Французские сады эпохи барокко

Как известно, Ренессанс и следующие за ним стили в зодчестве и искусстве, формируясь и активно развиваясь в Италии, тут же перенимались прогрессивными европейскими соседями, среди которых французы были одними из самых быстрых реакционеров. Однако следует заметить, что особенности стиля видоизменялись и дополнялись сообразно национальным предпочтениям.

Так, во французском Ренессансе и барокко не так широко распространилась обнаженная натура в скульптурах. Сады и парки отличались гораздо меньшим нагромождением колонн, вазонов и балюстрад. В планировке по-прежнему сохранились геометрические традиции. Как правило, центральным элементом композиции была широкая тенистая аллея из кипарисов или лип, которые высаживались в два или даже три ряда. Также акцентировалось внимание на больших партерах, густо наполненных цветущими растениями. Клумбы имели геометрически правильную форму, как и водные каналы, стриженые живые изгороди и насаждения кустарников.

Боуленгрин и вертюгаден

Французам принадлежит авторство таких весьма удачных приемов оформления естественных рельефов почвы, как боуленгрин и вертюгаден.

Первый представляет собой заниженный углубленный участок лужайки, покрытой газоном. Такая форма ландшафта позволяла создать впечатление более глубокого и размашистого пространства в парке.

Небольшие естественные террасы также покрывались газоном и оформлялись в вертюгадены. Таким возвышениям придавалась преимущественно полукруглая форма. Вертюгаден использовался как сценическое пространство или же визуально разграничивал и придавал акценты пространству сада. Т.е. вертюгаден – это своеобразный французский вариант итальянского садово-паркового амфитеатра.

Версальский стиль

Венцом развития французского садово-паркового стиля по праву считается дворцово-парковый ансамбль провинции Версаль. Его возведение было начато под руководством Людовика XIV, правителя времен абсолютистских идей. Оформлением парка занимался именитый Андре Ленотр, он подчинил его композицию общей идее ансамбля. Террасы, из которых состоит парк, создают очередь повышающихся с приближением к дворцу уровней. Архитектурные элементы продолжают стилистику оформления дворцового здания. В зелени парка также удачно располагаются такие подобные дворцу постройки, как Малый и Большой Трианон.

Парк разделяют на три части линии аллей и каналов. Пропорционально организованное таким образом пространство обыгрывается боскетами и стрижеными рядами кустарников. Знаменит парк и благодаря своим фонтанам, колорит которых удачно дополнен скульптурами богов Античности. Красота и уникальность Версальского ансамбля повлияли на развитие ландшафтного искусства Франции, определив в последствие особенности французского классицизма.

Terrance of the Orangerie, Palace of Versailles (1684)

The Baroque garden was a style of garden based upon symmetry and the principle of imposing order on nature. The style originated in the late-16th century in Italy, in the gardens of the Vatican and the Villa Borghese gardens in Rome and in the gardens of the Villa d’Este in Tivoli, and then spread to France, where it became known as the jardin à la française or French formal garden. The grandest example is found in the Gardens of Versailles designed during the 17th century by the landscape architect André Le Nôtre for Louis XIV. In the 18th century, in imitation of Versailles, very ornate Baroque gardens were built in other parts of Europe, including Germany, Austria, Spain, and in Saint-Petersburg, Russia. In the mid-18th century the style was replaced by the less geometric and more natural English landscape garden.

Characteristics[edit]

Baroque garden at Drottningholm Palace in Sweden

Baroque gardens were intended to illustrate the mastery of man over nature. They were often designed to be seen from above and from a little distance, usually from the salons or terraces of a chateau. They were laid out like rooms in a house, in geometric patterns, divided by gravel alleys or lanes, with the meeting points of the lanes often marked by fountains or statues. Flower beds were designed like tapestries, with bands of shrubbery and flowers forming the designs. Larger bushes and trees were sculpted into conical or dome-like shapes, and trees were grouped in bosquets, or orderly clusters. Water was usually present in the form of long rectangular ponds, aligned with the terraces of the house, or circular ponds with fountains. The gardens usually included one more small pavilion, where visitors could take shelter from the sun or rain.

Over time, the style evolved, and became more natural. Grottoes and «secret gardens» enclosed by trees appeared, to illustrate the literary ideals of Arcadia and other popular stories of the time; these were usually placed in the outer corners of the garden, to give suitable places for quiet reading or conversation.[1]

Origins in Italy[edit]

The ideas that inspired the Baroque garden, like those of Baroque architecture, first appeared in Italy in the late Renaissance. In the late 15th century, the architect, artist and writer Leon Battista Alberti proposed that the house and garden were both sanctuaries from the confusion of the outside world and that they both should be designed with architectural forms, geometric rooms, and corridors. In a very popular allegorical story, Hypnerotomachia Poliphili (The Song of Poliphile) (1499), one of the first printed novels, the Dominican priest and author Francesco Colonna described a garden composed of carefully designed ornamental flowerbeds and rows of trees shaped in geometric forms.[2]

The Cortile del Belvedere or courtyard of the Belevedere at the Vatican in Rome was one of the first gardens in Europe which adopted these geometric principles, and was a model for many later Baroque gardens. It was begun in 1506, constructed for Pope Julius II, in connected his residence on a nearby hillside with the Vatican. The garden was three hundred meters long, filled with orderly flower beds and gardens geometrically divided by alleys and hedges, with fountains at the intersections of the paths. It was finished in 1565 by Pirro Ligorio. The original garden was drastically modified by the later addition of the Vatican Library.

