Немецкие самоходные гаубицы второй мировой

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)

Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок Sturmpanzer I Bison, вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.

Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.

Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 4. Редкие немецкие САУ

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.

После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.
Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 — январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина — 5410 мм, ширина — 2600 мм, высота — 1900 мм, клиренс — 340 мм.
Боевая масса — 11,2 т.
Силовая установка — карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 180 км.
Вооружение — 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 30 выстрелов.
Экипаж — 4 человека.

10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)

После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).

Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.

Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина — 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим — 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке — от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.

Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина — около 6,5 м, ширина — 2,4 м, высота — около 3 м.
Боевая масса — 32,5 т.
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость — до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 135-150 км.
Вооружение — 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 42 выстрела.
Экипаж — 4 человека.

G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.

В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.

Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 — 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.

Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса — 6,5 т.
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение — 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж — 5 человек.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/История
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История
http://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html
Материалы из открытых источников

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    Новости

    Дзен

    Телеграм

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»

    Немецкие самоходные орудия Второй мировой войны

    Противотанковые самоходные установки (СУ)

    Победа над поляками в 1939 году тем не менее не помешала немцам увидеть, как слабы их собственные танки. Особенно в борьбе с танками противника. Поэтому перед нападением на Францию в 1940 году танковые дивизии вермахта пополнились чешскими 47-мм противотанковыми пушками, установленными на ходовую часть от танка Panzer I. Получалась неплохая противотанковая самоходка Panzer Jager I, которая, следуя в рядах немецких танков, могла с ходу поддерживать их своим более мощным огнем.

    Panzer Jager

    Поистине гибельными для Panzer Jager стали не столько советские танки, но и русские просторы с бездорожьем. Ходовая от Panzer I ломалась даже на австрийских автобанах в 1938-м, а теперь на русских дорогах сдавала вовсе

    Но если во Франции новая СУ еще как-то справлялась со своими задачами, то война в России поставила на ее боевой карьере крест. Масштабы и грандиозность боев оказались иными. Поэтому в 1942 году ей на смену было создано целое семейство противотанковых СУ «мардер» (куница), с 75-мм пушкой, выпускавшихся до самого конца войны.

    «Мардер» I

    Противотанковая 75-мм пушка, установленная на шасси от французского тягача, положила начало целому семейству самоходных установок, названных «куницами» (Marder). «Мардер» I — это СУ на базе французских машин

    «Мардер» II

    «Мардер» II — это СУ на базе немецких танков Panzer П. Первые 210 противотанковых самоходок, вооруженных русскими 76-мм пушками Ф-22, строились на шасси от новых Panzer II D или переделывались из огнеметных танков «Фламмпанцер» II

    «Мардер» III

    «Мардер» III — это СУ на базе чешских танков LT-38. Нарисованная слева «куница» вооружалась русской пушкой Ф-22, а нарисованная справа — немецкой Рак 40. «Мардер» III стала самой массовой противотанковой СУ вермахта. Было построено почти 2 тысячи таких самоходок.

    САМОХОДКА «Шершень»

    «Шершень» — самая сильная противотанковая СУ вермахта. Она вооружена шестиметровой 88-мм пушкой

    Самоходные гаубицы

    Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

    sIG 33 на базе Panzer II

    Модель sIG 33 на базе Panzer II

    И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

    В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

    самоходная 150-мм гаубица «бизон»

    Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

    Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

    Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

    Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

    Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

    Самоходная 105-мм гаубица «оса»

    Самоходная 105-мм гаубица «оса»

    Штурмовые орудия

    В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

    В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

    StuG III Т-35

    StuG III Т-35

    В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

    Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

    Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

    ;Штурм-тигр

    «Штурм-тигр»

    Восемнадцать «штурмтигров», конечно же, не смогли переломить ход войны в пользу Германии. Зато вошли в историю двумя эффектными попаданиями. Один раз — в крупный бункер, занятый противником на «линии Зигфрида», другой раз — в скопление американских танков, когда три «шермана» почти испарились, а еще пять были разрушены.

    StuIG 33

    StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта

    StuH 42

    StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»

    Штурмовое орудие «фердинанд»

    Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою

    «Бруммбар»

    «Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

    Истребители танков

    Открытые сверху и сзади противотанковые самоходки вермахта, попадающие вслед за своими танками в самое пекло боя, легко уничтожал противник.

    По аналогии с пехотными, полностью бронированными, StuG III для танковых дивизий стали строить такие же истребители танков.

