Краткий пересказ уроки французского 1 эпизод

Краткое содержание «Уроки французского»

Краткое содержание «Уроки французского»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 32028.

О произведении

Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографическим, повествующим об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина.

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Уроки французского», а также закрепить знание произведения, пройдя тест.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят примерно в 1948 -1949 годах в одном из районных центров Иркутской области.

Главные герои

  • Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
  • Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».

Краткое содержание

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».

Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея».

В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком: ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза».

На новом месте главный герой сильно похудел: передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

***

Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко: мальчику его нужно было пить «от малокровия». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игры» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

***

На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Учительница была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.

Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

***

Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому: учительнице было жалко мальчика, она, желая его чуть подкормить. Она предлагала ему поужинать, но мальчик каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы: у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался оставить себе продукты.

***

Занятия французского продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у учительницы себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку»«наказание превращалось в удовольствие».

Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее никому, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.

«Знать бы нам, чем это все кончится…»

В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он возмутился.

***

«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет: тут виновата она.

«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

И что в итоге?

Мальчик-повествователь — продолжает учиться в школе, больше никогда не видится с Лидией Михайловной.

Лидия Михайловна — уезжает на родину, на Кубань, позже отправляет мальчику посылку с макаронами и тремя красными яблоками.

Василий Андреевич — узнав, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, сильно возмущается, называет поступок учительницы преступлением.

Заключение

Заключение

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Рекомендуем прочесть не только краткий пересказ «Уроков французского», но и ознакомиться с полным вариантом произведения.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Чингиз Арслангалиев

    11/11

  • Kris Stay

    11/11

  • Дима Бараноа

    10/11

  • Матэ Перадзе

    11/11

  • Анна Кузнецова

    8/11

  • Виктория Дворниченко

    11/11

  • Lika Ohno

    10/11

  • Уолтер Уайт

    10/11

  • Наташа Леонтьева

    9/11

  • Ярослав Лукин

    11/11

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 32028.


А какую оценку поставите вы?

Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»

В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал. На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.

Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.

Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.

Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.

Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.

Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.

Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.

Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.

В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.

Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.

Главные герои и их характеристика

  • Володя – мальчик 11 лет, пятиклассник из бедной семьи.
  • Лидия Михайловна – учитель французского языка, 25 лет.

Второстепенный герои и их характеристика

  • Федя – сын хозяйки, тети Нади.
  • Тишкин — одноклассник Володи.
  • Дядя Ваня – шофер полуторки, привозил главному герою от матери картошку.
  • Вадик – старшеклассник, инициатор игры.
  • Птаха — старшеклассник, друг Вадика.
  • Василий Андреевич – директор школы, очень строгий мужчина средних лет.

Краткое содержание рассказа «Уроки французского» подробно по частям

Часть 1

В 1948 году, в послевоенное тяжелое время мальчик Володя, самый старший из троих в семье, должен был отправиться учиться в 5 класс. Поскольку в деревне, где он рос, не было средней школы, продолжать обучение ему приходилось в райцентре, в 50 километрах от дома.

Все односельчане настаивали на его обучении, поскольку с малых лет он был очень смышленым и хорошо окончил начальные классы. Мать сдалась и, несмотря на многочисленные трудности, решила отдать последнее, чтобы определить сына на квартиру к своей знакомой. Володя был первым в своей деревне, кто получал образование.

На новом месте мальчику было тяжело. Мешок картошки, привезенный из дома, таял на глазах. Видимо, картошку потаскивали сыновья тети Нади – хозяйки квартиры. Продукты привозил односельчанин, дядя Ваня. Он отвозил на полуторке зерно в райцентр и заодно, по настоянию матери Володи, отвозил картошку и хлеб – единственные продукты, которыми мать могла помочь. Этих продуктов хватало ненадолго, и мальчик старался делать «утайку» — прятал несколько картошек в сарай, чтобы тайком их запекать на костре.

Однажды, в очередное посещение дяди Вани, с ним приехала мать. Мальчик держался, но когда она села в машину, не выдержал и со слезами погнался за машиной. Мать просила ее не позорить, потом велела остановиться и хотела его забрать. Он опомнился и убежал.

Часть 2

Однажды Федя, сын хозяйки, предложил Володе сходить с ним на пустырь. Там старшеклассники играли на деньги. Денег у мальчиков не было, и они решили просто посмотреть. Там же был Тишкин, одноклассник Володи, странноватый мальчик.

В первое время Володя только присматривался, как играют другие. У него была сноровка, так как он ранее играл в похожую игру, только без денег. Ему очень хотелось добыть денег, так как он сильно голодал. Вдобавок, у него признали

малокровие и велели пить молоко. Дядя Ваня перестал ездить после того, как зерно в колхозе закончилось. Выхода не было, и мальчик, получив от матери немного денег в письме (мать отрывала от себя и других детей последнее), пошел играть на пустырь уже с деньгами.

Поначалу выигрывал немного, потом – по рублю. Получив деньги, больше не играл и отправлялся покупать молоко.

