Использование ментальных карт на уроках немецкого языка

1.
Введение

Каждый ученик должен развивать свою
творческую и активную личность. В течение урока мы сотрудничаем с учителем для
достижения поставленной цели. Следовательно, нам нужны инструменты, которые
помогут сделать учебный материал интереснее и помогут раскрыть нам творческие
способности. Поэтому мы взяли метод интеллект-карт, который помог повысить
эффективность запоминания лексики на уроке немецкого языка.

С
радостью представляю Вам свою исследовательскую работу «Ментальные карты –
помощники на уроке немецкого языка». В этом проекте я выдвигаю следующую
гипотезу:

«Могут
ли ментальные карты помочь школьнику в усвоении новой лексики на уроке
немецкого языка?»

Ментальные карты активно внедряются в нашу
жизнь. Однако в настоящее время нет большого опыта применения ментальных карт
на уроке немецкого языка. Поэтому тема этого проекта весьма актуальна, так как
раскрывает эту область их применения.

Цель проекта:

«Показать,
как можно внедрить ментальные карты в урок немецкого языка как второго
иностранного.»

Задачи
проекта:

1
Изучить что такое ментальные карты.

2
Исследовать сферы их применения.

3
Сформулировать принцип их составления к учебнику 7
класса Горизонты.

4
Научить других ими пользоваться.

Объект исследования: материал учебника «Немецкий
язык. Горизонты 7 класс»

Предмет
исследования: процесс работы с лексикой по темам учебника Горизонты.

Методы
исследования:

1
Сбор информации.

2
Анализ и синтез, «от простого к сложному».

3
Наблюдение, сравнение, эксперимент.

4
Визуализация.

5
Использование собственного опыта.

Этот
инструмент может помочь не только на уроках, но и в
различных сферах жизни. Ментальная карта раскрывает потенциал работы нашего
мозга, помогает привнести в нашу жизнь больше новых идей, принятых решений,
больше свободного времени.

Глава
1

Интеллект-карта
как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся

1.1.
Определение и история создания интеллект-карт

Интеллект-карта,
известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского
«Mind map» — «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти»,
«ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма» «ассоциативные
диаграммы» или «схемы мышления») — способ изображения процесса общего
системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная
техника альтернативной записи.

Метод
использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который во
время своего обучения искал эффективного запоминания и систематизирования
информации. Тони Бьюзен является специалистом в области саморазвития, развития
памяти и мышления. Данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях
или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но, тем не
менее, именно Тони Бьюзен стал популяризатором идеи интеллект-карт как
эффективного способа работы с информацией.

Ментальная карта реализуется в виде
древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие
понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.
В
основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления» (от лат. radians –
«испускающий лучи»), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам,
отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. В
свою очередь «радиальное мышление» — это ассоциативное мышление, отправной
точной которого является центральный образ. От центрального образа во все
направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова
или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная
запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться.

Это
показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно,
неисчерпаемость возможностей мозга. Интеллект-карты используются для создания,
визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для
обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

1.2.
Области использования интеллект-карт

Метод
ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось
совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением,
или решать разнообразные интеллектуальные задачи:

— обучение

— конспектирование
лекций;

— подготовка
материала по определенной теме;

— решение
творческих задач;

— мозговой штурм;

— презентации;

— планирование и
разработка проектов разной сложности;

— составление
списков дел;

— общение;

— развитие
интеллектуальных способностей;

— решение личных
проблем.

1.3.
Особенности ментальных карт

Интеллект-карта имеет ряд
отличий от традиционной линейной формы представления информации:

— легче выделить и
увидеть основную идею или тему, так как она

размещена в центре листа
в виде яркого графического образа;

— быстрее и эффективнее
запоминается и воспроизводится информация,

а в нашем случае лексика за
счет ее разноцветного и многомерного

представления;

— структурный характер
карты позволяет без труда дополнять ее новой

информацией (без
вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

— составляя мыслительные
карты, т.е., рисуя мысли, мы

демонстрируем
индивидуальный способ восприятия, обработки и

представления информации.

Деятельность
становится наблюдаемой, более того, формируется воображение.

Метод
интеллект-карт позволяет:

— формировать умения,
связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, конспектирование
данной информации;

— улучшать
образную память;

— ускорять процесс
запоминания информации.

1.4.
Достоинства интеллект-карт

Эффективность
данного метода заключается в следующем:

— метод может
использоваться, как и в начальной школе, так и в средних и старших классах;

— экономия времени;

— приобретённые
знания с этим методом сохраняются в памяти значительно дольше, а доля
усвоенного материала значительно выше;

— возможность
создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;

— интеллект-карты
можно использовать как материал для повторения той или ной темы.

— кроме этого,
процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составление
собственных интеллект-карт дает нам возможность:

— научиться
самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

— развивать
личностные качества, интеллект, образное мышление.

— развивать уверенность
в своих силах и способностях, познавательную активность.

