Немецкая классическая философия фамилии

Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха[1].

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Достижения
  • 3 Иоганн Готлиб Фихте
  • 4 Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
  • 5 Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • 6 Людвиг Фейербах
  • 7 Литература
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания

[править] Название

В европейской же литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus):

  • критический идеализм Канта,
  • субъективный идеализм Фихте,
  • объективный идеализм Шеллинга и
  • абсолютный идеализм Гегеля[1].

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie, 1886)[1].

В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби, Рейнгольд‎, Шлейермахер.

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

[править] Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

[править] Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762—1814) с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.

[править] Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

[править] Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

[править] Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

[править] Литература

  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рольф, 2001. — 416 с илл. с. — ((Библиотека истории и культуры)). — 7000 экз. — ISBN 5-7836-0447-X.
  • Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989. ISBN 5-06-000002-8
    • Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 438 с. — 5000 экз. — ISBN 5-06-004223-5.
  • Ойзерман Т. И. Немецкая классическая философия — один из теоретических источников марксизма. — М.: Знание, 1955.

[править] См. также

  • Немецкая философия

[править] Ссылки

  • Немецкая классическая философия в Электронной библиотеке по философии

[править] Примечания

  1. 1 2 3 Петров И. И. Немецкая классическая философия // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова — 7-е изд., перераб. и доп.. — М.: Калыма, 2001. — ISBN 5-250-02742-3.

Содержание

  1. И. Кант
  2. И. Фихте и Ф. Шеллинг
  3. Г. Гегель и Л. Фейербах

Забить и найти эксперта
по ФИЛОСОФИИ

Найти эксперта

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Философия»

Основные представители <a href=немецкой классической философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ» />

Рисунок 1. Основные представители немецкой классической философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Немецкая классическая философия – это период в истории философии, который начинается в конце ХVIII века и заканчивается в первой четверти ХІХ века.

Этот период характеризуется развитием философии идеализма. Несмотря на то, что немецкая классическая философия занимает достаточно незначительные отрезок времени в контексте развития всей истории человечества, он являет собою вершину философского развития.

К основным философам данного времени относятся: И. Кант, Г. Гердер, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Гегель, Л. Фейербах.

Рассмотрим ключевые особенности взглядов философов в формате краткого реферата.

И. Кант

Иммаунил Кант создал логически последовательную философскую традицию, в которой он попытался дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия: «Что я должен делать?», «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?».

Кант полагал, что любое знание берет свое начало с опыта. Тем не менее, оно им не ограничивается. Он считал, что некоторые знания порождаются посредством познавательной способности человека. Эти знания являются априорными – доопытными. Данную трактовку философии Кант неразрывно связывал с решением определенных трудностей, которые обусловлены ограниченными возможностями рационального уровня познания. Данная ограниченность является следствием деления мира на феномены (явления), которые доступны знанию, и не познаваемые ноумены (вещи в себе). Наличие трудностей не свидетельствует о невозможности философского познания.

«Немецкая классическая философия» 👇

Критика разума И. Канта не должна останавливаться на аспектах теоретического разума, так как ее важнейшая задача должна базироваться на критике практического разума.

И. Фихте и Ф. Шеллинг

Философская традиция И. Фихте очень тесно связана с учением о деятельности, которое рассматривается как независимое начало, обладающее первичным характером. Субъект является единственной субстанцией. Высшим принципом деятельности служит закон нравственности. В своей философии, Фихте первым пытается рассмотреть проблему бессознательного.

Ф. Шеллинг рассматривает в подавляющем большинстве проблемы свободы и философию искусства. Одна из важнейших проблем гносеологии для него заключается в противоречии теоретического и практического.

Самоутверждение свободы является важным аспектом философии Шеллинга. Решается данная проблема посредством отделения его от абсолютного начала, которое является в свою очередь источником зла. Именно искусство способно разрешить данное противоречие.

Г. Гегель и Л. Фейербах

Гегель рассматривает духовную культуру человека как закономерное развитие и постепенное определение творческих способностей «мирового разума». Существует понятие «мирового духа», которое проявляется в духовном развитии индивида.

