Немецкая кирха в казани

Лютеранская кирха в Казани
Лютеранская кирха в Казани. Гравюра с фото А.И. Бренинга. 1916

Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников,  художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских  проповедников было немало людей ученых, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине. Однако свобода религиозных отправлений, предоставленная лютеранам в православном государстве, была вызвана скорее тем, что они не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой. Во время ливонской войны 1558–1582  годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относится упоминание о лютеранской общине в Казани  и проповедовавшем здесь пасторе Скультете1.

Согласно «Уставу иностранных вероисповеданий» лютеранская церковь  в России делилась на консисториальные округа, округа – на пробства (благочиния), состоявшие из приходов.

Возглавляла церковь находившаяся в Санкт-Петербурге генеральная консистория, собиравшаяся два раза в год. Приходские пасторы избирались из лиц, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете2.

С открытием в 1804–1814 годах университета в Казань прибыли К. Ф. Фукс, И. Ф. Эрдман, Ф. Л. Брейтенбах, X. Френ и другие профессора  из Германии. В 1816 году, «внимая желанию членов университета лютеранского исповедания», община избирает своим пастором профессора  Ф. М. Томаса3.

Первая лютеранская церковь (кирха) появляется в Казани при Петре I4. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней5. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.

В 1926 году лютеранство исповедовали 53 казанца6. Согласно новому советскому законодательству такого количества прихожан для сохранения общины было недостаточно, и в 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.

Г. А. Двоеносова,
научный сотрудник Национального архива Республики Татарстан
Журнал «КАЗАН–КАЗАНЬ», №9–12, 1996


1. Энциклопедический словарь. – Спб.1. Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона, 1898. – Т. XXV. – С. 521.
2. Там же. – Т. XVII. – С. 257.
3. НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 263. Л. 2.
4. Энциклопедический словарь. – Спб.: Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона, 1898. – Т. XXV. – С. 523.
5. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. – Казань: Изд-во «Эйдос», 1993. – С. 142.
6. НА РТ. Ф. Р–5852. Оп. 1. Д. 730. Л. 2 об., 30.

Лютеранская кирха. Интерьер. Вид на алтарь
Лютеранская кирха. Интерьер. Вид на алтарь. Фото нач. XX века

В Казани немцы жили уже в XVI веке, но об их численности и жизнедеятельности в ту эпоху известно мало. Во время Ливонской войны 1558-1583 взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города России с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относятся архивные упоминания о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь и одновременно в Нижнем Новгороде и других общинах Центральной России пасторе старейшего в России лютеранского прихода церкви св. Михаила в Москве (1575–1587) Йоахиме (Иоакиме) Скультете (Joachim Scultets), бывшем придворном священнике голштинского герцога Магнуса фон Озеля, брата датского короля Фридриха II.

Строительство лютеранской кирхи в Казани году началось в 1767 году. Этот год был знаменателен для немецкой лютеранской общины города посещением его императрицей Екатериной II (24.04.1729–6.11.1796; императрица с 28.06.1762) и приездом в казанский гарнизон полкового священника-лютеранина. Утверждённый в Казани в 1767 году немецкий приход церкви Св. Екатерины включал в себя территории Казанской губернии и города Чистополь. Лютеранская церковь Святой Екатерины (Sankt-Katharinen-Kirche) была открыта в 1771 году. Первое ее двухэтажное каменное здание было построено на месте нынешней лютеранской кирхи на Покровской улице (ныне ул. К. Маркса, 26). Эта церковь простояла всего три года; в июле 1774, во время штурма Казани Емельяном Пугачевым, все её деревянные конструкции сгорели вместе с церковным архивом. Однако уже к 1777 – и снова в камне – церковь была на деньги прихожан восстановлена. Церковь в Казани служила одновременно лютеранам всех войск, военных и гражданских учреждений: военного училища, резервных войск, гарнизонного батальона, военного госпиталя, порохового завода, жандармских и полицейских команд, арестантской роты, тюремного замка, гражданского каземата,1-й и 2-й гимназий, Родионовского института, Мариинского женского училища.

Лютеранская кирха. Интерьер
Лютеранская кирха. Интерьер. Вид хоры и орган. Фото нач. XX века

После долгих спокойных лет благополучной размеренной мирной жизни первые стеснения и неудобства в отправлении религиозных обрядов немцы-лютеране Казани стали испытывать с началом первой мировой войны: в обществе нарастали шовинистические настроения. Но гораздо большую опасность для самого существования Лютеранской церкви принесли с собой антирелигиозные идеи победившей Октябрьской революции 1917 года и насильственное внедрение их в реальную жизнь. Полнокровная жизнь лютеранской общины Казани в течение предшествующих столетий обеспечивалась регулярными весомыми пожертвованиями прихожан — всё это были состоятельные люди. Но за годы революции и гражданской войны их число резко убавилось. Собственность большинства из них была экспроприирована по мандатам новых властей; часть людей эмигрировала или просто была уничтожена. Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее, 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключает с Казгорсоветом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани (утверждён на заседании секретариата Казанского городского Совета 06.07.1926).

По церковной конституции 1924 года (окончательная её редакция была принята на конференции в Москве 14-16 октября) к Евангелическо-лютеранской церкви России было отнесено 190 приходов, организованных в 17 синодальных (пробстских) округов (ЕЛЦ насчитывала 905 тысяч прихожан, против 1 млн. 249 тыс. человек в 1917 году). Казанский приход, наряду с приходами Екатеринбурга, Владимира, Златоуста, Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Симбирска и Вятки, входил в состав Поволжско-Камского синодального округа (всего 9 церковных приходов; центр пробства располагался в Нижнем Новгороде).

Архивные материалы донесли до наших дней скупую информацию о пасторах лютеранского прихода Казани и пробстах Поволжско-Камского синодального округа.

В приходе служили 9 пасторов:

  • Август Кристоф Виттнебен (August Christoph Wittneben), пастор в Казани в 1768-1782.
  • Иоганн Густав Лютер (Johann Gustav Luther), пастор в Казани в 1783-1794.
  • Филипп Христиан Михаэль Гёринг (Philipp Christian Michael Goering), пастор в Казани в 1795-1817.
  • Иоганн Михаэль Томас (Johann Michael Thomas), пастор в Казани в 1818-1823.
  • Карл Эдуард Кофки (Carl Eduard Koffky), пастор в Казани в 1837-1847.
  • Петер Август Пундани (Peter August Pundani), пастор в Казани в 1848-1881.
  • Рихард Генрих Валькер (Richard Heinrich Walker), пастор в Казани в 1880-1903.
  • Эдуард Карл Гохайзель (Eduard Karl Hoheisel). Родился 04.03.1864 в Ревеле. Ординирован 21.05.1900. С 1903 – пастор в Камско-Ижевске, с 1903 по 1918 – в Казани. Эмигрировал, умер 16.03.1944 в Бинце.
  • Альфред Бюттнер (Alfred Buetner (Buttner?)). Родился 16.07.1867 в Риге. Ординирован 21.03.1893. В 1900-1924 – пастор общины св. Елизаветы в Кронштадте. С 1924 по 1933 – пастор в Казани. Умер после 1941, проживая в это время в Москве.

Кстати, первые три пастора – А. К. Виттнебен, И. Г. Лютер и Ф. Х. М. Гёринг – проводили с 1776 по 1806 богослужения в Нижнем Новгороде (в этот период там не было своего приходского священника).

В памяти казанских немцев – старожилов города – остался часто приезжавший Казань для совершения религиозных таинств (причащения и крещения) возглавлявший Поволжско-Камское пробство Эрнст Фридрих Иозеф Гольцмайер (Ernst Friedrich Josef Holzmayer). Родился 14.05.1867. С 1894 – пастор во Владимире, с 1894 по 1923 – в Нижнем Новгороде, в 1925-1928 – в приходе св. Михаила в Москве. Пробст Поволжско-Камского округа. Умер 16.05.1928 в Москве.

