Педагогические технологии на уроках немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Я, учитель немецкого языка, представляю вашему вниманию выступление на тему «Применение современных образовательных технологий на уроках немецкого языка».

       Начать свое выступление я хотела бы словами известного немецкого педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

 Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и игровых приемов; применение новых, наиболее актуальных для учеников ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками, от его профессионализма.

Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.

   В настоящее время большие требования предъявляются к подготовке и организации урока. Современный урок немыслим без применения современных педагогических технологий, умения работать на компьютере.

Целью данной работы является показать, какую роль играют новые педагогические технологии в системе обучения немецкому языку на современном этапе.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— раскрыть основные дидактические функции, цели, задачи, возможности современных технологий для предмета немецкого языка,

— рассмотреть, какие же виды деятельности может осуществлять ученик при использовании компьютерных программ  с целью лучшего овладения иностранного языка,

— проанализировать ряд технологий, которые используются для изучения немецкого языка.

Методы исследования – анализ учебных материалов, анализ компьютерных программ, направленных на обучение иностранному языку, знакомство с опытом работы преподавателей немецкого языка.

Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии. Мне особенно близки и интересны:

•        технология уровневой дифференциации

•        игровая технология

•        обучение по станциям

•        мультимедийные технологии

•        кейс-технология

•        метод проектов

•        Online обучение

•        здоровьесберегающие технологии

•        технология интерактивного обучения

•        обучение в сотрудничестве

•        развивающие технологии

Мое сообщение имеет практическую направленность, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых.

Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты:

все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала;

повышается их уровень культуры;

устанавливаются межпредметные связи;

растет самооценка личности;

учащиеся учатся добывать знания;

получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования.

 Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.

В ходе работы над той или иной темой учащиеся выполняют творческую работу в виде коллажа, проекта. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быть, как коллективный проект (например, «MeineLandschaften», 6 класс), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (например, презентации «Города Германии» — 7 класс, «Моя семья», — 3 класс, «Что я люблю» — 3 класс, «Мое расписание уроков» — 4 класс).

Обучение по станциям – немецкая мотивационная методика К. Рауер, применяется при итоговом контроле.

Преимущества:

•        ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;

•        задания имеют различную степень сложности;

•        на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;

•        задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;

•        развивается чувство самоконтроля, ответственности;

•        постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости:

•        учитель не контролер, а помощник и координатор;

•        Возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.    Негативом считаю трудоемкость подготовки.

Мною было проведено внеклассное мероприятие с применением данной технологии «Что мы знаем о Германии».

 Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применениюздоровьесберегающих технологий. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут. В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации; гимнастику для глаз. Во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания; Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.

Для повышения мотивационной сферы учащихся использую на уроках ИКТ, компьютерные обучающие программы. На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

—        изучение лексики;

—        отработку произношения;

—        обучение диалогической и монологической речи;

—        обучение письму;

—        отработку грамматических явлений.

Самостоятельно создаю дидактические и методические материалы к УМК, презентации к урокам и наглядные пособия, что способствует росту качества знаний. В своей работе по преподаванию немецкого языка для решения вышеперечисленных задач я использовала возможности ПК в среде Power Point на уроках в 4, 6 и 9 классах. Такие занятия особенно познавательны, когда тема недостаточно глубоко раскрыта в учебнике и методических пособиях, а овладение учащимися данной информацией просто необходимо. Так был проведён урок с учащимися 6-го класса по теме «Ландшафты» в рамках темы «Наша природа и мы».

 Я использую программу Power Point для создания мультимедийных презентаций.  Также мною создана презентация на тему «Рождество в Германии и Белоруссии» — 5 класс и презентация на тему «Сказки Братьев Грим» — 6 класс, а также презентация для внеклассного мероприятия «День Святого Валентина»

Компьютер на уроках иностранного языка позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, повышает активность, мотивацию учащихся, позволяет интенсифицировать процесс обучения, способствует выработке адекватной самооценки у учащихся и обеспечивает для них комфортную среду обучения.

Для использования на уроках иностранного языка в настоящее время предлагается широкий спектр компьютерных программ:

•        обучающие программы — для приобретения определенных знаний, умений и навыков;

•        тренирующие программы — для закрепления знаний и умений;

•        контролирующие программы – для контроля качества знаний и их корректирования;

•        игровые программы

Используя компьютерные программы реализуются следующие цели и задачи:

1. при обучении фонетике:

а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;

б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.

2. при обучении грамматике:

а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;

б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями ¬– например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);

3. при работе с лексикой:

а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;

б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.

4. при обучении чтению:

а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые;

         На своих уроках активно использую учебные программы, такие как:  MyTestX для выявления уровня владения учащимися лексическим и грамматическим материалом; Der grüne Max, Buntes Deutsch Aktiv 3 (при обучении фонетике, грамматике, лексике (слова, диалоги, ситуации), чтению и восприятию речи на слух; Hueber – die Grammatik für Anfänger. Данная программа предусмотрена для тренировки грамматики. Мною был проведен открытое учебное занятие с использованием программы MyTestX в 5-ом классе по теме «Справа – слева – прямо».

