Основные идеи французской социологической школы

Содержание

  1. Характеристики социологической школы Франции
  2. Г. Лебон и Э. Дюркгейм как идеологи Французской школы социологии

Забить и найти эксперта
по СОЦИОЛОГИИ

Найти эксперта

Автор статьи

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Характеристики социологической школы Франции

Французская социологическая школа – это одно из крупнейших течений в социологической науке. Ее основателем является Эмиль Дюркгейм. Другими, наиболее известными представителями Французской социологической школы следует назвать Г. Тарда, Г. Лебона. В конце 19 веке именно во Франции усилился интерес к социологии как науке, а также к исследованию как индивидуального поведения человека, так и поведения масс. В их основании лежит углубленный анализ психологических и социальных механизмов, благодаря которым могут быть переданы различные социальные нормы и верования.

Замечание 1

Социологи данной школы большое значение придавали рассмотрению механизмов социальной адаптации индивидов к постоянно трансформирующейся социальной реальности, а также адаптации индивидов друг к другу.

Г. Тард является одним из основоположников социальной психологии. Исследователь сделал предположения о том, что общество – это продукт прямых взаимоотношений индивидов друг с другом, в результате чего появляются социальные ценности и нормы, которые распространяются среди социальных групп и сообществ. При этом Тард отверг мысль о том, что существуют автономные духовные сущности, представленные такими категориями, как:

  1. Групповое сознание
  2. Душа толпы.

Отрицая их, автор пришел к выводу о том, что исследования должны касаться существующих аспектов и проблем, которые не требуют своей доказательности даже с психологической точки зрения, а скорее ориентированы на отражение тех существующих процессов, которые происходят здесь и сейчас, и которые невозможно подвергнуть сомнению. Таким образом, научные исследования в большей степени ориентировались на анализ межличностных взаимоотношений и взаимодействий, а также социально-психологических механизмов, которые лежат в основе взаимодействия людей друг с другом. Также Г. Тардом была создана концепция подражания, которая и по сей день выступает в качестве социального и психологического феномена, и становится объектом исследований многих авторов.

«Французская социологическая школа» 👇

Г. Лебон и Э. Дюркгейм как идеологи Французской школы социологии

Гюстав Лебон – следующий автор, о котором хотелось бы более подробно поговорить в рамках рассмотрения Французской школы социологии. Его исследования и разработки были очень популярны на рубеже 19-20 веков. Две его работы – «Психология толп» и «Психология народов и масс» являются и по сей день невероятно популярными, поскольку в них отражены многие теоретические и методологические идеи анализа психологического состояния человека в рамках развития массового общества потребления. Лебон придерживался мнения о том, что в 20 веке европейское общество вступило на новую ступень своего развития – так называемую эру толпы. Таким образом, критическое начало, разум человека начинают постепенно подавляться иррациональностью толпы, а идея состоит в том, что в условиях массового общества потребления человек начинает постепенно терять свои уникальные индивидуальные черты, начинает в большей степени прогибаться под общественные интересы, изменяя своим личным потребностям.

Толпа, масса представлены группами людей, которые оказываются в одно и то же время в одном месте. Их охватывают настроения и стремления, чувства готовности следовать за лидером, который, как им кажется, выдвигает идеи, которые наиболее подходят в конкретный промежуток времени. Разум отключается, а эмоции заставляют человека следовать за толпой, чувствуя себя частью чего-то большего, хотя нередко такое чувство может быть на самом деле ложным, надуманным. В толпе все заражены одной идеей, люди не могут терпеть, хотят видеть результат здесь и сейчас. Не получая его, толпа начинает проявлять протестные настроения, начинает бороться за свои права, но проблема лишь в том, что многие из толпы и сами не до конца осознают, за что они борются, и к чему по идее должны привести их выражения.

Замечание 2

Эмиль Дюркгейм считается одним из самых влиятельных исследователей Французской школы социологии. На его идеях и концепциях основывается не одна теоретическая разработка в рамках западной социологии.

Дюркгейм активно развивал идеи позитивизма Огюста Конта, и руководствовался методами естественных наук. Он утверждал, что науки позволяют обеспечить эмпирическую обоснованность и отражают реальную картину мира. Для этого социологии также следует окончательно обосноваться в рамках самостоятельного научного направления, и для этого следует более четко выявить предмет социологии и ее методологические обоснования. Предмет социологии кроется в социальной реальности, а она, в свою очередь, представлена огромным количеством социальных фактов, которые не могут быть сведены лишь к экономическим или психологическим фактам.

Эти факты обладают особыми характеристиками, в которых отражена объективность социальной реальности, независимость от личности самого исследователя, независимо от того, оказывается ли на индивида какое-либо давление. Факты должны быть фактами – чистыми, правдивыми, четкими, без вкраплений субъективизма, ведь только так у социологии получиться более четко ориентироваться в них и отражать социальную реальность такой, какая она есть. Социальные факты существуют вне индивидуального сознания, и в такой же обстановке они развиваются, заявляют о себе, могут менять мир человека вне его возможностей. Что касается статуса социологической науки, то она не должна носить индивидуалистский характер, не должна быть ни коммунистической, ни социалистической наукой с соответствующей доктриной. Она должна отражать лишь факты этих доктрин, преобразовывать их таким образом, чтобы в любой период времени потребности и интересы человека удовлетворялись, независимо от происходящих вокруг него событий и явлений.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

Французская социологическая школа, представленная Бурдье, Дюркгеймом и многими другими, является одним из ведущих течений в социологии, которое внесло значительный вклад в понимание социальных процессов и структур.

