Психологический анализ урока немецкого языка

Самоанализ
урока

Учитель:
Займалина А.М.                                                          практикант:
Ахметзянова Ю.И.

Класс:
11 «Б»                                                                                факультет
иностранных языков

Темы:
«Unser Wochenplan».                                                        5
курс,
НА-11-1-2

Образовательное
учреждение:
МБОУ Гимназия № 1           Методист:
Гмызина Г.Н.

I

Действие
учителя

Реакция
учеников

Замечания
по поводу наблюдаемых явлений

1.Организационный момент. Учитель
приветствует учащихся, рапорт дежурного, беседа о погоде.

Ученики
приветствуют учителя, садятся, дежурный отвечает на вопросы учителя.

Дети
погружаются в языковую атмосферу.

2.Сообщение
плана на урок

Дети
внимательно слушают.

Дети
заинтересованы тем, что сами определяют цели урока.

3.
Учитель дает задание ученикам исправить ошибки в предложениях предложения.

Ученики
выполняют задание учителя

Дети
увлечены заданием, им нравится чувствовать себя в роди учителей, исправляющих
недочёты и ошибки.

4.Основная
часть

Повторение
слов по теме, составление диалогов по опорам.

Ученики
активно отвечают на вопросы, называют слова, составляют интересные диалоги.

При
работе в группах ученики выбирают лидера, но в то же время все активно
участвуют в составлении реплик.

6.Составления
плана рабочей недели по группам.

Дети
делятся на 2 группы. Раздаются плана рабочей недели, которые им необходимо
заполнить.

Дети
активно обсуждают задание. Все увлечены процессом. В конце задания планы двух
групп сравниваются и анализируются.

Анализ урока

Отношение учеников и учителя очень дружелюбное, учитель обращается
к ученикам по имени, ярко выражена позиция «мы». Помимо этого используется
одобрительная мимика и жесты. Так на уроке была создана тёплая атмосфера.
Ученики всегда внимательно слушают учителя, понимают установки и отвечают на
вопросы. Это говорит об успешной реализации на уроке обратной связи.
Конфликтных ситуаций во время урока не возникало.

Учитель
исправлял ошибки учеников доброжелательно, либо просил исправить их других
более сильных учащихся. Затем просит ученика, сделавшего ошибку заново
повторить предложение или слово. Правильные ответы учеников поощряются такими
фразами, как «
Sehr gut», «Du hast Recht», «Gut gemacht».

Учитель
применяет различные формы работы на уроке – парные, групповые, индивидуальные.
На уроке создана ситуация успеха, ученики максимально мотивированы. Цели и тема
урока сформулированы чётко. Использование родного языка на уроке сведено к
минимуму. Учитель соблюдает плавные переходы от одного этапа урока к другому.
На уроке использовались образцы ответа, подстановочные таблицы, раздаточные
материалы. Большой плюс урока – наличие наглядности.

Выводы

Урок прошел на высоком уровне. Были соблюдены все этапы урока,
плавные переходы, даны адекватные установки и задания. На уроке учитель создал
дружественную и теплую атмосферу. Учащиеся были активны и заинтересованы. Все
задачи и цели урока были достигнуты.

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

2

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

1

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

2

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

0

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

2

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

2

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

1

7.

Психологические основы урока: Психологическая атмосфера на уроке и общение обучающихся и учителя были доброжелательными. Присутствовали взаимные расположение, сопереживание, поддержка и уважение. Учебная деятельность вызывала интерес, активность, понимание материала и его значимости. Обучающиеся стремились пользоваться изучаемым языком, не боялись допустить ошибки, охотно выполняли учебные задания

2

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

2

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

2

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

2

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

2

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

Подведены итоги урока, проведены рефлексия, самооценка, выставлены оценки обучающимся.

2

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

2

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Урок начался с организационного момента — приветствия обучающихся на немецком языке,

настраивая детей на работу на основе иноязычной речи.

На этапе постановки цели и задач урока учащиеся самостоятельно определили тему, цель и задачи

урока и включились в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Следующий этап — фонетическая зарядка. На данном этапе происходило формирование

произносительных навыков обучающихся: отрабатывали отдельные звуки трудные для

воспроизведения отдельных слов с применением стихов, игровой технологии. Использование

на уроке рифмованного материала позволило стимулировать мотивацию учащихся и отработать

интонацию предложений.

На этапе актуализации знаний обучающиеся прослушивали аудиозапись упражнения «Цифры в стиле

рэп» и подпевали, что создавало непринужденную и комфортную психологическую обстановку на уроке.