Однажды он, получив рубль, собирался уже уйти, но его не пустили, дав понять, что тут главный не он. В следующий раз его попытались обмануть: перевернули монету, показав, таким образом, его проигрыш. Мальчик это заметил и возмутился. Его начали бить, разбили лицо и он, в слезах и криках, убежал домой на квартиру.

Часть 3

Лицо распухло, синяк сверкал на глазу, губа сильно вздулась. Но, как бы то ни было, уроки нельзя пропускать, и Володя пошел в школу.

Наутро, как назло, был французский. Лидия Михайловна, учительница французского языка, сразу же все заметила и поинтересовалась, что случилось. Мальчик было ответил, что упал, но ябеда Тишкин выкрикнул, что его избил Вадик, когда они играли в азартную игру.

Володя пришел в ужас, так как если бы учительница сообщила об этом директору, он бы с позором исключил его из школы. Василий Андреевич отличался суровым характером: он выводил провинившихся перед всей школой и, опрашивая, что побудило ученика на такой мерзкий поступок, доводил его до слез. Это же ждало и Володю.

Но учительница не повела его к директору, а оставила после уроков и обо всем расспросила. Мальчику пришлось сознаться и про деньги, и про молоко,  а учительница поняла, в какой трудной ситуации он находится.

Спустя некоторое время Володя вновь отправился играть. Другого выхода не было, нужны были деньги. Его приняли, хоть и с оговорками. Володя снова скоро выиграл, и ему разбили губу.

На следующий день Лидия Михайловна  вызвала мальчика читать текст. У него и до этого были проблемы с произношением (по всем предметам были пятерки, кроме французского языка), но теперь это было ужасно. Распухшая губа не слушалась, и ничего не получалось. Учительница настояла на дополнительных занятиях после уроков.

Часть 4

Времени не хватало и Лидия Михайловна попросила мальчика приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. После занятий она норовила его покормить, но он каждый раз убегал. Ему было очень стыдно за свою бедную одежонку и самодельные чирки – домашнюю обувь.

Понимая, что из чувства собственного достоинства и стеснения мальчик ничего у нее не возьмет, учительница решила схитрить: собрала посылку с макаронами и гематогеном и передала ее через постороннего человека ученику. Мальчик обо всем догадался и принес посылку обратно учительнице, ведь у них в деревне не водилось ни гематогена, ни макарон. Да и не стала бы мать упаковывать ничего в ящики, она всегда собирала съестное в мешки из-под зерна.

Лидия Михайловна огорчилась, но не оставила попыток помочь. Она долго уговаривала мальчика забрать макароны, но все было тщетно. Тогда она решилась на крайнее.

Часть 5

Французский язык понемногу налаживался, и уже были успехи: в следующей четверти уже наверняка была бы «пятерка» и нужда в дополнительных занятиях отпала бы сама собой. В одно из посещений учительница вдруг заинтересовалась игрой мальчика и решила показать, во что она играла в детстве. Это была похожая игра, но с другим названием – замеряшки. Володя поначалу отнекивался, та как ему было очень неловко, но учительница, поймав его «на слабо», уговорила с ней сыграть.

Теперь занятия французским языком проходили в быстром темпе, главным образом была игра. Учительница постоянно проигрывала, и мальчику доставались деньги. Он брал их, поскольку это был честный выигрыш. К Птахе и Вадику он больше не ходил, да и время года уже не позволяло.

Теперь он пил хорошее молоко со сливками и ел черный хлеб.

В одно из посещений мальчик заметил, что учительница лукавит. Она специально сделала так, чтобы он выиграл. Он начал спорить. Учительница долго отнекивалась, возник шум.

На шум пришел директор, живший во второй половине этого дома. Он потребовал разъяснить о случившемся, и когда услышал, что учительница играет с учеником на деньги, впал в крайнее негодование.

Часть 6

Учительница была уволена. На прощание она пожелала мальчику удачи и попросила его не бросать учебу. Вскоре, перед новогодними каникулами, он получил посылку с Кубани, родины учительницы. В ней были макароны и яблоки. До этого мальчик их видел только на картинке.

История создания произведения

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году. Произведение увидело свет впервые в газете «Советская молодежь». Этот во многом автобиографичный рассказ повествует о трудностях послевоенных лет, выпавших на отрочество писателя.

Краткое содержание "Уроки французского" - 3 примера

­Пример краткого содержания 1

Рассказ «Уроки французского» повествуется от первого лица. Мальчик 11-ти лет отлично окончил начальную школу, но в его деревне не было средней, и мама договорилась, чтобы он жил у ее знакомой в райцентре и учился там же. «Так началась моя самостоятельная жизнь» — пишет рассказчик.

В семье у героя было трое детей, но отца не было. Повсюду в деревнях была нищета, и они глотали зерна овса, чтобы хоть как-то унять голод. Но рассказчик был талантлив и даже зарабатывал подачки, когда помогал местным жителям с облигациями (лотерейные билеты с СССР) и письмами. Поэтому его и отправили учиться.

