Для чего нужны были деньги мальчику из рассказа уроки французского

Характер главного героя "Уроков французского" - примеры сочинений

Главные герои рассказа «Уроки французского» и их характеристика:

Мальчик-повествователь. Одиннадцатилетний ребенок из бедной семьи. Родился в деревне и переехал учиться в незнакомый город, оставшись абсолютно один. Он скромный и способный ученик, но немного диковатый. Мальчик честный, смелый, упорный и принципиальный с сильным характером. Он не бросает школу не смотря на бедность и голод, чтобы оправдать доверия семьи. Он взрослый и самостоятельный не по годам, стойки и не жалуется на трудности.

Лидия Михайловна. Учительница, молодая женщина примерно 25 лет, родом из Кубани. Она обеспеченная городская жительница и не испытывает серьезных трудностей. Она добрая и сочувствующая, а так же изобретательная, нашла способ как помочь мальчику.

Мать мальчика. Одинокая женщина, воспитывающая троих детей. Она необразованная, но желает, чтобы ее сын имел возможность учиться даже не смотря на бедность. На протяжении учебы, она помогает сыну чем может.

Василий Андреевич — директор. Строгий человек, в школе его побаиваться. Когда он узнает о проступке учительницы, то не разбирается в его причинах и возмущается произошедшему.


­Пример сочинения 1

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» – произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. В нем описывается самое трудное время – послевоенное. Главный герой – это пятиклассник одиннадцати лет. Живет он с матерью, всего в семье их трое. Внешне он чрезмерно худощав, потому что его семье не хватает средств на пропитание. Макароны и гематоген семья не может себе позволить. Яблоки мальчик видел только на картинках. Одежда его застирана, штанишки сделаны из отцовских галифе, неопрятен и одинокий без матери рядом. Имя его в произведении не указывается.

Сложившиеся обстоятельства вынуждают главного героя быть самостоятельным, мужественным, смышлёным ребенком. Чтоб посещать школу, ему приходится жить у маминой знакомой, у которой есть и свои собственные дети. Мать высылает сыну продукты, но он не замечает куда они исчезают, их кто-то ворует. Герой не идет на конфликт, наоборот он замыкается в себе. У мальчика наблюдаются прекрасные умственные способности, по всем школьным предметам у него пять, кроме французского. Особо сложно ему дается произношение.

Даже несмотря на то, что он голодает, тяга к знаниям у него не пропадает, наоборот, он начинает учиться с особым упорством. Это говорит о его целеустремленности. Скромность и гордость он демонстрирует, когда ходит заниматься к учительнице французского на дом. Она пытается его накормить, отправляет посылки с продуктами, но он тактично отказывается. Сила духа, честность, стойкость характера проявляется в ситуации, когда мальчик играет со старшеклассниками на деньги. Играет он до тех пор, пока не соберется нужная ему сумма.

Он вынужден это делать не для собственной наживы, а ради бутылочек с молоком. Молоко посоветовали ему пить врачи при малокровии. Частенько, после игр со старшими мальчишками главный герой ходил избитым.  

В итоге после тщетных попыток помочь своему ученику, Лидия Михайловна принимает решение играть с ним на деньги. Этот поступок демонстрирует любовь и уважение, сострадание к своему ученику. Вскоре об этом узнал школьный директор. Преподавательница отправляется на Кубань. Но и там она не забывает своего ученика и шлет ему посылки с продуктами.


Пример сочинения 2

Основные черты главного героя, имя которого не указывается на страницах повести, включают в себя огромную жажду знаний, благодаря которой его признавали самым способным и умным мальчиков в деревне в силу его ранней взрослой жизни. Именно по этой причине родители решаются отправить своего сына на учёбу в райцентр, одновременно с этим оставляя его у тёти Нади.

Мальчик очень самостоятелен. Даже несмотря на свою трудную судьбу. Когда его семья бедствовала, и самому мальчику было сложно вдали от своей матери, он не жаловался. Держался смело и упорно, чтобы лишний раз не давать своей матери переживать, ведь дел и без того было много. И нужно было их решать. Маленький мальчик понимает, на какие жертвы идёт его семья ради него, поэтому проявляется чудесные навыки мужественности и смелости.

