение — крестьянин.

Происхождение — родом из бедной семьи колхозников.

Воспитание — в семье его воспитали честным и порядочным человеком.

Образование — окончил начальную деревенскую школу, поступил в 5 класс городской школы.

Внешность — худой от постоянного недоедания 11-летний мальчик, одетый в старую, поношенную одежду.

Характер — мужественный, настойчивый, терпеливый, ответственный, целеустремлённый, робкий, стеснительный, справедливый, скромный, замкнутый, упрямый, добросовестный, гордый.

Положительные черты — умный, смышлёный, старательный, ответственный, добросовестный, настойчивый, целеустремлённый, терпеливый, смелый, с чувством собственного достоинства.

Отрицательные черты — излишне робкий, стеснительный, замкнутый, упрямый.

Произведение — «Уроки французского».

Автор — Валентин Распутин.

Цитатная характеристика

Описание образа главного героя с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет героя основан на том, что он является 11-летним мальчиком, учеником 5 класса.

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Так, в одиннадцать лет…»

У главного героя большая семья. Он старший из троих детей, которых в одиночку воспитывает мать. У него есть младшие сестра и брат. Отец, по всей видимости, погиб на фронте.

«…а нас у матери было трое, я самый старший».

«…отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой…»

События происходят в послевоенные годы (в 1948 году), когда в стране был дефицит продуктов, жизнь была очень тяжёлой, многие люди голодали, в том числе и герой произведения.

«Голод в тот год еще не отпустил…»
«Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде».

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда».

Семья героя очень бедная, и у его матери совсем нет свободных денег.

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться?»

Семья мальчика живёт в деревне, он вынужден переехать в районный центр, чтобы продолжить образование.

«…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее…»

С 11 лет герой начал самостоятельную жизнь, вдали от семьи.

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь».

Мальчик стал первым из деревни, кто после окончания начальной школы продолжил свое образование.

«И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый».

От постоянного недоедания у героя развивается малокровие (анемия), которое сопровождается сильной слабостью.

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова».

Когда Лидия Михайловна, учительница французского языка и классный руководитель главного героя, узнаёт, что мальчик играет на деньги, она решает дополнительно заниматься с ним французским языком.

«Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех».

Внешность

Портретная характеристика главного героя основана на том, что он является очень худеньким, слабым мальчиком, который постоянно недоедает.

«Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня».

«…тощий диковатый мальчишка…».

Внешний вид героя не отличается опрятностью, поскольку он живёт вдали от матери.

«…неопрятный без матери…»

Семья мальчика была очень бедной, и он был вынужден носить старую, не по росту одежду.

«…в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах…»

«…я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко…»

Герой носит чирки — кожаную обувь с невысоким голенищем, которая внешне напоминает галоши. Он очень стыдится своей обувки, которая красноречиво говорит его нищете.

«Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги».

Черты характера и поступки

Главный герой — умный, толковый мальчик, который очень любит учиться.

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием…»

«— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет».

«Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Мальчик любит читать и выдумывать разные истории.

«…перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя».

В родной деревне герой считается одним из самых грамотных, и его часто просят написать или прочесть письма.

«… в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма…»

«Меня выделяли из деревенской ребятни…»

Мальчик имеет славу везунчика, и к нему часто обращаются с просьбой разобраться в облигациях, чтобы получить денежный выигрыш.

«Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз».

За свою помощь односельчанам мальчик получал вознаграждение в виде еды, которая особенно ценилась в те голодные годы.

«Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне».
«…даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство».

Главный герой, несмотря на свой юный возраст, очень ответственный и исполнительный человек.

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел».
«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок…»

«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».

Мальчик блестяще учится, и единственным предметом, который трудно ему даётся, является французский язык.

«…поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями».

Герою очень тяжело жить одному, вдали от семьи, и каждый день он тоскует о родном доме.

«…едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой».

«…от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний…»

У мальчика хорошо развита сила воли и ответственность за свои поступки. Однажды у него сдали нервы от долгой разлуки с родными, и он захотел вернуться домой. Однако быстро взял себя в руки, потому что понял, что такого шанса изменить свою жизнь у него больше не будет.

«При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.
— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.
Я опомнился и убежал».