The same architect who completed the Cortile del Belvedere, Pirro Ligorio, was commissioned in the same year to design an even more ambitious garden, Villa d’Este, for the Cardinal Ippolito II d’Este (1509–1572). This garden was designed on a steep hillside, which could be viewed from the Villa above. The garden was composed of five terraces, elaborately planted in geometric forms and connected with ramps and stairways. Like many Baroque gardens, it was best viewed from above and from a distance, to get the full effect.[3]

This architectural form for gardens continued to dominate in Italy until the construction of Villa Borghese gardens in Rome by Cardinal Scipione Borghese in 1605. In this very large garden, the regular and geometric alleys, flowerbeds and groves of aligned trees were joined by other parts of the garden in asymmetrical forms, and by a number of «secret gardens», small sanctuaries of trees and flowers planted with flowers and fruit trees, and surrounded by rows of oak trees, laurel and cypress trees, and populated with birds and animals. This garden marked the beginning of the transition to the more natural landscape garden, based on the romantic vision of an imaginary Arcadia.[4]

All of these gardens underwent extensive redesign in the 18th century, turning them into more natural-looking landscape gardens. Except in a few preserved paths and flower beds, it is difficult now to imagine them in their original state.

  • The gardens of the Cortile del Belvedere are visible to the left of this 1652 engraving of the Vatican

    The gardens of the Cortile del Belvedere are visible to the left of this 1652 engraving of the Vatican

  • Gardens of the Villa d'Este, engraving by Etienne Duparac (1573)

    Gardens of the Villa d’Este, engraving by Etienne Duparac (1573)

  • A vestige of the original Baroque garden at the Villa Borghese

    A vestige of the original Baroque garden at the Villa Borghese

The Jardin à la française[edit]

At the end of the 15th century, Charles VIII of France invited Italian architects and garden designers to France to create an Italian garden for his Château d’Amboise. In the 16th century, the development of the Baroque garden in France was accelerated by Henry IV of France and his Florentine wife, Marie de Médicis. Their first major project in the style was the garden of the Chateau de Saint-Germain-en-Laye, near Paris. The new garden, on the bluff above the Seine, featured an extensive belvedere with ramps and stairways, scattered with an assortment of pavilions, grottoes, and theatres. Following the death of the King, his widow built a palace and a garden of her own, now called the Luxembourg Palace. She planted groves of full-grown trees and laid out parterres, alleys and fountains on the model of the gardens of her native Florence.[5]

The French Baroque garden reached its summit under Louis XIV, due to his garden designer, André Le Nôtre. Le Nôtre’s first large-scale project was for Vaux-le-Vicomte, the chateau of the King’s Minister of Finance, Nicolas Fouquet, built between 1656 and 1661. The central feature of this garden was a main axis descending from the chateau, composed of a series of terraces decorated with parterres of low hedges in ornamental designs. Large basins with jeux d’eau were placed along the central axis, and the garden was set between rows of trimmed trees on the left and right, to lead the eye on the long perspective to the last fountain and grotto below. The garden was meant to be seen from the chateau, which overlooked it like the box of a theater.[6]

The young Louis XIV had Fouquet imprisoned for his extravagance, but greatly admired the garden he created. He commissioned Le Nôtre to design a similar, but vastly larger, garden, for his own projected Palace of Versailles.

The most famous Baroque gardens were the Gardens of Versailles created by Le Notre between 1662 and 1666. It was built around the original small square park of ninety-three hectares before the chateau started for Louis XIII by Jacques Boyceau in 1638. In 1662 following the model of Vaux-le-Vicomte, Le Notre made the park ten times larger, centered on a grand canal which reached to the horizon. The new park was divided into an elaborate grid of flowerbeds, paths, and alleys, decorated with fountains and sculptures. A third enlargement expanded the park by another six thousand five hundred hectares, including forests for hunting and several nearby villages, surrounded by a wall forty-three kilometres long with twenty-two gates.[7]

The centrepiece of the garden was the Fountain of Apollo, the symbol of Louis XIV, the sun king himself, surrounded by a network of paths, basins, colonnades, theaters, and monuments. The King himself designed the route that visitors should follow, with twenty-five different mythological scenes, stations, and panoramas. The garden became an outdoor theatre for pageants, promenades, theatre performances, and fireworks shows. Its greatest deficiency was insufficient water for all of the fountains; only a few fountains could work at the same time; they were turned on only when the King was approaching them.[8]

Between 1676 and 1686, Louis XIV built a smaller version of the Versailles gardens at the Chateau of Marly, located in a more tranquil valley, where he could escape from the crowds of Versailles. After his death in 1715, portions of the Gardens of Versailles were gradually modified to the new style of an English landscape garden, with trees untrimmed and planted in more natural groves, winding paths, and replicas of Greek temples and even a picturesque model village for the amusement of Marie-Antoinette. The gardens of Versailles had many royal visitors, including Peter the Great of Russia, and many of its features were imitated in other European palace gardens.[9]

  • Garden of Vaux-le-Vicomte seen from the Chateau (1656–1661)

    Garden of Vaux-le-Vicomte seen from the Chateau (1656–1661)

  • View of the garden facade of Palace of Versailles in 1680s

    View of the garden facade of Palace of Versailles in 1680s

  • Plan of the Tuileries Garden (about 1671)

    Plan of the Tuileries Garden (about 1671)

  • Gardens of the Chateau de Marly (1724)

    Gardens of the Chateau de Marly (1724)

Germany[edit]