Следующим этапом был этап применения знаний и умений в новой ситуации. После

прослушивания диктора в упражнении «Числа до 1000» обучающиеся самостоятельно,

употребляя соответствующее клише, познакомились с числительными до 1000, по очереди

отвечали на вопросы учителя в форме игры «Снежный ком», ориентируясь на слайды

презентации. Осуществляя взаимоконтроль и взаимооценивание получали балы за правильные

ответы. На данном этапе происходила систематизация знаний учащихся.

Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществлялись на уроке также

посредством физкультминутки.

Развитие речевой компетенции: обучение аудированию, говорению и письменной речи происходило

путем прослушивания и повторения за диктором упражнений «Телефонные номера», «После

уроков». Разыгрывание диалогов в парах способствовало умению осознанно и произвольно

строить высказывание, структурировать знания. Практика показала, что использование данных

видов деятельности на уроках иностранного языка является эффективным способом

активизации познавательной деятельности и раскрытием творческих способностей и

личностного потенциала ученика.

На этапе рефлексии обучающиеся самостоятельно определили уровень успешности своей

деятельность на уроке, материал для повторения дома.

В конце урока обучающимся было предложено выполнение дифференцированного домашнего

задания с комментариями учителя.

Место и длительность применения информационных технологий на уроке разработаны в

соответствии с гигиеническими нормами.

Анализ  урока

Общие сведения:

  1. МКОУ «Поселковая СОШ», 6 класс, 30.01.2013;

«Die Schule» , обобщающее повторение по теме (актуализация  опорных знаний , упражнения тренировочного характера ,закрепление , обобщение ,итог урока ,домашнее задание) .

Оборудование урока:

  1.  Учебник, рабочая тетрадь;
  2. Интерактивная доска, музыкальный центр, CD-диск, индивидуальные карточки с заданиями, мяч.
  3. На доске: дата, плакат «SCHULE», иллюстрации по теме «Школа» (рисунки учащихся).

Содержание урока:

  1.  содержание урока соответствует его программе, задачам:

Учебные: Активизация  лексики по теме, дать учащимся представление о том, какую школу хотят видеть  немецкие дети, учить читать текст с предварительно снятыми трудностями и рассказать по опоре « Что рисуют дети?» Развитие монологической речи.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность. фантазию, художественные  способности, эмоциональное  восприятие мира.

Воспитывающие: Воспитать чувство любви к школе.

  1. проведена дидактическая обработка;
  2. урок способствует формированию лингвистических знаний и коммуникативных умений и навыков;
  3. в ходе урока учащиеся составили ассоциаграмму на доске (слова по теме «SCHULE»), инсценировали диалог: «Deutsche und russische Scheuler», провели игру по цепочке: «Um wieviel Uhr?», что способствовало развитию творческих сил и способностей учащихся;
  4.  содержание урока способствовало развитию интереса к учению

Тип и структура урока:

  1.  тип урока –  8- ой урок по теме «Немецкие школы. Какие они?» (обобщающее повторение по завершению изучения темы);
  2. Этот урок связан с предыдущим: Закрепление спряжения возвратного глагола и применение  его в чтении, переводе текста, в после текстовых  заданиях, в творческой работе. Этот урок  будет связан в последующих уроках при спряжении еще одного возвратного глагола и в теме «А где находится моя школа?», и при составлении рассказа «Моя деревенская школа». Заключительный урок по теме;
  3. этапы урока:

Организационный момент.

Речевая зарядка.

 Главный этап урока  — это чтение, перевод текста  со снятыми трудностями  «О какой школе  мечтают немецкие дети»?  

 ( подготовка  к восприятию  данного текста, грамматическая  страничка  тоже работает на главный этап, уметь найти  глаголы  и применять их  в рассказе  по опоре. Время было распределено  рационально, между  этапами урока были связки: «Для  чего нужно это сделать?», «Как это поможет нам?»)

  1. На уроке  ребята работали  с учебником  и по карточкам (послетекстовое  задание самостоятельно, грамматический материал по вариантам), наглядность – рисунки ребят.
  1.  Использование навыков и умений говорения, чтения и письма;
  2. структура урока соответствует данному типу.

