Что такое несчитово из рассказа уроки французского

­Ответы к учебнику Литература 6 класс Коровина В.Я.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА

Осуждает или оправдывает автор своего героя?

Я думаю, что автор оправдывает своего героя в том, что мальчику пришлось играть на деньги.

Чем интересен для вас этот рассказ?

Рассказ интересен тем, что в самых трудных обстоятельствах мальчик не терял чувства собственного достоинства

Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Самостоятельная жизнь началась у героя в 11 лет. когда он отправился в райцентр на учёбу в пятый класс. Его ждали тяжёлые испытания: голод и одиночество. Автор пишет от имени рассказчика: «Но самое страшное начинаюсь, когда я приходил из школы». Самым страшным была тоска по родной деревне, по родным людям и душевной теплоте, которая наваливалась на одинокого ребёнка.

Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в селе мальчик никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла. И он начал играть в «чику». Мальчик относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением. Для Вадика эта игра была развлечением и возможностью проявить свою власть, командуя младшими мальчиками. Вадику игра давала удовольствие властвовать над другими людьми.

Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:
а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано…»;

б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

Первая зарисовка описывает день, когда рассказчик в первый раз выиграл в «чику». Вторая зарисовка соответствует рассказу о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать. Картины природы отличаются друг от друга. В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. Во второй настроение рассказчика подчёркивает чёрная крапива, жёсткая сухая трава.

Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, и потом испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.

Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

Автор поставил рядом описания Лидии Михайловны и её ученика, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга, но одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и диковатый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян приангарья. Такое противопоставление называется антитезой. Используя этот приём, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга.

«И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно рассказчика, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учёбе может помешать постоянное чувство голода. Это может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так

Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Я считаю, что она сделала всё, чтобы помочь мальчику. Во время игры её сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе. Выигрыш давал мальчику возможность покупать молоко.

Обратите внимание на портреты героев рассказа:

а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого, заметного своей силой
и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светлозелёных штанах со следами вчерашней драки.
Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?

Рисуя портреты героев, автор использовал антитезу.
Эпитеты:
а) «рослого, крепкого парня, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;
б) «тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный, без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах».
Эпитеты живо помогают представить себе героев, почувствовать их особенности. Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».

Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скорк зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы.

«Притайка» — то, что спрятано.
«Не зариться» — не засматриваться.
«Ненароком» — случайно.
«Так просто не попущусь» — не допущу, чтобы они пропали.
«Плашмя» — не на ребро.
«Французский скоро к зубам приберу» — хорошо выучу, выработаю хорошее произношение.
«Несчитово» — не считается.
Эти слова и выражения автор употребляет для того, чтобы показать достоверно чувства и мысли мальчика из сибирской деревни.

Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.

Для выразительного чтения или чтения по ролям можно выделить сцену, когда мальчик приходит к Лидии Михайловне с посылкой (стр. 143-145, от слов: «Когда я бочком влез с посылкой в дверь…»). Для чтения реплик рассказчика понадобятся интонации возмущения, для реплик Лидии Михайловны — недоумения, удивления, растерянности, а затем убеждения.

Сделаем выводы

Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.

Расскажите о герое по следующему примерному плану:

а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».

Цитатный план.

1) «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году».
2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
4) «… ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся».
5) «… мне нужен был только рублі», каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока…»
6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
7) «Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
8) «Справедливости ради надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
9) «На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
10) «Я шёл туда, как на пытку».
11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к её квартире».
14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик…»
15) «Научился там, научусь и здесь. Эго не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
16) Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чём смысл этого произведения?

Автор называет рассказ «Уроки французского», потому что именно французский язык ему не давался в школе, и учительница предложила ему заниматься французским языком индивидуально. Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но ещё уроки терпения, настойчивости и доброты.

Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока…»
6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
7) «Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
8) «Справедливости ради надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
9) «На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
10) «Я шёл туда, как на пытку».
11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к её квартире».
14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик…»
15) «Научился там, научусь и здесь. Эго не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
16) Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чём смысл этого произведения?

