Название пьесы из фортепианного цикла детские сцены немецкого композитора

Роберт Шуман «Детские сцены»

Р. Шуман «Детские сцены»

Роберт Шуман. Имя этого выдающегося немецкого композитора-романтика, которого по достоинству называют великим музыкальным поэтом, золотыми буквами вписано в историю культуры. Звуками он мог так живописно нарисовать любую картину, что её образы доподлинно воссоздавались в воображении у слушателей. Шуман писал свои шедевры в разных жанрах, но особую ценность представляют его фортепианные произведения, которые он любил объединять в циклы. Одной из таких маленьких энциклопедий восхитительного шумановского стиля являются «Детские сцены» — путешествие взрослого человека в умилительный мир детства.

Историю создания «Детских сцен» Шумана, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

1838 год в жизни Шумана был достаточно насыщенным. В то время, будучи автором большого числа оригинальных произведений, которые, к сожалению, не всеми оценивались по достоинству, он задумал на время из Лейпцига переехать в Вену, чтобы и там начать выпускать свою «Новую музыкальную газету». Вместе с тем, строя грандиозные планы на будущее, и чтобы как-то отвлечь себя от грустных мыслей, которые были вызваны разлукой с его возлюбленной Кларой Вик, Роберт постоянно занимался творчеством.

Роберт Шуман

Так, весной того года появился фортепианный цикл «Детские сцены» — история возникновения которого отчётливо отражена в одном из посланий композитора к любимой девушке. Роберт писал Кларе о том, что все его мысли наполнены только воспоминаниями о ней. Перебирая в памяти романтические моменты их взаимоотношений, на него нашло вдохновение, вызванное её словами о том, что иногда он поступает как ребёнок. Это припомнившееся высказывание зародило у композитора идею создания цикла, впоследствии названого «Детскими сценами».

Изначально он сочинил тридцать небольших презабавных пьес, но выбрал из них только тринадцать. Шуман писал Кларе, что эти миниатюры, созданы не для детей, а для взрослых, как напоминание им о счастливой беззаботной поре. Он упоминал, что во время работы над миниатюрами в его сознании постоянно всплывали памятные моменты, когда он восемь лет назад, приходя к своему учителю Фридриху Вику, увлечённо играл с его детьми Кларой и Альвином.

Фридрих Вик

Цикл «Детские сцены» был отдан композитором в печать в лейпцигское издательство «Брейткопф и Хертель» в 1839 году. В сопроводительном письме к издателю Шуман выразил желание, чтобы сборник был оформлен привлекательно, так как легкие и доступные по содержанию пьесы могут являться хорошим подарком.

Когда Клара получила и ознакомилась с «Детскими сценами», то восприняла их как ещё одно музыкальное признание Роберта ей в любви. В ответном письме девушка благодарила своего талантливого избранника и искренне восторгалась содержанием очень ценного для неё дара.

Интересные факты

  • Отец Клары Вик был против брака дочери с Робертом Шуманом, однако молодые люди, вопреки родительской воле, тайно обручились в 1837 году.
  • Шуман сочинил свой цикл «Детские сцены» в качестве подарка своей будущей жене Кларе Вик. Первоначально композитор назвал сборник «Лёгкие пьесы» и заголовки пьес добавил только после того, как закончил сочинять последнюю миниатюру.
  • У Роберта Шумана и Клары Вик было восемь детей. Композитор их очень любил и был хорошим отцом, может быть, поэтому в своём творчестве он уделял много внимания сочинению произведений для подрастающего поколения.
  • Грезы» — пьеса, которая в цикле «Детские сцены» расположена под номером семь, является одним из самых известных произведений Шумана. Её мелодия настолько трогательная, что ежегодно в хоровом исполнении звучит в течение минуты молчания в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Помимо этого, композиция удачно использовалась режиссёром Кларенсом Брауном в фильме 1947 года «Песнь о любви», рассказывающем о том, сколько препятствий пришлось преодолеть знаменитой пианистке Кларе Вик и начинающему композитору Роберту Шуману на пути к своему счастью.
  • Из тридцати сочинённых Шуманом пьес только тринадцать составили цикл «Детские сцены». Оставшиеся миниатюры позднее вошли в сборники «Листки из альбома» и «Пестрые листки».