Лютеранская кирха. 2001
Лютеранская кирха. 2001

Последние два месяца 1929 года стали последними и в функционировании в Казани лютеранской церкви и самом существовании лютеранской общины. 10 ноября 1929 года общее собрание прихожан постановило «сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины». Однако в заявлении приходского Совета лютеранской общины г. Казани в НКВД ТАССР от 13 ноября 1929 года говорится следующее: «Фактическое претворение в жизнь означенного постановления оказалось невыполнимым, т. к. нет возможности собрать требующегося по закону числа подписей под договором. Вследствие изложенного церковный совет вынужден общину ликвидировать и просит Народный Комиссариат Внутренних дел, сделать зависящее распоряжение о приёме церковного имущества согласно существующих описей». 14 ноября в НКВД ТАССР поступает заявление пастора лютеранской общины г. Казани А. А. Бюттнера: «Довожу до сведений НКВД, что вместе с ликвидацией ев. лютеранской общины я прекращаю заниматься священнослужением и прошу меня из числа служителей церквей г. Казани исключить». 19 ноября Народный Комиссариат Внутренних Дел — «ввиду поданного заявления церковным советом ев. лютеранской религиозной общины по ул. Карла Маркса д. 26 об отказе от пользования церковным зданием» — «объявляет, что в течение недельного срока от сего числа верующие граждане евангелическо-лютеранского вероисповедания могут подать в НКВД заявление о желании взять в пользование указанное здание для богослужебных целей. По истечении недельного срока здание будет закрыто». 6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принимает по представлению НКВД постановление: «действие договора, заключённого Казгорсоветом с общиной евангелистовской лютеранской церкви, прекратить и церковь закрыть, передав здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение». Последним аккордом в этой печальной истории может послужить текст постановления Президиума ЦИК ТАССР от 27 декабря 1929 года: «Передать орган из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума, предложив НКПросу оформить эту передачу по согласованию с НКФ (Госфонд)». В конце концов разобранный на части церковный орган закончил свою жизнь на чердаках местного музучилища.

Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации. Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом. Обитатели этих помещений за многие десятки лет уже почти забыли, в чьём владении и пользовании находилось когда-то старинное здание по улице Карла Маркса, дом 26. Такое положение дел сохранялось до 11 декабря 1996 года.

Лютеранская кирха. 2000
Лютеранская кирха. 2000. Фото Норберта Хуссонга

За десятилетия социалистического строя далеко зашедшие процессы ассимиляции немецкой общины, ускоренные тяжёлыми бедствиями второй мировой войны, а также глубокая атеизация общества в буквальном смысле изуродовали духовную жизнь казанских лютеран, практически сведя её на нет. Если в первые годы после национализации здания кирхи немцы-лютеране ещё продолжали собираться небольшими группами на частных квартирах, лишь условно соблюдая церковную традицию, уже без участия рукоположенных в сан пасторов, то ко второй половине 1930-х и евангелическая, и национально-культурная традиции были окончательно прерваны. Большинство представителей немецкой общины города были репрессированы как буржуазные элементы (они поначалу не бедствовали), как троцкисты и иные оппозиционеры (это были образованные люди) и как германские шпионы (так как были немцами). В годы же последней страшной войны лучше было вовсе не быть немцем, – это оставляло шанс выжить. С тех пор история российских немцев обернулась национальной трагедией. У российских немцев как народа со своеобразной самобытной историей, ставшего в конечном итоге субэтносом одновременно двух этносов – немецкого и русского, осталось к настоящему времени исчезающе мало шансов сохраниться в новейшей истории. Это явилось следствием двух глобальных и в какой-то мере взаимосвязанных исторических событий – октябрьской революции 1917 года в России и Второй мировой войны.

Лишь с началом перестройки в СССР могли быть сформулированы и поставлены в повестку дня вопросы национально-духовного возрождения. В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать Евангелическо-лютеранскую церковную общину г. Казани, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания ее церкви; организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, желающих национального самосохранения, не утративших интереса к родному языку и культуре. Это были Елена Оттовна Вегнер, Роберт Рудольфович Нольте, Георгий Оскарович Эльстинг, Александр Николаевич Кошель, Владимир Яковлевич Шаберт и Виктор Георгиевич Диц (первые пять человек уже давно являются гражданами Федеративной Республики Германии). Начинали мы с совместного изучения Библии и самостоятельного проведения богослужений на частных квартирах.

Первым проповедником возрождённой лютеранской общины стал Георг Эльстинг, а первым председателем Совета общины был избран Роберт Нольте. С отъездом в 1995 году в Германию Георгия Оскаровича Эльстинга проповедником общины становится Давид Викторович Эпп. Возрождённая община всегда будет помнить духовное подвижничество первых своих проповедников.

Собрание учредителей воссоздаваемой в городе лютеранской церковной структуры мы провели 4 октября 1990 года. Официально наша лютеранская церковная организация была зарегистрирована Исполнительным комитетом Казанского городского Совета народных депутатов 21 ноября 1990 года (рег. № 1046; ИНН 1653001227; поставлена на учет в ГНИ по г. Казани 2 января 1991 года, рег. № 30) под названием «Религиозное общество Евангелическо-лютеранской церкви».
Первым Председателем Совета Евангелическо-лютеранской церковной общины после ее образования был избран А. Н. Кошель, затем – с момента ее регистрации по 12 января 1995 года – Р. Р. Нольте, с 12 января 1995 года по 3 октября 1995 года – И. А. Петрова (Крамер), с 3 октября 1995 года по 16 сентября 1996 года – Д. В. Эпп, с 16 сентября 1996 года по ноябрь 1998 – В. Г. Диц, с ноября 1998 по май 2000 –В. Э. Мячина (Яук), с мая по август 2000 – О. И Милюхина (Рапп), с сентября 2000 – В. Я. Музафарова (Ильчер).

Вскоре после воссоздания лютеранской общины она арендует – совместно с Казанским обществом немецкой культуры (в 1993 преобразовано в Казанское немецкое общество имени Карла Фукса) – помещения в Клубе МВД РТ, исторической частью здания которого были помещения бывшей лютеранской кирхи. В этих арендуемых у МВД помещениях и осуществлялась в 1991-1996 годах вся национально-культурная и духовная жизнедеятельность немцев Казани.

После наших шестилетних дипломатических усилий по возвращению немецкой лютеранской общине её исторического наследия – здания кирхи – это, наконец, свершилось. В памятный зимний день 11 декабря 1996 года (этот день мы приближали, как могли), наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета Карла Фукса (это наша гордость и наше знамя!), состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру. Торжества 11 декабря проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России Василия Николаевича Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей городского руководства партнёра Казани из Нижней Саксонии Брауншвейга.

kirche_2007
Лютеранская кирха. 2007. Фото Ольги Петровой

Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К сожалению, к 1996 году – после долгих лет эксплуатации – здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Реставрация кирхи – главная задача нашей лютеранской общины и Казанского немецкого общества имени Карла Фукса на ближайшие несколько лет. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена и возвращена к активной национально-культурной и духовной жизни. К 2005 году (к 1000-летию Казани) отреставрированы крыша и фасад здания.

В октябре 1995 года в лютеранскую общину Казани впервые приезжает из северогерманского города Эльмсхорна пастор Теодор Артур Русс (Theodor Artur Russ). Казанская община не видела ординированных лютеранских пасторов с 1933 года. Пастор Русс четырежды приезжал в этот город для проведения богослужений и работал здесь по несколько месяцев, в том числе со своей женой и верной соратницей Эльфридой (Elfriede Russ). Они оставили здесь своё сердце.

В октябре 1996 года в преддверии официального возвращения здания кирхи немецкой лютеранской общине Казани с визитом в этом городе находился Архиепископ (тогда ещё Епископ, или Бишоф) Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛЦ, или ELKRAS) д-р теол. Георг Кречмар (Georg Kretschmar). Это был единственный в истории визит Георга Кречмара в Казань.

С февраля 1999 года пастор Русс передает эстафету духовного руководства лютеранской общиной Казани пастору Кристиану Херману (Christian Herrmann) из Людвигсхафена. Его супруга Криста (Christa Herrmann) также часто сопровождает мужа в его поездках в Казань и помогает ему во всех его делах. В процессы христианских деяний Кристиана Хермана в далёкой России были вскоре вовлечены и его друзья: Вернер Фесс (Werner Fess), Норберт Хуссонг (Norbert Hussong), Ренате Грюнхольц (Renate Gruenholz).

kirche_2009
Лютеранская кирха. 2009.
Фото с сайта gokazan.ru

С 1997 года в лютеранской кирхе Казани поочерёдно с Д. В. Эппом читала проповеди и избранная в 1998-м председателем церковного Совета Валентина Эдуардовна Мячина. До мая 2000 года (вплоть до момента своего выезда в Германию) она вела духовную работу в общине совместно с вышеназванными германскими пасторами, проводя богослужения во время их отсутствия в Казани. В настоящее время проповедницей в казанской общине является Вера Яковлевна Музафарова.

Благодаря пасторам Руссу и Херману лютеранские общины Татарстана установили (и укрепили существовавшие ранее) тесные связи с единоверческими общинами в Федеративной Республике Германии (Эльмсхорн, Людвигсхафен, Брауншвейг, Бухенау-Эльмсхаузен, Остельсхайм). Без помощи Евангелической церкви Германии казанским лютеранам вряд ли удастся самостоятельно осилить огромный объем работ по реставрации здания церкви св. Екатерины. Но расширение и укрепление связей с братьями и сестрами далёкой Германии дает надежду на успешное решение этой важной задачи.

