Французский бизнесмен погибший во внуково

В аэропорту «Внуково», где произошла катастрофа самолета, на борту которого находился глава французского нефтегазового концерна «Тоталь» Кристоф де Маржери, продолжают работать эксперты. Они уже обнаружили «черные ящики».

Съемочная группа Первого канала находится у терминала Внуково-3 — это центр бизнес авиации. Он принимает и отправляет в основном частные самолеты. Именно отсюда вчера около полуночи вылетал легкомоторный самолет «Фалькон». Он должен был совершить рейс по маршруту Москва-Париж. После того как диспетчер дал разрешение на взлет, самолет начал разгоняться по взлетной полосе и примерно на скорости в 200 километров в час столкнулся со снегоуборочной машиной.

«20 октября в 23-57 самолет, выполнявший рейс Москва, аэропорт Внуково-3 — Париж во время разгона допустил столкновение с снегоуборочной машиной, в результате чего произошло возгорание и разрушение воздушного судна. Самолет упал, зацепившись только стойкой шасси. Я не могу точно сказать, в каком положении находился самолет, но есть версия, что все произошло во время взлета, разгона и взлета. Самолет загорелся возле взлетно-посадочной полосы, сейчас находится рядом», — рассказал журналистам сотрудник Следственного комитета РФ Иван Сибул.

В небольшом воздушном судне находились три члена экипажа (два пилота и стюардесса) и один пассажир — все они погибли. Пассажиром был Кристоф де Маржери, президент французского нефтегазового концерна «Тоталь». По объему добычи эта компания входит в пятерку крупнейших в мире. В Москву топ-менеджер энергетического гиганта прилетел для участия в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, которое накануне проводил премьер Дмитрий Медведев. После встречи с главой кабинета министров бизнесмен и направился в аэропорт.

Французская сторона уже подтвердила гибель Кристофа де Маржери. Его тело опознано. В обстоятельствах произошедшего сейчас разбираются следователи и представители Международного авиационного комитета. Уже возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта повлекшее смерть двух и более лиц».

Версий случившегося несколько. Одна из версий — плохие метеоусловия, ночью в районе аэропорта был дождь и сильный туман. Не исключено, что имела место ошибка диспетчеров или пилотов, возможно виноват водитель снегоуборочной машины. Он жив и серьезно не пострадал. С ним сейчас работают следователи. Все участники дают объяснения по поводу случившегося, после чего и будет установлена точная причина трагедии.

Минувшей ночью, несмотря на ЧП в аэропорту Внуково, по данным представителя аэропорта, серьезных сбоев, связанных с приемом и отправкой самолетов, не возникло.

«В этот период не вылетали самолеты, было задержано четыре рейса. Погодные условия — при таких условиях летают самолеты, и погодные условия больше влияют на посадку», — пояснила представитель пресс-службы аэропорта «Внуково» Елена Крылова.

Вскоре после катастрофы журналисты приехали во «Внуково». ЧП произошло около полуночи, а примерно в час ночи самолеты уже взлетали и садились. Сейчас аэропорт работает в штатном режиме. Обломки самолета убраны с взлетно-посадочной полосы, с ними работают эксперты.

Самолет с главой Total Кристофом де Маржери в ночь с понедельника на вторник столкнулся на взлетной полосе Внуково со снегоуборщиком. Руководитель четвертой публичной нефтегазовой компании мира стал жертвой «разгильдяйства», такое определение причинам трагедии дал замминистра транспорта Валерий Окулов. Следственный комитет считает, что ответственность за случившееся несут не только рядовые сотрудники и линейные руководители Внуково, но и первые лица аэропорта.

Фото: REUTERS 2014

По фактической погоде

В понедельник вечером из-за сильного тумана все столичные аэропорты были переведены в режим работы «по фактической погоде». Командиры экипажей сами принимали решение о возможности посадки в аэропорту назначения. Во Внуково не смогли приземлиться 18 рейсов, 12 ушли в Домодедово, а еще шесть – в Шереметьево. Видимость при взлете была около 350 м, сообщил представитель Внуково.

