Обучение в сотрудничестве на уроках французского языка

Цель использования:

Формирование прочных ЗУН.

Обеспечение личностно-деятельного  характера  усвоения знаний,  навыков,  умений.

Активизация  познавательной деятельности  учащихся на уроках.

Формирование коммуникативных умений.

Повышение мотивации.Данная технология используется мной при работе с  грамматикой и обучении чтению. Основные принципы :

— деление на группы (сильный, средний  и слабый ученик вместе);

— у каждого своя роль (консультант, ответственный, «хранитель времени»);

— задание одно на команду;

— оценка ставится одна на команду;

— дополнительно оценивается качество общения.

При работе с грамматикой используются также элементы проблемного обучения, т.е. вместо объяснения материала учителем, ученики сами анализируют языковой материал и делают выводы об особенностях образования или  употребления того или иного грамматического явления. А при работе с текстом применяются элементы технологии развития критического мышления.

 На этапе анализа материала и формулировки правила возможен фронтальный опрос без предварительного обсуждения в команде, но каждый правильный ответ приносит балл команде.

 На этапе тренировки ответственный отвечает за то, чтобы каждый член команды правильно понял правило и умел его применить. Способы работы варьируются. Либо упражнение делается по очереди с комментариями, либо каждый делает сам, затем проверяется все внутри команды, ответственный следит за тем, чтобы каждый член команды мог правильно выполнить задание.  Работаем по принципу: «Понял сам- помоги другому понять». Здесь оценивается активность каждого, а также качество общения внутри команды и с соперниками во время проверки, например.

На следующем контрольном этапе, о котором ученики информируются заранее, для создания дополнительной мотивации, задание выполняется индивидуально. Контроль может осуществляться при помощи взаимопроверки команд (с ключом) или интерактивной презентации.

17 Ноября 2019

Технология сотрудничества, как одна из инновационных технологий на уроках французского языка в старших классах (из опыта работы)

Качанова Людмила Алексеевна

учитель французского языка

Технология сотрудничества, как одна из инновационных технологий на уроках французского языка в старших классах (из опыта работы)

В данной статье дано описание технологии сотрудничества,указаны задачи и цели,которые можно достичь и приводятся примеры использования мною этой технологии на уроках и во внеурочное время.

Эта тема является темой моей методической работы

Технология сотрудничества — это система методов и способов изучения личности на гуманизме и творческих моментах, это взаимодействие обучающихся друг с другом, а также тесное взаимодействие учителя и учащихся.

В соответствии с ФГОС по предмету иностранный язык, основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативных компетенций, обучение практическому овладению иностранным языком, приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка и своей страны, умение ее представить средствами иностранного языка.

Реализация данных требований стала возможной, благодаря применению личностно- ориентированного подхода в процессе обучения иностранному языку, важной составляющей, которой и является обучение в сотрудничестве

На уроках иностранного языка она позволяет поставить ученика в центр учебного процесса, организовать его взаимодействие с товарищами. Специфика иностранного языка состоит в том, чтобы обучать не столько знаниям, сколько способам деятельности каждого ученика на уроке с учетом его индивидуальных особенностей.

Стиль отношений сотрудничества это:

  • не запрещать, а направлять.
  • не принуждать, а убеждать.
  • не командовать, а организовывать.
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Технология обучения в сотрудничестве помогает достичь прогнозируемых результатов обучения, раскрыть возможности каждого ученика и развивать интерес к изучению иностранного языка.

Основная идея технологии сотрудничества – создать условия для совместной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, но и стремление ребят работать вместе в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, осваивать вместе неосвоенное, а не просто выполнять и решать что-то вместе.

Основными видами обучения в сотрудничестве являются: работа в группах и парах, индивидуальная работа.

При работе в группах важны индивидуальные особенности каждого ученика, так как успех  или неудача группы зависит от каждого ее члена.