Гегелевский процесс познания трансформировался в самопознание абсолютного разума, который, по своей сущности, является идеей. Именно он постигает свое собственное нутро. Диалектика понятий определяет диалектику вещей.

Наибольшая заслуга Гегеля проявляется в новом понимании теории познания, логики, категориях философии.

Л. Фейербах является последним представителем немецкой классической философии. Тем не менее, до сих пор энциклопедическая литература не определила, стоит ли относить Фейербаха к немецкой классике. Это напрямую связано с тем, что именно этот человек первым отошел от классического идеализма и перешел к материализму. В своих докладах Фейербах критиковал взгляды Гегеля. Он пытался обновить таким образом философию. Природа является источником всего сущности, в то время как человек является частью природы, но его социальная среда не столь и важна.

Свою философию он подкрепляет критикой религиозного сознания, полагая, что оно основывается на вере в трансцендентное, вследствие чего это всего лишь фантастические образы. Религия Фейербаха – философия любви, которая отторгает любовь к божеству и приветствует любовь к человеку.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

Представители немецкой классической философии

Кант
Иммануил

(1724–1804) –
немецкий философ, основоположник
немецкой классической философии. И. Кант
родился в Кенигсберге (ныне Калининград)
в семье ремесленника. После окончания
Кенигсбергского университета девять
лет работал учителем, продолжая свое
образование самостоятельно. Защитив
диссертацию, Кант стал приват-доцентом,
а с 1770 г. профессором логики и метафизики
Кенигсбергского университета. Современники
признали его первым философом Германии.

В
творчестве
И. Канта
различают два периода: «докритический»
и «критический». В первый период была
разработана космогоническая гипотеза
об образовании планетной системы из
первоначальной туманности. Этому
посвящена работа И. Канта «Всеобщая
естественная история и теория неба».

Основные
произведения второго (критического)
периода – «Критика
чистого разума», «Критика практического
разума» и «Критика способности суждения».

Всякое
знание, полагал Кант, начинается с опыта,
но не сводится к нему. Часть знания
порождается самой познавательной
способностью, формами разума. Формы эти
имеют априорный (доопытный)
характер, они присущи самой природе
познания. Опытное (эмпирическое)
знание, доставляемое чувственными
впечатлениями от объектов познания,
хаотично и случайно, априорное же знание
необходимо и всеобще.

Кант
выступил против противопоставления
сенсуализма и рационализма, которые
источником знания признавали либо
чувственный опыт, либо интеллект. Ни
одну из этих способностей, считал
философ, нельзя предпочесть другой. Без
чувственности ни один предмет не был
бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя
было бы мыслить. Мысли без созерцания
пусты, созерцания без понятий слепы.

Главный
вопрос своей трансцендентальной
философии (т. е. философии,
которая ищет истоки знания в априорных,
доопытных структурах), И. Кант
формулировал как вопрос о возможности
априорных синтетических (т. е. дающих
новое знание) суждений в каждом из трех
основных видов знания: математике,
теоретическом естествознании и метафизике
(философии).

Исходной
предпосылкой этики И. Канта является
представление о человеке как свободном
существе и высшей цели существования.
Человек никогда не должен рассматриваться
как средство для достижения внешних
целей, сколь бы благородными они ни
были. Естественным ограничителем
человеческого своеволия выступает
нравственный закон, который И. Кант
сформулировал как высшую моральную
заповедь («категорический императив»):
«Поступай так, чтобы максима твоего
поведения на основе твоей воли могла
стать общим естественным законом».

Гегель
Георг Вильгельм Фридрих

(1770–1831) –
немецкий философ.
Родился в Штутгарте в семье высокого
чиновника государственной службы. В
1793 г. закончил Тюбингенский теологический
институт,
где прослушал философский и теологический
курсы. В
1808–1816 гг. Гегель работал директором
гимназии в Нюрнберге. С
1816 г. – профессор философии в университете
Гейдельберга. В
1818 г. Гегель был приглашен для чтения
лекций в Берлинский университет, где и
проработал до конца жизни. Самые
значительные его произведения –
«Феноменология духа» и «Логика науки».