The Baroque garden style was first introduced to Germany in 1614 by Frederick V of the Palatinate, who imported a French landscape architect, Salomon de Caus, and began building a garden called the Hortus Palatinus at his castle in Heidelberg. The hilltop location, overlooking the Rhine, limited the size and presented difficult terrain, but de Caus succeeded in building a series of parterres with concentric circles of greenery, a circular fountain, and a bosquet of laurel trees, ingeniously linked by stairways and ramps.[10]

The style soon appeared in at the castles of other German princes, including Herrenhausen in Hanover, built at the end of the 17th century. Its designer, Martin Charbonnier, was French, and he included the classic Versailles elements, including a central axis aligned with the castle, a circular pond at the far end of the axis, bouquets of trees, and «secret gardens», small gardens enclosed by trees, places for reading or quiet conversation, at the edges of the garden. He also borrowed some features of Dutch gardens, which he had visited in his research, including a canal surrounding the garden and wedge-shaped parterres surrounded by low hedges.[11]

Another notable Baroque garden in Germany is the Schlosspark, Brühl (1728), designed by Dominic Girard, who was a pupil of Le Notre at Versailles. Like Versailles, it features a central axis flanked by ornamental parterres and circular basins with fountains, all flanked by alleys and geometrically trimmed rows of the trees.

Other notable Baroque gardens in Germany include the Großer Garten in Dresden, the Gardens of Karlsberg near Kassel, the garden of Weikersheim Castle (1707–1725), and the gardens of Nymphenburg Palace (1715–1720), which rivaled the Gardens of Versailles in size. The Baroque age in German gardens came to an end with the construction of the garden of Schwetzingen Palace, made in 1753–58 for the Palatine Elector Charles-Theodore, by architect Nicolas Lepage and gardener Johann Ludwig Petri. This garden was filled with artificial Roman ruins, a Chinese bridge, a mosque and other picturesque landmarks; it marked the debut of the romantic English landscape garden in Germany.[12]

  • The Hortus Palatinus in Heidelberg, overlooking the River Neckar and the Rhine Valley (begun 1614)

    The Hortus Palatinus in Heidelberg, overlooking the River Neckar and the Rhine Valley (begun 1614)

  • Herrenhausen in Hannover (end of 17th century)

    Herrenhausen in Hannover (end of 17th century)

  • Parterres of Schlosspark, Brühl by Dominic Girard (1728)

Austria and the Netherlands[edit]

The pupils of Le Nôtre were in demand across Europe, recreating the canals and parterres of French gardens for other European monarchs. One of the most prolific and successful designers was Dominique Girard, who designed the elegant curling patterns of the parterres of the Belvedere Palace in Vienna for Prince Eugene of Savoy. This garden was largely influenced by Le Nôtre, but also by the more modern ideas of Antoine-Joseph Dezallier d’Argenvilles, whose book Treatise on the practice and theory of gardening (1709), became the most influential manual of landscape design in the early 18th century.[13]

Begun in 1717, the garden connected the two chateaux of the Prince. The upper palace and garden was used for grand ceremonies, while the lower garden, by his residence, was arranged with groves of trees and crisscrossed by paths. A large water basin on the upper terrace was connected by stairs and cascades, filled with statues of nymphs and goddesses, to the lower garden. The parterres were destroyed and replaced with grass in the eighteenth century, but have recently been restored to their original appearance.[14]

A portion of the Netherlands, the United Provinces, had won its independence from the Spanish Netherlands, and in 1684–86 its ruler William III of Holland, the future King of England, constructed the Het Loo Palace with a magnificent Baroque garden. The garden was designed by Claude Desgots, who was the nephew of Le Nôtre; he earlier had reworked the design of the gardens of the Luxembourg Palace and designed the Tuileries Gardens in Paris. The upper garden of Het Loo was primarily inspired by Versailles, with paths radiating from a central alley, while the lower garden, in front of the Chateau, showed a Dutch influence, divided into independent sections, each different, and divided by alleys lined with the characteristic hedges and trees of the Dutch countryside.[15]

  • Baroque garden at Schloss Hof

    Baroque garden at Schloss Hof

  • Restored parterres of the Belvedere Palace today

    Restored parterres of the Belvedere Palace today

  • Het Loo Palace in the Netherlands

    Het Loo Palace in the Netherlands

  • Het Loo Palace in the Netherlands

    Het Loo Palace in the Netherlands

Spain and Naples[edit]

Philip V of Spain, the grandson of Louis XIV, who had spent his childhood at Versailles, was responsible for introducing the Baroque garden to Spain. At the beginning of the 18th century, he created a garden modelled after Versailles at the Royal Palace of La Granja de San Ildefonso, not far from Segovia. The uneven landscape, a thousand meters in altitude, made it difficult to have extensive parterres, but it provided an abundance of water.[16] The garden designer was René Carlier, who had worked under Robert de Cotte, one of the leading French royal architects.[17] He used the natural slope of the site in the palace grounds design, for enhancing axial visual perspectives, and to provide sufficient head for water to shoot out/up from the twenty-six sculptural fountains in the formal gardens and the later landscape park.

