Немецкая классическая философия ее особенности основные представители проблемы

Определение
«классическая» немецкая философия
получила в книге Ф. Энгельса «Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой
философии» (1888 г.). Слово классическая (от
лат. classicus – образцовый, достигший
вершины) указывает на то, что философская
мысль в этот период достигла своего
пика.

Немецкая
классическая философия охватывает
период конца XVIII – первой трети XIX в. и
представлена именами Канта, Фихте,
Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Основные
особенности:

вопервых,
в ней нашли свое продолжение идеи философии
Нового времени:

а)
вера в могущество разума;

б)
гуманизм;

в)
неотчуждаемые права личности;

во-вторых, главное
ее достижение:

а)
разработка целостной концепции
диалектики;

б)
обоснование мирового закона вечного
развития.

в-третьих, исследуется человеческая
сущность
 (Кант
– рассматривал человека как нравственное
существо; Гегель – расширил границы
активности самосознания и индивидуального
сознания; Фейербах – создал антропологический
материализм, в центре которого стоит
реально существующий человек);

в-четвертых,
история понимается как целостный
процесс, в основе которого – экономическая
деятельность, т. е. труд;

в-пятых, своеобразное
понимание роли
философии
 – она
призвана быть критической совестью
культуры,
 «душой»
культуры;

в-шестых, все
представители немецкой классической
философии относились к философии, как
к специальной системе философских
дисциплин, категорий, идей. (Кант выделял
гносеологию и этику; Гегель создал
систему, в которую вошли философия
природы, логика, философия права,
философия морали и др.; Фейербах
рассматривал онтологические,
гносеологические, этические проблемы
и др.)

Таким
образом,
 классическая
немецкая философия внесла существенный
вклад в постановку и разработку
философских проблем.

26.Философия Гегеля. Противоречие между объективно-идеалистической системой и диалектическим методом.

Философия
Гегеля:

Основу
философских воззрений Гегеля можно
представить следующим образом. Весь
мир — это грандиозный исторический
процесс развертывания и реализации
возможностей некоего мирового разума,
духа. Мировой Дух есть совершенно
объективное, безличное, идеальное
начало, выступающее основой и субъектом
развития, творцом мира в целом. Общая
схема творческой деятельности этого
безличного идеального начала носит у
Гегеля название Абсолютной Идеи. Все,
что существует на свете, — лишь ее бледное
отражение, следствие и результат ее
активности.

Процесс
развертывания богатств мирового духа
(или абсолютной идеи) включает три
стадии:

  • Логика
    — безличное, «чистое», т.е. непредметное
    мышление, конструирующее само из себя
    систему логических категорий;

  • Природа
    — понимаемая как внешняя материальная
    оболочка идеи, ее противоположность,
    «инобытие»; на этой ступени появляется
    и человек (как часть и завершение
    природы), преодолевающий, в конечном
    счете, материальность природы своей
    духовной деятельностью;

  • Дух
    — история собственно человеческой
    духовной жизни, в которой продолжается
    развитие абсолютной идеи, доходящее в
    итоге до философии, открывающей
    таинственный источник мирового развития,
    т.е. абсолютную идею. Последняя как бы
    возвращается в философии к себе самой,
    познает самое себя. В этом, по Гегелю,
    и заключается смысл и цель всех
    приключений мирового духа, разума — в
    самопознании.

Таким
образом, действительность предстает в
гегелевской философии воплощением
духа, разума, всеобщего идеального
начала. В целом, конструкция получилась
хотя и цельной, завершенной, но довольно
громоздкой, неудобной и не очень-то
внятной.

Принципиальная
новизна гегелевской философской мысли
заключалась главным образом в следующем:

1)
представлении о поступательном,
последовательном и закономерном (а не
произвольном) движении мирового духа,
а, следовательно, и аналогичном характере
всех его воплощений: природы, истории,
искусства, науки, религии, самого
индивида;

2)
усмотрении в движении духа явно выраженной
диалектики и разработке на этой основе
системы диалектических принципов и
категорий;

3)
последовательном и неуклонном проведении
принципа историзма в приложении ко всем
мыслимым областям человеческого знания.

Главное,
философия Гегеля имеет наступательный
характер, в то время как науки лишь
рассуждают и обсуждают, а многие — просто
прислушиваются и умирают…

————————————————

Философская
система Гегеля содержит мысль о начале
и конце развития абсолютной идеи, что
противоречит диалектической идее
развития как вечного и бесконечного. К
тому же, когда Гегель вел речь о материи,
он подходил к ее развитию не диалектически:
не видел ее развития во времени, ибо
полагал, что все, что происходит в
природе, есть результат материализации
идеи или ее отчуждения.

Гегелевский
диалектический метод оказался обращенным
в прошлое, так как был подчинен требованиям
философской системы, которая отражала
путь, уже пройденный человечеством:
настоящее у Гегеля оказалось конечной
ступенью развития абсолютной идеи.

***—***—***—***—***—***—***—***—***—***

Диалектический
метод Гегеля вступает в противоречие
с требованием системы, которая обязательно
должна быть завершена, а это значит, что
абсолютная истина должна быть, в конце
концов, достигнута. Гегель рассматривал
свою систему как философию, венчающую
собой развитие всего человечества, в
которой достигнута абсолютная истина.

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Немецкая классическая философия — один из главных промежутков начала развития мысли с культурой, своеобразная реакция общества на происходящие изменения.