О чем статья

Введение

В данной лекции мы рассмотрим основные идеи и концепции французской социологической школы. Французская социологическая школа является одной из важнейших школ в истории социологии и оказала значительное влияние на развитие этой науки. Мы рассмотрим основных представителей этой школы, их вклад в социологию, а также критику и противоречия, связанные с их идеями. Погрузимся в мир французской социологии и попытаемся понять, какие факторы и концепции лежат в основе ее подхода к изучению общества.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Основные представители французской социологической школы

Французская социологическая школа является одной из ведущих школ в области социологии. Она включает в себя множество выдающихся ученых, которые внесли значительный вклад в развитие социологической мысли. Ниже представлены некоторые из основных представителей этой школы:

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм считается одним из основателей социологии как науки. Он разработал концепцию социальной интеграции и социальной солидарности, а также провел исследования о роли религии в обществе. Дюркгейм также изучал самоубийства и их социальные причины.

Марсель Мосс

Марсель Мосс был известным французским социологом, который сосредоточился на исследовании социальных неравенств и классовой борьбы. Он разработал концепцию “классовой борьбы без классов”, которая описывает конфликты и противоречия в обществе, не только на основе экономического класса, но и на основе других факторов, таких как пол, раса и культура.

Пьер Бурдье

Пьер Бурдье был известным французским социологом, который внес значительный вклад в изучение социальной структуры и социального неравенства. Он разработал концепцию “капитала” в различных формах, таких как экономический, социальный и культурный капитал. Бурдье также исследовал влияние образования на социальную мобильность и социальные неравенства.

Мишель Фуко

Мишель Фуко был французским философом и социологом, известным своими исследованиями в области власти и дисциплины. Он разработал концепцию “био-власти”, которая описывает влияние власти на тело и поведение людей. Фуко также исследовал различные формы социального контроля и нормализации в обществе.

Это лишь некоторые из основных представителей французской социологической школы. Каждый из них внес значительный вклад в развитие социологии и оставил свой след в истории этой науки.

Основные идеи и концепции французской социологической школы

Эмпирическое исследование общества

Одной из основных идей французской социологической школы является акцент на эмпирическом исследовании общества. Социологи этой школы стремились изучать реальные социальные явления и процессы, а не ограничиваться только теоретическими размышлениями. Они проводили полевые исследования, наблюдали за людьми, анализировали данные и делали выводы на основе фактических наблюдений.

Концепция социальной структуры

Французская социологическая школа уделяла большое внимание изучению социальной структуры общества. Они считали, что социальная структура определяет поведение и взаимодействие людей в обществе. Социологи этой школы исследовали различные аспекты социальной структуры, такие как классовая принадлежность, социальные группы, институты и роли в обществе.

Власть и дисциплина

Французская социологическая школа также занималась исследованием власти и дисциплины в обществе. Они интересовались тем, как власть влияет на поведение и контролирует людей. Одним из ключевых понятий в их исследованиях была концепция “био-власти”, которая описывает влияние власти на тело и поведение людей. Они также исследовали различные формы социального контроля и нормализации в обществе.

Критика и противоречия

Французская социологическая школа не была без критики и противоречий. Некоторые исследователи считали, что они слишком сосредоточены на микроуровне анализа и не уделяют достаточного внимания макроуровню общественных процессов. Кроме того, некоторые критики указывали на то, что исследования французской социологической школы слишком абстрактны и не всегда применимы на практике.

В целом, французская социологическая школа внесла значительный вклад в развитие социологии и оказала влияние на многие другие школы и направления в этой науке. Их эмпирический подход, изучение социальной структуры, власти и дисциплины остаются актуальными и важными для современной социологии.

Влияние французской социологической школы на развитие социологии

Французская социологическая школа оказала значительное влияние на развитие социологии как науки. Ее представители внесли важные концепции и идеи, которые стали основой для дальнейших исследований и теоретических разработок в социологии.

Эмпирический подход

Одним из важных вкладов французской социологической школы является развитие эмпирического подхода к изучению социальных явлений. Они придавали большое значение наблюдению, сбору и анализу фактических данных, чтобы получить объективное представление о социальной реальности. Этот подход стал основой для развития методологии социологических исследований и помог установить социологию как научную дисциплину.

Изучение социальной структуры

Французская социологическая школа также сделала значительный вклад в изучение социальной структуры общества. Они разработали концепцию социальных классов и исследовали их влияние на социальные отношения и неравенство. Это помогло понять, как социальная структура влияет на поведение и возможности людей в обществе.

Власть и дисциплина

Французская социологическая школа также активно изучала вопросы власти и дисциплины в обществе. Они исследовали, как власть распределена в обществе и как она влияет на поведение и отношения людей. Они также изучали механизмы социальной дисциплины и контроля, которые помогают поддерживать порядок и стабильность в обществе.