Ученики разные: одни быстро усваивают предъявленный материал, другим требуется время для его осмысления и усвоения и они не решаются задавать вопросы при всем классе, боятся показать свою некомпетентность и создать о себе негативное мнение. Если объединить учащихся в небольшие группы и дать им общее задание, то в этом случае каждый должен отвечать за результат работы всей группы и стремиться к тому. чтобы этот результат был положительным. Слабоуспевающие учащиеся работают наряду с сильными и получают от них разъяснения и ответы на непонятные вопросы. При наличии малого количества учащихся слабые ученики чувствуют себя более комфортно и не стесняются задавать вопросы в узком кругу и восполнять пробелы знаний. они чувствуют себя полноценными членами группы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы поняли суть задания и поставленные перед группой задачи и показали хороший общий результат.

Суть работы в группах состоит в том. что учащиеся делятся на малые группы по 3-4 человека, членами которых являются как сильные, так и слабые ученики. Группам дается задание, которое может выполняться целиком или по частям, с целью вовлечения в выполнение задания каждым членом группы. В зависимости от сложности задания, я стараюсь дать облегченный индивидуальный вариант задания группам, где большее количество слабых учащихся, рассчитывая на то что в любом случае они получат помощь от сильных учащихся. По окончании работы проводится контроль задания в группах, исправление ошибок, добавление дополнительной информации учителем. Иногда применяю взаимоконтроль, когда группы проверяют задания друг у друга. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

Хочу привести примеры использования мной технологии сотрудничества на уроках французского языка в старших классах при работе в группах.

Этот вид работы позволяет мне активизировать деятельность каждого ученика. Для этого я разрабатываю комплекс заданий и упражнений по изучаемой теме, которые должны органично вписаться в используемый учебно-методический комплекс. В этой работе я стараюсь учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.

Хочу привести пример  групповой работы при работе над текстами.

Просто читать и переводить текст, отвечать на вопросы, скучно и не интересно. Но все ученики будут работать с удовольствием в малых коллективах-группах. Технология сотрудничества помогает решить эту проблему.

Учащимся предлагается поработать в группах над одним и тем же текстом. Это может быть не только литературный текст, но и научно-публицистический, информационный.

Например в 10 классе мы работали над научно-публицистическим текстом “ Internet”

Ученики были поделены на 2 группы и им были предложены задания:

1. В обеих группах одновременно прочитать текст учащимися одним за другим, перевести его частями, чтобы каждый принял участие. Затем проводится контроль чтения и перевода.

При проведении контроля другой группе предоставляется право на исправление ошибок и оценивание качества проделанной работы. Таким образом  проводится групповой взаимоконтроль.

2. Определить соответствие предложений тексту ( vrai,faux) предварительно раздав предложения. Правильность выполнения этого задания проверяется по ключу.

3. На заключительном этапе группам предлагаются 2 разных задания в качестве вывода по прочитанному: одной группе перечислить недостатки интернета из прочитанного текста другой группе — достоинства. При контроле этого задания предоставляется возможность группам вносить дополнения, если что-то упущено, исправлять ошибки. Это активизирует внимание каждого члена групп и развивает внимательность.

Текст проработан и в качестве домашнего задания дается подготовка пересказа текста, что можно будет уже сделать не сложно.

При работе над литературным текстом учащимся в группах предлагается составление вопросов по тексту. Группы получают задания на листочках, где есть упражнения, которые помогут пересказать текст. Это упражнения на составление предложений из текста, имеющих только начало, расстановка предложений из текста в логическом порядке, соответствие предложений содержанию текста,исправление предложений не соответствующих содержанию текста и.т.д.

Еще одним из эффективных видов работы с применением технологии сотрудничества считаю работу в парах, которую я часто использую для развития диалогической речи, по изучаемым темам. Задания парам для подготовке к диалогической речи даю, соблюдая основное правило дидактики — от простого к сложному. На начальном этапе учащимся предлагается лексика для использования в данном диалогическом высказывании, из которой они должны составить вопросы, но прежде чем составить вопросы дается задание составить несложные предложения с использованием данных слов, что позволяет активизировать лексику по теме и пополнить словарный запас. Затем пары проверяют задания по предложенному учителем ключу  и отвечают на данные вопросы. Учителем предлагаются штампы диалогической речи по  теме и пары сами решают какие штампы использовать. На заключительном этапе они воспроизводят полноценный диалог.