Falcon с главой Total взлетал с первой взлетно-посадочной полосы. Борт с Кристофом де Маржери начал разбег, но в 23:57 столкнулся со снегоуборочной машиной аэродромной службы. Пресс-служба Внуково в своем сообщении не отмечает, находилась ли машина в движении, но источник Интерфакса в экстренных службах сообщил, что снегоуборочная машина под управлением Владимира Мартыненко пересекала взлетно-посадочную полосу. Falcon задел ее передней стойкой шасси, перевернулся, рухнул на взлетно-посадочную полосу и загорелся. Все люди на борту погибли, водитель снегоуборщика не пострадал. Аэропорт после происшествия закрылся на полтора часа.

Проверка водителя

«Почему водитель решил пересечь взлетно-посадочную полосу перед взлетающим самолетом, предстоит выяснить комиссии», – цитирует РИА Новости слова источника в аэропорту. Очевидцы трагедии рассказали агентству, что катастрофа произошла в тот момент, когда снегоуборщик оказался на пересечении двух полос, куда доступ запрещен.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Основные версии следствия – ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. Рассматриваются также версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования, говорится в сообщении СК.

Причиной катастрофы был человеческий фактор: либо ошибка диспетчера, либо халатность аэропортовых служб, предположил вчера эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров.

Водитель машины Владимир Мартыненко находился в состоянии алкогольного опьянения, говорил официальный представитель СК Владимир Маркин. Следствие задержало его на 48 часов и намерено ходатайствовать перед судом о его аресте, говорится в сообщении на сайте СК. Сам Мартыненко не считает себя виновным: адвокат водителя Александр Карабанов сообщил РИА Новости, что мужчина не пьет из-за проблем со здоровьем. Более того, врач официально допустил Мартыненко к работе, утверждает Карабанов. «Перед сменой мой подзащитный проходил медосмотр, врач официально допустил его к работе. После этого он отправился за листом для получения автомобиля», – цитирует слова Карабанова Интерфакс.

Обломки самолета Falcon 50 в аэропорту Внуково

Проверка диспетчера

За работу аэропортовых служб отвечает управляющая компания аэропорта, а за диспетчеров – Госкорпорация по организации воздушного движения, говорит Гусаров. Источник РБК, близкий к аэропорту Внуково, отмечает, что весь транспорт на аэродроме (как самолеты, так и аэродромная техника) движется под руководством «диспетчера старта», который дистанционно на мониторе контролирует все происходящее на взлетно-посадочных полосах.

Любой выезд на полосу – будь то спецтехника, транспорт для проверок полосы или машина руководителя полетов – происходит только с согласия диспетчера, говорит вице-президент профсоюза летного состава, летчик Олег Приходько. Если транспорт есть на полосе, диспетчер не может дать команду на взлет-посадку, объясняет он. Когда самолет с де Маржери шел на взлет, спецтехника в это время чистила вторую, нерабочую полосу, утверждает Приходько.

Он считает, что у пилота не было возможности предотвратить трагедию: в момент разгона скорость самолета достигает 250–300 км/ч, и на такой скорости у летчика было не более 2 с на маневр. С ним соглашается и летчик-инструктор ОКБ имени Сухого Светлана Капанина. «Очень плохая видимость и большая скорость была. В такой ситуации сложно среагировать», – сказала она в интервью радиостанции Baltkom.

Версия о том, что пилоты де Маржери спешили со взлетом, не подтвердилась. По словам источника РБК в управляющей компании Внуково, по окончании Консультационного совета по иностранным инвестициям вылеты бизнес-авиации шли в рабочем порядке, «без толкотни».

Туманная история: почему разбился самолет главы Total во Внуково

«Более высокие руководители»

«Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта», – цитирует пресс-служба СК Маркина. Очевидно, что за халатностью исполнителей стоят, «конечно же, более высокие руководители аэропредприятия, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний», – говорится в сообщении на сайте СК. Уголовное дело по факту аварии передано в Главное следственное управление СК РФ, а в ближайшее время от работы будут отстранены «ряд сотрудников аэропорта, которые могут воспрепятствовать расследованию», сообщал представитель СК.

Вопросы у Следственного комитета могут возникнуть к Виталию Ванцеву, совладельцу Внуково и председателю совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и Василию Александрову — гендиректору ОАО «Аэропорт Внуково». За содержание инфраструктуры аэропорта отвечает технический директор Анатолий Кайгородов, а за эксплуатацию аэродромного комплекса и ГО отвечает заместитель генерального директора Сергей Солнцев. Терминал бизнес-авиации находится в ведении Георгия Шарова — гендиректора ЗАО «Центр Бизнес-Авиации».