Концепция социального действия

Французская социологическая школа разработала концепцию социального действия, которая стала одной из основных теоретических основ социологии. Они исследовали, как социальные факторы и структуры влияют на действия и выборы индивидов. Это помогло понять, как социальные процессы формируются и как люди взаимодействуют в обществе.

В целом, французская социологическая школа оказала огромное влияние на развитие социологии. Ее идеи и концепции стали основой для многих других школ и направлений в социологии, а ее эмпирический подход и методология исследований остаются актуальными и важными для современной социологии.

Критика и противоречия в отношении французской социологической школы

Несмотря на значительный вклад французской социологической школы в развитие социологии, она также подвергалась критике и сталкивалась с противоречиями. Рассмотрим некоторые из них:

Субъективизм и отсутствие объективности

Одной из основных критик французской социологической школы является ее субъективизм и отсутствие объективности. Критики утверждают, что французские социологи слишком сильно акцентируют внимание на субъективных переживаниях и интерпретациях индивидов, игнорируя объективные факторы и структуры общества. Это может привести к неполной искаженной картине социальной реальности.

Ограниченность идеологического подхода

Французская социологическая школа часто критикуется за свою идеологическую направленность. Некоторые исследователи считают, что французские социологи слишком сильно влияются политическими и идеологическими предпочтениями, что может исказить результаты исследований и привести к одностороннему подходу к анализу социальных явлений.

Отсутствие систематического подхода

Еще одной критикой французской социологической школы является отсутствие систематического подхода к исследованиям. Критики утверждают, что французские социологи часто фокусируются на отдельных случаях и конкретных ситуациях, не стремясь к общим закономерностям и обобщениям. Это может ограничить применимость и значимость их исследований.

Отсутствие коллективного действия

Некоторые критики утверждают, что французская социологическая школа недостаточно уделяет внимание коллективному действию и социальным структурам. Они считают, что французские социологи слишком сильно акцентируют внимание на индивидуальных действиях и выборах, игнорируя важность коллективных процессов и взаимодействия в обществе.

В целом, несмотря на критику и противоречия, французская социологическая школа оставляет значительный след в развитии социологии и продолжает быть важным источником вдохновения для многих социологов по всему миру.

Таблица по теме “Основные представители французской социологической школы”

Представитель Основные идеи и концепции Влияние на развитие социологии Критика и противоречия
Эмиль Дюркгейм Социальная интеграция, коллективные представления, социальные факты Развитие теории социальной интеграции, методологический индивидуализм Критика за недостаточное внимание к индивидуальности и микроуровню анализа
Пьер Бурдье Культурный капитал, социальные поля, символическая власть Развитие теории социальных неравенств, влияние на анализ культуры и образования Критика за слишком сложную и абстрактную теоретическую конструкцию
Мишель Фуко Власть, дисциплина, биополитика Развитие теории власти и контроля, влияние на анализ социальных институтов Критика за излишнюю фокусировку на власти и отсутствие практических рекомендаций

Заключение

Французская социологическая школа имеет значительное влияние на развитие социологии. Она представляет собой совокупность идей и концепций, разработанных выдающимися представителями этой школы. Однако, как и любая другая научная теория, она также подвержена критике и противоречиям. В целом, французская социологическая школа играет важную роль в понимании социальных процессов и явлений, и ее вклад в развитие социологии неоспорим.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CRTL + Enter

Французской социологической школой принято считать одно из направлений социологических исследований, основоположником которого является Э. Дюркгейм. В европейской социологии данный раздел занимает особое место, поскольку оказал огромное влияние на последующие научные течения. Об идеях французской социологической школы, ее представителях и их концепциях вкратце можно узнать, прочитав данную статью.

Основные понятия

Приверженцы французской социологической школы расценивают социум как систему нравственной взаимосвязи между людьми. Причем все общественные отношения для преимущественной части социума являются навязанными и носят принудительной характер. По их мнению, законы общества следует изучать только через призму социально-психологических факторов. Сторонники данных идей придерживались позиций, в соответствии с которыми любые события, явления, обстоятельства происходят часто по воле отдельных субъектов, обладающих в отношении других членов общества силой принуждения.

Если рассматривать французскую социологическую школу кратко, следует также отметить роль сознания каждого индивидуума и коллективных представлений, без чего невозможно гарантировать устойчивость общественных отношений, взглядов, интересов, целей. Большое значение в данном вопросе имеет культура и религия, которые служат связующим звеном, объединяющим социум.

Индивидуальность и общество

Представители французской социологической школы занимались изучением обычаев, моральных и юридических норм, мировоззрения необразованных личностей. В частности Эмиль Дюркгейм был уверен, что традиции и культурный уклад предопределяют общность и единство народа, а в этом и есть его главная сила. Обычаи господствуют над сознанием каждого человека в отдельности. Именно к такому выводу ученый пришел, потому что в основе его суждений лежало представление о человеке как индивидуальной, биологической и социальной единице.

Позиция известного французского социолога, основателя французской социологической школы, имеет много общего с мнениями остальных представителей этого научного течения. Основным элементом, который отображается на отношениях индивида с окружающими его людьми, является биологическая природа его психики и психоэмоционального равновесия. Если же рассматривать человека, как индивида с материальной точки зрения, он выглядит как изолированное и самостоятельное существо, но при этом его сознание находится под воздействием общественного мнения и влияния различных социальных факторов.