В 2000 году община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан (рег. № 826/р (50) от 20 июня 2000 года) под названием: местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани».

21 ноября 2000 года лютеране Казани торжественно отметили 10-летие официальной регистрации церковной общины. Казанская лютеранская община еще в первой половине 1990-х годов вошла в состав Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦ ЕР) и, соответственно, Евангелическо-лютеранской церкви в России, на Украине, Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ).

В. Г. Диц,
член Совета общины ЕЛЦ св. Екатерины г. Казани,
директор Немецкого Дома РТ


(geschichtliche Information)

Лютеранская кирха в Казани
Лютеранская кирха в Казани. Гравюра с фото А.И. Бренинга. 1916

Es ist schwierig, mitunter sogar unmöglich, die Geschichte der Deutschen in Kasan und Tatarstan von der Geschichte der lutherischen Gemeinde zu trennen. Jeder Historiker, der über Deutsche unserer Region zu schreiben beginnt, wird deshalb den größten Teil seiner Arbeiten unvermeidlich der Geschichte der Formation und Entwicklung, der Zerstörung und neuer Entstehung von der evangelisch-lutherischen kirchlichen Sankt-Katharinen-Gemeinde der Stadt Kasan widmen.

Die Deutschen in Tatarstan wohnen verstreut, relativ kompakte Gemeinden gibt es nur in einigen Städten der Republik – in Kasan (382 Deutsche), Nabereshnye Tschelny (723 Deutsche), Nishnekamsk (205 Deutsche), Almetjewsk (88 Deutsche), Bavly (insgesamt sind in Tatarstan nach Angaben der letzten Volkszählung, die 2010 stattgefunden hat, 2 200 Deutsche wohnhaft; der Rest – außer der oben angeführten – also 802 Deutsche wohnen in unterschiedlichen Siedlungen und Dörfern der Republik). Eine relative Kompaktheit verleiht den deutschen Gemeinden eine Einigung ihrer Mitglieder um die deutschen gemeinnützigen Organisationen – örtliche Vertretungen von der regionalen national-kulturellen Autonomie und ihr Einsatz bei den so genannten Begegnungszentren der Russlanddeutschen.

In Kasan lebten die Deutschen schon im XVI. Jahrhundert, aber von ihrer Zahl und Lebenstätigkeit in damaliger Zeit ist wenig bekannt. Während des Livischen Krieges 1558-1583 wurden die gefangenen Deutschen und Schotten zu Tausenden in verschiedene Städte Russlands mit dem Recht auf freies Bekenntnis ihres Glaubens angesiedelt. Von dieser Zeit zeugen Archiverwähnungen von der lutherischen Gemeinde in Kasan und dem hier und gleichzeitig in Nishnij Novgorod sowie anderen Gemeinden Zentralrusslands predigenden Pfarrer der lutherischen Gemeinde der Sankt-Michael-Kirche in Moskau (1575-1587) Joachim Scultets, dem ehemaligen Hofpriester des holsteinischen Herzogs Мagnus von Osel, dem Bruder des dänischen Königs Friedrich II.

Allgemein formuliert, lief das ganze kulturell-geistige Leben der Deutschen in dem vorrevolutionären Russland innerhalb der kirchlichen Gemeinden ab, was ihnen übrigens erlaubt hat, ihre nationale Eigenart (Sprache, Bräuche und Traditionen) in der Umgebung von anderer Nationalitäten jahrhundertelang zu erhalten, weil sich traditionelle religiöse Glaubensvorstellungen der Deutschen von denen ihrer neuer Mitbürger unterschieden.

Der Bau der lutherischen Kirche begann in Kasan im Jahre 1767. Dieses Jahr war für die deutsche lutherische Gemeinde der Stadt durch den Besuch der Kaiserin Katharina II. (24.04.1729–6.11.1796; Kaiserin seit 28.06.1762) und das Herkommen eines Regimentspfarrers-Lutheraners in die Kasaner Garnison signifikant. Die im Jahre 1767 in Kasan gegründete Pfarrei der Sankt-Katharinen-Kirche umfasste die Territorien des Kasaner Gouvernements und der Stadt Tschistopol. Die lutherische Sankt-Katharinen-Kirche wurde im Jahre 1771 eröffnet. Ihr erstes zweistöckiges Gebäude wurde am Ort der heutigen lutherischen Kirche in der Pokrovskaja Straße (heute Karl-Max-Straße, 26) gebaut. Diese Kirche hatte nur drei Jahre gestanden; im Juli 1774 brannten alle ihren Holzbaukonsruktionen während des Sturmangriffs durch Emelian Pugatschew zusammen mit dem Kirchenarchiv ab. Aber schon um Jahr 1777 – und wieder im Baustein – wurde die Kirche für Geld der Gemeindemitglieder wieder aufgebaut. Die Kirche in Kasan diente gleichzeitig den Lutheranern aller Streitkräfte, Militär- und Bürgerämter und -institutionen: der Militärschule, der Reservestreitkräfte, des Garnisonsbataillons, des Militärkrankenhauses, des Pulverwerks, der Strafkompanie, des Gefängnisturmes, der Zivilkasematte, der 1. und 2. Gymnasien, des Rodionow’schen Instituts, der Mariinski Frauenberufsschule.

Die sich in Kasan niedergelassenen Deutschen waren zum größten Teil Kaufmänner und Handwerker; unter ihnen gab es auch Lehrer, Universitätsprofessoren, Beamte und unterschiedliche Fachleute. Mitunter waren es solche Fachleute, die Russland zu damaliger Zeit gar nicht hatte, auf jeden Fall keine eigenen. D.h., die Deutschen Kasans waren zum wesentlichen Teil auch Kulturträger und Bahnbrecher, Pioniere in vielen Bereichen. Die Deutschen haben einen großen Beitrag zum Fortschritt unserer Stadt geleistet, sie haben viele Wissenschafts-, Industrie- und Handelsbranchen aus der Taufe gehoben. Hier sind nur einige Namen zu erwähnen: Architekten F.R. Armlong, Hartman, H. Kramp, А. К. Lohman, Malte, К.L. Müfke, К.А. Nei, А.I. Peske, G.B. Rusch, А.E. Sporius, К.А. Thon, А.К. Schmidt, Architekt und Maler А.А. Sporius, Bildhauer S.I. Hallberg, Bronzemeister Ch. Dönike, anorganischer Chemiker und Pharmazeut К.К. Klaus, hervorragender Jurist und talentierter Pädagoge, Begründer der russischen Zivilistik D.I. Maier, Fotograf H. Locke, Maler und gleichzeitig Moulagehersteller E.E. Sporius, bekannter Musiker R.А. Hummert, Bibliothekaren М.-W.-L. Stoehrl, К.К. Feugt, Orientalistikprofessor I.F. Gottwald und viele andere. Übrigens, wie überall in Russland, waren fast alle Ärzte und Apotheker der Stadt Deutsche, sowie auch Medizinprofessoren: Begründer der einheimischen Histologie К.А. Arnstein, Histologieprofessor А.G. Heberg, Professoren für Dermatovenerologie А.G. Ge и W.F. Burgsdorf, Anatom Ch.-А.-F. Pauli, Anatom und Pädagoge P.F. Leshaft, Apotheker А. Wagner, I.G. Bachmann, А.F. Käschner, Vater und Sohn F.Ch. und E.F. Grache, Vater und Sohn I. und А.I. Brening. Die Deutschen haben der Stadt Vertreter anderer Berufe und Handwerke gegeben: vom Mathematiker A.P. Norden, Kompressorbauingenieur W.B. Schnepp, Leiter des in der Welt ältesten O.-L.-Lundstrem-Jazzorchesters, Leiter und Dirigent W.E. Döring bis zum Bäcker Eckermann usw. Sogar der erste Autofahrer in der Stadt (Anfang des ХХ. Jahrhunderts) war ein Deutscher. Er hieß Philipp Rudolf (den Fahrschein Nr.1 und einen Führerschein hat er 1912 bekommen).