Содержание

Р. Шуман «Детские сцены» содержание

В цикл «Детские сцены», вошли тринадцать разнохарактерных миниатюр, в которых Роберт Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве: его забавы и важные занятия, радости и огорчения.

  1. «О чужих странах и людях» (Von fremden Ländern und Menschen). Пьеса, написанная в Соль мажоре и в простой трёхчастной форме, очень нежна, но в то же время и оптимистична. Немного грустных интонаций появляется только в средней части.
  2. «Забавная история» (Kuriose Geschichte). Энергичная, бодрая музыка, написанная в Ре мажоре, несмотря на трехдольный размер, напоминает марш сказочных персонажей. Временами появляется лирический образ, но это ненадолго, как смена настроения у ребёнка.
  3. Игра в жмурки» (Hasche-Mann.) Несмотря на минорную тональность композиция настолько заводная по характеру, что воспринимается на одном дыхании. Она действительно ярко отображает задорную игру детей.
  4. «Просящее дитя» (Bittendes Kind). Очень нежная и выразительная мелодическая линия живописно рисует того, о ком заявлено в названии произведения.
  5. «Полное удовольствие» (Glückes genug). Пьеса передает чувство наслаждения и состояние блаженства от чего — то необычайно хорошего.
  6. «Важное происшествие» (Wichtige Begebenheit). Музыка величественного характера изображает какое-то торжественное событие: как — будто сказочная королевская семья во время праздника выходит поприветствовать граждан своего государства.
  7. «Грезы» (Träumerei) Это самая популярная пьеса из цикла, которую очень часто включают в программу различных концертов. Нежная и трогательная музыка оказывает на слушателей чарующее впечатление.
  8. «У камина» (Am Kamin). Созерцательная музыка произведения рисует умилительную картину: взрослый и ребёнок, сидя у камина наблюдают за весёлой игрой язычков пламени на сгорающих дровах.
  9. «Верхом на деревянной лошадке» (Ritter vom Steckenpferd). Музыкальные звуки миниатюры колоритно передают характер забавы, в которую любят играть все мальчишки.
  10. «Почти серьёзно» (Fast zu ernst). Очень выразительная мелодия, характеризующаяся некоторой таинственностью, создаёт настроение спокойствия и умиротворения.
  11. «Пугание» (Fürchtenmachen). Всё начинается со спокойной лирической темы и вдруг неожиданно врывается контрастный эпизод, как будто действительно хочет кого-то напугать. Так повторяется несколько раз.
  12. «Засыпающий ребенок». (Kind im Einschlummern). Меланхоличная мелодия, звучащая как колыбельная, убаюкивающая ребёнка.
  13. « Поэт говорит» (Der Dichter spricht). Поэт размышляет о смысле жизни и о том насколько разнятся суждения в молодости и в зрелом возрасте.

«Детские сцены» — этот фортепианный цикл Роберта Шумана, состоящий из тринадцати небольших пьес, ярко демонстрирует музыкальное воображение композитора на вершине его творческой зрелости. Эти очаровательные миниатюры можно охарактеризовать как музыкальные эссе, в которых гений Шуберта нашёл своё полное выражение.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Детские сцены» Шумана

В «Детских сценах» Шуман выразил свое трепетное отношение к Кларе Вик, а на «Фантастические пьесы» его вновь вдохновил Гофман.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Денис Великжанин

Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России


👶 «Детские сцены» Шуман написал в 1838 году, когда детей у композитора еще не было. Хотя при прослушивании может создаться впечатление, что они посвящены своим детям или своим будущим детям. Но вдохновением для Шумана послужили слова его возлюбленной Клары Вик о том, что он часто ведет себя как дитя. Поэтому произведение — это был взгляд в прошлое, взгляд взрослого на детство, и сам Шуман писал, что эти пьесы предназначены для взрослых.

