Немецкие базы в тылу ссср

Этот рассказ — продолжение статьи «Свастика над Арктикой», в которой говорилось о событиях в Заполярье в период с 1931 по 1941 годы. Сейчас речь пойдет о том, что происходило во время Второй Мировой войны в Арктике.

Война в Заполярье носила иной характер, чем на остальной территории Советского Союза. Даже началась она на семь дней позже, 29 июня 1941 года. Попытка немцев с ходу прорвать границу и захватить Мурманск провалилась. Долина, в которой были остановлены немцы, сейчас называется Долина Славы. Мурманчане её также называют долиной смерти…

В Муста-Тунгури фашисты так и не смогли перейти Государственную границу СССР! Всю войну здесь простояли, не тронутые, пограничные столбы.

На Севере война шла, в основном, в воздухе и на море. В небе она началась то же не сразу. Гитлер планировал воспользоваться возможностями Мурманского порта, и первоначально у люфтваффе был приказ – Мурманск не бомбить. Только после того, как сухопутное наступление захлебнулось и началась позиционная война, люфтваффе начала методически уничтожать город и порт. Перед Северным флотом СССР ставилась глобальная задача – удержать стратегическую обстановку для прохождения конвоев союзников в Мурманск, Архангельск и Молотовск (нынешний Северодвинск), и своих конвоев в Арктику, на восток. Исходя из этого, можно сформулировать задачи немцев в советской Арктике.

Во-первых, немецкому командованию была жизненно необходима информация о метеорологических условиях, как сейчас говорят «в режиме реального времени», в советском секторе Арктики. Эта информация была необходима для «волчьих стай Денница» — групп немецких подводных лодок, действующих в арктических водах. Дело в том, что авиация, базирующаяся на аэродромах Норвегии, перекрывала не все маршруты судов, которые немцы хотели контролировать. Единственным средством, позволяющим решить эту задачу, были подводные лодки. Но им нужна была информация о погоде и ледовой обстановке. Частично эту информацию им давали специальные немецкие метеорологические разведывательные корабли (наверное, это единственный случай во время Второй Мировой войны, когда регулярно применялись подобные суда). Но к востоку от Шпицбергена действовать они не могли. Единственным способом получения метеорологических данных были тайные немецкие метеорологические базы.

Во-вторых, реально, и это правда, немецкие подводные лодки действовали и в Карском море, и восточнее. Подводные лодки во время Второй Мировой имели весьма большой радиус действия, но все равно требовали дозаправки и отдыха экипажей. Так в Арктике появились базы для подводных лодок.

В-третьих. Вот это «в-третьих» спорно и непонятно. После войны были найдены базы, назначение которых неясно до сих пор.

Северный флот вел активную борьбу с немецкими подводными лодками. «На войне, как на войне», борьба шла с переменным успехом. Но об арктических базах немцев руководство флота не знало. Первые упоминания об этих базах появились только в конце 40-х – начале 60-х годов, когда исследования советского сектора Арктики стали регулярными. В советское время о таких находках молчали, информация стала просачиваться только после развала СССР.

Сколько всего было немецких станций и баз в советской Арктике, доподлинно не известно. Ниже будет рассказано только о тех, что были обнаружены после войны.

По теме

На реке Лена в Иркутской области столкнулись теплоходы

1429

Два теплохода столкнулись на реке Лена в Иркутской области. В результате происшествия один из теплоходов сел на мель.

Метеорологические станции и базы

Самой известной из всех секретных баз нацистов в советском секторе Арктики считается тайный опорный пункт метеоэкспедиции с радиопозывными «Кладоискатель». Он существовал в 1943—1944 годах (имеются данные, что склады-базы советские летчики наблюдали еще в 1942 году) на самом западном острове архипелага Земля Франца-Иосифа — острове Земля Александры.

Метеорологический отряд под руководством лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса был доставлен на остров из Тромсё на борту парохода «Кединген». Часть снаряжения отряда была доставлена на самолете. Экспедиция начала свою работу 15 октября 1943 года. Весной-летом следующего года личный состав отравился медвежьим мясом, и немецкие полярники в спешном порядке были эвакуированы на самолете. Впервые об этой секретной базе нашим историкам удалось узнать в сентябре 1951 года, когда сооружения были случайно обнаружены специалистами советской изыскательской партии под руководством Топоркова из «Арктикпроекта».

И этот феномен даже сегодня сложно объяснить. Ведь впервые фашистский самолет типа Do-215, круживший над архипелагом, был замечен советскими летчиками Полярной авиации в марте 1941 года. Во время войны наши полярники наблюдали здесь признаки явного присутствия нацистов. А экипаж Ильи Мазурука (знаменитого советского полярного летчика) — еще и работу неизвестной радиостанции, красные ракеты, чужой склад продовольствия, закрытый металлической сеткой от медведей. И все же лишь 12 сентября 1951 года, когда в пролив Кембриджа, разделяющий острова Земля Георга и Земля Александры, пришел ледокольный пароход «Семен Дежнев», советские специалисты осмотрели остров. Здесь, недалеко от края восточного ледника, в точке с координатами 80 градусов 50 минут северной широты и 47 градусов 04 минуты восточной долготы, была найдена фашистская метеостанция: пять блиндажей примерно на три десятка человек, метеоплощадка и антенная радиомачта.

Метеостанция находилась в полукилометре от берега, на высоте тридцать метров над уровнем моря. Она была незаметна с берега. Жилой бревенчатый бункер состоял из семи комнат — аппаратной, спальни, столовой, кухни, кладовых. На четверть сооружение было зарыто в грунт, а его верхняя часть в целях маскировки была выкрашена белой масляной краской. Жилой бункер окружали окопы с пулеметными гнездами, в которых были найдены два ротных миномета, несколько ручных пулеметов, большое количество боезапаса и мощная радиостанция. В солдатском блиндаже были брошены секретные уставы и журналы метеорологических наблюдений.