Оглавление:

  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • Основоположник
  • Список немецких философов
  • Особенности
  • Направления и этапы
  • Характерные черты
  • Основные проблемы
  • Философия Иммануила Канта
  • Философия Гегеля
  • Философия Людвига Фейербаха
  • Философия Иоганна Фихте
  • Философия Фридриха Шеллинга
  • Историческое значение немецкой классической философии

Какова ее характеристика, кто считается первооткрывателем мысли и какие были затронуты проблемы?

Самое главное об учении для создания таблицы или конспекта расскажем кратко и понятно ниже.

Общая характеристика немецкой классической философии

Немецкая философия считается неповторимым явлением. Если кратко, неповторимость ее в крупном изучении проблематики насущных проблем, которое позволило сделать философию ведущей наукой, совместив вместе выдающиеся сферы жизни и открыв имена золотого фонда.

В ее основе мысли 5 авторов, которые помогли разработать диалектическое мировоззрение, сделать лучше логический аппарат, рассмотреть целостно историю и осознать анализ природы с человеком, истории с человеческим миром.

Основоположник

Человек, которому принадлежит идея начала немецкой философии — Иммануил Кант. Его течение мысли делится на пару этапов и охватывает период 19 века.

Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

В доктрический этап он верил в субъективный идеализм, природный и научный вид материализма и изучал науки. Мыслитель изучал космос, процесс познания, этические и эстетические нормы, логику и социальную науку. Кант анализировал гипотезу космологии, по которой выявил, что Земля с планетами появились с содействием туманности.

Естество, по его суждению, регулярно изменяется и развивается, движение с покоем является относительным явлением. Все окружающее человека является итогом природной эволюции и творением Бога. Также Кант придерживается мыслей агностицизма.

По его трактатам человек в природе зло, но благодаря особому воспитанию морали и постоянному почитанию законов морали, он спасается. Дисциплина — это средство уничтожения этого зла по Канту. Так, мыслитель выдвигает постепенно идею демократии и делает вывод, что в будущем будет мир, где вести войну будет экономически невыгодно обществу.

Список немецких философов

Немецкая философия считается большим этапом ее развития с мыслями и культурой общества. Она обоснована необходимостью в государственной реформе всех сфер жизни, преобразованию сознания и свободы души, считается продолжением Французской революции.

Основоположником стал Кант. Потом его взгляды переняли и продолжили развивать его представители: Иоганн Фихте с Фридрихом Шеллингом, Георгом Гегелем и Людвигом Фейербахом. Благодаря каждому из них получилась единая система с богатыми идеями и предположениями.

Особенности

Благодаря течению немецкой философии удалось:

  • произвести переход от устоявшихся традиций к исследованию человеческих проблем, его души и дел;
  • разработать мнение, свидетельствующее о связи человека и его дел, то есть сознания с бытием;
  • осуществить глубокий синтез проблематики познания и определить человеческую возможность познания мира;
  • разработать концепцию развития, определить диалектические законы;
  • сделать анализ свободы с нравственностью человека.

В этом ее особенности, распространившиеся впоследствии на все страны.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека;
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека;
  • творческого потенциала человека;
  • диалектики;
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа;
  • аксиологии — течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания;
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире;
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века;
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Характерные черты

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

  1. Осознание места философии в истории появления людей и развитии мировой культуры.
  2. Изучение многовековой истории и сущности человека, где он предстает высоконравственным объектом, работает по велению своего сознания, устраивает свою жизнь, как того требует разум.
  3. Исследование и развитие философии как особой системы дисциплин.
  4. Изучение философской мысли путем разработки всеобщей диалектической концепции.
  5. Изучение мысли, ее места в появлении гуманизма и принятие попыток осмыслить человеческую жизнедеятельность в разных конфигурациях и путях.

Основные проблемы

Основные проблемы, которые решают изучить и решить философы классической немецкой философии, следующие:

  • движение человека к божественным вратам путем воспитания чувств и сознания;
  • исследование сущности человека и его природы;
  • этическое развитие человека;
  • процесс целостного исследования истории;
  • место человека в культурном развитии.

Философия Иммануила Канта

Кант — немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее — познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц;
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся;
  • природа регулярно изменяется и развивается;
  • движение с покоем — два относительных понятия;
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе;
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной;
  • создал все Бог.

Философия Гегеля

Гегель продолжил размышление Канта и развил мысль об объективном идеализме, рассмотрел диалектику всеобщим философским методом. Идеалистическая диалектика и этика стали центром его творчества.

Также он признал одинаковыми понятия бытие с мышлением в своей онтологической идее. В итоге этого размышления он пришел к абсолютной идее. Оно означает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всей мировой жизни, мирового духа, который обладает самосознанием и способен творить.

Самая яркая его цитата «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается».

Философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах рассматривал течение идеализма и пытался обосновать материализм.

В заключениях он полностью разрывал религию от человеческого естества, признавал атеизм, освобождал человека от влияния религии, пытался объяснить материализмом божественное существование, изучал идеи материализма, учитывая научный прорыв, пытался объяснить проблемы вокруг. Рассматривал социальные и политические вопросы и убеждение в познании окружающего мира.

Философия Иоганна Фихте

Иоганн Фихте изучал философию с практической стороны, показывая, что философия Канта требует доработок. Огромное его достижение в учении о диалектике.

