Легкий немецкий танк 1941

В германские танковые части с 1939 года начали поступать чешские танки, получившие обозначение Pz Kpfw 38(t). По многим показателям, данные машины были выигрышнее немецких, потому на вооружение вермахта они поступали без изменений.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw 38(t)

Легкие танки Pz.38 из состава Словацкой экспедиционной армии

Вообще танк LT-38 (или TNHP-S) разработанный Суриным считается наиболее удачным образцов мирового танкостроения того времени. Конструктивные особенности танка множество раз повторялись в различных позднейших разработках. Хорошо продуманная компоновка давала возможность свободно размещались внутри машины четыре человека. На легком танке были установлены: карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Прага» ЕРА, двухступенчатый планетарный механизм поворота, планетарная коробка передач. Опорные катки, имевшие большой диаметр, сблокировали по два на горизонтальных листовых рессорах имеющих механический амортизатор. Равномерное распределение массы танка на катки увеличивало маневренность машины и облегчало вождение. Удельное давление на грунт – 0,55 кг/см2 (данный показатель был в полтора раза меньше, аналогичного показателя немецких машин). На башне устанавливалась командирская башенка, имеющая триплексы. Корпус полностью клепаный.

Немецкий мотоциклист едет мимо легких танков Pz. II и Pz. 38(t) 8-й танковой дивизии вермахта. Восточный фронт, 1941 год

Если быть точным, то 150 легких танков LT-38, которые были построены по заказу военного министерства Чехословакии, достались немцам в качестве трофея. Остальные 1411 Pz Kpfw 38(t) построили по заказу германского управления вооружений. Производство завершилось в 42-м году. В модификациях А, В, С, D, E, F, S и G просматривается направленность проводимой модернизации: увеличивались мощность двигателя, бронирование и масса. Производство танковых шасси, которые использовались в различных самоходных установках, велось до конца войны. В составе танковых подразделений германии чешские танки участвовали во французских и польской кампании. 1 июня 1941-го года в войсках насчитывалось 763 Pz Kpfw 38(t). Данные машины и 189 трофейных танков LT-35 составляли почти 25% танкового парка вермахта. Но бои на германо-советском фронте положили конец «карьере» данных машин. Немецкое командование перебросило уцелевшие машины словацкой армии на Запад.

Скопление немецкой бронетехники в Белоруссии. Начало войны, июнь 1941 г. На переднем плане — легкий танк чешского производства LT vz.38 (в вермахте — Pz.Kpfw. 38(t))

Боевые и технические характеристики Pz Kpfw 38(t) (Ausf A/Ausf S):
Год выпуска – 1939/1941;
Боевая масса – 9400/9850 кг;
Экипаж – 4 человека;
Длина по корпусу – 4600/4610 мм;
Ширина – 2120/2140 мм;
Высота – 2400/2400 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса – 25 мм (угол наклона к вертикали 16 град.)/50 мм (угол наклона к вертикали 16 град.):
Толщина бронелистов бортов корпуса – 15 мм (угол наклона к вертикали 0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 25 мм (угол наклона к вертикали 10 град.)/50мм (угол наклона к вертикали 10 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 8 мм;
Марка пушки – KwK38(t);
Калибр пушки – 37 мм;
Длина ствола – 47,8 клб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2400 патронов;
Тип и марка двигателя – «Прага» ЕРА;
Мощность двигателя – 125 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 42 км/ч;
Запас топлива – 236 л;
Запас хода по шоссе – 250 км;
Среднее давление на грунт – 0,55 кг/см2.

Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства из 7-й танковой дивизии потерял гусеницу при попытке преодолеть разрушенную бельгийцами транспортную двухуровневую развязку. На фото видно, как его готовят оттаскивать тросом с помощью другого танка

Немецкий танк чешского производства Pz.38(t) выгружается с самоходного парома типа «Зибель». Крым, 1942 год

Танк Pz.Kpfw.38(t) из состава немецкой 7-й танковой дивизии на марше. Танк везет за собой прицеп с 200-литровой бочкой с горючим для танка

Красноармеец у захваченного немецкого танка Pz.38

Немецкий солдат осматривает подбитый танк Pz.38

  • http://waralbum.ru

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Новости

Дзен

Телеграм

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»

A row of seven large tanks lined up with their long guns pointing up at an angle, as if saluting.
German Tiger II tanks.

Nazi Germany developed numerous tank designs used in World War II. In addition to domestic designs, Germany also used various captured and foreign-built tanks.[1]

German tanks were an important part of the Wehrmacht and played a fundamental role during the whole war, and especially in the blitzkrieg battle strategy. In the subsequent more troubled and prolonged campaigns, German tanks proved to be adaptable and efficient adversaries to the Allies. When the Allied forces technically managed to surpass the earlier German tanks in battle, they still had to face the experience and skills of the German tank crews and most powerful and technologically advanced later tanks, such as the Panther, the Tiger I and Tiger II, which had the reputation of being fearsome opponents.

The Panzer name[edit]

Panzer (; German pronunciation: [ˈpantsɐ] ) is a German word that means «armour». It derives through the French word pancier, «breastplate», from Latin pantex, «belly».[2]

The word is used in English and some other languages as a loanword in the context of the German military. In particular, it is used in the proper names of military formations (Panzerdivision, 4th Panzer Army, etc.), and in the proper names of tanks, such as Panzer IV, etc.

The dated German term is Panzerkampfwagen, «tank» or «armoured combat vehicle». The modern commonly used synonym is Kampfpanzer, or «battle panzer«. The first German tank, the A7V of 1918, was referred to as a Sturmpanzerwagen (roughly, «armoured assault vehicle»).

History[edit]

Development and performance[edit]

Heinz Guderian in the Battle of France with the ‘Enigma’ machine

The German tank forces were a success especially due to tactical innovation.[3] Using so-called «Blitzkrieg» («lightning war») tactics, Heinz Guderian, Ewald von Kleist and other field commanders such as Erwin Rommel broke the hiatus of the Phoney War in a manner almost outside the comprehension of the Allied—and, indeed, the German—High Command. Basically, as a coherent unit, the combined arms tactic of the «blitzkrieg» shocked the Allies.

Despite this, the German Panzer forces at the start of World War II appeared not especially impressive. Only 4% of the defense budget was spent on armored fighting vehicle (AFV) production. Guderian had planned for two main tanks: the Panzer III and the Panzer IV, with production starting in 1936 and 1937 respectively. The design work for the Panzer IV had begun in 1935 and trials of prototypes were undertaken in 1937, but by the time of the invasion of Poland only a few hundred ‘troop trial’ models were available. Development work was then halted and limited production was begun by Krupp in Magdeburg (Grusonwerk AG), Essen and Bochum in October 1939 with 20 vehicles built. However, even that low number could not be sustained, with production dropping to ten in April 1940. Such low production numbers were due to tanks being given a low priority for steel relative to the more conventional needs of an army, such as artillery shells.