Philips’s successor, Charles V of Spain, also created a notable Baroque garden in the Kingdom of Naples, which he ruled. It was located at Caserta, not far from Naples. As at Granja, the garden was surrounded by hills, while the palace was surrounded by canals, fountains, and geometric parterres decorated with low hedges in Baroque designs.[18]

  • Cascade and alleys at the Royal Palace of La Granja de San Ildefonso

  • Fountain sculpture in the gardens of the Royal Palace of La Granja de San Ildefonso

  • Cascades in the royal park of the Palace of Caserta

    Cascades in the royal park of the Palace of Caserta

Sweden[edit]

The French garden designer André Mollet came to Sweden in the late 1640s and his stay lasted five years, during which he introduced to Sweden the French parterres en broderie patterned like Baroque textiles. He modernized the existing gardens linked to the Stockholm Palace and laid out a new garden in the outskirts of Stockholm on the site of a former hop-garden, the Humlegården. The introduction of a Baroque garden style in Sweden dates to this decade, with the encouragement of progressive Francophile architects like Nicodemus Tessin the Elder and Jean de la Vallée, with whom Mollet had worked in Holland, together with the eager commissions from Swedish nobles that Mollet received. The results are documented in Erik Dahlbergh’s topographical Suecia Antiqua et Hodierna. Though Mollet left Sweden in 1653, his son Jean Mollet remained in Sweden for the rest of his life, and Médard Gue, one of André Mollet’s original French assistants, assumed an independent role in Swedish gardening. Nicodemus Tessin the Elder laid out the gardens at Ekolsund Castle in the new Baroque style in the 1660s, mainly based on the André Le Nôtre’s work at Vaux le Vicomte.

Nicodemus Tessin the Elder’s son, Nicodemus Tessin the Younger, also became an architect and during the 1670s he spent time in Italy, France and England. During his visit to France in 1677–1678 he spent a great deal of time with Le Nôtre, who had a lasting influence of Tessin’s garden designs. He again visited France in the 1680s. The gardens at Drottningholm Palace where laid out by him in the Baroque style.

  • Plan for the gardens at Ekolsund, by Tessin the Elder (1660s)

    Plan for the gardens at Ekolsund, by Tessin the Elder (1660s)

  • Gardens at Ekolsund in the 1690s

    Gardens at Ekolsund in the 1690s

  • The gardens at Drottningholm Palace in 1692

    The gardens at Drottningholm Palace in 1692

  • The Baroque garden at Drottningholm Palace in 2011

    The Baroque garden at Drottningholm Palace in 2011

  • The fountain of Hercules at Drottningholm Palace

    The fountain of Hercules at Drottningholm Palace

Russia[edit]

Peter the Great visited the Palace of Versailles and the Palace of Fontainebleau in 1717 during his European tour, and upon his return to Russia began constructing a garden at the Peterhof Palace, begun in 1714, in the Versailles style. He brought the French architect Jean-Baptiste Alexandre Le Blond to St. Petersburg to design new gardens for his new capital city and for his new palace. It was completed in 1728.[19]

Peterhof was located on the side of the steep slope overlooking the Gulf of Finland. The new plans called for a formal garden on the upper terrace, and for a grand cascade pouring down the hillside from the palace to a canal, with fountains, leading out to the Gulf. The grand cascade was modeled after that of the Château de Marly, the smaller palace and retreat of Louis XIV near Versailles. The Gardens were laid out in parquets and alleys of trees in symmetrical patterns, similar to Versailles.

A less-known Baroque garden in St. Petersburg is the Grand in Oranienbaum, Russia (1710–27) (not to be confused with another Menshikov Palace in St. Petersburg) that was given by Peter to one of his most prominent nobles, Alexander Danilovich Menshikov.

The Russian Baroque gardens were much modified in the later 18th century to the more natural English landscape garden style; the trees and flower beds were not trimmed, and more natural flowerbeds and winding paths replaced the original parterres. In recent years, some of the parterres have been restored to their original Baroque appearance.

  • The upper gardens and parterres of Peterhof, now grown up and more natural than their original Baroque appearance

    The upper gardens and parterres of Peterhof, now grown up and more natural than their original Baroque appearance

  • Gardens of the Grand Menshikov Palace in Oranienbaum (1710–1727)

    Gardens of the Grand Menshikov Palace in Oranienbaum (1710–1727)

  • Grand Cascade and fountains of Peterhof Palace, facing the Gulf of Finland (1714–28)

    Grand Cascade and fountains of Peterhof Palace, facing the Gulf of Finland (1714–28)

Decline of the Baroque garden[edit]

Baroque gardens were extremely expensive to build and to maintain; they required large numbers of gardeners and continual trimming and upkeep, as well as intricate systems of irrigation to provide water. At times a large portion of the French army was devoted to digging channels and constructing systems to bring water to the gardens of Versailles.

Descriptions of English gardens were first brought to France by the Abbé Le Blanc, who published accounts of his voyage in 1745 and 1751. A treatise on the English garden, Observations on Modern Gardening, written by Thomas Whately and published in London in 1770, was translated into French in 1771. After the end of the Seven Years’ War in 1763, French noblemen were able to voyage to England and see the gardens for themselves, and the style began to be adapted in French gardens. The new style also had the advantage of requiring fewer gardeners, and was easier to maintain, than the French garden.[20]

One of the first English gardens on the continent was at Ermenonville, in France, built by marquis René Louis de Girardin from 1763 to 1776 and based on the ideals of Jean Jacques Rousseau, who was buried within the park. Rousseau and the garden’s founder had visited Stowe a few years earlier. Other early examples were the Désert de Retz, Yvelines (1774–1782); the Gardens of the Château de Bagatelle, in the Bois de Boulogne, west of Paris (1777–1784);
The Folie Saint James, in Neuilly-sur-Seine, (1777–1780); and the Château de Méréville, in the Essonne department, (1784–1786). Even at Versailles, the home of the most classical of all French gardens, a small English landscape park with a Roman temple was built by the Petit Trianon and a mock village, the Hameau de la Reine, Versailles (1783–1789), was created for Marie Antoinette.