Mit der Gründung der Universität 1804-1814 gab es unter den in Kasan angekommenen Professoren viele Lutheraner. In der lutherischen Sankt-Katharinen-Kirche wurde schon längst eine Orgel angebracht. Ein Teil der in Kasan niederlassenden Deutschen teilte auch das helvetische Bekenntnis, sogar der berühmte Kulturträger Кarl Fuchs kam nach Kasan als Helvetiker. Aber zu Anfang des XIX. Jahrhunderts haben sich Lutheraner und Helvetiker (die letzten waren in der Minderzahl) zu einer evangelisch-lutherischen kirchlichen Gemeinde zusammengeschlossen. Bis 1806 года war aber die Kasaner Gemeinde nicht in die Struktur der evangelisch-lutherischen Kirche Russlands eingetragen. Als Jahr einer offiziellen Gründung der Kasaner evangelisch-lutherischen Pfarrei gilt 1806. Die Gemeinde schloss sich dem Konsistorium, das im Jahre 1819 nach dem Erlass vom Obersenat in Saratow gegründet wurde, 14 Jahre unter Führung von Ignatius Aulerius Fessler existierte und 1834 in das Moskauer Konsistorium reorganisiert wurde.

1819 gab es unter 247 Deutschen Kasans 229 Lutheraner, 1845 – unter 385 Menschen 221 Lutheraner, 1899 – unter 450 Deutschen 324 Lutheraner. Die Zunahme der Gemeinde führte dazu, dass die Erweiterung der laufenden Kirche nötig war. Lutheraner fühlten sich beengt in ihren Wänden. Und 1862-1865 wurde am bisherigen Ort (Pokrowskaja Strasse, Grundstück Nr. 26) ein neues Kirchengebäude im romanischen Stil mit gotischen Elementen nach dem Entwurf vom Gehilfen des Stadtarchitekten Lew Kasimirowitsch Chrschtschonowitsch (auch Projektträger von den in der Stadt bekannten Gebäuden von Аlafusow-Theater und der Alexandrowschen Herberge) erbaut. Das war ein Ziegelgebäude für 250 Plätze. Das Bauprojekt des Kirchenumbaus (Plan und Fassaden) wurde am 4. Mai 1861 höchst genehmigt. Die umgebaute Kirche wurde am 1. Dezember 1863 geweiht. Ans Ziegelgebäude der Kirche mit 3 Flügeln grenzte ein Hof mit einem Garten. In einem der Flügel befand sich die Schule, 1782 eingerichtet und 1842 umgebaut, der zweite Flügel war für die Wohnung des Pfarrers da, in dem dritten wurde ein Pastorat eingerichtet (die obere Etage wurde 1864 aufgebaut). Auf dem Arsk’schen Feld gehörte der Gemeinde ein lutherischer Friedhof mit einem Holzwärterhaus.

1903 wurde das Kirchengebäude nochmals gründlich renoviert.

In den Räumen der lutherischen Kirche wurden nicht nur Gottesdienste abgehalten. In der modernen Sprache heißt es, dass sich hier ein national-kulturelles Zentrum der deutschen Gemeinde der Stadt befand (und auch heute arbeiten in diesem Gebäude die evangelisch-lutherische Gemeinde und das Deutsche Haus der Republik Tatarstan zusammen). In der Kirche sang ein deutscher Chor, es wurden Stücke aufgeführt, nach dem Fröbel-System wurden sonntags die Kinder aus deutschen und vermischten Familien Kasans unterrichtet. Es war auch eine Grundschule bei der Kirche offen. Die Kinder, die sie beendet hatten, setzten ihr Lernen in anderen Lehranstalten der Stadt fort. 1860 hatte diese Schule 25 Schüler.

1904-1906 betrug die Zahl der Gemeindemitglieder der Kasaner Sankt-Katharinen-Kirche 1075 Menschen. Das war eine Periode des Aufstiegs und der Konsolidierung der Gemeinde. In der Folgezeit war die Zahl der Gemeindemitglieder schon nie so hoch.

Die Archivmaterialien verfügen über bescheidene Informationen zu Pfarrern der Kasaner lutherischen Pfarrei und Propsten des synodalen Kreises der Wolga-Kama-Region.

In der Pfarrei dienten 9 Pfarrer:

  • August Christoph Wittneben, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1768 bis 1782.
  • Johann Gustav Luther, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1783 bis 1794.
  • Philipp Christian Michael Goering, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1795 bis 1817.
  • Johann Michael Thomas, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1818 bis 1823.
  • Carl Eduard Koffky, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1837 bis 1847.
  • Peter August Pundani, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1848 bis 1881.
  • Richard Heinrich Walker, Pfarrer in Kasan in den Jahren von 1880 bis 1903.
  • Eduard Karl Hoheisel. Er wurde am 04. März 1864 in Reval geboren. Ordiniert wurde er am 21. Mai 1900. Seit 1903 war er Pfarrer in Kamsko-Ishewsk, von 1903 bis 1918 in Kasan. Er emigrierte und starb am 16. März 1944 in Binz.
  • Alfred Buetner (Büttner?). Er wurde am 16. Juli 1867 in Riga geboren. Ordiniert wurde er am 21. März 1893. Von 1900 bis 1924 war er Pfarrer bei der Sankt-Elisabeth-Gemeinde in Kronstadt. Von 1924 bis 1933 war er Pfarrer in Kasan. Gestorben war er nach 1941, als er in Moskau wohnte.

Übrigens haben die ersten drei Pfarrer, also A. Ch. Wittneben, J. G. Luther und Ph. Ch. M. Goering in den Jahren von 1776 bis 1806 Gottesdienste in Nishnij Nowgorod gehalten (damals gab es da keinen eigenen Priester).

Im Gedächtnis der Kasaner Deutschen, die lange in Kasan angesessen waren, blieb Ernst Friedrich Josef Holzmayer, das Oberhaupt der Propstei der Wolga-Kama-Region, der oft nach Kasan gekommen war, um religiöse Handlungen (Sakramente der Eucharistie und der Taufe) zu feiern. Er wurde am 14. Mai 1867 geboren. Seit 1894 war er Pfarrer in Wladimir, von 1894 bis 1923 in Nishnij Nowgorod, in den Jahren von 1925 bis 1928 bei der Sankt-Michael-Pfarrei in Moskau. Er war Propst der Wolga-Kama-Region. Gestorben war er am 16. Mai 1928 in Moskau.

Im Dezember 1929 wurde das altertümliche Gebäude der Kasaner lutherischen Kirche nationalisiert und den Organen für innere Angelegenheiten der Tatarischen autonomen sozialistischen Sowjetrepublik übergeben.

Ende 1989 sind die sechs versammelten Kasaner Deutschen, unter denen Elena Ottowna Wegner, Robert Rudolfowitsch Nolte, Georgij Oskarowitsch Elsting, Alexander Nikolajewitsch Koschel, Wladimir Jakowlewitsch Schabert und Victor Georgiewitsch Dietz (die ersten fünf Menschen sind schon längst Bürger der Bundesrepublik Deutschland) zu einem Entschluss gekommen, die deutsche lutherische Gemeinde in der Stadt neu aufzubauen. Begonnen haben diese Leute mit dem gemeinsamen Studium der Bibel und selbständigem Halten von Gottesdiensten in den Privatwohnungen. Die lutherische Gemeinde wurde durch die Kasaner Behörden am 21. November 1990 in den Register eingetragen. Zur Zeit ist der aus Dresden (BRD) verwiesene und aus Kasachstan gebürtige David Jakovlewitsch Horn (Russlanddeutsche) als Pfarrer der Kasaner Evangelisch-lutherischen Sankt-Katharinen-Gemeinde tätig.

Von diesen Leuten wurde auch die säkulare Organisation der russischen Deutschen «Kasaner Gemeinschaft der deutschen Kultur» am 5. März 1991 (der erste Vorsitzende ist V.G. Dietz; die Gemeinschaft wurde am 2. August ins Register eingetragen) gegründet. Am 1. Juli 1993 wurde die säkulare Organisation der Kasaner Deutschen unter dem Namen „Deutsche Karl-Fuchs-Gemeinschaft zu Kasan“ ins Register eingetragen. Der Vorsitzende von dieser Organisation ist Victor Georgiewitsch Dietz.

Von den Deutschen der Republik wurde am 7. Dezember 1997 die National-kulturelle Autonomie der Deutschen Tatarstans gegründet (ins Register am 13. April 1998 eingetragen). Der Vorsitzende von der NKADT ist Victor Georgiewitsch Dietz.

Von den Lutheranern der Republik, und zwar von dem Verein der lutherischen Gemeinden aus Kasan, Nishnekamsk, Nabereshnye Tschelny und Bawly, die auf der Grundlage der deutschen Gemeinschaften gebildet wurden, wurde am 30. September die Propstei Tatarstans der evangelisch-lutherischen Kirche des europäischen Russlands gegründet (ins Register am 28. Juni 2002 eingetragen). Propst ist zum jetzigen Zeitpunkt Christian Herrmann, ein BRD-Bürger aus Ludwigshafen.