Неподалеку на прибрежной осушке лежала небольшая моторная лодка, а в пяти километрах от нее под тентом была брошена компактная, но мощная радиостанция, антенная стойка которой представляла легко убирающееся подобие колодезного журавля. Позже удалось узнать, что на подходах к метеостанции было выставлено минное заграждение из дюжины мин гальванического действия с централизованной системой управления.

По всему было видно, что тайная база была покинута с большой поспешностью. При этом склад продовольствия и важные механизмы базы не были уничтожены. После знакомства с брошенными документами было установлено, что советские гидрологи нашли базу военно-морской метеорологической и пеленгаторной службы кригсмарине № 24, созданную германской метеорологической экспедицией «Кладоискатель». Эти же бумаги позволили установить, почему она была поспешно брошена. Метеорологическая база успешно действовала до конца мая 1944 года. Тогда на мыс Нимрод ушла очередная группа наблюдателей, а оставшиеся в основном лагере полярники после удачной охоты отравились медвежьим мясом и заболели трихинеллезом!

Но лишь через месяц, когда группа с Нимрода вернулась назад, в Тромсё узнали о происшествии. На помощь заболевшим немецким полярникам с норвежской авиабазы Банак прибыл самолет FW-200 (3-й отряд 1-й авиагруппы 40-й бомбардировочной эскадры), с которого на парашютах была десантирована медицинская бригада и сброшено медимущество. По неизвестной причине FW-200 почти шесть часов кружил над территорией метеостанции, но так и не смог приземлиться. Эвакуация экспедиции состоялась только 7 июля 1944 года, когда гидросамолет BV-138 все же вывез всех «кладоискателей».

По теме

Магазины бывшей Zara заработают в России под новым названием до конца весны

2224

Как сообщили в Минпромторге, магазины Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho откроются в РФ под новыми названиями в апреле-мае.

Уже после войны удалось узнать, что в конце летней навигации 1944 года в пролив Кембриджа пришла подводная лодка U-387 (командир обер-лейтенант Рудольф Бухлер). Она сняла здесь все наиболее ценное оборудование и метеоаппаратуру и 9 октября доставила груз в Нарвик. Затем снова вышла в море и сняла метеооборудование экспедиций, работавших на берегу новоземельского залива Иностранцева и на острове Медвежий — скорее всего, со станций, которые закончили свою деятельность.

Базы подводных лодок

На острове Земля Александры была не только метеорологическая база, но и база для подводных лодок! Нашли ее в несколько заходов. Дело в том, что у метеорологической базы был свой аэродром! Да-да, в тундре были проложены специальные металлические пластины и создана дренажная система для отвода грунтовых вод. Удивительно, что в 50-е годы рядом с этой взлетной полосой был построен аэродром для советской полярной авиации…

U-387

U-387

В начале 50-х годов один из летчиков экипажа Ильи Мазурука, приходивших осматривать немецкую взлетно-посадочную полосу, случайно наткнулся на вентиляционные шахты, уходящие внутрь скалы. Правда, он успел осмотреть лишь внешнюю часть грота и все, что находилось поблизости от здешнего входа, однако внутрь сооружения спуститься наш летчик не успел, так как начался прилив и вход в подскальную базу стал уходить под воду. Если судить по воспоминаниям В. Бабанова и И. Мазурука, вход в подскальную базу расположен где-то в районе между озером Пинегина и бухтой Дачная или недалеко от восточного ледника. Возможно, здесь речь идет о нескольких входных гротах. База включала в себя две хорошо замаскированные, но достаточно комфортабельные казармы, вместительные продовольственный и топливный склады, склад оружия для подводных лодок и даже небольшую ремонтную мастерскую. Все они были рядом — в «двух шагах» от причалов немецких субмарин. Здесь же были сооружены два подскальных пирса, один из которых был предназначен для погрузки минного и торпедного боезапаса, другой — для ремонтных работ и зарядки аккумуляторных батарей. Небольшой штрих. По соседству с входными знаками бухты Северная в скалу вмурованы мощные швартовые кольца, которые внешне очень похожи на такие же кольца, вмурованные в 1940 году в скалу в губе Большая Западная Лица на «Базе Норд».

Таким образом, открылось, что одним из основных тайных опорных пунктов немцев в советской Арктике был остров Земля Александры, на котором располагались метеостанция, база подводных лодок и взлетно-посадочная полоса!

Однако, такие базы располагались не только на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

С 5 по 20 августа 1943 года экипажем подводной лодки U-255 (входила в группу подводных лодок «Викинг», оперирующей в советской Арктике) на северо-восточном берегу архипелага Новая Земля был создан пункт заправки гидросамолетов-разведчиков BV-138 (в 60 километрах от мыса Желания, взлетная полоса на мысе Константина).

U-255

U-255

Замысел создания такого заправочного пункта был прост по своему содержанию, но оказался сложен в исполнении. С помощью корабля кригсмарине, реже — самолетов люфтваффе, в укромную и безлюдную бухту доставлялись небольшая группа обеспечения и плавёмкости или бочки с авиационным топливом. Здесь бочки складировались. В назначенное время в бухте садился немецкий гидросамолет и, стоя на якоре, ожидал прибытия к борту резиновой шлюпки, буксировавшей к нему топливные емкости. После ее швартовки, топливо с помощью специального насоса перекачивалось в баки прилетевшего гидросамолета. На перекачку одной бочки керосина требовалось приблизительно десять минут, а на заполнение всех баков — в среднем шесть часов. Сложность заправки даже одного гидросамолета заключалась в том, что при самой хорошей организации перекачки, крылатая машина оставалась «привязанной» к району маневренного пункта не менее, чем на десять часов.