Большую известность получила его «Я-концепция». Все свое творчество он посвятил ей, что характерно для него. Он рассматривал диалектику как способ антитетического мышления, созидательный и познавательный процесс.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в известный период изучал трактаты своих единомышленников и вдохновился системой Гегеля.

В своих трактатах он выстраивал полноценную систему наук с помощью изучения натурфилософии. Также он пытался обобщить научные открытия с помощью единого принципа философии.

Историческое значение немецкой классической философии

Значение трудов и мыслей немецких философов велико, поскольку они вместе дали возможность изучить границы в сознательном философствовании, продолжить развитие идей, выдвинутых Кантом и другими в следующие века, сформулировать, что же такое точная наука, выделить второстепенные научные течения, изучить мифологию, религию и искусство как полноценную систему получения знания.

Также немецкая философия помогла доказать, что в каждом народе имеется собственный неповторимый дух, имеющий свое назначение в обществе, и эти народы нельзя назвать варварскими и нецивилизованными. Каждая народность — преемница идей.

Помимо этого, философия тех времен позволила дать возможность начать научное, культурное и гуманитарное развитие науки. Таким образом, она помогла снять однозначность раздвоенности мнений о научном и ненаучном, истинном и ложном, цивилизованном и варварском и др.

Зарождение немецкой классической философии

Это очень небольшой промежуток в истории человечества, примерно с 80-х годов XVIII века по 31-й год XIX века. Очень небольшой срок для человечества, но очень значимый для развития человеческой мысли.

Сам термин «немецкая классическая философия» ввел в научный оборот Фридрих Энгельс.

Какие выдающиеся личности относятся к этому направлению? Прежде всего это Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Георг Гегель, Фридрих Шеллинг и ряд других исследователей.


Фихте о государстве

Иоганн Готлиб Фихте был одним из выдающихся философов немецкой идеалистической школы. Он дал ответ на вопрос, какова роль государства в жизни людей.

Если рассматривать конец XVIII – начало XIX века, то это время бурного всплеска капитализма, волны либеральных свобод (причем агрессивного либерализма – «кто смог, тот выжил»).

Но Фихте говорит: «Нет, государство должно быть гарантом справедливости! Оно должно участвовать в жизни своих обывателей, поскольку на него возложена миссия по самосохранению. А раз государство хочет самосохраниться, значит, оно прежде всего должно сохранить благополучие своих граждан».

Фихте определяет 3 основных сословия:

  1. Производители
  2. Ремесленники
  3. Купцы 

И государство должно всецело заботиться об их благополучии. Оно должно регулировать вопросы торговли, в том числе вопросы внешней торговли, устанавливать справедливые налоги и т. д. Можно сказать, что эта позиция схожа с позицией экономического протекционизма.

Но получается так, что государство контролирует своих граждан, порабощает их, т. к. контроль государства слишком высок.

Взамен Фихте предлагает абсолютную духовную свободу. И считает, что гражданин должен иметь право самовыражаться так, как он хочет.

Вернемся к разговору о выдающихся личностях немецкой классической философии. Всех их объединяет одна общая мысль о том, что человеческий разум не единственный фактор, который необходим человеку, чтобы создать человеческую цивилизацию, подлинно пригодную для жизни человека.

Дело в том, что историческим фоном для создания этой философской школы или направления философии явилась эпоха Просвещения и все последовавшие за этим события.


Университет

В XIX веке Германия переживала подъем, хотя ее как целостного государства еще не существовало на карте мира. Время, когда Германия объединится в независимую страну, наступит нескоро. Но для того чтобы это формирование состоялось, был необходим большой отряд чиновников, образованных людей, способных к самостоятельному мышлению.

Ради этой цели в 1810 году в Берлине был создан университет Гумбольдта с очень интересной идеологией. Как правило, под «университетом» понималось «универсальное образование», т. е. человек, который обучился в университете, являлся знатоком во всем. Основателем этого университета был Вильгельм фон Гумбольдт. Он изучал философию, математику, языки на таком уровне, чтобы считаться образованным человеком.

Но немцы подошли к образованию с точки зрения личностного подхода. Получая образование, человек сам формировал свой взгляд на мир. Впервые в Берлинском университете появилась возможность самостоятельно выбирать те курсы, которые студент хотел слушать.

На практике это выглядело так: студент, поступавший в Берлинский университет, знал, что в течение определенного времени (он зависел от начального уровня образования и мог достигать 2, 3, 4, 5 лет обучения) нужно будет прослушать, например, 200 курсов. А какие именно курсы и у каких преподавателей – студент выбирал сам.

Вот так немецкий классический университет сделал из будущих профессионалов людей свободомыслящих, а главное – инициативных.

Философия И. Канта

Человеческий разум выходит на первое место. Появляются первые технические изобретения. Люди научились преобразовывать и использовать энергию пара. Научились извлекать энергию и использовать полезные свойства предметов, веществ.

Вследствие этого возникает убеждение, что теперь человеческий разум может делать все, что угодно, т. к. весь мир постижим, все для человека будет рано или поздно ясно и понятно. Даже если сейчас что-то не ясно или не понятно, то человек обязательно это узнает.