Гордость и смущение мальчика не дают ему принять помощь от его учительницы французского языка Лидии Михайловны . Отказываясь от еды, мальчик показывает свою силу духу и детскую глупость, когда думает, что в столь раннем возрасте сможет противостоять волям судьбы. Но такое упорство похвальное – мальчик не сдаётся и продолжает выполнять то, что нужно, не отлынивая. Кажется, что, чем больше мальчик находится вдалеке от своего дома, тем взрослее и ответственнее он становится. Принимает совсем взрослое и опасное решение играть на деньги, чтобы зарабатывать себе на молоко, и спасаться от болезни малокровия. Но даже и здесь он проявляется качества сдержанного человека и самоуверенного – мальчик никогда не играл больше. Чем стоит молоко, и уходил с собранными деньгами. Когда его учительница Лидия Михайловна узнаёт о заработке своего подопечного, она берёт над ним опекунство под предлогом уроков французского языка.

Мальчик, так рано уехавший из дома, испытывает желание получить доброту и заботу о себе. Лидия Михайловна как раз тот человек, кто может помочь мальчику заработать нужные деньги для молока. И просто помочь. На этот раз мальчик не отказывается от её помощи, приняв доброту и заботу. Так любезно и бескорыстно предложенных его учительницей.


Пример сочинения 3

Герой произведения — умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает» . Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему — дать шанс честно выигрывать свой рубль.

Несмотря на то, что герой рассказа «Уроки французского» ввязывается в игру на деньги, он вызывает у меня глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

Межрегиональный конкурс исследовательских и творческих работ школьников

«Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»

Номинация: «Исследовательская работа»

Цель оправдывает средства?

По произведению Валентина Распутина «Уроки французского»

Коробова Анна Игоревна

ученица 7 «А» класса

МБОУ СОШ № 6

города Амурска

Научный руководитель: Свирина Юлия Анатольевна,

учитель математики и информатики

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Основная часть………………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………..…8

Список используемых источников…………………………………………………9

Введение

 «Ваше благополучие

 зависит от ваших

 собственных решений».

Джон Рокфеллер

В исследовательской работе мы попытаемся поразмышлять о поступках героев на страницах рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Прочтение книги задало много вопросов. Например, как мать отпустила маленького сына в чужой город одного? Что значит на ужин только кипяток? Как это, ребенку одиннадцати лет самому искать деньги на пропитание? И так далее, и тому подобное. Но главный вопрос, который не дает покоя – почему умная добрая учительница не нашла другого выхода, как играть с учеником на деньги?

Гипотеза:  азартные игры не могут привести к чему-то хорошему.

Цель исследования: выяснить, права ли была учительница, играя с учеником в азартную игру?

Исходя из этой цели, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать художественное произведение Валентина Распутина «Уроки французского»;
  2. Изучить обстоятельства, подтолкнувшие героев к сложившейся ситуации;
  3. Рассмотреть встретившиеся экономические понятия азартные игры и легкие деньги;
  4. Проанализировать полученные результаты и обобщить их;
  5. Сформулировать выводы.

Объект исследования: поступок главного героя рассказа.

Предмет исследования: возможные последствия поступка.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время все хотят получать легкие деньги. Играя в лотерею или делая ставки на чем угодно, можно получить быстрые деньги, не прилагая усилий, а лишь довериться воле случая. А можно попасть в зависимость или все потерять.  

Методы исследования:

— анализ;

— сопоставление;

— сравнение;

— обобщение.

Основная часть

События рассказа переносят нас в тяжелый послевоенный 1948 год. Главный герой – мальчик одиннадцати лет, которого мать отправляет учиться в другой город, где пятиклассник вынужден жить один у знакомой тети Нади.

Автор рассказа ведет повествование от лица мальчика и с самого начала подводит нас к ситуации, которая на первый взгляд считается безвыходной: «Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она (мать), видно, рассудила, что хуже уже не будет». За первый месяц учебы мальчишка сильно похудел. Как пишет автор: «…еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал— я не знал».

Неудача постигла главного героя и в рыбалке: «Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил — что зря время переводить!»

Доходило даже до того, что совсем нечего было есть: «…у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать…».

