Памятник немецким солдатам погибшим в сталинграде в берлинском цейхгаузе

Памятник немецким солдатам, погибшим в Сталинграде, в берлинском Цейхгаузе

26 мая 2017

Добавил Pazifist

Комментариев нет

Фото

Памятник немецким солдатам, погибшим в Сталинграде, в берлинском Цейхгаузе. Памятник скульптора Эрнста Пауля Хинкельдея (Ernst Paul Hinckeldey) был открыт 23.03.1943 г.

Источник:

Ernst Piper (Hrsg.) «Das Zeitalter der Weltkriege 191-1945». Lingen Verlag. Köln, 2014.

.

Категория: Жизнь в тылу в Германии

Информация о фото

  • Место съемки: Берлин, Германия

Оригинал

  • 3337×4118

Похожие фотографии

Написать комментарий

Categories:

  • История
  • Искусство
  • Cancel

Память о Сталинграде с «той» стороны

Сталинградскую Родину-мать знают все. Но был и немецкий памятник битве под Сталинградом.

Памятник немецким солдатам 6-й армии, погибшим в Сталинграде. Берлинский Цейхгауз. Скульптор Эрнст Пауль Хинкельдей (Ernst Paul Hinckeldey), открыт 23.03.1943 г.

Картина из личной коллекции Гитлера.
Франц Эйнхорст (Franz Eichhorst). «Память Сталинграда». 1943.

Сталинград2.jpg

Мои книги
Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Владимир Поморцев представляет документальный фотопроект

Горе побеждённых

Неизвестные памятники погибшим немецким солдатам на фотографиях Владимира Поморцева

Владимир Поморцев

фотограф

Всем хорошо известны советские военные мемориалы. При этом лишь немногие знают о существовании аналогичных памятников погибшим немецким солдатам. Хотя почти в каждой немецкой деревне имеется свой собственный монумент не вернувшимся с фронта односельчанам. Фотограф Владимир Поморцев провёл четыре года в поездках по Германии, чтобы отыскать лучшие образцы немецких военных мемориалов.

Мемориал погибшим немецким солдатам на фасаде ратуши в городе Эттлинген на западе Германии. Раскрашенный рельеф работы немецкого скульптора Оскара Кифера, 1923 год.

Немецкие памятники погибшим на фронтах Первой мировой войны возводились в непростой для истории страны период. Веймарская республика неумолимо превращалась в Третий Рейх. Югендстиль и экспрессионизм в искусстве постепенно уступали место нацистской эстетике. В результате получилась совершенно потрясающая смесь из неподдельной скорби, послевоенной растерянности и героического пафоса с элементами нацистской пропаганды и, как это ни парадоксально, даже гомоэротики. Столетний юбилей Первой мировой войны представляет отличную возможность заново открыть этот совершенно неизвестный даже специалистам культурный феномен.

Мемориал погибшим немецким солдатам в городе Мург. Скульптор: Хуго Книттель, 1938 год. Памятник работы одного из видных представителей нацистского искусства до недавнего времени стоял на главной площади этого небольшого немецкого городка на границе со Швейцарией. Три года назад статую передвинули на менее почетное место к боковому фасаду ратуши.

Немецкие военные мемориалы до сих пор остаются в самой Германии отчасти табуированной темой. Хотя в абсолютном большинстве случаев речь идет о памятниках павшим на фронтах Первой мировой войны, слишком эфемерной выглядит грань между оплакиванием погибших соотечественников и оправданием германского милитаризма и нацизма. Жители других стран тоже смотрят на немецкие мемориалы через призму событий Второй мировой войны. Выросшие на советских военных фильмах россияне, например, однозначно воспринимают классические немецкие стальные шлемы как атрибут солдат Вермахта. При этом немецкие солдаты Первой мировой войны носили почти такие же шлемы, и на мемориалах изображены именно они.

Мемориал солдатам 4-го гвардейского королевы Августы гренадерского полка Германской имперской армии, погибшим на фронтах Первой мировой войны, на Новом гарнизонном кладбище в берлинском районе Колумбиадамм. Скульптор: Франц Дорренбах, 1925 год.

Обстановку, в которой возникали немецкие военные мемориалы, хорошо показал Ремарк в своем романе «Черный обелиск». Памятники в провинциальных немецких городках создавались местными каменщиками. Даже установить имя автора сегодня во многих случаях не представляется возможным. Одновременно над памятниками погибшим немецким солдатам работали и самые выдающиеся представители немецкого искусства. Один из самых впечатляющих немецких военных мемориалов создал Эрнст Барлах, крупнейший немецкий скульптор XX века. Хотя мемориал для Магдебургского собора возник ещё в 1929 году, по иронии судьбы, повязка на голове раненого придает центральной фигуре поразительное сходство с Адольфом Гитлером.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в кафедральном соборе города Магдебург. Скульптор: Эрнст Барлах, 1929 год. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам на фасаде ратуши в городе Эттлинген в Западной Германии. Скульптор: Оскар Кифер, 1923 год. Рельеф дополнили датами Второй мировой войны в 1995 году.

Мемориал погибшим немецким солдатам в городке Оденхайм в окрестностях Штутгарта. Скульптор: Карл Валь, 1937 год.

Слева: мемориал погибшим на фронте гимназистам перед зданием гимназии Dionysianum в городке Райне в Западной Германии. Скульптор: Альберт Маццотти, 1933–1934 год. По центру: мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище Бибрих в городе Висбаден. Скульптор: Фриц Герт, 1907 год. Позднее мемориал дополнили списками погибших в двух мировых войнах. Справа: смерть играет на барабане на боковой панели мемориала погибшим немецким солдатам возле приходской церкви в городке Гутах в Шварцвальдском лесу. Скульптор: Курт Либих, 1923 год.

Мемориал погибшим немецким солдатам в мемориальном парке баварского города Вюрцбург. Скульптор: Фрид Гейлер, 1931 год.