Использование
различных педагогических технологий в обучении на уроках немецкого языка.

2014 год.

Использование современных
педагогически технологий на уроках немецкого языка.

 Будущее 
нашего  государства  определяется  уровнем   образования,  воспитания, 
физического  и  духовного  развития,  гражданского  становления детей и
учащейся молодёжи.  Для решения  этой  проблемы при обучении  иностранным 
языкам используются современные педагогические технологии.        

           
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и
навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Невозможно
представить себе современный урок без новых образовательных технологий,
направленных на личностное развитие ребёнка.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к
адаптивной предполагает, во-первых, внедрение личностно-ориентированных
технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого
ученика в соответствии с его индивидуальными способностями; во-вторых,
перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

        
Можно выделить главные характеристики педагогических технологий: гуманность,
эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность, которые
способствуют в настоящее время созданию  условий для воспитания нового члена
общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью…(Концепция модернизации российского образования).

Поэтому и возникла новая парадигма образования: ученик —
предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии)
– учитель.

В последнее время  применение новых информационных
технологий,  новые технологические средства, новые формы преподавания в
учебных заведениях просто необходимы.

Основная цель обучения  немецкому  языку  —  формирование и
развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению
иностранным языком.

Если считать  основной
целью изучения немецкого языка — формирование коммуникативной компетенции, то
все остальные цели   (воспитательная, образовательная развивающая)
реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является
научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно
реагировать в различных ситуациях. Учитель должен создать условия
практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы
обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое
творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в
процессе обучения немецкому языку.

Уже
успели  хорошо зарекомендовать себя многие  методики и технологии. Вот лишь  некоторые
из них:

-проектные
технологии


здоровьесберегающие технологии

-игровые технологии

-ИКТ

-технология интерактивного обучения

-мультимедийные технологии

-обучение в сотрудничестве

-развивающие технологии

Остановимся на некоторых  педагогических
технологиях.

 Современное общество предъявляет серьезные
требования к качеству образования молодого поколения: владение различными
способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение
ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к
самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение
навыками коллективного труда

Все эти способности трудно
развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков,
поэтому очень часто на уроках я использую метод создания  проектов,
которые в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы.    В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее
решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим
объемом  знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы.
Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими
и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать
с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы
и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение
генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения
проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям
 относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать
собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение
находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

 
Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Метод
проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера
обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой
ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения.
Все дело в выборе проблемы, определенных языковых средств, для ее разработки
и решения.

Можно выделить следующие  виды
проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные,
практико-ориентировочные.

Метод
проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает
прекрасные результаты: все проекты используются на уроках в качестве
наглядности и дидактического материала; дети выступают на родительских
собраниях, перед младшими школьниками, участвуют в Неделях немецкого языка и
олимпиадах, повышается  уровень их культуры, растет самооценка личности;
учащиеся учатся добывать знания, получают опыт владения современными компьютерными
технологиями, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга
при защите проектов, работают со справочной литературой, словарями,
компьютером; тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным
языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

 Если целенаправленно и
систематически использовать  проектную методику в работе при обучении
иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например,
увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со
словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной
речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки.
Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить
убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для
активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Практика
показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно
эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой
заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти,
мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной
стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль
учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве,
сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Здоровьесберегающие
технологии.

 «Здоровье
– это самая важная ценность, дарованная человеку природой». В связи с тем,
что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость
превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и
просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства,
неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Базовым
компонентом гармоничного развития человека является его физическое,
психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с тем, мы можем
констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического
и нравственного развития и здоровья учащихся школ.

 Задачей
образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о
здоровье детей и профилактика заболеваний.  Образовательные  учреждения
должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и
психологического здоровья учащихся.

.С точки
зрения здоровьесбережения  учить нужно так, чтобы не наносить  вреда здоровью
субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Одной из задач
здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и
отдыха учащихся, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили
высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы
снять утомление и избежать переутомления.

В
процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное внимание на
протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными
особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение
внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Однако
такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных
движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению
мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма.
Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом, что
учащиеся утомлены.

Использование
на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного
процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного
состояния учащихся.

Известно,
что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или
отрицательное) на здоровье учащихся

Применение
здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное
значение. Ведь немецкий язык – это серьезный и сложный предмет. Каким же
должен быть урок немецкого языка с позиций здоровьесбережения? Для повышения
здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание
усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с
динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать
виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на
вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания,
“мозговой штурм”. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и
одновременно отдыху учеников.

