Приемы рефлексии на уроках английского языка

  1. Что такое рефлексия?
  2. Приемы рефлексии в начальной школе
    1. Солнышко и тучка
    2. Смайлики
    3. Дерево успеха
    4. Таблица
    5. Одним словом
    6. 3 победы и 1 действие
    7. Лестница успеха
  3. Виды рефлексии в средней школе
    1. Для 5 класса
    2. Для 6 класса
    3. Для 7 класса
    4. Для 8 класса
    5. Для 9 класса
  4. Приемы рефлексии в старшей школе
    1. ПОПС
    2. Закончите предложения
    3. Анкета
    4. Прием незаконченного предложения
    5. Афоризм
    6. Синквейн
  5. Заключение

Преподаватели английского находятся в постоянном поиске увлекательных упражнений, чтобы сделать уроки еще более интересными и эффективными. Однако, в погоне за желанием успеть пройти программу за учебный год, многие забывают о главном. Для чего дети учат английский? Иногда они и сами не знают ответ на этот вопрос. Чтобы уроки английского языка не стали скучной и бесполезной рутиной в глазах школьников, необходимо проводить рефлексию.

Что такое рефлексия?

В педагогике под рефлексией понимается самоанализ, позволяющий вспомнить только что выполненные действия и полученный от них результат. Это обязательный этап урока в соответствии с ФГОС, без которого остальное не будет иметь никакого смысла. Это работает вне зависимости от успеваемости ребенка и во многом помогает установить преподавателю доверительный контакт с ним.

Рефлексия помогает ученику ответить на такие вопросы:

  • зачем мне английский язык;
  • как сегодняшний урок мне помог;
  • что у меня получилось;
  • что мне понравилось;
  • как мне это пригодится.

Такие ответы несомненно помогут ребенку сформировать четкую цель и понимание посещения ваших уроков. Также очень важно, чтобы учащийся мог самостоятельно видеть свой прогресс и хвалить себя за это.

Рефлексия бывает:

  • устная и письменная;
  • индивидуальная и коллективная;
  • физическая, духовная и интеллектуальная;
  • эмоциональная, по виду деятельности, по содержанию материала;
  • промежуточная, итоговая;
  • в виде анкеты, игры, ситуации, вопросов, картинок.

Проводить рефлексию можно в любое время урока в зависимости от целей, которые вы преследуете. Например, организовав эмоциональную рефлексию в начале урока, вы сможете установить контакт и понять настроение класса. В середине, уместно проводить самоанализ по содержанию и теме урока для закрепления новых фраз. В конце урока вы сможете проверить насколько пройденная тема была понятна или сложна для студентов. Разберем возможные примеры рефлексии для детей.

🎓 Получи курс и сертификат TEFL & TESOL со скидкой 50%!

И начни зарабатывать деньги 💸, преподавая английский в своей стране, за границей , или онлайн из любой точки планеты! 🎁 Подарки и бонусы: профессиональная поддержка от твоего личного тренера 🧑‍🏫 и ассистента по трудоустройству 💼.

Намерен решительно

Приемы рефлексии в начальной школе

Дети младшего возраста еще испытывают трудности дисциплины в школе, поэтому проведение рефлексии на уроках английского должно быть веселым и активным для них. Независимо от этого она должна быть информативна для учителя. Ведь исходя из результатов, он будет планировать и учитывать возможные сложности следующего урока.

Девочки и мальчики в 1 классе только знакомятся с основными словами и короткими фразами на английском. Будет лучше закрепить их любопытство интересными активностями, где будут задествованы рисунки, музыка и физические упражнения. В этом возрасте они не будут лукавить и стесняться говорить об успехах и ошибках, что безусловно необходимо знать учителю.

Солнышко и тучка

Подготовьте для каждого ученика три картинки: солнышко, тучка слегка закрывающее солнце, и темную грустную тучу. Попросите ребят в конце урока поднять ту карточку, которая соответствует их настроению, объяснив что:

  • солнышко — значит, что у меня все получилось и мне было весело;
  • тучка и солнце — мне было трудно, но сейчас все понятно;
  • туча — я ничего не понял.

Обратите внимание на учеников с последним плакатом. Если они совсем ничего не вынесли из урока, поговорите с ними наедине и определите причины. Возможно, они отвлекались на занятии и отстали от остального класса. Небольшое дополнительное объяснение поможет догнать сверстников.

Получить 12-шаговый чек-лист ✅ для увеличения дохода преподавателя английского языка.

Кейсы 💼, лайфхаки 🔑, советы 📝 и полезные статьи 📚 для учителей английского языка. Укажите свой e-mail 📧, чтобы получить чек-лист и всегда быть в курсе новинок 🌟.

Получить чек-лист

Смайлики

Похожий пример можно организовать с желтыми смайлами с разными эмоциями. Выберите три: радостный, задумчивый и грустный. Ученики должны поднять только одну карточку в конце занятия, чтобы объяснить таким образом их настроение. Особое внимание стоит уделить тем, кто выбрал грустное личико. Уточните, что послужило причиной и постарайтесь найти повод похвалить ребенка. Очень важно уйти с урока с хорошим настроением, тогда обязательно захочется вернуться.

Дерево успеха

Отличный способ создать хорошую традицию перед окончанием занятия. Сделайте небольшой макет дерева и подготовьте цветные листочки для него: зеленые, желтые и красные. Перед тем как покинуть класс каждый должен выбрать цвет и прикрепить его к дереву, обосновав свой выбор:

  • зеленый — у меня все получилось;
  • желтый — были сложности, но я справился;
  • красный — у меня было много ошибок.

Задание с такими же правилами можно организовать в игру «Светофор».