В райцентре он сильно тосковал по дому и отчаянно худел от недоедания. Но при этом он старался учиться только на пятерки, ведь осознавал, что все в деревне на него рассчитывают (он первый поехал учиться). Только вот не ладилось у него с французским языком — плохое произношение выдавало его сибирское происхождение. Этим он сильно расстраивал свою учительницу.

В доме у знакомой матери у героя все время воровали еду, ведь и там жилось бедно. Но он крепился и старался при матери не рыдать и не говорить о плохом. Однажды Федя, сын его квартирной хозяйки, предложил сыграть в чику — азартную игру на деньги. Мальчик стал учиться игре тайком и, наконец, научился выигрывать даже у Вадика — предводителя всех игроков из 7 класса. Но героя нельзя было назвать азартным: он зарабатывал только рубль на поллитра молока и убегал. Ему оно было необходим, ведь он страдал от малокровия, и без молока у него кружилась голова.

Но недолго ребята терпели такую удачу. Однажды героя сильно избили, ведь он ни с кем не сошелся из-за своей деревенской замкнутости, и никто не заступился за него. Напротив, все завидовали ему и были рады отомстить «выскочке».

Утром в школе Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель, заметила синяки ученика, и Тишкин, один из игроков, все ей выложил, за что немедленно был вызван к доске. За азартные игры грозило исключение из школы, и наш герой сильно испугался. «Домой с таким позором нельзя» — думал он. После уроков его ждала беседа с учительницей, но больше всего он боялся директора.

В беседе Лидия Михайловна, говорящая спокойным, ровным, но строгим тоном, выяснила, что ученик играет только на рубль и то ради заветного молока. Она взяла с него честное слово, что он обойдется без игры. Но в ту осень он не получал от матери даже хлеба, а картошку у него сразу же растащили. Голод вновь погнал его к ребятам, играющим в чику. Вадик дал ему играть, но только из азарта от игры с конкурентноспособным игроком. На 4 день его опять избили за выигрыш.

Заметив это, учительница настояла на отдельных занятиях по французскому языку, ведь с распухшей губой он не мог нормально прочитать текст.

Учительница настояла на занятиях у нее дома и рассказывала о своей биографии, словом, пыталась сблизиться с застенчивым мальчиком. Он же отчаянно робел, ведь ее городская жизнь казалась ему инопланетной, как и чистая квартира с запахом духов. Она настаивала на совместном ужине, но он гордо отказывался. Отказался он и от посылки с макаронами и гематогеном, которые она хотела выдать за подарок его матери. Он же отдал ей продукты назад, сказав, что у них в деревне такого не бывает.

И все же со временем рассказчик стал лучше говорить на французском, освоил этот предмет и привык к учительнице. Теперь он разговаривал с ней и даже «вступал в споры». Однажды она показала ему игру своего детства — пристенок. При этом он призналась, что в детстве «родители с ней натерпелись», и по сей день она хотела бы прыгать и веселиться, но за стенкой живет директор, и она не хочет испортить впечатление о себе. «Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» — осторожно заметила она. После этой беседы они, условившись о тайне, начали играть вместе, и рассказчик выигрывал деньги. Сначала он проигрывал, но потом заметил, что учительница специально поддается. Отказавшись играть, он все же вновь согласился и увидел жульничество Лидии Михайловны. После этого он уже не подозревал ее в обмане и играл в полную силу. Но во время одного ожесточенного спора к ним зашел директор Василий Андреевич. Он обвинил учительницу в «растлении» и уволил. Она уехала к себе на Кубань.

В середине января рассказчик получил посылку с макаронами и яблоками.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» — этой фразой заканчивается рассказ.



Пример краткого содержания 2

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».

Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея».

В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза».

На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

***

Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

***

На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.

Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

***

Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.

***

Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие».

Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.

«Знать бы нам, чем это все кончится…»

В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.

***

«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она.

«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.


В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.



Пример краткого содержания 3Повествование ведется от лица одиннадцатилетнего мальчи­ка, оказавшегося один на один с суровой жизнью. У его матери было трое детей, и он был старшим. После окончания пятого класса его отправляют в районный центр, продолжать обучение.

Живет он у знакомой своей матери.

В деревне мальчик считался грамотеем. Писал за старух и чи­тал им письма. Кроме того, в деревне верили, что у него счаст­ливый глаз: колхозники несли ему свои облигации, и иногда маль­чик находил в таблице выигрышей номер облигации кого-нибудь из знакомых.

Из-за этого соседи говорили матери, что сын у нее башковитый, надо его учить. Мать собрала его и, наперекор всем несчастьям, отправила в районную школу. Мальчик и там учился хорошо, потому что еще не умел относиться к возложенному на него делу спустя рукава, да и других дел у него не было.