С
целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические
игры, включаются в урок физкультминутки несложные ритмические упражнения
которые благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности,
повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем
самым нарушение осанки, улучшают  мозговое  кровообращение, снимают 
физическое  и эмоциональное  напряжение,  расслабляют  мышцы . Вводится
искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу
школьников,  используются эмоциональная передача содержания учебного
материала, юмор.,перевод школьников к новым видам деятельности, которых
должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через
7–10 мин; выполнение заданий, развивающих воображение, интуицию,
эмоционально-чувствительное восприятие.Необходимо добиться на уроке
благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха
для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на
уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся.

Игровые технологии,
которые так ценятся учителями иностранных языков, как известно,
повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более
интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют
навыки коллективной работы.  Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от
игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.

Игровые формы обучения, как никакая другая
технология, способствует использованию различных способов мотивации. В
игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется
мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение
познавательных задач.

В игре возникает необходимость что-то
сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении,
в игровом действии.

Игра воспитывает чувство дружбы,
взаимовыручки, чувство долга, поддержки. В случае необходимости играющий
должен уступить, помочь другу. Играя в составе команды, каждый ученик несет
ответственность за весь коллектив, заинтересован в лучшем результате своей
команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с
заданием.


Игровая деятельность рассматривается как
наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной
активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые
формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от
воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели —
творческо-поисковой деятельности.
. Использование игрового метода
обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении
языка. Игра делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим
и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения — способствовать развитию
речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении
речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация
речевых навыков характерные качества речевого умения — могут быть проявлены
во время проведения игр.

Использование
игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе
обучения иностранным языкам. Игровые приемы создают благоприятный
психологический климат при обучении иностранному языку. Благодаря игре
снимается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая
деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к
изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и
легкому запоминанию нового материала.

Весьма
перспективна идея использования учебных игр не только на начальных, но и на
всех этапах обучения иностранному языку.  Используя
игры, нужно помнить:

— Выбор
формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда
знать цель использования игры.

-. В
игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.

-. Игры
должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

— Игры
служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном
языке.

Но всё
же  игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки.
Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а также помнить,
что игра является лишь одним из различных средств обучения школьников
иностранным языкам.

Без ИКТ невозможен сегодня урок немецкого языка  и
применение других современных технологий. К использованию данной
технологии побуждают жизненные обстоятельства, связанные с последними
изменениями в сфере образования, а именно профилизацией и компьютеризацией

    Информационные
технологии обучения
 
это все технологии, использующие специальные технические информационные
средства персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если
раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня
Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые
далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Практика показала их
преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию
положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических
действий, развитию мелкой моторики руки, развитию внимания и памяти,
стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.
Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного.
Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость
до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала,
в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти
значительно дольше.


    Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение
мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать,
текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и
мультипликацией. По мнению психологов, длительное преобладание
наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию
обучения.

Неоценимую роль играют  различные
электронные мультимедийные пособия.

Это электронные уроки и
тесты.

Формы
работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка
включают изучение лексики, отработку произношения обучение диалогической и
монологической речи, обучение письму, отработку грамматического материала.

Возможности использования интернет
ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд
дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы
глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у
учащихся мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа,
направленная на изучение возможностей учащихся, налаживать и поддерживать
деловые связи и контакты со своими сверстниками в Германии. Также учащиеся
могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах,
проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.

Интерактивная технология обучения. Интерактивное обучение
Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на
использовании различных методических стратегий и приемов моделирования
ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в
парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач
Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на
использовании различных методических стратегий и приемов моделирования
ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в
парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач

Одним из  основных требований,
предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет
ресурсов — является создание взаимодействия на уроке то , что принято
называть в методике — технология интерактивного обучения.

Интерактивность — это объединение,
координация  и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата
речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из
жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством
иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью. В парах можно дать
грамматику, чтение,  аудирование  с выполнением задания. В группах по 3-5
человек. Задания должны быть элементарными. Группа формируется или по
желанию,  или разноуровневая.

Технология сотрудничества.

Основная
идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности
учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 — 4
человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый 
учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей
группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных  то,  что им
непонятно, а сильные учащиеся стремятся,  чтобы слабые досконально
разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно
ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение
значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

Развивающие  технологии.