Durch Wohlfahrtsorganisationen der russischen Deutschen Tatarstans wurde am 25. Oktober 2000 die Autonome gemeinnützige Organisation „Das deutsche Haus der Republik Tatarstan“ (eingetragen am 25. Dezember 2000) gegründet. Direktor des Deutschen Hauses der Republik Tatarstan ist seit seiner Gründung und bis zum jetzigen Zeitpunkt Victor Georgiewitsch Dietz.

Im Oktober 1996 hat es geklappt, nach der siebenjährigen Verhandlungen mit den Behörden Tatarstans das altertümliche Gebäude der lutherischen Kirche (Kasan, Karl-Max-Straße, 26) als historisches Erbe der deutschen lutherischen Gemeinde Kasans zu unbefristeter unentgeltlicher Nutzung wieder zu bekommen. Zu dem Zeitpunkt seiner Wiedergabe an historische Besitzer betrug die Gesamtfläche der Räume im Gebäude 872,6 qm; außerdem bekamen die lutherischen Deutschen einen Innenhof zurück, der 42,4 qm groß war.

Die offizielle Übergabe des Kirchengebäudes wurde an den Tag der feierlichen Eröffnung der Karl-Fuchs-Grünanlage angeknüpft, wo ein Karl-Fuchs-Denkmal angebracht wurde, das den großen Kulturträger verewigt. Dieser historische und bedeutende Tag wurde in Tatarstan am 11. Dezember 1996 gefeiert und ging in die Geschichte der russischen Deutschen in Tatarstan.

Die meisten unseren Bemühungen wurden in der nächsten Periode auf die Suche nach Mitteln aus allen möglichen Quellen (städtischen, republikanischen, föderalen und ausländischen) gezielt, die für die Restauration der Kirche notwendig waren. Obwohl die Kirche im halbzerstörten Zustand überreicht wurde, lief das geistliche und ethnokulturelle Leben der russischen Deutschen wie in den guten alten Zeiten in erfolgreicher Einigung ab. Zur Zeit (Juni 2014) sind die meisten Restaurationsarbeiten in diesem Gebäude schon abgeschlossen. Wir haben noch vor, in demselben Gebäude eine Wohnung für unseren Pfarrer zu bauen und zusätzlich den Anbau zum Gebäude der Sowjetzeit auszubauen.

Die lutherische Gemeinde plant gemeinsam mit den Organisationen der russischen Deutschen ein Engagement mit Kindern und Jugendlichen, sowie soziale, historisch-heimatkundliche, verlegerische und andere Tätigkeiten auf hohes Niveau zu bringen, obwohl wir schon jetzt davon was zu sagen haben.

Mitglied des Ratspräsidiumsdes internationalen
Verband der deutschen Kultur,
Vorsitzender der National-kulturellenAutonomie der Deutschen Tatarstans,
Vorsitzender der Deutschen Karl-Fuchs-Gemeinschaft zu Kasan,
Ratsmitglied des Völkerassemblees Tatarstans,
Präsident des Rotari-Klubs „Kasan“,
Direktor des Deutschen Hauses der Republik Tatarstan,
Ehrenratsmitglied der Kasaner Evangelisch-lutherischen
Sankt-Katharinen-Gemeinde (seit 20.03.2013)
Victor Dietz

Старейший орган, похороны Фукса, репрессии и возрождение — история лютеранской общины и церкви Святой Екатерины в Казани

Места

Старейший орган, похороны Фукса, репрессии и возрождение — история лютеранской общины и церкви Святой Екатерины в Казани

опубликовано — 27.02.2024

Старейший орган, похороны Фукса, репрессии и возрождение — история лютеранской общины и церкви Святой Екатерины в Казани

После присоединения Казани к России в XVI веке начался период активной христианизации. Почти сразу в Кремле появился Благовещенский собор, а в городе начали строить другие храмы и монастыри. Но распространялось не только православие — примерно в то же время на территории нынешнего Татарстана возникло лютеранство, чья община сохранилась в республике до сих пор. Рассказываем, как немецкая диаспора расселилась в Поволжье, когда в Казани появилась кирха Святой Екатерины и сколько лет самому старому в городе органу, которому требуется реставрация.


Первые немцы в городе и создание лютеранской общины

Немецкая диаспора возникла в Казани в конце XVI века. После Ливонской войны тысячи пленных немцев расселили в разные города с правом свободного вероисповедания. Часть из них направляли для поселения в бывшие земли Казанского и Астраханского ханств. Но их религии — и в том числе лютеранство — фактически признают в России только начиная с ХVIII века, хотя даже тогда их продолжат официально называть абстрактным «иностранным исповеданием».

За стеной (городского посада) под горой у Казанки тянулась длинная слобода (Засыпкина), в районе которой дважды поставлено немецкое кладбище. Может быть, именно здесь на краю города сосредотачивались тогда иностранцы, и, во всяком случае в этой северо-восточной части города, где впоследствии была сделана лютеранская кирха.

Источник: Николай Калинин. «Казань в XVIII веке», 1929

В 1767 году в Казани начали строить лютеранскую церковь Святой Екатерины — и открыли в 1773 году. Она находилась на месте нынешней кирхи. Деревянное сооружение простояло один год и сгорело во время осады города войсками Емельяна Пугачева. В 1777 году на том же месте построили каменное здание. Основу общины составляли немцы. С открытием университета в 1804 году в Казань прибыли профессора из Германии, среди которых было немало лютеран. Некоторые из них много сделали для местной науки, промышленности и торговли: к примеру, Карл Фукс, Федор Эрдман, Христиан Френ и другие.

Молодые татары иногда бывают в протестантской церкви и, не понимая языка, думают, что служба состоит только в исполнении органной музыки и дирижировании хором. Об этом последнем пункте так думают и многие простолюдины из русских.

Источник: Карл Фукс. «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении», 1844

Община активно занималась благотворительностью. Так, например, 14 февраля 1814 года после моления за одержанную победу над Наполеоном пастор Христиан Геринг предложил создать особую кассу для нужд бедных и больных людей без различия религии. Восемь врачей-лютеран пожелали лечить безвозмездно, два аптекаря вызвались отпускать ежегодно бесплатные лекарства на 500 рублей (тогда одно лекарство в среднем стоило около 10 копеек. — Прим. «Инде»). Кирха жила своей жизнью, но была неотъемлемой частью городского сообщества.

26 апреля, около двух часов пополудни, при многочисленном стечении народа тело добродетельного старца понесли в Лютеранскую церковь. <…> Очевидцы рассказывали, что масса народа и экипажей была так велика, что, когда катафалк уже подъезжал к лютеранской кирхе, хвост процессии еще не пересек Проломную (ныне Баумана) улицу. Не только на улице, но и в окнах домов, на заборах и крышах видны были люди, следившие за похоронами. Особое же внимание привлекали густые толпы татар, которые шли без шапок.

Источник: Доклад В.Г. Дица «Карл Фукс в контексте современности, или Анатомия любви», 2007

Новое здание и новая власть

В XIX веке община увеличивалась, и в 1863 году на прежнем месте было возведено новое каменное здание церкви по проекту городского архитектора Льва Хрщоновича — оно стоит по сей день на улице Карла Маркса, 26. В собственности лютеран оказались основное церковное здание, прилегающий к нему двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых жил пастор, различные хозяйственные постройки, а также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.

По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, в 1897 году в Казанской губернии проживало 1384 лютеранина (775 мужчин и 609 женщин), основная часть из них жили в Казани — 1178 человек. Здание кирхи было культурным центром немецкой общины города: тут пел хор, ставились пьесы на немецком языке, по воскресеньям занимались дети. В Казани зародилась и органная традиция: выпускник Петербургской консерватории Ксаверий Корбут приехал сюда весной 1894 года и служил органистом в лютеранской церкви.

Покровская улица, 1890−1904 годы

Лютеранская кирха Святой Екатерины на Покровской улице, 1895 год

Та же кирха, 1880−1890 годы

В годы Первой мировой войны многие немцы-лютеране оказались в небезопасности. В январе 1915-го было заведено дело на пастора Эдуарда Гохайзеля и его жену Иоанну. Проверку начали по доносу портнихи, уверявшей, что супруга пастора ругает все русское и сочувствует немцам, а муж с ней согласен. Семью спасли свидетели по делу и непредвзятое судебное разбирательство.

До середины 1920-х годов деятельность лютеран кардинально не изменилась — в здании кирхи проводились регулярные богослужения, — но количество прихожан и их состав заметно менялись. Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. Тогда же была составлена полная опись имущества: орган, кафедра, люстры, картины, скамьи, богослужебные литература и утварь — всего 70 наименований. К началу ХХ века приходской совет евангелическо-лютеранской церкви Казани возглавлял Арнольд Бренинг, известный казанский фармацевт и владелец крупнейшей городской аптеки (ее здание находится на нынешней ул. Баумана, 49. — Прим. «Инде»). Членами общины в те годы оставались бывшие ремесленники, доктора, научная интеллигенция. В 1928 году в приходской совет входили зубной врач, три учительницы, несколько служащих и безработных.