    Jagdpanzer IV

    Деревянный макет Jagdpanzer IV с длинноствольной 75-мм пушкой показали Гитлеру еще осенью 1942 г. Но выпуск этого истребителя начался только в начале 1944 г. и с более короткой пушкой, т.к. длинноствольных орудий для танков «пантера» не хватало. Настоящим подарком ко дню рождения фюрера стала установка на этом истребителе танков долгожданной пушки, так немыслимо далеко выступавшей за габариты самоходки. До войны же почти все военные в мире считали совершенно недопустимым даже небольшой вынос ствола за габариты боевой машины. А тут такой подарок!

    Ягдпантера

    «Ягдпантера»

    В 1943 году чрезмерно забронированный «Фердинанд» оказался слишком тяжелой СУ. Весной 1944 года появились более подвижные истребители «хетцер» и «ягдпанцер» IV, вооруженные 75-мм пушкой и «ягдпантера» — 88 орудием.

    Самым же мощным истребителем танков стал 75-тонный монстр «Ягдтигр» с 128-мм пушкой и рекордной за всю войну броней — 25 см! Выдержать такую механику могли лишь дороги с твердым покрытием, отчего она и использовалась преимущественно на Западном фронте. Для борьбы с «Ягдтигром» союзники, как правило, вызывали свою штурмовую авиацию.

    Расходуя почти 900 л горючего на 100 км, «Ягдтигр» был самой расточительной машиной в вермахте.

    «Ягдтигр»

    «Ягдтигр» оказался необычным рекордсменом. Это была самая тяжелая из серийно выпускавшихся машин в мире. То, что на бумаге казалось ее достоинством, в реальности оборачивалось кошмаром. Крепко забронированный монстр имел на борту чуть ли не тонну бензина

    StuG 40

    Первым истребителем танков стала StuG 40 с длинной 75-мм пушкой. Но эта самоходка имела слишком сложную в изготовлении рубку. Следующие истребители танков немцы стали строить по аналогии с советской СУ-85, имевшей простую и очень рациональную форму корпуса

    «хетцер»

    Чрезвычайно маневренный и малозаметный «хетцер» с дистанционно управляемым пулеметом очень любили немецкие самоходчики. Виртуозно владея этой машиной, они добивались впечатляющих успехов, чем вызывали у противника закономерные проклятья. Поразив ненавистную самоходку, наши бойцы обычно радовались: «Убил клопа!» Построенные в количестве 2584 штук, после войны «хетцеры» несли службу в чехословацкой армии (до начала 50-х гг.), а в швейцарской – до начала 70-х.

    Поделиться ссылкой

    22 июня 1941 года началась операция «Barbarossa» (нападение на СССР), и доселе победоносный каток немецкого Вермахта налетел на новые советские танки Т-34 и КВ, едва при этом не рассыпавшись. Если средние Т-34 еще удавалось с трудом остановить имеющимися средствами, то с тяжелым КВ могли справиться только 88-мм зенитки.

    Дело в том, что основная немецкая противотанковая пушка калибра 37-мм могла поражать танки Т-34 на расстоянии всего 300 метров, а танки КВ — только со 100 метров. Так, в одном из донесений говорилось, что расчет 37-мм пушки добился 23 попаданий в один и тот же танк Т-34, но лишь только когда снаряд попал в основание башни, он был выведен из строя. После первых же боев немецкие солдаты окрестили свои 37-мм противотанковые пушки «дверными молотками» или «армейскими хлопушками».

    Экспериментальные конструкторские работы по созданию тяжелых САУ велись в Германии с начала 1940-х годов и даже приводили к локальным успехам. Летом 1942 года две 128-мм САУ на базе VK 3001(H) были отправлены на Восточный фронт под Сталинград. Одна из этих машин была потеряна в бою, другая вместе с оставшейся техникой 521-го танко-истребительного дивизиона была брошена вермахтом после разгрома под Сталинградом в начале 1943 года. 

     сау, Германия, танки

    Советские танки Т-34 в бою. Вид из люка механика водителя. 

    При этом даже гибель 6-й армии Паулюса никак не повлияла на запуск подобных САУ в серию. В обществе и правящих кругах преобладали идеи о том, что война завершиться для Германии победой. Только после поражения на Курской дуге, в Северной Африке и высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные пропагандой, осознали реальность – совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции во много раз превосходили силы Германии и Японии, спасти гибнущее немецкое государство могло только «чудо».

    Появление самоходной противотанковой артиллерии стало логическим следствием эволюции развития тактики противоборства артиллерийских орудий и танков.  Противотанковые самоходные орудия способны были вести более эффективно борьбу с танками противника , они способны были поддержать атаку своей пехоты и бронетехники, уничтожая противотанковые средства противника.

    Во Второй Мировой войне немецкой самоходной артиллерии использовалось большое количество разнообразных шасси, устаревших, состоявших в производстве. Опытных и трофейных танков и бронетранспортеров.