Французская социологическая школа

Представители французской социологической школы отождествляют индивидуальность с биологической уникальностью, но при этом общественная сущность человека, по их мнению, формируется в окружающей среде. Поэтому психику человека правильнее рассматривать не только с биологической, но и с социальной точки зрения.

Когда зародилось это научное движение

Как уже было отмечено, основателем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм. В основе научного движения лежит созданный ученым журнал L’Année Sociologique («Социологический ежегодник»). Представителями французской социологической школы в психологии также считают следующих исследователей-теоретиков: М. Мосс, П. Лапи, С. Бугле, П. Фоконне, Ж. Дави, Леви-Брюль.

Как самостоятельное научное течение школа возникла в начале прошлого века. Зарождение французской социологической школы Дюркгейма происходило в периоды издания «Социологического ежегодника», т. е. с 1898 года. Во время Первой мировой войны издание журнала было приостановлено. Публикация научных статей, монографий, обзоров французских социологов возобновилась только в 1925 году. И хотя официально издание журнала было прекращено в 1927 году, французская социологическая школа продолжала свою деятельность вплоть до начала Второй мировой войны.

Предводителем этого научного движения Эмиль Дюркгейм был до 1917 года. После смерти основателя французскую социологическую школу фактически возглавлял М. Мосс. Помимо социологов и психологов в издании журнала принимали участие известные экономисты, этнографы, историки, правоведы.

Характерные черты французского направления в социологии

Отличительной особенностью данной школы от других научных курсов можно назвать применение в ходе социологических исследований метода анализа. Причем приверженцы идей французской школы использовали его в рамках философского позитивизма – это и стало сближающей, интегрирующей концепцией в развитии теоретической сферы.

Французская социологическая школа Дюркгейма

Кроме того, особое значение уделялось вопросам социальной солидарности. Дюркгейм (как основатель французской социологической школы) открыто придерживался либеральных позиций, стремясь к мирному урегулированию проблем, связанных с классовыми разногласиями и противоречиями. Без учета интересов бедных сословий населения у социальных конфликтов не могло быть решения. Главными признаками французской социологической школы (как научного направления) является:

  • определение происходящих обстоятельств как социальной действительности в соотношении с изменениями биологической или психической природы индивида;
  • значение общества в формировании индивидуального поведения и характера человека;
  • утверждение социологии в качестве объективной, самостоятельной позитивной дисциплины, которая включает в себя различные антропологические направления.

Структура научной отрасли

Приверженцы французской социологической школы смогли доказать, что социология сочетает в себе несколько разделов:

  • общая социология;
  • актуальные теоретические проблемы;
  • социум, структура общества;
  • религиоведение;
  • юридическая социология.

Тесное переплетение научных направлений предполагало необходимость привлечения к исследованиям экономистов, правоведов, лингвистов, историков, философов, культурологов. Отдельное место в этой системе наук принадлежит психологии. Французская социологическая школа обладает высоким уровнем научно-теоретической и практической интеграции.

Основатель французской социологической школы

Концепция Дюркгейма

Дуализм – фундаментальная идея концепции основоположника французской школы. Социолог рассматривал человека как существо двойственное: с одной стороны – организм биологический, наделенный психикой, с другой стороны – организм социальный. Причем в обоих случаях человек воспринимается как индивидуум, самостоятельная единица общества. Однако именно социум, по мнению Дюркгейма, играет первостепенную роль в становлении социальной сущности и отражается на формировании психического здоровья.

Эмиль Дюркгейм, который является основателем французской социологической школы, считал, что благодаря дуализму можно отличить людей от животных, которые по природе своей не могут иметь общественного опыта. Ученый рассматривает общество как отдельную реальность. Социум – это духовная система, комплекс, состоящий из различных мнений, знаний, методологии коллективной идеологии. Общество служит естественным отражателем массового мнения.

Главными факторами объединения социального окружения являются: речь, язык, коммуникативные навыки каждого члена группы. Это коллективные формы общения, ставшие результатом длительного развития социальной среды в целом, а не личности в отдельности. Окружающая человека речь принудительно воздействует на него, но принимает он ее без сопротивления и поиска альтернативы.

В то же время Дюркгейм принимал общество как одностороннюю структуру в системе коллективных представлений и общественного сознания. Следовательно, развитие мышления не имеет никакой связи с деятельностью человека. Непосредственный процесс вживления коллективных представлений общества в сознание каждого индивидуума интерпретируется как взаимодействие личного и социального.

Известный французский социолог

Идеи Леви-Брюля

В отличие от предыдущего ученого-социолога, основателя французской социологической школы Дюркгейма, Леви-Брюль придерживался тезиса о типах мышления человека и о некоторых аспектах мышления первобытных людей. Он посвятил множество научных статей теме становления человеческого общества, взаимодействию в нем отдельных субъектов. По мнению Леви-Брюля, накапливая знания о мире, законах существования Вселенной, человек постоянно меняет форму мышления. Сегодня оно является логическим, пришедшим на смену первобытному или пралогическому типу мышления.