The new style also spread to Germany. The central English Grounds of Wörlitz, in the Principality of Anhalt, was laid out between 1769 and 1773 by Prince Leopold III, based on the models of Claremont, Stourhead, and Stowe landscape gardens. Another notable example was The Englischer Garten in Munich, Germany, created in 1789 by Sir Benjamin Thompson (1753–1814). These marked the transition and soon the end of the baroque garden in Europe.

Notes and citations[edit]

  1. ^ Kluckert, «Les Jardins Baroques», in L’Art Baroque – Architecture- Sculpture- Peinture (2015), p. 152
  2. ^ Kluckert, «Les Jardins Baroques», in L’Art Baroque – Architecture- Sculpture- Peinture (2015), p. 152
  3. ^ Kluckert (2015) p. 152
  4. ^ Kluckert (2015) p. 152
  5. ^ Kluckert, «Les Jardins Baroques», in L’Art Baroque – Architecture- Sculpture- Peinture (2015), p. 153
  6. ^ Kluckert, «Les Jardins Baroques», in L’Art Baroque – Architecture- Sculpture- Peinture (2015), p. 154–155
  7. ^ Kluckert (2015) p. 154
  8. ^ Kluckert (2015) pp. 154–155
  9. ^ Kluckert (2015) pp. 154–155
  10. ^ Kluckert (2015) pp. 158–159
  11. ^ Kluckert (2015) pp. 158–159
  12. ^ Ingrid Dennerlein: Die französische Gartenkunst des Régence und des Rokoko, Worms 198x In German
  13. ^ Kluckert (2015) p. 160
  14. ^ Kluckert (2015) p. 160
  15. ^ Kluckert (2015) p. 160
  16. ^ Patrimonio Nacional: Gardens of the Royal Palace of La Granja de San Ildefonso Archived 2016-01-27 at the Wayback Machine, «History» tab.
  17. ^ Carlier died in 1722, having laid out the main structural features, Esteban Boutelou continued in his place. Jeanne Digard, Les jardins de la Granja et la sculpture décorative (Paris) 1934.
  18. ^ Kluckert (2015) p. 161
  19. ^ «Second Northern War | Europe [1700–1721]». Encyclopedia Britannica. Retrieved 2018-11-20.
  20. ^ Allain and Christiany, pp. 316–318.

Bibliography[edit]

  • Allain, Yves-Marie and Christiany, Janine L’art des jardins en Europe, Citadelles and Mazenod, Paris, 2006
  • Attlee, Helena. Italian Gardens – A Cultural History, Francis Lincoln Limited Publishers, 2006
  • Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes, Hazan, Paris, 2007.
  • Claude Wenzler, Architecture du jardin, Editions Ouest-France, 2003
  • Kluckert, Ehrenfried, Section on Baroque Gardens in L’Art Baroque – Architecture – Sculpture – Peinture (French translation from German), H.F. Ulmann, Cologne, 2015. (ISBN 978-3-8480-0856-8)
  • Philippe Prevot, Histoire des jardins, Editions Sud Ouest, 2006
  • Impelluso,Lucia. Jardins, potagers et labyrinthes, Editions Hazan, Paris, 2007
  • Medvedkova, Olga, Jean-Baptiste Alexandre Le Blond, architecte 1679–1719 – De Paris à Saint-Pétersbourg, Paris, Alain Baudry & Cie, 2007, ISBN 978-2-9528617-0-0

XVII век открывает яркую страницу ландшафтного искусства Франции. Именно здесь создан высочайшей степени мастерства “французский стиль” ландшафтного дизайна. Непременным элементом французского сада служит выразительная композиционная ось, как стержень регулярно спланированного пространства ансамбля, в центре которого размещен смысловой композиционный акцент – замок и регулярные сады.

Главной особенностью данного стиля является то, что рельеф парка выражен слабо и вся композиция носит плоскостной характер. Для подобных садов еще с XV века были характерными гладкие поверхности воды вокруг замков во рвах и в специальных искусственных бассейнах, которые заменили живую играющую воду итальянских садов.

Именно во Франции развивались традиции цветоводства, декоративной стрижки и обработки кустарников и вьющихся растений, выросли династии профессиональных садоводов.
Версаль представляет собой качественный прорыв мастерства художников паркового искусства XVII века. Ансамбль формируется по ходу солнца, с востока на запад. Началом всего ансамбля служит Площадь армии, к которой из города ведут три лучевых аллеи.

Главная идея грандиозного комплекса – это воспеть гимн королю-солнцу Людовику XIV. Неслучайно композиционная схема ландшафтного ансамбля повторяет лучеобразную структуру солнца – источника жизни, света и тепла. Особенно величественно представляется в момент захода солнца перспектива главной оси, которая имеет два зеркала водных партеров на переднем плане и уходящий к горизонту Большой канал. В канал каждый вечер заходит красный шар солнца.

Версаль бесконечно разнообразен архитектоникой открытых пространств, заложенной в соотношении открытых партеров и сформированных разными типами высокой зелени боскетов. В дальнейшем именно на объемно-пространственном формировании зеленых насаждений ландшафтный дизайн достиг высочайшего уровня в романтических садах XVII-XIХ веков. Кульминационный центр приближен к дворцу, где сосредоточены фонтаны, цветники и скульптуры.

К числу уникальных дизайнерских находок Версаля относится Зеленый ковер –трехсотметровый стриженый газон, идущий вдоль главной оси фонтана Латоны к фонтану Аполлона и началу Большого канала – сказочная парадная дорога триумфаторов.

