Кто первым затеял драку в рассказе уроки французского

1 вариант

1.     Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?

2.     Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл 400 рублей по облигациям?

3.     Что для мальчика было самым страшным, когда он приходил из школы и оставался один?

4.     Какая река протекала в деревне, где была мать нашего героя?

5.     Как называлась игра на деньги?

6.     Почему герою рассказа необходимо было пить молоко?

7.     Что делал герой с деньгами, которые выигрывал?

8.     Кто первым затеял драку?

9.     «Я знал, что иду на ………….., но меньшим ……………… было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали»

10. Во второй раз на что герою нужен был рубль?

11. Редкий предмет, который был у Лидии Михайловны дома.

12. Что было в посылке, которая была оставлена в школе для героя рассказа?

13. Кто собрал эту посылку?

14. «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть …………..»

15. В какую игру играл герой рассказа с учительницей?

16. Из-за чего пришлось уехать Лидии Михайловне?

17. Что получил во второй посылке герой рассказа? Он видел это только на картинках.

18. Отчего категорически отказывался наш герой дома у Лидии Михайловны?

19. Как назывался район?

20. Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

21. Главный герой рассказа. Какое впечатление сложилось у вас о характере  героя? Как можно охарактеризовать его отношения с ребятами, с учительницей?

2 вариант

1.     Редкий предмет, который был у Лидии Михайловны дома.

2.     Что было в посылке, которая была оставлена в школе для героя рассказа?

3.     Кто собрал эту посылку?

4.     «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть …………..»

5.      Герой рассказа, в какую игру играл с учительницей?

6.     Из-за чего пришлось уехать Лидии Михайловне?

7.     Что получил во второй посылке герой рассказа? Он видел это только на картинках.

8.     Отчего категорически отказывался наш герой дома у Лидии Михайловны?

9.     Другое название района.

10. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?

11. Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста рублей по облигациям?

12. Что для мальчика было самым страшным, когда он приходил из школы и оставался один?

13. Какая река протекала в деревне, где была мать нашего героя?

14. В какую игру играли на деньги?

15. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко?

16. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал в первые разы?

17. Кто первым затеял драку?

18. «Я знал, что иду на ………….., но меньшим ……………… было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали»

19. Во второй раз на что герою нужен был рубль?

20. Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

 21. Главный герой рассказа. Какое впечатление сложилось у вас о характере  героя? Как можно охарактеризовать его отношения с ребятами, с учительницей?

Ответы на контрольный опрос на знание текста рассказа

 В.Г. Распутина  «Уроки французского» (1 в.)

1.     11 лет

2.     Ведро картошки

3.     Тоска

4.     Ангара

5.     «Чика»

6.     У него было малокровие

7.     Покупал баночку молока

8.     Птаха

9.     Унижение, …меньшим унижением

10. На хлеб

11. Радиоприемник с проигрывателем

12. Макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена

13. Лидия Михайловна

14. «ребенком»

15. «замеряшки», «пристенок»

16. из-за игры на деньги с учеником

17. яблоки

18. от ужина

19. райцентр

Ответы на контрольный опрос на знание текста рассказа

 В.Г. Распутина  «Уроки французского» (2 в.)

1.     Радиоприемник с проигрывателем

2.     Макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена

3.     Лидия Михайловна

4.     «ребенком»

5.     «замеряшки», «пристенок»

6.     Из-за игры на деньги с учеником

7.     яблоки

8.     от ужина

9.     райцентр

10.11 лет

11. Ведро картошки

12. Тоска

13. Ангара

14. «Чика»

15. У него было малокровие

16. Покупал баночку молока

17. Птаха

18. Унижение, …меньшим унижением

19. На хлеб

Тема урока: В.
Распутин. «Уроки французского». Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни
мальчика

Цель: помочь увидеть
чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни
мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас;
воспитывать любовь и уважение к учителям.