Panzer III[edit]

Rommel in the Western Europe campaign (June 1940)

Nevertheless, the number of available Panzer IVs (211) was still larger than that of the Panzer III (98). There were also technical problems with the Panzer III: it was widely considered to be under-gunned with a 37 mm KwK L/45 gun and production was split among four manufacturers (MAN, Daimler-Benz, Rheinmetall-Borsig, and Krupp) with little regard for each firm’s expertise, and the rate of production was initially very low (40 in September 1939, 58 in June 1940), taking until December 1940 to reach 100 examples a month. The panzer force for the early German victories was a mix of the Panzer I (machine-gun only), Panzer II (20 mm gun) light tanks and two models of Czech tanks (the Panzer 38(t)) and the Panzer 35(t)). By May 1940 there were 349 Panzer III tanks available for the attacks on France and the Low Countries.

Though the Anglo-French forces appeared numerically and technically superior, with a greater quantity of medium and heavy vehicles, German crews were trained and experienced in the new combined tactics of tanks, anti-tank guns and dive bombers. In particular the Wehrmacht exploited the advantages of the Panzer III, with its modern radio communications system and the deployment of three men in the turret, resulting in greater efficiency in the field and winning the Battle of France.[4]

German Panzer II with 20 mm (0.79 in) gun and machine-gun in rotating turret

The objections to the limited gun armament of the Panzer III were recognized during its conception, and its design was altered to include a large turret ring to make it possible to fit a 2250 ft/s (656 m/s) 50  mm KwK L/42 gun on later models. In July 1940, too late to see action in the final weeks of the Battle of France, the first 17 of these models were produced. Designated the Panzer III Ausf. F, the other changes included an upgraded Maybach engine and numerous minor changes to ease mass production.

The Ausf. F was quickly supplanted by the Ausf. G with an up-armored gun mantlet, which was the main tank of the Afrika Korps in 1940–41 and also saw action in Yugoslavia and Greece. Around 2,150 Panzer IIIs were produced, of which around 450 were the Ausf G. These tanks were still under-gunned, poorly armored and mechanically overly-complex in comparison to equivalent British tanks. After fighting in Libya in late 1940 the Ausf. H was put into production with simpler mechanics, wider tracks, and improved armor. In April 1941 there was a general «recall» of the Panzer III to upgrade the main gun to the new 50  mm L/60, with the new Panzergranate 40 projectile, and muzzle velocity was pushed to 3875 ft/s (1,181 m/s). New tanks produced with this gun were designated Ausf. J.

A German Panzer III tank, belonging to the 13th Panzer Division, during the first days of Operation Barbarossa

The invasion of the Soviet Union in Operation Barbarossa signaled a very important change in German tank development. In June 1941 Panzer III tanks first encountered the Soviet T-34. Initially the Germans had 1,449 Panzer III tanks ready for combat, about 950 of which were versions equipped with the 50 mm L/42 gun, which constituted the Wehrmacht’s main tank force.[5] In July 1941 36 Panzer and motorized infantry divisions were assigned to the invasion, fielding over 3000 AFVs.

While German tanks were inferior in armor, armament, and numbers,[6] the Soviet armored forces were almost annihilated during the first months of the campaign by the German panzer divisions, which proved to be much more experienced and efficient: over 17,000 Soviet tanks were destroyed or abandoned. The Soviets complained of serious mechanical deficiencies and design flaws in their T-34 tanks. Also, the crews were inexperienced and the logistical support was insufficient. On the battlefield, the Panzer III’s 50  mm gun was able to seriously damage T-34 tanks and at the typical combat distances—500 metres (1,600 ft) to 1,000 metres (3,300 ft)—the German tank was not really inferior. It was more difficult for Panzer III tanks to counter KV-1 heavier tanks with their armor being nearly impenetrable at the front.[7]

During the North African campaign Panzer III tanks, especially older models, had troubles in direct fights against Matilda II British tanks, due to the superiority of their armor and powerful Ordnance QF 2-pounder gun.[8] Despite this, the Panzer III tanks managed to obtain important victories, such as in the Battle of Gazala, where the tank, skilfully employed by experienced German crews and supported by anti-tank formations, achieved the most brilliant results of its deployment in Africa, despite some difficulties against the Allied heavy tanks. The British armored forces, on the other hand, were almost destroyed.[9]

The Panzer III’s armor was upgraded to 70  mm by additional plates, and spaced armor was introduced to protect against hollow charge (a.k.a. high-explosive anti-tank) attacks. However the first Panzer IV tanks with 75 mm L/48 cannon marked the end of the Panzer III’s role as the German main tank. Eventually, Panzer III production was ended in August 1943 with the Ausf. M (a conversion of older types), the vehicle having been up-gunned to a 75 mm L/24 gun and downgraded to a support role. The Panzer III chassis continued in production until the end of the war as the base for a range of special purpose vehicles like the Sturmgeschütz III.

Panzer IV[edit]

Although slow, production of the Panzer IV had continued; by the end of 1940 386 Ausf. D models were in service and in 1941 a further 480 were produced, despite an order from the army for 2,200. The short 75 mm (2.95 in) L/24 gun was the main advantage of the Panzer IV; the weight and armor of early models were close to that of the Panzer III.

With an upgrade of the Panzer IV’s 75 mm L/24 short gun to a longer high-velocity 75 mm gun, suitable for anti-tank use, the tank proved to be highly effective. This new L/43 gun could penetrate a T-34 at a variety of impact angles beyond 1,000 m (3,300 ft) and up to 1,600 m (5,200 ft) range.[10][11] On the Eastern Front the shipment of the first model to mount the new gun, the Ausf. F2, began in spring 1942, and by the Case Blue offensive there were around 135 Panzer IV’s with the L/43 tank gun available. They played a crucial role in the events that unfolded between June 1942 and March 1943,[12] and the Panzer IV became the mainstay of the German panzer divisions.[13]

On the Western Front the American M4 Sherman’s 75 mm M3 gun had troubles facing the Panzer IV late model.[14] Panzer IV late models’ 80 mm (3.15 in) frontal hull armor could easily withstand hits from the 75  mm weapon on the Sherman at normal combat ranges.[15] The British up-gunned the Sherman with their highly effective Ordnance QF 17-pounder gun resulting in the Sherman Firefly, which was the only Allied tank capable of dealing with all German tanks, at normal combat ranges, in time for the Normandy landings.[16] It was not until July 1944 that American Shermans fitted with the 76 mm gun M1 gun achieved parity in firepower with the Panzer IV.[17]

Later Panzer IV variants further improved the gun to the 75 mm L/48 but were mainly characterized by increasing the main armor and adding spaced and skirt armor to protect against anti-tank weapons. Zimmerit paste to prevent magnetic charges being attached was also introduced on the Panzer IV.[18]

About 8,500 Panzer IV tanks were produced overall.

Panzer V (Panther)[edit]

Despite continued efforts with the lighter tanks throughout the war, German designers also produced a direct counter to the heavier Allied tanks with the PzKpfw V Panther. Design work on the replacement for the Panzer IV had begun in 1937 and prototypes were being tested in 1941. The emergence of the Soviet T-34 led to an acceleration of this leisurely time-table. At the insistence of Guderian a team was dispatched to the eastern front in November 1941 to assess the T-34 and report. Two features of the Soviet tank were considered the most significant: the top was the sloped armor all round which gave much-improved shot deflection and also increased the armor effective relative thickness against penetration; the second was the long over-hanging gun, a feature German designers had avoided up to then. Daimler-Benz and MAN were tasked with designing and building a new 30–35 tonne tank by spring 1942.