Автор называет рассказ «Уроки французского», потому что именно французский язык ему не давался в школе, и учительница предложила ему заниматься французским языком индивидуально. Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но ещё уроки терпения, настойчивости и доброты.

Что такое притайка, не зариться, ненароком, так просто не попущусь, плашмя, французский скоро к зубам приберу, несчитово.

И подобрать к ним синонимы.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Что такое притайка, не зариться, ненароком, так просто не попущусь, плашмя, французский скоро к зубам приберу, несчитово?. Вопрос
соответствует категории Литература и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 121-122

Валентин Распутин «Уроки французского»

Смотри также:

В. Распутин «Уроки французского», портрет героя, пересказ от лица Лидии Михайловны

Размышляем о прочитанном

1. Осуждает или оправдывает автор своего героя?

Автор не осуждает своего героя, ведь тот не делал ничего постыдного, ничего плохого. Он просто пытался выжить в трудных условиях. За это ребёнка осуждать нельзя.

А раз герой ни в чём не виноват, то его не за что и оправдывать. Именно таково отношение автора к герою.

2. Чем интересен для вас этот рассказ?

Этот рассказ мне интересен прежде всего уроком доброты, который получил герой от своей учительницы. Это очень важный урок, который и я запомню на всю жизнь.

Также он интересен описанием жизни послевоенных лет, нелёгкой и временами жестокой.

3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Самостоятельная жизнь героя началась в одиннадцать лет, когда он уехал в райцентр, чтобы учиться в пятом классе.

Его ждали голод, тяжёлая учёба, проблемы с французским, воровство еды, драки с мальчиками.

Но самым страшным для героя было одиночество, тоска по дому, которая наваливалась на него, когда он приходил из школы.

4. Почему герой рассказа стал играть в чику? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Герою не хватало денег на продукты, он постоянно голодал, давился слюной на рынке. А ему нужно было молоко из-за малокровия. Вот он и стал играть в чику.

Для героя чика была способом выжить, но он всё равно играл честно, а выигрывал благодаря постоянным тренировкам.

Вадик считал игру своей, он позволял себе хитрить, зная, что никто ничего не скажет.

5. Прочитайте пейзажные зарисовки. Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

Осень стояла тёплая и сухая. В этот период герой успешно играл в чику и оставался в выигрыше. Природа казалась ему чудесной, ведь в его жизни всё было хорошо.

Минут пять я стоял и всхлипывал. Это случилось после драки, когда мальчишки побили героя. Природа стала чёрной, жёсткой, она отвечала горю героя.

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

Учительница в описании предстаёт аккуратной, умной и красивой во всём. Мальчик показан тощим, диковатым и неопрятным. Поставленные рядом эти описания создают контраст между учительницей и героем. Показывают разницу в их положении, образе жизни. Автор хотел показать, что между ними нет ничего общего, чтобы поступок учительницы стал ещё прекрасней.

Такой приём называется противопоставление или антитеза.

7. Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

Я думаю, что учительница выбрала героя потому, что он больше других её учеников нуждался в помощи. Учительнице было жаль мальчика. Но она говорила, что не может слышать его произношение. И ещё она призналась, что герой способный мальчишка и ему нельзя бросать школу.

8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?

Герой был слишком горд и упрям, чтобы принять помощь. Поэтому учительнице пришлось схитрить и начать играть с ним в замеряшки.

Я считаю, что Лидия Михайловна поступила очень порядочно, очень по-доброму, и ей нечего стыдиться.

Во время игры учительница поддавалась. Её выдавали пальцы, которые горбились, не распрямлялись.

Но рассказчик внимательно следил за игрой и требовал не поддаваться. Это опять же характеризует его как человека гордого, упрямого, честного. Любая помощь казалась ему стыдной.

Будьте внимательны к слову

1. Обратите внимание на портреты героев рассказа. Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?