Таблица

Во втором классе ребята могут давать обратную связь, расставляя нужные знаки в определенных ячейках. Так вы узнаете их эмоциональное состояние в конце урока.

+ Интересно
     
     

Попросите учащихся самостоятельно вспомнить упражнения, которые им понравились или не понравились, а также то, что показалось им любопытным. Так вы будете знать, как завладеть вниманием класса в следующий раз.

I know I want to know I learnt
     
     

Будет здорово, если таблицу по пройденной сегодня теме ребята заполнят на английском, но совсем не страшно, если они напишут свои мысли на русском. В данном случае мы концентрируемся только на положительных моментах и результатах. После такого ребенок с радостью придет домой и поделиться с родителями своими достижениями.

Одним словом

Третий класс уже активно может обсуждать выполненные цели и успехи на занятии. Ученикам нужно выбрать одно слово, которое характеризует их настроение сейчас.

Например:

  • раздражение;
  • злость;
  • радость;
  • равнодушие;
  • удовлетворение;
  • вдохновение;
  • скука;
  • тревога;
  • покой;
  • уверенность;
  • неуверенность.

Если ученик выбрал отрицательную эмоцию, обязательно спросите что бы он хотел изменить в уроке и что ему хотелось бы в него добавить.

3 победы и 1 действие

Спросите каждого, что сегодня получилось сделать и почему. Такой анализ отлично развивает критическое и логическое мышление у детей.

Лестница успеха

Нарисуйте на доске три ступени, каждая из которых имеет определенное значение:

  • Первая — очень сложно, я сомневаюсь.
  • Вторая — мне было немного трудно, но сейчас я уверен в своих знаниях.
  • Третья — мне все понятно и у меня все получилось.

Дети расставляют магниты на подходящую ступень. Подобное упражнение не должно «демотивировать» ваших учеников, поэтому обратите внимание на тех, кто встал на первый уровень и окажите им моральную поддержку или дополнительно объясните материал.

Представление педагогического  опыта учителя английского языка

МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Суховой Марины Витальевны

Тема: « Приёмы рефлексии на уроках английского языка»

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Сухова Марина Витальевна

Образование: высшее

Общий педагогический стаж: 31 год

Педагогический стаж в МОУ «Большеелховская СОШ»: 31 год

1.Актуальность,  проблема массовой практики, решаемая автором.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС основного общего образования должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

В настоящее время внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока английского языка, на повышение его эффективности, действенности, так как современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил.  

Необходимо отметить то что, резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

 С помощью рефлексивного  подхода учащиеся вспоминают, выявляют и осознают основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем ставят цель для дальнейшей работы.

2.Основная идея опыта.

Рефлексия является  обязательной  составляющей современного урока. Рефлексия — подведение итогов учебной деятельности учащихся, самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексия — то, что ученик понял и изложил собственными словами. 

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств ученика, которые потребуются ему,  чтобы стать успешным человеком: 

-самостоятельность. Ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности;

-предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их;

-конкурентоспособность. Ученик умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Итак, цель   в , чтобы    приёмов рефлексии   принимать  себя   свое учение,   английскому  более .

3. база опыта.

  принципов  обучения —   и сознательности.   осознает  учения,  , если каждое   является  и   будет активен.   условий  развивающей   уроке является  . Слово  происходит   reflexio – обращение .  иностранных  определяет   размышление о   состоянии, . Толковый   языка трактует   самоанализ.  педагогика   понимает самоанализ   её  .  Применительно   деятельности, рефлексия —   урока,  ходе   самостоятельно оценивают   деятельности,   состояние,  , Ученые, исследовавшие  , такие  E.. , И.Я. , .И. , A..,  .B. Давыдов,   , .П. , отмечают   на становление  , на  его  .  В   трудах    .. Бесчастнова,    .В. ,    .Ю. Алексашиной,     .. Кузнецовой    влияние   повышение эффективности .  настоящее  потребность   учителями методик   умений  возрастает,   большое количество   данной .

4.Новизна,   автора. Технология .

 может  на    урока. В   предлагается  классификация   этапа урока:

1)  : устная  письменная;

2)  деятельности: индивидуальная, , ;

3)по  проведения: , , рисунок и . .;

4) по : физическая, , ;

5)по цели:    и  состояния,   учебного материала,  .

При  того   вида рефлексии  :

а)  занятия;

)  и трудности  ;

c)  занятия;

)  и методы ;

) возрастные  психологические  .

Остановимся подробнее   рефлексии  цели:    эмоционального состояния,  , рефлексия  учебного .

 виды рефлексии   в , групповой   . Когда выбирается   иной  рефлексии    занятия, содержание   учебного , тип ,  и методы ,  и  особенности .


 настроения и  .

 Рефлексию  и   необходимо проводить   урока  целью   контакта с   в  деятельности.


           приемы работы,   использовать  уроке.

 «» — показываю учащимся   изображением  лиц: ,  и грустного.

  выбрать , который   настроению. «Choose   that  your ».  данный приём   учащимися 2-4 .

Эффективен  « настроения». В   учащимся  бумажные :  и голубые.   изображена . В   учитель говорит: «   liked  lesson   learned something ,  fix  flower   vase, the   – if  didn’t   lesson, the   – if  liked  »

«Дерево чувств» —   цветовой . Если    себя хорошо, ,  он  на   одного цвета,  , — другого.  на   я предлагаю   разнообразный  цветов: , , желтый, зеленый, , , черный.  образом,     соответствует свой :  — восторженное;  — радостное, ;  — светлое, приятное;  — ; синий — , грустное;  — , напряженное; черный — , .