Расцвет французского стиля по времени совпадает с эпохой барокко, широко распространившейся в Европе в XVII веке. Причудливость и пышность этого стиля отразилась и в формировании необычной искусственной природы – больших, гладких и изящных по форме каменных рам бассейнов, стриженых деревьев, затейливых рисунков цветников.

В России ярким образцом «французского» паркового искусства является ансамбль Екатерининского дворца XVIII века в Царском Селе в окрестности С.-Петербурга. Особенно характерной была экспрессивная скульптура, украшающая парки, а также сложные и живописные формы парковых сооружений.

В Англии барочные парки не получили особого развития. Топография страны, которая покрыта холмами, с вьющимися между ними речками, не годилась для грандиозных плоскостных композиций, подобных Версалю и русским дворцово-парковым ансамблям XVIII века. Государственный строй Англии также отличался от жесткой монархии эпохи Людовика XIV.

Наиболее яркие образцы барочных садов в Центральной Европе сосредоточены в Саксонии, в окрестностях Дрездена. Замок Морицбург Д. Поппельмана расположен в центре большого озера. Барочный дворец в китайском стиле в Пильнице вписан в живописную долину реки Эльбы и дополнен пейзажными садами. Вершиной творчества Д. Поппельмана можно назвать дрезденский Цвингер. Абсолютно плоская композиция внутреннего двора замка образует на поверхности земли изысканный орнамент кружевного партера, составленный из контрастного сочетания дорожек из щебня и бархатной зелени стриженых газонов.

Каждый из ансамблей Д. Поппельмана отмечен своеобразием и неповторимостью. Абсолютные размеры барочных садов минимизировались по мере удаления от Версаля. Самой значительной из композиций, связанной с эстетическими принципами французского барокко, считается Петербург. Трехлучевая композиция Версаля послужила прообразом трех проспектов Петербурга. Эстетика открытого пространства барочных парков с их аллеями, скульптурами, стрижеными стенами боскетов, фонтанами нашли свое развитие в городе Петра I.

Во Франции более прохладный, чем в
Италии, климат, спокойный рельеф, обширные
заболоченные пространства. В лесах
растут граб, дуб, вяз, липа, ясень, тис.
Классический регулярный стиль в
ландшафтной архитектуре развивался
совместно с барокко в архитектуре.
Широко развивается искусство создания
конструкций для поддержки растений,
имитирующие зеленые стены: пергола,
палисад, берсо.

Берсо
— каркас из дерева
или металла, возводимый над дорогой.
Вдоль каркаса высаживают деревья, ветви
которых прикрепляют к нему. Разрастаясь,
деревья образуют сплошной зеленый
тоннель. В отличие от перголы, берсо не
имеет боковых просветов-выходов.

Сложные
партерные композиции – бродери.
Создатель бродери королевский садовник
Молле. Бродери –
партер из травы, песка, цветов, стриженого
буксуса, толченого кирпича, угля, воды,
скульптура.

Партеры
со сложным профилем рельефа: буленгрин– заниженный партер,
вертюгаден– завышенный
партер. Зеленые стены формируют залы и
кабинеты в боскетах. Французский боскет
развивает традиции итальянского
боскета.

Мастер
французского регулярного садово-паркового
искусства Андре Ленотр
(1613–1700) — создатель парков:
Тюильри (1664–1672 гг.), Марли (1699 гг.), Со,
Шантильи (1693 гг.), Сен-Клу (1693 гг.), Медон
(1680 гг.).

В
парке Во-ле-Виконт,
в поместье министра финансов Фуке,
впервые применена трехлучевая композиция,
автор которой Андре
Ленотр.

Парк
Версаль (1662–1770 г.г.),
автор Андре Ленотр. Архитекторы Мансар,
Луи Лево. Скульпторы: Марси, Тюби, Лонг,
Жирарден. Живописцы: Брен, Юбер Робер,
Леблен. Водоснабжение – Пьер де Франсинеи.
Парк создан на искусственно выровненной
болотистой местности. При строительстве
было снесено три деревни. Парк условно
можно поделить на две части: Малый парк,
площадью 1738 га и Большой охотничий
парк, площадью 6600 га. Передняя часть
Малого парка перед дворцом с партерами
«бродери» составляет 100 га. Осевая
композиция (восток-запад) соединяет
дворец и парк. Длина дворца 400 м. С востока
к дворцу подходит знаменитое трехлучье
из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящееся на
площади Армии.

Парк реализует идеи прогрессивной в то
время централизованной монархии,
создание нового стиля жизни, нового
центра в противовес разобщенному
феодализму.

Охват единым взглядом большого
пространства – главная задача Андре
Ленотра.

Для
парка характерна открытая планировка
и веерная композиция аллей. Перед
дворцом, на площади, покрытой мелкими
желтыми «золотыми» камешками, лежат
два узких бассейна в белых каменных
рамах. Затем большая лестница, у ее
подножья — фонтан Латоны, далее королевская
аллея — «зеленый ковер», газон размерами
330 х 45 м. Завершает «зеленый ковер»
бассейн с фонтаном «Колесница Аполлона».
Сразу за бассейном начинается «Большой
канал». Продольный «Большой канал»
имеет длину 1,4 км, его поперечная часть
– 1 км, ширина каналов – 500 м.

Пространство
парка раскрывается сразу как развернутая
карта. По мере удаления
от дворца планировочные элементы
укрупняются. Обратная перспектива
рождает впечатления возрастания
пространственного ритма (рис.9). Зрелищность
и театральность являются яркой
достопримечательностью парка. Кулисы
и декорации созданы из деревьев, боскетов,
водопадов и лестниц.