Эдуард Мишлен

Глава французского производителя шин Michelin

 

Разбился в мае 2006 года во время ночной рыбалки на яхте в Атлантическом океане. Наследник семейной империи, принявший ее у Франсуа Мишлен, руководил шинным гигантом семь лет, за это время была существенно расширена продуктовая линейка, а сама компания стала более прозрачной. После его смерти компанию возглавил Мишель Ролье.

Кроме специальной комиссии Международного авиационного комитета (МАК), который ведет расследование происшествия совместно с СК, проверять аэропорт Внуково будут и Ространснадзор, и транспортная прокуратура.

Ространснадзор проверит, как различные структуры в аэропорту обеспечивали безопасность полета аварийного самолета, сказал представитель ведомства. Прокуратура планирует выяснить, соблюдали ли Внуковский центр обслуживания воздушного движения и ОАО «Аэропорт Внуково» законодательство в области гражданской авиации и обеспечивали ли безопасность полетов всеми структурными подразделениями, говорится в сообщении ведомства.

«Если бы такой случай произошел в любой из европейских стран, то директор управляющей компании сразу бы подал в отставку», – отмечает Гусаров. Но любые кадровые перестановки в аэропорту будут проведены только после того, как СК сделает свои выводы о произошедшем, рассказал РБК источник, близкий к Внуково.

Председатель совета директоров компании «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев в разговоре с РБК выразил соболезнования семьям всех погибших, но комментировать ход расследования не стал.

Зимой 2010 года после крупного теракта в другом московском аэропорту – Домодедово – этот аэропорт подвергся тщательным проверкам. «В Домодедово разобрались? Кто собственник?» – спрашивал в феврале 2011 года Дмитрий Медведев, который находился тогда в должности президента, у генпрокурора Юрия Чайки. «Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять – собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!» – говорил президент. В итоге представители Домодедово в мае 2011 года сами сообщили о том, что Дмитрий Каменщик является его владельцем, перед тем как аэропорт планировал провести IPO.

Борт №1
Ответственный за полеты первых лиц специальный летный отряд «Россия» базируется во Внуково и во вторник не получал никаких распоряжений от Росавиации в связи с ЧП, во время которого погиб президент французской компании Total Кристоф де Маржери, сказал РБК пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков. Расследование инцидента во Внуково находится вне компетенции Федеральной службы охраны, сказал РБК советник руководителя ведомства Сергей Девятов.

Аэродромный комплекс Внуково имеет две взлетно-посадочные полосы. В сообщении на сайте аэропорта подчеркивается, что во вторник аэропорт продолжил работу в штатном режиме. «И взлет, и посадка технически могут происходить с любой стороны любой из двух полос. Конкретное направление и полоса (полосы) выбираются исходя из погодных условий, направления ветра, необходимости проведения технических работ и других факторов», – рассказали РБК в пресс-службе Внуково.

Глава Total Кристоф де Маржери, заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Ананенков и глава «Севморнефтегаза» Юрий Комаров (слева направо) во время подписания соглашения по участию французской компании как партнера «Газпрома» в реализации первой фазы разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, 2007 год.

Бизнес-терминал

Обслуживанием деловой авиации и VIP-чартеров в аэропорту Внуково занимаются три терминала, расположенных в юго-западной части аэродрома. Разбившийся самолет обслуживался в терминале «Виппорт». Он принадлежит одноименному ЗАО. По данным СПАРК, владелец 50% этой компании скрывается за офшором Corwell Finance, еще 50% контролирует бизнесмен Дмитрий Купцов (найти его РБК вчера удалось). В пресс-службе Внуково про владельцев терминала ничего не сообщили.

Терминал обслуживает в среднем до ста рейсов в день. Терминал имеет собственную хендлинговую компанию по обслуживанию как пассажиров-пользователей деловой авиации, так и экипажей, прилетающих самолетов. По данным Внуково, вчера аэропорт обслужил порядка 290 рейсов. Примерно 10% из них были рейсы деловой авиации, уверяет источник РБК в одной из хендлинговых компаний Внуково. Ранее председатель совета директоров компании «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев говорил, что бизнес-трафик аэропорта составляет порядка 25% взлет-посадок.

