Метапредметные результаты на уроке немецкого языка

Метапредметный подход и его реализация на уроках иностранного языка

Алексеенко Светлана Григорьевна

учитель немецкого языка

ГУО « Средняя школа №2 г. Ельска»

Мне бы хотелось начать словами великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Удивительно, что еще в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в наше время.

С вопросом «Как сделать, чтобы все, что наполняет голову учащегося, имело смысл, четкую форму, структуру, и осознавалось не как знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?» сталкиваются практически все педагоги. И здесь нам на помощь приходит освоение и внедрение в процесс преподавания идеи метапредметности.

Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов, для того, чтобы культивировать другой тип сознания, как учащегося, так и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работает во взаимосвязи с каждой из дисциплин. Именно метапредметные результаты являются теми символическими мостами, которые связывают все учебные предметы. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Создаются условия, чтобы учащийся начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.

Эти важнейшие моменты я пытаюсь осмыслить и использовать в своей практике. Опираясь на эти теоретические положения, я стараюсь включать формирование метапредметных связей в задачи своей работы на уроках немецкого языка. В результате своего опыта работы учителем я пришла к такому выводу, что обучение иностранным языкам представляет собой широкое раздолье для применения подхода метапредметности и ни один учебный предмет не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.

Именно на уроках иностранного языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, мировой художественной культурой. Таким образом, специфика иностранного языка создаёт учащимся идеальные условия для овладения метапредметными умениями, которые обучающиеся могут применить и переосмыслить на других уроках.

Метапредметные результаты обучения на уроках иностранного языка достигаются через: принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности; содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);  наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное); сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений; анализ немецкого языка на основе моделей-опор;  знакомство с явлениями окружающего мира; интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе проектных работ и других видов деятельности на иностранном языке.

Примером исследовательской деятельности на уроках немецкого языка можно назвать самостоятельное «выведение» детьми грамматических правил. Например, я предлагаю учащимся текст, содержащий глаголы во времени Präsens. Предварительно разбив класс на три группы, предлагаю первой группе подчеркнуть утвердительные предложения, второй группе – отрицательные предложения, а учащимся из третьей группы – вопросительные. Учащиеся находят сходства и различия в формах глаголов, замечают присутствие вспомогательных глаголов и их форму в зависимости от подлежащего. После обсуждения в группах дети высказывают свои правила. Остальные группы слушают и проверяют верность выведенного правила на тексте. Таким образом, учащиеся заново «открывают» механизмы функционирования языка. Также при изучении многих грамматических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе отвечаем на вопросы: что будет, если соблюдено или не соблюдено определенное условие. Таким образом, большинство правил мы записываем в виде схемы-алгоритма. Несомненно, подобный опыт исследований языка и радость от достигнутого результата закрепляют положительное отношение к предмету.

На уровне лексических единиц немецкий и русский языки имеют, пожалуй, самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований (слов, которые переходят из одного языка в другой, и обратно) тому подтверждение. В русском языке много заимствованных слов из различных иностранных языков. Не зная языка, можно без проблем перевести на русский слова «Information», «Student», «Hobby», «Radio». Кроме того, легко запомнить их произношение и значение на иностранном языке. Задания на соотнесение иностранного слова с его русским эквивалентом могут способствовать более успешному овладению словарным составом немецкого и русского языков и повышению интереса учащихся к изучаемому иностранному языку.

В заключение хотелось бы несколько слов сказать о функции учителя на уроке иностранного языка. Учитель иностранного языка не только дает знания учащимся, но и является помощником в поиске знаний, обеспечивая возможность получить умения для дальнейшей жизни. Следовательно, учитель иностранного языка должен быть разносторонне развитой личностью. Важным фактором успешной деятельности учителя иностранного языка является его постоянное самосовершенствование как личности и профессионала.

Достижение метапредметных
результатов на уроках иностранного языка

Халикова М.В.

Противоречия, которые возникают между
тем, чему учат в школе, и тем, что пригодится в жизни, обсуждаются не одну
сотню лет. Об этом свидетельствуют высказывания известных философов, писателей,
педагогов. Например, Луций Анней Сенека, римский философ-стоик, поэт и
государственный деятель, воспитатель Нерона еще в 4 веке до нашей эры сказал «Мы
учимся, увы, для школы, а не для жизни». И не одну сотню лет лучшие умы человечества
предпринимают попытки преодолеть данное противоречие. Такой попыткой являются и
новые образовательные государственные стандарты.