В своей работе я использую также элементы ИКТ, что позволяет наиболее эффективно реализовывать возможности обучения в сотрудничестве. На всех этапах использования этой технологии возможно применение ИКТ. Для этого я применяю в работе презентации,просмотр видеороликов, электронные словари и энциклопедии и различные ресурсы интернета. Здесь я также задействую групповую работу по созданию рекламы, учебных презентаций. Такой вид работы развивает творчество и вызывает большой интерес. С большим интересом,разделившись на группы, учащиеся участвуют в создании рекламы и рекламных роликов. В этой работе они проявляют творчество, большую активность и заинтересованность.

Сочетать технологию сотрудничества с  решением проектных задач и применение информационно-компьютерных технологий можно сделать успешными на уроках французского языка на любом этапе его изучения.

В качестве примера приведу  использование групповой работы по созданию учебных презентаций на основе прочтения группами текста с целью извлечения информации . Апробация этой деятельности в 11 классе показала свою эффективность.

Для чтения группам был предложен текст из учебника «Journal d’un civilisé» о борьбе планет солнечной системы за свое существование. Таким образом образовалась тема «Système solaire»,частично интегрируясь с предметом астрономии. Перед групповой работой над текстом был просмотрен небольшой ролик о планетах солнечной системы с их кратким описанием. Прочитав текст в группах, сделав его перевод, группам было дано задание составить определенное количество вопросов и задать их друг другу. В заключение каждая группа должна была сделать резюме текста, состоящее из предложенного количества фраз. избегая повторения. В качестве завершающего этапа я предложила подготовить этими же группами презентации о планетах солнечной системы, используя данные текста и интернета. Группы определили для себя планеты, по которым они будут делать презентации. Это была часть работы в классе и дома. Когда презентации были готовы группы представили их на уроке. Были учтены замечания и предложения других учащихся и учителя, проведен анализ и общими усилиями уже всего класса была создана общая презентация по теме «Le système solaire»

Я использую технологию сотрудничества не только в учебной, но и во внеклассной работе. В качестве примера могу привести проведение конкурса типа КВН, который очень увлекает учащихся и отвечает всем требованиям педагогики сотрудничества. Я проводила такой конкурс под названием «Le français c’est super». Это командное соревнование,когда выполняются различные задания и дети проявляют здесь свою ответственность,коллективизм и демонстрируют любовь к французскому языку.

Применяемая мною технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения французским языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся ,улучшает результативность их труда, развивает чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за товарищей, помогает в устранении учащимися пробелов  в усвоении программы.

Учиться вместе не только легче, но и интересней, а значит эффективней.

Игнатюк Л.П., учитель

французского языка

ГБОУ СОШ №133 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Тема: «Работа в парах на уроках французского языка».

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха. Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

Примеры заданий для работы в парах.

1. Беседа о погоде (вопрос-ответ).

2. Составление кластера.

Кластер

Первый этап – стадия активизации. Обучающиеся в парах обсуждают свои ассоциации по предложенной теме. Затем, каждая пара предлагает свою идею, таким образом формируется ассоциативный ряд.

Далее кластер используется для постановки проблемных вопросов по теме.

Обучающиеся продолжают работу в парах, они составляют вопросы для интервью.

После окончания работы каждая пара озвучивает результаты своего труда.

3. Составление диалога по образцу/драматизация диалога.

4. Метод «разрезанной информации». Каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга, задавать вопросы и помогать друг другу.

5. Ролевая игра.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и строится на межличностных отношениях, мотивируя речевую деятельность.

Примером парной работы на уроке французского языка может служить следующее задание:

Choisir un endroit pour vivre.

Travailler en paire.

 Étudiant A – vous êtes mère/père, qui envisage de passer à la campagne.

Décrivez vos raisons de le faire.