Внуково считается лучшим аэропортом Москвы с точки зрения деловой авиации, его выбирают из‑за его близости со столицей. При этом Внуково считается и самым дорогим для бизнес-авиации из московских аэропортов, стоимость обслуживания одного борта в аэропорту без учета заправки топливом и кейтеринга составляет €3–4 тыс., говорит сотрудник одной из авиакомпаний, которые пользуются услугами Внуково-3.

В столичном аэропорту Внуково самолёт бизнес-класса Falcon 50 во время взлёта столкнулся со снегоуборочной машиной. В результате катастрофы погибли четыре человека, среди которых − президент французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери. В компании подтвердили его гибель. Расследованием трагедии займутся Межгосударственный авиационный комитет и Росавиация.

В авиакатастрофе, произошедшей в столичном аэропорту Внуково, погибли четыре человека, среди которых − глава французской компании Total Кристоф де Маржери, находившийся в российской столице в командировке. Как сообщает ТАСС, трагедия произошла накануне в 23:57 мск. Во время разбега по взлётно-посадочной полосе №1 реактивный самолёт бизнес-класса Falcon 50 задел снегоуборочную машину. Пресс-служба аэропорта сообщила, что взлёт осуществлялся в условиях тумана. Видимость не превышала 350 метров. Вместе с главой Total погибли три члена экипажа: Рассья Перафорья Максим Жан Мари, Фалюк Руслана и Никон Яннь Жак Жозеф, передаёт LifeNews. Водитель снегоуборочного автомобиля не пострадал.

Де Маржери был включён в список участников заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, которое прошло 20 октября в правительственной резиденции, расположенной в Горках. Перечень был размещён на сайте правительства, позже его удалили, однако он сохранился в кэше Google, пишет РБК.

Как сообщает ТАСС, легкомоторный самолёт Dassault Falcon 50 совершал вылет из аэропорта Внуково в Париж. В результате столкновения воздушное судно сгорело полностью, и спасти людей не удалось, хотя по тревоге были подняты расчёты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, которые незамедлительно приступили к тушению пожара, рассказали в аэропорту.

После авиакатастрофы воздушная гавань не работала более полутора часов. «После того как спасатели и аэродромная служба убедились в возможности безопасного приёма и отправления воздушных судов, аэропорт продолжил работу в штатном режиме», − отметили во Внукове.

Что стало причиной столкновения и почему снегоуборочная техника оказалась на взлётно-посадочной полосе, предстоит выяснить следствию и специальной комиссии. Источник в правоохранительных органах ранее сообщил ТАСС, что причиной аварии мог стать туман. «Самолёт выполнял взлёт в условиях тумана. Примерно в это же время аэропорт не смог принять десять самолётов, которые были направлены в Домодедово», − сказал собеседник агентства. Он добавил, что следствие будет рассматривать все версии крушения, и в первую очередь человеческий фактор.

По словам руководителя московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Ивана Сибула, в настоящее время существуют различные версии относительно причин происшествия: вина пилотов, диспетчеров, водителя снегоуборочной машины, плохая видимость.

По словам Сибула, самолёт задел машину передней стойкой шасси и перевернулся. Сейчас следователи выясняют, есть ли видеозапись этого инцидента. Начальник следственного отдела добавил, что рассматривается вопрос об отстранении некоторых работников аэропорта от выполнения обязанностей.

Представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Татьяна Морозова сообщила, что в связи с аварией возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

На месте происшествия работает оперативно-следственная группа. Во Внукове проинформировали, что расследование по факту аварии ведёт комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием специалистов Федерального агентства воздушного транспорта. В пресс-службе аэропорта добавили, что комиссию возглавил руководитель Росавиации Александр Нерадько.

Кристоф де Маржери: биографическая справка

Председатель совета директоров и президент французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери родился в 1951 году. После окончания в 1974 году в Париже Высшей школы коммерции он начал карьеру в компании, где занимал различные посты в финансовом департаменте концерна и в подразделении разведки и добычи углеводородов.

В 1995 году де Маржери стал руководителем ближневосточного подразделения концерна Total Middle East, а в 1999 году – президентом подразделения разведки и добычи углеводородов и членом правления компании.

В 2000 году он был назначен старшим вице-президентом вновь образованного концерна Total Fina Elf по разведке и добыче. В январе 2002 года де Маржери стал президентом по разведке и добыче в организации Total Fina Elf; с 2003 года концерн стал называться Total.