Одним  видов   приём «Ресторан».   его,  обучающиеся   по теме «.  блюдо».  предлагается   изображением еды  :

«I  eat …», «  …», «I would …», « ate  much …», .

 5-11 классов можно   опоры,  постоянно   на партах.

  do  feel?

Positive emotions

satisfaction

joy

proud

surprise

boredom

anxiety

?

Because I…

  bored,

 hard,

 ,

answered properly,

 ,

was ,

fulfilled  ,

received a  ( good )

Рефлексия   материала.

Данный   используется,  необходимо ,
учащиеся осознали  .

Эффективен  незаконченного , , подбора афоризма,   цели  использованием « », синквейна и ..

Прием  предложения ():

 today’s lesson   got  with.. — … learnt… remembered…
         незаконченных , связанных   тематикой урока:

  like  go   where …I   help … I   to (respect)   …Ideal  is   who …Most  (s)  my  …You want  …  Etc.

      приём   форме синквейна ():

—  строка –  темы ( );

— вторая – описание   двух , два ;

—  – строка описание   рамках  темы  ;

— четвёртая строка –   из  слов,   к теме ( );

— последняя  – синоним,   суть темы.

  выводе  ученик   обобщает свои , , воображение.  пример   «Кино»:

Cinema

, .

To , to ,  grab.

It   seeing.

.

Работа   коллективной, потом   и  индивидуальной.   данного приёма   свой  запас,   словосочетания, строить .  учащийся  затруднения   синквэйна, на   быть  две :  ему просто   тема , или   хватает словарного . , учителю  необходимо   задания, близкую  , заинтересовать . А   — это одна   написания .

 Эффективен « афоризма». Учитель  2-3  выдающихся  для   в урок.   фонетической  речевой   использовать афоризмы.   высказывание,  им  , и воспроизводят   памяти.  конце   возвращаемся к  . Учащиеся  то ,  соответствует теме ,  свой .  С   речь учащихся   яркой  насыщенной.

   «Плюс-минус-»  (. Эдвард  Боно,   наук, доктор   университета,  в   практических навыков   мышления) —  итогов .   приём позволяет   на  глазами ,  его с   ценности  каждого .

  упражнение можно   устно,  и ,  зависимости от  . Для  выполнения   таблицу из  .

В  «П» — «»  все, что   уроке,  и  ,  которые вызвали  , либо,  мнению ,  быть ему   достижения -то .

  графу «М» — «»  все,  не   уроке, показалось ,  неприязнь,  непонятным,  , которая, по  , оказалась  него  , бесполезной с   решения  ситуаций.

  «И» — «интересно»   все  факты,   узнали на   что  еще   по данной ,  к .

В   подводятся его ,   того,  узнали,  , как работали –   каждый  свой   достижение поставленных   урока , свою ,  работы класса,   полезность  форм .    по кругу   предложением,  начало   рефлексивного экрана  :

1. Today  learned…

2.   interesting…

3. It  .…

4. I  the …

5.  realized that…

 6.   can…

 7.  felt …

8.  going to …

 деятельности.

 вид   приемлем на   домашнего , защите  . Применение этого   в  урока   оценить активность   разных  урока.

  дает возможность   и  работы   материалом, поиска  . Для  рефлексии   должен размышлять,  , что  сам ,  и передать   сжатой , выделяя , .

В  своей    английскому   я    приемы:

«Лесенка » —  ступенька,  «человечка»   — у меня   получилось;  ступенька,  «» руки разведены   — у  были ;  ступенька, у «»  подняты  — мне  .

«Наряди ёлку» — успешно   – повесил , были  –  остался возле ёлки.

 « » — зелёный  – нет ,  лист – 1 ошибка,   – 2-3 ошибки.

«».  На   с вагончиками,   обозначены  урока.   опустить «веселое »  тот , который   то задание,   интересно , а « » в тот,   задание,  показалось  .  использовать только   усмотрению .

«Поляна».    – поляна из ,  каждым  – этап  – ( зарядка, речевая ,  пауза   т. .).  каждым ребенком — .  детям  свою   тот цветок,   деятельности  понравился  .

5.Результативность опыта.

,   – это  обучения,   развитие самостоятельной   личности,  самореализацию «» , на развитие   ученика,  он   полученные знания   жизни  легко   окружающем мире.   механизм  критического   процессе обучения   позволяет  у   значимые, нравственно-  поведения,  уровень ,  креативность, воспитывать , , динамизм – , что   формирования потребностно —   операционно- сфер .  позволяет приучить   самоконтролю, , саморегулированию   привычки к  , проблем, , способствует   учащихся осознанного   своей .

Таким ,  эффективных приёмов   детей  и   не только  , но  к   обучения. Средний   знаний  4 года   административных контрольных   60,9%.

По  внешнего    английскому языку    8 класса,  22 ноября 2018 ,  основании приказа   Республики  от 25.09.2018  № 895 «  организации и   2018-2019 учебном  мониторинга   обучающихся общеобразовательных   Мордовия»,    знаний  60%,  обученности-100%.

Результаты   во  олимпиаде

  языку

№ п/

 год

 участников

Школьный уровень

2015-2016

3

-1,-2

2016-2017

3

победитель-1,-2

2017-2018

5

победитель-3, -1, -1

2018-2019

3

победитель-1,призёр-2

2015-2016

1

участие

2016-2017

1

2017-2018

3

призёр-1,-2

2018-2019

1

Позитивные результаты   обучающихся

 английскому

 конкурса, олимпиады  .д.