«Использование
интеллект-карт на уроках немецкого»

Для
нас использование интеллект-карт на уроках немецкого языка — это возможность:

— рационально
организовать мыслительную деятельность, структурировать мысли в ходе урока;

— вовлечение в
процесс обучения;

— систематизировать
свои знания;

На уроках немецкого языка мы создаем
интеллект-карты тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач.
В
любом случае интеллект-карты – это наглядный способ представления информации,
когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или
связанные понятия.

Перейдем от теории к практике! Мы
построили собственный алгоритм создания интеллект-карты к учебнику М. Аверина
«Горизонты 7 класс» по немецкому языку. Наша цель – научиться превращать
линейный материал в структурированный. Также научиться перерабатывать большой
объем информации в понятную и доступную интеллект-карту.

Если мы посмотрим в содержание данного
учебника, то мы увидим, что учебник содержит 7 глав:

— Глава 1 Как
прошло лето/Wie war’s in den Ferien?

— Глава 2 Планы на
будущее/Meine Pläne

—  Глава 3
Дружба/Freundschaft

— Глава 4
Изображение и звук/Bilder und Töne

— Глава 5
Взаимоотношения/Zusammenleben

— Глава 6 Это мне
нравится/Das gefällt mir

— Глава 7
Подробнее о себе/Mehr über mich

Каждая глава — это новая лексическая
тема. 
С помощью метода интеллект-карт мы
представляем информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать
и левое, и правое полушария. Благодаря использованию цветов, рисунков и
пространственных связей каждая тема данного учебника будет восприниматься,
анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее
обычном линейном представлении в виде текста.

Горизонтально
располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки,
фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое
внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов.

Заранее продумываем
логику карты
(какие ветви откуда
отходят, в каком цвете должно быть подписано и т. д.).

В
учебнике каждая глава (Einheit) начинается титульной страницей, которая
способствует введению в тему. Знакомство с новой лексикой со зрительной опорой
настраивает нас, учащихся, на предстоящую работу и используется учителем на
первом занятии по этой теме.

Разберем на примере тему из данного
учебника: Планы на будущее/Meine Pläne.

Начинаем мы с центра. В центре расположена
основная тема

«Meine
Pläne», либо рисуем центральный образ, который будет символизировать тему.
Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов,
чужие рисунки.

Рубрика
Das lernst du/Ты научишься — как элемент портфолио нацеливает нас понимание
того, о чем мы будем говорить в ходе изучения этой темы.  Это таким образом 3
или 4 высказывания, «подтемы», которые мы отражаем в нашей интеллект карте. От
центрального образа отводим ветви, на которых пишем эти рубрики. Чтобы
подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной
темой!) делаем их потолще.

От
толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, поясняющие материал данной
темы. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько
нужно запомнить той или иной лексики по теме. Чем больше разветвлений, тем
меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».

Для
более продвинутых в компьютерных технологиях учеников можно порекомендовать
создание интеллект-карт с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw
Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Это отличные программы с множеством символов
и рисунков.

         Рассмотрим
второй вариант создания интеллект карты для изучения лексики по той или иной
теме. Так как мы изучаем английский, а немецкий язык у нас второй иностранный
язык, то нам иногда бывает тяжело запомнить какой артикль подходит к тому или
иному слову. На английском языке слово “
the
настолько обычное и простое в использовании, что это само собой к каждому слову
подходит, но в немецком языке нам нужно научиться выбирать между артиклем „
der“,
die“, „das“,
в зависимости от того, какой род у слова.

         Поэтому
мы создали отдельный вариант интеллект-карты для запоминания лексики.
Рассмотрим на примере из учебника «Горизонты 7 класс» тему
Freundschaft.
Начинаем с центра — в центре расположен основной образ, то есть тема, по
которой мы изучаем данную лексику –
Freundschaft.

         От центрального
образа изображаются ветви, на которых расположены артикли среднего рода “
das”,
женского рода “
die” и мужского рода “der”. От толстых ветвей аналогично изображаются
более тонкие ветви, на которых мы пишем сами слова. Чтобы было проще запомнить
и ассоциировать образы, можно подписать данные слова еще в и английском
варианте.

Так как
интеллект-карта – это многообразие образов и слов с множеством цветов, то можно
с уверенностью сказать, что она повышает нашу активность и заинтересованность
на уроке. Мы расширяем свой словарный запас, вспоминаем образ из карты,
ассоциируем его со словом.

Таким образом, в
создании ментальных карт задействованы воображение, творческое мышление и виды
памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маргенауская средняя общеобразовательная школа»

«Использование метода интеллект-карт

на уроке немецкого языка»

                                                                Подготовила: Дубасова Ирина Яковлевна,

                                                                                         учитель немецкого языка

2014год.

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении. Поэтому задача учителя с  одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся?

Еще в 1970-е годы донецкий педагог-новатор Виктор Шаталов, преодолевая ожесточенное сопротивление лучшей в мире системы образования, создал фантастически эффективную методику. Чтобы доказать ее состоятельность, он брал в обучение самые тяжелые, неуправляемые классы. Уже через несколько месяцев отъявленные двоечники и хулиганы превращались в отличников и активистов, осваивали школьную программу с троекратным опережением графика, а после выпускного класса – без особых усилий поступали в престижные вузы.