На общем собрании акционеров 12 мая 2006 года Кристоф де Маржери был избран членом совета директоров концерна Total, а 14 февраля 2007 г. стал президентом компании и возглавил её правление. По результатам собрания акционеров 21 мая 2010 года он был назначен на должность председателя совета директоров.

Кристоф де Маржери был кавалером двух французских наград: ордена Почётного легиона и национального ордена «За заслуги». Известно, что он выступал за отмену использования американского доллара при расчётах за нефть вне территории США. По мнению французского предпринимателя, денежные средства можно перечислять в евро исходя из обменного курса.

Total в России

Компания Total работает в России с 1991 года. С 2011 года она является акционером ОАО «Новатэк».

В сентябре текущего года в связи с санкциями Евросоюза была приостановлена совместная разработка месторождений, которая осуществлялась Total и ОАО «ЛУКОЙЛ» в Западной Сибири. В течение двух лет корпорации планировали инвестировать в геологоразведочные работы $120–150 млн. Тем не менее концерн Total не собирался отказываться от сотрудничества с РФ: так, он продолжил вместе с российской компанией «Новатэк» и китайской CNPC вести деятельность на Ямале.

Кристоф де Маржери не являлся сторонником антироссийских санкций и выступал за сохранение дружественных отношений с Москвой. «Можем ли мы жить без российского газа в Европе? Я говорю – нет. Есть ли причины, чтобы жить без него? Я сейчас не защищаю интересы Total в России… Россия – партнёр, и не стоит зря тратить время на «защиту» от нашего соседа», – говорил глава нефтяной компании в июле.

Авиационное происшествие в ВНК. Столкновение ВС на разбеге с «follow me car». Возможно с жертвами.😟

— Ilya A. SARIN (@Irbis_Sar) 20 октября 2014

В ночь на вторник, 21 октября, в московском аэропорту Внуково погиб глава французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери. По предварительным данным, его частный самолет во время взлета в московском аэропорту Внуково столкнулся со снегоуборочной машиной, водитель которой был пьян. Отмечается, что де Маржери был единственным из представителей крупнейших нефтегазовых компаний, кто открыто высказывался против введения западных санкций в отношении России. Возбуждено сразу два уголовных дела. Одно — в России (по статье о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного судна), второе — во Франции (по статье «непредумышленное убийство»).

Частный самолет Dassault Falcon разбился во Внуково в понедельник в 23:57 по московскому времени. Известно, что он имел французскую регистрацию и вылетал в Париж. Предположительно, получив разрешение на взлет, экипаж начал разгонять самолет. Но уже через несколько секунд он зацепил левым крылом снегоуборочную машину, расчищавшую полосу. От удара самолет перевернулся и, пролетев еще несколько десятков метров, взорвался. По данным МЧС, обломки самолета разбросало в радиусе 200 метров.

Кристоф де Маржери начал свою карьеру в Total в 1974 году. В 2006 году он вошел в состав Совета директоров концерна, а с 2007 года стал его президентом. Де Маржери был единственным из представителей крупнейших нефтегазовых компаний, кто открыто высказывался против введения западных санкций в отношении России.

В авиакатастрофе погиб исполнительный директор французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Эту информацию уже подтвердили в концерне Total. Компания выступила с официальным заявлением: «Total с глубоким сожалением и прискорбием подтверждает, что председатель и главный исполнительный директор Кристоф де Маржери погиб в авиакатастрофе в аэропорту Внуково в Москве, произошедшей после столкновения самолета со снегоуборочной машиной», — говорится в сообщении.

Де Маржери в понедельник был с визитом в Москве, где, по данным газеты «Коммерсантъ», участвовал в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Считается, что французский бизнесмен был одним из немногих представителей крупнейших нефтегазовых компаний, кто открыто высказывался против введения западных санкций в отношении России.

Кристоф де Маржери

Кристоф де Маржери

Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Помимо него на борту реактивного самолета находились три члена экипажа. Все они погибли.

Между тем, по словам представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, водитель снегоуборочного автомобиля, с которым столкнулся самолет, был пьян.

«В настоящее время уже установлено, что водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения», — сказал он.

По данным LifeNews, автомобиль практически не пострадал. Кабина оказалась целой за исключением царапины на крыше. Сообщается, что удар пришелся на одну из тележек, и сразу после столкновения у снегоуборщика отлетела передняя часть, приспособленная под сбор снега. Водитель машины находится в состоянии шока, но серьезно не пострадал.