 год

Результат

Муниципальный

 конкурс -переводчиков

2017-2018

2

2

 уровень

Международная   проекта «» по  

2015-2016

1

1 победитель

Дистанционный   —  по  языку “ ”

2015-2016

1

1 победитель

Международная «  олимпиада»

2017-2018

10

5 , 5 призёров

  «Молодёжное движение»

2017-2018

14

2 ,11 , 1 участие

 конкурс «»

2017-2018

4

1 , 3 призёра

VII   «Занимательный »

2017-2018

1

1 лауреат

  трудностями в   приёмов  на   урока, хотелось   несколько  педагогам  , чтобы они   ошибки   применении  .

Во-первых,   как , кластер,   другие необходимо  , чтобы  привыкли   работе. Иначе ,  , синквейна  занять   и вызвать  , а  позитивное  .

Во-вторых,   форму  рефлексии   с возрастом .

6. применения  в  .

Разработки уроков,   др.  на  . Они могут   учителям  языка   урочной или   по .

Список

 М.А. «  учебного  школьников   иностранным языкам»,  «» №6, 1999 год, .17

Винярская ..  «Развитие личности   уроках  языка»,   «.ru» , 2001

Кочукова .., Остражкова .С.   средство формирования   учащихся  социокультурном . //  язык в  /  at . Обнинск: 2005.

 .В., Лакоценина .. Современный . Часть 1. — пособие. — Издательство «», -на-, 2004 г.

 .М. Психология   личности. – .: Московский — институт; Воронеж:   «МОДЕК», 2002.

 Н..,  Е.Е.,  .М., « жизненно   в школе:   классных ». – СПб.:  « – Культура», 2002г.

Соколова .. «Рефлексивный  деятельности,   условие развития   учащихся»,  «Иностранные   школе» №1,2005г

Щедровицкий .. Рефлексия  деятельности//  , 1994 — № 3-4.- С. 4-21.

 Якиманская .. Личностно- обучение   школе —  М.: «», 1996

Дополнительные  и  

«Радуга»

После  , учащиеся « радугу»   разноцветными мелками,   выражая  отношение  .

Розовый – все  , проект  интересным  ;

Желтый — все   или  успешно,   небольшие трудности;

 –  не  успешный,   трудно его ;

 – чувствую  по   проекта;

Черный –   все  понравилось,   не хочу  .

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/26/k_5861202d9d7e3/373557_10.jpeg

« ПОПС »

П-

“ consider that…”

 —  (или )

“Because…”

“I can   by  example…”

— (или суждение)

“  basis  conclude …”

«»

Карточки с   лиц: , нейтрального  

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c9e/0005d8fd-e6a5079f/2/hello_html_m564ccc78.jpg

“INSERT”

I-

— notion

— system

R- reading

— 

I  already  

It was   me

 was

 want to   information

 таблицы «»  «толстых» вопросов

“”

“Thick”

Who …?

 … ?

 … ?

Where … ?

Was  … ?

 was  name …?

 … ?

 do you   … ?

Was /her   or wrong   mind?

 is   important idea   story?

 is   between … ?

If   … would  … ?

Приемы   рефлексии по   группе.

 одну  :

Сегодня я   в :

Не   1 2 3 4 5 6 7 8 9 комфортно

По   другим  чувствовал :

, закомплексованно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 свободно,

 был  группой:

 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Наше общение   я :

как  1 2 3 4 5 6 7 8 9

далекое от  1 2 3 4 5 6 7 8 9

Участники  были:

  слушать и   других 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Совместная   сегодня:

скучной,  1 2 3 4 5 6 7 8 9  интересной

 этапы   цели меня :

 заинтересовали 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Я   сделал для :

 открытий 1 2 3 4 5 6 7 8 9  много

 условия (длительность   урока,  и ..) мне сегодня:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 очень

CONTRIBUTING   GROUP

Did   the ? __________________________________________________________________________

Did   any ideas? __________________________________________________________________________

  encourage  one   contribute ideas? ______________________________

  remain ? __________________________________________________________________________

Did   anyone, or   down? _________________________________

 there  you could   discussion to  ?

by  more? ___________________________________________________

  a suggestion   the ? ______________________________

by  ? _____________________________________________________

by listening   to ? ________________________________________

by   to contribute? _________________________________________

  choose way  could  in   discussion. _____________________________________________________________________________

What   you ?

I

 emotions

Negative

happiness

success

surprise

dissatisfaction

sadness

fear

?

 I…

was  ,

worked ,

didn’t ,

 properly,

was ,

 emotional,

 the ,

 a reward (  mark)

 для  5-11

Технологическая карта   языка

 УМК «» (Афанасьева О. .  Михеева . В.)

  и систематизации  .

Тема:  “house”

: 4  а .

Цель:   систематизация знаний   теме “house”

:

обучающие:

-, закрепить   единицы по  «house» ( дома, ;  места);

-повторить,   (косвенный)  местоимений;

:

—  память, внимание,  , языковую ;

— развивать   и навыки  ;

-развивать  умения   восприятия речи   (речь  и );

— грамматические навыки ;

:

— воспитывать  любви   к собственному ;

—  интерес  изучению  ;

-воспитывать чувство   взаимопомощи.

: проектор,  , презентация, отрывок   «Один », электронный .

 урока

Планируемые

 учителя

 обучающихся

Рефлексия настроения   состояния

:

регулятивные:

—  и самоконтроль;

:

— и  построение  ;

личностные:

-формирование  ;

коммуникативные:

— и   учителя;

-уметь   полнотой  точностью   мысли.

Предметные:

—  ранее  лексику.

 , создает атмосферу  .

T:  morning,  . I am   see .

T:   drawing that   spirits

: Sit , .

Приветствуют учителя,    вопросы,  в  .

— Good morning, !