Г. Гегель
– автор концепции «абсолютного
идеализма», согласно которой основой
всего существующего выступает «мировой
дух», а все природные и социальные формы
рассматриваются как его проявления.
Уже в труде «Феноменология духа»
духовная культура предстает как
закономерное выявление идеальной
творческой мощи сущего.

Воплощаясь в
последовательно сменяющих друг друга
образах, объективный дух в виде искусства,
науки, нравственности, религии осуществляет
процесс самопознания.

Логическая
концепция Г. Гегеля развернута в «Науке
логики». Здесь
«дух» в виде абсолютной идеи раскрывает
свое содержание в
системе категорий, начиная от самых
общих и наименее содержательных
(«бытие», «небытие», «качество»,
«количество», «мера»), постепенно
переходя к более конкретным. Во второй
части «Энциклопедии
философских наук» «дух» оказывается в
плену у природы и
осуществляет свою закономерность через
механические, химические и биологические
взаимодействия. Наконец, на третьем
этапе «дух»
проявляется в человеке и через человека
сначала в виде слова и
речи, затем в форме орудий труда и
продуктов цивилизации (семья, государство,
право). Своего полного развития и
завершения он достигает в облике Абсолюта
(искусство, религия, философия).

Центральное
место в философии Гегеля занимает
категория противоречия – единства
взаимоисключающих и одновременно
взаимополагающих противоположностей.
Их «борьба» и «единство» – основная
движущая сила всякого развития. Логика
такого «внутренне парадоксального»
развития и составляет суть диалектики.

Фихте
Иоганн Готлиб

(1762–1814) –
немецкий философ и
общественный деятель. Родился в бедной
семье ткача. Получил образование
благодаря покровительству хозяина, у
которого работал. Учился в университетах
Йены и Лейпцига. Был профессором Йенского
университета. Когда в 1810 г. был основан
Берлинский университет, И. Фихте стал
его первым ректором. В 1794–1795 гг. издал
свой главный труд «Основа общего
наукоучения».

Фихте полагал, что
философия должна быть наукоучением,
основой и фундаментом всех наук.

Исходным
пунктом философии Фихте является тезис
об автономности
нашего «Я». Сначала оно разворачивает
свою активность в
форме практически-деятельного отношения
к миру и только потом строит мир в
сознании, одновременно рождаясь в
качестве самосознания.
Смысл развития человека и общества, по
Фихте, состоит в том,
чтобы добиться совпадения теоретического
и практического отношения человека к
миру и осознать непреложный факт, что
вся совокупность условий, в которых
живет человек, есть результат его
собственной деятельности, принявшей
форму противостоящей ему реальности.

Важнейшая
идея Фихте заключается в том, что человек
должен осознать свое достоинство,
сформировать способность не только
увидеть наличие в себе двух начал
(«природного» и собственно человеческого,
«свободного»), но и подчинить первое
второму. Чтобы ни совершал человек
в индивидуальном или историческом
плане, какой бы «необходимостью» ни
прикрывался, он должен понимать, что
действует по
осознанному намерению. Человек в своих
действиях и поступках не просто
гоним естественным побуждением, он
формирует именно определенное побуждение.
И только в его власти решить, удовлетворять
его или нет.

Фейербах
Людвиг

(1804–1872) –
немецкий философ. Родился в
Баварии в семье юриста. Учился в
Гейдельбергском университете на
теологическом факультете, но вскоре
уехал в Берлин, где слушал лекции Гегеля,
оказавшего на него сильное влияние.
После защиты диссертации
стал преподавателем Эрлангенского
университета. За издание
работы «Мысли о смерти и бессмертии»,
содержащей отрицание бессмертия души,
был лишен права преподавания. Оставшуюся
жизнь
Л. Фейербах прожил как независимый
мыслитель, живущий на
средства от небольшой фарфоровой
фабрики.