Total — одна из крупнейших в мире нефтегазовых компаний, ее выручка за 2013 год составила 189,5 миллиарда евро, чистая прибыль 8,66 миллиарда. Основные активы компании в России — 18 процентов акций крупнейшего независимого производителя газа НОВАТЭК и 20 процентов в совместном с ним проекте «Ямал СПГ».

Следователи проводят осмотр спецтехники для восстановления полной картины катастрофы. По словам главы столичного следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета (СК) РФ Ивана Сибула, следствие еще не установило виновных в аварии. Авиакатастрофа, по словам Сибула, могла произойти как по вине пилотов, так и по вине диспетчеров Внуково или водителя снегоуборочной машины.

По словам главы пресс-службы аэропорта Елены Крыловой, сотрудники Внуково пишут объяснительные записки относительно происшествия.

В настоящее время следователи ищут видеозаписи момента катастрофы, решается вопрос об отстранении от работы ряда сотрудников аэропорта Внуково. Черные ящики самолета найдены и уже отправлены на экспертизу.

Выяснением причин случившегося занялась специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета при участии специалистов Росавиации. Как сообщает «Интерфакс», в самое ближайшее время в Москву должны прибыть авиационные эксперты, которые будут участвовать в расследовании авиакатастрофы.

По факту ЧП возбуждено сразу два уголовных дела. Одно — в России (по статье о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного судна), второе — во Франции (по статье «непредумышленное убийство»).

Дело было возбуждено прокуратурой Парижа. Расследованием занимается следственный отдел транспортной жандармерии.

Из-за авиакатастрофы, как сообщили в МЧС, работа аэропорта была приостановлена более чем на полтора часа.

В результате аварии во Внуково погиб глава одной из крупнейших в мире нефтегазовых компаний Total Кристоф де Маржери. Total активно сотрудничает с Россией, и во многом именно де Маржери определял политику кооперации, выступая против антироссийских санкций со стороны ЕС. По словам экспертов, на нового главу Total будет оказываться Западом колоссальное давление, но есть надежда, что французская компания не откажется от сотрудничества с Россией.

В ночь на вторник в московском аэропорту Внуково разбился легкомоторный самолет Falcon, на борту которого находился глава французского энергетического концерна Кристоф де Маржери. Самолет разбился при взлете, по предварительным данным МЧС, катастрофа произошла в результате столкновения со снегоуборочной машиной. Четыре человека, включая де Маржери, погибли.

«В качестве приоритетных версий рассматриваются ошибка пилотирования, нарушение правил движения транспорта на территории аэропорта, а также неверные действия диспетчерских служб», — цитирует «Интерфакс» главу отдела московского управления Следственного комитета на транспорте Ивана Сибула.

«Группа Total с глубокой скорбью подтверждает гибель своего президента Кристофа де Маржери в авиакатастрофе, которая произошла около полуночи по московскому времени в аэропорту Внуково в результате столкновения самолета со снегоуборочной машиной», — говорится в сообщении французской компании.

Президент России Владимир Путин в телеграмме французскому коллеге Франсуа Олланду отметил, что в лице Кристофа де Маржери Россия потеряла «настоящего друга», о котором сохранит самую добрую память.

«Кристоф де Маржери посвятил свою жизнь французской промышленности и развитию Total, — заявил в свою очередь Франсуа Олланд. – Он поднял компанию до уровня одного из мировых лидеров».

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев также назвал де Маржери другом России, «всегда откровенно высказывавшемся по всем самым острым вопросам». «Нам будет его не хватать», — сказал премьер. Агентство ТАСС передает, что Медведев также выразил соболезнования семьям погибших членов экипажа.

Министр энергетики России Александр Новак назвал Кристофа де Маржери одним из самых ярких представителей энергетической отрасли. «Его карьера — пример уникального корпоративного патриотизма, непрерывного профессионального роста, впечатляющих достижений, — отметил глава Минэнерго. — Концерн Total всегда был надежным партнером российских компаний в реализации технологически сложных, капиталоемких проектов».

Франко-российская торгово-промышленная палата опубликовала на своем сайте некролог, в котором говорится что у Кристофа де Маржери «было так много общих черт с русскими: преданность, юмор, жизнелюбие». «Все франко-российское деловое сообщество находится в трауре, — говорится в заявлении. — Мы многим обязаны этому замечательному человеку».