Реализация принципов обучения:

  1. в инсценированном диалоге осуществлялась связь с жизнью (сравнение предметов, изучаемых школьниками, система оценивания, продолжительность занятий);
  2. с помощью интерактивной доски и магнитофонной записи  учащиеся отработали навыки произношения и интонации, заполняя плакат на доске- повторили языковой материала, с помощью игры с мячом- праильное употребление возвратных глаголов, описывая свои рисунки, учащиеся раскрыли творческие способности.
  3. Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществлялся по  жетонам после каждого этапа урока  и выводилась средняя оценка за урок.

Методы обучения:

  1. На уроке применялись методы:

Словесные: беседа учителя, накопление лексики.

Наглядные: рисунки, карточки.

Практические : чтение текста, выполнение заданий после текста.

Частично – поисковый: выделение  главного в тексте, ответы на вопросы;

  1. Применялись формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, дифференцированный подход в  обучении

(работа по карточке, сильные ученики  — рассказ по своим иллюстрациям).

Организация учебной работы на уроке:

  1. ребята работали с удовольствием, но не всегда у всех получалось;
  2. знания и умения учащихся учителем были оценены объективно.

Система работы учителя:

  1. общая организация рабочего времени на уроке:

правильное распределение времени,

осуществлялся логический переход от одного этапа к другому,

учитель владеет классом,

на уроке соблюдалась дисциплина, поскольку учащиеся были вовлечены в учебный процесс.

  1. поведение учителя на уроке:

приветливый тон, аккуратный внешний вид, демократический характер общения, объективность в оценивании ответов.

  1. На уроке был создан нужный психологический микроклимат.

Система работы учащихся:

  1. Учащиеся были активны, на уроке осуществлялась обратная связь. Общие результаты урока:
  1. план урока выполнен;
  2. ребята должны больше  говорить: отдельными словами и предложениями, а затем и связный рассказ по теме.
  1. Психологический анализ урока

  2. Класс__________8а______ Предмет___________Немецкий язык______________ Дата_______02.12.11_______________

  3. Психическое состояние класса перед уроком

  4. Готовность

  5. Ученики готовы к занятию, они привыкли к учителю и расслаблены. Ждут сигнала начала урока, перемещаются по классу и общаются друг с другом.

  6. Установка

  7. Установка на пребывание на уроке, исполнение учительских требований и завоевание его расположения.

  8. Настроение

  9. Настроение спокойное, присутствует лишь половина учеников.

  10. Состояние возбуждения, вялости, усталости и др.

  11. Ученики немного устали после учебной недели. Урок проводился в пятницу, в субботу мало кто приходит на занятия.

  12. Готовность учебных пособий (в соответствии с темой урока)

  13. Учебные пособия готовы и соответствуют теме урока, так как ученики всегда носят с собой учебники и рабочие тетради, а учитель следует темам пособия.

  14. Внимание:

  15. А) внешние приемы организации внимания на уроке:

  16. Ритм и темп урока

  17. Ритм урока не совсем равномерный. Учитель начинает бодро и ждет такой же реакции, но ученики зачастую медлят с ответом.

  18. Наличие и наглядность пособий

  19. Кроме вышеупомянутых пособий используется раздаточный материал с лексическим материалом и сопроводительным переводом на русский язык.

  20. Интонация речи учителя, его мимика, пантомимика

  21. Интонация речи приближена к норме, учитель старается говорить громко, отчетливо и внятно

  22. Б) внутренние приемы организации внимания на уроке:

  23. Ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя;

  24. Материал по своим свойствам не сложен, излагается ясно и последовательно. Учитель старается говорить доступно, не прибегая к сложным оборотам. При необходимости переводит свои слова на русский язык.

  25. В) особенности распределения внимания педагога на уроке (в чем это проявлялось);

  26. Педагог старался распределить свое внимание на весь класс, иногда переключаясь на отдельных учеников.

  27. Г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке;

  28. Учащиеся направляют свое внимание в первую очередь на учителя и задания классной работы и на своих соседей, также на класс в целом. Они довольно быстро переключают внимание с объекта на объект.

  29. Д) проявления невнимания на уроке.

  30. Невнимание проявлялось главным образом в том, что иногда отдельные учащиеся не следили за ходом урока, а разговаривали друг с другом.

  31. Восприятие:

  32. А) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради);

  33. Учитель акцентировал внимание на существенном с помощью вербальных средств и интонации. Учитель считает учеников достаточно взрослыми, чтобы воспринимать учебные пособия целостно.

  34. Б) проявление наблюдательности у учащихся на уроке.

  35. Самые любознательные проявляют наблюдательность, однако в большей степени по отношению к вещам, не относящимся к предметному полю урока.