Главный герой обладает замкнутым, робким и диковатым характером.

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«посмеивается над моей диковатостью…»

«Все еще, конечно, стеснялся, забивался в угол…».

При всей своей робости герой обладает большим упрямством и непреклонностью.

«Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых».

У героя есть честолюбие, он хочет быть впереди других.

«Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли

На новом месте герою не удаётся завести друзей, хотя в родной деревне у него было много приятелей.

«…ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один — потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много».

Живя вдали от семьи, мальчик постоянно недоедает из-за того, что хозяйка тайком таскает его продукты. Однако он не хочет жаловаться матери, чтобы не расстраивать её.

«К тому же еще я постоянно недоедал… еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало… Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает… Кто потаскивал… — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить».

«…я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

«Мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны».

Мальчик отчаянно пытается самостоятельно раздобыть хоть какую-то еду, но всё безрезультатно.

«Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
«Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил…»
«По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу».
«Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку».

Чтобы заработать денег на еду, герой начинает играть в «чику» — игру на деньги, которая была очень популярна среди школьников.

«— Ты в «чику» играть не боишься?
— В какую «чику»? — не понял я.
— Игра такая. На деньги».

Главный герой — очень сноровистый, ловкий мальчик.

«…я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти. Бросал и сверху, из-за плеча, и снизу, навешивая камень над целью. Так что кой-какая сноровка у меня была».

Герой — очень настойчивый и целеустремлённый человек, который будет работать до тех пор, пока не получит нужный результат.

«По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься».

Главный герой способен контролировать свои поступки, он не поддаётся азарту во время игры и преследует лишь одну цель — заработать деньги на молоко.

«А я выигрывал. Я стал выигрывать постоянно, каждый день. У меня был свой расчет…»

«Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока… обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше».

Когда герою удалось освоить игру в «чику», он потерял бдительность и стал выигрывать больше денег. В итоге он привлёк к себе внимание и получил горький урок — никто не любит выскочек.

«Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу».
«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

Мальчик готов до последнего отстаивать правду, даже зная, что за этим последует расплата. Когда он стал жертвой жульничества семиклассника Вадика, он не побоялся открыто сказать об этом, за что был жестоко избит.

«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?
— Давай сюда! — потребовал Вадик.
— Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел.
— Ну-ка, повтори, — надвигаясь на меня, попросил он.
— Ты перевернул ее, — уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует».

Герой понимает, что за игру на деньги его могут выгнать из школы, и это станет для него самым страшным наказанием. Он привык доводить дело до конца, и исключение из школы станет для него большим позором.

«Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».

Дополнительные занятия с Лидией Михайловной становятся для робкого мальчика настоящей пыткой.

«Я шел туда как на пытку… в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился — меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова».

Когда герой получает анонимную посылку с продуктами и понимает, что это сделала Лидия Михайловна, в нём просыпается гордость, и он возвращает посылку учительнице.

«— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка».

Герой — очень старательный мальчик, и благодаря настойчивости Лидии Михайловны ему удаётся одолеть столь нелюбимый им французский язык.

«Она, видимо, решила: ну что ж, французский так французский. Правда, толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь».

«…самое главное я усвоил, язык мой отмяк и зашевелился».

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие».

Чтобы дать возможность мальчику иметь карманные деньги и покупать на них еду, Лидия Михайловна уговаривает его сыграть в «замеряшки» — игру на деньги.

«У нас появился другой интерес… мы не мешкая переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. Я быстро приловчился к «замеряшкам», разобрался во всех секретах…»

«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба».

Когда директор узнает об этой игре между учительницей и учеником, он увольняет Лидию Михайловну. Та уезжает на Кубань и вскоре присылает мальчику посылку с яблоками, которые он раньше видел только на картинках.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Воспитание

Живя в колхозе, герой мог рассчитывать только на начальную школу, но, обладая большим умом, сообразительностью и тягой к знаниям, он стал первым из родной деревни, кто поступил в пятый класс городской школы.

«…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр».

«И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый».

Герой — старательный мальчик, учится на одни пятерки, за исключением лишь одного предмета — французского языка.

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

Характеристика главного героя другими героями

Лидия Михайловна

Учительница главного героя понимает, насколько умным и способным мальчиком он является.