Тип урока: постановка
и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

·                                
познавательная сфера: владеть
знаниями о жизни и творчестве В. Г. Распутина как талантливого современного
русского писателя, фактах его биографии, своеобразии языка, изображения
русского характера; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в
произведении; выявлять в тексте художественно значимые
изобразительно-выразительные средства языка;

·                                
ценностно-ориентационная
сфера:
 формулировать
собственное от-ношение к произведениям В. Г. Распутина; приобщаться
к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы
выражения авторской позиции;

·                                
коммуникативная
сфера: 
владеть
различными видами пересказа; составлять устные ответы на вопросы;

·                                
эстетическая
сфера: 
определять
художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в
произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять
готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки
компонентов универсальных учебных действий – УУД):

·                                
познавательные: ориентироваться в справочной
литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить
нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

·                                
регулятивные: овладевать способностями
понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

·                                
коммуникативные: владеть умениями произносить
монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и
мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное
отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

           ХОД УРОКА

І.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ

ІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и
мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то
возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя
человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый
раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и
стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К
тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.

Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а
во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься,
обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не
замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в
привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом
грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с
собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый
раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен
ли тебе этот камень.

-Чему нас учит эта притча?

— Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на
окружающих?

-Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем
уроке?

3.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

 «Ассоциации»

 — Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель?

Сострадание Сочувствие Милосердие  Достоинство Духовность

Слово учителя

-Вот, что писал В.Распутин после того, как был  опубликован его рассказ
«Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я
посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал
ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в
ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ
был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете
«Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова.
Анастасия Прокопьевна – его мать.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В
1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала
в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили –
всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре
преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость
и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь.
Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки,
ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин
был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и
«замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске,
преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в
Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел
французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила
книгу своего бывшего ученика.

Проверочная работа по тексту

1. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь
героя? 11

2. Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста
рублей по облигациям? Ведро картошки

3.  Что для мальчика было самым страшным, когда он
приходил из школы и оставался один?  Тоска

4. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко?
 Малокровие

5. Как называлась игра на деньги?  «Чика»

6. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал?
  Покупал молоко

7. Кто первым затеял драку? Птаха

8. Какая река протекала в деревне, где была мать нашего
героя?  Ангара

9. Во второй раз на что герою нужен был рубль? Хлеб

10. «Я знал, что иду на ………….., но меньшим ……………… было раз
и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали» Унижение

Беседа с учащимися.

-Почему рассказ  написан от первого лица?
(автор изложил биографию).
Автобиография – последовательное описание
человеком событий собственной жизни. Главный герой является прототипом автора.
Как вы понимаете значение слова «прототип»? 

Прототип – конкретная историческая личность,
послужившая отправной точкой для
создания
образа.

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. –
Всё это происходило со мной.За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно
было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

— Как вы думаете, к кому обращена повесть
В.Распутина?
 (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к
взрослым, и к детям)

О каком времени пишет
писатель? Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? Почему так рано,
в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя?
 ( Это были
первые послевоенные, неустроенные, голодные годы. Людям рано приходилось
взрослеть, брать на себя взрослые обязанности. Мальчик был старшим из троих
детей, хорошо учился, был «башковитым». В деревне, где жила семья, была только
начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.)

 — Кто
является главным героем?
 (11-летний
мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет).
 

—   С  какими трудностями пришлось
столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни?
Непривычными оказались
трудности с французским языком.  Мальчик привык учиться хорошо. В 11 лет
началась самостоятельная жизнь, очень тосковал по дому, вокруг были чужие люди,
чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть даже во сне, не жаловался
никому, не плакал, надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы
переносить все эти испытания  

Вывод:
Прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события,
которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой
впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него
возложены надежды родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению
сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия,
преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

-Почему Лидия
Михайловна стала помогать своему ученику
?(Время
было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было
хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности
передавать продукты вдоволь).

— Что заставило мальчика играть на деньги?
(Стала пропадать картошка, и ему нечего было кушать)

— Как научился он  играть на деньги?    
       — Выигрывал он? (Да) — Нравилось это ребятам? (нет) —
И что же произошло? (его избили, и нужно было в школе объяснить последствия
драки — разбитое лицо)

Пересказ эпизода » В школе,
наутро после драки».

— Как Лидия Михайловна выясняет,
что случилось с героем, посмотрим сценку (Чтение по ролям)

         
   — Это правда, что ты играешь на деньги?

— Правда.

— Ну и как — выигрываешь или
проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверно?

— Выигрываю.

— Хорошо хоть так. Выигрываешь,
значит. И что ты делаешь с деньгами?

Покупаешь конфеты? Или книги? Или
копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их наверное теперь много?

— Нет, не много. Я только рубль
выигрываю.

— И больше не играешь?