По теме

В Европе выступили за отказ от новых машин на бензине и дизеле

1100

Депутаты Европарламента поддержали инициативу по запрету с 2035 года продажи машин на бензине и дизеле. Эта инициатива преследует цель по снижению выбросов для исполнения климатических обязательств.

Не забыли нацисты и о Береге Харитона Лаптева. Здесь, на берегу бухты Волчья (архипелаг Норденшельда) в 1946—1947 годах было обнаружено еще одно продовольственное депо гитлеровцев. Там сохранился большой запас норвежских и датских консервированных продуктов и растительного масла, а также склад осветительных ракет «Nicolaus». Более того, на островах Мона сразу же после войны было обнаружено место для отстоя немецких подлодок с большим количеством пустых банок из-под различных консервов и пустых бутылок из-под «Hermann Meyer, Berlin» и датского брусничного сиропа.

Для тайного ремонтного пункта нацистских подлодок были выбраны самые безлюдные места нашей Арктики — вышеупомянутые бухта Волчья и Ледяная гавань, берег островов Мона и Вардропер и бухта Слободская (у восточного берега в Енисейского залива). А с 1944 года еще и остров Столб в дельте реки Лены, и остров Капля в архипелаге Северная Земля.

Непонятное

Все то, о чем было рассказано в предыдущих главах, хоть и неожиданно, но вполне объяснимо логикой войны. Подводным лодкам и авиации, действующим на гигантских просторах Арктики, нужны базы для заправки топливом и ремонта. Но были найдены базы, назначение которых неясно до сих пор. По этому поводу можно только строить версии…

Сначала факты. Самый отдаленный опорный пункт фашистов был создан в дельте реки Лена. По воспоминаниям видевших секретную базу нацистов, она была создана на плоском острове, укрытом от ветров высокой скалой на левом берегу безымянной протоки. Для надежности — имела выход в море Лаптевых сразу через две протоки: Быковская и Исполатова. В тайной базе был построен двухсотметровый бетонированный причал высотой до пяти метров. На причале через каждые десять метров были вмурованы швартовные кнехты. Большая пещера, к которой примыкал причал, сверху была укрыта многометровыми скальными породами на всю длину. Площадка, на которой было складировано примерно шестьсот бочек с соляркой и керосином, по триста литров каждая, была так же укрыта за скалой и соединялась с причалом узкой рельсовой колеей.

Как такое количество топлива было доставлено так далеко на советскую территорию? Если в этом не приняли активного участия моряки «Кометы» (см. первую часть статьи), тогда вопрос пока придется оставить без ответа. Громко о базе на реке Лена заговорили в 1984—1985 годах. При этом, редакции газет «Советская Россия» и «Комсомольская правда» даже планировали организовать сюда специальные экспедиции. Однако по ряду причин ни одна из них не состоялась, а открытая информация о находке, за исключением двух-трех коротких сообщений в газетах, исчезла.

Версии. Одна из версий заключается в том, что по немецким планам переход рейдера «Комет» должен был быть не единственным, и база на реке Лена – своеобразная база для надводных рейдеров кригсмарине.

«Комет»

«Комет»

Другая версия более замысловата. Немцы впервые, еще во времена 1 мировой войны, стали использовать транспортные подводные лодки и подводные лодки-танкеры. Подводные лодки XIV серии предназначались для перевозки 700 тонн дизельного топлива при собственном водоизмещении в 1932 тонны. В немецком флоте их называли «дойными коровами». Были специализированные подводные лодки для перевозки торпед или других грузов. Все это имеет значение вот почему. Расположенный в Печенгском заливе (залив Петсамо) городок Лиинахамари имел важнейшее стратегическое значение, и еще до войны там переплелись интересы Германии, Англии и США. Все дело в комбинате по добыче никеля. В конце концов, немцы подмяли (хоть и не без проблем) его под себя. Из залива Петсамо в Германию пошли транспорты с никелем в Германию. Но есть версия, что Петсамо был своеобразной перевалочной базой для неких грузов из нашей Арктики. Нацистские субмарины через порт Лиинахамари, а возможно, и минуя норвежские базы, скрытно шли вокруг северной оконечности Новой Земли к нашим сибирским берегам. До июня — июля 1943 года этот маршрут заканчивался где-то в районе шхер Минина, а летом 1944 года вытянулся до реки Лена. Происходила странная активная деятельность на советском Севере. Например, в статье Черепкова А. Контрразведка Смерш Северного флота. // Морской сборник, № 6, 2003. С. 80, Боевая летопись Военно-Морского Флота 1944 г. М., 2006. С. 46. рассказывается, что по данным НКВД СССР некие немецкие подлодки приходили к берегам нашей Сибири, высаживали здесь каких-то людей, иногда здесь же ожидали их, а потом забирали своих агентов из отдаленных заполярных стойбищ.