    Самоходные артиллерийские установки Германии подразделялись на:

    • самоходное орудие (Selbsgtfahrlafette)
    • штурмовое орудие (Sturmgeschutz)
    • истребитель танков (Раnzеrjager)
    • танк-истребитель (Jagdpanzer)
    • штурмовой танк (Sturmpanzer)
    • орудийный транспортер (Waffentrager)

    Немецкая самоходная артиллерия подразделялась на:

    • противотанковую
    • штурмовую
    • полевую

    Главной задачей самоходной установки было сопровождение пехоты. Для этого были необходимы штурмовые орудия, которые,  двигаясь в боевых порядках  пехоты, подавляли пулеметы и другие цели, мешавшие продвижению пехоты. Штурмовые орудия были вооружены артиллерийскими орудиями калибра от 75-мм до 380-мм.  Для борьбы с танками противника применялись истребители танков, танки-истребители, самоходные  установки вооруженные противотанковыми пушками.  Истребители танков и танки-истребители были вооружены артиллерийскими  системами  калибра 47, 75, 88 и 128 мм.

    «Sturer Emil» 

     сау, сау макс, сау мориц

    Самоходное орудие 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(Н)

    Немцам срочно требовались противотанковые средства, способные на равных бороться с новой советской бронетехникой. Естественно, вспомнили о проектах 105-мм и 128-мм самоходок. В середине 1941 года фирмам «Хеншель» и «Рейнметалл Борзиг» выдали заказ на разработку самоходного лафета (Selbsfarhlafette) для 105-мм и 128-мм противотанковых пушек. Для 105-мм пушки быстро приспособили шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.D — так появилось на свет 105-мм самоходное орудие Dicker Max.

    Для 128-мм орудия Pak 40 L/61 с длиной ствола 61 калибр, разработанного на базе 128-мм зенитного орудия Flak 40, оснащенного качающейся бронемаской и дульным тормозом, пришлось искать другое шасси — Pz.Kpfw.IV его просто не выдерживал. Конструкторы воспользовались шасси экспериментального танка VK-3001(H) фирмы «Хеншель». Однако хоть это шасси и «поднимало» семитонное орудие, места для размещения боеприпасов и расчета уже не оставалось. Пришлось удлинить шасси почти в два раза — в ходовую часть было добавлено четыре опорных катка. Орудие разместили в открытой сверху боевой рубке с лобовой броней толщиной 45 мм, обеспечив углы горизонтальной наводки — по 7° в каждую сторону, и вертикальной — от -15° до +10°. Новая САУ оснащалась 6-цилиндровым двигателем Maybach «HL 116» мощностью 265 л.с., что позволяло при массе около 35 т развивать максимальную скорость по шоссе 18-19 км/ч.

    К марту 1942 года фирма «Хеншель» изготовила два прототипа САУ, получившей обозначение 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(H). Прототипы имели собственные имена — «Макс» и «Мориц». В середине 1942 года они прошли боевые испытания на Восточном фронте, действуя в составе 521-го Pz.Jag.Abt (батальон самоходных истребителей танков), вооруженного легкими САУ Panzerjaeger I. На фронте из-за частых поломок за самоходкой закрепилась кличка «Sturer Emil» («Упрямый Эмиль»).

    Тактико-технические характеристики немецкой САУ «Sturer Emil» 

    • масса — 35 тонн (полный боекомплект).
    • вооружение — 128-мм нарезное орудие Pak 40 L/61.
    • боекомплект — 15 снарядов.
    • доп.вооружение — 1 курсовой пулемет 7.92 мм MG-34.
    • бронирование — стальное, катаное.
    • двигатель — V6 цилиндровый, бензиновый Maybach HL 116 (300 л.с.).
    • скорость — 18 км/ч (максимальная).
    • экипаж — 5 человек.
    • выпущено — 2 боевых образца, оба принимали участие в боях.
    • примерная стоимость — 190.000 рейхсмарок за одну САУ.

    Германия, война сау, сау макс, сау мориц

    Немецкая САУ «Sturer Emil» с отмеченными на стволе танками.

    Одна САУ была уничтожена в бою, а вторая захвачена Красной Армией под Сталинградом в январе 1943 года. Ствол ее орудия нес отметки о 22 единицах подбитой советской техники. Эта машина демонстрировалась в 1943 и 1944 годах на выставке трофейного оружия, а ныне экспонируется в музее НИИ БТТ Кубинка.