The two T-34 influenced proposals were delivered in April 1942. The Daimler-Benz design was a «homage» to the T-34, ditching the propensity for engineering excellence, and hence complexity, to produce a clean, simple design with plenty of potential. The MAN design was more conventional to German thinking and was the one accepted by the Waffenprüfamt 6 committee. A prototype was demanded by May and design detail work was assigned to Kniekamp.

If the overhanging gun and sloping armor are ignored the Panther was a conventional German design: its internal layout for the five crew was standard and the mechanicals were complex. Weighing 43 tonnes it was powered by a 700 PS (522 kW) gasoline engine driving eight double-leaved bogie wheels on each side, control was through a seven-speed gearbox and hydraulic disc brakes. The armor was homogenous steel plate, welded but also interlocked for strength. Preproduction models had only 60 mm frontal hull armor, but this was soon increased to 80 mm on the production Ausf. D and later models. The main gun was a 75 mm L/70 with 79 rounds, supported by two MG 34 machine guns.

The MAN design was officially accepted in September 1942 and put into immediate production with top priority, finished tanks were being produced just two months later and suffered from reliability problems as a result of this haste. With a production target of 600 vehicles a month the work had to be expanded out of MAN to include Daimler-Benz, and in 1943 the firms of Maschinenfabrik Niedersachsen-Hannover and Henschel. Due to disruption monthly production never approached the target, peaking in July 1944 with 380 tanks delivered and ending around April 1945 with at least 5,964 built. In addition to these mainstream efforts the German army also experimented with a variety of unusual prototypes and also put into production several peculiarities. Some Tiger tanks were fitted with anti-personnel grenade launchers that were loaded and fired from within the tank as an anti-ambush device.

The Panther first saw action in the Battle of Kursk beginning on July 5, 1943, where it served alongside the Panzer IV and the heavier Tiger I. The Panther proved to be effective in open country and long range engagements[19] and is considered one of the best tanks of World War II for its excellent firepower and protection, although its initial tech reliability was less impressive.[20][21]

Overview per tank[edit]

Grosstraktor[edit]

A Grosstraktor used for anti-tank training (1944)
Number built—6

Germany was forbidden to produce and use tanks because of the Treaty of Versailles. But a secret program under the code name «Traktor» was developing armored military vehicles and artillery. Grosstraktors were used only for training.

Leichttraktor[edit]

Leichttraktor
Number built—4

Two years after the «Grosstraktor» project, prototypes of «Leichter Traktor» («Light Tractor») were built. In the early years of World War II they were used as training tanks. The Germans tested the tank in the Soviet Union under the Treaty of Rapallo.

Panzer I[edit]

Panzerkampfwagen I
Number built—1,493

The first of these German-built tanks was the Panzer I. It was not designed for combat, but rather as a training vehicle to familiarize tank crews with Germany’s modern battle concepts, and to prepare the nation’s industry for the upcoming war effort. Nevertheless, the tank design did see actual combat, first during the Spanish Civil War of 1936, then again during World War II, and elsewhere.

Since the tank was never intended to be used in actual combat, it was plagued by weapon and armour shortcomings through its entire life. Attempts were made to improve the design, but with little success. The Panzer I’s participation in the Spanish Civil War did, however, provide vital information to the German military about modern tank warfare.

Panzer II[edit]

Panzerkampfwagen II
Number built—1,850

The Panzer II was ordered into production because the construction of medium tanks, the Panzer III and IV, was falling behind schedule. The Panzer II was intended to “fill the gap” until the Panzer III and IV could come into full production. Along with the Panzer I, the II made up the bulk of German tank forces during the invasion of Poland and France.

Panzer III[edit]

Panzer III Ausf. H
Number built—5,764

The Panzer III was intended to be the main medium core of the German armored force when it was designed during the inter-war period. While it was originally designed to fight other tanks, its 37 mm and later 50 mm guns could not keep pace with Soviet T-34 and KV tanks, which, respectively, either had sloped armor or relatively thick armor, and both shared 76 mm guns. By 1941, the Panzer III was the most numerous of German tank designs. However, during the later parts of 1943, it was largely replaced by later versions of the Panzer IV and Panzer V «Panther». Its assault gun chassis variant, the Sturmgeschütz III, was, with just over 9,400 units built, the most widely produced German armored fighting vehicle of World War II.

Panzer IV[edit]

Panzerkampfwagen IV
Number built—8,800

The Panzer IV was the workhorse of the German tank force during World War II. It saw combat in all land theaters, with the exception of the Pacific Theater, and was the only tank to remain in production for the entire war.

The Panzer IV was originally intended to be an infantry-support tank. It was thus armed with a 75 mm howitzer intended primarily to fire high-explosive shells in support of other tanks or infantry. By mid 1942, it was rearmed with a longer 75 mm dual-purpose gun that could defeat most Soviet tanks. In the latter half of the war, about half of all German tanks were Panzer IVs or derivatives.

Neubaufahrzeug[edit]

Three Neubaufahrzeug tanks in Norway 1940
Number built—5

The German Neubaufahrzeug series of tank prototypes were a first attempt to create a heavy tank for the Wehrmacht after Adolf Hitler came to power. Multi-turreted, heavy and slow, they were not considered successful enough to continue limited production. Therefore, only five were ever made. These were primarily used for propaganda purposes, though three took part in the Battle of Norway in 1940.

Panther[edit]

A Panther Ausf. D, 1943
Number built—6,000

The Panther was a medium tank (45 tonnes) with a crew of five, which was designed to counter the Soviet T-34 tank. In weight it was comparable to Soviet heavy tanks. This tank was introduced in the Battle of Kursk, one of the largest tank battles in history. It had sloped armor which increased the effective relative thickness of the armor from 80 mm (3.1 in) to roughly 140 mm (5.5 in), effectively making the front of the tank virtually impervious to enemy fire. However the sides of this tank were very vulnerable, ranging from only 40 mm (1.6 in) to 50 mm (2.0 in) of either barely sloped or completely flat armor plating. The tank carried a high-velocity 75 mm gun, which possessed more penetration than the Tiger’s 88 mm gun at short range. Series production began in 1943.

The tank is considered by some to have been the best tank in the war, and to have greatly influenced post-war tank designs, setting a role model for the balance of firepower, mobility, and armor protection.

Panther II[edit]

Panther II on display at Patton Museum of Cavalry and Armor, Fort Knox. The Panther G turret on display was not originally fitted to this hull and was installed later as a placeholder.
Number built—1

The Panther II was built as a successor to the Panther tank, featuring improvements from lessons learnt from the Eastern front campaign. While visually similar, it was essentially a different tank, with thicker armor, a new turret, engine and gun. Many of the components from the original Panther were dropped and replaced by components from the Tiger and Tiger II. It would have been faster, though weighed more. One prototype was made but it was halted to focus on the Panther I. Some of the design influence went into the E-50.

