Характеристика героев уроки французского распутин таблица

Характеристика героев рассказа «Уроки французского», таблица с описанием персонажей, образы героев

harakteristika-geroev-rasskaz-Uroki-francuzskogo-tablica
Главный герой.
Иллюстрация к рассказу
«Уроки французского».
Художник В. Гальдяев

В этой статье представлена характеристика героев рассказа «Уроки французского» в таблице (образы героев).

В данной таблице вы найдете список главных и второстепенных персонажей и их краткое описание.

Характеристика героев рассказа «Уроки французского» в таблице

Герои

Характеристика героев

Главный герой

Возраст главного героя – 11 лет. Он учится в 5-ом классе. Главный герой – мальчик из бедной семьи. Он – способный мальчик. Он хорошо учится в школе. С 11 лет он живет отдельно от семьи в райцентре. Здесь он ходит в школу и живет на квартире у знакомой тети Нади. Главный герой – скромный и молчаливый мальчик.

Подробнее о главном герое >>

Учительница Лидия Михайловна

Лидия Михайловна – учитель французского языка и классный руководитель главного героя. Ей около 25 лет. Она – умная и красивая девушка. Лидия Михайловна – заботливый и внимательный учитель. Она следит за жизнью своих учеников и вникает в их проблемы. Она помогает главному герою зарабатывать на еду, когда он голодает.

Подробнее о Лидии Михайловне >>

Директор школы

Директор школы – Василий Андреевич. Он работает директором уже 20 лет. Василий Андреевич – строгий и жесткий человек. Ученики в школе очень боятся директора. Он любит ругать учеников на глазах у всей школы и доводит их до слез. Директор увольняет Лидию Михайловну, когда узнает, что она играет с учеником на деньги. Директор не понимает, что учительница помогала ученику.

Подробнее о директоре >>

Вадик

Вадик учится в 7-ом классе в одной школе с главным героем. Ему около 13 лет. Вадик – злой и жестокий мальчик. Он обижает младших ребят. Малыши боятся его и не смеют с ним спорить. Вадик дружит с другим хулиганом – Птахой. Вместе они несколько раз избивают главного героя за то, что он с ними спорит.

Подробнее о Вадике >>

Птаха

Птаха – это прозвище мальчика. Настоящее имя героя не известно. Птаха учится в одном классе с главным героем. Птахе около 12 лет. Он остался на второй год и снова учится в 5 классе. Птаха – злой и драчливый мальчик. Он затевает драки по любому поводу. Птаха всегда ходит вместе с Вадиком. Птаха и Вадик избивают главного героя во время игры в «чику».

Подробнее о Птахе >>

Тишкин

Тишкин – одноклассник главного героя. Суетливым мальчик с моргающими глазами. Он поступает некрасиво, рассказав учительнице французского о том, что главный герой играет в игры на деньги.

Подробнее о Тишкине >>

Мать главного героя

Мать главного героя – простая русская женщина. Она одна содержит троих детей. Семья главного героя очень бедна. Мать из последних сил присылает сыну посылки в райцентр. Иногда она приезжает проведать сына. Главный герой любит свою мать и семью. Он скучает по ним в разлуке.

Тетя Надя

Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой. Тетя Надя – одинокая, замотанная женщина с тремя детьми. Тетя Надя живет небогато. Она или ее дети воруют еду у главного героя. Поэтому мальчик постоянно ходит голодный.

Федька

Федька – младший сын тети Нади. Федька знакомит главного героя с Вадиком и Птахой.  

Это была характеристика героев рассказа «Уроки французского» в таблице: образы героев (краткое описание). В списке представлены главные и второстепенные персонажи рассказа. 

1.Составление цитатной
таблицы «Черты характера главного героя рассказа»
.

ТАБЛИЦА
«Черты характера главного героя рассказа «Уроки французского»»

Черты
характера главного героя рассказа

Цитатные примеры

Ответственное
отношение к учёбе

 «Учился
я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у
меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня
возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу,
останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме
французского, у меня держались пятерки».

