Французская балерина сильви гиллем болеро

Автору NFP посчастливилось присутствовать на спектакле, который Гиллем представила совместно с Балетом Токио в память об ушедшем Морисе Бежаре на открытой сцене в Версале. Это был 2008 год, и Токио Балет привез «Весну священную», пару коротких номеров, и главный хит Бежара — «Болеро».

Это был тот редкий момент в жизни зрителя, о котором точно нужно рассказывать внукам. Открытый воздух, вечереет, нарастающая дробь «Болеро» Равеля, а на сцене — плавно раскачивающаяся в ритм Сильви Гиллем. Видимо, в тот момент сложилось все: ее скорбь по ушедшему недавно мастеру и другу, сделавшему для нее так много, красивый закат, необычный выбор площадки, гениальная постановка, — именно тогда можно было ощутить то, что греки называли катарсисом. Хотелось, чтобы Равель не заканчивался, научиться не моргать, хотелось, чтобы существовал телефон, умеющий записывать долгие видео. После финала не было овации, срывающихся аплодисментов, восхищенных взахлеб криков «Браво». Была тишина. Она длилась пару мгновений, но казалась растянутой на минуты: и эти мгновения стоят всех аплодисментов мира. Зритель был просто раздавлен этой хрупкой женщиной, одиноко стоящей в центре большого жертвенного стола.

Бежар называл ее инопланетянкой, а мистические совпадения (как еще объяснить, что с одной из героинь балета Бежара, австрийской императрицей Сисси, у Гиллем совпадал даже размер ноги?) только распаляли в нем желания ставить новые постановки на нее. Бежар не делал ее некрасивой, напротив, он восхищался ее красотой, — это видно во всех его постановках на нее. Хореография этих балетов нетрудная, но станцевать это, как Гиллем, невозможно.

Сильви Гиллем — одна из самых любимых балерин во Франции. Известная своими выступлениями в постановках «Жизель», «Лебединое озеро», и «Дон Кихот», Гиллем обрела мировую известность и уважение также за ее существенный вклад в развитие танца контемпорари.

Великие танцоры: Сильви Гиллем

Между гимнастикой и балетом

Сильви Гиллем родилась в Париже в 1965 году, и с самого раннего детства начала учиться спортивной гимнастике. Это было неудивительным — ведь мать Сильви была гимнасткой, она и привила дочери любовь к танцу, начав готовить ее для Олимпийской сборной Франции. Мир балета юная Сильви открыла для себя в возрасте 11 лет.

После всего лишь нескольких лет обучения балету (в балетной школе Парижской оперы), Сильви Гиллем показала потрясающие результаты, и ей начали пророчить блестящее будущее на стезе танцев. Сильви понадобилось всего четыре года обучения, чтобы получить приглашение перейти из любительских танцев в постоянный состав труппы. Согласно установленного в Балете Парижской Оперы порядка, в 1981 году Сильви была зачислена в штат кордебалета труппы, где она провела несколько лет.

Великие танцоры: Сильви Гиллем

Балет

После ее прихода в труппу в 1981 году, далее карьера Сильви Гиллем непрерывно шла по нарастающей. В кордебалете она преуспела с самого начала — всего через два года после прихода в труппу, в возрасте всего 17 лет, Сильви в первый раз выступила с сольной ролью, заняв первое место в международном конкурсе балета в Варне. Ее первой сольной ролью была роль королевы дриад в балете «Дон Кихот».
Гиллем стала самой молодой прима-балериной в Балете Парижской Оперы. Всего через шесть лет после принятия в кордебалет, Сильви была приглашена танцевать в Лондоне в Королевском балете — ей предложили главную роль в постановке, посвященной празднованию 50-летия Нуреева. Ставки были невероятно высоки, но Гиллем превзошла все ожидания. Она очаровала Англию еще быстрее, чем родную Францию.