Голод, отсутствие денег подтолкнули ребенка играть в «чику», этой игрой на деньги промышляли местные мальчишки. И чтобы хоть что-то выигрывать, главный герой оттачивает свое мастерство. В рассказе про это говорится так: «По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги». Теперь у главного героя появились деньги. «…Я стал выигрывать постоянно, каждый день. Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск». Такая игра совсем не нравилась «главному» семикласснику, за что удачливого игрока избили и выгнали.

Таким образом, мы видим, что игра не принесла пятикласснику пользы, и удача была временным явлением.

Конечно же добрая и проницательная учительница французского языка не оставила без внимания тот факт, что мальчишка был избит. Она выяснила причину азартных игр и захотела помочь своему ученику: «… вдруг решила, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру (якобы заниматься французским)… Я шел туда как на пытку. И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать». Ребенок никак не мог принять помощь своей учительницы: «… я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!».

Тогда учительница придумала послать посылку с продуктами, причем без подписи от кого. Но пятиклассник быстро догадался и не принял подношение: «Это не мать: она бы и записку не забыла вложить, рассказала бы, откуда, с каких приисков взялось такое богатство».

Исчерпав все усилия, Лидия Михайловна предложила сыграть в игру ее детства с монетами «пристенок». Игра заладилась: «И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко…».

 Однажды во время игры раздался гневный голос директора, он жил во второй половине дома: «— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…». Учительницу уволили, и она уехала из города.

Таким образом, мы снова находим подтверждение, что игра никого не сделала счастливым.

Игры на деньги подразделяются на две категории азартные и коммерческие. Оказывается, азартная игра — это такая игра, где проигрыш или выигрыш в большей степени определяется не мастерством игрока, а случаем. То есть в азартной игре исход игры в большинстве случаев зависит от фортуны, повезло – не повезло,  а не от мастерства играющих. «Как фишка ляжет», — говорят в блатном жаргоне. А вот коммерческая игра — игра сугубо на денежную ставку. То есть коммерческая игра — такая игра, где выигрыш, или исход игры в большей степени зависит именно от мастерства играющих, а не от случая.  Это и русский преферанс, и покер, и многие другие.

Без всякого сомнения, игры с монетами, описанные в рассказе Распутина относятся к азартным. В игре с монетами надо учитывать много обстоятельств: от формы ребра и большей или меньшей выпуклости изображений на сторонах до эластичности и коэффициента трения поверхности, на которую падает монета, или точного направления, в котором она закручивается, а еще удар монеты о поверхность, сопротивление воздуха и еще масса тонкостей. Как мы видим одного мастерства не достаточно для выигрыша. Герою рассказа «Уроки французского» приходилось много усилий тратить на выигрыш: «Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне. Снова проигрывал и снова возвращал. Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но и тут я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя — так было непривычно, но так шайба придерживала монету, не давала ей вертеться и, отходя, переворачивала вслед за собой».

«Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю», оставшись играть дальше, мальчик мог все проиграть и остаться голодным. Не по годам трезвый ум и рассудительность помогали ребенку хоть как-то выживать…

Мальчика одиннадцати лет в силу своей неопытности, одиночества, безграмотности в финансовых вопросах оправдать можно. Он оказался в безвыходном положении, в отчаянии.

На наш взгляд в рассказе очень неожиданный финал. Удивляет тот факт, что взрослый человек, педагог, авторитет играет с ребенком на деньги. Тогда напрашивается вопрос: а был ли у учительницы другой выход из ситуации, как можно было помочь ребенку?

Почему педагог, взрослый человек поступает так легкомысленно и неосмотрительно.  Она себя оправдывает такими словами: «— А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».

Лидия Михайловна понимает всю серьезность ситуации. Однако подвергает не только себя опасности, но и ученика. А если бы ребенка исключили из школы? Он очень ответственно относился к учебе: «Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось?— затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки». Мальчик понимал, что он в семье единственная надежда. «…Мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый». Про него в деревне говорили: «— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет».