«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо
было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».

Стремление
к знаниям

 «Учился я
хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я
почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в
словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в
удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и
получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?»

Нравственная
стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)

 «Хотелось только одного, мечталось об одном —
домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября,
испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда
она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной».

 «Я добился того, что из десяти бросков три или четыре
угадывали точно на деньги».

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал
всякий аппетит». 

«Она сделала еще
попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во
мне хватало на десятерых».

Стремление
к правде и справедливости

«Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее.
Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»

 «Я говорил искренне, но что поделаешь, если
искренность нашу нельзя привязать веревками».

«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее
доказательство — от противного».

Чувство
собственного достоинства

 «Я знал, что иду на унижение, но не меньшим
унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали.
Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как
смогу держать себя я».

«Лидия Михайловна уже ушла. Ничего, найдем, знаем, где
живет, бывали. Значит, вот как: не хочешь садиться за стол — получай продукты
на дом. Значит, так. Не выйдет. Больше некому». 

«Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если
дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня
чуть больше рубля. Значит, за рубль переваливать нельзя — не то позор, позор
и стыд на всю жизнь».

«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал
себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я
никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».

Гордость
и застенчивость

 «От робости, молчаливости, излишней деревенской
замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне
никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся». 

«И без того от
природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой
чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально
каменел и боялся дышать».

«Стыдно сейчас
вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш
урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же
выскакивал всякий аппетит».

Терпение,
умение переносить боль и обиды

 «В конце
концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не
меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и
выгнали».

 «Обидно было только, что мать ради меня отрывает
последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я
заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит
правду».

«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше
не боялся. За что? За что они так с мной о? Что я им сделал?»

«Я старался только не упасть, ни за что больше
не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».

 «…Нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело —
если бы я сам бросил школу…Но и тогда про меня можно сказать, что я человек
ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет
чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но
так домой ехать нельзя».

Неприятие
обмана и предательства

 «Все
во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из
себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев,
закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь
поселок:— Переверну-у-ул!»

«И тут я
неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня
выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, —
там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой
натуги. Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю.
Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно».

«Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными
глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а
она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что
ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает,
называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась
подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну!
Лидия Михайловна, называется».

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добро и зло, правда и ложь, справедливость и человеческое равнодушие. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница в тощем деревенском мальчике смогла рассмотреть сильную личность, пожалеть его, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный момент жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Главный герой, мальчик 11 лет.

Ребёнок из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт далеко от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбу в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
Подробная характеристика главного героя.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна

Учительница французского языка.

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом с Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
Подробная характеристика Лидии Михайловны.

Василий Андреевич

Директор школы.

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с учеником за игрой на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.
Подробная характеристика Василия Андреевича.

Второстепенные персонажи

По работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, в которой жил рассказчик.

Федька познакомил рассказчика с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается над теми, кто младше и слабее, и обижает их. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
Подробная характеристика Вадика.

Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения. Остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся.
Подробная характеристика Птахи.

Тишкин

Одноклассник главного героя.

Часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» перед читателем предстаёт целая галерея разнообразных персонажей. События, произошедшие с героями книги «Уроки французского», стали их жизненными уроками. Оказывается, за совершение добрых поступков можно пострадать, потому что их не все могут верно понять и оценить. В «Уроках французского» – показаны доброта и милосердие в действии.
Имена и характеристики персонажей могут быть полезны при написании сочинения и творческой работы по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Чингиз Арслангалиев

    11/11

  • Kris Stay

    11/11

  • Дима Бараноа

    10/11

  • Матэ Перадзе

    11/11

  • Анна Кузнецова

    8/11

  • Виктория Дворниченко

    11/11

  • Lika Ohno

    10/11

  • Уолтер Уайт

    10/11

  • Наташа Леонтьева

    9/11

  • Ярослав Лукин

    11/11


Урок 74. В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

Урок 75. «Уроки французского»: стойкость главного героя

Урок 76. В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

УРОК 74
В. Г. РАСПУТИН. «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»:
ТРУДНОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, юность,
начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин». Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Восприятие и
выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование
выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

Рассказ учителя о В. Г. Распутине
с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя и показом его портретов.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин» (из воспоминаний писателя) и материалов из
истории создания рассказа «Уроки французского»:


См. статью ниже.