Внутренние рассуждения древних людей алогичны, поскольку имеют магическую направленность. Первобытный человека не мог объяснить те вещи, которые современному человеку кажутся элементарными и не требуют толкования. Мышление человека в древности было подчинено законам сопричастия, то есть люди верили, что любые схожие предметы связаны какой-то магической силой, которая передается путем соприкосновения.

Алогическое мышление находит свое отражение и сегодня, проявляясь различными суевериями и предрассудками. Пралогическое мышление носит этиологический характер – это означает, что первобытные люди не признавали случайностей, но при этом не обращали особого внимания на противоречия и не нуждались в аргументации.

Леви-Брюль не считал алогическое мышление стадией, предшествующей логике в современном понимании. Тогда оно являлось лишь структурой, функционирующей параллельно с логической мыслью. В период развития общества и зарождения трудовой деятельности начался переход от пралогического мышления, которое являлось в большей степени продуктом интуиции и чутья, к последовательному рассуждению с поиском закономерностей. Здесь также можно обнаружить воздействие общества на сознание человека через систему коллективного опыта и представлений (религии, традиций, различных ритуальных обрядов и т. д.).

Французская социологическая школа кратко

Мысли Леви-Стросс Клода

Представителем позднего периода французской социологической школы является ученый Леви-Стросс Клод. Он занимался детальным изучением не только социологии, но и этнографии, был одним из приверженцев идеи структурализма. Теория мышления первобытных людей, созданная Леви-Стросс Клодом, идет вразрез с доводами Леви-Брюля. Этнограф придерживался мнения о том, что главным условием для развития культуры общества является стремление индивидуумов к единству, совмещению чувственных и рациональных начал, что не свойственно представителям современной цивилизации.

Этнологические исследования Леви-Стросс Клода позволили определить принципы структурной антропологии во всех направлениях человеческой деятельности:

  • изучение обычаев, традиций, культурных явлений в срезе национальных особенностей;
  • исследование данных явлений как многоуровневой и целостной системы;
  • проведение анализа вариативности культуры.

Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного объекта к другому. При этом автор рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного ума, единого для древних и современных людей. Он состоит из нескольких этапов и операций: совмещения бинарных позиций и проведения анализа соответствия между общей и конкретной оппозицией.

Пьер Жане: основные тезисы

Пьер Жане – автор множества работ по психологии. Французская социологическая школа включает его имя в перечень приверженцев теории общества и индивидуумов. Ученый проделал огромную клиническую работу, в ходе которой пытался найти причины нарушения баланса между психическими функциями. Его наблюдения имеют много общего с заключениями Зигмунда Фрейда, но Жане не занимался психоанализом. Француз стремился провести грань между нормой и патологией в психическом здоровье человека, но без учета сознания ческой психики, а рассматривая бессознательное, Жане ограничивал простейшими формами психического автоматизма.

Представителем французской социологической школы в психологии

Жане является представителем французской социологической школы в психологии, который одним из первых попытался выстроить общую психологическую линию, в рамках которой дал интерпретацию всех существующих психических явлений. Ученый рассматривал факты сознания в контексте объективной психологии. В качестве предмета исследования Пьер Жане использовал наблюдаемое, избегая бихевиоризма. Он отмечал, что рассматривать сознание правильнее в качестве акта особой формы элементарного поведения.

Психолог разработал свою систему иерархии рефлекторных действий — от примитивных до высших интеллектуальных актов. Труды Жане сыграли большую роль в развитии социологии и психологии. Российский ученый Выготский впоследствии придерживался теории Жане в процессе изучения ряда культурно-исторических теорий.

Исследователь считал, что поведение индивидуума не сводится к механизму, который автоматически отвечает на стимул, сигнал, исходящий извне. При этом бихевиористы исключали сознание из области изучения психологии. Пьер Жане называл два основополагающих условия психологии поведения:

  • феномен сознания как особой формы поведения;
  • максимальное внимание следует уделять формированию убеждений, размышлению, рассуждению, переживаниям.

По мнению ученого, нельзя игнорировать и определение модели речевого общения. В своей теории Жане отошел от элементаризма в сторону бихевиоризма, расширив поля психологии и включив в нее человеческие феномены. Исследователь доказал, что непосредственная связь между мотивацией и ответной реакцией свидетельствует о регулируемости поведенческой линии и возможности дифференцирования ролей в обществе.

Значение исследований в современном мире

Результатом высокой степени влияния исследований французской социологической школы на международные отношения является сочетание консервативных и новейших теоретических течений. Во Франции и многих других современных государствах встречаются проявления идеализма, модернизма, политического реализма и транснационализма, а также марксизма и неомарксизма. Основные идеи данных направлений упоминаются в работах представителей французской школы.

Историко-социологический подход к изучению сформировавшихся международных отношений предполагает детальный анализ работ историков, правоведов, географов, политологов, исследовавших проблемы указанной сферы. При формировании фундаментальных методологических принципов, типичных для французских теоретиков, свою роль сыграла философская, социологическая и историческая мысль, включая позитивизм Конта. В работах французского философа внимание приковано к структуре общественной жизни.