👨‍👩‍👦 «Детские сцены» — это взгляд взрослого, полный доброго и сердечного отношения, на мир ребенка, который у Шумана представляется театрально. Как и большая часть музыки конца 1830-х, когда у Шумана был творческий подъем, она была написана для Клары Вик, как бы в продолжении диалога с ней. И для Шумана «Детские сцены» стали одним из любимейших произведений. Он всегда с большой теплотой упоминал их в письмах, они казались ему образом светлого будущего.

🎹 Изначально Шуман написал 30 коротких пьес, многие из них занимают менее страницы. Часто эти пьесы изучаются в музыкальных школах, потому что музыка подходит для обучения детей игре на фортепиано и по духу, и по технической несложности. Но эта простота не является недостатком и ни в коем случае не может быть причиной, чтобы ставить эти пьесы ниже, например, «Карнавала». Хотя вообще вопросы о ранжировании весьма субъективные.

📜 Из 30-ти пьес для финальной версии Шуман выбрал только 13. Оставшиеся миниатюры позднее вошли в сборники «Листки из альбома» и «Пестрые листки». Сначала название цикла не было образным, лишь «Простые пьесы». Потом композитор изменил название на «Рассказы ребенка», и только потом на «Детские сцены». При этом Шуман говорил, что не стоит относиться к названию слишком серьезно, это только деликатные намеки на то, как их следует исполнять и интерпретировать.

Из всех пьес самая известная — седьмая, «Грезы» (Träumerei). Она появляется в начале и конце голливудского фильма «Песнь любви» (Song of Love) 1947 года, а также «Грезы» — название немецкого биографического фильма о Шумане 1944 года.

🎼 Небольшой цикл простых пьес может способствовать пониманию, что есть романтизм по сравнению с классицизмом. Так, композиторы-классики, придающие большое значение форме и правилам развития произведения, уступают место другому подходу, который описан самим Шуманом. Здесь все идет от очень цельного музыкального образа.

🌀 Возьмем бетховенские вариации: там тоже есть музыкальный образ, но он очень строг, как бы заключен в рамки формальных правил, которые придают ему своеобразие, но в сравнение с шумановским он кажется даже несколько закостеневшим. А подвижность, живое дыхание и наполненность, которые есть в шумановской музыке, как раз связаны с чисто романтической свободой, которая была у Шумана и проявлялась в том, как смело и непосредственно он может создавать эти звуковые картины.

Давайте теперь послушаем «Детские сцены».

→ Роберт Шуман. «Детские сцены»

Видеопример
⏱ Время прослушивания: 15 минут

1. Обложка первого издания «Детских сцен»


2. Партитура «Грез»

Цикл «Фантастические пьесы» Шуман написал за год до «Детских сцен», в 1837 году. А вдохновлялся композитор сборником новелл Гофмана «Фантазии в манере Калло».

🔮 Фантастическими эти пьесы можно назвать, потому что в них нет грани между сном и явью, между миром реальным и воображаемым. Шуман вдохновлялся произведениями Гофмана, и если ранее мы говорили про «Крейслериану», то «Фантастические пьесы» можно назвать гофманианой. Здесь содержатся те порывы чувств и стирание граней между физическим и метафизическим мирами, которые были близки и прозе Гофмана.

8️⃣ «Фантастические пьесы» состоят из восьми частей. Связей между ними, как в «Симфонических этюдах», нет, каждая из пьес — это законченное произведение. Поэтому здесь нет вариаций и не считается дурным тоном исполнять произведения по отдельности.