«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Подробная характеристика Лидии Михайловны.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику героя вместе!

Биография

Главный герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, который живёт в колхозе вместе со своей матерью и младшими братом и сестрой. Семья живёт очень бедно, потому что мать вынуждена в одиночку воспитывать троих детей в тяжёлые послевоенные годы. Отец, скорее всего, погиб на фронте.

Мальчик хорошо учился, тянулся к знаниям и в родной деревне имел славу грамотея. Он читал и писал письма по просьбе старушек, помогал односельчанам разбираться с облигациями. Когда кто-то благодаря ему узнавал о выигрыше, мальчик получал вознаграждение.

Когда мальчик окончил начальную школу в деревне, было решено отправить его в школу в райцентре, чтобы он и дальше учился. Его мать договорилась, что он будет снимать комнату у её знакомой. Так герой стал первым из родной деревни, кто смог продолжить образование.

На новом месте герою пришлось тяжело. Он постоянно недоедал, поскольку половину еды, которую передавала ему мать, тайком таскала хозяйка квартиры и её дети. У мальчика не было друзей, и он очень тосковал по дому.

Однажды герой узнал о популярной среди учеников игре на деньги под названием «чика». Разобравшись в правилах, мальчик стал играть, преследуя одну цель — заработать рубль на банку молока. На успехи героя обратил внимание семиклассник Вадик и его приятель по прозвищу Птаха. Они избили героя и запретили играть с ними.

О случившемся узнала Лидия Михайловна — классный руководитель и учитель французского языка. Она решила дополнительно заниматься с героем, у которого были проблемы с произношением французских слов. Лидия Михайловна пыталась подкормить вечно голодного мальчика, но тот сопротивлялся. Тогда она предложила ему играть на деньги и часто поддавалась во время игры, чтобы у её ученика появились деньги на еду.

Об игре на деньги между учителем и учеником стало известно директору, и он тотчас уволил Лидию Михайловну, которая взяла всю вину на себя. Она уехала, а спустя время прислала мальчику посылку с яблоками, которые раньше он видел только на картинке.

Образ главного героя

С самого начала произведения главный герой предстаёт умным и способным мальчиком, который с большим удовольствием учится в школе. Односельчане выделяют его среди других деревенских ребят за смышлёность и нередко прибегают к его помощи.

Желание учиться дальше вынуждает 11-летнего мальчика покинуть отчий дом и жить самостоятельно среди чужих людей. Для ребёнка это является серьёзным испытанием на прочность, но он достойно проходит его. Будучи на редкость ответственным, он понимает, что нужно терпеть все неудобства, чтобы получить заветное образование, стать грамотным и образованным человеком.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» в образе мальчика автор воплотил всех детей, чьё детство пришлось на суровые послевоенные годы. Многим из них выпала тяжёлая судьба, однако трудности лишь закаляли характер, делали сильнее и настойчивее в достижении поставленной цели.

Роль героя автор видит в том, чтобы доказать: никакие трудности не способны стать преградой на пути к мечте. Характеристика главного героя с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, кратко написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»

Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика – 11 лет. Он учится в 5-ом классе:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» 

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…»

Внешность главного героя выглядит так:

«…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки – обувь) 

«…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый – короткий, тесный)

Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:

«…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…» 

Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет – некуда…» 

«…ведро картошки – под весну это было немалое богатство…»  

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…»

Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:

«…нас у матери было трое, я самый старший…»

Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):

«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает… <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…» 

«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…»

Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…»

С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»

В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:

«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <…> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал…»

Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:

«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой…»

У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:

«…в деревне, там у меня товарищей много…»

Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:

«…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…»

Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…» 

«А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата – десять из десяти…»

Главный герой считает себя упрямым мальчиком:

«Она сделала еще попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…»

Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…» 

«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»

Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…» 

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…»

Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:

«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена…»

Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:

«…я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему… <…> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»

«Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей  обязательно…» 

Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:

«Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в «замеряшки» и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…»

К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за «развращение» ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:

«Поеду к себе на Кубань, – сказала она, прощаясь…»

Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.  

Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина: цитатный портрет, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Характер главного героя "Уроков французского" - примеры сочинений

Главные герои рассказа «Уроки французского» и их характеристика:

Мальчик-повествователь. Одиннадцатилетний ребенок из бедной семьи. Родился в деревне и переехал учиться в незнакомый город, оставшись абсолютно один. Он скромный и способный ученик, но немного диковатый. Мальчик честный, смелый, упорный и принципиальный с сильным характером. Он не бросает школу не смотря на бедность и голод, чтобы оправдать доверия семьи. Он взрослый и самостоятельный не по годам, стойки и не жалуется на трудности.

Лидия Михайловна. Учительница, молодая женщина примерно 25 лет, родом из Кубани. Она обеспеченная городская жительница и не испытывает серьезных трудностей. Она добрая и сочувствующая, а так же изобретательная, нашла способ как помочь мальчику.

Мать мальчика. Одинокая женщина, воспитывающая троих детей. Она необразованная, но желает, чтобы ее сын имел возможность учиться даже не смотря на бедность. На протяжении учебы, она помогает сыну чем может.

Василий Андреевич — директор. Строгий человек, в школе его побаиваться. Когда он узнает о проступке учительницы, то не разбирается в его причинах и возмущается произошедшему.


­Пример сочинения 1

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» – произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. В нем описывается самое трудное время – послевоенное. Главный герой – это пятиклассник одиннадцати лет. Живет он с матерью, всего в семье их трое. Внешне он чрезмерно худощав, потому что его семье не хватает средств на пропитание. Макароны и гематоген семья не может себе позволить. Яблоки мальчик видел только на картинках. Одежда его застирана, штанишки сделаны из отцовских галифе, неопрятен и одинокий без матери рядом. Имя его в произведении не указывается.

Сложившиеся обстоятельства вынуждают главного героя быть самостоятельным, мужественным, смышлёным ребенком. Чтоб посещать школу, ему приходится жить у маминой знакомой, у которой есть и свои собственные дети. Мать высылает сыну продукты, но он не замечает куда они исчезают, их кто-то ворует. Герой не идет на конфликт, наоборот он замыкается в себе. У мальчика наблюдаются прекрасные умственные способности, по всем школьным предметам у него пять, кроме французского. Особо сложно ему дается произношение.

Даже несмотря на то, что он голодает, тяга к знаниям у него не пропадает, наоборот, он начинает учиться с особым упорством. Это говорит о его целеустремленности. Скромность и гордость он демонстрирует, когда ходит заниматься к учительнице французского на дом. Она пытается его накормить, отправляет посылки с продуктами, но он тактично отказывается. Сила духа, честность, стойкость характера проявляется в ситуации, когда мальчик играет со старшеклассниками на деньги. Играет он до тех пор, пока не соберется нужная ему сумма.

Он вынужден это делать не для собственной наживы, а ради бутылочек с молоком. Молоко посоветовали ему пить врачи при малокровии. Частенько, после игр со старшими мальчишками главный герой ходил избитым.  

В итоге после тщетных попыток помочь своему ученику, Лидия Михайловна принимает решение играть с ним на деньги. Этот поступок демонстрирует любовь и уважение, сострадание к своему ученику. Вскоре об этом узнал школьный директор. Преподавательница отправляется на Кубань. Но и там она не забывает своего ученика и шлет ему посылки с продуктами.


Пример сочинения 2

Основные черты главного героя, имя которого не указывается на страницах повести, включают в себя огромную жажду знаний, благодаря которой его признавали самым способным и умным мальчиков в деревне в силу его ранней взрослой жизни. Именно по этой причине родители решаются отправить своего сына на учёбу в райцентр, одновременно с этим оставляя его у тёти Нади.

Мальчик очень самостоятелен. Даже несмотря на свою трудную судьбу. Когда его семья бедствовала, и самому мальчику было сложно вдали от своей матери, он не жаловался. Держался смело и упорно, чтобы лишний раз не давать своей матери переживать, ведь дел и без того было много. И нужно было их решать. Маленький мальчик понимает, на какие жертвы идёт его семья ради него, поэтому проявляется чудесные навыки мужественности и смелости.