Лидия Михайловна показала ребенку способ «заработка» легких денег.  Легкие деньги – это капитал, полученный, на первый взгляд, без приложения особых усилий. В основном, для получения «легких» денег нужны определенные финансовые знания, часто очень сложные для восприятия. Иногда причиной получения легкого капитала является везение, чаще всего – умение быстро ориентироваться в сложной ситуации. Везение – это случай более редкий, но он является традиционной основой получения легких денег. Сюда относятся выигрыши в казино и получение наследства. Крупнейшие финансисты говорят, что большинство людей, получивших легкие деньги в форме удачной лотереи или наследства, через несколько лет возвращается к своему прежнему состоянию, потому что, разбогатев внешне, внутреннее они остались бедными людьми. Мальчик получил добро от авторитетного педагога на такой вид заработка: «Господи, что творится на белом свете! Давно ли я до смерти боялся, что Лидия Михайловна за игру на деньги потащит меня к директору, а теперь она просит, чтобы я не выдавал ее. Светопреставление — не иначе. Я озирался, неизвестно чего пугаясь, и растерянно хлопал глазами».

Итак, мы доказали, что учительница была не права, играя с учеником в азартную игру. Она не должна была так поступать.

Какую альтернативу можно было найти игре на деньги?

Во-первых, придумать игру, в которой необходимо было бы прикладывать умственные способности и «платить» за нее продуктами или едой.

Во-вторых, попросить о помощи по дому или в школе и кормить за это ребенка.

В-третьих, натолкнуть на мысль помогать тете Наде в огороде или по хозяйству.

В-четвертых, заработать трудом у продавщиц на рынке.

Наконец, объяснить и убедить, что помощь от взрослого человека принимать не стыдно, что когда от него потребуется помощь учительница тоже ее примет.

Заключение

Азартные игры — очень легкий и популярный вид заработка. Это – казино, автоматы, ставки на лошадей (спорт и т.п.). Причем деньги можно получить максимально быстро, не прилагая особых усилий. Чаще человек попадает в тяжелую зависимость, особенно почувствовав легкую победу. Он находится в постоянном поиске денег, чтобы играя, заработать в разы больше. Человек привыкает к выигрышу, а когда легкие деньги недоступны, то человек может перейти к мошенничеству и воровству.

В современном мире легкими и быстрыми деньгами считаются лотереи. Но нам не знакомы люди, выигравшие хоть что-нибудь. По данным из статьи «Российский лотерейный рынок в 2016 году, итоги года» в России за последние четыре года продажа лотерейных билетов выросла почти в два раза. Если 2016 году количество проданных лотерейных билетов составило около 40 млн. штук, а средняя стоимость одного билета порядка 100 руб., то не сложно сосчитать какие деньги люди тратят на покупку лотерейных билетов, это около 4 млрд. руб. Выигрыш от которых составляет всего лишь около 10 млн. руб. Таким образом, каждый пятый билет приносит примерно 166 руб. призовых.

Таким образом, мы пришли к выводу, что азартные игры не могут привести к чему-то хорошему. Наша гипотеза подтвердилась.

Даже если бы у рассказа был другой финал, и директор бы не узнал об игре учительницы с учеником, то у ребенка все равно формировалось бы неправильное представление о заработке. С детства необходимо прививать людям чувство ответственности и долга за свое финансовое благополучие. Нельзя надеяться на чудо, легкие деньги. Нужно учиться зарабатывать деньги, и умело ими распоряжаться. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что для себя мы сделали определенные выводы. Как бы ни хотелось легких денег, мы не станем рисковать и ввязываться в различные «авантюры». Бесплатный сыр только в мышеловке. И цель не оправдывает средства.

Список используемых источников

  1. Школа финансового успеха — http://finsuccess.ru/poleznaya_informaciya/.
  2. Финансовая грамотность, или основы управления личными финансами/[Роман Акентьев]- Литрес.
  3. Газета «Троицкий вариант» — https://trv-science.ru/2017/08/01/igry-s-monetami/. 
  4. Статья «Легкие деньги» — https://utmagazine.ru/posts/11416-legkie-dengi. 

решение вопроса

Похожие вопросы

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

  • Все категории
  • экономические
    43,679
  • гуманитарные
    33,657
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,703
  • разное
    16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Характеристика главного героя (Уроки французского)

Характеристика главного героя (Уроки французского)

Главным героем рассказа В. Распутина «Уроки французского» является одиннадцатилетний деревенский мальчик, которому после переезда в райцентр и поступления в новую школу пришлось быстро повзрослеть и научиться самостоятельно решать бытовые проблемы. Характеристика главного героя позволяет понять, с какими невзгодами сталкивались дети в тяжёлые послевоенные годы. Мальчик жил в нищете, постоянно недоедал, однако он с честью переносил все трудности ради своей цели — получить достойное образование.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Полное имя — не указано.