На фоне бурного успеха в Лондоне, Сильви Гиллем был приглашена в Королевский балет в качестве приглашенной солистки, что дало ей свободу, к которой она всегда стремилась. Выбор был очевиден — после семи лет в Балете Парижской Оперы Гиллем переходит в Королевский балет.

Частично из-за свободного графика в Королевском балете, Гиллем смогла начать заниматься дополнительными проектами помимо балета. В 1990-х она создала телевизионное шоу под названием Evidentia, которое стало весьма успешным. Это вовсе неудивительно, ведь проект Гиллем был одним из первых танцевальных шоу на телевидении — задолго до того, как танцевальные программы наводнили рынок ТВ после 2000 года.

Сильви Гиллем путешествовала по Европе, ставя хореографию для нескольких самых престижных танцевальных коллективов Европы. В дополнение к балету, Гиллем начала исследовать другие области танца. В настоящее время Сильви ушла из балета и является успешным хореографом контемпа в Англии.
Хотя Гиллем прекратила танцевать во Франции более 20 лет назад, французы по-прежнему любят и восхищался ей. Сильви была признана одной из величайших балерин Франции за всю историю страны.

Уникальность Сильви Гиллем

Чтобы «собрать» идеальную балерину, нужны длинные ноги Сид Чарисс, изящные линии Сюзенн Фарелл, легкость Танакиль Леклерк, мощный прыжок Майи Плисецкой, мельчайшая техника Екатерины Максимовой, шаг и подъем Светланы Захаровой, юркость Ольги Лепешинской, а еще сценичная внешность, к примеру, Дианы Вишневой. Невозможно, чтобы в одной балерине были собраны все эти данные, но есть исключения. Точнее, одно, и это – Сильви Гиллем.

Великие танцоры: Сильви Гиллем

Она была первой, кто стал делать «six o’clock», то есть поднимать ногу на 180 градусов, что привнесло гимнастический элемент в балет. Кажется, что ее арабески останавливают не очевидные физические лимиты человеческого тела, но необходимость успеть сделать движение в музыку. Часто бывает, что растянутые балерины плохо прыгают, так как слишком растянутые мышцы не позволяют как следует отталкиваться от пола. Но не в случае с Сильви: ее прыжки в «Дон Кихоте», к примеру, зафиксированы на пленку, и это выдающиеся прыжки. Вращение? Его Гиллем щелкает, как орешки, не относясь ко всем своим 32-м фуэте, как к чему-то особенно важному. А помимо безупречной техники есть еще ее фантастические линии — в какую бы позу она бы ни встала, это будет произведение искусства. Именно поэтому она и в 50 лет еще не вышла в тираж: может быть, она не будет крутить 32 фуэте, но тройные пируэты — вполне, а ее six o’clock до сих пор предмет зависти многих артисток гораздо моложе. 

Задав новые стандарты физической формы, она, как это ни странно, все равно на многие десятилетия осталась недосягаемой. Но для нее эти данные никогда не становились предметом торга, она говорила, что знала в Парижской Опере артистку еще более гибкую, но использующую свою безупречную растяжку «вульгарно и безвкусно».

Поэтому самое важное не это: физические данные — это вишенка на торте. То, что сделало ее великой артисткой, гораздо глубже этого. Балерина потрясающей харизмы, пытливого ума, бесстрашия, а, главное, любопытства, — все это сделало ее не просто идеальной машиной для исполнения сказочных принцесс, но лучшей балериной нашего времени. Не будь она бесстрашна и любознательна, она осталась бы исполнять весь репертуар Парижской Оперы и в 42 года красиво ушла бы на пенсию. Не будь она умна и требовательна к себе, не стала бы экспериментировать со своим телом, позволяя талантливым хореографам делать себя небезупречной и нелепой. Не будь она харизматична, она не собирала бы полные залы по всему миру в 50 лет. Именно поэтому Prima ballerina assoluta — негласный титул лучшей балерины поколения — используется единодушно критиками всего мира. До нее этот титул был, помимо прочих, у Анны Павловой и Галины Улановой. Согласитесь, неплохая компания.