В этой статье изложены малоизвестные факты о Великой отечественной войне в Заполярье. Одну из баз можно было увидеть в репортаже по ТВ о метеостанции на острове Земля Александры. Об остальном мы можем только догадываться. Арктика умеет хранить свои тайны…

Немецкие базы в советском тылу

Немецкие базы в советском тылу

Ранним утром 5 ноября 1942 года с аэродрома под Архангельском взлетели два тяжелых истребителя, ведомые летчиками Александром Устименко и Виктором Горбунцовым. Полет был секретным, и на борту одного из них в качестве пассажира летел полковник Федор Попов, только что назначенный начальником штаба ВВС Краснознаменного Балтийского флота. И хотя полет проходил в нашем тылу над безлюдными местами, самолеты в пункте назначения не появились…

В середине 1980-х годов геологи сообщили, что видели в тундре разбитый военный самолет времен войны. Это был один из исчезнувших в далеком 1942 году истребителей. Летом 1988 года группа «Поиск» Архангельского гарнизона обнаружила истребитель. При осмотре фюзеляжа на нем были найдены пробоины от пуль авиационного немецкого пулемета! Но немецкие истребители не могли тогда долететь до этого района. Значит, поблизости на советской территории была их тайная база!

Наши летчики старательно осмотрели этот район, произвели его фотосъемку и в июле 1989 года близ Окулова озера обнаружили заброшенный аэродром. Немецкий! Взлетно-посадочная полоса была покрыта листами рурской стали, неподалеку стояли замаскированные полуразвалившиеся строения. На бочках из-под горючего красовалась свастика!

Оказывается, в 1942 году немцы, кроме того, создали секретную базу в бухте Нагурского на Земле Франца-Иосифа, а на Земле Александры поставили свою метеостанцию. Еще одна база — для отстаивания немецких подводных лодок — обосновалась на Новой Земле, в 25 километрах к югу от мыса Желания. А в июле 1942 года советские летчики обнаружили базу подводных лодок немцев в губе Велушья. Пользуясь безлюдьем нашего Севера, немцы обнаглели настолько, что устроили прямо на сибирском побережье еще одну метеостанцию, причем подземную. Ее обнаружили лишь в 1980-х годах. Станция имела выдвижные телескопические антенны и перископ для наблюдения за окружающей местностью. Когда станцию обнаружили, на ее топливном складе еще оставалось несколько тонн угля и столько же солярки. К концу войны на станции вышел из строя передатчик, и немцы аккуратно законсервировали оборудование, встали на лыжи и пошли сдаваться в ближайший населенный пункт.

С этой секретной немецкой метеостанцией произошел курьезный случай. Немцы, не мудрствуя лукаво, передавали азбукой Морзе метеосведения… советским метеокодом!

— Мы знали об этой странной метеостанции, — вспоминал много лет спустя один из бывших работников Севморпути. — Ведь все наши северные метеостанции были на учете. Но решили, что раз уж немцы организовали там станцию и регулярно передают сводки, то пусть действуют и дальше, благо наших метеостанций в этом совершенно безлюдном районе не было. Так и работали наши супостаты почти до конца 1944 года…

Ранее, в 1931 году, над этими районами пролетел немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» (якобы с научными целями). Позже выяснилось, что с него проводилась тщательная аэрофотосъемка по всему маршруту. Значит, к созданию тайных баз на нашей территории немцы готовились давно.

Но не только безлюдный Север привлекал внимание немецкой разведки. Поздней осенью 1941 года в Токио был арестован наш разведчик Рихард Зорге. Следствие показало, что он сумел внедриться в германское посольство и широко использовал в интересах советской разведки немецкого посла, генерала Ойгена Отта, и уполномоченного гестапо, штандартенфюрера Йозефа Мейзингера. Гитлер пришел в ярость от этого известия и потребовал сурово наказать виновных. Однако добраться до Токио в те годы им было нелегко. Даже путь до Маньчжурии с аэродрома на советской территории составлял свыше 7 тысяч километров.

В распоряжении немцев был лишь дальний разведчик «Фокке-Вульф-200», способный преодолеть без посадки максимум 3500 километров. Требовалось соорудить на середине маршрута, в далеком советском тылу, аэродром для промежуточной посадки и дозаправки самолета.

Трассу сверхдальнего полета наметил полковник Ровел, занимавшийся еще до войны секретной разведкой западных районов СССР. Она проходила над пунктами: Таганрог — Элиста — остров Барса-Кельмес на Аральском море — пустыня Муюн-Кум — озеро Балхаш — Урумчи — Гоби — Хайлар. Промежуточный аэродром предполагалось оборудовать силами десанта в западной части побережья озера Балхаш.

Возможно, хорошо продуманная немцами операция прошла бы успешно, и в нашем глубоком тылу обосновался бы еще один их тайный аэродром. Но блестяще сработали наши разведчики в Париже, заполучив план этой операции. Остальное, как говорится, было делом техники…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

В Советском посольстве

В Советском посольстве
В посольстве СССР беседуют о Гитлере. Немецкий барон, полковник рейхсвера, одетый в штатское, поднимается на лифте в маленький салон, украшенный фотографиями Ленина и Сталина. Этот юнкер, бывший член «Стального шлема», чувствует себя вполне

7.6. Немецкие ракеты в Советском Союзе

7.6. Немецкие ракеты в Советском Союзе
Успехи ракетчиков Третьего рейха произвели сильное впечатление не только на американских военных – весть о ведущихся в Пенемюнде работах дошла и до генералитета Красной Армии.В августе 1945 года, после завершения работы Потсдамской

В советском посольстве

В советском посольстве
Рузвельт вначале отклонил приглашение остановиться в советском посольстве. Он объяснял, что чувствовал бы себя более независимым, не будучи чьим-то гостем. Кроме того, он уже раньше отклонил приглашение, полученное от англичан, и мог теперь обидеть

ВСПЫШКА АНТИСЕМИТИЗМА В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ.