Французская социологическая школа психологии

Исследования авторов последующих поколений демонстрируют произошедшие модификации в течении социологических мыслей, опираясь на теоретические наработки Дюркгейма и исходя из методологических принципов Вебера. В социологии международных отношений подход обоих авторов предельно четко сформулирован известными политологами и публицистами. В целом социология Дюркгейма, по мнению Раймона Арона, позволяет понять особенности поведения людей, живущих в современном социуме, а «неодюркгеймизм» (так называют идеи последователей французской социологической школы) противоположен марксизму. Если при марксизме разделение на классы подразумевается под политической идеологией централизации власти, которая впоследствии приводит к нивелированию роли морального авторитета, то неодюркгеймизм преследует цель вернуть превосходство нравственности над мышлением.

В то же время отрицать наличие в обществе господствующей идеологии, как и необратимость самого процесса идеологизации, невозможно. Разные слои населения имеют разные ценности, так же как и тоталитарный и либеральный социум базируются на разных теориях. Действительность, будучи объектом социологии, не позволяет игнорировать рациональность, которая незаменима для практической деятельности общественных институтов.

Если человек признает влияние на него коллективных представлений, его сознание меняется. Неслучайно работы представители французской социологии пронизаны единой мыслью: все, что есть человеческого в человеке досталось ему от общества. В то же время идеалистическое восприятие общества нельзя назвать объективным из-за отождествления его с системой коллективных взглядов и представлений. Развитие мышления не имеет связи с развитием трудовой деятельности, а сам процесс укоренения коллективных представлений в сознании индивида толкуется как единство индивидуального и общественного.

Французская социологическая школа, которую правильнее называть социально-психологической школой, ознаменовала последующее появление социологической науки. Ее главными представителями на первое место была поставлена проблема именно социальной, а не биологической природы индивида.

Определение 1

Они считали, что социум – это некая система нравственных взаимосвязей между индивидами, которые словно навязывались им и при этом имели принудительный характер.

Последователи данной школы считали, что социум нужно изучать с помощью изучения социальных фактов, но исключительно в категориях социального (социальными фактами они называли явления социальной жизни, внешние касательно отдельных людей, никак не зависящие от их собственных субъективных побуждений, имеющие в отношении данных субъектов принудительную силу).

Они считали, что человеческое сознание имеет две формы: индивидуальную и коллективную (коллективная форма проявляется в виде так называемых «коллективных представлений», которые способны обеспечивать устойчивость общества). Индивидуальное при этом отождествлялось с биологическим, человек рассматривался в качестве организма; проблема общественного и индивидуального отождествлялась уже с проблемой социального и биологического. Считалось, что социальное существо в индивиде, которому точно соответствует социально определяющаяся часть психики, образуется социумом.

Определение 2

Функция культуры и религии виделась заключающейся в следующем – в объединении общества через упомянутые ранее коллективные представления.

Воззрения значимого представителя социологической школы Эмиля Давида Дюркгейма

Одним из самых значимых представителей социологической школы являлся Эмиль Давид Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он изучал обычаи, юридические и моральные нормы, взгляды малокультурных народов, и пришел к выводу о том, что все они представляют собой общественную силу, которая преобладает над сознанием каждого конкретного индивида. Человек – это существо двойственное: с одной стороны индивидуальное (или биологическое, а с другой – уже социальное. Биологическая сущность организма предопределяет и определяемую биологически составляющую психики, она управляет практическим отношениями человека с окружающим его миром. В области материального производства человек, как считал Дюркгейм, является изолированным существом. Его собственное индивидуальное сознание находится под непосредственным влиянием объектов.

По мнению Дюркгейма, все общие идеи, которые религия либо наука внедряет в человеческий ум, интеллектуальные операции, которые данные идеи предполагают, верования и чувства, которые являются некой сутью человеческой моральной жизни — все перечисленные высшие формы психической активности, которые в человеке пробуждает и развивает социум, не находятся под управлением у тела как человеческие ощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в котором разворачивается общественная жизнь, надстраивается над собственным материальным субстратом, но никак не проистекает из него. В двойственности есть отличие человека от животного, которое не имеет социального опыта. Дуализм – это характерная черта концепции, выдвинутой Э. Дюркгеймом.

Социум рассматривался Дюркгеймом идеалистически, в качестве духовного образования, то есть сочетания мнений, знаний, способов действий конкретного вида и так далее, отражающих разные стороны социальной жизни и называемых коллективными представлениями. Данные коллективные представления закрепляются в языке, обладают необходимостью и всеобщностью; считаются продуктом долговременного развития; формируются социумом, а не отдельным человеком; оказывают принудительное влияние на индивида; они аффективно окрашены и принимаются любым индивидом без какого бы то ни было рассуждения. Они не столько понимаются индивидом, сколько захватывают его и заставляют.

Замечание 1

Дюркгейм считал, что все непосредственно человеческое в индивиде происходит от социума.

Развитие мышления он никак не связывал с развитием людской деятельности. Процесс внедрения коллективных представлений в человеческое сознание он понимал в качестве взаимодействия индивидуального и общественного сознания.