Ядро системы Шаталова – метод опорных сигналов. Объясняя учебный материал, Шаталов фиксировал на классной доске основное содержание урока с помощью ключевых слов, дат, географических названий и т.д., заключенных в рамки, соединенных стрелками, акцентированных подчеркиваниями и т.п. От обычного конспекта «карточки памяти» Шаталова отличались продуманностью, системностью и лаконичностью. Что характерно, дети учились только во время урока: зачем тратить время на домашние задания, если достаточно взглянуть на карточку – и содержание темы само встает в памяти.

Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. Их качество зависело от интуиции, опыта и знаний учителя. Иными словами, Шаталов в очередной раз поднял преподавание до уровня искусства.

Современное учение, современный метод интеллект-карт основан на исследованиях и разработках английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

Бьюзен отмечал, что эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность.

 Правое полушарие–за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты — инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Система интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, превосходит методику Шаталова только наличием четких правил составления карт.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом:

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема (идея), на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания. Желательно использовать бумагу формата А4, лучше рисовать от руки, но возможно и выполнение на компьютере, использовать компьютерные программы: FreeMind,MindMaps, PowerPoint.
  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова (идеи). В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
  3. Ключевые слова (под-идеи) помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы.  Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Таким образом: Интеллект-карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карта способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Достоинства метода интеллект-карт

Использование метода интеллект-карт в процессе обучения немецкому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

  • задействовать оба полушария головного мозга
  • повышать работоспособность
  • формировать общеучебные умения и навыки
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
  • улучшать все виды памяти
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  • а главное — повышать результативность

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • корректировать знания  учащихся

Как рисовать карты (от Сергея Шипунова)

Разберем основные законы рисования Интеллект-карт

  •  Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»
  • Максимально свободно выражайте свои идеи.
  • Будьте творческими, яркими, выразительными.

1.Стиль

  • Свой собственный

Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!

  • Преувеличивайте

Если что-то утрированно преувеличенно  — то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.

  • Несерьезный

Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.

  • Красивый

Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!

2.Бумага

  • Белая

Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.

  • А4 или А3

На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!

  • Альбомная ориентация

Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.

3.Центральный образ

  • В центре листа

Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.

  • Яркий. Запоминающийся

Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!

  • Цветной (>3 цветов)

Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.

4.Структура

  • Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.

  • Понятная

Для повышения понятности карты используем следующие элементы:

  • Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.

  • 3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.

  • Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.

  • Ассоциативная

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.

5.Слова

  • Ключевые

Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.

  • 1-2 слова

Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!

  • В 1 линию

  • Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!
  • Буквы

Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.

6.Цвета

  • Чем больше – тем лучше

Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.

  • Значение

Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.

  • Текстовыделитель

Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).

7.Линии

  • Центральные толще

Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.

8.Картинки

  • Использовать везде где возможно

Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!

  • Цветные

Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!

  • Объемные (3D)

Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

  • Символы

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

  • Итоговая карта

Изначально интеллект-карты рисовались вручную. Дело в том, что в методе Тони Бьюзена большое внимание уделяется образному мышлению, поэтому во многих случаях вместо слов на карте изображаются картинки. Фактически интеллект-карты могут вообще не содержать слов — только рисунки, образы. В Интернете имеются примеры интеллект-карт, представляющих собой настоящие произведения искусства

Список источников:

1.Бершадский М.Е., Бершадская Е.А.
             Применение методов «Conсept Maps» и «Mind Maps» для повышения уровня              

     информационной компетентности обучаемых

2.http://www.mind-map.ru/

3.http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

4.http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

5.http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

Модернизированная образовательная система нацелена на формирование конкурентоспособной личности, умеющей регулировать собственную познавательную деятельность, управлять своим психоэмоциональным состоянием, выстраивать приоритеты, ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели и планировать пути и сроки их достижения. Современный социальный заказ выдвигает к подрастающему поколению требования, в соответствии с которыми индивидуумы должны обладать творческим складом ума, самостоятельностью в решении поставленных задач, отличаться личностной самодостаточностью и, в то же время, обладать рядом коммуникативных компетенций.

В контексте реализации новых образовательных стандартов эффективность обучения любой дисциплине во многом зависит не только от переданной педагогом системы специальных знаний, но и от непрерывного процесса формирования у обучаемых универсальных учебных действий, владение которыми превращает познавательный процесс в активно-творческую, поисковую деятельность.

Специфика урока иностранного языка такова, что, помимо лингвистических навыков, в ходе ознакомления с иноязычным материалом обучаемые получают множество сведений из других областей знаний, в том числе из психологии. Так, к примеру, в процессе написания на иностранном языке эссе различной тематической направленности учащиеся лучше познают собственные ценности и идеалы, учатся отстаивать свою позицию, а разрабатывая временную матрицу по самостоятельной подготовке к иноязычному экзамену, ребята постигают основы тайм-менеджмента.

Реализации на уроке принципов деятельностного подхода, заложенного в основу ФГОС, а также формированию у обучаемых системы универсальных компетенций способствует применение популярного в современной психологии метода построения ментальных карт. Ментальная карта – это способ графического отображения и структурирования информации в древовидной форме, при котором центральную позицию занимает ключевое понятие, а от него, в свою очередь, исходят ассоциативно связанные между собой ветви первого, второго, третьего и чётвёртого порядка [1]. По своей структуре ментальные карты как основанные на ассоциативных связях многоканальные системы хранения и обработки информации напоминают специфику работы нашего мозга [2].