Л. Фейербах
был создателем одного из вариантов
антропологического материализма.
Характерной чертой его материализма
был антропологизм, заключающийся в
понимании человека как высшего продукта
природы, рассмотрении его в неразрывном
единстве с ней. Однако природная сторона
в человеке гипертрофировалась, а
социальная недооценивалась.

Ядром
философской концепции Л. Фейербаха
стала критика религии. В своей
знаменитой работе «Сущность христианства»
он попытался
рассмотреть религию по отношению к
природе человека и условиям его
жизни. Л. Фейербах понимал религию
как «сон человеческого духа», возникающий
из бессилия человека над силами природы
и социальной несправедливостью, а Бога
считал результатом отчуждения от
человека его духа и превращения этого
духа в первопричину всего существующего.
Л. Фейербах отвергал религию, которая,
как он полагал, парализует стремление
человека к лучшей жизни в земных условиях
и переносит его чаяния на небеса, на
Бога.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Немецкая классическая философия — один из главных промежутков начала развития мысли с культурой, своеобразная реакция общества на происходящие изменения.

Оглавление:

  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • Основоположник
  • Список немецких философов
  • Особенности
  • Направления и этапы
  • Характерные черты
  • Основные проблемы
  • Философия Иммануила Канта
  • Философия Гегеля
  • Философия Людвига Фейербаха
  • Философия Иоганна Фихте
  • Философия Фридриха Шеллинга
  • Историческое значение немецкой классической философии

Какова ее характеристика, кто считается первооткрывателем мысли и какие были затронуты проблемы?

Самое главное об учении для создания таблицы или конспекта расскажем кратко и понятно ниже.

Общая характеристика немецкой классической философии

Немецкая философия считается неповторимым явлением. Если кратко, неповторимость ее в крупном изучении проблематики насущных проблем, которое позволило сделать философию ведущей наукой, совместив вместе выдающиеся сферы жизни и открыв имена золотого фонда.

В ее основе мысли 5 авторов, которые помогли разработать диалектическое мировоззрение, сделать лучше логический аппарат, рассмотреть целостно историю и осознать анализ природы с человеком, истории с человеческим миром.

Основоположник

Человек, которому принадлежит идея начала немецкой философии — Иммануил Кант. Его течение мысли делится на пару этапов и охватывает период 19 века.

Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

В доктрический этап он верил в субъективный идеализм, природный и научный вид материализма и изучал науки. Мыслитель изучал космос, процесс познания, этические и эстетические нормы, логику и социальную науку. Кант анализировал гипотезу космологии, по которой выявил, что Земля с планетами появились с содействием туманности.

Естество, по его суждению, регулярно изменяется и развивается, движение с покоем является относительным явлением. Все окружающее человека является итогом природной эволюции и творением Бога. Также Кант придерживается мыслей агностицизма.

По его трактатам человек в природе зло, но благодаря особому воспитанию морали и постоянному почитанию законов морали, он спасается. Дисциплина — это средство уничтожения этого зла по Канту. Так, мыслитель выдвигает постепенно идею демократии и делает вывод, что в будущем будет мир, где вести войну будет экономически невыгодно обществу.

Список немецких философов

Немецкая философия считается большим этапом ее развития с мыслями и культурой общества. Она обоснована необходимостью в государственной реформе всех сфер жизни, преобразованию сознания и свободы души, считается продолжением Французской революции.

Основоположником стал Кант. Потом его взгляды переняли и продолжили развивать его представители: Иоганн Фихте с Фридрихом Шеллингом, Георгом Гегелем и Людвигом Фейербахом. Благодаря каждому из них получилась единая система с богатыми идеями и предположениями.

Особенности

Благодаря течению немецкой философии удалось:

  • произвести переход от устоявшихся традиций к исследованию человеческих проблем, его души и дел;
  • разработать мнение, свидетельствующее о связи человека и его дел, то есть сознания с бытием;
  • осуществить глубокий синтез проблематики познания и определить человеческую возможность познания мира;
  • разработать концепцию развития, определить диалектические законы;
  • сделать анализ свободы с нравственностью человека.