 B étudiant – vous êtes le fils/ la fille. Exprimer votre attitude face à la situation.

 Utilisez les instructions suivantes :

 beaucoup d’écoles/commerces/banques à portée de main ;

transports publics ;

loyers/ménage factures sont bon marchés ;

équipements de loisirs ;

maisons souvent petit/étroit ;

plus grandes maisons ;

 niveaux de pollution faible ;

 environs pittoresques ;

rythme rapide/stressantes de la vie ;

embouteillages ;

rues bondées ;

aucune variété d’emplois ;

 pas assez possibilités d’éducation.

6. Взаимопроверка.

Это лишь небольшая часть заданий для работы в парах. Учитель, используя свою фантазию, творчество и знание методики преподавания может сам придумывать задания или корректировать задания из сборников или учебников.

Безусловно, работа в парах предоставляет учащимся возможность активного использования французского языка. Однако, как любая форма работы, она имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

-участники учатся, слушая друг друга;

-используется больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой;

возрастает мотивация;

-развивается беглость речи;

-делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;

-повышается чувство ответственности;

-создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер;

-стимулирует самостоятельное общение учащихся;

-позволяет высказаться большему числу учащихся.

Минусами являются:

-нежелание одних учащихся работать с другими;

-использование учащимися родного языка;

-невозможность контролировать всех учащихся одновременно.

В заключение хотелось отметить: опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным зыком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

Использование
современных педагогических технологий в процессе обучения французскому языку.

Использование
технологии сотрудничества

на
уроках французского языка.

Для  развития  коммуникативной
компетенции  на  иностранном  языке  разработано 
множество  методик  и  технологий  обучения. 
Одна  из  них – технология  обучения  в 
сотрудничестве. 

Данная  технология  помогает  развивать и
совершенствовать навыки во всех видах речевой деятельности путем  вовлечения 
в  процесс  обучения  всех  учащихся –  как 
отстающих,  так  и  успевающих. 

Основная идея этой технологии – создать условия для
активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Анализируя использование технологии обучения в
сотрудничестве, необходимо отметить плюсы и минусы ее практического применения.

Плюсы:

1. Она  позволяет  устранить 
проблему  отсутствия  знаний  у  отстающих  учащихся. Ученики
разные – одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают
лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только
значительно больше  времени на осмысление материала, но и дополнительные
примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы
при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают,
не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят
в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив
роль каждого ученика группы в его выполнении, то  возникает ситуация, в
которой  каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно
важно, за результат работы всей группы. Поэтому слабые ученики стараются
выяснить у более сильных непонятные им вопросы, а сильные ученики
заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале. Таким
образом, учащиеся совместными усилиями:

а) ликвидируют пробелы;

б) получают общую оценку за свою работу в группе.

2. В процесс  обучения включены  все 
учащиеся. Это  сложно  обеспечить, используя обычные формы
работы. Благодаря  этой технологии,  в  классе  не 
остается  ни одного ученика, не занятого  усвоением 
новой  информации.

3.  В классе будет опрошен каждый ученик, что
способствует ликвидации дефицита оценок.

4. Повышается самооценка учащихся и, как следствие,
мотивация. Благодаря совместной работе и общей оценке работы всех членов группы,
слабые учащиеся чувствуют себя равными с более сильными.

5. Участники  групп  помещены 
в  абсолютно  равные  условия. Успех  всего 
коллектива  зависит  от  каждого,  поэтому 
каждый  участник  стремиться  помочь  другому 
выполнить  задание  так,  чтобы  группа 
получила  положительную  оценку 

6. Способствует созданию «ситуации успеха». Учитель
создает  такую  группу,  где находятся  учащиеся 
разных  уровней  знаний,  а  также  обоих 
полов  —  мальчики  и  девочки. В 
группе присутствуют отличники,  ученики  среднего 
уровня  и  отстающие.  Цель  такого 
распределения – обеспечение  успехом  каждого 
участника,  не  только  отличника,  но  и 
ученика  с  низким  уровнем  знаний. 