На уроке иностранного языка применение ментальных карт является эффективным средством совершенствования всех видов речевой деятельности и, бесспорно, структурирования и систематизации изучаемого лексико-грамматического материала. В данной статье приводятся некоторые типовые задачи, направленные на формирование системы универсальных учебных действий, каждая из которых наглядно представляет возможности применения ментальных карт в ходе обучения иноязычному общению, неразрывно связанного с формированием универсальных компетенций обучаемых.

Типовые задачи по развитию познавательных универсальных учебных действий

Задание «Ментальная карта текста»

Цель: развитие навыков поискового, рефлексивного чтения, умения сопоставлять факты, классифицировать и структурировать информацию, выделять главное и второстепенное.

Возраст: 12-16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: обучаемым предлагается в ходе чтения текста составить ментальную карту, в которой необходимо отразить его идею, тему и подтемы, главную и избыточную информацию, имена и характеристики главных героев, затронутые в тексте проблемы и аргументы «за» и «против», а также развитие собственного эмоционального состояния в процессе чтения.

Инструкция: составление ментальных карт является замечательной альтернативой традиционному способу конспектирования, так как предоставляет возможность в процессе чтения графически отразить информацию в сжатом виде, наглядно и символично, выразив при этом собственное отношение к содержанию прочитанного. Такая форма визуализации текстовой и подтекстовой информации значительно облегчает её последующее вспоминание, пересказ и групповое обсуждение текста в классе.

Учитель предлагает ребятам отразить на ветвях ментальной карты (рис. 1) ответы на следующие вопросы:

— Worin besteht die Hauptidee des Textes?

— Wie ist sein Hauptthema und wie sind seine Unterthemen?

— Welchem Problem ist der Text gewidmet? Führe die Argumente “pro” und “contra” an!

— Wie sind die Hauptpersonen der Erzählung? Wie ist ihr geistiger Zustand?

— Worin besteht die wichtige Information und die überflüssige Information?

— Wie veränderten sich Ihre Gefühle während des Lesens dieses Textes? 

Рис. 1. Ментальная карта текста

Впоследствии обучаемые могут использовать созданные ими ментальные карты в качестве речевой опоры при пересказе текста, построении монологических и диалогических высказываний, ведении дискуссии в классе.

Задание «Важнейшие научно-технические открытия, изменившие мир»

Цель: развитие навыков поискового чтения, формирование умения систематизировать, классифицировать и структурировать информацию, отделять главное от второстепенного, использовать на практике графические приёмы отображения информации.

Возраст: 14-16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная, парная или групповая работа.

Описание задания: обучаемым предлагается найти в тексте информацию о достижениях научно-технического прогресса, распределить их по ветвям ментальной карты (рис. 2) в зависимости от научной сферы, а затем представить в форме таблицы (табл. 1) наиболее значительные, на взгляд учащихся, открытия из каждой области науки с указанием фамилий учёных-исследователей. 

Рис. 2. Ментальная карта «Научно-технические открытия / изобретения»

Таблица 1

Важнейшие научно-технические открытия и изобретения

Naturwissenschaften

Mathe

Technik

Medizin

Soziologie

Philosophie

Astronomie

Physik

Chemie

Biologie

Erf

/

Ent

W

Erf

/

Ent

W

Erf /

Ent

W

Erf /

Ent

W

Erf / Ent

W

Erf /

Ent

W

Erf /

Ent

W

Erf /

Ent

W

Erf /

Ent

W

1.

2.

3.

, где Erf – Erfindung, Ent – Entdeckung, W – Wissenschaftler

На старшей ступени обучения можно усложнить задание последующей аргументацией своего выбора, на среднем этапе достаточно перечисления учащимися в корректной форме выделенных ими открытий и достижений по каждой научно-технической сфере. 

Типовые задачи по развитию регулятивных универсальных учебных действий

Задание «Машина времени: я в будущем»

Цель: формирование способности личности к рефлексии, целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе.

Возраст: 12-16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: составление ментальной карты, отражающей собственный желаемый образ и потенциальные жизненные достижения во временной перспективе.

Инструкция: Представьте себя в возрасте 20 / 30 / 40 лет. Какими качествами Вы обладаете в данном возрасте? Как Вы выглядите? Где живёте? Чем занимаетесь? Каких целей уже достигли? Отразите свой желаемый образ на ментальной карте (рис. 3). Так Вы не только повторите лексику по темам «Внешний вид», «Характер», «Профессии», «Жильё», «Хобби» и т.д., но и визуализируете свои цели и мечты и задумаетесь над тем, какие шаги Вы уже сегодня можете предпринять для их реализации, что зависит лично от Вас, а что обусловлено внешними обстоятельствами.

Рис. 3. Ментальная карта «Я в будущем»

Команды и вопросы преподавателя на немецком языке:

Beschreibe dich selbst im Alter von 20 / 30 / 40 Jahren! 

— Wie möchtest du sein?

— Welche Charaktereigenschaften sind dir typisch?

— Wie siehst du aus?