В этом ее особенности, распространившиеся впоследствии на все страны.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека;
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека;
  • творческого потенциала человека;
  • диалектики;
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа;
  • аксиологии — течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания;
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире;
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века;
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Характерные черты

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

  1. Осознание места философии в истории появления людей и развитии мировой культуры.
  2. Изучение многовековой истории и сущности человека, где он предстает высоконравственным объектом, работает по велению своего сознания, устраивает свою жизнь, как того требует разум.
  3. Исследование и развитие философии как особой системы дисциплин.
  4. Изучение философской мысли путем разработки всеобщей диалектической концепции.
  5. Изучение мысли, ее места в появлении гуманизма и принятие попыток осмыслить человеческую жизнедеятельность в разных конфигурациях и путях.

Основные проблемы

Основные проблемы, которые решают изучить и решить философы классической немецкой философии, следующие:

  • движение человека к божественным вратам путем воспитания чувств и сознания;
  • исследование сущности человека и его природы;
  • этическое развитие человека;
  • процесс целостного исследования истории;
  • место человека в культурном развитии.

Философия Иммануила Канта

Кант — немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее — познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц;
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся;
  • природа регулярно изменяется и развивается;
  • движение с покоем — два относительных понятия;
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе;
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной;
  • создал все Бог.

Философия Гегеля

Гегель продолжил размышление Канта и развил мысль об объективном идеализме, рассмотрел диалектику всеобщим философским методом. Идеалистическая диалектика и этика стали центром его творчества.

Также он признал одинаковыми понятия бытие с мышлением в своей онтологической идее. В итоге этого размышления он пришел к абсолютной идее. Оно означает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всей мировой жизни, мирового духа, который обладает самосознанием и способен творить.

Самая яркая его цитата «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается».

Философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах рассматривал течение идеализма и пытался обосновать материализм.

В заключениях он полностью разрывал религию от человеческого естества, признавал атеизм, освобождал человека от влияния религии, пытался объяснить материализмом божественное существование, изучал идеи материализма, учитывая научный прорыв, пытался объяснить проблемы вокруг. Рассматривал социальные и политические вопросы и убеждение в познании окружающего мира.

Философия Иоганна Фихте

Иоганн Фихте изучал философию с практической стороны, показывая, что философия Канта требует доработок. Огромное его достижение в учении о диалектике.

Большую известность получила его «Я-концепция». Все свое творчество он посвятил ей, что характерно для него. Он рассматривал диалектику как способ антитетического мышления, созидательный и познавательный процесс.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в известный период изучал трактаты своих единомышленников и вдохновился системой Гегеля.

В своих трактатах он выстраивал полноценную систему наук с помощью изучения натурфилософии. Также он пытался обобщить научные открытия с помощью единого принципа философии.

Историческое значение немецкой классической философии

Значение трудов и мыслей немецких философов велико, поскольку они вместе дали возможность изучить границы в сознательном философствовании, продолжить развитие идей, выдвинутых Кантом и другими в следующие века, сформулировать, что же такое точная наука, выделить второстепенные научные течения, изучить мифологию, религию и искусство как полноценную систему получения знания.

Также немецкая философия помогла доказать, что в каждом народе имеется собственный неповторимый дух, имеющий свое назначение в обществе, и эти народы нельзя назвать варварскими и нецивилизованными. Каждая народность — преемница идей.

Помимо этого, философия тех времен позволила дать возможность начать научное, культурное и гуманитарное развитие науки. Таким образом, она помогла снять однозначность раздвоенности мнений о научном и ненаучном, истинном и ложном, цивилизованном и варварском и др.

Зарождение немецкой классической философии

Это очень небольшой промежуток в истории человечества, примерно с 80-х годов XVIII века по 31-й год XIX века. Очень небольшой срок для человечества, но очень значимый для развития человеческой мысли.

Сам термин «немецкая классическая философия» ввел в научный оборот Фридрих Энгельс.

Какие выдающиеся личности относятся к этому направлению? Прежде всего это Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Георг Гегель, Фридрих Шеллинг и ряд других исследователей.