Абсолютное большинство немецких мемориалов первоначально посвящалось солдатам Первой мировой войны. Потом списки павших дополнялись именами немецких солдат, погибших на фронтах Второй мировой войны. Отдельные памятники солдатам Вермахта встречаются чрезвычайно редко. Как правило, это просто стенд с фотографиями погибших односельчан в приходской церкви.

Мемориал погибшим немецким солдатам двух мировых войн возле приходской церкви в городке Кольнау в Западной Германии. Скульптор: Эрвин Крумм, 1935 год.

Фотографии односельчан, погибших на фронтах Второй мировой войны, на мемориальном стенде перед входом в приходскую церковь в баварской деревне Обертайзендорф.

Захоронения солдат Вермахта на лютеранском кладбище в городке Баренбург в Рудных горах на границе с Чехией. Березовые кресты с немецкими стальными шлемами установлены на могилах ефрейтора Гебхарда Мозера, умершего 15 июня 1945 года в возрасте 21 года, и ефрейтора Вили Вильде, умершего 16 июня 1945 года в возрасте 27 лет. Оба были ранены в последние дни Второй мировой войны и умерли в госпитале при местной лютеранской церкви.

Слева: мемориал погибшим солдатам 2-го гвардейского императора Франца гренадерского полка Германской имперской армии в берлинском районе Кройцберг. Скульптор: Эберхард Энке, 1924 год. По центру: главный немецкий мемориал жертвам войны и тирании Нойе-Вахе на улице Унтер-ден-Линден в центре Берлина. Скульптура «Пьета» работы выдающейся немецкой художницы Кете Кольвиц была установлена внутри мемориала в 1993 году по инициативе канцлера Гельмута Коля. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в местечке Хюлльхорст в Западной Германии. Скульптор: Ханс Дамманн, 1929 год.

При более обстоятельном знакомстве с немецкими военными мемориалами бросается в глаза обилие обнаженной мужской натуры. Причем часто это не просто обнаженный мужчина, а довольно экстравагантный образ полностью раздетого солдата в одной только каске, но вооруженного мечом. Характерный для искусства первой половины XX века культ обнаженного тела принес такие несколько комичные плоды в немецкой мемориальной скульптуре. Хотя современники, безусловно, воспринимали статуи обнаженных солдат исключительно как персонификацию скорби, сегодня сложно не замечать в этих мускулистых фигурах гомоэротического подтекста.

Мемориал погибшим на фронте гимназистам в вестибюле берлинской гимназии Walther-Rathenau-Schule Gymnasium. Скульптор: Ханс Дамманн, 1928 год.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам возле приходской церкви святого Лаврентия в баварском городе Эшенбах. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы. Справа: мемориал погибшим солдатам 5-го гвардейского гренадерского полка Германской имперской армии в берлинском районе Шпандау. Скульптор: Август Шрайтмюллер, 1922 год. Этот же скульптор создал статую на башне Дрезденской ратуши, которую немецкий фотограф Рихард Петер запечатлел на своей знаменитой фотографии разрушенного бомбардировками Дрездена.

Мемориал погибшим немецким солдатам в местечке Зандкамп в окрестностях города Вольфсбург. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Слева: мемориал погибшим немецким артиллеристам на берлинском кладбище Штеглиц. Скульптор: Феликс Купш, 1933 год. Первоначально памятник был установлен перед артиллерийскими казармами неподалеку и серьезно пострадал во время Второй мировой войны. В 1957 году его перенесли на кладбище Штеглиц. До недавнего времени возле этого мемориала проходили ежегодные встречи немецких ветеранов Сталинградской битвы. По центру: мемориал погибшим немецким солдатам в городе Рюссельсхайм на западе Германии. Скульптор: Людвиг Шпигель, 1930 год. Мемориал установлен на средства немецких предпринимателей Вильгельма фон Опеля и его сына Фрица, основателей автомобильного завода «Опель». Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в саксонском городе Зебниц. Скульптор не установлен, 1922 год.

Мемориал погибшим солдатам 2-го гвардейского императора Франца гренадерского полка Германской имперской армии в берлинском районе Кройцберг. Скульптор: Эберхард Энке, 1924 год. Этот же скульптор создал две гигантские статуи обнаженных диоскуров для здания посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, которые были разрушены толпой разъяренных горожан вскоре после объявления о начале Первой мировой войны.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в центре курортного городка Люденшайд на западе Германии. Скульптор: Вилли Меллер, 1935 год. Этот же скульптор известен своими работами для Олимпийского стадиона в Берлине и учебного лагеря Фогельзанг, построенного по приказу Адольфа Гитлера для молодёжи НСДАП. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам возле приходской церкви в саксонском городке Нидерау. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Мемориал погибшим солдатам 20-го короля Вильгельма Первого уланского (2-го вюртембергского) полка Германской имперской армии возле гарнизонного костела в городе Людвигсбург в Западной Германии. Скульптор: Эрвин Даунер, 1926 год.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в баварском городе Меркендорф. Скульптор: Вильгельм Ридель, 1921 год. По центру: мемориал погибшим немецким солдатам на фасаде церкви святого Иоанна в баварском городе Ансбах. Скульптор: Георг Мюллер, 1926 год. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в историческом центре города Нойштадт в Западной Германии. Скульптор: Герман Хан, 1924–1925 годы.

Наследие нацистской эпохи

Нацистская Германия превратила военные мемориалы в элемент пропаганды. Памятники погибшим на фронтах Первой мировой войны становятся более пафосными, а милитаристская эстетика проступает в них всё отчетливее. Над созданием гигантских изваяний немецких солдат трудятся лучшие скульпторы Третьего Рейха. Сегодня сохранившиеся военные мемориалы второй половины 1930-х годов остаются фактически единственными образцами нацистского искусства, которые можно видеть на улицах немецких городов.