— Wo wohnst du? 

— Womit beschäftigst du dich?

— Was hast du schon erreicht?

— Was kannst du dafür schon heute machen?

— Was kannst du selbst erreichen und was hängt von den äuβeren Bedingungen ab?

Markiere das alles auf der Mind-Map.

Данное задание, направленное на развитие регулятивных универсальных учебных действий, может быть использовано на уроке немецкого языка на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного лексико-грамматического материала. 

Задание «Рефлексия урочной деятельности»

Цель: развитие способности к регуляции учебной деятельности, саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, к самооценке и выбору стратегии в отношении обучения.

Возраст: 12-16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: обучаемым предлагается проанализировать собственную деятельность во время урока немецкого языка и отразить на ментальной карте, что нового они узнали, что им показалось особенно интересным, насколько комфортно они чувствовали себя на занятии, что получилось с  лёгкостью, что далось особенно тяжело, над какими проблемами предстоит работать.

Инструкция: каждый урок имеет свои цели и задачи, и важнейшим этапом является подведение его итогов. Очень важно понимать, какие конкретно знания и умения Вы получили, что далось Вам с лёгкостью, а над чем ещё предстоит работать. Всё новое, интересное, что Вы узнали на уроке, а также свои сильные и слабые стороны можно схематично представить в форме ментальной карты (рис. 4), чтобы впоследствии провести работу над проблемными вопросами.

 Рис. 4 Ментальная карта «Рефлексия урочной деятельности»

Затем ребята отвечают на вопросы по каждой ветви ментальной карты:

— Was Neues hast du in der Stunde erfahren?

— Was war für dich besonders interessant?

— Was ist dir leicht gefallen?

— Was ist dir schwer gefallen?

 — An welchen Problemen musst du arbeiten?

Далее обучаемым предлагается заполнить хронокарту по ликвидации пробелов в освоении языкового материала урока (табл.2).

Таблица 2

Хронокарта по ликвидации пробелов в овладении языковым материалом

Фонетические навыки

Орфография

Грамматические навыки

Владение лексикой

Навыки аудирования

Навыки чтения (темп, качество)

Навыки перевода

Устная речь (темп, содержательный аспект)

Письменная речь (умение писать эссе, письма и пр.)

Пробелы в знаниях/ умениях / навыках

Сроки ликвидации пробелов

Время, отведённое на работу над пробелами в день

Время, отведённое на работу над пробелами в неделю

Данное задание может быть использовано как в конце каждого урока, так и по завершении определённого лексико-грамматического блока.

Типовые задачи по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

Задание «Продолжи рассказ»

Цель: развитие умения слушать и слышать друг друга, способности адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Возраст: 10-16 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: один учащийся начинает рассказ, связанный с темой урока, другой продолжает и так по цепочке. В итоге учащиеся индивидуально или парно составляют ментальные карты, отражающие отдельные этапы развития сюжета группового рассказа: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. 

Задание «Компьютерная презентация о великих событиях из истории Германии»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, а также умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности; развитие навыков аудирования.

Возраст: 14-16 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: учащиеся разделяются на подгруппы, каждой из которых предлагается создать презентацию о наиболее значительных, на их взгляд, событиях, или об определённом периоде из истории Германии. Каждая подгруппа заранее готовит вопросы по теме своей презентации, на которые следует ответить представителям другой подгруппы. Затем другая подгруппа представляет оценку работы первой подгруппы в форме ментальной карты, ветви которой отображают: 1) содержательность презентации; 2) иноязычную грамотность; 3) умение работать в команде; 4) яркость и оригинальность презентации.

Типовые задачи по развитию личностных универсальных учебных действий

Задание «Мои социальные роли»

Цель: развитие способности к самоанализу, направленной на осознание особенностей собственной личности в контексте многообразия исполняемых социальных ролей.

Возраст: 10-16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: составление ментальной карты, отражающей проявление отдельных характеристик личности в различных социальных ролях.

Инструкция: каждый день мы с Вами выполняем различные социальные роли. Каждый из нас выступает в роли друга, сына или дочери, в роли ученика, клиента, собеседника и т.д. При этом всякий раз мы проявляем различные качества личности, предстаём в разнообразных образах. Давайте попытаемся предельно откровенно отразить наши поведенческие особенности и черты характера в разных социальных ролях в ментальной карте (рис. 5).

Затем преподаватель просит учащихся проанализировать ментальную карту, указать, какими характеристиками собственной личностями они гордятся, что следовало бы в себе развивать, какие качества нужно преодолеть, в проявлении каких качеств следует быть более сдержанным или, напротив, какие качества нужно проявлять в большей степени.

 Рис. 5. Ментальная карта «Мои социальные роли»

Возможные вопросы преподавателя:

Welche Rollen erfüllst du in der Gesellschaft?

Wie benimmst du dich als Freund / Sohn / Schüler / Nachbar …?

Auf welche Eigenschaften bist du stolz?

Was möchtest du in dir verändern?

Welche Eigenschaften kannst du entwickeln?

Данное задание может выполняться на любом этапе освоения лексико-грамматического материала и способствует формированию у учащихся представления о себе как о целостной личности с многообразием проявлений отдельных качеств в различных ролевых ситуациях. 