О гибели де Маржери скорбят и его зарубежные коллеги. «Он был замечательным руководителем и глубоко понимал Ближний Восток, — рассказал Bloomberg Дэниел Ергин, вице-президент IHS Inc и один из выдающихся историков нефтяной промышленности. – Он был человеком, который думает о том, что должно произойти в будущем, человеком огромного жизнелюбия и очарования, выдающимся деятелем, который всегда говорил то, что думал».

Кристоф де Маржери родился в 1951 году, фактически всю жизнь он посвятил компании Total. Он пришел в нее сразу после окончания учебы в Высшей школе коммерции в Париже в 1974 году. Работал в финансовом департаменте компании и в подразделении разведки и добычи углеводородов. В 1995 году де Маржери был назначен руководителем ближневосточного подразделения компании — Total Middle East, — а в 1999-м стал руководителем подразделения разведки и добычи углеводородов и членом правления концерна. В 2000 году Кристоф де Маржери получил должность старшего вице-президента, а в 2002 году — президента по разведке и добыче недавно образованного концерна TotalFinaElf, который в 2003 году получил свое современное название — Total.

На общем собрании акционеров компании, которое состоялось 12 мая 2006 года, де Маржери был избран членом совета директоров, а 14 февраля 2007 года — председателем правления концерна. С 21 мая 2010 года занимал пост председателя компании.

Total S.A. — четвертая нефтегазовая компания по объему добычи в мире (после Royal Dutch Shell, BP и ExxonMobil), работает в 130 странах. Добыча нефти и газа достигает 2,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (около 130 млн тонн в год), запасы оцениваются в 11,1 млрд баррелей нефтяного эквивалента (около 1,5 млрд тонн). Занимается как добычей, так и переработкой, владеет сетью АЗС, рядом предприятий химической индустрии. Среди ее «дочек» — Atotech, Bostik, Hutchinson.

В России Total — одна из наиболее активно участвующих в совместных проектах иностранных компаний.

С 1999 года она работает на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) на Харьягинском нефтяном месторождении (Ненецкий автономный округ, поселок Харьяга) с запасами 97 млн тонн. Доля Total в этом проекте составляет 50%, норвежской Hydro — 40%, у Ненецкой нефтяной компании — 10%. Оператором проекта является принадлежащая Total компания «Тоталь разведка разработка Россия». Предполагается, что за 33 года действия СРП на месторождении будет добыто 45 млн тонн нефти. В проект уже инвестировано $450 млн и требуется еще $800 млн.

Кстати, история этого проекта как нельзя лучше показывает стремление Total во что бы то ни стало остаться в России. В 2006 году сначала Минприроды, а затем Росприроднадзор предъявили французской компании претензии и потребовали пересмотра условий СРП.

Наблюдатели были уверены, что в какой-то момент Total не выдержит давления и уйдет из проекта, однако компания предпочла пойти на компромисс.

Total наряду с некоторыми другими иностранцами претендовала на участие в проекте освоения Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море. В 2006 году «Газпром» объявил, что сам будет недропользователем месторождения. Однако 12 июля 2007 года после телефонного разговора президента России Владимира Путина и президента Франции Николя Саркози было объявлено, что партнером «Газпрома» в освоении Штокмана все же будет Total. Она получит 25% в компании — операторе Штокмана, но еще 24% могут достаться и другому иностранному партнеру.

В начале марта 2011 года было объявлено о создании стратегического альянса между Total и российской газовой компанией НОВАТЭК. В рамках альянса Total приобрела у акционеров 12,0869% акций российской компании и получила опцион на увеличение своей доли до 19,4% в течение трех лет. Также Total владеет 20% в проекте НОВАТЭКа по сжижению газа на Ямале («Ямал-СПГ»).

В 2014 году, когда на фоне украинского конфликта Европа и США ввели санкции в отношении России, де Маржери выступал за продолжение сотрудничества. В частности, тот же «Ямал-СПГ», по словам де Маржери, «остается в силе».

Совладелец «НОВАТЭКа» Геннадий Тимченко заявил, что все инициативы Total будут продолжены.«Трагическая гибель Кристофа де Маржери стала для меня и для всех, кто знал Кристофа, глубоким эмоциональным потрясением. Я приношу самые искренние соболезнования его родным, друзьям и коллегам», — передает слова Тимченко пресс-служба его фонда Volga Group.