Мемориал погибшим немецким солдатам в городе Мург. Скульптор: Хуго Книттель, 1938 год. Памятник работы одного из видных представителей нацистского искусства до недавнего времени стоял на главной площади этого небольшого немецкого городка на границе со Швейцарией. Три года назад статую передвинули на менее почетное место к боковому фасаду ратуши.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам на башне средневековых ворот в историческом центре города Марбах-ам-Неккар в Западной Германии. Скульптор: J.B., 1934 год. Справа: мемориал погибшим солдатам 79-го пехотного (3-го ганноверского) полка Германской имперской армии в городе Хильдесхайм в Нижней Саксонии. Скульптор: Август Ватербек, 1939 год. Мемориал торжественно открыли 11 июня 1939 года, то есть буквально накануне Второй мировой войны.

Мемориал погибшим немецким солдатам в районе Оспель на окраине города Дортмунд на западе Германии. Скульптор не установлен, 1934–1935 годы.

Мемориал погибшим немецким солдатам на лестнице перед приходской церковью в городке Вильгартсвизен в Западной Германии. Скульптор: Рихард Ленхард, 1938 год. На одном из рельефов из красного песчаника хорошо заметны следы от пуль.

Мемориал погибшим немецким солдатам возле приходской церкви в городке Кольнау в Западной Германии. Скульптор: Эрвин Крумм, 1935 год.

Даже спустя десятилетия после окончания Второй мировой войны в немецком обществе нет однозначного отношения к военным мемориалам, созданным при нацистах. Некоторые полагают, что эти памятники необходимо сохранить, как напоминание об истории. Другие напротив считают неприемлемым присутствие милитаристской эстетики в общественном пространстве городов и настаивают на немедленном демонтаже всех памятников того периода. Нередко нацистские военные мемориалы становятся жертвами вандализма.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в городке Фуртванген в Шварцвальдском лесу. Скульптор: Хуго Книттель, 1937 год. Центральная фигура мемориала в ночь на 1 мая 1977 года была разрушена неизвестными. Справа: мемориал погибшим солдатам 2-го гвардейского резервного полка Германской имперской армии на Новом гарнизонном кладбище в берлинском районе Колумбиадамм. Скульптор не установлен, предположительно 1930-е годы.

Мемориал погибшим солдатам Гвардейского инженерного батальона Германской имперской армии на фасаде гарнизонного костела в берлинском районе Кройцберг. Скульптор не установлен, 1929 год. Ананас вместо отломанной головы приделан неизвестными в сентябре 2017 года.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище Гроссхольтхаузен на окраине Дортмунда. Скульптор: Фриц Рихтер-Эльснер, 1935 год. На бронзовой фигуре солдата заметны следы от пуль. По центру: мемориал погибшим немецким солдатам в городке Энгер в Западной Германии. Скульптор: Ханс Дамманн, 1930-е годы. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в местечке Хюлльхорст в Западной Германии. Скульптор: Ханс Дамманн, 1929 год.

Нацистские фрески барочной часовни

Часовню святой Троицы в окрестностях баварского городка Вальдзассен построил выдающийся немецкий архитектор эпохи барокко Георг Динценхофер. В 1880 году часовня сильно пострадала при пожаре, погибли все настенные росписи. В 1934 году немецкий художник Оскар Мартин-Аморбах взялся заново расписать церковь. Последнюю фреску он заканчивал в 1940 году, когда уже вовсю шла Вторая мировая война, поэтому классическую евангельскую сцену сошествия Святого Духа на апостолов художник дополнил изображениями солдат Вермахта. Современные немецкие исследователи называют этот сюжет «аллегорией милосердия». Судя по всему, немецкий солдат делится водой или шнапсом с итальянским, испанским и французским солдатом, проявляя таким образом милосердие. На следующем фрагменте два немецких солдата хоронят своего погибшего товарища.

Фрагмент фрески «Сошествие Святого Духа на апостолов» в барочной часовне святой Троицы в окрестностях баварского городка Вальдзассен. Художник: Оскар Мартин-Аморбах, 1934–1940 годы.

Барочная часовня святой Троицы в окрестностях баварского городка Вальдзассен. Архитектор: Георг Динценхофер, 1685–1689 годы. Фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» в часовне святой Троицы. Художник: Оскар Мартин-Аморбах, 1934–1940 годы.

Отдельных памятников немецким солдатам, погибшим в годы Второй мировой войны, практически нет. Во время подготовки настоящего документального проекта автору удалось обнаружить лишь три подобных мемориала. Во всех остальных случаях фамилии погибших солдат Вермахта просто добавлялись на уже существующий мемориал солдатам Первой мировой войны.

Мемориал погибшим солдатам 18-го кавалерийского полка Вермахта в курортном местечке Бад Канштатт в окрестностях Штутгарта. Скульптор: Ирмгард фон Путткамер, 1961 год.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище деревни Эльзенбах в окрестностях баварского города Ноймаркт-Санкт-Файт. На деревянном памятнике перечислены имена односельчан, погибших в годы Второй мировой войны, главным образом, на Восточном фронте. Справа: мемориал погибшим односельчанам в приходской церкви в деревне Файхтен в окрестностях города Ноймаркт-Санкт-Файт. Церковь украшает монументальная фреска работы неизвестного художника. Судя по форме солдат, роспись создана после Второй мировой войны.

Один из важнейших памятников погибшим на фронтах Второй мировой войны вошел в историю как Сталинградская мадонна. Это простой рисунок углем на обороте советской географической карты. Нарисовал его в ночь на 25 декабря 1942 года в своей землянке в окруженном Сталинграде немецкий военный врач Курт Ройбер, служивший до войны лютеранским пастором.

Сталинградская мадонна. Художник: Курт Ройбер, 25 декабря 1942 года. Надписи по-немецки вокруг мадонны: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград».