Фихте о государстве

Иоганн Готлиб Фихте был одним из выдающихся философов немецкой идеалистической школы. Он дал ответ на вопрос, какова роль государства в жизни людей.

Если рассматривать конец XVIII – начало XIX века, то это время бурного всплеска капитализма, волны либеральных свобод (причем агрессивного либерализма – «кто смог, тот выжил»).

Но Фихте говорит: «Нет, государство должно быть гарантом справедливости! Оно должно участвовать в жизни своих обывателей, поскольку на него возложена миссия по самосохранению. А раз государство хочет самосохраниться, значит, оно прежде всего должно сохранить благополучие своих граждан».

Фихте определяет 3 основных сословия:

  1. Производители
  2. Ремесленники
  3. Купцы 

И государство должно всецело заботиться об их благополучии. Оно должно регулировать вопросы торговли, в том числе вопросы внешней торговли, устанавливать справедливые налоги и т. д. Можно сказать, что эта позиция схожа с позицией экономического протекционизма.

Но получается так, что государство контролирует своих граждан, порабощает их, т. к. контроль государства слишком высок.

Взамен Фихте предлагает абсолютную духовную свободу. И считает, что гражданин должен иметь право самовыражаться так, как он хочет.

Вернемся к разговору о выдающихся личностях немецкой классической философии. Всех их объединяет одна общая мысль о том, что человеческий разум не единственный фактор, который необходим человеку, чтобы создать человеческую цивилизацию, подлинно пригодную для жизни человека.

Дело в том, что историческим фоном для создания этой философской школы или направления философии явилась эпоха Просвещения и все последовавшие за этим события.


Университет

В XIX веке Германия переживала подъем, хотя ее как целостного государства еще не существовало на карте мира. Время, когда Германия объединится в независимую страну, наступит нескоро. Но для того чтобы это формирование состоялось, был необходим большой отряд чиновников, образованных людей, способных к самостоятельному мышлению.

Ради этой цели в 1810 году в Берлине был создан университет Гумбольдта с очень интересной идеологией. Как правило, под «университетом» понималось «универсальное образование», т. е. человек, который обучился в университете, являлся знатоком во всем. Основателем этого университета был Вильгельм фон Гумбольдт. Он изучал философию, математику, языки на таком уровне, чтобы считаться образованным человеком.

Но немцы подошли к образованию с точки зрения личностного подхода. Получая образование, человек сам формировал свой взгляд на мир. Впервые в Берлинском университете появилась возможность самостоятельно выбирать те курсы, которые студент хотел слушать.

На практике это выглядело так: студент, поступавший в Берлинский университет, знал, что в течение определенного времени (он зависел от начального уровня образования и мог достигать 2, 3, 4, 5 лет обучения) нужно будет прослушать, например, 200 курсов. А какие именно курсы и у каких преподавателей – студент выбирал сам.

Вот так немецкий классический университет сделал из будущих профессионалов людей свободомыслящих, а главное – инициативных.

Философия И. Канта

Человеческий разум выходит на первое место. Появляются первые технические изобретения. Люди научились преобразовывать и использовать энергию пара. Научились извлекать энергию и использовать полезные свойства предметов, веществ.

Вследствие этого возникает убеждение, что теперь человеческий разум может делать все, что угодно, т. к. весь мир постижим, все для человека будет рано или поздно ясно и понятно. Даже если сейчас что-то не ясно или не понятно, то человек обязательно это узнает.

Иммануил Кант (рис. 1) сказал, что мы живем в мире парадоксов. С одной стороны, любые вещи для нас постижимы и понятны, но с другой – то, какими вещи являются на самом деле, для нас таинство, мы не знаем, каковы их подлинные свойства. Например, мы воспринимаем камень, лежащий на дороге, как камень, который лежит на дороге, но споткнувшись о него, мы говорим, что это препятствие. Но был ли он препятствием на самом деле? Может, этот камень играл существенную роль в истории планеты или какую-то самостоятельную роль для себя. Мы не знаем этого, т. к. об этом даже не задумываемся.