Как писатель объясняет тот факт, что он помнит о посылке с макаронами, а его учительница забыла?

Что такое автобиографический рассказ?

Почему писатель стремится поделиться с читателями рассказом о событиях собственной жизни? Как он это делает?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Беседа о жанровых особенностях рассказов В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой» и В. Г. Распутина «Уроки французского»:

* Можно ли назвать рассказы «Конь с розовой гривой» и «Уроки французского» мемуарами о детстве? Докажите свою позицию.

Каковы основные черты этого жанра?
(Итоговость, назидательность, переосмысление прошлого взрослым человеком, размышления о нравственных уроках детства.)

*Можно ли доказать, что в прошлом действует юный эпический герой, который совершает действия и поступки, а в настоящем его
оценивает герой лирический, взрослый человек, почти двойник автора?
Приведите примеры из рассказа «Конь с розовой гривой», иллюстрирующие эти положения.

*Чьими глазами видится в рассказах о детстве реальный мир?

Докажите, что в мемуарах о детстве присутствует «троичность» повествования: отражение реального мира в детском восприятии и
взгляд взрослого человека в виде воспоминания.

С каким настроением взрослый писатель рассказывает о своём детстве?
(Светлая грусть.)

Докажите, что ход повествования в «мемуарах о детстве» часто нарушается и включает в себя воспоминания из другого времени.

Расскажите кратко об Анастасии Прокопьевне Копыловой (см. материал ниже) и о дружбе В. Распутина с драматургом А. Вампиловым.

Зачем в начале рассказа «Уроки французского» автор размышляет о вине перед учителями и родителями?

Чьи размышления открывают рассказ: школьника или взрослого человека? Обоснуйте свою позицию.

*Почему писатель говорит о вине не за то, что было в школе, а за то, что сталось после?

IV. Отражение в повести трудностей военного времени
Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте выразительно фрагмент рассказа с начала до слов «Я опомнился и убежал».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Расскажите, почему герой рассказа голодал в райцентре. Какие ещё трудности выпали на его долю в годы учёбы?

Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог героя рассказа, Федьки и Вадика со слов «Однажды, ещё в сентябре…» до слов «…хозяйничал
здесь он, это я понял сразу».

Озаглавьте этот фрагмент.

Расскажите, как мальчишки играли в чику. Легко ли было выиграть деньги?

Дайте характеристику Вадика.

Почему герой рассказа начинает играть на деньги: из-за азарта, от жадности, чтобы добиться превосходства над
мальчишками, от голода? Аргументируйте свой ответ.

V. Герой рассказа и его сверстники
Продолжение групповой работы:

Группа 3.


Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа о том, как герой научился честно выигрывать в чику, со слов «Я стал
выигрывать постоянно, каждый день…» до слов «Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Дайте нравственную оценку поведению героя-повествователя и Вадика.

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Я только что опять угодил в деньги…» до слов
«…не могло быть на всём белом свете человека несчастнее меня».

Озаглавьте этот фрагмент.

Какое чувство вызывает эпизод? Как он характеризует героя-повествователя и его противников: Вадика и Птаху?

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Первым уроком, как назло, был французский…» до слов «…но так домой ехать нельзя».

Озаглавьте этот фрагмент.

Перескажите, о чём разговаривали герой и Лидия Михайловна.

С какой целью автор помещает рядом описания их портретов?

Группа 5.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Я подошёл, и игра сама собой приостановилась…» до слов «Другого выхода нет».

Озаглавьте этот фрагмент.

Почему герой опять пошёл играть на деньги? Можно ли его за это осудить или оправдать?

Расскажите, как герой занимался французским дома у учительницы.