 цели  задач .  учебной деятельности

:

познавательные:

— по  , необходимую для   задачи;

:

-удерживать   до получения  ;

личностные:

— понимание   к ценностям   народов;

:

-умение   полнотой и   свои  в   задачами и  .

Предметные:

— использовать   заданной ситуации;

—  краткие .

T: ,  at the .

: What  there   pictures?

T:   right.

: What   going to  ?

 T:do .2, p.67 ( названия   их описаниям).

:  listen  the  “ is the ?” ( .3, p.67)

— can   lot of .

— are  on  .

— I think   is …

(, rooms, )

 размещают картинки   комнат  соответствии  .

Учащиеся слушают, ,  рифмовку.

 и  

Метапредметные:

регулятивные:

—  и ;

коммуникативные:

—  достаточной полнотой   выражать  мысли   с задачами   коммуникации.

:

-умение   в заданной ;

— использовать  и  .

Предлагает посмотреть  кинофильма «Один » (.67-68, ex.4 ,B)

  (Аудирование ,p.68, .4 )

Динамическая

Метапредметные:

:

— на ЗОЖ.

:  have  rest.  , please!

Clap, ,  your ,

Clap   together ,

Sing, ,  a ,

Sing,   together,

Wink, ,  your ,

Wink   together,

Dance, ,  a ,

Dance   together.

Выполняют .  динамических , переключение , .

Объяснение нового

:

коммуникативные:

— с   и точностью   мысли  соответствии   и условиями ;

— навыками  ЛЕ   с грамматическими   нормами;

:

-осознанное   построение речевого ;

:

-осуществлять  и .

:

-умение использовать   заданной  ситуации.

  с предлогами ,  и  слова   (p.68-69, ex.5,6)

  повторяют  диктором.

  нового знания

:

:

-уметь  новые ;

— навыками чтения   соответствии  грамматическими   нормами;

познавательные:

—  произвольное  речевого   новыми ЛЕ;

:

— самопроверку  самоконтроль;

—  первичного осмысления  .

Предметные:

— использовать   заданной коммуникативной .

 закрепить  места  интерактивной презентации. ( .69, .7)

Предлагает выполнить  закрепление предлогов .

 презентацию  отвечают   – Where is ?

С помощью  .

Выполняют , осуществляют  .

Рефлексия содержания  

Метапредметные:

:

-расширение  ;

познавательные:

-осознанное   высказывания  новыми ;

:

-осуществлять самопроверку  ;

Предметные:

— использовать    в заданной  .

T:  each   should make   about

T:   very happy   succeeded  making .  you.

Ученики    составляют , затем   вслух

Заключительный

 деятельности

 задание

:

:

-оценивать процесс   деятельности.

:

-формулировать   и позицию.

:

— и , осуществлять   по результату.

:  did  learn ?  you worked   lazy? 

 доске –   цветов, над   – этап . Перед   — бабочка. Детям   свою  на  , какой вид   понравился  всего.

:  down your : . 70, ex. 8.

: Thank   your work .  lesson  over. -, children!

Учащиеся   бабочку.

 записывают  

Рефлексия на уроках английского языка

Автор: Джепарова Лиля Энверовна

Организация: МБОУ Цветочненская СШ им. К.С. Трубенко

Населенный пункт: Республика Крым, Белогорский район, с. Цветочное

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

   Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.  Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.  Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно  проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности)

2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока)

3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)

  Приемы организации рефлексии на уроке:

  1. «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии — это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.

   2. «Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему — голубой».

3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

4. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. («Лестница / Гора успеха» — Ничего не понял / Все понял / Все понял, могу помочь другим / Гора успеха)

    5. «Солнышко и тучка».   Во 2 классах можно применить карточки с изображением лица,  различных картинок («солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не  получилось).

    6. «Ресторан». Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

  • «Я съел бы еще…»
  • «Я почти переварил…»
  • «Я переел…»
  • «Пожалуйста, добавьте еще…»
  • «Больше всего мне понравилось…»

  7. «Гимнастика».  Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.

  • Присесть на корточки – низкая оценка.
  • Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.
  • Обычная поза «Руки по швам» — удовлетворительная оценка.
  • Поднять руки в локтях – хорошая оценка.
  • Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».

8. Как вариант школьникам можно предложить  небольшую анкету, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

9. «Поезд».

  На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

 10. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

I (ve) have just:

*practised phonetics;

*read the text «………”;

*practised the words;

*retold the text”……”;

*practised grammar;

*asked and answered the questions; etc…

11. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

Hobby
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

Interesting, popular, favourite

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

To collect, to play, to read

4. (четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;

Tastes differ.

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

Freetime

12. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

http://festival.1september.ru/articles/611193/img1.gif

13.«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)

2. Было интересно… (… was interesting to me)

3. Было трудно… (…. was difficult for me)

4. Я выполнял задания… ( I did exercises …)

5. Я понял, что… (I have understood that …)

6. Теперь я могу… (I can …)

7. Я почувствовал, что… (I felt that …)

8. Я приобрел…

9. Я научился… (I have learnt to …)

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую… (I will try to …)

13. Меня удивило… (…surprised me)

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось… (I would like to ….)

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

— каша в голове ( I am a muddlehead)

— ни в зуб ногой (I haven’t a clue)

— светлая голова (I have bright spirit)

или

— Шевелить мозгами (I use my brains)

— Краем уха (I listened with half an ear)

— Хлопать ушами (I fell on deaf ears)

14.«Уборка в доме».