Иммануил Кант (рис. 1) сказал, что мы живем в мире парадоксов. С одной стороны, любые вещи для нас постижимы и понятны, но с другой – то, какими вещи являются на самом деле, для нас таинство, мы не знаем, каковы их подлинные свойства. Например, мы воспринимаем камень, лежащий на дороге, как камень, который лежит на дороге, но споткнувшись о него, мы говорим, что это препятствие. Но был ли он препятствием на самом деле? Может, этот камень играл существенную роль в истории планеты или какую-то самостоятельную роль для себя. Мы не знаем этого, т. к. об этом даже не задумываемся.

Рис. 1. Памятник И. Канту в г. Калининграде (Источник)

Почему? Потому что вектор человеческого сознания, разума направлен совершенно в другую сторону (в сторону утилитарности познания). В сторону того, для чего эта вещь может нам служить.

Именно поэтому Кант уделяет большое внимание этике, гуманизму, говорит о нравственности поведения человека, т. к. человек, как разумное существо, обязан соблюдать некие принципы, которые заставляют двигаться к правильным поступкам. Вот это должное поведение Кант определяет как «императив». Он говорит: «Мы не можем поступать иначе, как в соответствии с определенными законами, причем эти законы мы сформировали для себя сами».

Почему? Потому что мы выделились из мира природы, у нас есть понятие свободы (в отличие от мира природы, где подобного понятия нет). Например, волк бегает, где хочет, ест, что захочет и когда захочет. Но вместе с тем он очень жестко связан законами и принципами природы. Он не может выйти из собственного ареала обитания, за пределы своей жизни. А человек может. Он может освоить любую среду, употреблять в пищу любые природные объекты и даже производить их искусственно. Раз это так, значит, человек многим обязан прежде всего самому себе.

Поэтому Кант, говоря о «категорическом императиве», прежде всего говорит о должностном поведении.

Вообще, если строго подойти к решению этой проблемы, то мы не найдем много отличий кантовской философии от естественного понятия нравственности. Золотое правило морали: «Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили».

Кант, в принципе, определяет те же самые вещи, но он говорит: «Если взял на себя вселенское право по управлению этой планетой, значит, должен руководствоваться правильными принципами и ограничивать себя этими принципами».

Философия Гегеля

Такое же большое значение для немецкой классической философии имела философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Ее считают вершиной немецкой классической философии. 

Гегель глубоко задумался над понятием причинно-следственных связей и обнаружил целую науку, которую назвал диалектика.

Разберем значение понятия «диалектика» на примере: если сгорел дом, значит, в нем был очаг. Следовательно, ничего в мире не происходит просто так, какие-то события не случаются сами по себе, потому что ничего случайного в действительности нет.

Все имеет свою первопричину, и именно в ней уже лежит противоречие, потому что первопричина – это причина какого-то большего, глобального следствия, и это глобальное следствие, по идее, может противоречить изначальной причине.

Обратимся к примеру. Вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Есть причина или первопричина: Раскольников – бедный студент, живущий в крайне неблагоприятной среде. Он хочет совершить преступление и, вырвавшись из этого круга, желает добрыми делами искупить свою вину. Первопричина: Раскольников хочет стать добропорядочным членом общества, но для этого необходимо что-то сделать. Он убивает старуху, но в действительности это убийство не решает его проблем, т. к. вместе со старухой необходимо убить еще и самое главное, что эти действия приводят его к раскаянию. Раскольников не вырывается из своего неблагоприятного круга, а наоборот, попадает в тюрьму. А самая большая и главная тюрьма – это тюрьма его души.

В итоге была причина, а затем было следствие, при этом следствие совершенно противоречило причине.

Изначальная причина была – добиться положительного результата, но результат оказался отрицательным. Именно об этом и говорит Гегель. Весь мир человека буквально пропитан связями противоречий. И вместе с тем только на уровне этих противоречий наше бытие и возможно.

Вывод

Немецкая классическая философия, философия идеализма, оказала большое влияние на развитие как западной, так и русской философской мысли. Хотя русская классическая философская школа имеет свои уникальные особенности, но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Обществознание, 11 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2016.
  2. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. Обществознание, 11 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.
  3. Гаман-Голушина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е.Г. и др.; под общ. ред. Тишкова В.А. Обществознание, 11 класс. – 2019.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «sites.google.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «solecity.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «iphlib.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Подумайте и запишите ответ на вопрос: «В чем особенность немецкой классической философии»?
  2. Найдите и запишите, какие законы диалектики сформулировал Гегель.

Содержание

  1. И. Кант
  2. И. Фихте и Ф. Шеллинг
  3. Г. Гегель и Л. Фейербах

Забить и найти эксперта
по ФИЛОСОФИИ

Найти эксперта

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Философия»

Основные представители <a href=немецкой классической философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ» />

Рисунок 1. Основные представители немецкой классической философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Немецкая классическая философия – это период в истории философии, который начинается в конце ХVIII века и заканчивается в первой четверти ХІХ века.

Этот период характеризуется развитием философии идеализма. Несмотря на то, что немецкая классическая философия занимает достаточно незначительные отрезок времени в контексте развития всей истории человечества, он являет собою вершину философского развития.

К основным философам данного времени относятся: И. Кант, Г. Гердер, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Гегель, Л. Фейербах.

Рассмотрим ключевые особенности взглядов философов в формате краткого реферата.

И. Кант

Иммаунил Кант создал логически последовательную философскую традицию, в которой он попытался дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия: «Что я должен делать?», «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?».