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему учительница приглашала мальчика заниматься к себе домой:
— чтобы самой не ходить в школу;
— чтобы он знал французский на отлично;
— чтобы спасти его от голода?

Как герой чувствовал себя дома у учительницы? Почему ему было неуютно и неловко?

VI. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
Продолжение групповой работы:

Группа 6.


Расскажите историю с макаронами со слов «Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка…» до
слов «…с каких приисков взялось такое богатство».

Озаглавьте этот фрагмент.

Как герой догадался, что посылку прислала не мать?

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Когда я бочком влез с посылкой в дверь…» до слов «…я, мотая головой и бормоча что-то, выскочил за дверь».

Почему герой не признавался, что голодает? Оцените его позицию.

Группа 7.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Однажды, недели через две после истории с посылкой…» до слов «Это было
справедливо, и я согласился…».

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с приходом директора.

Какие чувства испытали при этом герой и учительница?

Ответьте на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Прочитайте финальную часть рассказа со слов «Через три дня Лидия
Михайловна уехала…» до конца рассказа.

С какой целью автор рассказывает читателю про ещё одну посылку с макаронами?

VII. Практическая работа.

Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе „Уроки французского“».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как в рассказе выражается авторская позиция по отношению к героям?

Домашнее задание

Подготовить устное сообщение о главном герое рассказа по плану из задания 2 (раздел учебника «Сделаем
выводы») и пересказ выбранного эпизода от лица одного
из героев.

Письменно ответить на вопрос «Какие трудности послевоенного времени испытал герой рассказа „Уроки французского“?».

Групповое задание.

Подготовить чтение в лицах или инсценировку одного из фрагментов рассказа.

Индивидуальное задание.

Создать собственные иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.

УРОК 75
«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»:
СТОЙКОСТЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Основное содержание урока
Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Герой-повествователь.

Основные виды деятельности.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана,
устная характеристика героев (в том числе сравнительная). Различные виды пересказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различение
образов рассказчика и автора-повествователя. Выполнение заданий практикума
«Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
Устный рассказ о герое-повествователе по плану из задания 2

(раздел учебника «Сделаем выводы»).

II. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Черты характера главного героя рассказа».

ТАБЛИЦА
«Черты характера главного героя рассказа «Уроки французского»»

Черты характера главного героя рассказа

Цитатные примеры

Ответственное отношение к учёбе

Стремление к знаниям

Нравственная стойкость (преодоление голода,
упорство в учёбе и в играх и др.)

Стремление к правде и справедливости

Чувство собственного достоинства

Гордость и застенчивость

Терпение, умение переносить боль и обиды

Неприятие обмана и предательства

Составление сравнительной характеристики героя и его сверстников.

ТАБЛИЦА
«Сравнительная характеристика героя и его сверстников из рассказа «Уроки французского»»

Герой-повествователь

Вадик

Птаха

Тишкин

III. Лексическая работа:

Выполнение задания 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к
слову» и задания 3 из раздела «Самостоятельная работа» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Выполнение заданий 1—4 из раздела «Вопросы и задания» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

IV. Герой-повествователь
Сопоставление героя-повествователя (эпического героя) и лирического героя, близкого автору,
который рассказывает
историю своего детства:

Перед кем испытывает чувство вины герой рассказа во вступительных строках?
(Перед матерью и учительницей.)

Что же это за вина?

Каким предстаёт перед нами взрослый герой?
Взрослый герой относится к своим детским представлениям об образованности с юмором.
(Башковитый парень, признавался за грамотея, так как разбирался в номерах облигаций, писал за старух письма, перечитал книжки из деревенской библиотеки, разводил
с сестрёнкой «посадки в животе» и др.)
Взрослый герой знает всё, что произойдёт с мальчиком, поэтому даёт оценки будущим событиям, нарушает временную последовательность повествования.
(Не понимал, какие испытания ждут его на новом месте, «лишь на следующую осень… мать продала швейную машину… и купила мне
кирзовые сапоги» и др.)
Взрослый герой лишается юношеского максимализма, переоценивает свои взгляды на жизнь
(«Относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел»; «я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать
верёвками»; «откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если он в своём деле вырывается вперёд» и др.)