Минусы:

1. Как  и  любая  другая 
методика,  технологии обучения в сотрудничестве требует  от  самого
учителя  тщательной предварительной  подготовки.

2. Учитель  на  протяжении 
всего  урока остается предельно внимательным, он играет  роль 
консультанта и, если  у  учеников  вдруг  возникнут 
вопросы  или  затруднения, должен прийти на помощь.

3. Выполнение  задания  строго 
ограничено  по  времени,  а  учитель  выполняет 
контролирующую  роль  лишь  в  самом  конце, 
когда  идет  проверка  результатов  работы. 

Преимущества  обучения  в 
сотрудничестве  состоят  в  том,  что  помимо 
обучающей  функции,   оно  также  развивает 
следующие  навыки  и  качества:

— Умение  работать  в  команде – очень 
часто  учащиеся  предпочитают  выполнять  работу 
в  одиночку, поэтому  умение  работать  в 
группе  очень  важно  на  различных  этапах 
жизни;

— Социализацию – те  навыки, 
образцы  поведения,  психологические  установки, 
которые  помогут  учащемуся  успешно  жить  в 
обществе;

— Рефлексию –  способность 
анализировать  свои  действия,  находить  и 
исправлять  ошибки  в  своих  поступках;

— Взаимодействие  для 
саморазвития – учащиеся  должны  осознавать,  что 
успех  их  учебной и любой другой деятельности  зачастую 
зависит  от  совместной  работы.

Технология  обучения  в  сотрудничестве 
может  применяться  не  только  для  развития 
коммуникативных  навыков,  но  и  для  изучения 
грамматики.  Она  является эффективным  средством 
для  отработки  грамматических  структур,  которые
хорошо  усваиваются  только  при  практическом   применении грамматических
правил  в  речи.  Учитывая  эту  особенность,  я
применила данный  метод  во  время  проведения 
одного  из  уроков по теме «Степени  сравнения 
прилагательных и наречий».  При  организации  урока 
были  соблюдены  определенные  правила:

Во-первых,  было  подобрано 
подходящее  для  класса  задание  на  тему, 
которое  совпадало  с  темой,  данной  в 
учебнике.  Задание  состояло  в  следующем: 
предлагается  сравнить  четыре  известных  способа
путешествий  по  определенным  параметрам. 
Раздаточный  материал  содержал  в  себе 
фотографию  каждого транспортного средства  с 
краткой  информацией,  которую  и  должны были
изучить  ребята  во  время  урока. 

Во-вторых,  большое  внимание 
было  уделено  распределению  ребят  по 
группам.  Это  было  проделано  заранее,  и 
при  этом  учитывалась  успеваемость  ребят. Поэтому 
группы  получились  разнородными  по  составу, 
они  были  сформированы  так,  чтобы  в 
них  находились  как  отличники,  так  и 
отстающие  ученики.

В-третьих, на этом  уроке 
был  использован  прием  работы  в  группах, 
так  как  это  был  наиболее  оптимальный 
вариант  для  выполнения  задания.  Ход  урока 
заключался  в  следующем:  класс  был  разбит 
на  4  небольшие  группы  (по  3-4 
человека  в  каждой).  Участники  группы 
получили  раздаточный материал. Сильные  ученики  получили 
более  сложные карточки,  а  слабые – более 
легкие,  чтобы  ни  у  кого  не  возникло 
проблем  с  выполнением  задания.  Затем  ребята 
искали  своих  одноклассников  из  других  групп 
с  такой  же карточкой,  собирались  вместе 
и  обсуждали  информацию  про  тот  или  иной вид
путешествия.  Ученики  были  заранее  предупреждены о
том,  что необходимо  обращать  внимание  на  детали. 
Во  время  обсуждения  я  помогала  ребятам, 
если  у  них  возникали  трудности  с  текстом
карточки,  так  как  согласно  требованиям 
учитель  не  просто  контролирует  процесс,  а 
является  помощником  для  учащихся.  Спустя 
несколько  минут  по  команде  ребята 
возвращались  в  свои  группы  и  рассказывали 
друг  другу  о  своей  части  задания, 
формируя  тем  самым  единое  представление  обо 
всей  информации.  Время  на  обсуждение  было 
тоже  ограничено.  Примерно  за  10  минут 
до  конца  урока  была  проведена  проверка 
задания.  Были  заданы  определенные  вопросы  по
теме, которые  идеально  подошли  для  повторения 
степеней  сравнения  прилагательных и наречий. Один 
вопрос  задавался  определенной  группе  и 
определенному  ученику.  Я  намеренно  старалась 
спрашивать  слабых  учеников,  так  как  именно 
по  их  ответам  можно  судить  о  степени 
выполнения  и  понимания  задания.  Сильные 
ученики  отвечали  лишь  в  тех  случаях, 
когда  я  просила  их  помочь  или  дополнить 
ответ. 