Кант полагал, что любое знание берет свое начало с опыта. Тем не менее, оно им не ограничивается. Он считал, что некоторые знания порождаются посредством познавательной способности человека. Эти знания являются априорными – доопытными. Данную трактовку философии Кант неразрывно связывал с решением определенных трудностей, которые обусловлены ограниченными возможностями рационального уровня познания. Данная ограниченность является следствием деления мира на феномены (явления), которые доступны знанию, и не познаваемые ноумены (вещи в себе). Наличие трудностей не свидетельствует о невозможности философского познания.

«Немецкая классическая философия» 👇

Критика разума И. Канта не должна останавливаться на аспектах теоретического разума, так как ее важнейшая задача должна базироваться на критике практического разума.

И. Фихте и Ф. Шеллинг

Философская традиция И. Фихте очень тесно связана с учением о деятельности, которое рассматривается как независимое начало, обладающее первичным характером. Субъект является единственной субстанцией. Высшим принципом деятельности служит закон нравственности. В своей философии, Фихте первым пытается рассмотреть проблему бессознательного.

Ф. Шеллинг рассматривает в подавляющем большинстве проблемы свободы и философию искусства. Одна из важнейших проблем гносеологии для него заключается в противоречии теоретического и практического.

Самоутверждение свободы является важным аспектом философии Шеллинга. Решается данная проблема посредством отделения его от абсолютного начала, которое является в свою очередь источником зла. Именно искусство способно разрешить данное противоречие.

Г. Гегель и Л. Фейербах

Гегель рассматривает духовную культуру человека как закономерное развитие и постепенное определение творческих способностей «мирового разума». Существует понятие «мирового духа», которое проявляется в духовном развитии индивида.

Гегелевский процесс познания трансформировался в самопознание абсолютного разума, который, по своей сущности, является идеей. Именно он постигает свое собственное нутро. Диалектика понятий определяет диалектику вещей.

Наибольшая заслуга Гегеля проявляется в новом понимании теории познания, логики, категориях философии.

Л. Фейербах является последним представителем немецкой классической философии. Тем не менее, до сих пор энциклопедическая литература не определила, стоит ли относить Фейербаха к немецкой классике. Это напрямую связано с тем, что именно этот человек первым отошел от классического идеализма и перешел к материализму. В своих докладах Фейербах критиковал взгляды Гегеля. Он пытался обновить таким образом философию. Природа является источником всего сущности, в то время как человек является частью природы, но его социальная среда не столь и важна.

Свою философию он подкрепляет критикой религиозного сознания, полагая, что оно основывается на вере в трансцендентное, вследствие чего это всего лишь фантастические образы. Религия Фейербаха – философия любви, которая отторгает любовь к божеству и приветствует любовь к человеку.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума

Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на небольшом отрезке времени появилось четыре великих философа-немца Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель, философские системы которых логически вытекают одна из другой.

Характерной чертой немецкой философии была техника философствования, которую можно назвать «работой с понятием», где вся мыслительная сила направлена на умозрительное, теоретическое раскрытие сущности универсальных проблем бытия с их последующим приведением в завершенную систему, что считается классическим методом философии, и поэтому философия этих четырех философов-немцев называется «немецкая классическая философия».

Основными проблемами этой философии было исследование законов мышления, выявление границ человеческого познания, взаимодействие разума с действительностью и, в итоге, в качестве зерна той или иной концепции — роль Разума в структуре бытия.

Основоположником немецкой классической философии является

ИММАНУИЛ КАНТ,

который исходил из того, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей, природы, мира или человека, а исследование познавательной деятельности человека, выявление законов познания и установление его границ.

В качестве исходного принципа своей философии Кант развёл понятие «чувственно воспринимаемый мир» с понятием «умопостигаемый мир», определил их в качестве абсолютно не идентичных, и объявил о невозможности их соединения в акте познания. На этой принципиальной основе он следующим образом выводит структуру человеческого познания и определяет его границы:

1. Познание осуществляется на основе ощущений, получаемых от внешнего опыта, то есть, от вещей. Таким образом, существуют два основных уровня сознания — чувственное сознание, данное нам в ощущениях опыта, и умопостигаемое сознание, данное в категориях рассудка и осмысляющее полученный чувственный опыт. Чувственное сознание, естественно, находится ближе к вещам, поскольку является продуктом взаимодействия физических чувств с вещами. А умопостигаемое сознание уже отстоит далеко от вещей, так как является продуктом взаимодействия не с вещами, а с чувственным уровнем сознания.

Поскольку познание вещи есть результат рассудочной деятельности, а не просто суммой ощущений органов чувств, то, на первый взгляд, проблема познания состоит в том, насколько корректно взаимодействуют категории рассудка с чувственным сознанием, снимающим информацию с вещи. В этом случае вопрос познавательной способности человека сводился бы только к тому, насколько категории рассудка адекватно схватывают суть результатов чувственного познания. То есть у нас была бы ситуация: есть прямая чувственная информация о вещи и есть вопрос — насколько правильно эта информация отражается рассудочным сознанием?

Однако вся проблема осложняется тем, что само чувственное познание вещи — это совсем не результат взаимодействия органов чувств с вещью, а это результат всё той же рассудочной деятельности. И вот почему:

обратим внимание, что даже для получения самой простейшей чувственной информации о вещи, наш разум всё равно должен прийти в состояние некоей активности, чтобы тут же организовывать полученную информацию в систему. Иначе никакого познания не будет, а будет только физическое чувствование без интеллектуального осознания.