Сталинградскую мадонну вывезли из окружения 13 января 1943 года чуть ли не последним самолетом в руках тяжелораненого полковника, командира батальона, в котором служил художник. Землянка, где хранился рисунок, через неделю была уничтожена прямым попаданием бомбы. Курт Ройбер в это время находился на дежурстве, поэтому выжил. После Сталинградской битвы он оказался в лагере военнопленных в Елабуге, где и умер 20 января 1944 года. Сегодня Сталинградская мадонна хранится в мемориальной церкви кайзера Вильгельма в центре Берлина, оставленной в руинах в память о войне.

Разрушенные и восстановленные

Монументальную фреску в стиле традиционных баварских настенных росписей создал в 1929 году немецкий художник Йозеф Хенге, ученик знаменитого Франца фон Штука. Фреска занимает целиком стену дома на главной площади городка Берхтесгаден в Баварских Альпах. Таким образом, всё здание как бы стало памятником немецким солдатам, погибшим на фронтах Первой мировой войны. Оригинальная фреска была уничтожена в 1945 году американскими военными. Уцелела только сцена с распятием. После войны Йозеф Хенге заново расписал стену дома, изменив только одну деталь. Вместо батальной сцены художник изобразил оплакивание погибшего солдата.

Мемориал погибшим немецким солдатам в городке Берхтесгаден в Баварских Альпах. Художник: Йозеф Хенге, 1952 год. Авторское повторение уничтоженной росписи 1929 года.

Мюнхенский костел святого Максимилиана серьезно пострадал во время бомбардировки города 13 июля 1944 года. Среди прочего оказался разрушенным мемориал немецким солдатам, погибшим в Первую мировую войну. Его собрали заново из отдельных фрагментов, оставив трещины на плитах, поэтому теперь мемориал одновременно напоминает и о событиях Второй мировой. Традиционные для немецких военных мемориалов обнаженные солдаты в шлемах здесь участвуют в сцене воскрешения мертвых.

Мемориал погибшим немецким солдатам в костеле святого Максимилиана в центре Мюнхена.

Фотографии погибших солдат

Самый распространенный тип памятника погибшим на фронтах Второй мировой войны представляет собой простой стенд с черно-белыми фотографиями погибших односельчан. Обычно он размещается в приходской церкви или в отдельной мемориальной часовне на местном кладбище. Особенно много таких групповых фотографий в баварских деревнях.

Фотографии погибших на фронтах Второй мировой войны горожан в приходской церкви баварского городка Ампфинг.

Фотографии погибших на фронтах Второй мировой войны односельчан на мемориальном стенде перед входом в приходскую церковь в баварской деревне Обертайзендорф.

Фотографии погибших на фронтах Второй мировой войны горожан в мемориальной часовне на кладбище баварского городка Массинг.

Уведомления о смерти погибших на фронтах Второй мировой войны односельчан в мемориальной часовне на кладбище деревни Фрауэнштайн в окрестностях города Висбаден.

Фотографии погибших на Второй мировой войне односельчан в мемориальной часовне на кладбище деревни Фрауэнштайн в окрестностях города Висбаден.

Неправильно искать корни монументального пафоса немецких военных мемориалов в одном только в наследии нацистской эпохи. Разумеется, немецкая культура имеет более древние традиции. Именно в Германии, например, находится один из самых грандиозных военных мемориалов, какие только были созданы за всю историю человечества. В октябре 1813 года под Лейпцигом русская армия при поддержке прусских, австрийских и шведских войск нанесла сокрушительное поражение армии Наполеона в Битве народов. К столетнему юбилею сражения по проекту берлинского архитектора Бруно Шмитца на поле битвы возвели колоссальный мемориал, украшенный статуями выдающегося немецкого скульптора Франца Мецнера.

Мемориал Битвы народов в Лейпциге. Архитектор: Бруно Шмитц, 1898–1913 годы.

Статуи стражей смерти работы выдающегося немецкого скульптора Франца Мецнера в крипте Мемориала Битвы народов в Лейпциге.

Гигантская статуя архангела Михаила работы немецкого скульптора Христиана Беренца над главным входом в крипту Мемориала Битвы народов в Лейпциге.

Рельефы мемориала немецким солдатам, погибшим во время Франко-прусской войны 1870–1871 годов, в городе Мюнстер в Западной Германии. Скульптор: Бернхард Фрейтаг, 1909 год.

Провожая новобранцев и оплакивая погибших

Фигуративные сцены на большинстве немецких военных мемориалов тематически можно разделить на несколько групп. Первая изображает проводы новобранцев на фронт. Вторая показывает немецких солдат уже непосредственно в бою. Третья показывает немецких солдат ранеными или умирающими. Четвертая показывает солдата уже мертвым. Наконец, пятая группа изображает в разных вариациях сцену оплакивания погибших товарищей выжившими однополчанами. Все вместе они образуют монументальную картину событий на фронтах Первой мировой войны.

Мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище саксонского городка Дона в окрестностях Дрездена. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в баварском городе Хасфурт. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в баварском местечке Гайслинг в окрестностях Регенсбурга.

Мемориал погибшим немецким солдатам в костеле святого Максимилиана в центре Мюнхена.

Деревянный алтарь в мемориальной часовне возле приходской церкви городка Бишофсвизен в Баварских Альпах. Скульптор: Антон Штёкл, 1931 год.

Мемориал погибшим солдатам 4-го вестфальского кирасирского полка Германской имперской армии в городе Мюнстер в Западной Германии. Скульптор: Бернгард фон Плеттенберг, 1960 год. Бронзовые рельефы с батальными сценами повторяют оригинальные рельефы мемориала 1930 года, которые были переплавлены на военные нужды в 1942 году.

Мемориал погибшим немецким солдатам в саксонском городке Золанд-на-Шпре на границе с Чехией. Скульптор не установлен, предположительно 1930-е годы.