Tiger I[edit]

Panzerkampfwagen VI Tiger
Number built—1,347

In response to the T-34 after the invasion of the Soviet Union, the German forces ordered the construction of a new heavy tank. Designated as the Panzerkampfwagen VI, it was christened «Tiger» by Ferdinand Porsche. The tank had formidable firepower (the 88 mm anti-tank gun) and thick armor. It had some mechanical problems due to its weight. The Tiger had 100 mm of armor on the front of the hull and turret, while the sides had 80mm of armor. Armor was weakest on the rear of the turret. Americans and British tank forces first encountered the German Tiger I in North Africa, where it outclassed the British Churchills and American M4 Shermans.

Tiger (P)[edit]

Number built—5

The VK45.01 (P), also known as the Tiger (P), was an unsuccessful heavy tank prototype produced by Porsche in Germany in 1942. It was not selected for production because it didn’t work during testing in front of Hitler. So the Henschel-built VK45.01 (H) design to the same specification, using the same Krupp-designed turret as the Porsche prototype did, was produced as the Tiger I. Most of the 91 existing Porsche-produced chassis were instead rebuilt as self-propelled guns. The original main self-propelled gun made on the Tiger (P)’s chassis was the Ferdinand. This tank also had mechanical problems, partly from the complex, copper-dependent gasoline-electric drive system’s poor grade of copper. It had a maximum of 200 mm of armor plating at the front.

Tiger II[edit]

Panzerkampfwagen VI Tiger II
Number built—492

Even larger and heavier than the Tiger I, the Pzkpfw VIB Tiger II. It is also known under the informal name Königstiger[22] (the German name for the «Bengal tiger»), often semi-literally translated as the King Tiger or Royal Tiger by Allied soldiers.[23] It was the largest tank mass-produced by German forces during the war, and remains among the heaviest mass-produced tanks ever. Its 8.8 cm KwK 43 could knock out virtually every Allied tank, while its sloped armor was thick enough to defeat most Allied guns (excluding hollow charge weapons). However, the Tiger II suffered from multiple mechanical problems due to its rushed development and excessive weight. It was named after the Tiger but it was a combination of innovations learned from the Panther and Tiger I.

Löwe[edit]

Number built—0

Even larger and heavier was the Super-heavy tank Löwe. It translates to «Lion» in German. It remained on blueprints and was cancelled in favor of the heavier Maus.

Maus[edit]

Number built—2, 1 was incomplete

The Maus was a super-heavy tank, heavier than the Löwe. It translates to «Mouse» in German. Only 2 prototypes were built, one of which was incomplete, and only one had the turret mounted, which was later destroyed. The other chassis was captured by the Soviets, who later mounted the turret from the other, completed Maus, which had its chassis destroyed at the end of the war by demolition charges.

E-100[edit]

Number Built—1 incomplete

The Panzerkampfwagen E-100 (Gerät 383) (TG-01) was a German super-heavy tank design developed near the end of World War II. Only one chassis was produced with no turret made.

Panzer IX and Panzer X[edit]

The Panzer IX and X were 2 fictional super-heavy tank designs created for propaganda and counterintelligence purposes.

Ratte[edit]

Number built—0

The Ratte was the heaviest tank design of World War II German tanks. Ratte translates to «Rat». It was cancelled before any work was started on it.

See also[edit]

  • Tanks in the German Army
  • German armoured fighting vehicles of World War II
  • German armoured fighting vehicle production during World War II
  • Jagdpanzer
  • Sturmgeschütz III
  • Neubaufahrzeug
  • Entwicklung series
  • Tanks in World War II
  • Military technology during World War II
  • Panzerschreck
  • Panzerfaust
  • Panzerschiff
  • Panzerwaffe
  • Panzerjäger
  • Tank
  • Tanks Break Through!

References[edit]

  1. ^ Chamberlain, Peter (1969). Reviewed Work: German Tanks of World War II. American Library Association. p. 75.
  2. ^ Harper, Douglas. «panzer». Online Etymology Dictionary.
  3. ^ Beach, Jim (2007). British Intelligence And German Tanks, 1916-1918. History Reference Center. pp. 454–475.
  4. ^ Perrett (1999), pp. 23-33
  5. ^ Zaloga, Steven J; Kinnear, Jim; Aksenov, Andrey; Koshchavtsev, Aleksandr (1997). Soviet tanks in combat, 1941-1945. p. 3. ISBN 962-361-615-5.{{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  6. ^ Perrett (1999), pp. 40-43
  7. ^ Michulec, Robert (1998). Armor battles on the Eastern Front. Vol. 1. pp. 3–4.
  8. ^ Perrett (1999), pp. 35-37
  9. ^ Perrett (1999), p. 39
  10. ^ Jentz, Thomas (1996). Panzertruppen: The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force 1933-1942. p. 243. ISBN 978-0-88740-915-8.
  11. ^ Bird, Lorrin R.; Livingston, Robert (2001). World War II Ballistics: Armor and Gunnery. p. 25.{{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  12. ^ Doyle & Jentz (2001), pp. 35–36
  13. ^ Spielberger, Walter (1972). PanzerKampfwagen IV.
  14. ^ Hastings (1999), pp. 225–227
  15. ^ Jentz & Doyle (2001), p. 176
  16. ^ Hastings (1999), p. 225
  17. ^ Hastings (1999), p. 221
  18. ^ Culver, Bruce (1975). PzKpfw IV in action. p. 37. ISBN 0-89747-045-1.
  19. ^ Zaloga, Steven (2015). Armored Champion: The Top Tanks of World War II. p. 202. ISBN 978-0-8117-1437-2.
  20. ^ Hart, Stephen A. (2003). Panther Medium Tank 1942-45. pp. 41–43. ISBN 1841765430.
  21. ^ Bishop, Chris (1998). Weapons of World War II. p. 15. ISBN 0-7607-1022-8.
  22. ^ Jentz and Doyle (1993), p. 16.
  23. ^ Buckley (2004), p. 119.

Bibliography[edit]

Look up panzer in Wiktionary, the free dictionary.

  • Beach, Jim. «British Intelligence And German Tanks, 1916-1918.» War In History 14.4 (2007): 454–475. History Reference Center. Web. 26 Oct. 2015.
  • Buckley, John (2004). British Armour in the Normandy Campaign, 1944. London: F. Cass. ISBN 978-0-7146-5323-5.
  • Cooling, B. F. «Review: British and American Tanks of World War II: The Complete Illustrated History of British, American and Commonwealth Tanks, Gun Motor Carriages and Special Purpose Vehicles, 1939-1945.» Military Affairs 35.1 (1971): 34. JSTOR. Web. 26 Oct. 2015.
  • Jentz, Thomas; Doyle, Hilary (1993). Kingtiger Heavy Tank, 1942-45. London: Osprey. ISBN 978-1-85532-282-0.
  • Petre, Kellee Lyn. «Tanks: Ambitious Design For Victory.» History Magazine 10.4 (2009): 13–16. History Reference Center. Web. 26 Oct. 2015.
  • Stark, Warner. «Review: German Tanks of World War II: The Complete Illustrated History of German Armoured Fighting Vehicles 1926-1945.»Military Affairs 34.4 (1970): 146. JSTOR. Web. 26 Oct. 2015.
  • Perrett, Bryan (1999). Panzerkampfwagen III. Medium Tank 1936-44. ISBN 0-85045-362-3.
  • Jentz, Thomas; Doyle, Hilary (2001). Germany’s Panzers in World War II: From Pz.Kpfw.I to Tiger II. ISBN 978-0-7643-1425-4.
  • Hastings, Max (1999). Overlord: D-Day and the Battle for Normandy 1944. ISBN 978-0-330-39012-5.