Вот только французский ему совершенно не давался. И во всем было виновато произношение – слова он выговаривал на манер дере­венских скороговорок. Лидия Михайловна, учительница француз­ского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

Самое страшное для мальчика начиналось, когда он возвра­щался

из школы. Из-за тоски по дому и постоянного недоедания он сильно похудел, так что мать, приехав однажды, испугалась за него. Она раз в неделю посылала с шофером, дядей Ваней, картошку для сына, но добрая половина ее куда-то исчезала.
Ребенок догадывался, что у него потаскивают, но о том, кто это делал – хозяйка или кто-то из ее детей, боялся даже думать.

В деревне от голода спасали лес, рыбалка. А тут все чужие огороды, чужая земля. И оставалось только ждать, когда в дверь постучит мамин посланец – дядя Ваня.

Однажды Федька, сын хозяйки, спросил мальчика, умеет ли тот играть в “чику”. И пояснил, что это игра на деньги. Но по­скольку денег не оказалось ни у одного, ни у другого, то они пошли посмотреть, как играют другие.

В стайке мальчишек выде­лялся Вадик, крепкий парень с большой рыжей челкой. Мальчик вспомнил, что тот учится в седьмом классе.

Игра не представляла ничего сложного. Надо было на стопку монет бросать каменную шайбу так, чтобы перевернуть монеты орлом вверх. Перевернул – твоя, бей дальше, нет – отдай это право следующему.

Но важней всего считалось еще при броске накрыть шайбой монеты, и если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса переходила в карман бросавшего, и игра начина­лась снова.

Конечно

Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.



Пример краткого содержания 3Повествование ведется от лица одиннадцатилетнего мальчи­ка, оказавшегося один на один с суровой жизнью. У его матери было трое детей, и он был старшим. После окончания пятого класса его отправляют в районный центр, продолжать обучение.

Живет он у знакомой своей матери.

В деревне мальчик считался грамотеем. Писал за старух и чи­тал им письма. Кроме того, в деревне верили, что у него счаст­ливый глаз: колхозники несли ему свои облигации, и иногда маль­чик находил в таблице выигрышей номер облигации кого-нибудь из знакомых.

Из-за этого соседи говорили матери, что сын у нее башковитый, надо его учить. Мать собрала его и, наперекор всем несчастьям, отправила в районную школу. Мальчик и там учился хорошо, потому что еще не умел относиться к возложенному на него делу спустя рукава, да и других дел у него не было.

Вот только французский ему совершенно не давался. И во всем было виновато произношение – слова он выговаривал на манер дере­венских скороговорок. Лидия Михайловна, учительница француз­ского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

Самое страшное для мальчика начиналось, когда он возвра­щался

из школы. Из-за тоски по дому и постоянного недоедания он сильно похудел, так что мать, приехав однажды, испугалась за него. Она раз в неделю посылала с шофером, дядей Ваней, картошку для сына, но добрая половина ее куда-то исчезала.
Ребенок догадывался, что у него потаскивают, но о том, кто это делал – хозяйка или кто-то из ее детей, боялся даже думать.

В деревне от голода спасали лес, рыбалка. А тут все чужие огороды, чужая земля. И оставалось только ждать, когда в дверь постучит мамин посланец – дядя Ваня.

Однажды Федька, сын хозяйки, спросил мальчика, умеет ли тот играть в “чику”. И пояснил, что это игра на деньги. Но по­скольку денег не оказалось ни у одного, ни у другого, то они пошли посмотреть, как играют другие.

В стайке мальчишек выде­лялся Вадик, крепкий парень с большой рыжей челкой. Мальчик вспомнил, что тот учится в седьмом классе.

Игра не представляла ничего сложного. Надо было на стопку монет бросать каменную шайбу так, чтобы перевернуть монеты орлом вверх. Перевернул – твоя, бей дальше, нет – отдай это право следующему.

Но важней всего считалось еще при броске накрыть шайбой монеты, и если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса переходила в карман бросавшего, и игра начина­лась снова.

Конечно, Вадик в игре хитрил, но никто не решался ему об этом сказать.

Денег у мальчика не было. И только иногда мать подкладывала ему в письмо пятерку на молоко. Следующую пятерку он раз­менял на мелочь и отправился на свалку, где играли.

Сначала он спустил немало денег, но чувствовал, что приноравливается к игре.

Наконец мальчик стал выигрывать постоянно, играл, пока не получал рубль. На этот рубль он покупал себе молоко. Вадик отно­сился к его выигрышам спокойно – он и сам не оставался вна­кладе, но как-то раз остановил мальчика, сказав, что тот слиш­ком быстро выходит из игры.

Теперь ему позволяли кидать моне­ту в последнюю очередь, но он все равно выигрывал и вскоре бил лучше Вадика. Быть лучше главаря – это не прощалось. Од­нажды Вадик принялся открыто мошенничать, завязалась драка.

Избитый, еле передвигая ноги, герой добрался до дома.

На следующий день он со страхом смотрел на себя в зеркало: лицо его было в синяках и ссадинах. А первым уроком как назло был французский. Лидия Михайловна, как классный руководи­тель, интересовалась детьми куда дольше остальных учителей. “Сегодня среди нас есть раненые”, – заметила она. Класс хихик­нул, а Тишкин предательски брякнул: “Это ему Вадик из седьмо­го класса поднес.