Мемориал погибшим немецким солдатам перед приходской церковью в деревне Панг возле баварского города Розенхайм. Скульптор не установлен, 1922 год.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в городе Бюнде в Западной Германии. Скульптор: Герман Курт Госёус, 1926 год. По центру: мемориал погибшим немецким солдатам в баварской деревне Шёнах в окрестностях города Регенсбург. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в местечке Офердикке в окрестностях Дортмунда. Скульптор: Фриц Рихтер-Эльснер, 1928 год.

Деревянный рельеф в мемориальной часовне в местечке Вазенвайлер на границе с Францией. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище саксонского городка Дона в окрестностях Дрездена. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Деревянная статуя солдата на мемориальном кладбище возле баварского города Бишофсгрюн. Мемориал сооружен в 1960-е годы и посвящен одновременно погибшим в двух мировых войнах.

Слева: главный баварский мемориал погибшим в двух мировых войнах в парке Хофгартен перед зданием Баварской государственной канцелярии в центре Мюнхена. Скульптор: Бернард Блекер, 1924 год. Мемориал серьезно пострадал во время Второй мировой войны. Оригинальная мраморная статуя была заменена на бронзовую в 1972 году. По центру: мемориал погибшим немецким солдатам в баварском городе Ноймаркт-Санкт-Файт. Скульптор: Пауль Швайгер, 1938 год. Брат скульптора Отто Швайнег погиб в 1916 году в возрасте 20 лет в битве при Вердене, самом кровопролитном сражении Первой мировой войны. Когда скульптор работал над мемориалом погибшим для своего родного городка, он придал статуе немецкого солдата черты лица своего брата. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам среди руин средневековой крепости Хоэнзюбург в местечке Зюбург в окрестностях Дортмунда. Скульптор: Фридрих Багдонс, 1930 год.

Мемориал погибшим на фронте студентам Гёттингенского университета в центре города Гёттинген в Нижней Саксонии. Скульптор: Йозеф Кеммерих, 1924 год.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в саксонском городе Радебург. Скульптор: Георг Тюрке, 1921 год. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам в саксонском городе Вурцен. Скульптор: Георг Врба, 1930 год. Мемориал создан на средства немецкого предпринимателя и изобретателя крысиного яда Германа Илгена. На открытии мемориала 11 мая 1930 года присутствовала легендарная шведская медсестра Эльза Брендстрём, помогавшая немецким и австрийским военнопленным, оказавшимся в годы Первой мировой войны в русском плену. Её назвали «ангелом Сибири» и пять раз номинировали на Нобелевскую премию мира.

Мемориальная часовня возле приходской церкви баварского городка Байербах. Окна часовни украшают витражи работы мастера Франца Ксавьера Курляндера из соседнего Пассау.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам в районе Зомборн на окраине Дортмунда. Скульптор: Ханс Дамманн, предположительно 1930-е годы. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам на лютеранском кладбище в городке Баренбург в Рудных горах на границе с Чехией. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище Бибрих в городе Висбаден. Скульптор: Фриц Герт, 1907 год. Позднее мемориал дополнили списками погибших в двух мировых войнах.

Слева: мемориал погибшим немецким солдатам на берлинском кладбище Мариендорф. Скульптор: Герман Мёллер, 1923 год. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам на окраине города Альфельд в Нижней Саксонии. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Мемориал погибшим немецким солдатам на фасаде приходской церкви саксонского городка Клингенберг. Скульптор не установлен, предположительно 1920-е годы.

Перечеркнутые красной краской даты Первой мировой войны на мемориале погибшим солдатам Гвардейского инженерного батальона Германской имперской армии на фасаде протестантского гарнизонного костела в берлинском районе Кройцберг.

Фотографии этого документального проекта сняты в период с февраля 2014 года по декабрь 2017 года. За четыре года фотограф Владимир Поморцев объехал в поисках лучших немецких военных мемориалов 92 населенных пункта на территории девяти федеральных земель Германии. Всего на текущий момент отснято 114 памятников погибшим немецким солдатам, 75 из них вошли в настоящую публикацию. Работа над фотопроектом пока не завершена. Запланированы съемки ещё нескольких десятков военных мемориалов. Окончательная версия фотопроекта будет опубликована предположительно весной 2020 года к 75-летию окончания Второй мировой войны.

Многолетние исследования памятников погибшим немецким солдатам осуществляются автором на собственные средства. Вы можете поддержать продолжение работы над проектом, пожертвовав любую сумму через платёжную систему PayPal.

Оплата проводится через платёжную систему PayPal в пересчете на евро.
Принимаются все основные типы банковских карт.
Безопасность перевода обеспечивается платёжной системой PayPal.

Фотограф Владимир Поморцев во время работы над своим фотопроектом «Горе побеждённых». Слева: бронзовая статуя работы немецкого скульптора Вилли Меллера на территории мемориала погибшим немецким солдатам в городке Люденшайд в Западной Германии. Справа: мемориал погибшим немецким солдатам на кладбище городка Бад-Мюндер-ам-Дайстер в Нижней Саксонии.

Фотография на обложке: мемориал погибшим солдатам 13-го пехотного (1-го вестфальского) полка Германской имперской армии в городе Мюнстер. Скульптор: Генрих Баумер Старший, 1925 год.

Автор выражает признательность дизайнеру Вадиму Кибардину и любителю военной истории Дмитрию Коськину за неоценимую помощь при подготовке этого фотопроекта.

Мы используем файлы cookie, чтобы анализировать трафик.