Воззрения Леви-Брюля на две формы человеческого мышления

Утверждение о двух формах или типах людского мышления и о специфических особенностях мышления первобытного человека высказал Люсьен Леви-Брюль (1857-1939 гг.). По его мнению, в процессе развития человеческого социума происходит не просто накопление сведений о мире, но и некое изменение видов мышления. Современный тип, который можно назвать логическим, сменил первобытное мышление, которое сам Леви-Брюль обозначил, как пралогическое мышление. Оно носило магический характер: для первобытных людей мир предметов был наделен одновременно и естественными, и сверхъестественными, и обыденными, и мистическими свойствам, но самыми значимыми из них считались конкретно сверхъестественные свойства. Первобытные люди всегда думали о магических силах, которые прятались за событиями, за предметами, которые на самом деле никакой подобной силой не обладали.

Мышление первобытного человека, которое было направлено строго на магическое содержание, обладало особой логикой и подчинялось закону партиципации (или сопричастия). Тогда думали, что абсолютно все вещи, похожие друг на друга, обладают общей магической силой (из этого вышла вера в имя, портреты, тень и т.д.), и что действия, которые к ним применялись, распространяется и на их оригиналы. Считалось, что магическая сила также передается с помощью соприкосновения (то есть сопричастие по подобию, а также сопричастие по выражению).

Мышление первобытных людей было совершенно причинно: оно не признавало никаких случайностей, не было чувствительно к любым противоречиям, не предполагало доказательства конкретными фактами. Способность различать разновидности растений, отпечатки следов каждого из представителей своей группы, умения в изготовлении посуды, пирог, корзин, украшений и другие проявления трудовой активности не считались, по воззрениям Леви-Брюля, результатом размышления и рассуждения, а являлись только продуктами интуиции, автоматического навыка.

Влияние общества на сознание человека с помощью систем коллективных представлений

Леви-Брюль говорил, что влияние социума на сознание индивидов производится исключительно с помощью системы коллективных представлений, причем в основной мере религиозно-мистического свойства (верования, специальные магические обряды). Пралогическое мышление не формирует стадию, которая предшествует уже логической мысли. Оно является некой специальной структурой, функционирующей совместно с логической мыслью, и не переходит в логическое: с развитием социума сектор логического мышления только увеличивается, оттесняя мистическое и пралогическое мышление. Вся суть в пропорции: в мышлении первобытных людей пралогические структуры преобладали. Но даже в настоящее время они не исчезли до конца (понятие о душе человека, религия и т.д.).

Замечание 2

Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические составляющие в ней соседствуют с логическими.

Значение французской социологической школы состоит не просто в разрабатывавшихся ею представлениях касательно видов мышления (ведь конкретно они в дальнейшем критиковались), а в выдвижении совершенно нового – исторического – подхода по отношению к исследованию людской психики. Проблема преобразования людской психики в ходе исторического развития социума получила дальнейшее развитие как во французской науке, так и в науке многих других стран.

ФРАНЦУ́ЗСКАЯ СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, на­прав­ле­ние во франц. со­цио­ло­гии, ос­но­ван­ное Э. Дюрк­гей­мом и со­сре­до­то­чен­ное во­круг ж. «L’Année socio­logique» (1-я се­рия жур­на­ла – 1898–1913, 2-я се­рия – 1925–27). В стать­ях и мо­но­гра­фи­ях, пуб­ли­ко­вав­ших­ся в жур­на­ле, в ре­цен­зи­ях, за­ни­мав­ших б. ч. его объ­ё­ма, обос­но­вы­ва­лись прин­ци­пы со­цио­ло­гии, сфор­му­ли­ро­ван­ные гла­вой шко­лы. Ма­те­ри­ал в жур­на­ле рас­пре­де­лял­ся по руб­ри­кам, от­ра­жав­шим взгляд Дюрк­гей­ма на внутр. диф­фе­рен­циа­цию со­цио­ло­гич. зна­ния: 1) об­щая со­цио­ло­гия; 2) со­цио­ло­гия ре­ли­гии; 3) юри­дич. со­цио­ло­гия; 4) со­цио­ло­гия мо­ра­ли; 5) со­ци­аль­ная мор­фо­ло­гия; 6) раз­ное.

Хо­тя не все со­труд­ни­ки шко­лы бы­ли ор­то­док­саль­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми идей Э. Дюрк­гей­ма, шко­ла от­ли­ча­лась от­но­си­тель­но вы­со­кой сте­пе­нью ин­те­гра­ции, ос­но­ван­ной пре­ж­де все­го на на­уч. ав­то­ри­те­те гла­вы шко­лы, общ­но­сти идей­но-тео­ре­тич. воз­зре­ний (ли­бе­ра­лизм, ре­фор­ми­ст­ский со­циа­лизм и со­ли­да­ризм, а так­же ха­рак­тер­ные для Фран­ции пе­рио­да Треть­ей рес­пуб­ли­ки ан­ти­кле­ри­ка­лизм, ве­ра в нау­ку и её со­ци­аль­но-пре­об­ра­зую­щую роль), раз­де­ле­нии тру­да и спе­циа­ли­за­ции в разл. пред­мет­ных об­лас­тях. Кол­лек­тив­ная фор­ма на­уч. ра­бо­ты, ха­рак­тер­ная для шко­лы, бы­ла но­вым яв­ле­ни­ем по франц. уни­вер­си­тет­ской сис­те­ме. Взгля­ды Дюрк­гей­ма и др. пред­ста­ви­те­лей Ф. с. ш. лег­ли в ос­но­ву ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции со­цио­ло­гии во франц. сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния пе­рио­да Треть­ей рес­пуб­ли­ки, не­смот­ря на су­ще­ст­во­ва­ние кон­ку­ри­рую­щих на­прав­ле­ний: ка­то­лич. со­цио­ло­гии, шко­лы П. Г. Ф. Ле Пле, ор­га­ни­ци­ст­ско­го и пси­хо­ло­гич. на­прав­ле­ний, объ­е­ди­нён­ных во­круг ж. «Revue in­ter­nationale de sociologie» (с 1893) во гла­ве с Р. Ворм­сом.