Таким образом, активность разума есть непосредственно то, что вообще делает возможным процесс познания уже на чувственном уровне. И, следовательно, вопрос познавательной способности человека состоит не в том, как работает рассудок во взаимодействии с чем-то внешним себе, а в том, как вообще сама по себе происходит рассудочная деятельность разума, ибо в акте познания у нас на самом деле возникает следующая ситуация: есть только чистая рассудочная деятельность сознания, относящаяся к вещи, но нет никакой прямой чувственной информации о вещи.

2. Таким образом, вещь предстает перед умом, «является» уму сразу же в категориях его умственной деятельности, и никогда в том виде, в каком она есть «в себе», то есть без своего умственно созданного образа. То есть вещь «является» разуму из внешнего ему бытия на основе того, как работает разум, а не на основе того, как пребывает вещь там сама «в себе».

И как же работает разум? Как происходит его рассудочная деятельность? Совершенно точно можно сказать, что деятельность разума, то есть мышление, происходит по каким-то внутренним правилам и законам самого разума, самого мышления. Какими бы они не были, эти правила и законы работы разума, которые создают от начала до конца всё познание человека о вещи, но они присущи именно разуму, а не тому внешнему, что он познаёт. Следовательно, познание вещи есть полностью и абсолютно односторонний акт взаимодействия разума с вещью, где действует только и только ум, а вещь остается полностью пассивной. Вещь лишь провоцирует всплеск активности разума ощущениями, которые мгновенно преобразуются в умственные категории.

Таким образом, вопрос познавательной способности человека сужается до следующей проблемы — насколько умственные категории соответствуют тому, что есть в ощущениях? То есть: насколько умопостигаемый мир рассудочных категорий соответствует чувственно воспринимаемому миру ощущений? Потому что, решив этот вопрос, мы решим главный вопрос познания — насколько умственные категории вообще соответствуют реальности, которую описывают?

3. Для ответа на этот вопрос, рассмотрим, из чего состоит умопостигаемый мир. Выше мы уже определили, что умопостигаемый мир состоит из умственных категорий, а теперь добавим, что умственные категории бывают двух родов:

— Первый род.

Наглядно-воззрительные категории. Это по количеству всего лишь две категории — категория времени и категория пространства. Эти категории создают для разума общую картину системно расставленных явлений окружающего мира.

— Второй род.

Умственные категории непосредственно. Это вообще все остальные категории рассудка, которые формируют для разума систему отношений и логических связей явлений.

А теперь посмотрим, как каждый из этих родов умственных категорий соответствует тому из реальности, что он собою выражает.

4. Если говорить о первом роде категорий, о наглядно-воззрительных категориях, то ни время, ни пространство не соответствуют ничему из реальности, что они должны описывать. Неизвестно — что там есть в реальности на самом деле, потому что «пространство» и «время», как категории, почерпнуты не из опыта реальности, а из самого ума. Посмотрим, почему:

любой чувственный опыт мыслим нами только при возможности различения временных моментов и пространственных мест этого опыта уже до начала самого этого опыта, то есть вне опыта, трансцендентально.

Ведь, если ум видит какие-то вещи, то он видит их сразу же расставленными в определенном порядке в пространстве и сразу же в какое-то конкретное время их бытия. То есть — пространство и время есть в уме раньше, чем в уме появится та или иная вещь, которая будет определена умом в то или иное место пространства и в тот или иной момент времени.

Таким образом, опыт вообще возможен только при одном предварительном условии — ум должен обладать категориями пространства и времени, чтобы внешний мир распознавался умом во времени и в пространстве. А то, что является предварительным условием, то не может быть результатом. Таким образом, категории времени и пространства, будучи условием опыта, не могут быть его продуктом, и, следовательно, наглядно-воззрительные категории есть чистый продукт разума и не выражают внешней разуму реальности.

Следовательно, категории времени и пространства не описывают опыт, а сами формируют для человека его опыт, будучи предварительной организацией любого опыта.

Таким образом, время и пространство есть категории сугубо субъективные, существующие в нашем разуме трансцендентально (до опыта и вне опыта), а если они существуют в разуме до опыта и вне опыта, то они существуют в нем врождённо.

Следовательно, всё познание человека, основанное на наглядно-воззрительных категориях времени и пространства, является знанием трансцендентальным, то есть располагающимся вне опыта, и вся достоверность человеческого познания относится только к познанию того, как вещи являются разуму в его врожденных категориях, а не к познанию того, как вещи существуют «в себе», то есть в своей собственной природе.

5. Что же касается второго вида категорий разума, умственных категорий, то большинство из них тем более не могут быть взяты из опыта, поскольку в опыте нет таких явлений, как, скажем, «субстанция», «реальность», «достоверность», «связь», «целесообразность», «действие», «силы» и т. д. и т. п. Всё это лишь некие имена, не имеющие вещественного аналога в реальности.

Но всё это имена чего? Это имена только этих умственных категорий и более ничего другого, поскольку ни в чём другом, кроме как в разуме не существует того, чему даны эти имена. Таким образом, основная часть умственных категорий также является трансцендентальной по своей природе, то есть существующей в разуме до опыта и вне опыта.

И теперь посмотрим, как применяются эти имена в акте познания. Несомненно, что все эти умственные категории, перечисленные выше, применяются не просто так, а в соответствии с какой-то необходимостью, взятой, вроде бы, из опыта. Но вспомним, что:

любой опыт дан сознанию сразу же в умственных категориях и всегда является следствием активной деятельности разума, то есть необходимость применения какой-либо умственной категории определяется с самого начала правилами и законами деятельности разума, а не тем, как само в себе существует в себе то, что познается.