В продолжение этого поста.
Есть такое выражение: немец в раю — это автомеханик, немец в аду — это полицейский, мол, структурированные они и последовательные. Эти качества выражаются и в любви к созданию разного рода объединений и сообществ.
Не миновала чаша сия и бывших ветеранов вермахта, которые после Второй мировой войны основали десятки сообществ, союзов и иных товариществ. Принадлежность могла быть дивизионной, национальной, были и просто сообщества по «общему признаку» службы в войсках или по критерию участия в том или ином сражении.
Такое сообщество основали и ветераны 6-й армии, разгромленной под Сталинградом. Из 230 тысяч попавших в окружение 42 тысячи вывезли из котла по воздуху, а 108 тысяч попали в плен. Из числа последних домой вернулись около 6 тысяч.

Контекст конца 50-х годов сыграл огромную роль в формировании такого рода обществ.
Нацистский режим был снесён уже почти 15 лет как, из советских лагерей вернулись последние пленные, удалось более-менее восстановить страну. Пришло время попытаться понять и осознать, что же это такое было. Грандиозная битва, как один из символов войны, стала ареной идеологического противостояния.

Формирование памяти в двух Германиях шло по-разному. Для ГДР важнейшим компонентом в сталинградской истории стал Национальный комитет «Свободная Германия» и будущий Союз германских офицеров, «нарратив полного переосмысления». ФРГ же была более заинтересована в образе жертв и лишений, которые претерпели немцы в окружении и впоследствии в плену, «нарратив страданий».

В 1956 году Хайнц Конзалик напечатал роман «Сталинградский врач», который прочло более 2 миллионов человек. В обществе развернулась дискуссия, а уже в 1958 году сняли одноимённый фильм. То же самое получилось с романом «сталинградца» Фрица Вёсса «Собаки, вы хотите жить вечно?»: книга вышла в 1958 году, через год по роману сняли фильм, который получил Deutscher Filmpreis — немецкий аналог Оскара — в трёх номинациях.

В обоих случаях авторы рисуют перед читателем и зрителем образ честного офицера в нехороших условиях, с посылом «режим и идеология были ужасны, но мы-то долг перед Родиной выполнили до конца». Запрос на подобную историческую мифологию «жгли СС, мы воевали» был. Она продержалась примерно до начала-середины 80-х, когда немецкие историки начали подробнее изучать масштабы соучастия армии в преступлениях, и 6-я армия в этом смысле оказалась в числе худших: подчинявшиеся этой армии соединения участвовали в уничтожении евреев, исполняли «приказ о комиссарах» и т.п.

В воскресенье, 4 октября 1958 года в Нюрнберге прошла встреча, на которой собралось более 1000 бывших солдат и офицеров 6-й армии. Был создан Bund Ehemaliger Stalingradkämpfer e. V. Deutschland — Союз участников Сталинградской битвы. Позже у Союза появилось отделение в Австрии, Bund ehemaliger Stalingradkämpfer Österreichs.

Первые ячейки будущей организации появились куда раньше. Ещё в 1943-1944 гг. в лагере военнопленных в Елабуге, выходец из Нюрнберга по имени Мартин Эдель, сформировал круг своих сослуживцев. После освобождения и возвращения домой, осенью 1950 года в Штайне, в Нюрнберге, эти же товарищи собрались вновь. С 1953 по 1957 гг. встречи кружка проводились в Эглофштайне, прежде чем случилась первая встреча на федеральном уровне, о которой уже сказано выше. Готовил её всё тот же Эдель, под это дело арендовали Мессенхалле. Торжественную речь произнёс генерал Ганс Дёрр, который одно время командовал 44-й пехотной дивизией и написал про Сталинград книгу. На закрытии председателем новой организации избрали Эделя. Формальным прикрытием для создания Союза была деятельность по поиску пропавших без вести. Принимались заявления о пропавших лицах, затем на встречах оглашалась найденная информация.

С 1960 года члены Союза избрали «своим» местом город Лимбург-на-Лане и стали проводить там слёты раз в 2 года. Вторая встреча произошла 8-9 октября 1960 года, и ей оказал своё покровительство премьер-министр земли Гессен Георг Август Цинн, который сам был в Сталинграде. На этой встрече торжественную речь произнёс доктор Отмар Кёлер, ставший прототипом для «сталинградского врача» в исполнении Конзалика. Эдель ушёл в отставку с поста председателя, выбрали нового.

13-14 сентября 1962 года, на третьей встрече, было избрано новое руководство и принят официальный знак организации: огонь в заснеженных руинах Сталинграда. Символику разработал архитектор Ганс Курц. По традиции, в этот раз торжественную речь произнёс Ганс Дибольд, служивший в 44-й пехотной дивизии. Книга его воспоминаний и на русском опубликована, кстати.

На 4-й встрече, в 1964 году, члены союза реализовали крупный проект, установив Сталинградский мемориал (Stalingrad-Denkmal) на центральном кладбище города (Hauptfriedhof). Согласно сообществу резервистов города Лимбург-на-Лане, это главный памятник по теме во всей Германии вообще.

Гранитную глыбу весом в 21 тонну с именем города, ставшего могилой 6-й армии, и датой «1943» ставили с помощью бундесвера и властей города. Сверху на стелле покоится 200-киллограммовая бронзовая чаша, в основании которой лежит кристальный блок. Этот блок был подарен Техникумом по стеклу города Хадамар, и в нём хранится земля Сталинграда. По задумке Союза, мемориал посвящён всем немецким солдатам, убитым под Сталинградом и позже погибшим в плену. На встрече присутствовало около 800 бывших «сталинградцев», в т.ч. генерал-лейтенант Артур Шмидт, бывший начальник штаба 6-й армии. Мемориал освятил венский доктор Алоис Бек, бывший католический капеллан 297-й пехотной дивизии.

После каждого слёта выходили малотиражные книги и брошюры. Это типичные ветеранские издания. В представленных мемуарах основной мотив — описание быта и страданий в окружении и плену. Печатались также речи выступавших, формата «я вижу здесь собравшихся камрадов, а скольких ещё с нами уже нет», где перемежались несколько основных тем: рассуждения о политике 30-х, рассказы о собственном опыте, мысли о настоящем Германии и её армии, о роли мемориальной деятельности. К примеру, вот речь на 21-м слёте, все темы присутствуют.