Яд­ро Ф. с. ш. со­став­ля­ли М. Мосс (воз­гла­вив­ший шко­лу по­сле смер­ти её ос­но­ва­те­ля), С. Буг­ле, Ж. Да­ви, П. Ла­пи, П. Фо­кон­не, М. Хальб­вакс.

По­сколь­ку Э. Дюрк­гейм и его по­сле­до­ва­те­ли по­ни­ма­ли со­цио­ло­гию как «сис­те­му, кор­пус со­ци­аль­ных на­ук», к уча­стию в шко­ле бы­ли при­вле­че­ны вид­ные эко­но­ми­сты (Ф. Си­ми­ан и др.), пра­вове­ды (Э. Ле­ви, Ж. Рей, П. Юве­лен и др.), лин­гвис­ты (А. Мейе, Ф. Брю­но, Ж. Ван­д­ри­ес), ис­то­ри­ки куль­ту­ры (М. Гра­не и др.), эт­но­ло­ги и др. Как бо­лее или ме­нее еди­ное це­лое Ф. с. ш. про­су­ще­ст­во­ва­ла до на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны. В вы­хо­дя­щей с 1949 3-й се­рии жур­на­ла ха­рак­тер­ные чер­ты шко­лы ут­ра­че­ны, а тра­ди­ция Дюрк­гей­ма со­су­ще­ст­ву­ет на­ря­ду с дру­ги­ми.

Языкознание

Ф. с. ш. в язы­ко­зна­нии сло­жи­лась в Па­ри­же в нач. 20 в. и объ­е­ди­ни­ла уче­ни­ков А. Мейе, ко­то­рый в рус­ле идей Э. Дюрк­гей­ма рас­смат­ри­вал язык как сред­ст­во об­ще­ния, на­вя­зы­вае­мое чле­нам оп­ре­де­лён­но­го кол­лек­ти­ва. Диф­фе­рен­циа­цию язы­ков он объ­яс­нял рас­се­ле­ни­ем на­ро­дов, а уни­фи­ка­цию – за­вое­ва­ния­ми. При­да­вал боль­шое зна­че­ние сме­ше­нию язы­ков, из­ме­не­ние зна­че­ний слов свя­зы­вал с пе­ре­хо­дом их упот­реб­ле­ния от уз­кой со­ци­аль­ной груп­пы к ши­ро­кой, и на­обо­рот.

Идеи Ф. с. ш. под­дер­жи­вал М. Грам­мон. Ж. Ван­д­ри­ес, кри­ти­ко­вав­ший тео­рию про­грес­са О. Ес­пер­се­на, эво­лю­цию язы­ка объ­яс­нял ус­лож­не­ни­ем со­ци­аль­ных от­но­ше­ний. Под­ход Ф. с. ш. к язы­ку от­ра­жён в «Сло­ва­ре лин­гвис­ти­че­ских тер­ми­нов» Ж. Ма­ру­зо (1933; рус. пер. 1960).

М. Ко­эн обос­но­вы­вал идеи Ф. с. ш. с по­зи­ций мар­ксиз­ма. Он на­ме­тил об­шир­ную про­грам­му со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний: про­бле­мы ис­поль­зо­ва­ния язы­ка в раз­ных со­ци­аль­ных груп­пах, ус­вое­ния язы­ка деть­ми, ус­вое­ния язы­ка в ино­языч­ной сре­де, изу­че­ния язы­ка го­ро­да и де­рев­ни, би­лин­гвиз­ма (см. Мно­го­язы­чие) и кон­так­тов язы­ко­вых, об­ра­зо­ва­ния язы­ков на­ций, ме­ж­ду­нар. язы­ков и т. д.

Пре­ем­ник А. Мейе – Э. Бен­ве­нист так­же при­дер­жи­вал­ся по­ни­ма­ния язы­ка как со­ци­аль­но­го яв­ле­ния и с этих по­зи­ций под­хо­дил к се­мио­ти­че­ским (см. Се­мио­ти­ка) про­бле­мам язы­ка.

Идеи Ф. с. ш. ока­за­ли влия­ние на А. Сом­мер­фель­та, Й. Йор­да­на, А. Грау­ра (оба – Ру­мы­ния), Е. Ку­ри­ло­ви­ча и др. См. так­же Со­цио­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Песня про студента во французской стороне википедия
  • Wuste перевод с немецкого на русский
  • Скачать песню лара фабиан адажио на английском языке
  • Предложения на английском с оборотом to be going to
  • Тату текст на латыни с переводом для тату