Они на деньги играли, а он стал спорить и зара­ботал, я же видел. А говорит, упал”. Рассказчик прекрасно пони­мал, что за такие слова их обоих могли выгнать из школы.

Но Лидия Михайловна только вызвала к доске разговорившегося Тишкина, а герою велела остаться после уроков.

Больше всего школьник боялся, что его поведут к директору. Это значило, что на следующий день на линейке Василий Анд­реевич перед всеми будет спрашивать: “Что побудило его к тако­му грязному делу?”

Но встреча с Лидией Михайловной была не так страшна. Она не стала жаловаться директору, а только спросила мальчика, зачем он играет?

Осенью шофер дядя Ваня перестал ездить в райцентр, и по­сылки с едой от матери возить стало некому. Мальчик голодал. Пришлось снова податься к Вадику и Птахе. Несколько раз он выиграл, но только немного.

А когда захотел уйти с рублем, то его снова избили. На уроке французского Лидия Михайловна вы­звала его к доске и заставила читать ненавистные ему француз­ские слова, а потом решила заниматься с ним отдельно.

С тоской ждал мальчик тех часов, когда ему приходилось ос­таваться наедине с Лидией Михайловной. И чувствовал он себя крайне неловко.

Вскоре учительница решила, что в школе им остается слиш­ком мало времени для занятий – приходила вторая смена. А по­тому она стала заставлять мальчика приходить к ней домой, где он так смущался, что поначалу даже с трудом дышал, его “при­ходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добы­вать” из него слова.

Однажды мальчику сообщили, что ему пришла посылка, ее принес какой-то мужик. “Наверное, дядя Ваня”, – решил он. По­сылка оказалась ящиком. Внутри него были макароны, гематоген. Ну где мать могла достать макароны?

Мальчик сразу догадался, что это дело рук его классного руководителя. Он сразу же отнес посылку Лидии Михайловне и ни за что не согласился взять ее, несмотря на ее уговоры.

С этого времени учительница по-настоящему взялась за него. И был толк. Французский стал даваться проще и легче, все труд­нопроизносимые слова не казались такими страшными.

Однажды Лидия Михайловна рассказала ученику, как в дет­стве она играла на деньги с другими детьми в “пристенок”, и предложила сыграть с ней. Мальчик согласился. Сначала Лидия Михайловна все время выигрывала, но потом герой заметил, что она поддается ему. Он сначала обиделся и ушел.

Но на следующий день они снова играли. Теперь мальчик следил, чтобы учительни­ца ему не поддавалась, и выигрывал по-настоящему. С этих пор у него снова стали появляться деньги на молоко.

Но однажды, когда Лидия Михайловна и ее ученик заспорили о счете, в дверях неожиданно появился директор. Учительница смело и спокойно сказала ему, что играет со своим учеником на деньги.

“- Вы играете на деньги с этим?.. – Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. – Играете с учеником?! Я правильно вас понял? – Правильно. – Ну, знаете… – Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление.

Растление. Совращение. И еще, еще… Я двад­цать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…”

Скоро Лидия Михайловна уехала на Кубань, к себе на родину. И больше рассказчик ее никогда не видел.

“Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней ле­жали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я на­шел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они”!

В пятый класс в 1948 году мне, одиннадцатилетнему, пришлось ехать за пятьдесят километров из родной деревни – в райцентр. Мать уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее.

Жили мы без отца, совсем плохо. Голод в тот год еще не кончился, и мать, отпуская меня в райцентр, видно, рассудила, что хуже там мне не будет – некуда.

Валентин Распутин. Уроки французского. Краткий пересказ

Учился я на новом месте хорошо, на пятёрки по всем предметам, кроме французского. Я легко запоминал французские слова, но шпарил ими на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась.

К тому же я постоянно недоедал. Осенью еду из дома мне присылали довольно часто. Но там не было ничего, кроме хлеба и картошки, и добрая половина их быстро куда-то исчезала. Кто потаскивал – тетя Надя ли, женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее детей – я не знал, а следить боялся. На плите у тети Нади стоял чайник, и я ложился спать пошвыркав одного гольного кипяточку.

Однажды, еще в сентябре, младший сын тёти Нади, Федька, предложил мне сыграть на деньги в «чику» и повел меня за свалку, в низинку. Там стояло несколько ребят, моих ровесников, и рослый, крепкий, заметный своей силой и властью, семиклассник Вадик.

Игра оказалась простой. Каждый выкладывал на кон по десять копеек. Потом в стопку монет, положенных решками вверх, кидали каменную шайбу, стараясь перевернуть монеты на орла. Перевернул – твоя, бей дальше, нет – отдай это право следующему.

Вадик играл лучше других, да ещё и хитрил в игре. Мне показалось, что и я смог бы сыграть.

Мать раза два подкладывала мне в письма по пять рублей – на молоко. Получив пятерку в третий раз, я не пошел за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился за свалку.