    боевые испытания сау, немецкая самоходка, немецкая сау

    В середине 1942 года САУ прошли боевые испытания на Восточном фронте, действуя в составе 521-го Pz.Jag.Abt

    Оценка самоходки по результатам испытаний была неоднозначной. С одной стороны, ее мощная 128-мм пушка легко пробивала броню любого советского танка. С другой стороны — машина была медлительна, шасси перегружено, ремонт двигателя представлял огромную проблему (он находился прямо под основанием орудия), орудие имело очень ограниченные углы наводки, а боекомплект составлял всего 18 выстрелов (по другим данным — 15 выстрелов). Вполне закономерно, что в серию машина не пошла.

    Из доклада командующего тяжелым истребительным-противотанковым батальоном: САУ «Sturer Emil» уверено уничтожает советские танки с дистанций 1 и 1.2 км, но только если ее позиция скрыта. САУ сильно не хватает маневренности (из за маломощного двигателя), боекомплект слишком ограничен. Лобовое бронирование вполне сносное, однако машина сильно уязвима с фланга и кормы.

    Низкая скорострельность орудия и маленький угол горизонтальной наводки — сильно стесняют ее действия на поле боя.

    По итогу — доклад немецкого командира и выявленные недостатки САУ — остановили ее запуск в серию. Приоритет был отдан другим моделям, но САУ «Sturer Emil» останется в истории как одна из первых моделей с таким мощным орудием.

    Тогда же и начались разговоры о «чудо-оружии», которое сможет изменить ход всей войны. Подобные слухи стали официально немецкой пропагандой, которая обещала народу Германии скорое изменение ситуации на фронтах. При этом достаточно эффективных в глобальном плане (ядерное оружие и его аналоги) разработок в конечной стадии готовности в Германии не было. Поэтому руководство Рейха было вынуждено хвататься за любые сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, которые были способны своей оригинальностью и необычностью наряду с оборонительными возможностями выполнять и психологические функции, внушая народу мысли о силе и мощи государства, которое способно создавать столь сложную технику. Именно в подобной ситуации и был создан и запущен в серию тяжелый истребитель танков – САУ «Ягдтигр». Jagdtiger стал самым тяжелым образцом серийной бронетехники производившейся в годы Второй мировой войны. 

    Jagdtiger

    Проанализировав опыт применения в боевых условиях различных противотанковых САУ и штурмовых орудий, Управление вооружений летом 1942 года обратилось к идее создания полностью бронированных истребителей танков, вооруженных орудиями больших калибров, с высокой начальной скоростью снаряда.

    А осенью того же года Гитлер издал приказ о начале разработки бронированной самоходной противотанковой системы, вооруженной длинноствольным 128-мм орудием. В ходе ее эскизного проектирования, начавшегося в 1943 году, в качестве одного из вариантов рассматривалось перевооружение 128-мм пушкой РаК 44 L/55 самоходки «Фердинанд», однако Управление вооружений продавило использование ходовой части проектируемого танка «Tiger II».

    Деревянная модель новой машины была продемонстрирована Гитлеру 20 октября 1943 года в Арисе. Машина произвела на фюрера самое благоприятное впечатление, и было предписано подготовить в следующем году ее серийное производство. 7 апреля 1944 года Гитлер присвоил новой самоходной установке название «Panzerjager Tiger» (SdKfz 186), а 20 апреля 1944 года фирма «Хеншель» приступила к ее серийному производству. Первоначальный заказ составлял 100 машин, однако до осени 1944 года с производством не ладилось, а 16 октября 1944 года союзники совершили массированный воздушный налет на заводы концерна «Хеншель», сбросив на них около 143 тонн бомб. После этого здесь до окончания войны было изготовлено не более 20 «Ягдтигров». Всего же за время серийного производства немцы успели выпустить около 70 машин, которые по праву считались самыми мощными противотанковыми САУ периода Второй мировой войны.

    Первые «Ягдтигры», вышедшие из ворот завода-изготовителя в марте 1944 года, поступили на вооружение третьей роты 130-го учебного истребительно-противотанкового батальона. После этого все прибывающие на фронт «Ягдтигры» поступали на вооружение 512- и 653-го тяжелых противотанковых батальонов.

    немецкий ягдтигр, противотанковая сау, немецкая артиллерия

    «Ягдтигр» («Panzerjager Tiger» SdKfz 186) . «Ягдпанцер VI», а впоследствии — «Панцерягер Тигр» или коротко: «Ягдтигр».

    В марте 1945 года первая рота 512-го батальона приняла участие в боях у Ремагенского моста. В это время она имела всего половину штатного состава — 6 «Ягдтигров», но тем не менее успешно уничтожала танки союзников, практически не понеся потерь. Вторая рота в апреле 1945 года принимала участие в боях в Рурском районе, здесь ее САУ за пять дней боев подбили 36…40 американских танков.