🌒 Названия пьес очень точно характеризуют то, что там происходит. Например, пьесы «Вечером» и «Ночью», их можно поставить рядом, как связь со временем суток. Интроверт Шуман описывает здесь свои состояния. В пьесе «Вечер» верхний голос обрамлен шестнадцатыми нотами, что создает ощущение трепета, дрожания, мягкости. А в пьесе «Ночью» появляется тревога, страх, трагедия.

💔 Сам Шуман видел собственные музыкальные образы очень конкретно. Он писал Кларе Вик, что, когда закончил пьесу «Ночью», обнаружил в ней историю о Геро и Леандре. Юноша Леандр полюбил жрицу Афродиты Геро, он плавал к ней через море, ориентируясь на маяк, который зажигала Геро. Но однажды ветер погасил маяк, Леандр погиб, а утром его тело выбросило на берег. От отчаяния Геро бросилась с башни в море.

🌊 У Шумана возникла ассоциация: то, что происходит в музыке, происходит в мифе. В пьесе есть главная тема — тревожное, с ощущением неостановимой силы движение волн. Потом появляется пловец, как отдельная музыкальная реплика, он сопротивляется стихии, и музыка более напряженная. В средней части — лирика, драматический перевод, а потом реприза, которая снова возвращает нас к началу.

1. Первая страница черновика пьесы «Вечером»


2. Картина «Геро и Леандр» Уильяма Этти

Поговорим об остальных частях «Фантастических пьес» и послушаем произведение.

💥 «Порыв» — самая известная пьеса, она часто исполняется отдельно. Это флорестановское по духу произведение, хотя Шуман так не подписывал, но масштаб чувств поражает. Здесь есть и натиск, и отчаяние, и порывистая нежность — даже словами описывать неловко, все есть в музыке. Пьеса напоминает небольшую романтическую поэму, и если «Ночью» была построена на контрасте драмы и лирики, то здесь в средней части атмосфера меняется, становится более светлой, но не уходит от трепета и беспокойства. Также есть момент, когда появляется драматизм, потом снова реприза, и к концу поток этого чувства становится мощным и концентрированным, почти как в финале «Симфонических этюдов», но без триумфальности.

Пьеса «Почему» — это музыкальная изоляция от этого вопроса, ощущение недоумения. Интонационно главная тема копирует речевую интонацию вопроса «почему», и музыкальная фраза остается подвешенной в воздухе. Здесь есть вторая тема, в которой композитор-классик дал бы ответ на вопрос. А у Шумана вопрос повторяется и повторяется, а ответ так и не приходит.

🤹‍♂️ Пьеса «Причуда» — игривая и забавная, в форме скерцо. В ней много музыкальных неожиданностей, которые нарушают ритм, выпадают из ритмической сетки. Это настоящая школа передачи состояний.

💤 В пьесе «Бессвязные сновидения» настроение мечтательности и бессвязности передает правая рука, партия которой как бы разорвана на разные клочки. Это и правда напоминает бессвязный сон, когда просыпаешься с определенным ощущением, а потом в памяти всплывают другие отрывки.

🧙 В пьесе «Басня» можно услышать несколько действующий лиц. Здесь чувствуется атмосфера сказок братьев Гримм и эпического повествования, а также проявляется импровизационная манера Шумана.

🔔 Цикл завершает пьеса «Конец песни». В письме Кларе Вик Шуман говорит, что он имел в виду не грустный конец песни. Напротив, в конце концов все находит свое разрешение в виде веселой свадьбы. В этом проявляется шумановская двойственность: к концу появляется настроение тоски и будто бы звучат, смешиваясь, свадебные и похоронные колокола.

🌟 Название «Фантастические пьесы» Шуман, как настоящий романтик, использовал еще не раз. Так он назвал трио, несколько пьес для кларнета и фортепиано, поздний цикл фортепианных произведений, который композитор сначала хотел назвать романсами.