В первые разы я проиграл, но чувствовал, что приноравливаюсь. По вечерам, когда все расходились, я тренировался с шайбой в одиночку. И вскоре стал выигрывать.

Теперь каждый день после школы я прибегал на полянку. Ребята менялись, и только Вадик не пропускал ни одной игры. За ним, как тень, ходил коренастый второгодник Птаха, которому Вадик потихоньку помогал выигрывать. Из нашего класса на полянку иногда набегал Тишкин, суетливый, подхалимистый мальчишка.

От выигрышей у меня появились деньги. Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока и садился за уроки. Голова у меня от недоедания теперь кружилась гораздо меньше.

Вадику мои выигрыши не нравились. По молодости я ещё не знал, что никогда и никому не прощается, если в своем деле он вырывается вперед.

Раз я шел собирать выигрыш. Но Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся монет и оттолкнул меня. Птаха сильно поддал мне сзади коленом, и я ткнулся головой в землю. Вокруг засмеялись. Я бросился на Вадика. Он быстро и ловко поддел меня головой в лицо, из носу у меня брызнула кровь. Вадик и Птаха стали бить меня по очереди.

Швыркая омертвевшим носом, я поплелся ото всех в гору. Оттуда спустился в ложбинку, упал на траву и навзрыд заплакал.

Утром нос раздулся, под глазом был синяк, но пропустить из-за этого уроки я не решился. Лидия Михайловна, наш классный руководитель, знаки на моем лице увидела сразу и спросила, что случилось.

Я сказал, что упал. Но Тишкин тут же с радостью сообщил, что меня побил Вадик во время игры на деньги.

Я остолбенел. За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Но Лидия Михайловна быстро прервала Тишкина, а мне велела остаться после уроков.

Я боялся, что она потащит меня к директору. Директор, Василий Андреевич обычно выводил любого провинившегося перед школьной линейкой, расхаживал во френче и спрашивал его: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом? Отвечай». Всё обычно заканчивалось слезами, и тогда директор успокаивался.

– Это правда, что ты играешь на деньги? – спросила у меня Лидия Михайловна после уроков.

– Я только рубль выигрываю, – ответил я. – И покупаю на него молоко.

Она рассматривала своими слегка косящими внимательными глазами меня, тощего диковатого мальчишку с разбитым лицом, в застиранном пиджачишке, в перешитых из отцовских галифе.

– И все-таки на деньги играть не надо, – задумчиво сказала она.

Я пообещал, что больше не буду. Но в те дни мне пришлось совсем плохо. Близилась зима, машины из нашего колхоза в райцентр ездить перестали. Матери не с кем теперь было послать мне хоть что-нибудь. А мешок картошки, переданный ею в последний раз, опять испарился с необъяснимой быстротой. Мне хотелось есть даже во сне.

Я не выдержал и опять пошёл на полянку, где играли в «чику». Все там уставились на меня.

– Чего пришел? Давно не били? – проговорил Птаха.

– Да ладно – щурясь, сказал Вадик. – Пусть играет.

Ему, видно, надоела скучная, неинтересная игра, и чтобы пощекотать себе нервы, он решил опять допустить в нее меня. Я решил играть осторожно, не выделяться. В первые дни я выигрывал копеек по двадцать-тридцать, на кусок хлеба. Но на четвертый выиграл рубль, и меня снова избили.

Заметив это, Лидия Михайловна сказала, что со мной придется заниматься французским отдельно. И вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, поэтому я должен по вечерам приходить к ней на квартиру. Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей, половине того же дома жил сам директор.

В чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время каменел и боялся дышать. Лидии Михайловне было лет двадцать пять. В ее лице не было видно жесткости, которая становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких. Закончив наш урок, Лидия Михайловна звала меня ужинать. Но я вскакивал и, бормоча, что сыт, пятился к выходу и убегал. Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол.

Но однажды в школе мне сказали, что в раздевалке лежит принесённая для меня посылка. Я думал, что она от матери, но увидел белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Мать обычно отправляла еду в обыкновенном мешке. Для хлеба и картошки тара посылки была маловата и неудобна. Я вскрыл посылку и обомлел: сверху лежали макароны. Я вынул одну трубочку и стал жадно хрумкать. Потом взялся за вторую, за третью – и вдруг поперхнулся. Макарон сроду у нас в деревне не бывало. Под макаронами на дне ящичка нашлись несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена. Гематоген подтвердил, что посылку отправляла не мать.

Я побрёл домой к уже ушедшей из школы Лидии Михайловне и поставил ящик перед ней на пол:

– Это вы сделали, – сказал я дрожащим, срывающимся голосом. – У нас в деревне не бывает макарон. И гематогену не бывает.

Лидия Михайловна засмеялась.

– Как же это я так?! Но я ведь городской человек. А что у вас бывает?

– Горох. Редька.

– А у нас на Кубани яблоки бывают… Ох, сколько там яблок! Не злись. Я же хотела как лучше. Я знаю, что ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много. Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.