— Нет.

— А рубль? Почему рубль. Что ты с
ним делаешь?

— Покупаю молоко.

— Молоко? И все-таки на деньги
играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого.

Можно обойтись?

— Можно.

—  как вы можете охарактеризовать
героев в этой ситуации? Начнем с мальчика, что в этот момент он пережил
? (Он боялся, что
его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к
маме, он боится не наказания, а позора)

— А что вы можете сказать о Лидии
Михайловне?
 (В этой ситуации она пытается понять почему мальчик
играет на деньги, не наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся
ситуации).

Издавна общество рассматривает игры на деньги
как безнравственное занятие.

Как вы понимаете значение слова
безнравственный?
Отсутствие нравственных принципов; поведение,
противоречащее нравственности

Как вы думаете, почему азартные игры –
безнравственное занятие? Какие эмоции вызывает человек, проигравший в карты или
рулетку?

— А вызывает ли такое чувство герой рассказа
Распутина?

— Как называется чувство, противоположное
безнравственности? (нравственность)

— Что такое нравственность? Нравственность — моральное качество человека, некие
правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

 — Нравственный или безнравственный поступок
совершает герой, играя в «чику»?

(Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для мальчика игра —
единственно возможный способ выжить. Голодный и постоянно тоскующий по дому
деревенский мальчик лишь добывал себе рубль на молоко. В его поведении не было
ничего безнравственного, плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал,
да и разве богатство это – один рубль?)

— Какой запомнилась учительница главному герою?
Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в
нем?
(чтение описания «Лидии
Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…»)

— Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и
сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала
заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить)

 — Почему Лидия Михайловна решила послать посылку
мальчику и почему эта затея не удалась?
(Она хотела помочь ему, но наполнила посылку
«городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять
подарок)

 — Удалось ли учительнице найти способ помочь
мальчику, не ущемляя его гордости?
(Она предложила играть на деньги в «пристенок»).

— Почему главный герой считал крайне неприличным и
безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но
спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?
(Главный герой считал выигранные деньги
честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его
стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа
от подарка. И выбрала иной способ помощи).

— Как вы относитесь к этому поступку учительницы? Оцените поступок Лидии Михайловны с точки
зрения нравственности.

 — Нравственно ли её решение играть на деньги с
собственным учеником?(
Помочь
главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он не садился,
подарков или денег не принимал, а дать ему работу по тем временам было бы ещё
более безнравственно).

— А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод?
Нравственной ли была бы профессиональная позиция нейтралитета?
(Нет, потому что в первую очередь это было бы
бесчеловечным. Пусть она не 3 воспитывала в нём высокой морали, не заботилась о
его нравственном воспитании. Прежде всего, Лидия Михайловна заботилась о его
физическом состоянии, о том, чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая
постоянно о голоде).

Вывод.  Играя на деньги со своим учеником, Лидия
Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но
что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в
голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом
дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку,
будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с
учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что
ей это удается. Это лучше, чем нравственное бездушие и профессиональный
нейтралитет.

— Чем закончилась вся эта игра на деньги? Пересказ сцены с директором,
разоблачение
—  Как
отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну?

(Директор разоблачил их, и уволил учительницу с работы за не
педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать).

— Как вы оцениваете решение директора?
Правильно ли он поступил с уительницей?

(Формально он прав. Но за этим скрывается
безнравственность и отсутствие человеколюбия, понимания трудностей жизни
ребёнка, оторванного от родного дома)

  — Кому
противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием называется в
литературе?
(Антитеза)  Лидия Михайловна противопоставляется
директору, и не только в описании внешности. Она в отличии от директора
разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем подходит с одной меркой.
В чем бы ни провинился ученик, у директора один вопрос: «Что тебя побудило
заниматься этим грязным делом?»)

— сдержал слово мальчик не
играть на деньги? (Нет.)      

 — А почему учительница
решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
(Он не хотел брать деньги от
нее)

 Вывод: Мальчик
получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался
французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел
опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды,
оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от
человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Лидия Михайловна
открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и
помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал
«красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том,
что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть
истинные духовные ценности.

—  Какие мысли и чувства вызывает у вас конец
рассказа?

Теория литературы.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в кото­ром
описывается одно или несколько событий из жизни человека..

Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» —
рассказ. 