    Девять «Ягдтигров» 512-го батальона были отправлены в Австрию, где действовали в составе 6-й танковой армии СС. Вечером 9 мая 1945 года остатки подразделения в составе трех САУ, собрав все доступное горючее, прорвались к демаркационной линии, уничтожив по пути два танка ИС-2 и два Т-34, после чего сдались американским войскам.

    653-й тяжелый противотанковый батальон вступил в бой в начале декабря 1944 года в составе 5-й танковой армии, нанеся большие потери наступавшим англо-американским танковым частям. Так 7 декабря один «Ягдтигр», оседлавший перекресток дорог, за три часа уничтожил 19 «Шерманов», не получив за время боя ни одной пробоины (по заверениям немцев, американцы даже стреляли из рук вон плохо и добились всего четырех касательных попаданий за все время боя).

    сау, танки, чертеж, Германия

    «Ягдтигр».Чертеж истребителя танков.

    Сборка ходовой САУ Jagdtiger (как и самого танка Тигр II) была самой трудоемкой операцией, которая существенно задерживала процесс производства. Именно поэтому конструкторским бюро Фердинанда Порше в порядке частной инициативы было сделано предложение об использовании на данной САУ подвески, аналогичной той, что устанавливалась на ПТ-САУ «Фердинанд». 

    Ее особенностью было то, что торсионы находились не внутри корпуса, а снаружи внутри специальных тележек. Каждый из таких продольно расположенных торсионов обслуживал по 2 опорных катка. Выигрыш в массе при использовании такой подвески составлял 2 680 кг. Помимо этого, установка и закручивание торсионов стандартной подвески фирмы Хеншель было возможно только в собранном корпус, в строгой последовательности при применении специальной лебедки. Замена балансиров подвески и торсионов могла выполняться только в заводских условиях. Сборка же подвески конструкции Порше могла выполняться отдельно от корпуса, а монтаж осуществлялся без использования специального оборудования. Ремонт и замена узлов подвески могли осуществляться во фронтовых условиях и не представляли особых трудностей. 

    Всего с подвеской конструкции Порше было изготовлено 7 машин (5 серийных образцов и 2 прототипа), первый «Ягдтигр» с подвеской Порше вышел на испытания даже раньше, чем САУ с подвеской Henschel. Тем не менее, не смотря на все преимущества подвески Порше, по рекомендации Управления вооружений в серию пошла другая машина. Главной причиной были более чем натянутые отношения между известным конструктором и чиновниками министерства, а также поломка одной из тележек в ходе испытаний, которая, к слову, произошла по вине компании изготовителя. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что в Управлении вооружений хотели добиться максимальной унификации между САУ и танком «Королевский тигр». 

    сау, Германия

    «Ягдтигр» с подвеской конструкции Порше. 

    Всего за период с июля по апрель 1945 года в Германии было собрано от 70 до 79 подобных самоходок, поэтому о каком-либо массовом их применении не было и речи. Чаще всего САУ «Ягдтигр» вступали в бой повзводно, или поштучно, входя в состав наспех сформированных боевых групп. Ходовая часть машины была слишком перегруженной, что приводило к низкой подвижности и частым поломкам. По этой причине в конструкции САУ предусматривалась установка двух стационарных подрывных зарядов. Один находился под казенником пушки, второй под двигателем. Большая часть САУ была уничтожена своими же экипажами, при невозможности отбуксировать машину в тыл. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, но любое их появление в бою было большой головной болью для союзников. Установленная на САУ пушка позволяла без проблем поражать любой танк союзников с запредельной дистанции в 2,5 км. 

    Тактико-технические характеристики  Jagdtiger

    • масса: 75,2 т.
    • вооружение: 128-мм пушка StuK44 L/55, 7,92-мм пулемет MG-34
    • боекомплект: 40 снаряда, 1500 патронов
    • бронирование: от 40 до 250 мм.
    • двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с. 
    • максимальная скорость: по шоссе – 36 км/час, по пересеченной местности – 17 км/час
    • габаритные размеры: длина 10,654 м., ширина 3,625 м., высота 2,945 м.
    • экипаж: 6 чел. 
    • запас хода: по шоссе – 170 км., по пересеченной местности – 120 км.

    128-мм пушкой планировалось вооружить и самый крупный танк Второй мировой войны — «Маус» (Тип 205). Несмотря на указание Гитлера, отданное в июне 1943 года, заменить ее более мощной 150-мм пушкой, на единственный полностью готовый прототип танка была установлена башня именно с 128-мм пушкой KwK.44 L/55. Она была установлена в общей литой маске с 75-мм пушкой и пулеметом MG 34. На дне башни размещался компрессор, предназначенный для продувки канала ствола после выстрела. Боекомплект 128-мм пушки составлял 68 выстрелов раздельного заряжания. После установки вооружения, 3 октября 1944 года танк «Маус» (прототип 205/1) испытывался на полигоне в Кумерсдорфе, однако информации о том, проводился ли отстрел вооружения, не имеется.