Одним из главных требований новых
образовательных стандартов является достижение метапредметных результатов, по
сути умений, которые будут использоваться выпускниками школ как инструмент для
дальнейшего приобретения знаний, поскольку образование не заканчивается по
окончанию школы.

Как известно, ФГОС НОО представляют
собой государственный заказ. То есть государство заинтересовано в выпускниках,
которые не только обладают суммой знаний, но и умеют эти знания добывать и
применять.

Эти требования обусловлены также
состоянием отечественной экономики, которая формирует спрос на кадры
соответствующего уровня. На рынке труда способность к самообучению, умение
быстро переквалифицироваться являются одними из востребованных качеств. Поэтому
задача школы состоит в том, чтобы развить в учащихся эти умения и способности,
подготовив их тем самым к условиям и реалиям современной жизни.

Помимо описанных требований
образовательных стандартов, начав работать в школе, я столкнулась с проблемами,
которые мешали мне преподавать предмет и добиваться эффективности обучения. И
устранение этих проблем в конкретном классе оказалось созвучно требованиям
новых образовательных стандартов.

Начав работать с учащимися пятых
классов в 2014 году, я обнаружила, что школьники абсолютно не умеют работать
самостоятельно. Без моего участия учащиеся не могли, зачастую, понять задания к
упражнениям, выдержать требуемый формат к оформлению задания. Мне приходилось
тратить много времени на объяснения, которое учащиеся не всегда воспринимали.
Из-за этого терялась эффективность урока, я отходила от плана урока, не
успевала. Кроме этого, мои объяснения не являлись эффективными, так как
учащиеся забывали их и снова задавали вопросы, ответы на которые они уже
получили. В этих условиях возникло желание выяснить причины данной проблемы, а
затем ее искоренить.

Работая с учащимися, давая им
самостоятельные задания, предоставляя при этом все возможности их выполнить
(например, справочную литературу, словари, список ссылок в интернете, где есть
информация по соответствующей проблеме), я выяснила, что учащиеся не обладают
достаточной внимательностью, боятся ошибки, не умеют пользоваться справочным
материалом и поисковыми системами. Кроме этого, при работе в группе над
проектом учащиеся не могут распределить обязанности, правильно общаться,
начинают конфликтовать.

Данные проблемы я могла решить, лишь
развивая обещеучебные умения учащихся или, как они называются во ФГОС нового
поколения, универсальные учебные действия, которые представляют собой
метапредметные результаты обучения.

Таким образом, я поставила перед
собой цель найти такие приемы и методы преподавания предмета, которые могли бы
создать условия для достижения метапредметных результатов на уроке иностранного
языка.

Прежде чем приступить к организации
работы по достижению метапредметных результатов на уроке иностранного языка,
необходимо обратиться к определению метапредметных результатов, которые даются
во ФГОС нового поколения. Они определяются следующим образом: «…освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории».

Следовательно, основным
объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е.
таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление
своей познавательной деятельностью. Выявление сформированности или
несформированности универсальных учебных действий осуществляется
непосредственно в процессе учебной деятельности, наблюдая за учащимися и
оценивая их по критериям, представленным в следующей таблице.

Достижение метапредметных результатов
обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных
предметов, представленных в обязательной части учебного плана. То есть задача
учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы и приемы обучения, которые
сформируют у учащихся универсальные учебные действия.

Одним из таких методов является метод
проектов. Для того чтобы начать его реализовывать, мне необходимо было
познакомится с понятием проект, которому дается следующее определение: «Проект
– это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного
времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая
должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению».