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором — мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности — не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. По Дж.Дьюи, рефлексия может рассматриваться с одной стороны как процесс восстановления целого из его частей, с другой — как восхождение от целого в своему, частному. Применяя эти два взгляда к процессу организации рефлексии на уроке, рефлексивная деятельность — это создание целостной картины воспринимаемого учебного материала и формирование личностного отношения к учебному материалу. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

«Отрефлексируй»,
что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

к открытию дверца,

Любое чувство — к мысли путь,

Мы все способны — в это верьте –

За горизонты заглянуть!

Опубликовано: 13.02.2023

Мастер-класс на тему  «Этап
рефлексии на уроках английского языка в условиях ФГОС»

автор:
Бурносова А.С.,

учитель
английского языка

МБОУ-лицея
№ 4 имени

Героя
Советского Союза

 Г.Б.Злотина
г.Орла

В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи.  Освоение происходит, когда
включается направляемая рефлексия.  Рефлексивный подход помогает учащимся
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл,
типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем
поставить цель для дальнейшей работы.

Поэтому один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности,
творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если
каждое его действие является осознанным и понятным. 

 Этап рефлексии является
обязательным условием создания развивающей среды на уроке. При этом учитель
должен помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не
самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию
необходимых современной личности качеств: самостоятельности,
предприимчивости и конкурентоспособности. 

Рефлексивная деятельность на
уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но
и способствует формированию и развитию универсальных учебных
навыков
, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует
рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове
Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают
самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить
ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к
осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся
критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Психологи
особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде
всего, с рефлексией.

Но без помощи учителя ребёнок
не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт
в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может
дать оценку своей деятельности на уроке.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов
учебной рефлексии, отражающих сферы человеческой сущности:

·        
физическую (успел – не успел);

·        
сенсорную (самочувствие:
комфортно – дискомфортно);

·        
интеллектуальную (что понял,
что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

Рефлексия может
быть осуществлена в устной или письменной форме.

1. Устная форма:
диалог между учеником и учителем, диалог между двумя учениками,
отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным
и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы,
круглый стол.

2. Письменная форма:
анкетирование и опросы с использованием различных
методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных
вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с
утверждениями. Графические, схематические способы представления информации.

Организация осознания
учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая
рефлексия
, осуществляемая по ходу учебного процесса и

итоговая рефлексия, завершающая
логически и тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия
направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в
данное время предметной деятельности: ее направление, цель, основные этапы,
проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.

Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:

– рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального
       состояния учащихся

– рефлексия деятельности
– рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия, направленная на
выявление настроения и эмоционального состояния учащихся

Проведение рефлексии настроения и
эмоционального состояния

целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального

контакта с обучающимися и в конце
деятельности. Применяются карточки с

изображением лиц, цветовое
изображение настроения, эмоционально-

художественное оформление (картина,
музыкальный фрагмент).

Вот некоторые приемы работы, которые
можно использовать во время учебного занятия.
Самые
простые варианты:

1. «Смайлики» 
Обучающиеся получают карточки с изображением двух или трех лиц: веселого,
нейтрального и грустного.  Им предлагается выбрать карточку, которая
соответствует их настроению: “Choose the drawing that reflects your
spirits”.
О
дним из смайликов они отмечают свое
самочувствие до начала занятия и после его окончания. Это помогает учителю
выяснить, как меняется настроение обучающихся в течение учебного занятия. А по
его окончанию выяснить, что могло повлиять на изменение эмоционального состояния
учеников.

 Давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение. Выберите,
пожалуйста, весёлый или грустный смайлик.

2.«Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и
голубые. На
доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson
and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one –
if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

3. «Дерево чувств». Если чувствую себя
хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет,
зелёного.

4. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам
сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее
настроение выбираете солнышко, если не очень, то солнышко за тучкой, если
плохое — тучку.

5. «Картина». Учащимся
предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута
грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают
ту картину, которая соответствует их настроению. Можно прикрепить бабочку на
картину, которая лучше передаёт настроение.

6. На средней и старшей ступени обучения можно использовать приём
«
Одним словом».

Ученики могут оценить не только
настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь
сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не
вызывают у обучающихся удивления. В помощь учащимся для высказывания

предлагается опорный конспект,
который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

What emotions do you feel? Why?

Positive emotions   

Negative feelings    

I feel …

Satisfaction

Happiness

Success

Admiration

Enjoyment

Joy

Surprise

Dissatisfaction

Sadness

Irritation

Boredom

Anxiety

Disappointment

Frustration

Because I …

was not bored

 worked hard

answered properly

was active

 was emotional

 fulfilled the task

get a good mark

didn’t relax

was lazy

was inactive

was inconsiderate

was distracted

didn’t understand

can’t remember

Рефлексия деятельности

дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным
материалом. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять,
осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя
основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии
могут использоваться следующие приемы.

1.Анализ цели и задач урока. В начале урока обучающиеся могут проанализировать, что им
необходимо будет сделать для достижения цели урока, или для того чтобы усвоить
новый материал. Для
этого можно использовать следующие карточки:

To achieve the aim of the
lesson I’ll have to/I should… 

To fulfill the task I
should/must… 

use…             

look at… 

remember…

review…

be…

open

I want to
receive a good mark
 today. That’s
why I should …

·        
be attentive, emotional, active;

·        
listen
to my classmates, to my teacher;

·        
ask
and answer different questions;

·        
participate in discussion;

·        
review
some words and grammar rules;

·        
read a lot;

2. «Лестница успеха». В конце урока можно предложить
учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не
получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя
ступенька– 
мне всё удалось.

3. “Дерево успеха” можно применять для самопроверки выполнения различных заданий – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист
– 2-3 ошибки.

В средней и старшей школе используется

4.Самооценка активности на каждом этапе урока

How did you work at the lesson? (мои карточки)

I  worked hard.