    С началом войны с Советским Союзом буксируемые зенитки оказались единственными орудиями немцев, способными уверенно поражать советские танки КВ и Т-34 с расстояния в 1,5 км и более. Однако некоторые их конструктивные особенности, в первую очередь высокий профиль, делали их малопригодными для маскировки на местности, а следовательно, для использования в противотанковой обороне. Соответственно, были предприняты усилия по созданию на основе баллистики имеющихся зениток специализированных противотанковых орудий. Так появилась 88-мм противотанковая пушка PaK 43, разработанная фирмой «Крупп» на базе 88-мм зенитки («Gerät 42») и принятая на вооружение в 1943 году. Она без проблем поражала любой танк союзников в лобовую проекцию на всех разумных дистанциях боя.

    противотанковое орудие, 128 мм пушка, трехосный лафет

    128-мм противотанковое орудие фирмы «Рейнметалл-Борзиг» в транспортном положении на трехосном лафете

    Противотанковое орудие Pak 44

    В том же 1943 году немецкие специалисты, в очередных попытках создать Вундерваффе — «чудо-оружие», занялись еще более мощным противотанковым орудием на основе 12,8 cm Flak 40. Работы велись фирмой «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг», которые и представили на испытания свои опытные образцы. Они имели укороченный по сравнению с зениткой ствол (55 калибров против 61) и дульный тормоз типа «солонка» для снижения отдачи.

    противотанковое орудие, Pak 44, чудо-оружие

    128-мм противотанковое орудие Pak 44 фирмы «Крупп» в транспортном (вверху) и боевом (внизу) положении

    Поскольку такой тяжелый ствол установить на имеющиеся лафеты не представлялось возможным, то для транспортировки «рейнметалловского» прототипа фирма «Мейланд», специализировавшаяся на производстве трейлеров, сконструировала особый трехосный лафет с двумя парами колес впереди и одной сзади. При переводе в боевое положение передние колеса поднимались, а задние снимались, и орудие вывешивалось на крестообразных опорах. Но при этом сохранялся высокий профиль орудия, что делало пушку крайне заметной на местности. Для защиты расчета был предусмотрен броневой щит.

    Прототип орудия фирмы «Крупп» устанавливался на специально сконструированный крестообразный лафет, схожий с лафетом 88-мм зенитной пушки Flak 36/37, обеспечивавший круговой обстрел и угол вертикальной наводки от -8° до +45°. В походном положении Pak 44 буксировалась на 4-х колесах с резиновыми шинами, благодаря этому по шоссе буксировка могла осуществляться со скоростью до 35 км/ч.

    По итогам испытаний было решено принять на вооружение «крупповское» изделие. Выпуск противотанковой 128-мм пушки, получившей обозначение Pak 44 L/55, начали в декабре 1943 года и до марта следующего года изготовили 18 таких орудий.

    Из-за очень солидного калибра Pak 44 оказалась единственной немецкой противотанковой пушкой с раздельно-гильзовым заряжанием. Однако благодаря полуавтоматическому затвору скорострельность орудия составляла 5 выстр/мин. Стрельба велась бронебойными (Pzgr.43) и осколочно-фугасными (Sprgr. L/4,5) снарядами. Пушка могла успешно бороться с любым советским, американским или английским танком на запредельных для них дистанциях. Бронебойный снаряд на дальности 500 м пробивал броню толщиной 217 мм, на дальностях 1000 и 1500 м — 200 и 187 мм соответственно. Большая масса снаряда при его попадании в танк в 90% случаев гарантировала его выход из строя даже без пробития брони. Однако у этого «молота Тора» имелись и недостатки — при массе орудия в 10 тонн буксировать его могли только 12- или 18-тонные полугусеничные тягачи, которых было немного. К тому же из-за больших размеров Pak 44 плохо поддавались маскировке.

    Мощное противотанковое орудие Pak 80 

    В феврале 1944 года начался выпуск следующей модификации орудия, получившего обозначение Pak 80. Оно отличалось отсутствием дульного тормоза и первоначально предназначалось для вооружения истребителя танков «Ягдтигр» и супертанка «Маус».

    Несмотря на изначально танковое предназначение, весной 1944 года фирма «Крупп» изготовила на базе Pak 80 буксируемую противотанковую пушку К.81, на крестообразном лафете с четырьмя опорами. Колеса в боевом положении вывешивались. Вес орудия составлял 9378 кг. Однако из-за того, что доводка лафета затянулась, на фронт попали две другие модификации этого орудия, получившие обозначение К.81/1 и К.81/2.