🎹 Фортепианный цикл — это строгий цикл с выверенным тональным планом, с внутренним связями. Главная тема первой пьесы появляется в среднем разделе второй пьесы. Первая пьеса наполнена драматизмом, на бурном трепещущем фоне появляются мелодические фразы, которые можно трактовать как монолог героя, наполненного патетикой. Вторая пьеса — это своеобразная песня без слов, очень простая по настроению и светлая, в середине контраст. В третьей — энергия поступательного ритмичного движения, которая в аккомпанементе сочетается с лирикой в партии правой руки.

✍️ Поздний Шуман пишет менее остро. Те острые, яркие, графические характеристики ранних работ становятся более размытыми, более устойчивыми. Изобретательности и перемен движения души меньше, проще ритмика, проще и стройнее гармония. Это период зрелости Шумана, когда энергия юности переходит в другое качество, появляется взвешенность.

Теперь слушаем «Фантастические пьесы».

→ Роберт Шуман. «Фантастические пьесы» (исполняет Марта Аргерих)

Видеопример
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

→ Роберт Шуман. «Фантастические пьесы» (исполняет Владимир Горовиц)

Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Шуман«Детские сцены»

    1 слайд

    Шуман
    «Детские сцены»

  • Роберт Шуман (1810-1856)

Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкаль...

    2 слайд

    Роберт Шуман (1810-1856)

    Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Имя этого выдающегося немецкого композитора-романтика, которого по достоинству называют великим музыкальным поэтом, золотыми буквами вписано в историю культуры. Звуками он мог так живописно нарисовать любую картину, что её образы доподлинно воссоздавались в воображении у слушателей.

  • Шуман писал свои шедевры в разных жанрах, но особую ценность представляют его...

    4 слайд

    Шуман писал свои шедевры в разных жанрах, но особую ценность представляют его фортепианные произведения, которые он любил объединять в циклы.

    Одной из таких маленьких энциклопедий восхитительного шумановского стиля являются «Детские сцены» — путешествие взрослого человека в умилительный мир детства.

    «Детские сцены» — взгляд взрослого на трогательный мир ребенка с его страхами, переживаниями и радостями. Пьесы из этого цикла входят в репертуар учащихся музыкальных учебных заведений. Однако высокая художественная ценность делает их привлекательными и для зрелых музыкантов, которые нередко включают их в свои сольные концерты.

  • «Детские сцены» Р. Шумана были созданы в 1838 году. В истории западно-европей...

    6 слайд

    «Детские сцены» Р. Шумана были созданы в 1838 году. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место.

    Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка.

    Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана.

  • В фортепианный цикл Роберта Шумана «Детские сцены», вошли тринадцать разнох...

    8 слайд

    В фортепианный цикл Роберта Шумана «Детские сцены», вошли тринадцать разнохарактерных миниатюр, в которых Роберт Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве — его забавы и важные занятия, радости и огорчения:

    1. О чужих странах и людях; 10. Почти серьезно;
    2. Забавная история; 11. Пугание;
    3. Игра в жмурки; 12. Засыпающий ребенок;
    4. Просящее дитя; 13. Поэт говорит.

    5. Полное удовольствие;
    6. Важное происшествие:
    7. Грезы;
    8. У камина;
    9. Верхом на палочке;

  • Скрипка

  • По-видимому, «Детские сцены» были для Шумана одним из самых любимых его прои...

    11 слайд

    По-видимому, «Детские сцены» были для Шумана одним из самых любимых его произведений. Он неоднократно и с неизменной теплотой упоминал этот цикл в письмах. «Никогда еще я не сочинял с такой сердечной полнотой, как в последнее время», — так характеризовал этот период своего творчества Р. Шуман.

    Цикл «Детские сцены» Роберта Шумана ярко демонстрирует музыкальное воображение композитора на вершине его творческой зрелости. Эти очаровательные миниатюры можно охарактеризовать как музыкальные эссе, в которых гений Шуберта нашёл своё полное выражение.