*Можем ли мы сказать, что суждения взрослого героя — это суждения писателя Распутина? Обоснуйте свой ответ.

V. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Презентация и защита собственных иллюстраций.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

что помогло главному герою рассказа выстоять в суровые и голодные послевоенные годы?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Как показана в рассказе стойкость характера главного героя?» или составить сравнительную характеристику героев рассказа.

Подготовить пересказы фрагментов, связанных с учительницей Лидией Михайловной.

Индивидуальные задания.

Прочитать одну из книг о сверстниках (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») и написать к ней аннотацию.

Посмотреть фильм на сюжет рассказа и написать о нём краткий отзыв.

Проект.

Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах
и рассказах русских писателей».

УРОК 76
В. Г. РАСПУТИН. «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»:
УЧИТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА

Основное содержание урока
Душевная щедрость учительницы, её роль
в жизни мальчика. Нравственная проблематика рас сказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном
диалоге. Составление плана характеристики учительницы. Выделение этапов развития сюжета. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск
примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных
форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа эпизода и его устный анализ. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы
викторины, решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

I. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика

ƒВ рассказе два портрета учительницы: один даётся в восприятии
мальчика, а второй — глазами взрослого героя. Найдите в этих описаниях доказательства для этого суждения.

ƒДокажите, что французский язык выделяет учительницу из всех людей, с которыми знаком герой-повествователь.

Как герой характеризует голос учительницы?

ƒПочему у героя «не ладилось» с французским языком? Почему он называет французский язык «загадочным» и «сказочным»?

ƒКак учительница помогала герою?

Всегда ли у неё получалось помочь мальчику незаметно? Приведите примеры её «неудач» в помощи мальчику.

ƒПочему рассказ называется «Уроки французского»? В чём символический смысл этого названия?

ƒВ критике рассказ «Уроки французского» часто называют «уроками доброты». Почему учительнице не была безразлична судьба мальчика?

ƒО какой сказочной, загадочной, особой доброте говорится в рассказе?

Почему в рассказе развитие вкуса мальчика к французскому языку идёт параллельно с его пониманием уроков доброты?

Почему свою вину перед учительницей он осознал уже взрослым?

ƒПочему герой думает, что Лидия Михайловна испытывает удовольствие от игры в замеряшки? Так ли обстоит на самом деле? Был
ли у неё риск в желании помочь герою таким способом? Обоснуйте свою позицию.

ƒКакая деталь, связанная с учительницей, говорит о доброте её души, тёплом отношении к людям?
(Яблоки с Кубани, завёрнутые в вату, и др.)

II. Составление плана характеристики учительницы и устный рассказ по плану:

1. Социальная принадлежность героини.
2. Воспитание.
3. Образование, занятия.
4. Смысл имени.
5. Первое появление в рассказе.
6. Портрет. Чьими глазами он даётся?
7. Черты характера героини (доброта, отзывчивость, умение помогать незаметно, ненавязчиво, скромность, прямота, искренность и др.).
8. Описание психологического состояния героини в ключевых фрагментах.
9. Речь.
10. Поступки.
11. Оценка, данная другими персонажами.
12. Авторская оценка.

III. Нравственная проблематика рассказа

ƒКритик Н. Селезнёва в своей книге «В. Распутин» (Иркутск, 1973) пишет, что поступки учительницы — это пример такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в
Древней Руси считали единственно нравственной и называли «незаметной милостыней». Согласны ли вы с этой позицией?

Почему Лидия Михайловна скрывала свои добрые поступки и хотела помочь мальчику незаметно? Как это её характеризует?

ƒПочему мальчика возмущали проявления обмана и нечестности? Приведите примеры из рассказа.

ƒПочему взрослому герою всю жизнь стыдно перед учительницей за её добрые поступки? Нужно ли возвращать полученную в детстве
доброту? Обоснуйте свою позицию.