Внутри кирхи, 1912 год

Лютеранская церковь, 1900−1917 годы

В апреле 1929 года вышло постановление «О религиозных объединениях» — оно установило жесткие требования по регистрации общин. Их деятельность ограничили стенами «молитвенных домов». Запрещались миссионерская деятельность, организация детских, женских собраний, кружков, касс взаимопомощи и многое другое. Также религиозным группам разрешили работать только при наличии 20 учредителей, за которыми устанавливался жесткий контроль со стороны государства. 10 ноября 1929 года состоялось собрание общины, на котором присутствовало 39 человек. Было принято постановление: «Сделать все зависимое от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование». Но уже через три дня, 13 ноября того же года, председатель Кюнстлер обратился с заявлением в НКВД республики. В нем он указал, что постановление оказалось невыполнимым. Вследствие этого церковный совет был вынужден ликвидировать общину.

Если в первые годы после закрытия церкви лютеране еще продолжали собираться небольшими группами на квартирах для проведения богослужений, то ко второй половине 1930-х традиции были окончательно прерваны. Большинство заметных представителей немецкой общины города репрессировали как буржуазные элементы, троцкистов и германских шпионов.

Спортзал общества «Динамо», 1960−1970 годы

После ликвидации общины ее здания получил НКВД ТАССР — и создал в них пионерскую техническую станцию. Чуть позже к кирхе пристроили новые помещения, в которых разместился клуб МВД, а в молельном зале — спортивный зал общества «Динамо». Долгие годы работники милиции устраивали здесь концерты, занимались в кружках самодеятельности и спортивных секциях. Часть зданий вокруг основного снесли, а другая стала пристроями к помещению клуба. К левому крылу с молельным залом добавили одноэтажный пристрой с узкими прямоугольными проемами окон, к правому — трехэтажный с вестибюльной, зрительной и клубной частями.

Этнические немцы вернулись к воссозданию общины только в начале 1990-х.

В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать евангелическо-лютеранскую общину, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания ее церкви <…> Это были Е.О. Вегнер, Р.Р. Нольте, Г.О. Эльстинг, А.Н. Кошель, В.Я. Шаберт и я, В.Г. Диц. Начинали мы с совместного изучения Библии и самостоятельного проведения богослужений на частных квартирах.

Источник: Директор Немецкого Дома РТ Виктор Диц в рассказе о кирхе на сайте организации

С 1991-го до 1996 года активисты совместно с Казанским обществом немецкой культуры арендовали помещение в Доме культуры МВД имени Менжинского, исторической частью которого было здание кирхи. После нескольких лет переговоров с властями 11 декабря 1996-го новой общине вручили символический ключ от лютеранской церкви.

Кирха, 1980−1990 годы

Реставрация здания и общины

Из-за долгой эксплуатации не по назначению и под влиянием погоды здание оказалось фактически в полуразрушенном состоянии. Реставрацию провели в несколько этапов: к 2005 году закончили фасад, а к 2014-му — все церковные помещения по оставшимся архивам и фотографиям. В те же годы расширили и облагородили Фуксовский сад, установили в нем памятник Карлу Фуксу и ему же — надгробный камень с обелиском на Арском кладбище.

Сейчас в общине несколько десятков человек. Среди них есть и российские немцы, и русские, которые самостоятельно пришли к религии.

Вера Музафарова

экс-пастор общины Святой Екатерины

В конце 1980-х я узнала об общине из объявления в газете — туда приглашали российских немцев. Тогда на праздниках собиралось около 250 человек, в основном это были студенты. Всю историю — например, про тех, кто состоял в общине до революции, — мы узнавали от старших товарищей.

28 августа — день памяти российских немцев. Каждый год мы приходим с цветами и свечами к могилам — все чаще тех, кого сами знали очень хорошо. У нас проходит небольшая проповедь, а после приезжаем в кирху и за чаем вспоминаем о былых временах. Также обязательно выезжаем в Свияжск каждый год — многие немцы прошли через эту тюремную пересыльную станцию. Поэтому в какой-то степени для нас это тоже святое место.

Выезд в Свияжск

Выезд в Свияжск

Никита Кошель

кантор и организатор концертов церкви Святой Екатерины

Я организую [в церкви] концерты — они проходят каждые выходные — и работаю кантором (в обязанности кантора входит все, что связано с музыкой в протестантской кирхе. — Прим. «Инде»). Также бывают выступления детских коллективов, а всего в год около сотни мероприятий. По воскресеньям веду службы: в десять начинается богослужение, оно длится полтора-два часа, а затем все общаются на чаепитии.

В остальные дни у нас репетируют музыкальный колледж и разные хоры. Кирха все время живет, но не всегда тут можно найти людей, которые имеют к ней непосредственное отношение. Прийти и посмотреть можно по случаю — из-за того, что у нас нет финансирования и мы существуем за счет пожертвований, нет ставки ни вахтера, ни охранника.

В 2008 году церковь посетили супруги Хорт и Маргот Уэль из общины Святого Марка города Зиндельфингена. Тогда у них возникла идея перевезти в Казань старый орган из своей кирхи. В январе 2011 года в город привезли инструмент 1963 года, изготовленный немецкой фирмой «Валькер», — теперь он считается самым старым из ныне функционирующих в столице Татарстана. А кирха — единственное религиозное учреждение города, где можно послушать звучание механического духового органа.

Никита Кошель

кантор и организатор концертов церкви Святой Екатерины

Орган имеет свойство быстро изнашиваться, так как большая часть всех деталей — из дерева и очень нежных металлических сплавов. За счет перепадов температуры, уровня влажности и сквозняков дерево то расширяется, то высыхает. Клавиши начинают западать, и поэтому механика органа теперь стучит, как и педали.

Еще важная деталь: если инструмент включить на полную мощность и взять масштабный аккорд, звук постепенно сильно сползает вниз. Поскольку мехи для органа изготавливаются из кожи, со временем они изнашиваются и в них могут образоваться дыры — что и произошло с нашим инструментом. Через них просачивается воздух, и давления уже не хватает для полноценного звучания — поэтому мы не можем включить его на всю мощность. Самое главное, что из-за этого страдает музыка, мы не можем полноценно передать замысел композиторов.

Инструменту периодически необходима профилактика — большинство деталей открыто, оседает пыль. Этим долгое время никто не занимался, поэтому сейчас органу требуется реставрация: нужно его полностью разобрать, прочищать каждую деталь. На ремонт инструмента необходимо примерно полтора миллиона и двухнедельная работа двух органных мастеров.

null

Поддержать общину финансово можно, посетив их музыкальные концерты: в марте здесь состоится большой фестиваль ко дню рождения Иоганна Баха. Подробнее о нем и других мероприятиях кирхи можно узнать в группе с анонсами в VK.

Казань — многоконфессиональный город. Здесь соседствуют мечети, храмы, синагоги и даже одна кирха (Церковь Святой Екатерины). Найти это лютеранское религиозное сооружение можно по адресу: ул. Карла Маркса, д.26. Когда перед вами покажется здание с остроконечными характерными башенками и красным сердцем в центральной части фасада, знайте — вы на месте.

Хоть сюда в основном ходят люди с немецкими корнями, церковь Святой Екатерины можно посещать вне зависимости от убеждения и взглядов.

На сегодняшний день численность прихода составляет 100 человек, из них 25 регулярно приходят на воскресные службы. Их проводит проповедник кирхи в Казани Олег Цайтлер. Его предшественниками были Август Виттнебен, Иоганн Лютер, Рихард Валькер, Теодор Артур Русс, Кристиан Херман и другие пасторы.

Церковь Святой Екатерины в Казани

История храма

Первая кирха в Казани появилась в 1771 году. Здание было возведено на этом же месте. Только тогда улица называлась Покровская. Простояла двухэтажная каменная постройка всего три года. Церковь сгорела во время штурма города Емельяном Пугачёвым. Огонь не пощадил ни деревянные конструкции, ни архив.

В 1777 году кирха отстраивается заново — свой вклад внесли прихожане, пожертвовавшие средства на восстановление. До наших дней дошло каменное здание, построенное в 1862 — 1865 годах. После Октябрьской революции долгий период спокойствия сменился антирелигиозным настроением. Деятельность лютеранской общины обеспечивалась благодаря пожертвованиям состоятельных прихожан. Но их с каждым годом становилось всё меньше.