 Я работал усердно.

I  worked with
pleasure.

Я работал с
удовольствием.

I was indifferent.

Мне было всё равно
(неинтересно).

I was inactive.

Я был неактивен.

I was lazy.

Я ленился.

4. Как вариант школьникам
предлагается небольшая 
анкета, наполнение которой
можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока
обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой
ответ.

1.
На уроке я работал

2.
Своей работой на уроке я

3.
Урок для меня показался

4.
За урок я

5.
Мое настроение

6.
Материал урока мне был

7.
Домашнее задание мне кажется

активно
/ пассивно

доволен
/ не доволен

коротким
/ длинным

не
устал / устал

стало
лучше / стало хуже

понятен
/ не понятен

полезен
/ бесполезен

интересен
/ скучен

легким
/ трудным

интересным
/ неинтересным

1.
I worked …

2.
I am …

3.
The lesson was …

4.
I am …

5.
I feel …

6.
The topic of the lesson was …

7.
The
homework is …

hard
/  not very hard

pleased
/ displeased

short
/ long

not
tired / tired

better
/ worse

easy
/ difficult

useful
/ unuseful

interesting
/ boring

5. Приём «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся
проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях,
навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения
определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done
and how you’ve done it

I (we) have just

·        
read
the extract from the fairy-tale “…”;

·        
read
the text “…”;

·        
acted out the dialogue;

·        
practised grammar;

·        
practiced
phonetics;

·        
asked
and answered different questions;

·        
played the game;

·        
written the test;

·        
retold the story…;

·        
reviewed the words.

6.Прием рефлексии «подведение итогов». Рефлексия, построенная
по принципу незаконченного предложения.

Каждый ученик формулирует итоги своей деятельности, используя
схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

We have reached the aim (achieved the
goal) of the lesson.

http://xn--1-7sbaa3cglkxk6cr4g.xn--p1ai/sites/default/files/english1.jpg

Рефлексия содержания учебного материала

используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание
изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к
самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения
проявили. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут
использоваться следующие приемы:

1. “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.
Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на
то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот,
который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно
использовать только один жетон по усмотрению ученика.

2. «Поляна» На
доске – поляна из цветов, под каждым цветком – этап урока – (фонетическая
зарядка, проверка домашнего задания, работа с текстом, выполнение
лексико-грамматических упражнений). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы
предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности
ему понравился больше всего.

3. «Дерево» Более старшие
учащиеся сами могут написать на листочках разного цвета вид задания, который им
понравился или нет, или вызвал затруднения. (
Warmup, Homework, Listening, Reading, Use of  English, Writing). Зелёный лист – понравился, жёлтый лист – не очень, красный лист –
не понравился или было трудно. Затем прикрепляют их на заготовку дерева на
плакате.

4.Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. 

Notion/ Topic

Понятие

I know

Знаю

I’d like to know

Хочу узнать

I’ve learnt

Узнал

Present Simple Tense

V1

V1-(e)s

Когда применяется

Знаю всё об
этом времени

В начале занятия в первую
графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во
вторую — формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока
в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

5. Прием незаконченного предложения. Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с
конкретным заданием или тематикой урока.

Я считаю, что это задание было полезно для меня потому, что…
Я думаю, в этом задании мне удалось…

I think, this task was useful for me, because …

In my opinion, in this task I could …

6.“Плюс-минус-интересно”.
Для
подведения итогов учебного занятия можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение позволяет
учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения
ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять
как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного
выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

·        
В графу  “плюс” записывается
все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для
достижения каких-то целей.

·        
В графу “минус” записывается
все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь,
осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для
него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

·        
В графу “интересно” учащиеся
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще
хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

7. Прием «Выбора
афоризма» целесообразно использовать на старшей ступени обучения.
Для
включения обучающихся в образовательный процесс учитель предлагает
2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в
качестве фонетической и речевой зарядки. Затем студенты выбирают высказывание,
которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце учебного
занятия вновь возвращаемся к этим афоризмам. Студенты выбирают то высказывание,
которое соответствует теме учебного занятия, обосновывая свой выбор. Я сделала
подборку таких афоризмов. Мне кажется они будут полезны в нашей работе.

Education

The nation that has the schools has the
future.

Bismark

Better build schoolrooms for the boys than
prison cells for the men.

Eliza Cook

I hear and I forget, I see and I remember,
I do and I understand.

Chinese proverb

Использование афоризмов делает речь
учащихся более яркой, образной,

насыщенной. Нельзя не учитывать и
нравственный аспект данной работы.

8. Приѐм «кластер». Кластер
(англ. Cluster-пучок, гроздь) – графический прием систематизации материала.
Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определѐнном
порядке. Технология составления: Ключевое слово, запись слов вокруг основного
слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово
образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким
образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются
линиями. Данный приѐм интеллектуальной рефлексии удобно использовать на этапах
актуализации, закрепления или обобщения знаний.

9. Прием рефлексии в форма синквейна.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе
изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание
синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной
темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или
отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа,
синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия
и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Вот пример синквейна,
который мои ученики составили на одном из уроков.

Fantastic,
London School, cool, London, to see, to enjoy, I suggest that I will visit, to
invite.

London School

Fantastic, cool

To see, to enjoy, to invite

I suggest that I will visit

 London

Давайте попробуем написать синквейн по теме этого мастер-класса.

Рефлексия/  Этап рефлексии

Сенсорная и интеллектуальная/ Текущая и итоговая

Знаю, хочу узнать, узнал/  Вспомнить, выявить, осознать

Развитие осознанного отношения к деятельности./ Совместная
деятельность учителя и учащихся.