Проблемный вопрос :
Хотел(а) бы я учиться у такой
учительницы, как Лидия Ми­хайловна?

 Игра  «Ступеньки»

Ч

И

К

А

 Г

О

Л

О

Д

М

О

Л

О

К

О

П

О

С

Ы

Л

К

А

М

А

К

А

Р

О

Н

Ы

1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих посылках?

 ИТОГИ УРОКА

— Каким же должен
быть настоящий учитель?

Вывод учителя. Самый грозный судья человека – он сам. Руководствуясь
своими жизненными принципами, этическими нормами, мы все свои поступки в
основном неосознанно подвергаем подробному анализу и строгой оценке, коря и
виня себя за неверный шаг. И именно этот укор совести гораздо больнее осуждения
общества, именно тихий мерзкий голосок, нашёптывающий: «Ах, как плохо ты
поступил… не следовало бы…» выдвигает обвинения гораздо более страшные, чем
самый жестокий приговор окружающих людей. И перед ним не оправдаешься. Потому
что нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию:
насколько человечен был поступок. И Лидии Михайловне не в чем оправдываться.
Она поступила по совести, так, как хотело её сердце.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Письменно ответить на вопрос: Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?

Очень краткое содержание

Голодный 1948 год. Рассказчик жил в деревне на берегу Ангары. Отца у него не было, его с двумя младшими детьми растила мать.

Рассказчик
 — школьник, 11 лет, из бедной семьи, растёт без отца, стес­ни­тельный, умный, гордый, хорошо учится; его имя в рассказе не упоми­на­ется, но в нём угады­ва­ется сам Распутин.

Герой уже окончил сельскую четырёхлетку. Учился он хорошо и в деревне считался большим грамотеем. Односельчане говорили матери, что он обязательно должен учиться дальше. Та подумала и отвезла сына в райцентр.

Рассказчик поселился у маминой знакомой и начал ходить в школу. Учиться ему нравилось, но жить было голодно. Мать отправляла сыну продукты, но их крали люди, у которых он жил.

Однажды герой попал в компанию подростков, игравшую в «чи́ку» на деньги. Он быстро выучил правила и приёмы игры и начал выигрывать. На выигрыш покупал еду, жить стало легче. Но его приятелям не понравилось, что он часто выигрывает, они избили его и прогнали.

В школе избитого мальчика увидела Лидия Михайловна.

Лидия Михайловна
 — учитель­ница фран­цуз­ского языка, лет 25, красивая, с правиль­ными чертами лица и немного косыми глазами, очень добрая и отзыв­чивая.

От одноклассника она узнала, что рассказчик играет на деньги, и начала оставлять его после уроков под предлогом дополни­тельных занятий по французскому языку.

Французское произношение герою не давалось, и Лидия Михайловна велела ему приходить на занятия к ней домой. Она старалась помочь голодающему мальчику: приглашала его ужинать и однажды отправила ему посылку с продуктами, но он гордо отказывался от любой помощи.

Тогда Лидия Михайловна начала играть с героем на деньги и нарочно ему проигрывать. Мальчик брал деньги у учительницы, считая их честным выигрышем, и покупал на них молоко.

Однажды директор школы, живший по соседству с Лидией Михайловной, услышал громкие голоса, зашёл в квартиру учительницы и увидел, что она играет с учеником на деньги. Начался скандал, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на родину, на Кубань.

Через некоторое время рассказчик получил от Лидии Михайловны ещё одну посылку с продуктами. В ней он нашёл три больших красных яблока, которых до этого дня никогда не видел.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Новая школа. Голодная жизнь в городе

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.

1948 год. Рассказчик окончил сельскую четырёхлетку. Чтобы пойти в пятый класс, ему надо было переехать в райцентр за пятьдесят километров от дома. Из трёх детей в семье он был самый старший. Жили они в то время очень голодно, особенно туго им пришлось весной. Герой и его маленькая сестрёнка глотали глазки́ проросшей картошки и зёрна ржи и овса и поливали их «ангарской водичкой»: хотели «развести посадки в животе», чтобы постоянно не думать о еде.

В младшей школе мальчик учился хорошо. В деревне его считали грамотеем, все говорили маме, что он должен учиться дальше. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила его в райцентре к своей знакомой.

В новой школе герой тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. У рассказчика не ладилось с произношением, он «шпарил по-французски на манер… деревенских скороговорок», отчего учительница «бессильно морщилась и закрывала глаза».