На уроках иностранного языка необходимо давать учащимся
творческие задания. Каждый  ребенок по  своему талантлив, но  ему  нужно
помочь найти  себя, раскрыть  свои способности. Даже слабые  ученики  всегда 
с  удовольствием выполняют  творческие  задания, т.к. есть  возможность 
проявить  свои  индивидуальные  способности. Творческие  работы могут быть
обязательными и  по  желанию. Ребята могут, например, нарисовать свою семью,
любимое животное, любимое  место в селе, свою школу  и  рассказать  об этом 
на  немецком языке. О  городах России и Германии  учащиеся  пишут  рефераты и
защищают  их.   Они с удовольствием составляют кроссворды  на  изученную 
лексику. На  младшем  этапе  обучения ребята с удовольствием  рисуют  по 
заданной теме;  на среднем — город,  любимое  время  года, иллюстрированное 
сочинения  на  тему «Осень – нескучная пора»,  «Овощи  и  фрукты», «Времена 
года». Изготовление   сувениров  к   пасхе к  рождеству, разучивание песенок на
немецком языке,  конкурс стенгазет, страноведческие игры  доставляют детям
удовольствие.

Таким
образом, можно с уверенностью сказать, что  если в совокупности применять
различные  современные технологии, то можно добиться запрограммированных
результатов, несмотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому
языку.

Применение современных образовательных
технологий на уроках немецкого языка

Автор: Козина Светлана Владимировна

Организация: ГБОУ Школа №1566 г. Москва

Населенный пункт: г. Москва

Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают на первое место не только формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, но и развитие личности учащихся посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является создание новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому в последнее время постоянно говорят о внедрении личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями и о переводе обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. В Концепции модернизации российского образования написано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…»

В последнее время постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.

Основной целью обучения  немецкому  языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.

Если поставить основной целью изучения немецкого языка — формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях.

На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы:

1) Создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

2) Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения немецкому языку.

На современном этапе существуют уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии. Мне особенно близки и интересны следующие:

игровая технология

обучение по станциям

мультимедийные технологии

метод проектов

здоровьесберегающие технологии

технология интерактивного обучения

обучение в сотрудничестве

развивающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

«Здоровье – это самая важная ценность, дарованная человеку природой».

Базовым компонентом гармоничного развития человека является его физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний.

Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки. На уроках я  провожу физкультурные минутки,  которые улучшают  мозговое  кровообращение, снимают  физическое  и эмоциональное  напряжение,  расслабляют  мышцы плечевого  пояса. Дети знают много рифмовок на немецком языке, любят играть в разные подвижные игры. Например: «Подбеги к доске. Напиши немецкую букву». Можно бросать мяч и называть немецкие слова на разные темы. Школьники любят играть в кубик. Они встают в круг и, передавая кубик, произносят слова:

“Trarira, trarira,

Der Würfel fällt immer da.

Trarira, trarira,

Der Würfel fällt immer da”.

Обучение по станциям

– немецкая мотивационная методика К. Рауер, применяется при итоговом контроле. 

Преимущества:

  • ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;
  • задания на всех станциях различные, контролирующие разные аспекты языка;
  • задания сменяются, это вносит в процесс разрядку, страхует от усталости;
  • задания имеют различную степень сложности;
  • развивается чувство самоконтроля, ответственности;
  • учитель не контролер, а помощник и координатор.

Обучение по станциям очень интересно обучающимся, но от учителя  требует большой трудоёмкой подготовки.            

ИКТ

Без этих технологий невозможен сегодня урок немецкого языка.  

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают:

  • изучение лексики
  • отработку произношения
  • обучение диалогической и монологической речи
  • обучение письму
  • отработку грамматического материала.

Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка.

Интерактивная технология обучения

Одним из  основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов,  является создание взаимодействия на уроке. Это принято называть в методике  технологией интерактивного обучения.

Интерактивность — это объединение, координация  и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение,  аудирование  с выполнением задания. В группы учащиеся объединяются по 3-4-5 человек. Группа формируется: — по желанию, — по гендерному признаку, бывает разноуровневая (сильная + слабая).

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый  учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных  то,  что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся,  чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Развивающие  технологии

Иностранный язык — это благодатное поле  деятельности для  учителя. Здесь творческие  задания полезны  и актуальны. Творчество перестает быть  уделом единиц. Каждый  ребенок по  своему талантлив, но  ему  нужно помочь найти  себя, раскрыть  свои способности. Даже слабые  ученики  всегда  с  удовольствием выполняют  творческие  задания, т.к. есть  возможность  проявить  свои  индивидуальные  способности. За  такие  работы я  иногда ставлю две оценки;  одну – за  оформление, вторую – за материал  на  немецком  языке. Исходя из  опыта, выделяю два  типа  творческих  работ:  обязательные  и  по  желанию. Учащиеся рисовали и описывали свою школу, свою комнату. Рассказывали о своём любимом домашнем животном. Ученики  делают  даже великолепные презентации на немецком языке. Учащиеся среднего звена с интересом составляют кроссворды на  изученную  лексику. Это и одежда, и внешность  человека, виды спорта и  книги, домашние  животные, школьные предметы  и  многое  другое. Эти  кроссворды  помогают  мне  организовывать индивидуальные  задания,  соблюдать  дифференцированный  подход  в  обучении  немецкому  языку. На  младшем  этапе  обучения школьники с удовольствием  рисуют  по  заданной теме. Ученики  охотно делают  поделки  и  рисунки к праздникам Новому году, Рождеству, Пасхе.