ВСПЫШКА АНТИСЕМИТИЗМА В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ.
На самом деле до «полной победы» советских людей над этим злом, о чем Михоэлс и Фефер возвестили на митинге в Лос-Анджелесе, было еще далеко. Ибо колоссальный социальный стресс военного времени (среди причин которого можно назвать

О «советском антинорманнизме»

О «советском антинорманнизме»
Теория Арне в редакции Стендер-Петерсена, переведенная в проценты Клейном и его учениками, не вызвала сомнений у других «советских антинорманнистов» по той причине, что к 1970 г. археологи монополизировали варяго-русский вопрос, объявив свой

8.1. О каких женщинах мечтают немецкие мужчины? И о ком мечтают немецкие женщины?

8.1. О каких женщинах мечтают немецкие мужчины? И о ком мечтают немецкие женщины?
Приведу вначале результаты социологического опроса. Мужчин спросили: «Какие качества вы больше всего цените в женщинах? Выделите из списка 5 самых главных качеств». Такие же вопросы были

В СОВЕТСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ

В СОВЕТСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ
Рузвельт вначале отклонил приглашение остановиться в советском посольстве. Он объяснял, что чувствовал бы себя более независимым, не будучи чьим-то гостем. Кроме того, он уже раньше отклонил приглашение, полученное от англичан, имог теперь обидеть

3. Подрывная деятельность агентов международного империализма в советском тылу

3. Подрывная деятельность агентов международного империализма в советском тылу
Империалистические государства не ограничивались созданием военных фронтов против Страны Советов. Они всячески насаждали и укрепляли свою агентуру в советском тылу. Империалистическая

В советском классе

В советском классе
В 1934 г. инспектор К. И. Львов описывал, как в колхозе имени Карла Маркса среди киргизских гор построили новую школу с просторными классами и всем необходимым оборудованием в них, а также хорошей столовой, помещениями для внеклассных занятий и рукоделия.

Глава шестая КАДЕТЫ И ЮДЕНИЧ. ПОДРЫВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ

Глава шестая
КАДЕТЫ И ЮДЕНИЧ. ПОДРЫВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ
•Когда стали рушиться надежды империалистов Антанты на успех наступления Колчака, они сделали ставку на Деникина и Юденича. И в то время как Деникин двигался с юга на Москву, с запада к Петрограду

3. ТРУДОВОЙ ПОДВИГ РАБОЧИХ И КОЛХОЗНИКОВ УКРАИНЫ В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ

3. ТРУДОВОЙ ПОДВИГ РАБОЧИХ И КОЛХОЗНИКОВ УКРАИНЫ В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ
Размещение перебазированных предприятий. Важнейшей задачей партийных, советских, профсоюзных и хозяйственных органов было налаживание работы перебазированного оборудования предприятий в районах их

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ УССР В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ УССР В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ
Вклад коллективов научно-исследовательских учреждений и вузов в укрепление обороноспособности страны. К концу 1941 г. работники эвакуированных научных учреждений, вузов, театров, творческих организаций, с

Советский
Союз был таким большим и необъятным, что в глубине его территории и на
его окраинах немцы развернули свои базы, не сильно опасаясь их
обнаружения. Одной такой секретной базой был аэродром недалеко от
Архангельская, в годы войны его так и не вычислили.

Поиски
в архивах затянулись на 5 лет и в 1992 году он был найден в 200
километрах от города у озера Окулово (65.798660, 41.931257). Самолеты
садились прямо на песчаную косу. На этом аэродроме находились не только
летчики и обслуживающий персонал, там находился и большой
десантно-диверсионный отряд.

Известно, что в дельту реки Лена
шла U-534 под командованием обер-лейтенанта Герберта Ноллау, а это
вообще очень далеко от каких либо зон боевых действий (3500 км). Зачем
немцы туда направлялись, какие грузы были на борту или кого они должны
были там забрать?

Фильм Юрия Абарина.

«Партнер» №4 (223) 2016г.

Самолеты люфтваффе взлетали из архангельской тайги

Юрий Переверзев (Аугсбург)

Триумфальное шествие немецко-фашистских войск, захвативших летом и осенью 1941 г. огромные территории на западе Советского Союза, неожиданно для Гитлера закончилось крупным поражением под Москвой. Разработанный до мельчайших деталей план парада вермахта на Красной площади был сорван.

Однако руководство вермахта не теряло веру в окончательную победу немецкого оружия. Генерал-фельдмаршал фон Бок, виновный, по мнению Гитлера, в поражении под Москвой (он командовал группой армий «Центр»), предложил дополнить существующую тактику борьбы с противником новым направлением. Он считал необходимым создать в советском тылу немецкие опорные пункты – аэродромы «подскока», на которых бомбардировщики люфтваффе могли бы дозаправляться для полетов вглубь территории противника. Первым шагом, необходимым для реализации этого плана, являлась организация аэродромов в глухих малонаселенных восточных районах Архангельской области и Республики Коми. Затем надо было расширить эту операцию на другие области советского Севера.

Гитлеру идея понравилась, и он утвердил план конкретной операции, получивший название «Тайга». Предполагалось, что скрытые в тайге аэродромы «подскока» станут плацдармом для «коренного поворота» в войне. Они будут служить для дозаправки немецких самолетов, прилетающих туда из Финляндии или Норвегии и направляющихся для нанесения ударов по крупным промышленным районам СССР, в первую очередь, по Москве и Уралу, где в это время активно поднималась промышленность, эвакуированная из западных районов СССР.