Рис. 1. Памятник И. Канту в г. Калининграде (Источник)

Почему? Потому что вектор человеческого сознания, разума направлен совершенно в другую сторону (в сторону утилитарности познания). В сторону того, для чего эта вещь может нам служить.

Именно поэтому Кант уделяет большое внимание этике, гуманизму, говорит о нравственности поведения человека, т. к. человек, как разумное существо, обязан соблюдать некие принципы, которые заставляют двигаться к правильным поступкам. Вот это должное поведение Кант определяет как «императив». Он говорит: «Мы не можем поступать иначе, как в соответствии с определенными законами, причем эти законы мы сформировали для себя сами».

Почему? Потому что мы выделились из мира природы, у нас есть понятие свободы (в отличие от мира природы, где подобного понятия нет). Например, волк бегает, где хочет, ест, что захочет и когда захочет. Но вместе с тем он очень жестко связан законами и принципами природы. Он не может выйти из собственного ареала обитания, за пределы своей жизни. А человек может. Он может освоить любую среду, употреблять в пищу любые природные объекты и даже производить их искусственно. Раз это так, значит, человек многим обязан прежде всего самому себе.

Поэтому Кант, говоря о «категорическом императиве», прежде всего говорит о должностном поведении.

Вообще, если строго подойти к решению этой проблемы, то мы не найдем много отличий кантовской философии от естественного понятия нравственности. Золотое правило морали: «Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили».

Кант, в принципе, определяет те же самые вещи, но он говорит: «Если взял на себя вселенское право по управлению этой планетой, значит, должен руководствоваться правильными принципами и ограничивать себя этими принципами».

Философия Гегеля

Такое же большое значение для немецкой классической философии имела философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Ее считают вершиной немецкой классической философии. 

Гегель глубоко задумался над понятием причинно-следственных связей и обнаружил целую науку, которую назвал диалектика.

Разберем значение понятия «диалектика» на примере: если сгорел дом, значит, в нем был очаг. Следовательно, ничего в мире не происходит просто так, какие-то события не случаются сами по себе, потому что ничего случайного в действительности нет.

Все имеет свою первопричину, и именно в ней уже лежит противоречие, потому что первопричина – это причина какого-то большего, глобального следствия, и это глобальное следствие, по идее, может противоречить изначальной причине.

Обратимся к примеру. Вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Есть причина или первопричина: Раскольников – бедный студент, живущий в крайне неблагоприятной среде. Он хочет совершить преступление и, вырвавшись из этого круга, желает добрыми делами искупить свою вину. Первопричина: Раскольников хочет стать добропорядочным членом общества, но для этого необходимо что-то сделать. Он убивает старуху, но в действительности это убийство не решает его проблем, т. к. вместе со старухой необходимо убить еще и самое главное, что эти действия приводят его к раскаянию. Раскольников не вырывается из своего неблагоприятного круга, а наоборот, попадает в тюрьму. А самая большая и главная тюрьма – это тюрьма его души.

В итоге была причина, а затем было следствие, при этом следствие совершенно противоречило причине.

Изначальная причина была – добиться положительного результата, но результат оказался отрицательным. Именно об этом и говорит Гегель. Весь мир человека буквально пропитан связями противоречий. И вместе с тем только на уровне этих противоречий наше бытие и возможно.

Вывод

Немецкая классическая философия, философия идеализма, оказала большое влияние на развитие как западной, так и русской философской мысли. Хотя русская классическая философская школа имеет свои уникальные особенности, но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Обществознание, 11 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2016.
  2. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. Обществознание, 11 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.
  3. Гаман-Голушина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е.Г. и др.; под общ. ред. Тишкова В.А. Обществознание, 11 класс. – 2019.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «sites.google.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «solecity.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «iphlib.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Подумайте и запишите ответ на вопрос: «В чем особенность немецкой классической философии»?
  2. Найдите и запишите, какие законы диалектики сформулировал Гегель.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Winston перевод на русский язык с английского
  • Французская выпечка рядом со мной
  • Висцеральный череп на латыни
  • Английский путешественник благодаря которому начались регулярные отношения россии и англии
  • Беларусь через объектив немецкого солдата 1915 1918