Задание «Я глазами других»

Цель: развитие способности воспринимать альтернативные точки зрения относительно собственной личности, извлекать пользу из критических замечаний, находить положительное в отрицательном; развитие системы моральных ценностей; формирование умений сбора, обработки и анализа информации.

Возраст: 10-16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: учащиеся проводят опрос своих знакомых, друзей, родственников, в ходе которого узнают свои наиболее ярко выраженные положительные и отрицательные качества (по три характеристики). Затем обучаемые выявляют наиболее частотные из названных качеств, переводят их на немецкий язык и классифицируют в форме ментальной карты (рис. 6).

 Рис. 6. Ментальная карта «Я глазами других»

При этом ветви первого порядка представляют положительные и отрицательные характеристики, а ветви второго и третьего порядка могут отражать а) ситуации, в которых те же самые качества можно представить в противоположном свете; б) способы развития или преодоления этих качеств; в) сферы жизни (обучение, работа, карьера, семья, любовь, дружба и т.д.), в которых указанные характеристики играют особо важную роль, могут навредить или принести пользу. Таким образом, учащиеся в ходе закрепления лексики по теме «Характер» учатся принимать собственную личность и избирать дальнейшие поведенческие ориентиры.

Таким образом, применение на уроках немецкого языка типовых заданий, связанных с построением ментальных карт, является эффективным средством развития познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Ссылки на источники

1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 %. [Текст] / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.

2. Цыганова, О.Н. Карта памяти как метод формирования информационной, коммуникативной и языковой компетентности / О.Н. Цыганова // [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://tsyganova.74325s017.edusite.ru/p23aa1.html

Об использовании Mind map на
уроках  немецкого языка для
совершенствования лексических навыков (
и
з опыта работы)

В обучении иностранному языку  особое место отводится изучению лексики.
Учитель иностранного языка проводит целенаправленную работу с  «вортшатц», который должен стать активным
лексическим запасом у учащихся. А что необходимо, чтобы это произошло?

Конечно же, организация деятельности учащихся по
ознакомлению,  запоминанию,
воспроизведению и употреблению в тематических коммуникационных ситуациях
определённых лексических единиц.

Я думаю, прекрасно всем известны методические пособия
для учителей иностранного языка, как «Настольная книга преподавателя
иностранного языка», авторами которой являются Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская,
А.Ф. Будько, С.И. Петрова, А.И. Попов,  
«Урок иностранного языка в средней школе» Е.И. Пассова. Конечно же, они  стали методическим фундаментом, на котором
каждый  учитель построил  свою систему работу с учащимися по усвоению  такой важной части иностранного языка, как
лексика.  Не забывая о традициях, я в
своей педагогической практике использую информационные компьютерные технологии,
а именно – ресурсы web 2.0. Урок, на котором учащиеся должны овладеть
иностранными словами, условно можно представить в трёх этапах:

— презентация лексических единиц;

— организация деятельности по их запоминанию;

— употребление слов 
в иноязычном общении по определённой теме.

В условиях современной классификации уроков по видам
речевой деятельности (речевая компетенция), можно отнести такой урок к уроку
говорения (Концепция учебного предмета «Иностранный язык»). На данных учебных
занятиях с целью совершенствования лексических навыков и формирования навыка
говорения организую учебно-познавательную деятельность учащихся с применением
Интернет-ресурсов q
uizlet.com  и  mindmeister.com, bubbl.us или Text2MindMap.com. Если с quizlet.com – ресурсом,
который представляет собой организацию работы с электронными лексическими
карточками в различных режимах, уже знакомы многие педагоги иностранного языка,
то я хотела бы остановиться на Интернет-ресурсах mindmeister.com, bubbl.us или
Text2MindMap.com. Они  служат инструментом для
создания, так называемых карт памяти (интеллект-карт, карт связей) или
Mind map, которые являются разработкой Тони Бьюзена,
британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта.  Также я считаю, что это своего рода,
трансформация фразово-смысловых таблиц Бима И.Л. и Пассова Е.И. по работе с
лексикой в условиях реализации коммуникативного метода обучения иноязычному
общению. Данные карты обеспечивают на уроках говорения в рамках календарно-тематического
планирования по темам «Мой любимый писатель», «Хороший/ая ученик/ца», «Мой
любимый фильм», «Хороший/ая актёр/актриса», «Искусство», «Спорт», «Мой дом» и
т.д. зрительную и содержательную опору для ребят по составлению своего мнения по
теме общения. Приём помогает учителю – объяснить, корректировать, а учащимся – даёт
возможность  правильного построения
синтаксических единиц, т.е. словосочетаний, предложений, в реализации
критериев: связности, логичности, объёма и развёрнутости  монологического высказывания. В ресурсах 
mindmeister.com, bubbl.us или Text2MindMap.com необходимо учителю вводить нужные лексические единицы, словосочетания,
устойчивые выражения по заданной теме и распределять их по  смысловым 
или морфологическим группам. Например, в центре карты мы пишем «Хороший
ученик», затем от него делаем связь к вопросу «Каким может быть хороший
ученик?». От этого вопроса мы  делаем
связи: прилежный, аккуратный, умный, одарённый, коммуникабельный, приветливый,
отзывчивый, смелый и др. Далее от темы высказывания  «Хороший ученик» можно сделать ещё одну связь
«Что делает он?». Продолжаем в этой группе: принимает участие в олимпиадах,
участвует в школьном самоуправление, является старостой класса, помогает
друзьям, учителям и т.д. На этапе первой презентации учащимся такой карты  (на бумажном (карты можно распечатать) или
электронном носителе) следует прочитать её, определить есть ли новые слова или
выражения, не ясные для понимания (если Вы такие употребляли),  алгоритм работы с
MindMap, который определяется каждым учителем индивидуально. Но идея такова,
чтобы учащиеся самостоятельно строили предложения, складывая их в связный
текст, определяемый коммуникативной ситуацией.