Шуман. Детские сцены

Одной из самых плодотворных сторон творчества Роберта Шумана является фортепианные циклы. Крейслериана, Карнавал, Фантастические пьесы, Симфонические этюды – это далеко не полный список. В этой статье познакомимся с одним из самых известных циклов Шумана – Детскими сценами.

Начинает цикл спокойная и нежная пьеса Из дальних стран. Основная интонация произведения – скачок на малую сексту от третьей ступени к тонике и последующее нисходящее гаммообразное движение. 

Первая часть состоит из периода. Вторая начинается с проведении темы в минорном наклонении в нижнем регистре. После четырех тактов секвенции и двух тактов связки композитор повторяет первоначальное проведение темы в мажорной тональности. 

Интересно, что пьеса Мама из Детского альбома Чайковского интонационно близка к этому произведению Шумана: тот же неспешный темп, нежное настроение, аккомпанемент из разложенных аккордов, мелодия, построенная восходящем на скачке от третьей ступени к первой. Даже тональность та же –  соль мажор. Однако, даже несмотря на сходство тематического материала, два композитора по разному работают с материалом.

Вторая пьеса, Забавная история, более подвижная и игривая по сравнению с первой. Она также идет в среднем темпе, в мажорной тональности, но ее настрой уже скорее бодрый, нежели мечтательный. Для этого произведения Шуман выбирает аккордовую фактуру, однако форшлаги и использование пунктирного ритма не дают музыке стать слишком статичной. 

Форма пьесы –  двухчастная. Часть B совсем небольшая, всего четыре такта. Контраст с основным материалом достигается за счет разделения мелодической линии, которая идет гаммообразно восьмыми, и аккомпанемента. 

Игра в прятки имеет напряженный, игривый характер. Подвижная гаммообразная мелодия шестнадцатыми сопровождается легким аккордовым аккомпанементом. Пьеса совсем небольшая (без выписанных повторов она укладывается в 17 тактов), в ней раскрывается один образ и нет сильных контрастов. 

Пьеса Просящее дитя возвращает умиротворенное и мечтательное настроение. Она похожа на первый номер цикла: они совпадают по характеру, по развитию средних голосов, похожи даже их мелодические линии. 

Пятая пьеса цикла, Полное удовольствие, словно вытекает из предыдущей: у них одинаковая тональность, ре мажор, и одинаковый размер – 2/4. Видимо, просьбы ребенка увенчались успехом и он получил то, о чем просил, ведь характер пьесы – безоблачно радостный и веселый. Оживленную и беззаботную мелодию восьмыми с подголосками сопровождает аккомпанемент шестнадцатыми. 

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Интересно, как Шуман делает контрастную часть: он остается на прежнем тематическом материале, однако проводит его в тональности низкой третьей ступени, в фа-мажоре.

Важное происшествие рисует торжественное и радостное событие в жизни ребенка. Возможно, малыша взяли посмотреть на парад? Если судить по музыке, с ее торжественным, маршеобразным характером, это вполне возможно. Впрочем, на это мероприятие мы смотрим глазами ребенка: размер 3/4 и оживленный темп подсказывают, что это все-таки не суровое военное действие. 

Правая рука играет аккорды в тесном расположении, а левая – мелодию в низком регистре с октавной дублировкой. Композитор придерживается трехчастной формы, в середине он немного опускает аккорды в правой руке и делает мелодию более подвижной. Впрочем, это небольшое произведение и композитор не стремиться создать большой контраст между частями.

Седьмой номер, Грезы, пользуется особой любовью на постсоветском пространстве. Невероятно нежная, спокойная и умиротворенная музыка словно балансирует на грани сна и бодрствования. 

Первый период заканчивается отклонением в тональность доминанты (до мажор). Форма пьесы –  трехчастная, в середине композитор отклоняется в субдоминантовые тональности (соль минор и си бемоль мажор), впрочем, тематический материал он оставляет прежним.