Согласно архивным материалам, в 1926 году к числу лютеран относилось 53 человека. Советское правительство издало постановление о закрытии казанской церкви Святой Екатерины. С 1929 года кирха стала собственностью НКВД, чуть позже в ней хозяйничало МВД. Молельный зал превратился в спортивный. Некоторые постройки были снесены, на их месте появились новые, рассчитанные на нужды Министерства внутренних дел. Всё изменилось в декабре 1996 года — былой мэр Казани вручил ключи от кирхи Зигфриду Шпрингеру.

Бездумная эксплуатация сказалась на состоянии кирхи — здание обрело неприглядный вид, часть помещений разрушилась. Реставрация заняла несколько лет. Основной фронт восстановительных работ был проведён в преддверии 1000-летия Казани (к 2005 году). Полностью обновлённая лютеранская святыня распахнула свои двери только в 2014 году.

Витражи на стене

Почему казанская кирха носит имя Святой Екатерины

Согласно преданию, в эпоху правления императора Максимиана в Александрии жила девушка редкого ума и ослепительной красоты. Звали её Екатерина. Отцом её был правитель города. Вот только выдать замуж девушку никак не удавалось — она хотела, чтобы жених превосходил её умом и красотой. К несчастью, в это время Максимиан устроил в Александрии казнь христиан. Будучи православной, Екатерина не выдержала и заступилась за жителей города. Девушку заставляли отречься от веры и долго пытали, но она не отступила. Спустя время Екатерина была причислена к лику святых.

Церковь Святой Екатерины в Казани

Концерты органной музыки в церкви Святой Екатерины в Казани

В лютеранской церкви есть своя многовековая традиция, которая заключается в проведении регулярных концертов органной музыки. Среди исполнителей значатся как студенты Казанской государственной консерватории имени Жиганова, так и лауреаты международных конкурсов и приезжие артисты. В программе часто звучат сочинения Баха, Моцарта, Керубини, Босси, Франка, Райнбергера и других композиторов.

Иногда церковь Святой Екатерины в Казани превращается в площадку для проведения открытого фестиваля хоровой музыки «СО-Творение».

Посетить концерты может любой желающий. Вход на большинство мероприятий свободный, некоторые концерты подразумевают символическое пожертвование (ориентировочно в размере 200 рублей).

Другие мероприятия

Все богослужения здесь сопровождаются хоровым пением на русском и немецком языках. А в преддверии немецких религиозных праздников в храме можно отведать традиционные русские, татарские и немецкие блюда. Готовят их сами прихожане. Они же отвечают и за украшение кирхи. На праздники здесь собирается гораздо больше людей, чем на мессах.

Лютеране занимаются и благотворительностью — раз в полгода стараются посещать детские дома.

Церковь Святой Екатерины в Казани

Как добраться

Лютеранское религиозное сооружение находится в пешей доступности от главной достопримечательности города — Казанского кремля. Неподалёку также расположен парк «Чёрное озеро» с «Аркой влюблённых» и памятники Тукаю, Пушкину и Ленину.

Пешком: к примеру, от кремля до пункта назначения можно дойти за 12 минут: следуйте на восток в сторону ул. Шейнкмана, потом поверните направо на ул. Кремлёвскую, затем налево на ул. Миславского, последний поворот направо на улицу Маркса, через 500 метров справа вы заметите кирху.

На общественном транспорте: в нескольких метрах от лютеранской святыни расположена автобусная остановка «КАИ». Здесь останавливается транспорт под номерами 22, 28а, 89. Доехать можно и до остановки «Площади Свободы». До неё вас довезут автобусы: 10а, 30, 35, 54, 63, 91, троллейбусы: № 2, 3, 5, 7, 8. Ещё один вариант: рядом находится станция метро «Кремлёвская» (расстояние около километра). Названия станций объявляется на трёх языках — русском, татарском и английском.

На автомобиле: путь из аэропорта Казани займёт около 40 минут. Самый оптимальный вариант — двигаться по Р239 в сторону пл. Свободы/ул. Карла Маркса.

На такси: пассажирские перевозки осуществляют многочисленные службы, среди которых «Максим», «Яндекс. Такси», Uber, «Лидер», «Такси Татарстан», «Поехали», «Союз-Такси».

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины в Казани на панораме Google:

Видео о церковь святой Екатерины в Казани:

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Казани

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

В каждой из них можно найти свою изюминку, познакомиться с европейскими
обычаями, традициями и подучить иностранные языки

Дария Ярхамова — Казань

Казань — полиэтнический город. Татары, русские, чуваши, украинцы, марийцы, башкиры и удмурты… всех не перечислишь. Они исповедуют православие или ислам. В республике существуют госпрограммы, которые поддерживают эти две конфессии, и все внимание журналистов в основном приковано к ним.

Но в городе есть и другие малые религиозно-национальные общины. В наше поле зрения попали немцы-лютеране и прихожане римско-католической церкви. Оказалось, что они охотно переняли местную кухню, на их праздниках можно увидеть те же очпочмаки и губадью. Их приходы небольшие, живут за счет пожертвований, либо им помогают зарубежные религиозные общины.

«Наша церковь сотрудничает с Немецким домом Татарстана. Они как муж и жена, которые друг друга взаимно дополняют», — рассказывает проповедник лютеранского прихода церкви святой Екатерины Олег Цайтлер. Лютеранская церковь располагается на Карла Маркса, 26. В советское время она, разумеется,  была закрыта, позже в ней работал клуб местного МВД. В 90-е  историческое здание начали реконструировать. Сейчас в приходе более 100 человек. Церковные службы проводятся раз в неделю по воскресеньям. На них приходят около 25 человек.

LFKmFoKJQJw

Церковь св. Екатерины немецкого прихода лютеранского вероисповедания

____________________________________________

Церковь сотрудничает с молодежным клубом при Немецком доме Perlenkette (с немецкого «жемчужное ожерелье»). Там молодые люди практикуют немецкий язык, встречаются с немецкими и австрийскими студентами, проходящими практику в казанских вузах.  Таких студентов в клубе пятеро

____________________________________________

Бывает, что люди обращаются в лютеранскую церковь за конкретной помощью. По словам Цайтлера, одна из распространенных просьб — помощь в трудоустройстве. Прихожане помогают им в этом: «Это объясняется этнической сплоченностью».

В Лютеранскую церковь в основном ходят люди с немецкими корнями, но могут прийти послушать мессу русские и татары. «Мы открыты для гостей. А еще на богослужениях у нас хоровое пение на немецком и на русском языках», — рассказывает собеседник.

Если говорить о праздниках, то в немецкой церкви отмечают Advent (Адвент — предрождественский праздник). Он важен как для верующих в Германии, так и в России. Это национальный праздник для всех немецкоговорящих людей в мире. Конечно же, немцы в Казани встречают Пасху и само Рождество.

Церковь перед праздниками украшают сами прихожане.  Они также готовят угощения и устраивают чаепития. По словам проповедника, на праздничные столы выставляют как традиционно немецкие, так и русские и даже татарские блюда.

zyVbkcf44sc

Вид изнутри. Церковь св. Екатерины

«Кухня абсолютно смешанная. Из татарской прихожане приносят губадью, пироги, треугольники, очпочмаки. Из русской кухни — пироги с яблоками и творогом».

Но если праздник чисто немецкий, как, например, Адвент, то обязательно готовится штрудель. По словам Цайтлера, штрудель — это все-таки обычный немецкий кекс без добавления яблок. Глинтвейн играет центральную роль в празднованиях казанских немцев.

По словам Цайтлера, напиток готовится как безалкогольный, так и алкогольный. Для церкви он делается без содержания спирта. Продукты для блюд и напитка прихожане приносят в складчину. «А вот молодежный клуб Perlenkette готовит себе алкогольный глинтвейн», — рассказывает собеседник. Рецепт глинтвейна в церковь и Perlenkette завезли немецкие студенты, приезжавшие на практику в Казань.

____________________________________________

Немецкий глинтвейн, по словам Цайтлера, готовится в нержавеющей кастрюле. «Чтобы глинтвейн не впитал запах металла», — поясняет проповедник. В кастрюлю наливается сок или вино (если глинтвейн алкогольный). Нарезаются дольками неочищенные грейпфрут, апельсин, яблоко, мандарин, лимон, добавляется корица и специальные ароматные приправы. В безалкогольный глинтвейн вода не добавляется. В алкогольный — чуть-чуть, около 200 гр. Глинтвейн не должен вариться, ему достаточно вскипеть, и он готов

____________________________________________

По словам проповедника, в немецкой церкви глинтвейн по традиции готовят только зимой в первый и последний день Адвента: «На Рождество мы можем поставить ёлку и повесить венок. Но не более. Подарки под ёлку не кладутся. Обычно они сразу раздаются детям».