Метод проектов

Этот метод я использую с начального этапа обучения, в итоге это дает прекрасные результаты:

  • все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала;
  • учащиеся выступают на открытых мероприятиях, Фестивалях творчества;
  • участвуют в Неделе иностранного языка;
  • повышается их уровень культуры;
  • устанавливаются межпредметные связи;
  • лучшие работы представляются на выставке в холле школы или в кабинете;
  • растет самооценка личности;
  • учащиеся учатся добывать знания;
  • получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
  • дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования,
  • учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов;
  • работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучающихся

Исследовательская работа

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

В этом учебном году учащимися начальной школы был реализован исследовательский проект «Театр в России».

Одной  из самых  любимых  технологий учителей  иностранного  языка, конечно,  являются игровые  технологии.

Игровые технологии, как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать различные задачи (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д. На уроках я применяю различные игры:

«Кто больше?», «Снежный ком», «Найди противоположное слово»», «Соедини половинки слова», «Третий лишний», «Чего не стало?», «Съедобное-несъедобное», «Крестики-нолики», «Кроссворды», «Загадки», «Найди слова в магическом квадрате».

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.

Обсуждение результатов игры начинаем с удачных моментов и лишь затем переходим к недостаткам.

Очень часто на моих уроках можно проследить интеграцию образовательных областей немецкий язык + музыка. Уже с первых уроков мы поём песню «Как тебя зовут?… Wie heiβt du?»

Изучая тему «Школа», мы поем на мелодию известной детской песни «Кузнечик»: Wir gehen in die Schule…

Знакомясь с темой «Школьные принадлежности» и отвечая на вопрос «Was hast du in deiner Schultasche?», мы поем песню на мелодию «Чебурашки»: Ich habe einen Kuli…

Образование множественного числа существительных мы отрабатываем под мелодию песни «Я на солнышке лежу»:

Auf die Straße gehen wir,

Viele Häuser sehen wir.

Viele Häuser, viele Häuser,

Viele Häuser sehen wir.

(Вместо слов «viele Häuser» в следующий раз я показываю другие картинки, и тогда дети поют «viele Autos, Bäume, Blumen, Kinder, Katzen, Hunde»).

In den Zoo gehen wir,

Viele Tiere sehen wir.

Viele Tiere, viele Tiere

Viele Tiere sehen wir.

(Вместо слов «viele Tiere» школьники могут петь «viele Affen, Löwen, Hasen, Tiger, Bären, Pferde»).

Всем известны песни в учебнике И.Л. Бим для 3 класса «Winter kommt!» и «Es ist Herbst». Я сочинила на эту же мелодию песни о весне и о лете.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Опубликовано: 06.05.2016

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

внедрение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…” (Концепция модернизации российского образования )

Поэтому и возникла новая парадигма образования: ученик — предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.

Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.

Если поставить основной целью изучения немецкого языка — формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели ( воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях.

На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы:

1)Создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

2)Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения немецкому языку.

Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии. Мне особенно близки и интересны

  • технология уровневой дифференциации

  • игровая технология

  • обучение по станциям

  • мультимедийные технологии

  • кейс-технология

  • метод проектов

  • Online обучение

  • здоровьесберегающие технологии

  • технология интерактивного обучения

  • обучение в сотрудничестве

  • развивающие технологии

Приоритетами в области педагогических технологий для меня являются

  • «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);

  • метод проектов;

  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению ИКТ

Мое сообщение имеет практическую направленность, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых.

Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты:

все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала;

  • дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками;

  • участвуют в Неделях науки и олимпиадах;

  • повышается их уровень культуры;

  • устанавливаются межпредметные связи;

  • лучшие работы представляются на педагогические сайты;

  • растет самооценка личности;

  • учащиеся учатся добывать знания;

  • получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

  • дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования,

  • учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.

  • работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Online обучение позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, в классе работа на языковых сайтах делает сам процесс обучения разнообразным и позволяет доступ к различным источникам информации.

Здоровьесберегающие технологии.

«Здоровье – это самая важная ценность, дарованная человеку природой».

Базовым компонентом гармоничного развития человека является его физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с тем, мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ.

Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психологического здоровья учащихся.

В процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом, что учащиеся утомлены.

     Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на немецком языке, любят играть в разные подвижные игры. Одной из самых любимых технологий учителей иностранного языка, конечно, являются игровые технологии

Игровые технологии, как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Обучение по станциям – немецкая мотивационная методика К.Рауер, применяется при итоговом контроле. 

Преимущества:

  • ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;

  • задания имеют различную степень сложности;

  • на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;

  • задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;

  • развивается чувство самоконтроля, ответственности;

  • постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости:

  • учитель не контролер, а помощник и координатор;

  • Возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности. Негативом считаю трудоемкость подготовки.