«Мы все испытывали к Кристофу огромную личную симпатию, работая вместе и в бизнесе, и в общественных структурах, — отметил российский бизнесмен. — Это потеря не только для Франции, которая лишилась великого гражданина, это большая потеря для России. Кристоф глубоко понимал и ценил Россию, проделал огромную работу по сближению наших стран. Всем, кто знал Кристофа, всегда импонировала сила его характера. Какой бы сложной ни была ситуация вокруг, он всегда сохранял спокойствие, не шел вслед за конъюнктурой, отстаивал свое мнение».

В июле глава Total заявил, что Европе следует не пытаться сократить зависимость от российских поставок газа, а позаботиться о том, как сделать их более безопасными. Он подчеркивал, что растущее напряжение между Россией и Западом только подталкивает ее к сотрудничеству с Китаем. «Мы что, хотим построить новую Берлинскую стену? — спрашивал он (цитата по Guardian). — Россия — наш партнер, и не надо тратить время на то, чтобы защитить себя от соседа. О чем действительно стоит заботиться, так это о том, чтобы не слишком зависеть от кого бы то ни было, а не от кого-то конкретного. Не от России, которая неоднократно нас выручала».

Total обсуждала крупный проект: совместное предприятие с «ЛУКойлом» должно было добывать сланцевую нефть на Баженовской свите (Галяновский, Восточно-Ковенский и Ташинский лицензионные участки в Западной Сибири, а также участок Ляминский-3). Контрольный пакет (51%) в СП должен был получить «ЛУКойл». Начальные инвестиции были запланированы на уровне $150 млн. Западносибирская Баженовская свита — самое крупное месторождение сланцевой нефти в России (данные Управления энергетической информации США). Запасы оцениваются в 1,24 трлн баррелей (около 170 млрд тонн). Помимо «ЛУКойла» и «Роснефти» на Баженовской свите работают «Газпром нефть» (СП с Shell) и «Сургутнефтегаз».

Крушение малайзийского Boeing в воздушном пространстве Украины изменило подход западных политиков и предпринимателей к России, но позиция де Маржери осталась неизменной.

«Можем ли мы жить без российского газа в Европе? Я говорю: нет. Есть ли причины, чтобы жить без него? Я сейчас не защищаю интересы Total в России, но считаю, нет», — говорил глава французской компании, когда мировая общественность на все лады обсуждала причастность России к катастрофе Boeing.

Поэтому неудивительно, что Алексей Кудрин, знакомый с де Маржери еще со времени своей работы в правительстве, откликнулся на гибель главы Total в своем твиттере так: «Погибший во Внуково президент нефтегазовой компании «Тоталь» Кристоф де Маржери многое сделал для прихода инвестиций в Россию. Тяжелая трагедия».

Правда, в сентябре Кристоф де Маржери заявил, что его компания замораживает сотрудничество с «ЛУКойлом» по проекту освоения Баженовской свиты в Западной Сибири.

Проект был связан с разработкой трудноизвлекаемых запасов, поэтому подпал под санкции, и Total была вынуждена его заморозить. Впрочем, поскольку проект по факту еще не был запущен, на Total его заморозка не должна отразиться.

«Гибель де Маржери, безусловно, является огромной потерей, в том числе и для России. Фактор личности в крупном бизнесе всегда была очень значим, — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Де Маржери всегда выступал за кооперацию с Россией, причем не в кулуарах, а открыто».

Симонов предупреждает, что на нового главу Total будет оказано колоссальное давление. «Однако есть надежда, что, кто бы ни возглавил компанию, он это давление выдержит и сотрудничество с Россией будет продолжено», — говорит глава ФНЭБ.

По словам эксперта, доля в НОВАТЭКе уже приносит Total доход, а проекты в России (в первую очередь «Ямал-СПГ») являются весьма привлекательными и перспективными, так что выходить из них нет смысла. «Не исключено, что российские власти окажут поддержку Total, — полагает Симонов. — Сейчас в интересах России удерживать максимальное количество иностранных инвесторов».

Тем не менее акции Total на открытии торгов в Париже после известии о гибели де Маржери упали на 2,2%. На международной европейской бирже Euronext бумаги компании потеряли 6,8%.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Французские произведения в школьной программе
  • Винипух на немецком языке слушать
  • Immer wieder перевод с немецкого на русский
  • Schinken перевод с немецкого на русский
  • Английский язык пятый класс страница 109 номер пять