Картину спокойного и расслабленного времяпрепровождения рисует пьеса У камина. Композитор создает очень яркий и запоминающийся образ с помощью мелодии с нисходящей интонацией и хроматизмами. Контрастный раздел построен на секвенции в родственных минорных тональностях – соль миноре и ля миноре. Возвращаясь в репризе к теме композитор начинает проводить ее на октаву ниже, однако, словно спохватившись, быстро перемещается назад в верхний регистр. Заканчивается пьеса восьмитактовой кодой в аккордовой фактуре.

Еще одна сцена из жизни ребенка – Верхом на деревянной лошадке. Оживленный темп, размер 3/4, использование синкоп, мажорная тональность, плотная фактура –  все это создает радостный и подвижный характер. Мелодия проходит в верхнем регистре, вместе с ней в среднем регистре идет еще одна мелодическая линии.

В среднем разделе основная мелодическая линия перемещается в нижний регистр и проходит в минорной субдоминантовой тональности (ре миноре). Во время репризы, вопреки ожиданиям, мелодия так и остается в басу, а верхний голос держит тонический органный пункт. 

Большинство номеров цикла не имеют сильного внутреннего контраста. Исключение тут составляет Пугание. Начинаясь с неспешной, то напряженной, то умиротворенной мелодии, в среднем разделе пьеса кардинально меняется характер. Темп ускоряется, мелодия переходит в нижний регистр, в правой руке появляется оживленный аккомпанемент отрывистыми аккордами шестнадцатыми на слабых долях. Дальнейшее развитие идет за счет чередования быстрых и напряженных частей с медленными и задумчивыми.

Пьеса Ребенок засыпает начинает с задумчивого, печального, почти скорбного настроения. Грустная мелодия в правой руке проходит на фоне аккордового сопровождения и остинатного подголоска в левой. Форма пьесы – простая трехчастная. В середине композитор, оставляя тот же тематический материал с небольшими фактурными и регистровыми изменениями, переходит в одноименный к главной тональности мажор. Интересно что заканчивается пьесу Шуман не на тоническом аккорде, а на субдоминантовом, который, несмотря на свое мягкое звучание в миноре, оставляет ощущение незавершенности и незаконченности.

 После череды минорных номер финальное произведение цикла, Поэт говорит, возвращает нас к мажорному наклонению. Аккордовой фактура, простые автентические обороты, размеренный темп –  все это создает у слушателя ощущение спокойствия. Однако после восьми тактов проведения темы музыка становится более напряженной: появляется движение восьмыми в средних голосах, плавная мелодия уступает место нисходящей секвенции. Хоть в пьесе есть эпизоды и грусти, и радости, композитор выбирает закончить цикл на оптимистичной ноте.

Подводя итоги, можно сказать, что для цикла Детские сцены характерно:
•    небольшая продолжительность пьес;
•    использование простых тональностей;
•    отсутствие сильных тональных, гармонических или фактурных контрастов;
•    преимущественно приподнято настроение;
•    простые мелодии песенного характера.

Шуман в своем цикле создает идеалистическую картину детского быта. Чайковский в плане тематизма проявил больше разнообразия: помимо сцен беззаботных детских будней он вставил в свой цикл Детский альбом развернутый сюжет переживания ребенком утраты. Что уж говорить о Детской Мусоргского, которая описывает мир ребенка без каких-либо прикрас!

Однако стоит помнить, что Шуман – один из пионеров темы детства в академической музыке, именно с его подачи на нее стали обращать внимание и другие композиторы.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проверочные работы по английскому языку 3 класс spotlight скачать
  • Приложение для выполнения заданий по английскому языку
  • Учебник по грамматике немецкого языка с упражнениями и ключами
  • Купить рубашку с французскими манжетами
  • Французский мягкий сыр купить