  36. Память:

  37. А) организация и управление процессом запоминания;

  38. Процесс запоминания учитель стимулирует многократным использованием объектов запоминания в разных контекстах. Запоминание также стимулируется хорошей оценкой.

  39. Б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем);

  40. Обобщение урока и его этапов – необходимая часть каждого занятия. Учителю не всегда это удавалось, но в дальнейшем он планирует придерживаться этого принципа.

  41. В) использование установок на длительность запоминания;

  42. В этом отношении помогает мотивация на успешное написание запланированной проверочной работы на запоминаемый материал.

  43. Мышление:

  44. характеристика урока с точки зрения активизации мыслительной деятельности учащихся;

  45. Использование иностранного языка на уроке всегда стимулирует мышление. Для активизации мышления используются задачи с несформулированными вопросами и недостающими данными, «мозговой штурм». Также учитель использует вопросы направляющие процесс анализа и вскрывающие причинно-следственные связи.

  46. Эмоциональная составляющая урока

  47. Эмоциональный климат на уроке умеренный, уравновешенный. Учитель старается всем уделить внимание, эмоциональное состояние учеников стабильное.


Цель урока — создать условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся по теме: «Какой может быть погода осенью?» и сформировать у учащихся умения реализации новых способов речевого действия и речевого взаимодействия.

https://disk.yandex.ru/i/JURjqop-8uPyZQ

Самоанализ урока немецкого языка.

Класс: 6

Тема: Das Wetter im Herbst. Wie kann es sein?/Погода осенью. Какой она может быть?/

Тип урока: систематизация и обобщение  знаний и умений.

Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся по теме: «Какой может быть погода осенью?» и сформировать у учащихся умения реализации новых способов речевого действия и речевого взаимодействия.

Цель данного урока соответствует стандартным требованиям программы и связана с предыдущими учебными занятиями.

В данном классе я поставила следующие задачи:

Предметные

  • научить обучающихся строить высказывание на основе изображения без опоры на ключевые слова/план/вопросы.

Развивающие:

  • создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, воображения, познавательных и речевых умений.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету немецкий язык, к учебной деятельности, толерантное отношение к другому мнению, умение работать в паре и группе.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

Предметные:

  • овладение обучающимися речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные:

  • осознание иностранного языка, как средства коммуникации;
  • проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к учебной деятельности.

Регулятивные:

  • оценка правильности выполнения действий;
  • понимание учебной задачи и следование инструкции учителя;
  • осуществление первоначального контроля своих действий.

Познавательные:

  • использование грамматических и речевых моделей;
  • ориентирование в разнообразии способов решения задач;
  • осуществление поиска необходимой информации из раздаточного материала, презентации;
  • формулирование выводов в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации индивидуально, в парах, в группе;
  • владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами немецкого языка;
  • планировать и организовывать взаимодействие с учителем и одноклассниками;
  • формировать навык публичного выступления при представлении продукта.

Урок включал в себя 6этапов:
1)Организационный этап.
2)Мотивационный этап.
3)Этап актуализации пройденного ранее лексического и грамматического материала.
4)Этап закрепления знаний и способов действий по изученному материалу.
5)Этап обобщения и систематизации знаний.
6)Рефлексия.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, коллективная работа обучающихся.

В процессе реализации этапов урока в соответствии с требованиями ФГОС использовались элементы следующих современных образовательных технологий:

— ТРКМ (этап актуализации и этап закрепления знаний по изученному материалу);

— ИКТ (организационный этап и этап актуализации пройденного материала).

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно — ориентированного подхода в обучении:создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи.

Реализация технологии системно-деятельностного подхода, где ученик — активный участник учебного процесса, обеспечивалась на уроке следующей системой дидактических принципов:

  • принцип деятельности (формирование личности ученика осуществлялось процессе его собственной деятельности);
  • принцип психологической комфортности (создание на уроке доброжелательной атмосферы);
  • принцип активности (речевая активность учащихся в ходе урока — напряженность психических процессов в деятельности обучающихся, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка);
  • принцип доступности и посильности (учебный материал урока предоставлялся в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывало у них непреодолимых трудностей).

Весь урок был построен на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика.

Приемы обучения: «Отгадай по иллюстрации», «Кластер», «Расшифруй», «Верно-неверно», «Найди пару», «Предложения-антонимы», «Составь предложение», «Снежный ком» на разных этапах урока способствовали формированию у обучающихся коммуникативной компетенции.