Я выбрала именно этот метод,
поскольку применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод
проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной
информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться,
что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в
целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный
подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из
своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому
собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и
индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует
личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование,
распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера
и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников
проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

За время работы мои учащиеся
реализовали следующие проекты:  «Моя школа»
(5 класс – 2015 год), «Мир моих увлечений» (5 класс – 2014, 2015 год, для
участия в городском конкурсе презентаций на иностранном языке), «Немецкое
турбюро» (6 класс – 2015 год), «Мы издаем книгу» (6 класс – 2015 год), «Мой
любимый спортсмен» (5, 6 класс – 2015 год).
Процесс работы, презентации
и конечный результат некоторых из них представлены на слайде.

На уроках я реализовывала
краткосрочные и среднесрочные, индивидуальные и групповые образовательные
проекты. Данные виды проектов являются наиболее подходящими для учащихся
среднего звена общеобразовательной школы. Для учащихся я разработала схему
реализации проекта. Она представляет собой таблицу, которые учащиеся заполняют
на различных этапах работы над проектом.

Особое внимание я уделяю рефлексии,
которая является заключительным этапом работы над проектом. В современной
педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия
непосредственно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего
образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание
способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только
итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки
целей. Я позаимствовала некоторые приемы рефлексии у своих коллег. Для
проведения рефлексии я использую следующие упражнения:

1.
Упражнение «Комплимент». Используется для проведения рефлексии для завершения
работы над групповым проектом. Учащимся предлагается сделать членам своей
группы комплимент, объяснив почему.

2.
Упражнение «Рефлексивный экран». Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Данные
фразы представлены на слайде.

3.
Упражнение  «Благодарю…». В конце работы над проектом учитель предлагает
каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за
сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя
из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является
завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество
комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому
участнику событий.

4.
Упражнение «Цветочная поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком
– этап проекта. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям
прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился
больше всего.

Таким
образом, применив на практике описанные мною метод, я пришла к выводу, что он
даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных
отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет
приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и
реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности, то есть
формирует такую личность, которая будет успешна в реалиях современной жизни,
что и является задачей основного общего образования и описывается в стандартах
как метапредметные результаты обучения.

Список
литературы и интернет-источников

1.    
Артюгина
Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. –
метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.

2.    
Лусканова
Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета «Оценка уровня
школьной мотивации». http://www.vestishki.ru/node/1205

3.    
Организация
социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования:
социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н.
Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.

4.    
Петунин
О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование.
– 2012. — № 7. – С. 164 – 169.

5.    
Психологические
аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.
– сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

6.    
Совместные
воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные
развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель,
2009. – 152 с.

7.    
Управление
инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико –
ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель,
2011. – 175 с.

8.    
ФГОС
основного общего образования. – М.: Просвещение: 2011.

Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на занятиях по немецкому языку в рамках проектной деятельности

В настоящее время проблема развития ключевых компетенций, которые включают в себя метапредметные компетенции, является одной из наиболее актуальных в современном образовании. Именно на уроках немецкого языка студенты имеют возможность овладевать многими метапредметными компетенциями.

Метапредметность подразумевает перевод образовательного контента не как информации для запоминания, а как готовность к знаниям для применения. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию). Благодаря этому развиваются базовые навыки: мышление, воображение, постановка целей, понимание, действие.

Формирование метапредметных компетенций на уроках немецкого языка эффективнее всего достигаются через:

– целеполагание, рефлексию и принятие решений;

– работу с текстами разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное);

– сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического и лексического материала;

– решение проблем творческого и поискового характера;

– интеграции полученных на уроках иностранного языка и по другим предметам знаний в ходе проектных и исследовательских работ;

– активное использование речевых средств и ИКТ; – учебное сотрудничество (работу в паре, группе, команде);

– самооценку, взаимооценку, самокоррекцию.

Результатом деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений:

1. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов). Для достижения данных результатов на уроках можно использовать следующие заданий:

• подготовить диалог по теме как образец;

• подготовить контрольные вопросы по теме;

• составить коллаж по теме;

• провести анкетирование по заданной теме.

2. Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, восприятии и понимании речи на слух, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).

Например:

• прочитать отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;

• озаглавить прочитанный текст, аргументируй свой вариант;

• составить кроссворд с изучаемыми словами;

• отметить самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки.

3. Регулятивные (способность к самообучению, самостоятельная работа по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).