Как быстро и легко запоминать новые слова? Что такое ментальная карта и как она применяется для изучения немецкого языка? Чем метод mind map может быть полезен преподавателям?
 

Те, кто изучает иностранный язык, не понаслышке знают, как сложно порой бывает выучить новые слова. Просто заучивать их списком скучно, да и не особо продуктивно, а возможности использовать новую лексику сразу в речи у многих просто нет. Сегодня мы расскажем вам об эффективном способе работы с иностранными словами — интеллект-картах (он же mind map, майндмап, диаграмма связей, ассоциативная карта, ментальная карта).

Что такое mind map

Mind map (далее — интеллект-карта) — это особый метод структуризации новых знаний в виде схемы, графика или диаграммы.

Известно, что первые попытки графического отображения информации были предприняты еще в 3-м веке нашей эры. Однако в более привычной нам форме интеллект-карты появились благодаря британскому психологу Тони Бьюзену (Tony Buzan) в 20-м веке. Именно он считается создателем современных диаграмм связей. Его новаторство заключалось в том, что графические схемы больше не были линейными, а походили на нейронные связи, образующиеся в нашем мозге: разветвленные, взаимосвязанные, но имеющие общий центр.

Еще в студенческие годы Тони Бьюзен задался целью упростить и модернизировать процесс запоминания большого объема новой информации. В университете ему приходилось читать множество книг, конспектировать лекции, но интеллектуальная нагрузка была так велика, что какая-то часть информации все равно забывалась. Не найдя в библиотеках нужной ему литературы по теме систематизации знаний, он решил изобрести свой способ конспектирования.

Курсы по немецкому

Исследуя работу человеческого мозга, он установил, что наши нейронные связи не линейны, а больше похожи на крону дерева с многочисленными ветвями и отростками. В этот момент ему пришла в голову идея ассоциативных карт, которые по своей форме значительно отличались от ранее используемых простых схематичных графиков. По мнению автора, при составлении таких ассоциативных карт задействуются оба полушария головного мозга, что помогает лучше запомнить нужную информацию (левое полушарие при этом отвечает за логику и рациональность, а правое — за творчество и цветовое восприятие).

Также психолог выявил, что различные группы информации лучше выделять отдельным цветом, чтобы мозг фокусировался на каждой из них и различал. Испытав данный метод на себе, Тони Бьюзен начал помогать своим сокурсникам более продуктивно работать с информацией, за что они были ему невероятно благодарны. Кому интересно более глубоко окунуться в историю создания метода, советуем почитать работы Тони Бьюзена “Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления” и “Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт”.

Как устроены интеллект-карты

Обычно берется какое-то основополагающее понятие и помещается в центр схемы, от него отходит несколько ассоциативных “ветвей”, а от каждой из них, в свою очередь, еще несколько. Карта может составляться до тех пор, пока ассоциативные связи не закончатся. Ветви, более близко расположенные к центральному понятию, обычно толще, чем более дальние. Допустим, вам нужно запомнить лексику по теме “Транспортные средства”. Тогда диаграмма связей может выглядеть следующим образом:

Майндмэп на немецком

 

Карта создана в программе Wise Mapping (кликните на картинку для увеличения)

Как вы видите, в центре схемы находится самая глобальная тема — транспортные средства. От нее отходят более мелкие разделы: общественный транспорт, водный и воздушный транспорт и т.д. И уже от этих разделов отходят самые тонкие “ветви” схемы — сами транспортные средства, относящиеся к каждой категории.

Подобным образом можно построить ассоциативную карту на любую тему. Допустим, вы изучаете тему “Еда”. Вы можете разделить лексику по группам “завтрак, обед и ужин”, а можете объединить лексику по группам продуктов: молочные, мясные, овощи, фрукты и т.д. Затем в каждой группе нужно прописать продукты, к ней относящиеся. Допустим, к разделу “Obst” подойдут следующие слова: die Banane, der Apfel, die Birne, die Pflaume и далее по списку.

Уже не терпится попробовать? Тогда вот вам список наших статей с подборками немецкой лексики по различным тематикам:

  • Части тела на немецком
  • Времена года
  • Одежда на немецком
  • Тема «Спорт» на немецком
  • Тема «Семья» на немецком
  • Тема «Дом» на немецком
  • Тема «Хобби» на немецком
  • Профессии на немецком

Прелесть данного метода состоит в том, что только вы решаете, как будет выглядеть ваша схема, нет никакого правильного единого варианта. Тони Бьюзен в своих работах также отмечал, что не нужно пугаться или расстраиваться, если первые схемы не будут шедевром, со временем их качество будет только улучшаться.