И поэтому когда говорят, что балерине не нужно думать головой, а нужно только танцевать и плыть по течению, то Сильви Гиллем, наверное, громко над этим хохочет, и как обычно, идет куда-то в неизведанную сторону, вопреки всем рациональным доводам. 

  • Log in

  • Join

Watch in our app

Open in app

After a career that defied convention, the French ballet dancer Sylvie Guillem went with the traditional for her final act, bowing out with a performance of Boléro in the Japanese city of Yokohama.

A capacity audience of 2,400 burst into 15 minutes of rapturous applause as she left the stage, which was covered with bouquets of flowers.

Guillem first announced her plan to retire in 2014, three decades after she was made the youngest ever étoile – or top-ranking dancer – at the Paris Opera ballet as a 19-year-old. The young gymnast turned dancer was famously nurtured by Rudolf Nureyev but went on to forge her own remarkable career in classical ballet and, latterly, contemporary dance.

She joined the Royal Ballet as principal guest artist in 1989 after dancing opposite Nureyev in his 50th birthday performance of Giselle. In London she earned the nickname “Mademoiselle Non” due to the number of roles she turned down, but wherever she travelled in the world, Guillem’s performances were a sellout. “I just feel honoured to have been born in the same era as such a great artist,” said Andi Matsui, a Japanese woman seeing the dancer live for the third time.

Many in the audience were long-term fans. “I’ve seen her probably 100 times, and have travelled overseas to watch her,” said Yuka Koike. “As always she was perfect. But for me, today was extremely emotional. From now, I’m going to have to find a new dancer to follow.”

That sadness, however, was tinged with a sense of the inevitable. All respected Guillem’s decision to hang up her shoes. “It’s natural for a dancer to stop, and she decided on her own terms when to finish,” said Björn Neumann, a German living in Japan. “It’s better that she stopped before her performances started getting worse.”

Sylvie Guillem in Venice in 2012
Sylvie Guillem in Venice in 2012. She will perform one last time for a live Japanese TV broadcast. Photograph: Mirco Toniolo/Rex

He, however, was not as enthused with her final performance. “It was good, but I am not really a fan of these ‘best of’ performances. I preferred Two and Dreamtime to Boléro at the end. I’m more into contemporary dance.”

Daisuke Satogami, from Tōhoku, said the performance “really struck me in the heart. I saw her perform Boléro in Tōhoku in the October after the 2011 tsunami. I wanted to offer her so much thanks for that, for being pure enough of heart to perform up there at such a time.”

Guillem was awarded the prestigious Praemium Imperiale arts prize in Japan in September for her contribution to theatre. The award includes a 15m yen (£84,000) cash reward. “Guillem’s brilliance lies in her ability to combine physical excellence with a passionate honesty and a desire to explore what can be achieved through the medium of dance,” the award body said.

Before finishing for good, Guillem will perform one last time for a live Japanese TV broadcast of Boléro on Thursday to see in the new year.

Yokohama’s Kanagawa Kenmin hall may seem an unusual location for the dancer’s final show, compared with somewhere in the capital, Tokyo, or Japan’s cultural heart, Kyoto. But Kenichi Nagai, the director of the foundation that runs the venue, said Guillem had wanted to perform there one last time.

“It’s our 40th anniversary this year, and in our time we have seen a lot of history-making performances at the hall,” Nagai said. “We did not have the space to fit in a performance by her, but then the organisers of the tour contacted us and offered to put on a show on either 30 or 31 December. To have been chosen to host Guillem’s final show … It’s nothing short of a miracle.”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Waschbecken перевод с немецкого на русский
  • Немецкие машины пехоты второй мировой войны
  • Нежные французские имена мужские
  • Французский бульдог и американский разница
  • Что означают квадратики треугольники в английском языке