Запуск немцами в серию танка Pz.Kpfw.I Ausf.B оказался правильным, но всё же запоздалым решением. Дело было не только в том, что концепция лёгкого танка с чисто пулемётным вооружением и противопульной защитой оказалась неудачной. 6-й отдел управления вооружений вермахта был разочарован в шасси, разработанном инженерами концерна Krupp. Несмотря на то что удельная мощность Pz.Kpfw.I после модернизации выросла с 11,1 до 17,2 лошадиных сил на тонну, по-настоящему резкого повышения скоростных характеристик не последовало. 40 км/ч – это совсем не то, что ожидалось при такой солидной прибавке. Неудивительно, что вместо дальнейшего развития Pz.Kpfw.I Ausf.B немецкие военные выбрали путь создания совершено нового лёгкого танка, которым стал Pz.Kpfw.I Ausf.C.

След полугусеничных тягачей

Весьма странная ситуация с ходовой частью немецких танков, сложившаяся во второй половине 30-х годов, касалась далеко не только Pz.Kpfw.I. Относительно удачной оказалась лишь ходовая B.W. (будущего Pz.Kpfw.IV), остальные танки в той или иной степени испытывали проблемы с ней. Ресурс у рессорной подвески оказался не слишком большим, катки малого диаметра преследовали проблемы с отслаиванием бандажей.

При этом ряд фирм-разработчиков, особенно концерн Krupp, усердно не обращал внимания на мнение военных. К примеру, требования по использованию торсионной подвески игнорировались несколько раз, и это при том, что Krupp разработал собственные торсионы, показавшие себя на B.W.II Kp неважно. Между тем в Швеции торсионная подвеска конструкции Porsche K.G., установленная на лёгком танке Landsverk L-60, показала себя отлично.

В конце концов всё это переполнило чашу терпения руководства 6-го отдела управления вооружений.

​Тягач Krauss-Maffei KMZ 100, ходовая часть которого позже пошла за основу конструкции перспективного лёгкого танка - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тягач Krauss-Maffei KMZ 100, ходовая часть которого позже пошла за основу конструкции перспективного лёгкого танка

Именно в этот момент наступил звёздный час для Генриха Книпкампа (Heinrich Ernst Kniepkamp). Талантливый инженер и до этого играл важную роль в разработке немецких танков. Но теперь в его руках сконцентрировались куда более широкие полномочия. В начале 1937 года Книпкампа назначили ответственным за разработку перспективных танков.

Именно в это время в названиях немецких перспективных боевых машин появилась аббревиатура VK – сокращение от Vollketten («полностью гусеничный»). Такие индексы стали получать опытные разработки. Вслед за VK указывались цифры, которые обозначали весовую категорию.

К 1939 году цифру стал дополнять номер образца, например VK 6.01. Ещё позже в названиях появилось и сокращённое обозначение фирмы-разработчика, например VK 30.01 ( P).

​Как можно заметить, исходная концепция лёгкого танка от Krauss-Maffei мало отличалась от La.S. - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Как можно заметить, исходная концепция лёгкого танка от Krauss-Maffei мало отличалась от La.S.

Концепция танка нового типа, которую исповедовал Книпкамп, разительно отличалась от того, что разрабатывали на Krupp и других фирмах. Новое шасси должно было иметь ходовую часть с торсионной подвеской, отлично показавшей себя на шведских танках. Не менее интересным было то, что концепция такой ходовой части не предусматривала использования поддерживающих катков. Их роль выполняли сами опорные катки большого диаметра, оснащённые резиновыми бандажами. Здесь легко угадывалась ходовая часть полугусеничных тягачей, разработкой которых в своё время занимался Книпкамп.

Ещё одной немаловажной частью новой ходовой были гусеничные ленты со смазываемыми шарнирами, обеспечивающие высокую скорость передвижения. Для обеспечения высоких скоростей предполагалось использовать двигатель максимальной мощности, обладавший при этом минимально возможными габаритами. С ним должна была сочетаться полуавтоматическая трансмиссия с усилителем. Новый танк предполагалось сделать быстрым и одновременно лёгким в управлении.

​Несмотря на схожие обозначения, разница между VK 6 и VK 6.01 была существенная - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Несмотря на схожие обозначения, разница между VK 6 и VK 6.01 была существенная

Поначалу никто не отстранял концерн Krupp от разработки лёгкого танка нового поколения. В феврале 1937 года концерн получил предложение по разработке танка по утверждённым Книпкампом спецификациям. То, что теперь 6-й отдел управления вооружений брал на себя решение, из каких именно частей Krupp будет разрабатывать шасси, в концерне восприняли в штыки. Разумеется, свою роль в развитии конфликта сыграла и пресловутая торсионная подвеска.

На возмущения руководства Krupp Книпкамп в начале мая 1937 года ответил, что контракт может оказаться у любой из 10 фирм, дав время для размышления до 15 числа. Возможно, в Krupp решили, что и на этот раз помогут связи в верхах, но не тут-то было. Контракт на разработку опытного шасси 3-тонного класса (VK 3 t) оказался у нового игрока – фирмы Krauss-Maffei (Krauss & Comp.-J. A. Maffei AG) из Мюнхена. Опыта танкостроения у этой фирмы не было. Зато в её активе имелся 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7, ходовая часть которого во многом и послужила базой для создания нового танка.

Снова в ту же реку

Смена подрядчика не означала, что сама концепция La.S. подвергнется радикальным изменениям. Шасси, которое предстояло разработать инженерам Krauss-Maffei, концептуально мало отличалось от шасси Kleintraktor, созданного более чем за пять лет до этого. Это и неудивительно, поскольку 6-й отдел управления вооружений и Книпкамп имели к Kleintraktor самое непосредственное отношение.

​Один из опытных образцов Pz.Kpfw.I n.A., построенных в 1941 году. Танк имеет траки раннего типа с резиновыми подушками - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Один из опытных образцов Pz.Kpfw.I n.A., построенных в 1941 году. Танк имеет траки раннего типа с резиновыми подушками

Шасси VK 3 t, разработка которого началась в октябре 1937 года, стало обретать законченные очертания к январю 1938 года. Чего-то по-настоящему нового инженеры Krauss-Maffei не создали. Шасси, не пошедшее дальше бумаги, здорово напоминало по концепции шасси La.S.138, дальнейшего развития Pz.Kpfw.II, позже превратившегося в Pz.Kpfw.II Ausf.D. Как и разработка MAN, VK 3 t имел по 4 опорных катка большого диаметра (700 мм) на борт, его ведущие колёса и ленивцы также оказались приподнятыми над землёй. Точно так же в этом проекте использовалась торсионная подвеска.

Компоновка нового лёгкого танка осталась той же, что и у Pz.Kpfw.I первых серий. Двигатель располагался сзади, а ведущие колёса впереди. И даже мотор, кстати, остался тот же, что и у Pz.Kpfw.I Ausf.B – Maybach NL 38 Tr. Благодаря очень высокой удельной мощности и более совершенной ходовой части у проектируемой машины ожидалась огромная для тех лет максимальная скорость – 80 км/ч.