Следовательно, любая необходимость применения той или иной умственной категории проистекает не из необходимости опыта, а из необходимости правил и законов мышления. То есть это необходимость трансцендентального характера, проистекающего из врожденных свойств разума.

Таким образом, не опыт формирует умственные категории, а сами умственные категории формируют опыт человека, будучи предварительно необходимой формой систематизации любого опыта.

6. Дополнительно рассмотрим умственные категории, с помощью которых мы постигаем логическую связь вещей или явлений. Какими бы не были умственные категории, описывающие логическую связь вещей и явлений, они все равно не могут быть тем же самым, что есть сами эти вещи или их логические связи. Иначе придется предъявить механизм или средство, с помощью которых полностью иноприродные нам вещи могут извне входить в нас и превращаться внутри нас в полностью соприродные нам умственные категории. Подобного механизм вообще себе даже и вообразить невозможно, поскольку это два абсолютно различных и обособленных факта бытия — природная вещь и то, как она помыслилась в разуме.

И это естественно, потому что ум не может взять вещь, и поместить её в наше сознание таковой, какова она есть на самом деле в своём материальном бытии, он всего лишь формирует для сознания какой-либо образ этой вещи. То есть вещь «является» разуму, попадает в сознание, в некоем рассудочно сформированном виде, оставаясь сама «в себе» в своём природном виде вне сознания, и разум имеет дело только с продуктами собственной деятельности, которые возникают из процессов мышления. А продуктами собственной деятельности разума являются умственные категории, которые не являются вещами. Вещи остаются «в себе», в своей природе, лишь «являясь» разуму в иной себе природе, в природе умственных категорий, никак не взаимодействуя с сознанием и никак не влияя на процессы мышления и результаты познания.

То есть, здесь мы сталкиваемся с фактом выхода разума за границы применения тех или иных умственных категорий, когда он собственную природу категорий распространяет на природу познаваемых вещей. Более всего это понятно на примере причинности. То, что разум называет причинностью, есть лишь простая повторяемость процессов, данных в опыте, есть лишь форма существования вещей в какой-то их собственной естественности. Но разум по своей собственной природе формирует для этого опыта понятие некоей необходимости, то есть причинности, и здесь необходимость, существующая в правилах и законах мышления, переносится разумом на вещественный мир, где всё это имеет совсем другой внутренний для вещи смысл.

Следовательно, умственные категории, описывающие логическую связь вещей и явлений, проистекают не из опыта жизни вещей «в себе», а из законов мышления, то есть также являются врожденными, трансцендентальными схемами мышления, и так же, как и все остальные виды умственных категорий, сами формируют опыт человека, а не формируются из опыта.

7. Таким образом, знание вещей трансцендентально, то есть, формируется до самого опыта этих вещей врожденными свойствами разума описывать и организовывать любой опыт не в его сущности, а в своей собственной.

Таким образом окончательно можно сказать, что мир умопостигаемый, сформированный чисто разумом, никак не соединяется в акте познания с миром чувственным, сформированным ощущениями, поскольку познание осуществляется односторонней активностью разума, где сознание взаимодействует с вещью, а вещь не взаимодействует с сознанием и не оказывает никакого корректирующего воздействия на процессы мышления.

Однако в качестве гипотезы можно вообразить, что вещи каким-то образом взаимодействуют с нашим сознанием и, благодаря этому, участвуют в процессах познания. Тогда, чтобы исследовать возможность подобной концепции, мы должны начать с того, что для начала нам придется сформировать понятия двух разных типов бытия:

— мы должны сформировать понятие нашего внутреннего бытия, которое содержит то самое сознание, на работу которого по этой концепции должны оказывать воздействие познаваемые вещи,

— и мы должны сформировать понятие внешнего нам бытия, то есть тех самых вещей, которые будут воздействовать на наше сознание.

И только после того, как мы получим два этих понятия о двух типах бытия, мы сможем приступить к исследованию того, как одно из них — бытие вещей — воздействует на другое — на бытие сознания.

Однако, как только мы начнем логически оформлять для себя структуру бытия вещей, нам сразу же придется прибегнуть к категориям времени и пространства. Но категории времени и пространства являются полностью продуктами нашего сознания, врожденными рассудочными категориями, и, таким образом, вся логическая структура бытия вещей уже исходно будет браться не из самих вещей, а из нашего сознания.

То же самое мы должны будем сказать и в отношении других категорий, рассмотренных ранее. То есть, даже в теоретически построенной гипотезе о воздействии вещей на процессы познания, сами вещи, каковы они есть «в себе», отсутствуют и не могут даже исходно формировать подобную гипотезу.

8. Таким образом, человеческое знание об окружающем мире является знанием трансцендентальным, то есть знанием, которое не исходит из опыта, а наоборот, само формирует опыт, то есть само производит не только его результаты, но и, самое важное — даже его исходные данные.

В результате этого вещи (мир), как таковые, остаются недоступными познанию. Ум сам полностью из себя самого создает мир явлений, природу и все истины об этом, и бессилие ума познавать нечто реальное, то есть однозначное в себе, можно доказать на примере антиномий.