Возраст — 11 лет.

Род занятий — школьник.

Семья — мать, младшие брат и сестра.

Социальное положение — крестьянин.

Происхождение — родом из бедной семьи колхозников.

Воспитание — в семье его воспитали честным и порядочным человеком.

Образование — окончил начальную деревенскую школу, поступил в 5 класс городской школы.

Внешность — худой от постоянного недоедания 11-летний мальчик, одетый в старую, поношенную одежду.

Характер — мужественный, настойчивый, терпеливый, ответственный, целеустремлённый, робкий, стеснительный, справедливый, скромный, замкнутый, упрямый, добросовестный, гордый.

Положительные черты — умный, смышлёный, старательный, ответственный, добросовестный, настойчивый, целеустремлённый, терпеливый, смелый, с чувством собственного достоинства.

Отрицательные черты — излишне робкий, стеснительный, замкнутый, упрямый.

Произведение — «Уроки французского».

Автор — Валентин Распутин.

Цитатная характеристика

Описание образа главного героя с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет героя основан на том, что он является 11-летним мальчиком, учеником 5 класса.

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Так, в одиннадцать лет…»

У главного героя большая семья. Он старший из троих детей, которых в одиночку воспитывает мать. У него есть младшие сестра и брат. Отец, по всей видимости, погиб на фронте.

«…а нас у матери было трое, я самый старший».

«…отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой…»

События происходят в послевоенные годы (в 1948 году), когда в стране был дефицит продуктов, жизнь была очень тяжёлой, многие люди голодали, в том числе и герой произведения.

«Голод в тот год еще не отпустил…»
«Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде».

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда».

Семья героя очень бедная, и у его матери совсем нет свободных денег.

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться?»

Семья мальчика живёт в деревне, он вынужден переехать в районный центр, чтобы продолжить образование.

«…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее…»

С 11 лет герой начал самостоятельную жизнь, вдали от семьи.

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь».

Мальчик стал первым из деревни, кто после окончания начальной школы продолжил свое образование.

«И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый».

От постоянного недоедания у героя развивается малокровие (анемия), которое сопровождается сильной слабостью.

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова».

Когда Лидия Михайловна, учительница французского языка и классный руководитель главного героя, узнаёт, что мальчик играет на деньги, она решает дополнительно заниматься с ним французским языком.

«Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех».

Внешность

Портретная характеристика главного героя основана на том, что он является очень худеньким, слабым мальчиком, который постоянно недоедает.

«Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня».

«…тощий диковатый мальчишка…».

Внешний вид героя не отличается опрятностью, поскольку он живёт вдали от матери.

«…неопрятный без матери…»

Семья мальчика была очень бедной, и он был вынужден носить старую, не по росту одежду.

«…в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах…»

«…я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко…»

Герой носит чирки — кожаную обувь с невысоким голенищем, которая внешне напоминает галоши. Он очень стыдится своей обувки, которая красноречиво говорит его нищете.

«Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги».

Черты характера и поступки

Главный герой — умный, толковый мальчик, который очень любит учиться.

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием…»

«— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет».

«Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Мальчик любит читать и выдумывать разные истории.

«…перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя».

В родной деревне герой считается одним из самых грамотных, и его часто просят написать или прочесть письма.

«… в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма…»

«Меня выделяли из деревенской ребятни…»

Мальчик имеет славу везунчика, и к нему часто обращаются с просьбой разобраться в облигациях, чтобы получить денежный выигрыш.

«Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз».

За свою помощь односельчанам мальчик получал вознаграждение в виде еды, которая особенно ценилась в те голодные годы.

«Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне».
«…даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство».

Главный герой, несмотря на свой юный возраст, очень ответственный и исполнительный человек.

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел».
«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок…»

«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».

Мальчик блестяще учится, и единственным предметом, который трудно ему даётся, является французский язык.

«…поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями».

Герою очень тяжело жить одному, вдали от семьи, и каждый день он тоскует о родном доме.

«…едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой».