​Первый серийный Pz.Kpfw.I Ausf.C, лето 1942 года. Позже этот танк попадёт на Восточный фронт - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Первый серийный Pz.Kpfw.I Ausf.C, лето 1942 года. Позже этот танк попадёт на Восточный фронт

В апреле 1938 года общая концепция шасси была утверждена, после чего шасси VK 3 t превратилось в лёгкий танк 5-тонного класса VK 5 to. В целом, шасси осталось без изменений, лишь слегка увеличилась его колёсная база. Согласно расчётам, максимальная скорость танка на 8-й передаче должна была составить 77 км/ч.

Между тем, дальнейшие доработки шасси однозначно указывали на то, что боевая масса машины неизбежно вырастет. Довольно скоро разработку Krauss-Maffei переименовали в VK 6. Расчетную максимальную скорость снизили уже до 67,5 км/ч, и это при том, что теперь приводить танк в движение должен был 115-сильный мотор Maybach HL 54 TRM, позаимствованный с полугусеничного тягача Sd.Kfz.6.

Гусеничные ленты Книпкамп решил позаимствовать у другого полугусеничного тягача — Demag D7 (Sd.Kfz.10). Шасси VK 6 было построено в августе 1939 года, но его испытания по ряду причин, в основном технического характера, не задались.

​Бронирование бортов было усилено до 20 мм. Хорошо виден экран, установленный на борту корпуса в районе ходовой части - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронирование бортов было усилено до 20 мм. Хорошо виден экран, установленный на борту корпуса в районе ходовой части

Между тем в конце июня 1938 года работы пошли по ещё одному направлению. Танк, получивший обозначение VK 6.01, должен был получить 130-сильный двигатель Maybach HL 61 и 8-скоростную полуавтоматическую трансмиссию DSRG 134190 фирмы Maybach. Примерно в это же время, в июле 1938 года, был предложен проект VK 6.02, который планировалось оснащать тем же двигателем Maybach HL 61. В октябре 1938 года Krauss-Maffei подписала с 6-м отделом управления вооружений контракт на изготовление шести опытных шасси VK 6.01.

​Вид спереди-слева - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид спереди-слева

В первой половине 1939 года танк подвергся серьёзным изменениям, по итогам которых общего между базовым VK 6 и VK 6.01 осталось очень немного. Длина корпуса значительно сократилась, при этом колёсная база осталась на уровне 1600 мм, а длина опорной поверхности уменьшилась с 2295 до 1736 мм. Число опорных катков увеличилось до 5, при этом они, как и на полугусеничных тягачах, стали располагаться в шахматном порядке.

Число траков, по сравнению с VK 6, снизилось с 62 до 52 штук на борт, при этом их ширина увеличилась с 240 до 260 мм. Тем не менее, это были всё те же траки конструкции Книпкампа со смазываемым шарниром и резиновыми подушками.

Для обеспечения максимальной скорости в 80 км/ч было принято решение установить на танк 150-сильный двигатель Maybach HL 45, который передавал мощность через 8-скоростную полуавтоматическую трансмиссию Maybach SRG 15319. С учётом опыта, полученного в боях в Испании, бронирование танка было решено довести до 30 мм в лобовой части. Борта имели прежнюю толщину — 14,5 мм.

​Благодаря башенке с перископическими приборами командир танка не страдал от отсутствия нормального обзора - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Благодаря башенке с перископическими приборами командир танка не страдал от отсутствия нормального обзора

Пока инженеры Krauss-Maffei трудились над шасси для нового лёгкого танка, параллельно шли работы над его вооружением. То, что спарка пулемётов не является правильным выбором даже для лёгкого танка, стало очевидно после первых боестолкновений Pz.Kpfw.I Ausf.A с Т-26 в Испании. Тем не менее, 20-мм автоматическая пушка показалась для такого танка чересчур большой.

В качестве компромисса было принято решение о разработке довольно специфичного танкового вооружения, с которым, кстати, связано одно существенное заблуждение. В июле 1938 года фирма Mauser начала работу над танковой версией авиационного пулемёта MG 141, который, в свою очередь, являлся вариацией на тему MG 151.

Подобно MG 141, новая разработка, получившее обозначение EW 141 (Einbauwaffe, то есть «встроенное оружие»), использовала патроны 7,92×95 от противотанкового ружья Pz.B. 38/Pz.B.39. Главной ошибкой ряда исследователей является то, что они считают EW 141 пулемётом. На деле это полуавтоматическое оружие, по сути – танковая версия противотанкового ружья.

Благодаря очень мощному патрону показатель бронепробиваемости у EW 141 достигал 25 мм на 100 метрах при угле наклона бронелиста в 30 градусов. Для поражения легкобронированных целей этого было вполне достаточно. Устанавливать EW 141 предполагалось в одноместной башне. Контракты на разработку башни и подбашенной коробки, а заодно и на последующий их выпуск достались Daimler-Benz.

​На недостаток навесного оборудования экипаж Pz.Kpfw.I Ausf.C явно не мог пожаловаться - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
На недостаток навесного оборудования экипаж Pz.Kpfw.I Ausf.C явно не мог пожаловаться

15 сентября 1939 года было принято решение об изготовлении нулевой серии, в которую входили 40 VK 6.01. В апреле 1940 года танк получил обозначение Pz.Kpfw.I n.A., то есть «Pz.Kpfw.I нового типа». Первые танки нулевой серии предполагалось получить в марте 1941 года, а последние – в сентябре. Надо сказать, что аппетиты вермахта оказались весьма солидными. В случае неудачи с более тяжёлым танком-разведчиком VK 9.01 (он же Pz.Kpfw.II n.A.) предполагалось заказать, ни много ни мало, тысячу Pz.Kpfw.I n.A.

К этому моменту, согласно расчётам, танк должен был весить 6,4 тонны.

​На правой надгусеничной полке разместилась батарея мортирок для стрельбы дымовыми гранатами - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
На правой надгусеничной полке разместилась батарея мортирок для стрельбы дымовыми гранатами

Но к лету 1941 года ситуация сильно изменилась. Согласно отчёту за июль 1941 года, Pz.Kpfw.I n.A. к тому моменту планировалось использовать лишь для вооружения немецких десантников, а также экспедиционных войск. Похоже, что военное руководство осознало простую истину — перспективный лёгкий танк-разведчик начал устаревать ещё до постройки первой машины.

В июле, наконец, фирма Krauss-Maffei выпустила первые два опытных шасси VK 6.01. К тому моменту было принято решение об усилении защиты бортов дополнительными бронелистами толщиной 5,5 мм, что привело к увеличению массы до 7,3 тонн. Первые шасси испытывались с весовыми макетами башен и подбашенных коробок.

Выпуск нулевой серии Pz.Kpfw.I n.A. был отложен на октябрь 1941 года, но затем и эту дату пришлось переносить. Daimler-Benz, загруженная заказами по другим танкам, смогла начать изготовление башен и подбашенных коробок только к концу 1941 года. Затянулись работы по шасси и на Krauss-Maffei.

В начале 1942 года два шасси было решено переделать с учётом возможности их применения в тропиках.