Методы кейс технологии такой как Метод ситуационного анализа –позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.. Кроме текста учащиеся получают вопросы : в чём заключается проблема? Каковы причины её возникновения, указанные в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Каков выход?

В методе инцидента учащиеся сами находят информацию для решения.

Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.

Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.

Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.

Негатив: скудный словарный запас не позволяет выражать мысли, в учебниках недостаточно материала для данных методов.

ИКТ – без этих технологий невозможен сегодня урок немецкого языка  и применение вышеназванных технологий.

Если в совокупности применять современные технологии, то можно добиться запрограммированных результатов, не смотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому языку.

Информационные технологии и интернет ресурсы.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают:

-изучение лексики

-отработку произношения

-обучение диалогической и монологической речи

-обучение письму

-отработку грамматического материала.

Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа, направленная на изучение возможностей учащихся, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в Германии. Также учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах , конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.

Интерактивная технология обучения.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов — является создание взаимодействия на уроке то , что принято называть в методике — технология интерактивного обучения.

Интерактивность — это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение аудирование с выполнением задания. В группах 3-4-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, — разноуровневая (сильная + слабая)

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?

Технология сотрудничества.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

Развивающие технологии.

Иностранный язык это благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки; одну – за оформление, вторую – за материал на немецком языке. Исходя из опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем селе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах таких, как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Гайдн», «Моцарт», «Бетховен», «Музыка». Этот список можно продолжать долго. Коллекция быстро пополняется. Учащиеся среднего этапа обучения тоже очень любят заниматься творчеством. Они составляют кроссворды на изученную лексику, это и одежда, и внешность человека, виды спорта и книги, домашние животные, школьные предметы и многое другое. Эти кроссворды помогают мне организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; пятиклассники – город, мое любимое время года, ученики 6 класса – иллюстрированное сочинения на тему «Осень – нескучная пора», «Овощи и фрукты», старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. Ученики охотно делают поделки и рисунки по теме «Времена года». Макеты часов и сувениры к пасхе. К рождеству ежегодно проводится конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое, многое другое.

Современные педагогические технологии и методы на уроках немецкого языка

Учитель немецкого языка

Ковалева Ольга Александровна

Главной задачей учителя иностранного языка является коммуникативная задача. Это значит научить ребят общаться на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается главным в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

К технологиям, обладающим средствами, которые активизируют и делают интенсивным деятельность учащегося, является прежде всего, игровые технологии, а также проблемное обучение, технология коммуникативного сотрудничества, проектные, ИКТ технологии.

Зачастую я использую такую технологию, как обучение в сотрудничестве. Основная идея этого принципа технология сотрудничества состоит в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают. Если ребят объединить в небольшие группы по (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результаты своей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить непонятное у сильных. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Одним из них я пользуюсь. Группа учащихся формируется мной до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом есть в каждой группе сильный, средний и слабый ученик. Группе одно задание, но’ при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы. Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы (оценка ставится одна на всю группу), важно, что оценивается не только, а иногда не столько знания, сколько умения учащихся.

На уроке и внеклассных мероприятиях создаю условия для проявления учащимися интереса к предмету, стремлюсь создать творческую атмосферу, разнообразить виды работ, стараюсь увязать учебный материал с текущими событиями, создаю такие учебные ситуации, которые близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности, зачастую который я использую на уроках. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Учащиеся работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Методы, которыми я пользуюсь на уроках, направлены на развитие познавательного интереса учащихся к предмету, а также на развитие их творческого мышления, на формирование их индивидуальных способностей, но без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемого результата. Поэтому считаю, что необходимо при обучении учитывать индивидуально-психологические особенности, что является важным условием для создания благоприятной атмосферы общения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка, и приемы и методы, которыми я пользуюсь, могут быть родными.

Например, разрабатывая внеклассное мероприятие «Встреча Рождества в Германии» ребята делали друг другу поздравления и подарки, подписывали поздравления родителям по-немецки. Искали материал, связанный с немецкими традициями. Просмотрев видеосюжет из мультфильма Гофманна «Щелкунчик и мышиный король» сравнивали немецкие национальные блюда с русскими. Рецепты некоторых немецких блюд записывались и выпекались ими. Ребята приносили, например. «Рождественское печенье» и угощали друг друга. Заранее украшали класс рождественскими атрибутами, инсценировали приход Санта Клауса.

Взаимоотношения с учащимися стараюсь строить с учетом психологических особенностей каждого ученика в отдельности. На уроках использую дополнительную художественную литературу на немецком языке, газеты и журналы по страноведению, в том числе и очень популярный у нас в стране журнал о жизни в Германии, «Guten Tag», «ABCZeitung».