Раз в полгода лютеране посещают детские дома и раздают подарки: «Но сейчас не все члены общины могут помогать в организации подарков сиротам, поэтому подарков хватает только на детей, чьи родители входят в общину».

На праздники приходит в два-три раза больше людей, чем на мессы — ежевоскресные молитвы.

«Сейчас у нас ведет богослужения российский священник Давид Горн. Он с немецкими корнями, свободно владеет немецким и русским языками», — говорит Цайтлер.

По словам собеседника, из Германии священники приезжают как гости. Раньше они приезжали на месяц. Сейчас это случается очень редко. «В другие общины приезжают чаще, например, в Сибирь и Калининград. В этих городах немецкие священники служат два или три года», — рассказывает Цайтлер.

В Санкт-Петербурге есть теологическая семинария Евангелическо-лютеранской церкви. «Там подготавливают священников для служения в таких церквях, как наша».

Цайтлер рассказывает, что немецкой церкви помогает Германия: «Коммунальные платежи мы покрываем сами. А если проводим мероприятия и не хватает средств, то нам помогают три немецкие общины: Бухенау (Buchenau), Грюнхольц (Grünholz), БадФеслау (BadVöslau)».

В церкви живет только пастор. Но есть гостевая комната на случай приезда гостей. Кроме пастора работают бухгалтер и хаусмастер. Последний отвечает за состояние здания и чинит сломанные вещи.

Еще в церкви есть электрический орган. Его привезли из Германии. По словам собеседника, раньше органные концерты проводили часто, сейчас — только по воскресеньям.

Отец Андрей Старцев, священник в римско-католической церкви, приход «Воздвижение Святого Креста»

«Церковь существует еще с 90-х годов. Администрация города во главе с тогдашним мэром Камилем Исхаковым способствовала ее построению», — говорит отец Андрей. Её местоположение — Островского, 73.

Сейчас в церкви около 70-100 человек, которые регулярно приходят на воскресные службы. Мессы проводятся практически каждый день по одному разу и три раза в воскресенье: на французском и английском языках для иностранцев. Также есть мессы на итальянском.

Y8a43A7xfIo

Римско-католическая церковь в Казани. Приход «Воздвижение Святого Креста»

Такое языковое разнообразие объясняется тем, что в церковь приходят иностранцы и иностранные студенты. «Русские тоже приходят на такие богослужения. Им интересно послушать мессу на иностранном языке», — рассказывает отец Андрей.

По словам собеседника, в церкви проводятся праздники и встречи иностранных студентов и молодежи.

«По воскресеньям после главного богослужения у нас всегда чаепитие. Люди приносят к чаю вкусности». Для малых праздников церковь может ограничиться просто чаепитием. Если такой праздник выпадает на будни, то приходит мало людей. Большинство работает.

По словам священнослужителя, на Рождество в церкви стоит ёлка с гирляндами. В отдельной часовне воссоздаются ясли Иисуса в хлеву с Богородицей, волхвами и животными. Для больших праздников в церкви готовят специальную еду. Блюда бывают разные.

«Традиция праздников не столько литургическая, сколько семейная. Обычно это постные блюда: на Рождество готовим куриный суп, похлебку из чечевицы. Также прихожане приносят татарские и русские блюда: пироги, блины, пряники, пельмени», — рассказывает священник. Праздничный стол накрывается в трапезной в подвале.

У церкви сохранилась старая часовня на Арском кладбище. Сейчас казанские католики уже там не собираются, так как предоставили здание в пользование православному приходу.

«У нас в церкви если работают люди, то на добровольных началах. Им не платят зарплату», — говорит отец Андрей. Сейчас в католической церкви служат три священника и четыре монахини. Они вместе с прихожанами убираются в церкви.

«В основном наш приход существует благодаря пожертвованиям. Нам не помогают католические общины за границей, если только кто-то изъявит желание сделать это частным образом».

«У нас российских священников мало, поэтому большинство приглашены из разных стран, есть даже из Аргентины», — объясняет  священнослужитель.

Священников-иностранцев обычно приглашают на разные сроки службы. По словам собеседника, основная проблема таких священнослужителей — им нужно учить русский язык: «Польским священникам проще, потому что русский и польский похожи. Тем священникам, у которых родной испанский, английский и итальянский, в этом плане сложнее».

На праздники церковь украшают полностью прихожане. На Рождество и на Пасху приходят гораздо больше людей, чем на мессы. «Даже могут прийти не только наши прихожане, но и интересующиеся, любопытные гости», — рассказывает отец Андрей. Примерно на праздники приходят около 200 человек. Всех гостей угощают.

По его словам, люди обращаются в церковь за материальной помощью: «Мы можем их покормить и помочь с одеждой. Прихожане приносят в церковь вещи для неимущих».

Лютеранская церковь Святой Екатерины расположена в центре Казани, на улице Карла Маркса, 26. Это здание легко узнать по остроконечным башенкам и красному сердечку в центральной части фасада. Церковь построена по проекту архитектора Хрщоновича в 1862-1865 годах в эклектическом стиле смешения готики и гражданского зодчества. Раньше рядом находился двор с садом и три каменных дома, и в одном из домов жил пастор и настоятель. 

photo_2016-04-12_14-40-33

История церкви

Первое здание лютеранской церкви Святой Екатерины сгорело во время штурма Казани войсками Емельяна Пугачева в 1774 году.

Это уже третье по счету здание лютеранской кирхи, построенное на этом месте (бывшей Покровской улице, ныне улице Карла Маркса). Первая церковь возвели в 1771 году, в царствование императрицы Екатерины Второй, когда в Российскую Империю переселялись немцы.

Их селили на левом берегу Волги в районе города Саратов. Но некоторая часть их расселялась и по другим городам Поволжья, в том числе и в Казани. С разрешения императрицы немцам сохранили право свободного вероисповедания, поэтому большинство переселенцев оставались протестантами, и в каждом городе возводились кирхи для служб.

Тогда Пугачев сжег почти весь город. В 1777 году церковь была восстановлена из руин. Так появилось второе здание, которое простояло 100 лет, и когда оно окончательно обветшало, на его месте было построено третье, сохранившиеся до нашего времени.

Лютеранскую церковь в Казани посещали многие видные представители немецкой общины, в том числе Карл Фукс, врач, ученый, этнограф, преподаватель Казанского университета. В Казани его до сих пор помнят и чтят, Карлу Фуксу поставлен памятник, его именем назван один из скверов города.

Интересные экскурсии для вас:

Старо-татарская слобода — истинная жемчужина города Казани. Эту часть города кто-то называет…

1

6

по договорённости

Знаете ли вы, что в черте Казани насчитывается около 250 водоемов?
Самое большое количество…

2

6

по договорённости

Беговая экскурсия пройдет по самым интересным, красивым местам исторического центра города. Во…

0

9

по договорённости

Святая Екатерина

Девушка выдержала все пытки, но не отреклась от своей веры. Позднее церковь причислила ее к лику святых.

Церковь носит имя Святой Екатерины, жившая в Римской империи в эпоху правления императора Максимиана. Она была дочерью правителя Александрии, которая считалась центром эллинской мудрости, поэтому Екатерина получила блестящее образование.

Кроме того, она была очень красива. Родители пытались выдать ее замуж, но каждому жениху она отказывала и настаивала на том, что выйдет только за мужчину, который будет умнее, красивее и знатнее, чем она. Мать Екатерины была тайной христианкой. И она повела дочь к христианскому священнику за советом.

Старец сказал Екатерине: «Красивее и умнее тебя только один – Иисус Христос».

В это время в Александрию прибыл император, любивший мучить христиан и сжигать их живьем. Присутствовавшая на казни Екатерина не выдержала и вступилась за несчастных. Когда император узнал, что она тоже христианка, Максимиан прислал к ней сначала 50 ученых мужей, а затем и императрицу Августу, чтобы они убедили девушку отречься от Христа. Но, поговорив с Екатериной, все они сами стали христианами. Взбешенный император приказал пытать и казнить Екатерину.

photo_2016-04-12_14-40-21

Девушка выдержала все пытки, но не отреклась от своей веры. Позднее церковь причислила ее к лику святых.

В советское время лютеранская церковь была закрыта, и здание передали в собственность МВД. Долгие годы здесь был спортзал и клуб имени Менжинского для работников милиции. Здесь они устраивали концерты, занимались в кружках самодеятельности и спортивных секциях. В 90-е годы здание вернули пастве.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Изменению не подлежит на латыни тату
  • Als часть речи в немецком
  • Рождество лексика по теме на английском языке
  • Слова песни на английском языке для детей
  • Конспект урока по английскому языку моя комната 4 класс