Каждый слёт отмечался значком. Общее настроение такое же, мемориально-похоронное.

Это Лотар Мёллер в 1942 году, служил в 371-й пехотной дивизии. Его историю можно прочесть тут. В январе 1943 года сильно обморозился, пошёл к аэродрому Гумрак, чтобы вылететь. По пути у него украли еду. Приземлились самолёты, одни из последних; в машину — не более 13 человек. В очереди на последний самолёт он оказался 14-м. Офицер спросил «Камрад, у тебя документы есть?». Бумаг не было, однако офицер его всё равно посадил.

Это он же, спустя много лет. Тарелка на стене — ещё один мемориальный артефакт Союза. На ней изображены символы всех соединений, оказавшихся в котле и позже разгромленных.

Ещё одним проектом, который принадлежит Союзу, был маленький памятник со «сталинградской Мадонной». Этот камень с бронзовой плакеткой был изначально установлен одним из членов Союза у себя на частном участке в Крефельде, в 50-ю годовщину битвы на Волге. После смерти владельца, наследники передали памятник Союзу, который и установил его 22 сентября 2002 года, в 60-ю годовщину битвы и в рамках 23-го слёта, на старом кладбище (Domfriedhof) города Лимбург-на-Лане.

В свою очередь, австрийское отделение Союза, вместе с австрийской организацией ветеранов 6-й армии (Сталинградское объединение), поставили мраморную табличку в церкви в Браунау-на-Инне.

Последним председателем Союза был Хорст Цанк.

Родился в 1919 году во Франкфурте на Одере, в 1937 году добровольно пошёл в армию. Фаненюнкер, участвовал в оккупации Судетских земель, Польши, Франции. В мае 1942 года, в чине капитана, был отправлен на германо-советский фронт.

Хорст Цанк — крайний слева.

Здесь — справа.

Служил в 376-й пехотной дивизии, 673-й полк, командовал батальоном. Сталинград, котёл, плен в феврале 1943 года. Вернулся в декабре 1949 года. Изучал фармацевтику, но бросил и в 1956 году присоединился к бундесверу. В 1979 году вышел на пенсию в чине полковника, жил в Бонне, где-то тогда же присоединился к Союзу. В 1993 году написал мемуары «Сталинград. Котёл и плен». В 2000-м году стал председателем и казначеем Союза. В 2001-м году дал интервью для трёхсерийного фильма канала Дискавери «Уцелевшие в Сталинграде».

В своём интервью, данном в начале 2003 года, он говорил, что на тот момент в организации состояло лишь около 150 человек. Там же он рассказал вкратце о своём боевом опыте, об идеологии, об отношении к местным — взгляд, который совпадает с мифом о «чистом офицере». В том же году приезжал в Волгоград, встречался с «сыном полка», ветераном РККА Альбертом Бурковским, был даже сюжет по федеральному телевидению.

В октябре 2004 года состоялся последний, 24-й, слёт членов Союза, после чего организация была распущена. 85-летнего Цанка тогда же наградили медалью «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»; как писали позже, с формулировкой, что он много сделал для примирения и понимания русских и немцев. Скончался Цанк в возрасте 95 лет, 23 апреля 2014 года.

За памятниками, установленными на кладбищах, ныне присматривает Фонд участников Сталинградской битвы (Stalingradkämpferstiftung), основанный в 1988 году. Организация официальная, создана была специально с этой целью, на время, когда «родитель» в виде Союза перестанет существовать. Городское правление берёт деньги из Фонда (по состоянию на 2013 год — более 113 тысяч евро на счету) ровно для ухода за памятниками. Поддерживается порядок, каждый год в День народной скорби (Volkstrauertag) кладётся венок и зажигается огонь в чаше. Выглядит это примерно вот так. Приходит мэр, собираются неравнодушные жители, произносятся речи о недопустимости насилия, войны, о примирении.

Такая вот немецкая политика памяти.

Список источников:
http://www.an-allen-fronten.org/
http://www.denkmalprojekt.org/
http://www.gedenk-tafel.de/
http://www.jungefreiheit.de/
http://www.limburg.de/
http://www.mainpost.de/
http://www.mittelhessen.de/
http://www.rk-limburg.de/
http://www.spiegel.de/
http://www.vesti7.ru/
Christina Morina, Legacies of Stalingrad: Remembering the Eastern Front in Germany since 1945 (Cambridge, 2011);
Ernestine Schlant, J. Thomas Rimer (Ed.), Legacies and Ambiguities: Postwar Fiction and Culture in West Germany and Japan (Baltimore, 1991);
Friedrich Dettmer, Stalingrad: ein Rückblick nach 60 Jahren (Nürnberg, 2003);
Jay Lockenour, Soldiers as Citizens: Former Wehrmacht Officers in the Federal Republic of Germany, 1945-1955 (Lincoln, London, 2001);
Maggie Sargeant (Ed.), Kitsch & Kunst: Presentations of a Lost War (Oxford, Berlin, 2005);
Peter Jahn (Hrsg.), Память о Сталинграде: Сталинград в немецкой и российской памяти / Stalingrad Errinnerungen. Stalingrad im deutschen und russischen Gedächtnis (Berlin, 2003);
Wolfram Wette, Gerd R. Ueberschär (Hrsg.), Stalingrad: Mythos und Wirklichkeit einer Schlacht (Frankfurt am Main, 1992);

Soviet War Memorial (Tiergarten)
Soviet Union/Russia

Soviet War Memorial in Berlin Tiergarten, Germany

For Soviet war dead of the Battle of Berlin
Unveiled 11 November 1945
Location 52°31′00″N 13°22′20″E / 52.51667°N 13.37222°E

Berlin

Designed by Mikhail Gorvits
Commemorated 2,000

Вечная слава героям павшим в боях с немецко фашистскими захватчиками за свободу и независимость Советского Союза
Eternal glory to heroes who fell in battle with the German fascist invaders for the freedom and independence of the Soviet Union

The Soviet War Memorial (German: Sowjetisches Kriegerdenkmal) is one of several war memorials in Berlin, the capital city of Germany, erected by the Soviet Union to commemorate its war dead, particularly the 80,000 soldiers of the Soviet Armed Forces who died during the Battle of Berlin in April and May 1945.[1]

The memorial is located in the Großer Tiergarten, a large public park to the west of the city centre, on the north side of the east–west Straße des 17. Juni (17 June Street) in the Tiergarten locality.