Оценки  за  работу  были 
выставлены  всей  группе,  а  не  каждому 
ученику  по  отдельности.

Отстающие  ученики,  которые 
обычно  тихо  отсиживаются  на  уроках,  не 
боялись  отвечать  на  вопросы  и  сами 
поднимали  руки,  желая  продемонстрировать  свои 
знания. 

Более  того,  каждый  ученик 
почувствовал  себя  значимым  членом  команды, 
от  которого  зависел  общий  успех  группы. 
Это  помогло  не  только  повысить  самооценку 
учащихся,  но  и  установить  дружескую  рабочую 
атмосферу,  которая  благоприятно  повлияла  на 
результаты  работы.

Подводя  итог
всему вышесказанному,  можно  утверждать,  что 
технология  обучения  в  сотрудничестве  показывает 
свою  эффективность  не  только  в  теории, 
но  и  на  практике. 

Использование информационных технологий

на
уроках французского языка.

Необходимо
отметить, что уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками:

— Урок становится
более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, является более
эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

— Использование
некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор
заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке
освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы
заранее заготовлены в электронном виде).

— Повышение
эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и
другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные
технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

— Возможность
продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации,
звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют
возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых
явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

— Информационные
технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и
дифференциации обучения, причем, не только за счет разноуровневых заданий, но
также и за счёт самообразования учащихся.

Разработка урока с
использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного
ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости
от выполняемой функции:

1.  Иллюстрация
учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2.  Поддержка
учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3.  Источник
учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной
работы учащегося).

По способу
разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

1.  Интернет
ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для
подготовки).

2.  Специальные
(сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными
издательствами).

3.  Универсальные
(Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогом
собственных образовательных ресурсов).

Анализируя
применение ИКТ в своей работе, мне хотелось бы остановиться на использовании
интернет ресурсов, которые в свою очередь являются иллюстрацией учебного
материала и его поддержкой. В процессе работы я использую множество различных
сайтов, как учебных, так и аутентичных. Вот некоторые из них:

1. http://lefrafa.ru/reflets-1-episode-01/ Увлекательный французский.

2. http://www.podcastfrancaisfacile.com

3. http://www.tv5monde.com

4. http://irgol.ru/frantsuzskie-zhesty/ 
и т.д.

Работа с
материалами этих и других сайтов позволяет сделать урок максимально
приближенным к естественной ситуации говорения, позволяет усвоить не только классический
вариант языковых норм, но допустимый разговорный, т.е. использовать язык во
всех его проявлениях и многообразии.

Аутентичные
материалы сайтов:

а) делают урок насыщенным
и интересным;

б) позволяют
погрузиться в естественную ситуацию говорения несколько раз;

в) сделать паузу
при повторном просмотре и обратить внимание на необычное и нетипичное
употребление языковой единицы;

г) осуществлять
самоконтроль;

д) развивать
ситуацию далее и создавать новую языковую ситуацию;

е) автоматизировать
навыки аудирования, говорения, чтения и письма;

ж) анализировать и
систематизировать языковой материал.