Гордость и смущение мальчика не дают ему принять помощь от его учительницы французского языка Лидии Михайловны . Отказываясь от еды, мальчик показывает свою силу духу и детскую глупость, когда думает, что в столь раннем возрасте сможет противостоять волям судьбы. Но такое упорство похвальное – мальчик не сдаётся и продолжает выполнять то, что нужно, не отлынивая. Кажется, что, чем больше мальчик находится вдалеке от своего дома, тем взрослее и ответственнее он становится. Принимает совсем взрослое и опасное решение играть на деньги, чтобы зарабатывать себе на молоко, и спасаться от болезни малокровия. Но даже и здесь он проявляется качества сдержанного человека и самоуверенного – мальчик никогда не играл больше. Чем стоит молоко, и уходил с собранными деньгами. Когда его учительница Лидия Михайловна узнаёт о заработке своего подопечного, она берёт над ним опекунство под предлогом уроков французского языка.

Мальчик, так рано уехавший из дома, испытывает желание получить доброту и заботу о себе. Лидия Михайловна как раз тот человек, кто может помочь мальчику заработать нужные деньги для молока. И просто помочь. На этот раз мальчик не отказывается от её помощи, приняв доброту и заботу. Так любезно и бескорыстно предложенных его учительницей.


Пример сочинения 3

Герой произведения — умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает» . Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему — дать шанс честно выигрывать свой рубль.

Несмотря на то, что герой рассказа «Уроки французского» ввязывается в игру на деньги, он вызывает у меня глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Определение 1

Деревенская проза – это направление в русской литературе 60-80-х годов прошлого века, осмысливающее драматическую судьбу русской деревни и крестьянства в 20 веке. Особое внимание в произведениях этого направления уделялось вопросам нравственности, взаимоотношениям человека и природы.

История написания, жанр, направление произведения «Уроки французского»

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году и опубликован в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь». Распутин посвятил его матери своего близкого друга, А. Вампилова, — А.П. Копыловой. Анастасия Прокопьевна работала учителем в сельской школе. Писатель уважал ее за доброту и мудрость. Однако героиней рассказа является другая учительница.

В. Распутин признавался, что этот рассказ автобиографичен, в основу сюжета легли детские впечатления писателя. После окончания четырехлетней школы в своей родной деревне Распутину пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать учебу в старшей школе. Для будущего писателя это был тяжелый период: жизнь у чужих людей, невозможность нормально питаться и одеваться, неприятие одноклассниками. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает реальные события. Писатель считал, что детство – это главный период в формировании характера и таланта человека. Именно в детстве, по мнению писателя, человек становится музыкантом, художником или писателем. Именно из детства человек черпает вдохновение всю свою жизнь.

В жизни Распутина тоже была Лидия Михайловна, которая помогала ему, старалась скрасить его жизнь, играла с ним в «пристенок» и посылала ему посылки. После того, как был опубликован рассказ, Лидия Михайловна нашла своего бывшего ученика. Распутин с особым теплом вспоминал разговор с Лидией Михайловной. Она забыла многое, что помнил с детства писатель. Но он хранил эти моменты в памяти всю свою жизнь.

«Образ Володи — главного героя из рассказа Распутина «Уроки французского»» 👇

Свое повествование В. Распутин облачил в жанр рассказа. Он идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий.

В произведении отразились исторические особенности времени: разруха, голод, обнищание деревни и более сытая жизнь городских жителей. Они представлены глазами мальчика.

Рассказ Распутина реалистический. Автора относят к «писателям-деревенщикам». В 1960-1980-е годы была распространена деревенская проза. Для произведений этого направления характерны:

  • Раскрытие особенности деревенской жизни;
  • Изображение самобытности деревни;
  • Поэтизация деревни;
  • Отражение традиционных моральных ценностей, свойственных народу;
  • Отражение проблем разрухи, упадка, обнищания деревни.

Тема, проблема, основная мысль рассказа

Главная тема рассказа В. Распутин – тема человеческого неравнодушия, доброты, помощи. Писатель в этом произведении поднимает проблему морального выбора и нравственности, которая не принимается обществом, но имеет другую сторону – бескорыстную, светлую.

Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его тяжелое положение. Она сумела рассмотреть за бедностью способности мальчика к учебе, его старание. Уроки французского, которые учительница давала мальчику на дому, стали для него уроками жизни. Женщина скучала по родине, а «возвращение в безмятежное детство» ее спасало от тоски по дому.