Site[edit]

Russian inscription of the Soviet victory on the central column of the memorial

The memorial was erected in 1945, a few months after the capture of the city. Early photographs show the memorial standing in a wilderness of ruins, the Tiergarten having been destroyed by incendiary bombs and then stripped of timber for firewood during the last months of the war. Today, it is surrounded by the extensive woodlands of the reconstituted Tiergarten. Although the memorial stood in the British sector of Berlin, its construction was supported by all of the Allied Powers. Throughout the Cold War, Soviet 6th Separate Guards Motor Rifle Brigade honor guards from East Berlin were sent to stand watch at the memorial.

Design[edit]

Aerial view of the memorial with honor guards, West Berlin, 1983

The memorial was built from stonework taken from the destroyed Reich Chancellery. Built in a style similar to other Soviet World War II monuments that were once found all over the former Eastern Bloc, the memorial takes the form of a curved stoa topped by a large statue of a Soviet soldier. It is set in landscaped gardens and flanked by two Red Army ML-20 152mm gun-howitzer artillery pieces and two T-34 tanks. Behind the memorial is an outdoor museum showing photographs of the memorial’s construction and giving a guide to other memorials in the Berlin area.

A large inscription in Russian is written underneath the soldier statue, which is translated as «Eternal glory to heroes who fell in battle with the German fascist invaders for the freedom and independence of the Soviet Union». The Soviets built the statue with the soldier’s arm stretching over the graves of more than 2,000 soldiers.[2]

The memorial was designed by architect Mikhail Gorvits, and the monument of the Soviet soldier was designed by sculptors Vladimir Tsigal and Lev Kerbel.

The memorial today[edit]

Side view of the memorial, Berlin, 2023

The memorial is still a site of active commemoration. On the anniversary of VE Day (8 May), wreath-laying ceremonies are held at the memorial. It is a site of pilgrimage for war veterans from the countries of the former Soviet Union. It is also a popular tourist attraction since it is much closer to the centre of the city than the larger Soviet war memorial at Treptower Park. The memorial is maintained by the City of Berlin.

There is a sign next to the monument explaining in English, German, and Russian that this is the burial site of more than 2,000 fallen Soviet soldiers. It is located in the heart of Berlin along one of the major roads with a clear sight of the Reichstag and the Brandenburg Gate, both symbols of the city. Some of the marble used to build it came from destroyed government buildings nearby, and it is located where Adolf Hitler planned to build Welthauptstadt Germania.[3] Besides the main inscription, the columns also include names of some of the dead Heroes of the Soviet Union buried there.[3]

The monument was built in the British sector of West Berlin. After the Berlin Wall was erected in 1961, the monument was seen as a sign of communist provocation on West Berlin soil and had to be protected from West Berliners by British Army Berlin Infantry Brigade soldiers.[3] In 1970, neo-Nazi Ekkehard Weil shot and severely wounded one of the Soviet honour guards at the monument.[3] In 2010, the monument was vandalized just before Victory in Europe Day celebrations with red graffiti that read «thieves, murderers, rapists», sparking a protest from the Russian Embassy in Berlin that accused German authorities of not taking sufficient measures to protect the monument.[4] The German tabloid Bild launched a Bundestag-petition to remove the Soviet tanks from the memorial site as a response to the Crimean crisis in 2014, calling them a «martial war symbol».[5] The petition was subsequently denied by the German federal government, which iterated that it would honor the 1990 Treaty on the Final Settlement with Respect to Germany requiring it to maintain Soviet war memorials.[6]

In popular culture[edit]

The monument is featured in the 1989 Cold War thriller The Package.

The monument and its tanks are a background feature of Rory’s jet-lagged run in Tom Hanks’ short story «A Junket in the City of Light».[7]

See also[edit]

  • Soviet War Memorial (Vienna)
  • Soviet War Memorial (Schönholzer Heide)
  • List of tourist attractions in Berlin

References[edit]

  1. ^ «Soviet Memorial in the Tiergarten». Senate Department for Urban Development and the Environment. Retrieved 13 October 2015.
  2. ^ «Soviet Memorial in the Tiergarten». www.berlin.de. 12 August 2022. Retrieved 2 September 2023.
  3. ^ a b c d Zeit Online GmbH, Hamburg, Germany (19 May 2011). «Sowjetisches Ehrenmal: Das fremde Monument». Zeit Online.{{cite web}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  4. ^ «Russland-Aktuell – Protest gegen Schändung von Kriegsdenkmälern in Berlin». aktuell.ru.
  5. ^ «Petition: Wir wollen keine Russen-Panzer mehr am Brandenburger Tor». BILD.de.
  6. ^ «Petition fails to remove WWII Russian tanks», The Local (German edition) (16 April 2014)
  7. ^ Hanks, Tom (15 September 2017). «Fiction by Tom Hanks: ‘A Junket in the City of Lights’«. The Hollywood Reporter. Retrieved 9 March 2022.

External links[edit]

  • Visit Berlin: Soviet Memorial Tiergarten
  • Aviewoncities.com page

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аюму все равно станет ближе на английском
  • Французский язык в чаде
  • Я дышу тобой песня на английском языке
  • Французский язык тема транспорт
  • Перевод с французского lave