«…от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний…»

У мальчика хорошо развита сила воли и ответственность за свои поступки. Однажды у него сдали нервы от долгой разлуки с родными, и он захотел вернуться домой. Однако быстро взял себя в руки, потому что понял, что такого шанса изменить свою жизнь у него больше не будет.

«При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.
— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.
Я опомнился и убежал».

Главный герой обладает замкнутым, робким и диковатым характером.

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«посмеивается над моей диковатостью…»

«Все еще, конечно, стеснялся, забивался в угол…».

При всей своей робости герой обладает большим упрямством и непреклонностью.

«Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых».

У героя есть честолюбие, он хочет быть впереди других.

«Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли

На новом месте герою не удаётся завести друзей, хотя в родной деревне у него было много приятелей.

«…ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один — потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много».

Живя вдали от семьи, мальчик постоянно недоедает из-за того, что хозяйка тайком таскает его продукты. Однако он не хочет жаловаться матери, чтобы не расстраивать её.

«К тому же еще я постоянно недоедал… еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало… Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает… Кто потаскивал… — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить».

«…я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

«Мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны».

Мальчик отчаянно пытается самостоятельно раздобыть хоть какую-то еду, но всё безрезультатно.

«Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
«Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил…»
«По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу».
«Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку».

Чтобы заработать денег на еду, герой начинает играть в «чику» — игру на деньги, которая была очень популярна среди школьников.

«— Ты в «чику» играть не боишься?
— В какую «чику»? — не понял я.
— Игра такая. На деньги».

Главный герой — очень сноровистый, ловкий мальчик.

«…я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти. Бросал и сверху, из-за плеча, и снизу, навешивая камень над целью. Так что кой-какая сноровка у меня была».

Герой — очень настойчивый и целеустремлённый человек, который будет работать до тех пор, пока не получит нужный результат.

«По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься».

Главный герой способен контролировать свои поступки, он не поддаётся азарту во время игры и преследует лишь одну цель — заработать деньги на молоко.

«А я выигрывал. Я стал выигрывать постоянно, каждый день. У меня был свой расчет…»

«Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока… обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше».

Когда герою удалось освоить игру в «чику», он потерял бдительность и стал выигрывать больше денег. В итоге он привлёк к себе внимание и получил горький урок — никто не любит выскочек.

«Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу».
«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

Мальчик готов до последнего отстаивать правду, даже зная, что за этим последует расплата. Когда он стал жертвой жульничества семиклассника Вадика, он не побоялся открыто сказать об этом, за что был жестоко избит.

«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?
— Давай сюда! — потребовал Вадик.
— Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел.
— Ну-ка, повтори, — надвигаясь на меня, попросил он.
— Ты перевернул ее, — уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует».

Герой понимает, что за игру на деньги его могут выгнать из школы, и это станет для него самым страшным наказанием. Он привык доводить дело до конца, и исключение из школы станет для него большим позором.

«Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».

Дополнительные занятия с Лидией Михайловной становятся для робкого мальчика настоящей пыткой.

«Я шел туда как на пытку… в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился — меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова».

Когда герой получает анонимную посылку с продуктами и понимает, что это сделала Лидия Михайловна, в нём просыпается гордость, и он возвращает посылку учительнице.

«— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка».

Герой — очень старательный мальчик, и благодаря настойчивости Лидии Михайловны ему удаётся одолеть столь нелюбимый им французский язык.

«Она, видимо, решила: ну что ж, французский так французский. Правда, толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь».

«…самое главное я усвоил, язык мой отмяк и зашевелился».

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие».

Чтобы дать возможность мальчику иметь карманные деньги и покупать на них еду, Лидия Михайловна уговаривает его сыграть в «замеряшки» — игру на деньги.

«У нас появился другой интерес… мы не мешкая переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. Я быстро приловчился к «замеряшкам», разобрался во всех секретах…»

«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба».

Когда директор узнает об этой игре между учительницей и учеником, он увольняет Лидию Михайловну. Та уезжает на Кубань и вскоре присылает мальчику посылку с яблоками, которые он раньше видел только на картинках.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Воспитание

Живя в колхозе, герой мог рассчитывать только на начальную школу, но, обладая большим умом, сообразительностью и тягой к знаниям, он стал первым из родной деревни, кто поступил в пятый класс городской школы.