Для достижения указанных результатов предлагаются следующие задания:

• составить ментальные карты, схемы «фишбоун», кластеры;

• прочитать начало рассказа и придумать продолжение;

• подготовить презентацию любимых фильмов;

• составить тест по заданной теме.

Примером исследовательской деятельности на уроках немецкого языка можно назвать самостоятельное «выведение» обучающимися грамматических правил. Например, разделив класс на несколько групп, предлагается текст и задания: первой группе подчеркнуть утвердительные предложения, второй группе – отрицательные предложения, а учащимся из третьей группы – вопросительные. Студенты анализируют грамматическую структуру в «своих» предложениях, находят сходства и различия в формах глаголов. После группового обсуждения они высказывают свои правила. Таким образом, студенты самостоятельно исследуют и «открывают» механизмы функционирования языка.

Международная лексика очень хорошо способствует развитию языковой догадки. Такой вид наглядности как ситуативные картинки являются хорошим средством общения и самовыражения на уроках немецкого языка, расширяют круг воспринимаемой информации, способствуют формированию метапредметной компетенции. С помощью ситуативных картинок можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность, вызывающие потребность говорить на иностранном языке [1, с. 30].

Изучение и преподавание немецкого языка – это неисчерпаемый источник формирования метапредметных компетенций. Таким образом, метапредметный подход в образовании способствует сохранению и поддержанию культуры мышления, и формированию научного мировоззрение учащихся, которые предоставляют большие возможности для использования полученных знаний на уроках в реальных ситуациях, а учебный предмет «иностранный язык» является благоприятным полем для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.

Иванникова Ирина Александровна

ФГКОУ «МКК ПВ МО РФ»

г. Москва

В статье рассматривается вопрос формирования метапредметных умений и навыков на уроке немецкого языка, анализируются упражнения для 5-9 классов, представленные в УМК «Горизонты», с целью их наиболее эффективного использования для формирования метапредметных умений.

Ключевые слова: метапредметные умения и навыки, урок немецкого языка, упражнения.

Как известно, ФГОС устанавливает требования к результатам образования. Речь идёт о личностных, метапредметных и предметных результатах.

Метапредметные умения и навыки позволяют учащимся самостоятельно усваивать новые знания и использовать их не только при обучении, но и в процессе социализации. Они формируются всеми школьными предметами, среди которых немаловажную роль играет иностранный язык.

Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), межпредметные и надпредметные умения и навыки [2]. Существуют и другие классификации,  которые ограничиваются выделением, например, только универсальных учебных действий с включением в них личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий [3], т.к. в тексте ФГОС не даётся определение метапредметных результатов, а раскрывается их содержание.

 «Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования стали: культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева,  П.Я. Гальперина,  Д.Б.Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности обучающихся, и учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин).»[3]

Универсальные учебные действия – это умение учиться, осваивать новое и саморазвиваться, которое достигается с помощью обобщенных способов действий, помогающих учащимся ориентироваться как в конкретных предметных дисциплинах, так и в учебной деятельности в целом, включая осознание обучающимися её целей.

К регулятивным действиям относятся действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: определение цели и формулирование задач, составление плана и определение последовательности действий, контроль, оценивание результатов, коррекция и т.п.  

Среди познавательных универсальных действий выделяют логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе восстановление недостающих элементов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, выдвижение гипотез и их обоснование), знаково-символические (преобразование из одной знаковой системы в другую), действия по решению задач (проведение наблюдений, измерений и т.п.), действия по работе с информацией и чтению (поиск информации, ориентирование в содержании текста, определение основной и второстепенной информации, умение адекватно, подробно, кратко, выборочно передавать содержание текстов, создание собственных текстов).

Коммуникативные универсальные действия направлены на осуществление общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, адекватное использование речевых средств, постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации [4].

В средней школе обучение немецкому языку как второму иностранному осуществляется по внесённому в федеральный перечень учебников и соответственно рекомендованному Министерством образования и науки РФ УМК «Горизонты» [3]. Мы решили проанализировать представленные в данном УМК для 5-9 классов упражнения и попытаться систематизировать их с целью наиболее эффективного использования для формирования метапредметных умений на начальном (5-6 классы) и среднем (7-9 классы) этапах обучения немецкому языку как второму иностранному в средней школе. Нас будут интересовать регулятивные,  познавательные действия: логические, знаково-символические, действия по работе с информацией и чтению; а также коммуникативные  универсальные учебные действия.