Задания, тесты
учебных и специальных сайтов помогают усвоить и проконтролировать усвоение
языкового материала, а так же значительно облегчают подготовку учителя,
позволяя использовать готовый материал или адаптировать его к своим урокам.

Применение новых
информационных технологий:

1. Раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний учащихся, обеспечивая
интеллектуальное развитие каждого ребенка и эффективную организацию
познавательной деятельности учащихся.

2. Оптимизирует
процессы понимания и запоминания учебного материала.

3. Поднимет на
неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

4. Влияет на рост
профессиональной компетентности учителя.

Это способствует
значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной
задачи образовательной политики.

Современные методы обучения на уроках французского языка и дополнительного образования

На уроках французского языка и дополнительного образования,  я использую современные образовательные технологии: технология дистанционного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникативные, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), игровые технологии, проблемное обучение, проектную деятельность, технология «дебаты».

   Дистанционное обучение происходит с помощью Интернета (проверка  домашних заданий, рекомендации и пожелания учителя).

 Здоровьесберегающие технологии –  создание у детей положительной эмоциональной настроенности на урок. Я стараюсь вызывать положительное отношение к предмету, заинтересовать учащихся, используя ИКТ и средств мультимедиа на уроках французского языка. Положительные эмоции благотворно влияют на здоровье школьников, стараюсь менять виды работ (игровые паузы, драматизация диалогов, текстовых отрывков, зрительная гимнастика, физкультминутки). Эта эмоциональная разгрузка способствует развитию мыслительных операций, памяти, отдыху учеников, что сохраняет их здоровье.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- я работаю одновременно со всей группой, или  провожу работу в парах, или групповую работу на принципах дифференциации. Используя игровые технологии, я стараюсь расширить кругозор учащихся, применяя и развивая определенные умения и навыки, стараюсь в них воспитать сотрудничество, общительность, самостоятельность  

Используя технологию проблемного обучения, я стараюсь создать ученикам проблемную ситуацию, например.  творческое исследование жизни и деятельности великих людей разных эпох, моды, архитектуры, на основе творческого воображения (перевода стихов, создания презентаций, рефератов) и театральных умений. Проектная деятельность — это защита индивидуальных проектов. Я помогаю ученикам  в поиске источников, поощряю, координирую и корректирую весь процесс, поддерживаю непрерывную обратную связь.

 Технология «дебаты».Здесь я применяю технологию «Круглого стола», когда участники высказывают свое мнение по определенной теме, например « Телевидение».

Особо хочу рассказать об информационно- коммуникативных технологиях. Наша школа разрабатывала общую методическую тему «Использование ИКТ и средств мультимедиа на уроках французского языка».

Я неоднократно проходила обучение информационным технологиям в Центре Информационной Культуры,  в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, в институте Новых технологий по методике «МИМИО»,в Информационно- Методическом центре.

       На своих уроках я конкретизирую цель и задачи обучения для данного класса, учитываю коммуникативные, интеллектуальные и познавательные потребности учащихся, предлагаю ситуации  использования фр. языка для  непосредственного (аудирование, говорение) и опосредственного (чтение, письмо) общения.

       При отборе материалов для проведения уроков, я учитываю возрастные особенности учащихся, их общеучебные умения и навыки, накопленный опыт использования  фр. языка для выражения коммуникативных намерений, подбираю интересные учебные материалы:

-аутентичные тексты из фр. журналов и газет для детей-“Allons-y”,”Ça va” “La langue française”;

-письма фр. сверстников из Интернета, фр. методики. Например”Pil ou Face”; «DELF», а также методики, разработанные нашими учителями и методистами. Например «Fêtes en France» и др.

-фрагменты из художественной литературы:”Les Misérables”de V.Hugo,”Le Comte de Monte-Cristo”d’Alexandre Dumas,””Gargantua et Pantagruel” de Rabelais,”La Chanson de Roland”,”Tristan et Iseut”,поэзию:Du Bellay,Pierre de Ronsard;сказки французских писателей.