В школе, среди сверстников, мальчику было хорошо, «самое страшное начиналось», когда он приходил домой: на него наваливалась страшная тоска. Мама, приехавшая навестить сына, ужаснулась его худобе и решила забрать домой, но он не поехал.

Герой сильно недоедал. Периодически мама присылала ему хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. Мальчик подозревал, что еду воровали люди, у которых он жил, но следить за ними боялся и матери не жаловался, понимая, что легче ей от этого не станет.

В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин герою доставалась только кружка кипятку.

Игра на деньги. Рассказчика избивают

В компанию, которая играла на деньги в «чи́ку», рассказчика привёл младший сын женщины, у которой тот жил. Верховодил там Вадик.

Вадик
 — семи­классник, рослый, крепкий, с длинной рыжей чёлкой, сильный и властный.

Из одноклассников мальчика там появлялся только Тишкин.

Ти́шкин
 — пяти­классник, сует­ливый, с морга­ю­щими глазён­ками, трус­ливый и глупый.

Ни с кем из сверстников по-деревенски робкий рассказчик ещё не сошёлся, да и их к нему не тянуло.

Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.

В деревне герой играл в бабки и метко попадал камешками в цель. Постепенно он освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала ему пять рублей на молоко — на них и играл. Мальчик никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить ему стало намного легче. Однако остальной компании его умеренность в игре совсем не понравилась.

Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд?

Вадик, до этого бывший самым успешным игроком в компании, заставлял рассказчика играть, пока тот не проиграется, а потом начал жульничать. Когда мальчик попытался уличить Вадика, его сильно избили. В тот день он чувствовал себя самым несчастным человеком в мире.

Учительница узнаёт об игре на деньги

Утром рассказчик явился в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и Лидия Михайловна, которая была классной руководи­тельницей, спросила у мальчика, что случилось. Он попытался соврать, что упал, но Тишкин рассказал, что Вадик избил героя из-за азартной игры.

Когда Лидия Михайловна оставила мальчика после уроков, он очень боялся, что она поведёт его к директору, который любил «пытать» провинившегося на линейке перед всей школой, пока тот не расплачется. В этом случае героя могли исключить из школы.

Однако к директору Лидия Михайловна рассказчика не повела. Она стала расспрашивать, зачем ему деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них он покупает молоко. В конце концов мальчик искренне пообещал ей, что обойдётся без игры на деньги. Вот только в те дни герою было особенно голодно.

Он поискал другие компании, играющие в «чи́ку», не нашёл и вернулся в компанию Вадика. Сначала мальчик выигрывал немного — на кусок хлеба. Но когда он снова выиграл рубль и собрался уходить, его опять избили.

Увидев на лице героя свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься с ним индивидуально после уроков.

Уроки французского. Таинственная посылка

Для рассказчика «начались… мучительные и неловкие дни». Сначала они занимались в школе, между первой и второй сменами, но потом Лидия Михайловна решила, что им не хватает времени, и велела мальчику по вечерам приходить к ней на квартиру.

Она жила в доме, большую часть которого занимал директор. Для героя эти уроки были настоящей пыткой, он терялся в чистенькой квартире учительницы, стеснялся своей бедной одежды.

Лидия Михайловна была родом с Кубани и уже успела побывать замужем. Свой недостаток — небольшое косоглазие — она скрывала, постоянно прищуриваясь. Учительница расспрашивала мальчика о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания он вынести не мог и убегал.

Я никак не мог поверить, что сижу у неё в доме, всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный лёгкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни.

Когда Лидия Михайловна приглашала мальчика ужинать, из него «пулей тут же выскакивал всякий аппетит». Он считал учительницу необыкновенным человеком и не мог сесть с ней за стол. После того, как герой несколько раз убежал, Лидия Михайловна перестала его приглашать.

Однажды мальчику на адрес школы прислали странную посылку: макароны, два больших куска сахара и несколько плиток гематогена. Сначала он подумал, что посылка от матери, и обрадовался, но потом понял, что макароны и гематоген маме достать неоткуда. Значит, посылку отправила Лидия Михайловна.

Рассказчик решительно отправился к Лидии Михайловне и вернул посылку смущённой учительнице, смело глядя ей в глаза. Учительница долго уговаривала героя взять посылку, но он отказался наотрез, не желая, чтобы его жалели и подкармливали.