На уроке мною использовались следующие  средства  обучения: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, аудиозапись к уроку, наглядный и раздаточный материал.

Использование ИКТ активизировало мыслительную деятельность учащихся, повышало интерес к уроку.

На всех этапах урока обучающиеся включались в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебное время на уроке было распределено рационально.

Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в паре, в группе.

Выбранные мною формы, методы и приёмы обучения способствовали созданию на уроке благоприятной психологической обстановки. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Все получили огромное удовольствие от общения и совместной работы.

По моему мнению, урок прошел успешно, цель достигнута, задачи реализованы.

Краткое содержание урока

1. Организационный этап — проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся в ходе урока, атмосферы языкового общения.

Организационный момент был выстроен так, чтобы дети настроились на позитивное плодотворное общение. В начале урока дети достают из коробочки цветные листочки (смайлики). Это нужно для того, чтобы в произвольном порядке образовались пары (для парной работы на уроке).

2. Мотивационный этап

На данном этапе путем совместного взаимодействия вышли на проблемный вопрос и формулирование темы и цели урока. Для этого был использован приём «Отгадай по иллюстрации». Был дан ряд картинок. Учащиеся отгадывали по рисункам, о чем пойдет речь на уроке. Тем самым определили тему: «Погода осенью».

3. На  этапе  актуализации пройденного ранее лексического и грамматического материала было повторение словаря, связанного с темой урока, для открытия нового знания.

  • Прием«Кластер». Коллективно вспоминали лексику по теме «Погода осенью». Далее из этой лексики составляли предложения, учитывая грамматическую структуру немецкого предложения. Эти действия нам были нужны для итогового продукта — монологическое высказывание по теме в конце урока.
  • Прием «Расшифруй». Обучающимся был предложен девиз урока,

который был написан одним сплошным словом, учащиеся искали границы слов в предложении, тем самым разгадали, что в нем зашифровано. Девиз звучал так: «У природы нет плохой погоды». Обсудили, что означает этот девиз. Благодаря этому приему, мы вышли на то, что будем строить монологическое высказывание о плохой и о хорошей погоде осенью.

4. Этап закрепления знаний и способов действий по изученному материалу.

На данном этапе были созданы условия / практические упражнения/ для применения и закрепления ранее изученных лексических и грамматических единиц в речи, развития навыков аудирования.

Прием «Верно-неверно» использовался при прослушивании текста /аудирование/. (Индивидуальная форма работы и самооценка). Обучающиеся слушали текст и отмечали в листах верные-неверные утверждения. После выполнения задания, на экране появились правильные ответы. Дети оценивали себя сами. Все ребята выполнили задание без ошибок.

Прием «Найди пару. Выполняя это задание, обучающиеся работали в парах. Они устанавливали соответствие между частями предложения. После состоялась коллективная проверка.

Прием «Предложения – антонимы» (фронтальная форма работы). На экране появлялись предложения, ученики читали исходное предложение и сразу же называли его антоним.

Прием «Составь предложения» был нацелен на формирование у обучающихся грамматических навыков (Индивидуальная форма работы)  

5. Этап обобщения и систематизации знаний

На данном этапе урока обучающиеся строили монологическое высказывание на основе изображения без опоры на ключевые слова/план/вопросы (групповая форма работы).На столе у учителя лежали разрезанные картинки-пазлы (хорошая и плохая погода) по количеству обучающихся в классе. Тем самым были определены две группы, которые в конце урока представили друг другу связное монологическое высказывание по теме.

На данном этапе использовался прием «Снежный ком», когда один участник группы говорит одно предложение, второй повторят предыдущее и называет свое и т. д. Последний участник составляет весь рассказ целиком. Ребята выстроили свое высказывание таким образом: более слабый ученик начинал рассказ, сильный ученик рассказ завершал.

6. Завершающим этапом урока была рефлексия. На уроке использовалась не только сенсорная рефлексия – настроения и эмоционального состояния, но и рефлексия учебной деятельности. Дети самостоятельно определили уровень своей успешности в решении поставленных задач при помощи листочков – смайликов. На одной стороне листочка был изображен радостный смайлик, на другом — грустный. Этими листочками в конце урока было украшено дерево.

Посредством рефлексии мы увидели результаты урока и положительные эмоции учащихся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пушки французской армии 1812 года
  • Швензы с английским замком для сережек купить
  • Почему во французском неделя это восемь дней
  • Немецкий классический стиль в архитектуре 6 букв
  • Рацион питания для немецкой овчарки взрослой