По окончании пройденных тем по страноведению ребята пишут рефераты, решают кроссворды, например. «Знаешь ли ты Германию?», провожу викторины. Очень интересно проходят встречи между командами разных классов в дни «Неделя иностранного языка», где ребята сами придумывают название команды, девиз, представление. Выпускали газеты на немецком языке. Для того, чтобы привлечь интерес младших школьников к изучению немецкого языка, девятиклассники проводили интересные встречи «Здравствуй, немецкий!», где демонстрировали свои знания по предмету, рассказывали о Германии и ее традициях, используя наглядность и карту Германии.

В своей работе я стараюсь быть в курсе всех инновационных технологий. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках немецкого языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в немецкоговорящих странах.

При обучении иностранных языков в старших классах очень много уроков уделяю страноведению, это расширяет кругозор учащихся и вызывает живой интерес к лингвострановедческому материалу. Например, в 8-х классах при прохождении тем: «Мы готовимся к поездке в Германию», «На вокзале и аэропорту» учимся заполнять анкету-заявление для поездки за границу, знакомимся с деньгами страны, куда собираемся ехать, читаем тексты о Мюнхене и Кельне, куда мы едем, с их достопримечательностями, учимся быть гидами-экскурсоводами, по этим городам, изучаем карту Германии, совершаем путешествия по Рейну. В конце изучения темы мы играем на уроке, придумывая себе ситуацию действительно состоявшегося путешествия в Кёльн или Мюнхен. Тип урока — урок систематизация и обобщение. Форма урока — игровая практическая работа: распределение ролей, кто-то стюардесса, кто-то покупает билеты, кто-то стоит у справки, спрашивает расписание поездов или самолетов.

Я пришла к выводу, что к учебному материалу нужно подходить творчески, это позволяет мне наметить оптимальные пути реализации поставленных учебно-практических, воспитательных задач урока. Я разработала комплекс уроков по теме: «Здравствуй, школа!», используя игровые ситуации, ролевые игры, которые наглядно доказал успешность применения таких игр на развитие памяти, мышления.

В своей работе я пользуюсь принципами наглядности осознанности, доступности, аппроксимации, что наиболее важно при обучении иностранным языкам в школе, где обучаются учащиеся коренной национальности. Принцип аппроксимации создают благоприятную атмосферу сотрудничества «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Для развития логического мышления учащихся использую проблемно-поисковый метод. Через нетрадиционные уроки расширяется кругозор учащихся, пополняется их запас знаний по страноведению.

В последнее время изучила и внедрила в практику элементы игровой технологии.

Игровая технология своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Хорошо организованные игровые технологии имеют большой воспитательный потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивости, терпения, взаимопомощь, а, главное, с их помощью дети быстрее запоминают слова и выражения, которые изучают. Все это активизирует мышление.

Наиболее эффективными в этом отношении являются ролевые и развивающие игры. Что такое игра? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательной (пробудить интерес);

Коммуникативной (освоение диалогического общения);

Самореализации;

Игротерапевтической;

Диагностической;

Функции коррекции;

Межнациональной коммуникации;

Социализации.

Общеизвестно, что учащиеся легко усваивают материал, который им доступен, когда виды и приемы при этом интересны для них. Одним из эффективных приемов обучения иностранному языку на начальном этапе обучения является использование игровой технологии.

Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решить задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией: развлечь. доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативная:

освоение

диалектики

общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности;

диагностическая: определение отклонений от нормального поведения. самопознание в процессе игры;

коррекция в игре — внесение позитивных изменений в

структуру

личностных

показателей индивида;

межнациональной коммуникации, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации, включения в систему общественных отношений,

усвоение

человеком норм человеческого общежития.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, С.А.Шмаков, в зарубежной – З.Фрейд, Ж.Пиаже, Д.Дьюи, Э.Фромм, И.Хейзинга, Э.Берн и др. В их трудах исследована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, самоуправлении, саморегулировании.

Использование игровой технологии стимулирует продуктивное мышление, снижает учебные перегрузки, у учащихся появляется высокий эмоциональный настрой, воспитывается культура общения.

Учащиеся особенно на начальном этапе обучения очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создает возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному национальному речевому общения.

На младшем и среднем этапах обучения уделяю внимание грамматическим, лексическим, фонетическим играм, направленным на дальнейшее развитие речевых умений. Интересно проводятся игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов, узнавание сказочных персонажей по описанию их внешности. Для младших школьников мною разработана программа по внеурочной деятельности «Веселые шаги в немецком», которая успешно реализуется. Тип программы -культурологическая. Учащиеся в игровой форме знакомятся со страной, изучаемого языка и традициями.

Анализ игровой деятельности на уроках начального этапа обучения показал, что игра вызывает большой интерес у детей и существенно помогает им в изучении немецкого языка. Игра способствует выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

На уроках я применяю также парную форму работы. Она способствует общению на уроке. В начале каждого урока раздаю каждой паре карточку с заданной ситуацией, и ребята уже в 5 классе обмениваются 4-5 репликами. А также я провожу и групповую форму работы. Учащиеся приобретают при этом навыки сотрудничества. На таких уроках возникает атмосфера дружеского соревнования, каждый ученик старается отвечать как можно лучше, для того чтобы достичь хороших результатов.