Деньги, которые Володя получал в «честной» игре с учительницей, позволяли ему купить хлеба и молока. К тому же, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где мальчишки его избивали за мастерство и честность.

Замечание 1

В первых строках рассказа В. Распутин обозначил тему произведения, когда упомянул о своем чувстве вины перед учителями.

Главная мысль рассказа заключается в том, что помогая другим, помогаешь себе. Лидия Михайловна, помогая мальчику, хитря, поддаваясь, рискуя своей репутацией и работой, поняла, чего ей не хватало, чтобы быть счастливой. Она поняла, что смысл жизни в том, чтобы быть нужным, помогать, не зависеть от мнения других.

Рассказ «Уроки французского» имеет традиционную для этого жанра композицию. Повествование в произведении ведется от первого лица. Это делает восприятие реалистичным, дает возможность автору ввести много эмоциональных деталей.

Кульминация рассказа – сцена, где директор школы заходит в комнату учительницы и видит педагога и ученика, играющих на деньги.

Идея рассказа подана писателем в философской фразе первого предложения. И оттуда же вытекает и проблематика рассказа.

Характеристика главного героя

Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик-пятиклассник Володя. Ему одиннадцать лет, он учится в районном центре. Володя – смышленый ребенок. В родной деревне все называют его «башковитым» — Володя единственный, кто учится хорошо и любит учиться.

События произведения происходят в 1948 году, когда в стране царил послевоенный голод. Матери было трудно прокормить троих детей, из которых Володя был старшим. Когда она увидела в сыне тягу к учебе, решила отправить его к своей знакомой в районный центр.

Там мальчик учился не менее прилежно, ему легко давались все предметы, кроме французского – он никак не мог освоить произношение. Жизнь в городе была для Володи тяжелой, он часто недоедал, продукты, которые присылала ему мама, куда-то частично пропадали. Чтобы как-то заработать на стакан молока и кусок хлеба Володе приходилось играть на деньги с мальчиками постарше. В этой компании главным был Вадик. Он учился в седьмом классе, и в игре постоянно жульничал. Когда Володя попытался его уличить, его избили.

Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского. Узнав о том, что Володя играет, чтобы прокормиться, учительница решила ему помочь. Она приглашала его к себе в гости на дополнительные занятия, кормила ужином, отправляла ему посылки «от матери». Володя же обо всем догадывался и от всего отказывался. Тогда учительница стала сама играть с ним на деньги, подыгрывая, чтобы помочь.

Рассказ «Уроки французского», как уже подчеркивалось ранее, автобиографичен. И мальчик Володя – это сам В. Распутин в детстве. Писатель описывает события, которые произошли в его жизни.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

В рассказе
В.П. Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла,
правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о
роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль
встречается с безнравственностью. Молодая учительница смогла в тощем
деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же
одинокого, как и она сама.

Этот рассказ –
трогательная история взаимоотношения учительницы и ученика, благодаря которым
мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого
участия.

Действие
рассказа разворачивается в 1948 году – тяжелое послевоенное время, когда вся
страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров
Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели
место в реальной жизни писателя, который был благодарен учительнице,
преподавшей ему «урок доброты».

             
Мальчик 11 лет
из бедной деревенской семьи. Худой
от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный
ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный,
мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие
денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи.
Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от
учительницы, желающей помочь.

Мать
мальчика.

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, терпеливая, работящая,
неграмотная, но умная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря
на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр,
передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия
Михайловна, учительница французского.
Красивая, добрая
молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную
«косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла
в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и
очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась,
что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По
её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

      Василий
Андреевич,

директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети
очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор
школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав
учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения
не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это
преступлением.

Федька, Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой.
Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его
семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Тишкин, Одноклассник автора, который часто
присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал»
мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Вадик, городской мальчик из 7 класса той же школы, где
учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает
тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько
раз за то, что он играет лучше всех.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Gringalet перевод с французского
  • Биография гару французский певец
  • Гдз по учебнику немецкого языка 6 класс вундеркинды
  • Перевод с английского на русский priora
  • Скачать бесплатно французскую музыку без слов