Самопознание/ Самоанализ

Итоговая рефлексия
отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности. Содержание и
приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной
программы.

Вот один из приёмов итоговой рефлексии.

«Fishbone» — «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий
скелет») – упрощённое название метода японского учёного
Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации
позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через
выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку
вывода по вопросу. 
В процессе составления «рыбьего скелета»
ученики:

  • учатся
    работать в группе или парах;
  • визуализируют
    причинно-следственные связи;
  • ранжируют
    различные факторы по их значимости;
  • развивают
    способность критически мыслить;
  • обучаются
    давать оценку явлениям действительности.

 «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы,
    в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек
    вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или
    иного явления, проблемы;
  • косточек
    внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста,
    содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное
    (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его
    предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное,
    позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации
    (подходит для старшеклассников).

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени
актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.
 Составление
записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно,
лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения
того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Итоговую рефлексию можно проводить в виде специального занятия в
конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце четверти,
учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как:
Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться?
В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не
получалось, а теперь получается?

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование
приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка может
побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать
обучение иностранному языку более эффективным.

Заключение

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок
жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный
урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать
окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и
поступки с позиции требований современного общества, формировать
ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую
возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в
рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной
деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств
современной личности: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексивная деятельность – это совместная
деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,
ориентируясь на личность каждого ученика.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается.
Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей
путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера
казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески
работающий учитель находится в постоянном поиске и задаёт себе рефлексивные
вопросы:

— Что я делаю?

— С какой целью?

— Каковы результаты моей деятельности?

— Как я этого достиг?

— Можно ли сделать лучше?

— Что я буду делать дальше?

И пока это происходит, учитель развивается. Как только он начинает
довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только
ученика, но и учителя.

А теперь давайте оценим наш мастер – класс. У вас на столах зелёные, жёлтые и красные листочки. Если вам
понравилось, было полезно и интересно – прикрепите зелёный листочек на наше
дерево, если вы не знаете или не очень понравилось – жёлтый, если не понравилось
– красный.

III. По цели:

1. Рефлексия содержания учебного материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1.Прием незаконченного предложения. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно

2. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

Hobby
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

Interesting, popular, favourite
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

To collect, to play, to read
4.
(четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;

Tastes differ.

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.

4. Таблица «Плюс-минус-интересно»

2. Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов, в конце урока. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. «Лесенка успеха». Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

2. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. «Дерево предсказаний»Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности,  ветви — утверждения, которые ведутся по направлениям — «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и  «листья» — обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

I (ve) have just:

        *practised phonetics                      

              *read the text «_»;

       *practised the words                                   

               *retold the  text «_»;

practised grammar;

                *asked and answered the questions                       

4.анкеты содержат вопросы, связанные с оценкой способностей к изучению иностранных языков, типичных трудностей его усвоения, наиболее часто встречающихся ситуаций общения, а также оценка индивидуального стиля изучения иностранного языка:

Answer the questions:

  • What did I learn today?

  • What did I do well?

  • What am I confused about?

  • What do I need help with?

  • What do I want to know more about?

  • What am I going to work on next?

5.опросники могут использоваться для оценки учебных стратегий в совместном обсуждении с преподавателем и в группе, например, «Как вы реагируете на незнакомые слова?», «Как вы организуете свое чтение, прослушивание радиопрограмм, просмотр теле – или видеопрограмм?», «Как вы используете возможность общения с иностранцем?»

WHAT LEARNING STRATEGIES ARE MOST HELPFUL TO ME?

Number the following activities according to how much they help you learn English.

(1= most useful for me, 11=least useful for me)

learning vocabulary lists by heart

doing grammar exercises

translating

listening to people talking

listening to tapes and answering questions

listening to the radio or TV

practising reading skills

writing compositions or letters

speaking to people

language lab

Reading books or stories for pleasure

6.контрольные листы самооценки используются для определения общего уровня владения языком, уровня владения видами иноязычного речевого общения, степени сформированности коммуникативных умений.

SELF ASSESSMENT

Poor

Fair

Good

Excellent

I can read and understand about …

I can listen and understand what people say about …

I can

  • tell about

  • ask people about

I can write about….

I can use…..

7.Прием «Выбор»

At the lesson I was

active/ passive

I worked

hard/ not very well

I’m pleased / displeased with

my work at the lesson

The lesson seemed to be

long/ short

I got tired / I didn’t get tired

at the lesson

The material was

interesting / boring, useful / useless

3. Рефлексия направленная настроения и эмоционального состояния учащихся

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Третий тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке.

Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.

1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.

2.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

3. «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок: («Choose the drawing that reflects your spirits”.).

4.«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

5. Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

7. Прием «Смайлики» На доске висят смайлики с веселым, нейтральным и грустным лицом, Учащиеся прикрепляют лучики к тому лицу, которое передает их настроение

8. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).

9.Светофор

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки, светофор и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

Пожелания:

— Такие приемы, как синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

— Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

— Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Выводы: При выборе того или иного  вида рефлексии следует учитывать  цель занятия, содержание и трудности  учебного материала, тип занятия, способы  и методы обучения, возрастные  и психологические особенности обучающихся

Таким образом, Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, рефлексии на уроке иностранного языка может сделать обучение иностранному языку более эффективным и интересным как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гдз по английскому языку афанасьева верещагина седьмой класс
  • Перевести с английского на русский back to main menu
  • Мы можем играть в снежки на английском языке
  • Немецкий детский сад отзывы
  • Клуб немецких овчарок краснодарский край