Антиномиями являются противоречия, которые возникают у разума в ходе его рассуждений, причем каждое из них разум способен обосновать одинаково правомерно. Таким образом, антиномии являются признаком наличия для познания преград, которые оно не может преодолеть. Например, можно с одинаковым успехом доказать, что мир бесконечен, и что мир конечен; что всё сложное состоит из простого, и что ничего простого вообще не существует, а всё как-нибудь, но сложно; с равной вероятностью успеха можно доказывать то, что в мире вся причинность свободна, произвольна и подвержена влиянию случая, и то, что вся причинность в мире природно обусловлена, то есть не свободна, а необходима; то, что в ряду мировых причин есть необходимая первопричина, и то, что первопричина есть не необходимость, а случайность.

Следовательно, мир вещей «в себе», то есть, вещей таковых, каковы они есть на самом деле, для человека не познаваем, поскольку познание вещей у человека идёт автономно от них, осуществляется само в себе и не имеет критерия на истинность вне себя.

Основные термины

АНТИНОМИЯ — противоречие разума с самим собою, когда пара противоположных утверждений является и одинаково ложными, и одинаково истинными.

ВЕЩЬ — устойчиво и обособленно существующий предмет материальной действительности.

ВЕЩЬ В СЕБЕ — вещь, существующая в своём природном виде без мысленного образа о себе.

ВРЕМЯ — некая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.

МЫШЛЕНИЕ — способность разума формировать мысли.

ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности органами чувств человека.

ПОЗНАНИЕ — процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.

ПРОСТРАНСТВО — материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.

РАЗУМ — способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности.

РАССУДОК — способность мышления производить суждения, соответствующие сложившемуся порядку вещей.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТЬ — знание, основывающееся на познавательных формах, существующих в сознании до опыта и вне опыта.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.

Трудности

Есть две поверхностные трудности, которые всегда очень легко решаются.

Первая: не забывать, что «чувственно воспринимаемый мир» Канта — это не реальный мир, а это уже мир психических ощущений, преобразованных в формы сознания, то есть это полностью мир сознания. Зачастую именно эта ошибка не даёт понимать правильно Канта, потому что в этом случае пропадает его двухуровневая структура сознания, которая призвана заменить в теории познания взаимодействием своих уровней традиционную до Канта двухуровневую структуру взаимодействия сознания и реального мира. Если раньше для философии в акте познания встречались сознание и мир вещей, то для Канта в акте познания встречаются только два вот этих уровня самого сознания — «чувственно воспринимаемый мир» и «умопостигаемый мир».

Вся новизна Канта как раз в этом и состоит, что он устраняет любое взаимодействие разума с миром материальным. У него мир материальный в «чувственно воспринимаемом мире» мгновенно превращается в умственные категории и дан сознанию только в умственных категориях. Именно поэтому появляется термин «трансцендентальность», то есть полная игра сознания с самим собой без всякой соотносительности с тем, что на самом деле есть этот мир, который должен был бы участвовать в этой игре, но врожденные умственные категории его не пропускают.

Вторая ошибка состоит в том, что иногда не различают пассивность вещи относительно акта познания с её активностью относительно акта чувствования. Вся концепция Канта «вещи в себе» основывается на пассивности вещи только в акте ее рассудочного познания. Ведь вещь может быть активна на стадии взаимодействия с физическими чувствами (зрение, тактильные характеристики и т. д.), она может привлечь внимание, или вызвать ощущения, провоцирующие на её познание, но эта активность лишь возбуждает разум и далее остается уже вне акта познания, потому что физические ощущения вещи являются фактами рассудка, а не фактами вещи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Тема 9. Немецкая классическая философия

Тема 9. Немецкая классическая философия
И. КАНТ…Бытие не есть реальный предмет, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно

VII КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

VII
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии.2. Философия И. Канта и ее критическая направленность.3. Активность субъекта в философии И. Фихте.4. Эволюция Ф. Шеллинга от натурфилософии до философии

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Социальные предпосылки и гносеологические основания классической немецкой философии.2. Критический характер философии И. Канта и ее этическая направленность.3. Проблема свободы в философии И. Канта.4. Проблема права и государства в

Глава VI Немецкая классическая философия

Глава VI
Немецкая классическая философия

1. Общая характеристика
Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте

5. Немецкая классическая философия о человеке

5. Немецкая классическая философия о человеке
Немецкая классическая философия начинает, в лице И. Канта, с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос «что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек «самый главный

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1.  Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

1. Марксизм и классическая немецкая философия

1. Марксизм и классическая немецкая философия

Обстоятельства возникновения труда Энгельса о Фейербахе
80 – 90-е годы XIX века – период смены поколений в социалистическом движении. Плеяда молодых революционеров, активно включившихся в теоретические дискуссии и

Глава 4. Немецкая классическая философия

Глава 4. Немецкая классическая философия

1. Истоки и предпосылки
Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством:— Иммануила Канта (1724–1804);— Иоганна Готлиба Фихте

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 6
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679–1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России,

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия — особое явление в истории европейской мысли. По масштабности и глубине затронутых в ней проблем ее можно сравнить только с греческой классической философией. Пять философов: Кант, Гердер, Фихте, Шеллинг и

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Учебник по английскому языку messages 1 скачать
  • Ample перевод с французского
  • Cafe allonge перевод с французского
  • У тебя есть сахар перевод на английский
  • Французский город у пролива 4 буквы сканворд