Особенности
французских парков в стиле барокко:

  • подчинение
    деталей целому;

  • длинные
    и широкие перспективы;

  • формирование
    планировочных рубежей из невысоких
    лестницы с широкими ступенями и
    парапетами;

  • обширные
    водные в партерах (каналы);

  • топиарные
    формы и растения в кадках;

  • буленгрины
    и вертюгадены.

Ассортимент растений в парках:

дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб,
каштан, тополь, тис, ель, яблоня, груша,
вишня.

Основные
принципы формирования французских
регулярных парков:

  • развитие
    пространства по главной продольной
    оси, подчиняющей поперечные оси;

  • концентрация
    у дворца партеров и размещение боскетов
    по периферии;

  • создание
    кульминации на главной композиционной
    оси с раскрытием далекой перспективы;

  • введение
    диагональных лучевых дорог, идущих от
    лесных массивов через парк и сходящихся
    к дворцу;

  • учет
    особенностей оптического восприятия
    пространства — ориентация перспективы
    на запад.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В процессе развития барочного садово-паркового искусства сталкиваются два противоположных начала: геометрия и природа. Сад выступал одновременно и как геометрическая форма и как зона, отведенная для растительного царства.

Эти концепции породили два типа ландшафтной архитектуры — регулярный сад и пейзажный парк. Первый в наиболее чистом виде получил распространение во Франции, второй — в Англии.

Английский «живописный» парк пришел на смену строгой орнаментальное™ сада XVII века и вскоре вошел в моду в Европе. Очарование щедрой природы предпочли утонченности и искусственности французской традиции.

Тем не менее мы опустили важную деталь: было ли природное начало вписано в рамки геометрического узора или предоставлено свободному развитию, в любом случае оно лежало в основе обоих типов ландшафтной архитектуры.

К тому же геометрическая строгость французских и итальянских садов не всегда точно отражала положения теоретических трактатов. Так, например, Якопо Саннадзаро в предисловии к «Аркадии» в 1504 году восхищался «гордыми деревьями с их раскидистой кроной, которые естественным образом покрывают горные вершины, не нуждаясь во вмешательстве рук человеческих; этот вид гораздо более приятен взору, нежели садовые растения, взращенные при помощи науки и принявшие сложную форму прихотливого узора».

На протяжении XVI столетия «Аркадия» Саннадзаро получила широкое распространение по всей Европе, и мы можем приводить выдержки из этого труда, подтверждающего, что пейзажный парк пользовался большой любовью еще до того, как сформировалась английская концепция живописного ландшафта.

С другой стороны, французский сад эпохи барокко был не единственным примером регулярного планировочного решения. Прекрасным примером этой системы являются проекты Ленотра, выполненные мастером для Версаля, однако сады Людовика XV, устроенные около 1750 года и созданные в духе пасторальной традиции, отходят от этой схемы.

Если верить Петрарке, итальянский сад эпохи Ренессанса должен был стать обителью покоя и отдыха. Представление о саде как об аркадской идиллии противопоставлялось образу городской суеты. Этот уголок природы становился искусственным убежищем от треволнений жизни.

Как писал Леон Баттиста Альберти, дом и парк должны были составлять гармоническое единство, в основе которого лежало бы использование сходных геометрических очертаний. Доминиканский монах Франческо Колонна в своей работе «Гипнеротомахия Полифила» представил на суд знатоков варианты сложного рисунка для клумб и фантастические модели-формы для фигурной стрижки кустов.

Позднее они будут активно использоваться во французских садах эпохи барокко, адаптируясь к новым условиям.

Образцом для ландшафтных архитекторов XVII и XVIII века стал сад Бельведер в Ватикане. Здесь в наиболее завершенной форме получили свое развитие такие архитектурные мотивы, как террасы, лестничные марши, пологие склоны и ниши-экседры.

Главной заботой Папы Юлия II было установление гармонической связи между виллой, находившейся на более высоком уровне, и папским дворцом. Их разделяло расстояние в 300 метров. Бельведер является прекрасным примером использования достижений архитектуры для создания сада. Автором проекта был Пирро Лигорио.

Бельведер повторял схему парка виллы д’Эсте в Тиволи, принадлежавшей кардиналу Ипполиту П. Эта резиденция находилась на вершине холма, откуда открывался великолепный вид на окрестности. Садовый комплекс, располагавшийся гораздо ниже, соединялся с дворцом посредством пяти террас, связанных друг с другом с помощью лестниц, пандусов и переходов.

В своем «Чичероне» Якоб Буркхард, очарованный решением виллы д’Эсте, писал о ней как об «изысканнейшем и недосягаемом примере совершенства, развивающем все достоинства живой природы».

С сооружением виллы Боргезе в Риме был нанесен сокрушительный удар по системе, предусматривавшей главенствующую роль архитектуры в саду. Хозяин дома — кардинал Шипионе Боргезе — полагал, что регулярное расположение деревьев и орнаментальные клумбы гораздо важнее, нежели многочисленные всходы и лестницы, связанные с домом или дворцом.

Обширное пространство сада у виллы Боргезе было поделено на маленькие компартименты, планировка которых отнюдь не была подчинена симметрии. «Секретный сад», расположенный рядом с домом, состоял из цветов и хозяйственных насаждений, окруженных дубами, лавром и кипарисами; там же располагались площадки для игр и ловушки для птиц.