Игра1. Ученики получают с названиями дней недели (времен года, месяца на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом. Цель игры -развитие внимания, быстроты реакции.

Игра 2. Учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Ученик, который вызвался участвовать, следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом учителем. Например: «Я беру учебник». Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке. Цель игры — развитие памяти, координации движений.

Работая в младших классах, я убедилась что игра просто необходима для придания уроку эмоциональной окраски, живописи восприятия иностранного языка. Я часто на урок в 5-е классы и 6-е приношу игрушки, изображения сказочных персонажей, разыгрывая тему «Знакомство» или игра «Кукольный театр». В гостях у детей кукла, которая показывает из-за ширмы поочередно свои части тела: ручку, головку и т.д. Дети называют части тела по-немецки.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, конкретных целей и условий и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20 минут. В дальнейшем же та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а так же разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала или при контроле полученных грамматический знаний.

Например, при обработке грамматических навыков при спряжении глаголов в настоящем времени мы строим домик, в котором живут личные местоимения, и к которым в гости приходят самые разные глаголы. Для облегчения усвоения материала я сравниваю спряжение глаголов с поведением людей: «Человек, общаясь с разными людьми, ведет себя по-разному и с бабушкой ты — один, с мамой — другой, с учителем — третий. Но все равно — это ты. Так и глаголы, общаясь с разными местоимениями, сохраняют свою основу, но изменяют окончания.

Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого, даже самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке.

Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.

Учителя иностранного языка пользуются некоторыми методами для достижения этих целей.

Например, особое внимание всегда уделяется диалогам и обязательно – творческому подходу. Один и тот же диалог можно разобрать и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они любят фантазировать, то придумывают много разных вариантов.

Далее, активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями. Например, в 5 классе. Тема «Погода». Одно и то же погодное явление обсуждают пессимист и оптимист. Изучая глагол «мочь, уметь», я делаю изображение-маску из бумаги: мальчик, который всегда хвастается – Хвастунишка. Кому вручается эта маска, тот отвечает на вопросы остальных «Можешь ли ты петь?». В ответ: «Я могу хорошо петь!». Таким образом заучивается спряжение глаголов.

Далее всевозможные варианты заучивания поговорок, пословиц.

Далее творческая работа с песенками. Ребята, особенно, 5-6 классы с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Есть всевозможные варианты использования песни для закрепления, например, грамматического материала. Изучая глаголы «быть» в настоящем времени, например: я есть, ты есть и т.д. ребята заучивают, напевая на мотив «В лесу родилась елочка». Или изучая тему «Человек», конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить.

А также я провожу и групповую форму работы. Учащиеся приобретают при этом навыки сотрудничества. На таком уроке возникает атмосфера дружеского соревнования. За время моей работы я сделала вывод об эффективности пересказа текста. В качестве конечного результата необходимо такое чтение, которое направлено на извлечение смысловой информации информативного характера и умение передать ее на немецком языке. Большую работу провожу над развитием умения переконструировать предложение, подать его в понятной ученику форме, где немедленно сказывается его умение строить предложения со знанием грамматики. Тем более, что немецкий язык очень дисциплинированный язык, он не приемлет свободного распределения мест между членами предложения. Это большая трудность для изучающих его.

Сочетая индивидуальные и парные формы работы стараюсь создать, благоприятный психологический климат, разрабатывая ситуации, побуждающие учеников к высказываниям на иностранном языке, в том числе своего мнения. В своей работе использую технические средства обучения для показа видеофильмов о Германии, видеокассеты на немецком языке по темам «Книги», «Школа», «Немецкие сказки и легенды» и другие. Прослушиваем аудиокассеты на немецком языке, знакомимся с произведениями великих немецких и австрийских композиторов.

Основным своим творческим подходом к преподаванию на уроке считаю мобилизацию всех типов учебной деятельности учеников: чтение, письмо, диалогическая и монологическая речь, аудирование так же, как и все типы контроля знаний (диктант, зачет устный, тестирование, аудирование, чтение).

Можно выделить некоторые направления, по которым я работаю для совершенствования урока:

Устранение шаблона в проведении уроков, применение в учебном процессе уроков, разнообразных по типу, содержанию и структуре;

Сочетание сообщения нового материала преподавателем в различными формами его закрепления на уроке;

Включение в учебный процесс разнообразной самостоятельной работы учащихся как важного средства активизации мышления;

Обучение учащихся наиболее рациональным приемам закрепления знаний.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Немецкий для начинающих самоучитель бухаров в м кеслер т п купить
  • Проспрягать глагол писать в немецком языке
  • Леди ин ред перевод на английском
  • Немецкое игристое вино купить
  • Смерть французского короля на турнире