Игра в «присте́нок». Учительница проигрывает рассказчику деньги

Уроки французского на этом не кончились. Постепенно рассказчик привык к учительнице, перестал её стесняться и даже «почувствовал вкус к языку», но по-прежнему отказывался с ней ужинать.

Однажды Лидия Михайловна показала герою игру своего детства — «присте́нок». Монеты бросали о стену, а потом пытались достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. Когда мальчик освоил правила, учительница предложила ему сыграть на деньги, хотя раньше сама говорила, что на деньги играть нельзя.

Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.

Они играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом, чтобы не услышал директор школы. Учительница уверяла рассказчика, что играет для собственного удовольствия. Несколько раз она попыталась сжульничать в его пользу. Тот возмутился — учительница, называется — и напрочь забыл, что она пыталась обмануть не его, а себя. У мальчика снова появились деньги на молоко. Он утешал себя тем, что это честный выигрыш.

В очередной раз играя в «присте́нок», Лидия Михайловна с героем начали спорить и не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги. Возмущённый директор назвал поступок учительницы преступлением, растлением и совращением.

Увольнение учительницы. Ещё одна посылка

Лидия Михайловна взяла вину на себя, попрощалась с рассказчиком и через три дня уехала на Кубань. Больше он её не видел.

Зимой, после каникул, мальчику на адрес школы пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами… лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. Раньше он «видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Повествование в рассказе ведётся от лица одиннадцатилетнего мальчика, события происходят в послевоенное время в 1948 году. Ребёнок уезжает в райцентр, чтобы продолжить обучение, так как в его деревне только начальная школа. Дома остаётся его мать с маленькими братом и сестрой, живут они бедно, без отца. Мальчик учится на отлично по всем предметам, кроме французского, так как испытывает трудности с произношением. Жить вдали от дома ребёнку непросто, он тоскует. Мама передаёт ему посылки с картошкой и хлебом раз в неделю при помощи водителя дяди Вани. Еды не хватает, так как кто-то из ребят в квартире, где он живёт, таскает его скудный провиант. Ребёнок голодает и думает о том, что голод в деревне и в городе отличается, что дома всегда можно что-то найти, а здесь только пустота, голод и одиночество.

Однажды Федька спросил у автора, не боится ли тот играть в «чику», объяснил, что это игра на деньги и предложил сыграть, если есть на что. Федька отвёл мальчика на поляну, скрытую от глаз людей, где другие ребята играли в эту самую игру. Главным там был Вадик и он не обрадовался приходу непрошеных гостей, попросил никому не рассказывать о том, что здесь происходит и разрешил наблюдать за ходом игры. Мальчик быстро разобрался в игре, подметил, что Вадик часто хитрит и подумал, что сам мог бы играть, будь у него деньги. Мать пару раз в письмах присылала ему по пятёрке на молоко, чтобы пить его от малокровия. Получив деньги в третий раз, мальчик разменял их и отправился играть. Сначала он проигрывал, но с каждым разом его мастерство росло и он стал выигрывать. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. На этот рубль он покупал баночку молока, выпивал её и садился за уроки, теперь его голод не был таким невыносимым.

Однажды Вадику не понравилось то, что мальчик, во-первых, стал часто выигрывать, а во-вторых, получив свой рубль, слишком быстро выходил из игры. Мальчик-повествователь не знал, что …никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд. После очередного выигрыша Вадик с Птахой побили его.

Первым уроком на следующий день был французский язык, учительница Лидия Михайловна была к детям особенно внимательна, так как была их классным руководителем. Она сразу заметила и синяк, и кровавую ссадину на лице мальчика, спросила о происхождении этих знаков. Мальчик сказал, что упал вечером в темноте, но тут его перебил Тишкин и рассказал учительнице, что это ему досталось от Вадика и что они играли на деньги. Мальчик не ожидал такого предательства, боялся, что его могут за это исключить из школы, а с таким позором возвращаться домой он не планировал. Лидия Михайловна оставила его на разговор после уроков, хотела выяснить, правда ли то, что он играет, проигрывает или выигрывает и куда тратит выигрыш. Потом она попросила обойтись без игр, если можно и мальчик пообещал не играть.