Зачем это нужно делать?

ƒКто является в рассказе носителем доброты? Перечислите всех добрых героев и обоснуйте свой выбор.

ƒДобр ли мир, окружающий мальчика?

Что сделать, чтобы мир стал добрым?

IV. Практическая работа.
Устный анализ эпизода «Игра в замеряшки» со слов «Игра началась заново…» до слов «Знать бы нам, чем всё
это кончится».

Группа 1.


Проанализируйте два первых абзаца эпизода.

Какие события в нём изображаются?

Как они взаимосвязаны с поступками и взглядами героев?

Как поступки героев передают их нравственную сущность?

Группа 2.
Найдите в эпизоде описания состояния героя.

Прокомментируйте глаголы, которыми описаны действия и состояние героя.

Чьими глазами даны эти описания: мальчика или взрослого человека? Обоснуйте своё мнение.

Какие детали его душевного состояния выделены автором?

Группа 3.
Проанализируйте диалог мальчика и учительницы.

Каков его конфликт?

Как героев характеризует их речь?

Как меняются интонации героя в прямой и несобственно прямой речи?

Как они передают динамику его внутреннего состояния?

Проанализируйте слова автора, присутствующие в диалоге. Как они характеризуют героев?

Группа 4.
Прочитайте описание замороженного молока.

*Попытайтесь определить, какие слова в этих абзацах принадлежат автору, а какие — рассказчику. Обоснуйте свою позицию.

Какова авторская оценка героев эпизода?

V. Развитие понятий о рассказе и сюжете

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение понятий рассказ, сюжет, образ повествователя.

Выявление характерных признаков понятий и подбор примеров из рассказа.


Ответы на вопросы викторины и решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

И т о г о в ы й  в о п р о с: когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов рассказа.

Подобрать материалы о жизни и творчестве В. М. Шукшина и портреты писателя с использованием справочной литературы и ресурсов
Интернета (под руководством учителя).

Прочитать рассказ «Критики».

Групповое задание.

Создать диафильм по рассказу «Уроки французского» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Следующие уроки: Урок 77. В.М.Шукшин. «Критики»: образ странного героя >>>

Характер главного героя "Уроков французского" - примеры сочинений

Главные герои рассказа «Уроки французского» и их характеристика:

Мальчик-повествователь. Одиннадцатилетний ребенок из бедной семьи. Родился в деревне и переехал учиться в незнакомый город, оставшись абсолютно один. Он скромный и способный ученик, но немного диковатый. Мальчик честный, смелый, упорный и принципиальный с сильным характером. Он не бросает школу не смотря на бедность и голод, чтобы оправдать доверия семьи. Он взрослый и самостоятельный не по годам, стойки и не жалуется на трудности.

Лидия Михайловна. Учительница, молодая женщина примерно 25 лет, родом из Кубани. Она обеспеченная городская жительница и не испытывает серьезных трудностей. Она добрая и сочувствующая, а так же изобретательная, нашла способ как помочь мальчику.

Мать мальчика. Одинокая женщина, воспитывающая троих детей. Она необразованная, но желает, чтобы ее сын имел возможность учиться даже не смотря на бедность. На протяжении учебы, она помогает сыну чем может.

Василий Андреевич — директор. Строгий человек, в школе его побаиваться. Когда он узнает о проступке учительницы, то не разбирается в его причинах и возмущается произошедшему.


­Пример сочинения 1

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» – произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. В нем описывается самое трудное время – послевоенное. Главный герой – это пятиклассник одиннадцати лет. Живет он с матерью, всего в семье их трое. Внешне он чрезмерно худощав, потому что его семье не хватает средств на пропитание. Макароны и гематоген семья не может себе позволить. Яблоки мальчик видел только на картинках. Одежда его застирана, штанишки сделаны из отцовских галифе, неопрятен и одинокий без матери рядом. Имя его в произведении не указывается.