Я испугался, что она меня уговорит, и выскочил за дверь.

Уроки наши на этом не прекратились, я продолжал ходить к Лидии Михайловне и вскоре стал делать большие успехи во французском. Однажды Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила:

– А в какую игру ты играл на деньги?

Я объяснил.

– А мы в детстве играли в «пристенок», – сказала Лидия Михайловна.

Она отыскала в сумочке монетки и показала, что одному игроку над ударить монетой о стену, а потом другому – так, чтобы его монета оказалась как можно ближе монете первого. Чтобы обе их можно было достать пальцами одной руки. Достанешь, – значит, выиграл.

– Сыграем? – спросила она.

Я не поверил своим ушам:

– Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!

– Ну и что? Иной раз полезно забыть, что ты учительница, – а то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Я бы с удовольствием и сейчас каждый день прыгала, да за стенкой живет Василий Андреевич. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «пристенок». Ну что, начинай. И давай играть по-настоящему, на деньги. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а все равно появится интерес.

У меня была с собой мелочишка. Мы перебрались из комнаты в прихожую, где было свободнее, били монетами, ползали по полу, задевая друг друга, растягивали пальцы, замеряя монеты. Лидия Михайловна вскрикивала, хлопала в ладоши. Но выигрывала она, а я проигрывал. Однако когда мои деньги уже кончались, я заметил, что Лидия Михайловна теперь не старается выигрывать.

– Так нельзя, – заявил я. – Зачем вы мне подыгрываете?

В следующие дни мы после короткого урока сразу переходили к игре. Я быстро приловчился к «пристенку», и стал выигрывать. У меня опять появились деньги, я бегал на базар и покупал молоко, теперь, зимой, уже мороженое. Я совал ледяные ломтики в рот и заедал куском черного хлеба. Мне было неловко принимать деньги от Лидии Михайловны, но я успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама.

Раз, стоя друг против друга на коленях, мы громко заспорили о счете. И нас вдруг перебил удивленный, но твердый голос:

– Лидия Михайловна! Что здесь происходит?

В дверях стоял Василий Андреевич.

Лидия Михайловна поднялась с колен и спокойно сказала:

– Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда. Мы играем в «пристенок».

– Вы играете на деньги с учеником?! Ну, знаете… Это преступление.

Он воздел над головой руки.

Через три дня Лидия Михайловна уехала.

– Поеду к себе на Кубань, – сказала она, прощаясь. – А ты учись спокойно, никто тебя за этот случай не тронет. Тут виновата я.

Больше я ее никогда не видел. Но потом мне пришла на школу посылка. В ней лежали трубочки макарон, а внизу три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках.

© Автор краткого содержания – «Русская историческая библиотека». Любые виды копирования и воспроизведения этой статьи без согласия правообладателя запрещены!

Повествование в рассказе ведётся от лица одиннадцатилетнего мальчика, события происходят в послевоенное время в 1948 году. Ребёнок уезжает в райцентр, чтобы продолжить обучение, так как в его деревне только начальная школа. Дома остаётся его мать с маленькими братом и сестрой, живут они бедно, без отца. Мальчик учится на отлично по всем предметам, кроме французского, так как испытывает трудности с произношением. Жить вдали от дома ребёнку непросто, он тоскует. Мама передаёт ему посылки с картошкой и хлебом раз в неделю при помощи водителя дяди Вани. Еды не хватает, так как кто-то из ребят в квартире, где он живёт, таскает его скудный провиант. Ребёнок голодает и думает о том, что голод в деревне и в городе отличается, что дома всегда можно что-то найти, а здесь только пустота, голод и одиночество.

Однажды Федька спросил у автора, не боится ли тот играть в «чику», объяснил, что это игра на деньги и предложил сыграть, если есть на что. Федька отвёл мальчика на поляну, скрытую от глаз людей, где другие ребята играли в эту самую игру. Главным там был Вадик и он не обрадовался приходу непрошеных гостей, попросил никому не рассказывать о том, что здесь происходит и разрешил наблюдать за ходом игры. Мальчик быстро разобрался в игре, подметил, что Вадик часто хитрит и подумал, что сам мог бы играть, будь у него деньги. Мать пару раз в письмах присылала ему по пятёрке на молоко, чтобы пить его от малокровия. Получив деньги в третий раз, мальчик разменял их и отправился играть. Сначала он проигрывал, но с каждым разом его мастерство росло и он стал выигрывать. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. На этот рубль он покупал баночку молока, выпивал её и садился за уроки, теперь его голод не был таким невыносимым.

Однажды Вадику не понравилось то, что мальчик, во-первых, стал часто выигрывать, а во-вторых, получив свой рубль, слишком быстро выходил из игры. Мальчик-повествователь не знал, что …никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд. После очередного выигрыша Вадик с Птахой побили его.