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется с учётом возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

УМК «Горизонты» для 5-6 классов соответствуют уровню А1, а  УМК «Горизонты» для 7-9 классов уровню А2 по шестиуровневой шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (GER), в процессе которого учащиеся имеют возможность научиться: понимать и использовать важнейшую информацию, содержащуюся в сообщениях и беседах на повседневные темы; объясняться в простых ситуациях, в которых речь идет об обмене информацией, о хорошо знакомых темах;  рассказывать в простой форме о себе, о своем образовании, описывать своё окружение, описывать свои непосредственные потребности. [7] 

Проанализировав содержательную сторону учебников, можно прийти к выводу, насколько остро востребованы регулятивные учебные действия (РУД) в учебном процессе. «Горизонты» предлагают учащимся широкий спектр упражнений, которые способствуют формированию регулятивных универсальных действий. В начале каждой главы учебников представлен раздел «Этому ты научишься», который обеспечивает организацию учебной деятельности. В основу заложены умения целеполагания, принятия учебной задачи, планирования учебного материала по заданной теме. В конце каждой темы представлен раздел «Это ты умеешь» для осуществления контроля учебных результатов и анализа уровня усвоения полученных знаний в рамках организации повторения. В блок регулятивных действий входит определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Можно составить интервью, диалог, монологическое сообщение, презентацию, проект, продолжение диалога, истории в письменной и устной форме самостоятельно или в группе, придумать по аналогии высказывания на определённую тему, причём разрешается использовать наряду с немецким языком английский язык и свой родной. РУД предполагают умение структурировать знания в процессе выполнения задания, а также оценку содержания материала в течение каждой главы учебника.  Например, оценка объектов и субъектов при их сравнении, проверка и оценка дополненной учеником информации, выполненной письменно и устно работы учащимися, тест на понимание прочитанного текста и аудиосообщения.

Формированию необходимых навыков рефлексии помогает технология языкового портфолио. Использование портфолио в качестве оценки приобретённых знаний даёт возможность индивидуализировать процесс обучения и построить учащемуся собственную образовательную стратегию. Портфолио помогает установить связи между приобретёнными и новыми знаниями, оценить собственную учебную работу, достигнутый прогресс. Оно также развивает у обучающихся умение критически оценивать результаты учебной деятельности, повышает мотивацию в процессе обучения.

Коммуникативные учебные действия (КУД) отличаются неповторимостью, многообразием упражнений, задачами для достижения конечного результата, а также динамикой и уровнем сложности учебного материала. Подготовительные, с нашей точки зрения, упражнения в 7 классе реально отражают начало предпорогового уровня А2 элементарного владения немецким языком, в процессе которого ученик учится работать в паре, в группе, получает соответствующие инструкции по осуществлению коммуникации и решению коммуникативных задач. Обучающиеся учатся вместе создавать учебный плакат «Дружба», играть в лексическую игру «Алфавит», повторяют грамматику в коммуникативной ситуации, беседуют вчетвером с опорой на картинки, учатся искать идеи в группе для создания диалога. Они могут прочитать текст и понять его, послушать аудиотекст и организовать Рождественский базар. Интересен блок «Играем и повторяем» в рамках раздела «Маленькая перемена» в 5-8 классах, в котором представлены занимательные коммуникативные игры. Учащиеся повторяют в игровой форме изученный лексико-грамматический материал. Авторы учебника предлагают заполнить предложения недостающей информацией и выбрать единственно верный ответ; подобрать прилагательные для характеристики друга; дать советы; оценить свои каникулы. Каждый может осуществить самооценку.

В 8-м и особенно в 9-м классах наблюдается стремительное усложнение учебного материала и соответствующих коммуникативных задач. Учебный материал насыщен подготовительными упражнениями, уже в 8 классе появляются советы для возможной сдачи экзамена уровня А2, государственного экзамена ОГЭ – в 9 классе. В течение работы над проектом ученики собирают идеи, преимущества, недостатки, предложения, надежды, ожидания, осуществляют совместный поиск информации о возможностях ученического обмена в интернете в 8 классе. Проектная работа  объединяет участников единой целью и познавательным интересом.