Сложившиеся обстоятельства вынуждают главного героя быть самостоятельным, мужественным, смышлёным ребенком. Чтоб посещать школу, ему приходится жить у маминой знакомой, у которой есть и свои собственные дети. Мать высылает сыну продукты, но он не замечает куда они исчезают, их кто-то ворует. Герой не идет на конфликт, наоборот он замыкается в себе. У мальчика наблюдаются прекрасные умственные способности, по всем школьным предметам у него пять, кроме французского. Особо сложно ему дается произношение.

Даже несмотря на то, что он голодает, тяга к знаниям у него не пропадает, наоборот, он начинает учиться с особым упорством. Это говорит о его целеустремленности. Скромность и гордость он демонстрирует, когда ходит заниматься к учительнице французского на дом. Она пытается его накормить, отправляет посылки с продуктами, но он тактично отказывается. Сила духа, честность, стойкость характера проявляется в ситуации, когда мальчик играет со старшеклассниками на деньги. Играет он до тех пор, пока не соберется нужная ему сумма.

Он вынужден это делать не для собственной наживы, а ради бутылочек с молоком. Молоко посоветовали ему пить врачи при малокровии. Частенько, после игр со старшими мальчишками главный герой ходил избитым.  

В итоге после тщетных попыток помочь своему ученику, Лидия Михайловна принимает решение играть с ним на деньги. Этот поступок демонстрирует любовь и уважение, сострадание к своему ученику. Вскоре об этом узнал школьный директор. Преподавательница отправляется на Кубань. Но и там она не забывает своего ученика и шлет ему посылки с продуктами.


Пример сочинения 2

Основные черты главного героя, имя которого не указывается на страницах повести, включают в себя огромную жажду знаний, благодаря которой его признавали самым способным и умным мальчиков в деревне в силу его ранней взрослой жизни. Именно по этой причине родители решаются отправить своего сына на учёбу в райцентр, одновременно с этим оставляя его у тёти Нади.

Мальчик очень самостоятелен. Даже несмотря на свою трудную судьбу. Когда его семья бедствовала, и самому мальчику было сложно вдали от своей матери, он не жаловался. Держался смело и упорно, чтобы лишний раз не давать своей матери переживать, ведь дел и без того было много. И нужно было их решать. Маленький мальчик понимает, на какие жертвы идёт его семья ради него, поэтому проявляется чудесные навыки мужественности и смелости.

Гордость и смущение мальчика не дают ему принять помощь от его учительницы французского языка Лидии Михайловны . Отказываясь от еды, мальчик показывает свою силу духу и детскую глупость, когда думает, что в столь раннем возрасте сможет противостоять волям судьбы. Но такое упорство похвальное – мальчик не сдаётся и продолжает выполнять то, что нужно, не отлынивая. Кажется, что, чем больше мальчик находится вдалеке от своего дома, тем взрослее и ответственнее он становится. Принимает совсем взрослое и опасное решение играть на деньги, чтобы зарабатывать себе на молоко, и спасаться от болезни малокровия. Но даже и здесь он проявляется качества сдержанного человека и самоуверенного – мальчик никогда не играл больше. Чем стоит молоко, и уходил с собранными деньгами. Когда его учительница Лидия Михайловна узнаёт о заработке своего подопечного, она берёт над ним опекунство под предлогом уроков французского языка.

Мальчик, так рано уехавший из дома, испытывает желание получить доброту и заботу о себе. Лидия Михайловна как раз тот человек, кто может помочь мальчику заработать нужные деньги для молока. И просто помочь. На этот раз мальчик не отказывается от её помощи, приняв доброту и заботу. Так любезно и бескорыстно предложенных его учительницей.


Пример сочинения 3

Герой произведения — умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает» . Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему — дать шанс честно выигрывать свой рубль.

Несмотря на то, что герой рассказа «Уроки французского» ввязывается в игру на деньги, он вызывает у меня глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Процветание перевод на немецкий
  • Французские фильмы с самым высоким рейтингом
  • Образование притяжательного падежа существительных в английском языке
  • Задания на претеритум 6 класс немецкий
  • Форма немецких подводников вов