    пушка к81, немецкая сау, противотанковое орудие

    К.81/1 на лафете трофейной советской гаубицы-пушки МЛ-20. Вес этого орудия в боевом положении был «всего» 8302 кг, угол горизонтального обстрела составлял 58°.

    К.81/1 представляла собой качающуюся часть К.81, установленную на лафет трофейной французской 155-мм пушки ЭРР-Т (по немецкой классификации — 15,5 сm К.419(Д). Такие показатели, как скорость буксировки по шоссе, скорострельность и наибольшая дальность стрельбы, остались на уровне Pak 44. Расчет состоял из 15 человек. От броневого щита отказались, однако масса орудия тем не менее возросла до 12197 кг в походном положении. У пушки К.81/2 качающуюся часть К.81 со стволом, оснащенным дульным тормозом, установили на лафет трофейной советской 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (по немецкой классификации 15,2 cm K.H.433/1(r)). По сравнению с К.81/1 орудие «похудело» до 8302 кг, однако в эксплуатации лафет показал себя еще более неудобным, чем французский.

    Тем не менее 25 октября 1944 года состоялось решение Ставки по использованию пушек К.81/1 и К.81/2 в качестве противотанковых. Спустя две недели был утвержден штат отдельной 128-мм батареи (12,8-сm Kanonen-Batterie), в состав которой включалось по шесть К.81/1 или К.81/2, а 22 ноября сформировали уже четыре таких батареи — 1092, 1097, 1124 и 1125-ю. Правда, в их составе имелось всего 10 128-мм орудий (7 К.81/2 и 3 К.81/1). .

    С апреля 1944 по январь 1945 гг. фирма «Крупп» изготовила 132 орудия Pak 80, из них 52 использовались в качестве буксируемых ПТО, а 80 штук — для установки на «Ягдтигр» и «Маус».

    128мм орудие, немецкая сау, немецкая артиллерия

     PaK 80 на Западном фронте.

    Оценивая 128-мм пушку Pak 44/Pak 80, можно сказать, что она оказалась не только самым мощным противотанковым орудием своего времени, но и самым тяжелым противотанковым орудием в истории артиллерии. Даже созданная в конструкторском бюро имени Ф.Ф. Петрова в 1980-х годах 125-мм советская противотанковая пушка СПРУТ-Б имела вес только 6375 кг в транспортном положении. Однако бронепробиваемость Pak 44/Pak 80, составлявшая 200 мм на дальности в 1000 м, была чрезвычайно высокой.

    Flak — суперзенитки Третьего рейха. Самые мощные зенитки Второй мировой войны. Часть 1

    Суперзенитки Третьего рейха. «Воздушные» замки для суперзениток Flak

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

    Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

    Email*

    Молниеносная война. Именно такими словами можно охарактеризовать первый период Второй мировой войны. Быстрое перемещение войск. Фланговые обходы. Глубокие рейды в тыл противника. Механизация армий обрела новые горизонты.

    Это четвертая часть цикла о развитии противотанковой артиллерии Вермахта

    Пролог

    Блицкриг

    Падение Франции

    Немногие понимают: война — это битва не только на поле боя. Война — это битва экономик. Чья экономика сильнее, тот и прав. 

    Экономика

    Переходя к новой теме, стоит привести небольшую математику. Сравнение не очень корректное,  но оно отображает примерный порядок цифр для понимания.

    Стоимость противотанковой пушки 5 cm Pak. 38 и  полугусеничного тягача Sd.Kfz. 10 примерно  20 000 марок. 

    Новейшего штурмового орудия StuG III примерно 82500 марок.

    Для выпуска противотанковой пушки и тягача  использовалось 82 завода. Для выпуска  StuG III только 7. Освоение и выпуск простого изделия требовал меньших затрат на переоборудование заводов, менее квалифицированных специалистов. Наштамповать артиллерию и тягачей за определенный период времени можно на порядок больше. Эффективность выше.

    Моральный дух

    Кроме экономического подхода, имеет место моральное состояние армии. Мало кем учитываемый факт, не освещаемый в широкой прессе. Часто наличие противотанковых пушек носил психологический характер. Отбиваться от танков стрелковым оружием невозможно. Войска  побегут. Но, если у защищающихся есть противотанковые средства, есть надежда отбить атаку. Линия боевого соприкосновения может устоять. Неважно, может ли 3,7 cm Pak 36 пробить лобовую броню тяжелого французского танка B1bis или нет. Когда у войск есть надежда, они будут цепляться за нее и не оставят позиций. Так же и с атакующими. Наступать на пехоту без артиллерии — приятная прогулка. Но, если по броне прилетают снаряды, уже нет оптимизма. Из танка не видно, какие снаряды летят. Всегда есть мысль: «А вдруг пробьют и это твой последний бой?». На начальном этапе конфликта количество преобладало над качеством.