Блок «Подготовка к экзамену Fit in Deutsch A2» наглядно демонстрирует доминанту коммуникативных универсальных действий в процессе тренировки устной части экзамена, а именно, в части А «Представить себя» беседуют два ученика, в основе части В — вопросно-ответная система (умение задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с заданной темой). В части С предполагается парная работа согласно предложенной ситуации.

Коммуникативная направленность обучения является основой и движущей силой УМК «Горизонты», что позволяет любому ученику реализовать свои коммуникативные возможности как в парной, так и в групповой работе.

В настоящее время всё более актуален вопрос межкультурной коммуникации. «Горизонты» создают благоприятные условия для изучения немецкого языка с точки зрения «языка как средства общения» в диалоге культур. Действительно, расширяются горизонты познания как родной культуры, так и культуры немецкоговорящих стран, воспитания толерантной личности, развития познавательного интереса к окружающему миру.

Познавательные логические действия (ПЛД) в достаточном количестве представлены в 5-7 классах, УМК «Горизонты» предлагают учащимся широкий спектр упражнений, которые способствуют формированию данного вида действий.

Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение  служат упражнения на  выявление  различного вида соответствий: между текстами или частями текста и картинками, между аудиосообщением и картинками, между частями диалога, между картинками и названиями, между началом и концом предложений, между отгадками в виде картинок и загадками, между глаголами и существительными, между прилагательными и их сравнительной степенью, между словами с противоположным значением,  в задании «Учись учиться» — между частями предложений-правил.

Например, в 6 классе для развития умения группировать и классифицировать даются упражнения на нахождение слов в буквенной решетке с их последующим распределением по группам, например, члены семьи, числа, профессии, школьные принадлежности, животные.

Упражнение-таблица «Подумай!» предлагает, с одной стороны, вставить пропущенную информацию в таблицу, с другой стороны, с помощью этой таблицы следует заполнить пропуски в упражнении, проанализировать полученные результаты и самостоятельно сформулировать правило.

В 8-м и особенно в 9-м классах наблюдается стремительное усложнение учебного материала. В этих классах упражнения на формирование познавательных логических действий также усложняются. Соответствия уже приходится искать между вопросами и картинками, частями предложений, словами в тексте и их значениями, отдельными абзацами и подходящими заголовками.

Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствуют также такие упражнения, как  распределение SMS в правильной логической последовательности, распределение части текста в правильной хронологической последовательности, нахождение соответствия между элементами в правильной хронологической последовательности.

Учащимся предлагается сравнивать между собой страны, виды спорта, идеи, аргументы, мнения, учебные советы и т.д.

Умение прогнозировать, строить гипотезы представлено в заданиях, в которых следует прослушать начало диалога и подумать, где происходит действие или какой из предложенных вариантов будет правильным окончанием диалога, а также сравнить услышанное продолжение со своими предположениями. 

Широко представлены упражнения для формирования познавательных знаково-символических действий (ПЗСД), в которых учащиеся имеют возможность преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую, например, преобразование графического изображения (таблицы, графики, диаграммы) в текст и наоборот как на уровне слова, так и текста.

Много заданий включает в себя формирование познавательных действий по работе с информацией и чтению: поиск заданной информации в тексте, дополнительных сведений в интернете (составление телепрограммы, рассказ о Берлинской стене), словарях, других источниках информации. Например, в 7 классе представлена цепочка заданий практической направленности в ситуации реального общения «Прочитай статью, о том, как достигнуть цели. Создай план для достижения своей цели. Дайте друг другу советы». Здесь предполагается не только получение информации из текста, но и ее применение при решении учебно-практических задач, создание собственного текста.