Не играть было сложно, потому что перестал приезжать дядя Ваня, есть было мальчику нечего, он знал, что мать за него переживает, но от этого легче не становилось. В надежде найти новую компанию для игр, он бродил по окрестностям, но всё было напрасно. И вот однажды автор не выдержал и решил вернуться к игре в старой компании, он знал, что идёт на унижение, но не меньшим унижением для него было смириться с тем, что его избили и выгнали. Встретили его, конечно, не радостно, но играть разрешили. Хоть он и старался играть осторожно, после очередного выигрыша его снова избили, повредив губу. На следующий день Лидия Михайловна вызвала его читать текст на французском языке у доски, разбитая губа не способствовала хорошему чтению, и учительница сказала, что ей придётся заниматься с ним дополнительно.

Позже Лидии Михайловне вдруг показалось, что времени в школе до прихода второй смены у них мало и она решила перенести эти дополнительные занятия к себе домой. От природы робкому мальчику было сложно находиться в квартире педагога и он …буквально каменел и боялся дышать. Французским языком дома они занимались ещё меньше, чем в школе, в основном Лидия Михайловна рассказывала о себе и расспрашивала мальчика о его жизни. После занятий учительница всегда предлагала остаться на ужин, но мальчик всегда вскакивал и с испугом уходил, боясь даже представить, что сядет с ней за один стол. После нескольких попыток, она оставила эту затею, что заставило повествователя вздохнуть свободней.&

Однажды в школе кто-то оставил для мальчика посылку, это был ящик из фанеры, в котором лежали макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена. Он сразу понял, что посылка не от матери, потому что в деревни таких продуктов просто не было. Схватив ящик, он пришёл домой к учительнице и спросил, зачем она это сделала. Она сначала отнекивалась, потом спросила, с чего он взял, что посылка от неё. Мальчик объяснил, что в деревне не бывает макарон, а бывает только горох, например, или редька. Лидия Михайловна так удивилась, тем и выдала себя с головой. Она стала рассказывать, что у них на Кубани в это время много яблок. Потом сказала, что живёт одна, что денег у неё много и она может покупать что хочет, а ему надо хорошо питаться, потому что он …способный мальчишка и школу ему бросать нельзя. Но посылка так и осталась стоять у неё.

Несмотря ни на что уроки французского у Лидии Михайловны не прекратились, у мальчика-повествователя появился …вкус к языку и он в …свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Учительница хвалила его и говорила, что пока пятёрка не выйдет, но в следующей четверти всё получится. Однажды Лидия Михайловна спросила своего ученика, играет ли он ещё на деньги, поинтересовалась, что вообще это была за игра такая. Когда он всё рассказал, она поделилась, что в детстве они тоже играли в игру «пристенок» или по-другому «замеряшки». Лидия Михайловна объяснила правила, ударила сначала об стену одной монетой, второй игрок должен ударить, но постараться так, чтобы монета оказалась как можно ближе к первой, чтобы расстояние можно было измерить пальцами одной руки. Потом она предложила сыграть по-настоящему на деньги, мальчик-повествователь не поверил свои ушам. Напомнил ей, что она всё-таки учительница, на что Лидия Михайловна сказала, что полезно иногда забыть о том, что ты учитель, иначе легко можно сделаться бякой. Ещё добавила, что учителю важно не принимать себя всерьёз и осознавать, что научить можно совсем немногому. Так после каждого урока они стали играть, сначала учительница выигрывала, потом она стала поддаваться, чего мальчик-повествователь не мог ей спустить. Со временем он стал выигрывать, у него снова появились деньги на молоко, на этот раз он покупал молоко в мороженых кружках.

Однажды в разгар игры между ними завязался спор, они кричали и не услышали, как в комнату вошёл директор школы Василий Андреевич, который жил за стенкой. Он поинтересовался, что происходит, Лидия Михайловна сказала, что они играют в «пристенок». Директор был возмущён тем, что учитель играет с учеником, у него сбилось дыхание и он произнёс: …Это преступление. Растление. Совращение…Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Через три дня Лидия Михайловна уехала на Кубань и больше мальчик-повествователь никогда её не видел. А после январских каникул ему пришла посылка, в которой были макароны и три красных яблока, которые до этого он видел только на картинках.

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это все она на английском смотреть онлайн
  • Пети салеп перевод с французского на русский
  • Новости германии на сегодня на немецком языке
  • У французского бульдога на шерсти пятна
  • Прокол брюшной стенки на латыни