    Стратегия vs Тактика

    Именно тут эволюционное развитие переходит в революционное. Со стратегической точки зрения, на участках главного удара сосредотачиваются необходимые силы. Создаются правильные условия для атаки. Продумывается все до мелочей. Штабисты и снабженцы рассчитывают: в каком количестве накапливаются ресурсы для выполнения поставленных задач. 20 дешёвых пушек 3,7 cm Pak 36 при любом сценарии выгоднее одного самоходного бронированного орудия. Такая тенденция прослеживается до летней кампании 1941 года и начала активного перевооружения армии на новые образцы оружия.

    Согласно тактике, за главными ударными силами идет поддержка в лице противотанковой артиллерии. Перекатить по полю боя 350-ти килограммовую 3,7 cm Pak 36 просто. Но если речь идет о 5 cm Pak 38, весящей 900кг, или о более мощной 7,5 cm Pak 40, весящей 1500 кг… Выходит так, что поддерживать наступающие войска не может ни одно орудие. Молниеносная война рассыпается как карточный домик. Нет взаимодействия между разными родами войск. В стратегическом плане все  красиво, но на тактическом уровне в атаке не участвует артиллерия. Атакующие остаются без поддержки. Одна дорогая самоходка в атаке оказывается лучше.

    Виды самоходной противотанковой артиллерии

    Делений много. Мне нравится такое:

    1. Самодельная самоходная артиллерия

    Ремонтные мастерские на местах из подручных средств создают новые единицы боевой техники. Очень распространенное явление в начале и в конце Второй мировой войны. 

    2. Заводская модернизация

    Изначально модернизации подвергалась трофейная техника. Позже прибегали к модернизации устаревшей или подбитой. Модернизация получила широкое распространение. Применялась всеми сторонами конфликта на протяжении всей войны.

    3. Специально созданные

    Спроектированные в инженерных институтах машины для уничтожения танков. Узкая специализация с максимальной эффективностью.

    4. Waffentrager — платформы для установки противотанковой артиллерии

    На имеющиеся шасси устанавливали платформу (основание). На платформу крепили обычное полевое орудие с минимальными изменениями (заводская модернизация для максимального облегчения и удешевления получившегося гибрида). Широкое использование имевшихся узлов и агрегатов.

    5. Тяжелые бронеавтомобили. 

    Широкий потенциал модернизации позволил приспособить этот вид техники не только для защиты десанта, но и уничтожения бронетехники.

    Panzerjäger I

    Шел 1938 год. Германия провела аншлюc Чехословакии. Получила доступ к складам вооружения и заводам. Огромнейшие объемы техники, пушек и стрелкового вооружения. Одним из самых распространенных противотанковых средств Чехословакии была 47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz. 36. По немецкой классификации переименованная в PaK. 36(t) L/43.4.  Все в этой пушке было хорошо. По многим параметрам превосходила немецкую  3,7 cm Pak 36.

    У пушки только один недостаток.  Она создавалась для конной упряжи, что не позволяло транспортировать орудие быстрее 10-15 км в час. Это напрямую противоречило немецкой концепции молниеносной войны. Экспериментально пушку установили на шасси устаревшего танка Pz.Kpfw.I

    Около 30  гибридов попали во французскую кампанию лета 1940 года. Получили наивысшую оценку по своей эффективности. По полю боя лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Но это был скорее эксперимент, чем реальное направление инженерной мысли. Трофейные и морально устаревшие экземпляры техники пытались использовать по прямому назначению без лишних затрат.

    Panzerjäger 35R

    Оккупация Франции принесла огромный урожай разношерстной техники и вооружения. Большая  часть не соответствовала немецкой концепции проведения боевых действий. Например, французский пехотный танк R 35 имел скорость по шоссе 20 км\ч. Против 40 км\ч у немецкого Pz.Kpfw. II. Его нельзя было встроить в наступающие клинья бронетанковых войск. И выбросить жалко. Танк был модернизирован. Преобразован в противотанковое самоходное орудие, где скорость не играет существенной роли.

    До начала летней кампании 1941 года в Советской России противотанковая самоходная артиллерия носила исключительно практичный подход, занимая нишу удобства и комфорта.

    Продолжение следует…

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Евро на французском языке произношение
  • Спряжение глагола одеваться во французском языке
  • Как пишется по латыни николаевич
  • В подземелье я пойду ранобэ на английском
  • Как сказать время на английском языке таблица