Сады виллы Боргезе повлияли на французское парковое искусство. Здесь также знали и о планировочной схеме, применяемой в Ватикане. Итало-французские связи в области ландшафтной архитектуры уходят корнями в эпоху правления Карла III, пригласившего в конце XV века итальянских мастеров в Амбуаз.

Современники сообщают об «итальянских чудесах», которые должны были обрести новую родину во Франции. Как бы то ни было, особенно сильным итальянское влияние оказалось в XVI столетии, в период правления Генриха IV и его супруги Марии Медичи.

При этой августейшей чете был расширен сад в Сен-Жермен-ан-Лэйе, полностью завершенный на исходе XVI века. Его считали восьмым чудом света. За основу проекта было взято решение Бельведера в Ватикане, с его террасами, соединенными лестницами и пандусами и удачно расположенными летними домиками.

Эта схема была здесь дополнена и обогатилась такими декоративными элементами, как галереи, павильоны, гроты и механические устройства.

В 1612 году, после смерти мужа, Мария Медичи приказала начать строительство Люксембургского сада в Париже. Он должен был напоминать ей о родной Италии, и за образец при его сооружении были приняты сады Боболи во Флоренции.

Устройство боскетов, для которых перевозили в Париж уже взрослые деревья, расположение партера, устройство поперечной аллеи призваны были подчеркнуть связь Люксембургского сада с итальянским прототипом.

В правление Людовика XIV французский сад стал настоящим произведением искусства и превзошел остальные типы европейских садов. Несравненные парки Во-ле-Виконта, Тюильри и, наконец, бесспорный шедевр — Версаль — обязаны своим появлением гению самого одаренного ландшафтного архитектора Европы Андре Ленотра.

Нужно добавить, что Версаль стал результатом сотворчества короля, его «садовника» Ленотра и, позднее, архитектора Жюля Ардуэна-Мансара.

Андре Ленотр родился в Париже в 1613 году. Его отец занимал пост главного садовника короля и в течение

долгого времени работал в Тюильри. Его сын Андре впервые прославился, когда в 1656 году по его проекту были созданы сады в резиденции Воле-Виконт, принадлежавшей Никола Фуке. Однако владельцу не суждено было долго наслаждаться творением гениального садовника.

Через несколько дней после торжественного праздника, 17 августа 1661 годя в ознаменование окончания работ и состоявшего из концерта, театрального представления, балета и фейерверка в присутствии королевской семьи, Фуке был заключен в тюрьму. Живым он оттуда не вышел. Регент справедливо счел, что огромные расходы на строительство дворца и садов могли быть покрыты лишь из королевской казны.

Сад находился на центральной оси дворца, и несколько его террас уступами спускались к долине. Планировка сада, рассчитанная на обзор с большого расстояния, акцентировалась двойным партером. На его передних участках Ленотр разместил два фонтана.

На другом конце партера также помещаются фонтаны, и взгляд зрителя ощущает глубину раскинувшегося перед ним пространства. Устройство боскетов по обеим сторонам обозначает границы зоны партера и не дает взгляду отвлечься от центральной оси, по которой развивается комплекс. В Воле-Виконте Ленотр применил многочисленные новаторские решения.

Он прибегнул к использованию таких элементов садовой архитектуры, как каналы, бассейны, лестницы, пандусы, заимствованные из разных европейских садов. Мастер находил новые возможности комбинации этих деталей.

Молодого короля, несомненно, поразил вид этих просторных и величественных садов. Сам он владел лишь скромным охотничьим домиком в лесах Версаля. В том же году, когда состоялись столь плачевно завершившиеся для Фуке торжества, король затеял перестройку собственной резиденции. Ему порекомендовали Ленотра в качестве садового архитектора. Так первые шаги по созданию новой резиденции совпали с празднествами в Воле-Виконте.

Сады эпохи барокко в Германии

Палатинский сад в Гейдельберге

Расположенный рядом с Гейдельбергом ансамбль Палатина задал тон всей барочной ландшафтной архитектуре Германии. Правитель палатината — курфюрст Фридрих V пригласил для осуществления этого проекта французского мастера Саломона де Коза. Саломон, прекрасно знавший лучшие сады Италии, Франции, Голландии и Англии, был готов приступить к работе уже в 1614 году.

В наши дни едва ли что-нибудь сохранилось от первоначального убранства этих мест, но гравюры и картина Фукьера могут дать общее представление о масштабе ансамбля и очертаниях клумб. Моделью для подражания стал тип итальянского сада с его спиралевидными узорами. Лестницы, пандусы и экседры не были использованы здесь из-за болотистых, нетвердых почв. Архитектор полностью посвятил себя украшению клумб в трех партерах. Он предусмотрел также создание боскета с тенистыми перголами, располагавшегося по соседству с водным партером. Примечательны и запутанные круговые обходы-дорожки.

Палатинский сад в Гейдельберге можно рассматривать как произведение эпохи перехода от Ренессанса к барокко. Сходные планировочные решения мы встречаем в королевских парках Вюртемберга и Гессе, например, в герцогском саду в Штутгарте или садах Брунсвик в Гессе.

В конце XVII века в Нижней Саксонии близ Ганновера был создан Большой сад при замке Херренхаузен. Правительница этих земель София Ганноверская воспользовалась услу-

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Английский язык 3 класс рабочая тетрадь комарова учебник ответы
  • Купить немецкую овчарку щенка в мурманской области
  • Oft как переводится с немецкого
  • Рабочая тетрадь 3 класс английский язык кузовлев пдф
  • Достичь цели перевод на французский