К проведению операции немцы готовились тщательно. В концлагерях советских военнопленных агенты гестапо и абвера выискивали уроженцев Пинежья (района Архангельской области с центром в поселке Пинега), побережья рек Мезень и Печора. Используя полученные сведения, офицеры вермахта выбирали оптимальные места для размещения тайных аэродромов. Тогда же им стало ясно, что скрыто соорудить аэродромы и начать их функционирование в архангельских лесах можно только в зимнее время, в период, когда реки и озера покрыты панцирем льда более чем полуметровой толщины. Они были вполне пригодны для создания взлетно-посадочных полос для приема тяжелых машин с грузами, необходимыми для строительства уже наземных аэродромов. В другой сезон создание таких взлетно-посадочных полос потребовало бы вырубки просек в тайге, что демаскировало бы объекты ввиду возможного их обнаружения местными жителями. Но пока гитлеровские офицеры «колдовали» над картами, зима 1941-1942 гг. закончилась.

К реализации плана «Тайга» немцы вернулись летом 1942 г. К этому времени ленд-лиз уже набирал силу. Однако во втором полугодии 1941 года основным путем поставок американского и английского вооружений в Советский Союз был северный морской маршрут, идущий вокруг Скандинавии. Он был самый коротким, но и самым опасным. По нему доставлялось около 40% объемов ленд-лиза, причем 15% отправленных из США, Англии или Канады грузов не доходили до Мурманска и Архангельска. «Заслуга» в потере кораблей с грузами, предназначенными для воюющего Советского Союза, принадлежала немецкой авиации и флоту.

Спустя много лет после окончания войны выяснилось, что немецкие субмарины базировались не только в Норвегии и на Шпицбергене, но и на советском Севере. В то время интерес к Арктике приобрел для нацистской Германии стратегический характер. Прежде всего из-за возможности контроля над Северным морским путем – кратчайшим маршрутом снабжения Красной армии союзниками. Кроме того, это позволяло в перспективе наладить переброску боевых кораблей и подводных лодок рейха в Тихий океан, превратив военный союз Германии с Японией из эфемерного в реальный.

Для обеспечения подводного флота рейха на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа и даже в устье Лены немцами были созданы тайные метеостанции и базы. Немецкие субмарины безраздельно хозяйничали в советском Заполярье. Например, в июле-августе 1942 г. лодка U-601 уничтожила полярную станцию на острове Южный Новой Земли, затем потопила пароход «Крестьянин» и караван с рабочими порта Нарьян-Мар, а также атаковала в районе Новой Земли советские тральщики и сторожевики.

Примером тайной базы служит случайно обнаруженный в 1975 г. летчиками санитарной авиации на одном из необитаемых островов в устье Лены склад с аккуратно сложенными трехсотлитровыми бочками для солярки и керосина (больше пятисот бочек), на которых было выштамповано «Krigsmarine», свастика и дата – 1940. За площадкой с бочками находился бетонированный спуск к воде, по которому была проложена рельсовая колея, заканчивающаяся на бетонированном причале с вмурованными в него причальными кнехтами. Всё это было сделано с немецкой тщательностью.

Несмотря на приближающийся крах, очевидный для большинства немецких военачальников, все заполярные базы рейха функционировали до апреля 1945 г.

Тайные базы немецких подлодок сыграли свою роль и в реализации плана «Тайга». К лету 1942 г. немецкое командование сосредоточило в Норвегии огромные материальные и людские резервы для борьбы с конвоями союзников. Часть этих сил было решено бросить на осуществление плана «Тайга». С этой целью в район Карского моря был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с гидропланами «Арадо-196» на борту. На гидропланы были нанесены камуфляж и маркировка, принятые в советских ВВС. Их спускали с борта крейсера на воду. Белыми полярными ночами на минимальной высоте они уходили на юг к заранее намеченным рекам и озерам в глубине Пинежского района. В обезлюдевших во время войны северных лесах «Арадо» высаживали спецподразделения егерей, выгружали баки с горючим, радиостанции, продукты и, конечно, оружие для солдат, остававшихся для обслуживания прибывающих самолетов и охраны аэродромов.

 Заправка гидросамолетов горючим и их загрузка для новых вылетов осуществлялась не только с «Адмирала Шеера», но и с субмарин, которые служили своеобразными танкерами, доставлявшими горючее для приводнившихся около них гидропланов.

Одновременно с началом полетов гидропланов в архангельские леса люфтваффе обрушила удары на Кировскую железную дорогу, на Мурманск, Молотовск и Архангельск. При этом немецкие бомбардировщики надвигались не с запада или северо-запада, а с востока. Тогда это объяснялось советским военным руководством как просто уловка противника, чтобы сбить с толку противовоздушную оборону города. Но это был первый эпизод, который должен был заставить задуматься, с каких же аэродромов летели бомбардировщики бомбить Архангельск?

Конечно, основной целью немецкой авиации было нарушение снабжения советских войск. Но второй, тоже немаловажной целью, являлось стремление отвлечь внимание советской разведки от подготовки немцами бомбардировок удаленных от фронта советских промышленных объектов. Немецкое командование знало, что Красная армия испытывает острую нехватку зенитных орудий и не имеет возможности обеспечивать прикрытие районов, до которых ни один вражеский самолет реально не мог долететь.

Дважды план «Тайга» оказывался на грани провала, но советские разведывательные органы отвергали любое предположение о возможности появления врага в тыловых архангельских лесах. Они не поверили показаниям пойманного дезертира Красной армии, некоего Порохина, уроженца Пинежья, рассказавшего, что, скрываясь от призыва, осенью 1942 г. он решил схорониться в глухих лесах и там неожиданно натолкнулся на немцев, строивших аэродром. Немцы его заметили, но ему удалось скрыться и добраться до ближайшей деревни, где он и поведал об увиденном местному начальству. Порохин был задержан и, так как его сведения считались выдумкой, отправлен в ГУЛАГ, где и погиб. А немцы, не поймав Порохина, эвакуировали на всякий случай аэродром, обнаруженный пинежаниным.