Испытания продолжились и весной 1942 года. 21 мая шестой опытный VK 6.01 без проблем преодолел дистанцию от Мюнхена до Дахау и обратно, причём в Дахау он ехал по автобану, а обратно – по пересечённой местности. Примерно тогда же танк подвергся очередным переделкам, после чего его боевая масса выросла до 8 тонн. Такое увеличение массы обернулось смертным приговором для гусеничных лент с траками конструкции Книпкампа. Вместо них было решено использовать мелкозвенчатые траки без резиновых подушек. При этом их число выросло до 89 на борт.

1 июля 1942 года танк получил обозначение, под которым он наиболее известен – Pz.Kpfw.I Ausf.C, сквозной индекс Sd.Kfz.101. Примерно в это же время началось его серийное производство. Таким образом, от начала разработки до серийной машины прошло почти 5 лет, а изначально запланированная боевая масса машины возросла более чем в 1,5 раза. Впрочем, как говорится, ничего нового.

Для скоростных тренировок

Новые танки получили серийные номера 150101–15140. Из-за того, что предприятия, ответственные за их производство, оказались перегружены другими заказами, выпуск машин нулевой серии затянулся. Последние танки были построены уже в 1943 году.

На этом производство Pz.Kpfw.I Ausf.C было завершено, поскольку необходимость в таком танке к тому времени уже просто отпала. Как разведывательный танк он теперь не был интересен вермахту, так как требования к этому типу боевых машин у немцев изменились. Радиооборудование Pz.Kpfw.I Ausf.C для разведки подходило мало, да и одноместная башня для танка-разведчика была явно неверным решением.

Нужды в линейных лёгких танках вермахт тоже не испытывал, ведь ещё летом 1942 года «обычные» лёгкие танки немцы перестали выпускать. Произошло это потому, что сложившиеся к тому времени условия оставляли им мало шансов для выживания на поле боя. На базе снятых с производства Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t) теперь строились самоходные артиллерийские установки. А база Pz.Kpfw.I Ausf.C для этих целей совершенно не годилась, поскольку разметить в крохотном боевом отделении более-менее крупную пушку с расчётом было практически невозможно.

​Одна из немногих фотографий Pz.Kpfw.I Ausf.C на службе. Сделана она во Франции - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Одна из немногих фотографий Pz.Kpfw.I Ausf.C на службе. Сделана она во Франции

Полное непонимание того, как же поступить с уже выпущенными танками, привело к тому, что их боевая карьера оказалась очень недолгой. В начале марта 1943 года два Pz.Kpfw.I Ausf.C оказались включёнными в состав 2-го батальона 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Впрочем, отправка в одно из старейших танковых подразделений Вермахта совсем не означала, что танки вскоре понюхают пороха. В это время 1-я танковая дивизия находилась Греции, откуда отправилась на Восточный фронт только в конце октября 1943 года.

Помимо двух Pz.Kpfw.I Ausf.C, 2-му батальону в довесок достались ещё восемь Pz.Kpfw.I Ausf.F, боевые возможности которых были ещё более сомнительными. Дивизия принимала участие в сражениях под Киевом. Здесь она сражалась в составе 48-го танкового корпуса 4-й танковой армии. Основным противником 1-й танковой дивизии оказались соединения 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко. К 20 ноября из двух Pz.Kpfw.I Ausf.C в строю остался один – головная машина серии с номером 150101. Впрочем, и она долго на фронте не продержалась: 10 декабря последовал приказ об отправке танка в ремонт. На этом боевая карьера Pz.Kpfw.I Ausf.C на Восточном фронте закончилась.

​Захваченный в Нормандии Pz.Kpfw.I Ausf.C - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Захваченный в Нормандии Pz.Kpfw.I Ausf.C

Судьба оставшихся тридцати восьми Pz.Kpfw.I Ausf.C была решена летом 1943 года. 28 июля во Франции был сформирован 58-й резервный танковый корпус, в состав которого вошли находившиеся там резервные и учебные части. Именно в это соединение и попали танки с сомнительными для середины войны боевыми возможностями. Распределили их по учебным частям. С ролью учебных танков Pz.Kpfw.I Ausf.C справлялись гораздо лучше, чем многочисленные трофейные французские машины.

В статусе учебных машин Pz.Kpfw.I Ausf.C оставались даже в июне 1944 года, когда Союзники высадились во Франции. В июле 1944 года переформированный 58-й танковый корпус и часть Pz.Kpfw.I Ausf.C в его составе отправились в Нормандию. Влияния на общий ход боевых действий эти танки оказать уже не могли, поскольку никаких преимуществ, кроме высокой скорости, не имели. Как минимум одна машина оказалась захвачена Союзниками и изучена. После войны её сдали в металлолом. Эта же печальная участь ждала и остальные Pz.Kpfw.I Ausf.C.

​Как можно заметить, машине довольно сильно досталось. Не хватает пары внешних опорных катков, а заодно и много чего из навесного оборудования - Запоздавший первенец Книпкампа | Военно-исторический портал Warspot.ru
Как можно заметить, машине довольно сильно досталось. Не хватает пары внешних опорных катков, а заодно и много чего из навесного оборудования

Разработка Krauss-Maffei стала жертвой запоздалых тактико-технических требований для новой машины, полученных фирмой. С точки зрения технического исполнения этот танк вряд ли можно назвать неудачным. Pz.Kpfw.I Ausf.C стал самым быстрым серийным немецким танком. Но с точки зрения боевой эффективности эта машина устарела ещё до начала серийного производства. Причиной тому стало то, что выставленное немецкими военными техзадание на этот танк предполагало создание фактически того же Pz.Kpfw.I первых серий, только более быстрого и со слегка более мощным вооружением.

Похоже, что в вермахте с опозданием поняли простую вещь: время танков вроде Pz.Kpfw.I уже ушло, и поэтому попытки воссоздать тот же самый танк на новом техническом уровне не имеют смысла. В пользу этого умозаключения говорит тот факт, что в ноябре 1938 года с легкой руки генерал-полковника фон Браухича, главнокомандующего немецкими сухопутными войсками, была запущена программа разработки ещё более одиозного проекта. И эта машина, достойная отдельного рассказа, претендует на звание самого бесполезного немецкого танка военного периода.

Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.


Источники и литература:

  • NARA
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0

Немецкие танки

Легкие танки
Танк Pz.Kpfw I Танк Pz.Kpfw I Танк Pz.Kpfw II Танк Pz.Kpfw II
Танк Pz.Kpfw II Танк Pz.Kpfw II «Лукс»    
Средние танки
Танк Pz.Kpfw III Танк Pz.Kpfw III Танк Pz.Kpfw IV Танк Pz.Kpfw IV
Танк "Пантера" Танк «Пантера»    
Тяжелые танки
"Тигр" Танк «Тигр» "Королевский Тигр" Танк «Королевский тигр «
Сверхтяжелый танк Сверхтяжелый танк «Маус»
Самоходные противотанковые орудия
САМОХОДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ I «Панцерягер» I САМОХОДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ «Мардер» II
САМОХОДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ «Насхорн» "Мардер" III «Мардер» III
"Мардер" I «Мардер» I САМОХОДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ «Мардер 38»
Истребители танков
"Хетцер" «Хетцер» "Ягдпацер" «Ягдпацер» IV
"Ягдпантера" «Ягдпантера» САУ «Фердинанд»
"Ягдтигр" «Ягдтигр» Истребитель танков «Штурер Эмиль»
Самоходные установки
"Веспе" «Веспе» "Хуммель" «Хуммель»
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Зенитная самоходная установка «38» ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА «Вирбельвинд»
Мортира "Карл" 600-мм самоходная мортира «Карл»
Штурмовые орудия
StuG III StuG III ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ IV «Бруммбер»
«Штурмтигр»    
Бронетехника Германии
ЛЕГКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ 222 Бронеавтомобиль 222 ТЯЖЕЛЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ 231 Бронеавтомобиль 231
ЛЕГКИЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР 250 Бронетранспортер 250 Средний бронетранспортер 251 Бронетранспортер 251

Немецкие танки Второй мировой войны

Немецкие танкиГермания вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее и танк «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. — 150-221,
  • в 1943 г. — 100-150,
  • в 1945 г. — 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года — танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.