Первым уроком на следующий день был французский язык, учительница Лидия Михайловна была к детям особенно внимательна, так как была их классным руководителем. Она сразу заметила и синяк, и кровавую ссадину на лице мальчика, спросила о происхождении этих знаков. Мальчик сказал, что упал вечером в темноте, но тут его перебил Тишкин и рассказал учительнице, что это ему досталось от Вадика и что они играли на деньги. Мальчик не ожидал такого предательства, боялся, что его могут за это исключить из школы, а с таким позором возвращаться домой он не планировал. Лидия Михайловна оставила его на разговор после уроков, хотела выяснить, правда ли то, что он играет, проигрывает или выигрывает и куда тратит выигрыш. Потом она попросила обойтись без игр, если можно и мальчик пообещал не играть.

Не играть было сложно, потому что перестал приезжать дядя Ваня, есть было мальчику нечего, он знал, что мать за него переживает, но от этого легче не становилось. В надежде найти новую компанию для игр, он бродил по окрестностям, но всё было напрасно. И вот однажды автор не выдержал и решил вернуться к игре в старой компании, он знал, что идёт на унижение, но не меньшим унижением для него было смириться с тем, что его избили и выгнали. Встретили его, конечно, не радостно, но играть разрешили. Хоть он и старался играть осторожно, после очередного выигрыша его снова избили, повредив губу. На следующий день Лидия Михайловна вызвала его читать текст на французском языке у доски, разбитая губа не способствовала хорошему чтению, и учительница сказала, что ей придётся заниматься с ним дополнительно.

Позже Лидии Михайловне вдруг показалось, что времени в школе до прихода второй смены у них мало и она решила перенести эти дополнительные занятия к себе домой. От природы робкому мальчику было сложно находиться в квартире педагога и он …буквально каменел и боялся дышать. Французским языком дома они занимались ещё меньше, чем в школе, в основном Лидия Михайловна рассказывала о себе и расспрашивала мальчика о его жизни. После занятий учительница всегда предлагала остаться на ужин, но мальчик всегда вскакивал и с испугом уходил, боясь даже представить, что сядет с ней за один стол. После нескольких попыток, она оставила эту затею, что заставило повествователя вздохнуть свободней.&

Однажды в школе кто-то оставил для мальчика посылку, это был ящик из фанеры, в котором лежали макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена. Он сразу понял, что посылка не от матери, потому что в деревни таких продуктов просто не было. Схватив ящик, он пришёл домой к учительнице и спросил, зачем она это сделала. Она сначала отнекивалась, потом спросила, с чего он взял, что посылка от неё. Мальчик объяснил, что в деревне не бывает макарон, а бывает только горох, например, или редька. Лидия Михайловна так удивилась, тем и выдала себя с головой. Она стала рассказывать, что у них на Кубани в это время много яблок. Потом сказала, что живёт одна, что денег у неё много и она может покупать что хочет, а ему надо хорошо питаться, потому что он …способный мальчишка и школу ему бросать нельзя. Но посылка так и осталась стоять у неё.

Несмотря ни на что уроки французского у Лидии Михайловны не прекратились, у мальчика-повествователя появился …вкус к языку и он в …свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Учительница хвалила его и говорила, что пока пятёрка не выйдет, но в следующей четверти всё получится. Однажды Лидия Михайловна спросила своего ученика, играет ли он ещё на деньги, поинтересовалась, что вообще это была за игра такая. Когда он всё рассказал, она поделилась, что в детстве они тоже играли в игру «пристенок» или по-другому «замеряшки». Лидия Михайловна объяснила правила, ударила сначала об стену одной монетой, второй игрок должен ударить, но постараться так, чтобы монета оказалась как можно ближе к первой, чтобы расстояние можно было измерить пальцами одной руки. Потом она предложила сыграть по-настоящему на деньги, мальчик-повествователь не поверил свои ушам. Напомнил ей, что она всё-таки учительница, на что Лидия Михайловна сказала, что полезно иногда забыть о том, что ты учитель, иначе легко можно сделаться бякой. Ещё добавила, что учителю важно не принимать себя всерьёз и осознавать, что научить можно совсем немногому. Так после каждого урока они стали играть, сначала учительница выигрывала, потом она стала поддаваться, чего мальчик-повествователь не мог ей спустить. Со временем он стал выигрывать, у него снова появились деньги на молоко, на этот раз он покупал молоко в мороженых кружках.

Однажды в разгар игры между ними завязался спор, они кричали и не услышали, как в комнату вошёл директор школы Василий Андреевич, который жил за стенкой. Он поинтересовался, что происходит, Лидия Михайловна сказала, что они играют в «пристенок». Директор был возмущён тем, что учитель играет с учеником, у него сбилось дыхание и он произнёс: …Это преступление. Растление. Совращение…Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Через три дня Лидия Михайловна уехала на Кубань и больше мальчик-повествователь никогда её не видел. А после январских каникул ему пришла посылка, в которой были макароны и три красных яблока, которые до этого он видел только на картинках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлоропирамин по латыни как пишется
  • Как написать имя артем на английском
  • Перевод с русского на английский все месяцы
  • Как переводится слово с английского на русский wise
  • Я никогда не ломаю ничего перевод на английский дуолинго