Во-вторых, не было проанализировано следующее обстоятельство: два истребителя Пе-3, вылетевшие 5 ноября 1942 г. с аэродрома «Ягодник» недалеко от поселка Поной для прикрытия советского морского транспорта, идущего в Архангельск, на свою базу не вернулись, а ведь их полет проходил через глубокий тыл. Забегая вперед, следует рассказать, что в 1989 г. там, в обмелевшем болотце вблизи Окулова озера, были обнаружены обломки одного из невернувшихся двухмоторных самолетов, а в его кабине были найдены останки трех членов экипажа. При этом оба борта самолета были усеяны пробоинами диаметром не менее 30 мм. Эти пробоины могли быть сделаны лишь пулеметами немецких самолетов, которые баражировали в глубоком советском тылу.

Справедливости ради следует упомянуть об единственном зафиксированном сообщении, обнаруженном в архиве Министерства обороны РФ: в разведсводке штаба 2-й стрелковой дивизии от 29 августа 1942 г. есть такие строки: «Посадочная площадка для самолетов используется немцами для посадки самолета «Фокке-Вульф», который, по словам жителей, производит здесь ежедневную посадку». На это сообщение тогда не обратили внимание.

К ноябрю 1942 г. сеть тайных немецких лесных аэродромов была полностью готова и только битва за Сталинград, а затем поражение вермахта изменили планы Гитлера: проект «Тайга» был временно прикрыт. О нем фюрер вспомнил лишь осенью 1944 г. и приказал восстановить тайные таежные аэродромы. И снова туда были заброшены егеря с необходимыми ресурсами. Однако спасать рейх им уже не пришлось: в сентябре 1944 г. вышла из войны и капитулировала Финляндия, а в октябре того же года от немцев была освобождена северная Норвегия. Таким образом, аэродромы, созданные в северных районах СССР, оказались недосягаемыми для немецкой авиации. Находящихся на них егерей гитлеровцы едва успели вывезти. Так хорошо задуманный нацистами план «Тайга» бесславно завершился.

Адский холод, ураганные ветры, сотни километров безжизненного пространства, долгая полярная ночь — всё это об Арктике. Казалось бы, здесь не может выжить ничто живое, и человек должен страшиться этого белого безмолвия, которое способно раздавить его, уничтожить и навеки похоронить в своей ледяной пустыне. И всё же людей неудержимо влечёт сюда!

Базы Германии на севере СССР. Притяжение Арктики

Магическое притяжение Арктики академик Анатолий Фёдоров испытал на себе ещё лейтенантом. Выпускник высшего военно-морского училища имени Нахимова, Анатолий Фёдорович долгие годы вёл научную работу в северных морях, в том числе исследовал морскую радиоактивность, несколько лет трудился бок о бок с легендарным Жаком Кусто, хорошо знал Ивана Дмитриевича Папанина — выдающегося полярника.

Сейчас академику Фёдорову уже за восемьдесят, но он по-прежнему увлечён тайнами Заполярья, живёт и работает в Мурманске. По роду своей деятельности Анатолий Фёдорович имеет доступ к архивным документам, закрытым для большинства простых смертных. Благодаря этому ему удалось найти уникальные сведения об арктическом противостоянии Третьего рейха и Советского Союза. За что боролись в этих малопригодных для жизни краях две сверхдержавы? Как выяснил академик Фёдоров, это противостояние возникло ещё… до возникновения обоих государств. Десятилетиями Германия и Россия вели настоящую «ледовую войну», о которой неизвестно практически ничего.

Ледовая война
Ещё в 1912 году существовал проект германской арктической экспедиции под началом лейтенанта кайзеровского флота Шрёдер-Штранца, согласно которому немцы намеревались обследовать Таймырский полуостров и наметить путь через Берингов пролив в Тихий океан. Вот что привлекало и до сих пор привлекает к Арктике — ведь именно здесь пролегает самый короткий путь между океанами. От Мурманска до Камчатки подводная лодка добирается всего за десять дней! Если сравнить это расстояние с тем, которое придётся пройти южным путём — через Индийский океан до Японии, — то становится понятным, насколько важными в стратегическом значении являются неприветливые воды Заполярья.

К сожалению, неповоротливая бюрократическая машина Российской империи слишком медленно «разворачивалась» в эту сторону, хотя лучшие умы России давно поняли всю важность освоения Арктики. Если бы к ним вовремя прислушались, возможно, Вторая Тихоокеанская эскадра не потерпела бы такого сокрушительного поражения во время войны с Японией в 1905 году. Об этом писал профессор Дмитрий Менделеев: «Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».

Но вернёмся к событиям Первой мировой войны. В июле 1914 года немецкие подводные лодки были впервые замечены у побережья Мурмана. Русская разведка засекла два неприятельских судна, однако никаких указаний «сверху» не последовало.

Между тем немцы начали активно минировать Белое море и акваторию Кольского полуострова. В результате караваны английских судов, которые Северным морским путём перевозили для нужд союзнической российской армии различные грузы, все чаще уходили на дно. Только с 11 июня по 22 июля 1915 года на минах, выставленных немцами, подорвалось 14 пароходов.

А с середины сентября до 14 октября на подходах к Кольскому заливу затонули 16 норвежских, семь английских и столько же российских судов. Как оказалось, все они были торпедированы германскими подводными лодками. В этом районе действовала целая флотилия кайзеровских субмарин, которые всю Первую мировую войну усердно минировали Баренцево море и его окрестности, а также топили суда Российской империи и её союзников.