«…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр».

«И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый».

Герой — старательный мальчик, учится на одни пятерки, за исключением лишь одного предмета — французского языка.

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

Характеристика главного героя другими героями

Лидия Михайловна

Учительница главного героя понимает, насколько умным и способным мальчиком он является.

«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Подробная характеристика Лидии Михайловны.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику героя вместе!

Биография

Главный герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, который живёт в колхозе вместе со своей матерью и младшими братом и сестрой. Семья живёт очень бедно, потому что мать вынуждена в одиночку воспитывать троих детей в тяжёлые послевоенные годы. Отец, скорее всего, погиб на фронте.

Мальчик хорошо учился, тянулся к знаниям и в родной деревне имел славу грамотея. Он читал и писал письма по просьбе старушек, помогал односельчанам разбираться с облигациями. Когда кто-то благодаря ему узнавал о выигрыше, мальчик получал вознаграждение.

Когда мальчик окончил начальную школу в деревне, было решено отправить его в школу в райцентре, чтобы он и дальше учился. Его мать договорилась, что он будет снимать комнату у её знакомой. Так герой стал первым из родной деревни, кто смог продолжить образование.

На новом месте герою пришлось тяжело. Он постоянно недоедал, поскольку половину еды, которую передавала ему мать, тайком таскала хозяйка квартиры и её дети. У мальчика не было друзей, и он очень тосковал по дому.

Однажды герой узнал о популярной среди учеников игре на деньги под названием «чика». Разобравшись в правилах, мальчик стал играть, преследуя одну цель — заработать рубль на банку молока. На успехи героя обратил внимание семиклассник Вадик и его приятель по прозвищу Птаха. Они избили героя и запретили играть с ними.

О случившемся узнала Лидия Михайловна — классный руководитель и учитель французского языка. Она решила дополнительно заниматься с героем, у которого были проблемы с произношением французских слов. Лидия Михайловна пыталась подкормить вечно голодного мальчика, но тот сопротивлялся. Тогда она предложила ему играть на деньги и часто поддавалась во время игры, чтобы у её ученика появились деньги на еду.

Об игре на деньги между учителем и учеником стало известно директору, и он тотчас уволил Лидию Михайловну, которая взяла всю вину на себя. Она уехала, а спустя время прислала мальчику посылку с яблоками, которые раньше он видел только на картинке.

Образ главного героя

С самого начала произведения главный герой предстаёт умным и способным мальчиком, который с большим удовольствием учится в школе. Односельчане выделяют его среди других деревенских ребят за смышлёность и нередко прибегают к его помощи.

Желание учиться дальше вынуждает 11-летнего мальчика покинуть отчий дом и жить самостоятельно среди чужих людей. Для ребёнка это является серьёзным испытанием на прочность, но он достойно проходит его. Будучи на редкость ответственным, он понимает, что нужно терпеть все неудобства, чтобы получить заветное образование, стать грамотным и образованным человеком.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» в образе мальчика автор воплотил всех детей, чьё детство пришлось на суровые послевоенные годы. Многим из них выпала тяжёлая судьба, однако трудности лишь закаляли характер, делали сильнее и настойчивее в достижении поставленной цели.

Роль героя автор видит в том, чтобы доказать: никакие трудности не способны стать преградой на пути к мечте. Характеристика главного героя с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, кратко написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.

«Уроки французского»: краткое содержание

Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.

Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:

Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце

Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.

В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.

Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги

Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.

Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.

На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.

Старшие ребята обижают подростка (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение

На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.

Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.

Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение

Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.

Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.

Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.

Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.

Чем закончился рассказ «Уроки французского»

Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.

Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.

Героиня фильма «Уроки французского» Лидия Михайловна

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

  1. После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.

Ребята отвернулись от друга (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:

  • Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
  • Тема деревенской нищеты и обездоленности.
  • Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
  • Проблемы нравственности.

«Уроки французского»: композиция

Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

  1. Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
  2. По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
  3. Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
  4. Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.

Учительница и ученик с посылкой в руках (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Основная мысль произведения

В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:

  1. Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
  2. Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.

Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.

Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Французская балерина сильви гиллем болеро
  • Waschbecken перевод с немецкого на русский
  • Немецкие машины пехоты второй мировой войны
  • Нежные французские имена мужские
  • Французский бульдог и американский разница