На фото модификация С. С дополнительным бронированием лба корпуса. Sd.Kfz 121 Pz.Kpfw 2 Ausf C.

Танкетка… В РККА бронеавтомобили имели более серьезные пушки

Опыт Великой Отечественной говорит о том, что правильное применение оружия важнее его характеристик.
Блицкриг ехал на двойках и тройках, а вот с Тиграми и Пантерами он почему-то не повторился.

Согласен, вермахт уступал по танкам втрое (количественно, качественно — еще больше) на восточном фронте причем даже тройки были в первых, смешных версиях с маломощными пушками. Есть анализ как по бронетехнике, так и по авиации. Прежде всего грамотная организация, связь и оперативное взаимодействие родов войск — то, чего в РККА не было в принципе

Да, 37мм, это не калибр против Т 34 или КВ, но лёгкие танки они поражали уверенно. Более поздние тройки с пушкой 50мм L60 считались равными Т 34, но они пошли с весны 1942.

Танки не должны воевать с танками. Иначе это танкорастия какая-то получается)

«Я сидел, как в окопе под Курской дугой, Там, где был капитан старшиною…» (с) Не создавались. Но в задачах и в проектировании такое всегда предполагалось. От четверти до половины боекомплекта танка времен ВОВ — сугубо противотанковые снаряды


Dmitro438

Да, 37мм, это не калибр против Т 34 или КВ, но лёгкие танки они поражали уверенно. Более поздние тройки с пушкой 50мм L60 считались равными Т 34, но они пошли с весны 1942.

У кого 37? и Каким Т34? Тройки с пушкой 37мм на 1941й год уже считались устаревшими. В войсках были в основном как раз 50мм 42 калибра (даже на Т4 стояли 75мм короткоствольная) — и та и другая недотягивали до Т34 (ну, там тоже были разные модификации, втч и с 45мм — тут да), но ни с 76мм, ни особенно с танковой модификацией ЗИС-3 57мм эти орудия не шли ни в какое сравнение (как противотанковые конечно). А вот когда на Т3 наконец поставили длинноствольную 50мм 60 калибров (а на Т4 76мм длинноствол) — для Т34 настали скверные времена, тк броню на Т3 и Т4 тоже усилили

Но в операции «Барбаросса» всё равно приняли участие около 250 пц 3 старых модификаций с пушкой 37 мм. Это я и имею в виду. А на Т 34 45мм никогда не стояла.

Таки ставилась 45мм. И на предсерийном образце и на том безобразии, что выпускалось с танкоремонтных заводов. Лень рыть, но поверьте уж. А про 37мм на Т3 — я ж не говорю, что не было, но просто они к тому времени устарели. Знаете, как в войсках эту пушку прозвали? «Колотушка» — потому как при попадании снаряда в Т-34 или КВ толку было именно как от колотушки.

Не ставилась. Планировалась, но была признана неперспективной, может и был какой опытный образец, но в бою он явно не был. Первое что поставили, причём сразу, 76,2мм Л-11, потом была Ф-34. 45мм не было. Если настаиваете, доказательства пожалуйста! Или скажите где почитать, всё знать невозможно, но по крайней мере я прочитал три документальные книги о Т-34. И фото нет. А я их пересмотрел кучу.


Cheshirsky

Таки ставилась 45мм. И на предсерийном образце и на том безобразии, что выпускалось с танкоремонтных заводов. Лень рыть, но поверьте уж. А про 37мм на Т3 — я ж не говорю, что не было, но просто они к тому времени устарели. Знаете, как в войсках эту пушку прозвали? «Колотушка» — потому как при попадании снаряда в Т-34 или КВ толку было именно как от колотушки.

Да, нашёл. Но подтверждение есть только о единственном экземпляре после ремонта. Пишут. что было несколько, но подтверждённый на фото только один. В любом случае, таким количеством можно пренебречь.

Ну если одна сохранилась и попала на фото — их было гораздо больше. Но согласен — даже если было несколько десятков — можно пренебречь. В любом случае — сравнивать тройку с Т34 сложно — танки разного класса. Легкий танк может подбить средний, средний — тяжелый и тп (известен случай, когда БТ-7 уничтожил Т-6, весьма нетривиальным образом), но танки разных классов

А вот бензиновый двигатель на КВ и Т-34 относительно не редкость. Только не помню, их всего было около 2000 с бензином, или только Т-34 2000.


Dmitro438

Да, нашёл. Но подтверждение есть только о единственном экземпляре после ремонта. Пишут. что было несколько, но подтверждённый на фото только один. В любом случае, таким количеством можно пренебречь.

А Наиболее удачным орудием для Т34 я считаю именно ЗИС-4 57мм. ИМХО — не надо лепить из среднего танка тяжелый — достаточно грамотно вооружить средний танк. По сбалансированности характеристик — скорострельность, размер боекомплекта, удобство работы экипажа ничего лучше не было. Ну и в плане борьбы с бронированными целями (это еще без учета возможности так и не появившихся в Т34-57 подкалиберных снарядов) 10см брони с километра… Стоимость ЗИС-4 и ЗИС-4м тоже была очень низкой


Cheshirsky

Танкетка… В РККА бронеавтомобили имели более серьезные пушки

А толку


Cheshirsky

Танкетка… В РККА бронеавтомобили имели более серьезные пушки

а т-60 тогда что? И т-26, бт-2/5/7 не далеко ушли. На 30е -обычный легкий танк.

Ну да, только считался он при этом средним на тот момент

средним считался pz.3, тяжелым pz.4 который однако едва тяжелее pz.3 (но считался тяжелым из-за пушки 75 мм проти 37, пусть и короткоствольной, что относительно логично). pz.1 и 2 — легкими.

Сорри, мы тут столько времени обсуждали тройки, что я ее и имел в виду, двойка конечно средним танком не считалась. Ну, Т4 на тяжелый не тянул ну ваще никак, со всем дополнительным бронированием — как Т34

Прогулочный автомобиль Круппа

Нет, Крупповская — единичка, двойка МАНовская.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гдз по английскому языку 6 класс повышенный уровень книга
  • Яблочный спас на английском языке с переводом
  • Чем кормить щенка немецкого боксера
  • Kostlich перевод с немецкого на русский
  • Гдз по английскому языку восьмой класс спортинг