Изначально этот метод работы с информацией подразумевал письменный формат, что, кстати, развивало сразу два типа памяти: визуальный и моторный. Поэтому, если у вас есть цветные карандаши, фломастеры или ручки, а составление схем доставляет вам удовольствие, то обязательно попробуйте сделать интеллект-карту самостоятельно на листе бумаги. Многие студенты замечают, что слова, прописанные на листе бумаги, запоминаются лучше, чем те, которые просто были прочитаны с экрана компьютера.

Позже появились специальные программы, заметно облегчающие процесс создания диаграмм. Но неизменным осталось одно: ассоциативная карта — это чистое творчество. Только в цифровом формате вы почувствуете больше свободы, так как сможете группировать слова так, как удобно вам, менять их местами, вносить правки, добавлять картинки и прикреплять ссылки.

Майндмэп на немецком

 

Карта создана в программе Coogle (кликните на картинку для увеличения)

 

Зачем mind map преподавателям

Современные преподаватели часто используют диаграммы связей для объяснения новой темы, ведь таким образом можно не только работать с лексикой, но и запоминать правила спряжения глаголов или типы придаточных предложений. Да все что угодно!

  • Итак, первый способ работы с интеллект-картами — составление их для учеников заранее перед занятием. Ученики точно оценят, если карта будет яркой, с картинками, и им больше не придется вздрагивать от фразы: “Вот список новых слов, их нужно выучить до следующего урока”. В некоторых программах, о которых мы расскажем далее, есть возможность делиться своей картой и разрешать ее редактировать, что невероятно упрощает и ускоряет работу над новым материалом.
  • Второй способ — составление карты вместе с учеником или учениками во время занятия. Так как диаграммы связей — дело весьма творческое, позвольте каждому ученику составить свою собственную схему, согласно его умозаключениям. Карта, разработанная самостоятельно, в разы увеличит процент усвоенной информации.
  • И третий способ — это составление интеллект-карт учениками после пройденного занятия. Обычно такой метод работы практикуется с учениками старшего возраста, студентами и взрослыми людьми, так как человек должен иметь четкую цель и осознание того, что это не просто задание, которое нужно сделать, а часть обучения.

Уже пробовали изучать немецкий язык самостоятельно, но не продвинулись дальше алфавита? Школа Deutsch Online проводит День бесплатных онлайн-уроков для начинающих и для продолжающих! Принять участие можно из любой точки мира, нужен только компьютер, планшет или телефон. Запишитесь прямо сейчас! Это абсолютно бесплатно, а присоединиться можно всего в несколько кликов.

Мозг, идея

Как создать интеллект-карту самостоятельно

Наверное, вам уже не терпится попробовать составить собственную ассоциативную карту, поэтому мы подобрали для вас бесплатные MindMap-сервисы для более продуктивного и увлекательного изучения немецкого языка.

  • MindMap — можно скачать в Google Workspace Marketplace
  • Mind Mup Важно! В бесплатной версии вы можете сохранять созданные карты только весом не более 100 Кб
  • Coggle — Collaborative Mind Maps Важно! В бесплатной версии можно создать только 3 карты
  • Bubble Важно! В бесплатной версии можно создать только 3 карты
  • Wise Mapping Вам потребуется создать свой аккаунт для пользования сервисом, но создания карт полностью бесплатное
  • Mind42  Вам потребуется создать свой аккаунт для пользования сервисом, но создания карт полностью бесплатное
  • FreeMind — это приложение, которое нужно скачать на компьютер перед началом работы, но пользоваться им можно абсолютно бесплатно
  • Miro Mind Map Важно! В бесплатной версии можно создать только 3 карты

Так как у каждого из данных приложений есть бесплатная версия, вы можете попробовать создать интеллект-карту в каждом из них, чтобы найти наиболее подходящий формат работы. Кому-то понравится более сдержанное оформление, а кто-то не сможет обойтись без рисунков и анимированных значков.

Если же вы не любите работать за компьютером, или вам не нравится разбираться в новых программах и приложениях, то не забывайте, что вы можете всегда обратиться к истокам создания интеллект-карт. Возьмите лист А4, расположите в центре тему вашего конспекта и смело окунайтесь в творческий процесс. Чем ярче будет ваша схема, тем увлекательнее пройдет процесс усвоения информации. Не забывайте использовать много цветовых акцентов, приклеивайте картинки или рисуйте иллюстрации самостоятельно!

На этом наше знакомство с системой mind map подошло к концу. Надеемся, что данный материал был вам полезен, и теперь процесс запоминания немецких слов сможет превратиться из скучной рутины в интересное времяпрепровождение. Viel Erfolg beim Deutschlernen!

 

Материал подготовила преподаватель Deutsch Online
Анастасия Чебанова

Самые популярные

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководитель французской фашистской организации боевые кресты ответ 1
  • Переводчик французского языка вакансии минск
  • Фразеологизмы на английском с частями тела
  • Цыпленок цыпа на немецком
  • Как пишется октоберфест на немецком