Тайная военно-морская база немцев в глубоком тылу СССР
Долгие годы оставалось загадкой: где немцы хранили такой огромный запас мин? И только в конце 1930-х годов правда неожиданно вышла наружу. На безлюдном острове Поной, расположенном в Белом море, решено было возвести оборонные сооружения. Строили их поляки-военнопленные. Они-то и натолкнулись совершенно случайно на огромный склад мин немецкого производства.

Мины были в отличном состоянии, причём их запаса с лихвой хватило бы на то, чтобы заминировать все Баренцево море. Началось расследование, в результате которого было выяснено, что мины доставлялись на склад… рыболовецкими судами, якобы проводившими лов в этом районе ещё до начала Первой мировой войны. Теперь стало понятно, какую «рыбу» они здесь ловили…

Благодаря тайным складам и базам, предусмотрительно устроенным немцами в глубоком тылу противника, с 1914 по 1917 год им удалось потопить свыше шестидесяти транспортов. В одном только Кольском заливе в это время находилось постоянно не менее семи германских субмарин. Но ведь они должны были где-то базироваться! Такая база, тоже совершенно случайно, была обнаружена уже после Второй мировой войны военнослужащими Краснознамённого Северного флота СССР. Уцелел даже небольшой бревенчатый причал. У входа в пещеру, где располагалась база, стояла динамо-машина, на которой ясно просматривались герб кайзеровской Германии — орёл и год её изготовления: 1913-й. Невероятно, но агрегат удалось запустить, и пещера осветилась!

Исследуя её, советские офицеры натолкнулись на штабеля консервов. Что ж, запасливости и педантичности немцам всегда было не занимать. Но каково же было удивление военнослужащих, когда при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что банки выпущены в конце 1930-х годов! Выходит, эту базу использовали и — наследники» кайзеровских военно-морских сил, и она играла роль в обеспечении нацистских субмарин?!

Возможно, таких баз было несколько. По свидетельству академика Анатолия Фёдорова, на Новой Земле в Первую мировую находилась база подводных лодок. В устье реки Лена до сих пор сохранился 200-метровый бетонный причал, причём обнаружить его удалось только с воздуха. Много лет жителям селений на берегах Лены попадались бочки с топливом, на которых читалась немецкая маркировка. Возможно, там находятся до сих пор не исследованные подземелья, хранящие смертельно опасные тайны Германии.

«Граф Цеппелин» над советской Арктикой
В 1930 году советское правительство полностью одобрило полёт немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в воздушном пространстве СССР с целью исследования арктического региона. Большую часть финансовых расходов взяло на себя правительство Германии, а все научные данные, полученные ею, должны были передаваться советской стороне. Год спустя все было готово, и дирижабль отправился в полёт из Гатчины под Ленинградом.

На борту пятнадцать советских учёных, остальные — немецкие аэронавты и единственный пассажир, американский миллионер Линкольн Элсуорт, известный своим щедрым финансированием арктических экспедиций. Вместе с легендарным Нобиле он уже летал на дирижабле над Северным полюсом.

Экспедиция провела в советском воздушном пространстве более 100 часов полёта, посетив самые «глухие углы» Арктики, и собрала огромное количество научных данных. Но только ли научных?! Как выяснилось гораздо позже, карта маршрута «Графа Цеппелина» совпадала с размещением законсервированных немецких военных баз, о которых мы рассказывали выше. Естественно, это не случайно. Но тогда советская разведка оказалась явно не на высоте…

«Океанский оборотень» на трассе Севморпути
Внешне германский пароход «Комет» выглядел мирным торговым судном. Однако он был снабжён новейшим навигационным оборудованием, в его трюмах укрывалось современное вооружение, а в специальном ангаре находился самолёт, предназначенный для ледовой разведки. Именно этот корабль (рейдер) Ивану Папанину было приказано провести по Севморпути. По указанию Сталина, эта экспедиция немецкого судна была включена в план арктических операций 1940 года. Иван Дмитриевич прекрасно понимал, что это — преступление. Подобное выражение «дружбы с братской Германией» могло дорого обойтись стране. Он, как мог, долго задерживал исполнение приказа, хотя в сталинские времена это было смерти подобно. И все же исполнять «команду свыше» пришлось… Нацистскому «Комету» было предоставлено право свободного многодневного плавания по восточной части Баренцева моря, причём среди членов его экипажа, составлявшего более 300 человек, были столь загадочные личности, что ими следовало серьёзно заняться НКВД. Тем не менее эти гости вели себя по-хозяйски, отдыхая на берегах Маточкина Шара — занимались сбором грибов и птичьих яиц.

А после Второй мировой войны появилась информация, что на самом деле немцы вели поиск серебра на свинцовых месторождениях, пользуясь старинной картой. Затем ледокол «Иосиф Сталин» провёл немецкий рейдер через море Лаптевых, а дальше немцы решили продвигаться самостоятельно…

По одним данным, когда было установлено, что «мирное судно» на самом деле укомплектовано военной командой, ему было отказано в дальнейшей проводке. Тем не менее «океанский оборотень» благополучно осуществил переход по Северному морскому пути, до этого много лет совершенно закрытому для иностранцев. Причём за рекордно короткий срок — 25 суток. «Комет» вышел в Тихий океан. По возвращении в Германию командир рейдера Роберт Эйссен был награждён за этот поход Железным крестом и званием адмирала.

Ритта Козунова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Купить щенка немецкого пинчера в новосибирске
  • Как научить французского бульдога кататься на скейтборде
  • Извилина по латыни как
  • Французский жим на блочном тренажере
  • Гематокрит как пишется на латыни