— формирую и развиваю умения извлекать нужную информацию из Интернета, использую сайты:

:www.wikipedia.org,www.yahoo.fr,www.voila.fr;

 работаю с Видео –DVD “Paris”, «История Франции», «Письма из Франции»,TV5,TF1 и т.д.; с фр. Методикой “Tempo”,с аудиоматериалами:”Le français en perspective”,”Grenadine”,”Noël”,”История Франции в песнях “и т.д.

     Хочу подробнее остановиться на сайте TV5,  это канал, который сопровождает уроки фр. языка и  который  в настоящее время предлагает новую программу эффективную, интерактивную и бесплатную для преподавания французского языка. Она называется «7 дней на планете». (7 jours sur la planète).Там можно найти упражнения для разного уровня знаний от А1 доВ2, советы и тесты на знание фр. языка, франкофонные песни, клипы.www.TV5monde.com/langue francaise   http://enseigner.tv5monde.com

    У нас в школе проводятся открытые уроки для родителей. Таким образом, родители могут познакомиться с программой, с техническими средствами, с работой своих детей на уроках.

    Кроме уроков французского языка существуют уроки технологии французского языка, которые проводятся в компьютерном классе с использованием Интернета, компьютерных методик, французских сайтов, созданием презентаций учащимися по различным темам. При разработке  презентаций,  ученики расширяют свой кругозор, находят дополнительные сведения по заданному материалу, углубляют свои знания, учатся находить нужную информацию к иллюстрациям и ,в итоге,  лучше осваивают программу.

   С целью демонстрации умений  и навыков учащихся и с целью обмена опытом, я провела открытые уроки с использованием видео, аудио и компьютерных технологий

в 1 классе по теме «Я люблю играть»

в 2 классе по теме «Семья»

в 3 классе по теме «Мой дом»

в 4 классе по теме «Мой день рождения»

в 5 классе по теме «Еда»

в 6 классе по теме «Кварталы города»

в 7 классе по теме «Карл Великий»

в 8 классе по теме «Путешествие»

в 9 классе по теме «Профессия»

в 10 классе по теме «Телевидение»

в 11 классе по теме «Литература Франции 20 века»

   Разработаны презентации с помощью программы «МИМИО»  по  темам уроков, например « Путешествие». Эта программа  дает больше возможностей при проведении занятий, чем обычная презентация т.к. на слайдах можно использовать подвижные элементы, имеется возможность писать и стирать написанные слова прямо на слайде, а  при помощи входящих в программу инструментов, можно создавать интересные упражнения.

    На уроках формируются навыки общения учащихся по заданным темам, прививаются навыки общей и национальной культуры, умение работать с информационными источниками, извлекать и систематизировать информацию и применять полученные данные в коммуникационных ситуациях.

   Уроки способствуют развитию социокультурных знаний, навыков пользования компьютером, извлечению информации из Интернета., мотивируют дальнейшее самостоятельное исследование ученика, формируют навыки общения по заданным темам.

На уроках дополнительного образования дети изготавливают персонажи французских сказок, национальные костюмы регионов Франции, разыгрывают сценки, участвуют в викторинах

    Ученики 9-11 классов участвуют в НПК (научно- практических конференциях), демонстрируя свои знания и презентации по разработанным ими темам перед комиссиями (школьными, районными)

    Я провожу дистанционное общение с учениками по электронной почте, проверяю домашнее задание, созданные  ими презентации.

     А на моем сайте http://nsportal.ru//user/50144/edit  (.http://nsportal.ru/kadykova-yulia-serafimovna), я рассказываю о своей работе, о достижениях моих учеников, обмениваюсь опытом с другими преподавателями, даю рекомендации ученикам и их родителям по проведению зачетов, экзаменов, чтению необходимой литературы, обсуждаю с ними вопросы школьной жизни

     Я создала  свой блог в Интернете http://Kadykova.blogspot.com ,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что нужно делать чтобы быть здоровым на английском 10 предложений
  • Suggerer перевод с французского
  • Даунтаун перевод на русский с английского
  • Что можно написать на валентинке подруге на английском
  • Спрягать глагол играть на французском