В 7 классе представлены задания «Прочитай блог и найди соответствие между фотографиями и абзацами», «Напиши вопросы для викторины после чтения текста о Швейцарии», цепочка заданий с разнообразным алгоритмом решения понятийной, речевой и коммуникативной задач «Прочитай образец, рассмотри дом на картинке, определи, о ком идёт речь? Найди на картинке квартиру и представь жильцов. Напиши диалог к ситуации в квартире в тетрадь. Разыграй диалог. Подумай: с какими эмоциями играют персонажи?»,

Анализ гендерных особенностей при общении мальчиков и девочек представляет все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) «Послушай и прочитай. Из предложенных восьми реплик только шесть из них комплименты. Какие две реплики лишние? Какие комплименты могут сделать друг другу девочки, мальчики, девочка мальчику, мальчик девочке? Запишите эту информацию», «Напишите комплименты на записках. Соберите, перемешайте, раздайте записки и прочитайте вслух».

В 8 классе учащиеся отвечают на вопросы перед текстом и после него, оценивают достоверность предложенной информации, строят оценочные суждения на основе прочитанного текста (Задание «Верно-неверно»). Они могут не только решать практические задачи базового уровня, например, найти все незнакомые слова в тексте, их перевод, отметить основную информацию о Дне победы, используя вопросительные слова, но и выполнять задания повышенного уровня, а именно, составлять собственные тексты, написать сочинение на тему «Что значит для меня День победы?», сделать постер на тему «9 мая – День со слезами на глазах», подготовить презентацию о полюбившихся достопримечательностях в Москве, рассказать о сувенирах.

Таким образом, в учебниках для 5-9 классов УМК «Горизонты» представлены в полном объеме регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия. Чаще всего они рассматриваются не изолированно друг от друга, а в комбинации, например, регулятивные и познавательные, коммуникативные и познавательные, регулятивные и коммуникативные в паре, регулятивные, познавательные и коммуникативные в тройке.

Нельзя не отметить, что учебного материала в УМК «Горизонты» много, поэтому чтобы достичь поставленной цели качественного обучения немецкому языку как второму иностранному, следует тщательно отбирать необходимый материал, учитывая индивидуальные особенности и интересы обучающихся,  приучать обучающихся работать быстро и результативно, при этом строго контролировать выполнение заданий и не забывать о возможной утрате обучающимися в силу различных причин мотивации (возрастные и индивидуальные особенности, сложность языка и др.).

Современные требования развития личностного потенциала предполагают наличие гораздо большего времени и усилий, чем привычные формы работы. И при 2-3 часах в неделю, отведенных на изучение немецкого языка как второго иностранного, реализовать предъявляемые требования непросто, многое зависит от выбора наиболее эффективных методов, приемов обучения, технологий и содержания.

Можно констатировать тот факт, что речь идет о развитии личности ученика посредством формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС через эффективный, разнообразный, соответствующий возрастным особенностям и интересам обучающихся учебный материал, которые, как показывает наш опыт, позволяют им успешно принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах, сдавать международные экзамены А1-В1, и именно поэтому мы можем рекомендовать данный УМК учителям, чьи учащиеся изучают немецкий как второй иностранный язык.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.finmarket.ru/main/article/4420392 

   Всемирный экономический форум, 2015

2. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М., 2015.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2013.

4. http://mcko.ru/pages/m_n_d_codificators

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов], М., Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения)

7. https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/wdl.html

8. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/.

9. Барлыбаев Х. А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. Вып. № 2.2008: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129849/ 

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

30.07.2015

комплект дидактических материалов по формированию и оценке метапредметных результатов по немецкому языку в рамках УМК Бим И.Л. для средней школы

Козонина Наталья Александровна

комплект заданий и упражнений для учащихся 6-7 классов разного уровня познавательных интересов; содержит универсальные учебные действия.

Оценить★★★★

2513

Также вас может заинтересовать

  • Урок немецкого языка в 6 классе
  • Конспект урока немецкого языка в восьмом классе по теме “Wir bereiten uns auf die Deutschlandsreise vor!”; (к учебнику И.Л. Бим, «Немецкий язык. Шаги 4 »)
  • Обобщение опыта.Ток-шоу. Празднование Пасхи в Германии.
  • Использование видеоматериалов на уроке немецкого языка. Фрагмент урока
  • Использование интерактивных компьютерных технологий в преподавании немецкого языка.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Человек умный по латыни
  • Am is are что это в английском языке
  • Смотреть менталист на английском языке с субтитрами
  • Что делает слон на английском языке с переводом
  • Сравнительная степень в немецком языке arm