В первом портрете эпитеты помогают выделить одного мальчика, Вадика, лидера.

Во втором портрете они рисуют образ бедного, нескладного мальчика, рассказчика, заставляют читателя пожалеть героя.

2. Объясните значение приведённых ниже слов и выражений:

Притайка — схрон, тайник.

Не зариться — не желать чужого, не завидовать.

Ненароком — случайно, невзначай.

Так просто не попущусь — так просто не позволю, не дамся.

Плашмя — лечь пластом, упасть.

Французский скоро к зубам приберу — скоро выучу французский, так что от зубов будет отскакивать.

Несчитово — не считается, не засчитано.

Материалы к урокам литературы в 6 классе.

Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика

      

I. Проверка домашнего задания
      Особенности языка произведения обсудим, проверяя письменное домашнее задание.
      Притайка — то, что спрятано.
      Не зариться — не засматриваться.
      Ненароком — случайно.
      Так просто не попущусь — не допущу, чтобы они пропали.
      Плашмя — не на ребро.
      Французский скоро к зубам приберу — хорошо выучу, выработаю хорошее произношение.
      Несчитово — не считается.

      Эти слова и выражения автор употребляет для того, чтобы показать достоверно чувства и мысли мальчика из сибирской деревни.

      II. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика
      Беседа
      Беседуем по вопросам, на которые отвечали ученики, выполняя домашнее задание.
      — Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием? Чего добивается писатель? (5-й вопрос учебника.)
      Автор поставил рядом описания Лидии Михайловны и ее ученика, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга, но одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и диковатый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян Приангарья. Такое противопоставление называется антитезой. Используя этот прием, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга.
      — Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (8-й вопрос учебника.)
      Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
      — Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку?
      Для чтения по ролям можно выделить сцену, когда мальчик приходит к Лидии Михайловне с посылкой (от слов: «Когда я бочком влез с посылкой в дверь…», с. 136—137, ч. 2 учебника).
      — Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры? (9-й вопрос.)
      Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Она сделала все, чтобы помочь мальчику. Во время игры ее сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе.
      — Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?
      Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.

      III. Литература и другие виды искусства
      В рубрике учебника «Литература и другие виды искусства» (с. 149, ч. 2) даны вопросы и задания, на которых можно построить работу с иллюстрациями.
      — Какие эпизоды для иллюстрирования выбрал художник? Какая иллюстрация вам кажется особенно удачной и почему?
      Для создания иллюстраций, данных в учебнике, художник выбрал два эпизода. Первый (с. 123, ч. 2): момент, когда рассказчик подходит к рассыпавшимся монетам и начинает тихонько бить по ним шайбой. Иллюстрацию можно назвать словами из текста: «Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно и их сейчас все заберу».
      Вторая иллюстрация (с. 142, ч. 2) изображает эпизод игры Лидии Михайловны с учеником. Ее можно назвать словами мальчика: «— Но тогда это будет игра на деньги, — несмело напомнил я».

      Выслушаем учеников, выполнявших индивидуальное задание.
      Рассмотрим отдельное издание рассказа В. Распутина «Уроки французского» с иллюстрациями В. Гальдяева (М.: Советская Россия, 1981). Рисунки в этой книге сделаны акварелью так, как будто нарисовано коричневым карандашом, только в некоторых частях рисунков есть пятна цвета. Например, на первой иллюстрации изображены, словно карандашом, домики райцентра и кривые заборы. Вдали едет телега, в гору взбирается грузовик. На переднем плане единственное относительно яркое пятно — подсолнух.
      В. Гальдяев изображает главного героя обыкновенным мальчиком, худым, с острым подбородком, большими ушами и неровно отросшими волосами. Мы видим его в деревенской избе, в классе, за партой, перед Лидией Михайловной и у нее дома. Художник передает настроение мальчика: одиночество в райцентре, радость от того, что он пьет молоко, смущение перед учительницей и возмущение, когда возвращает ей ящик с макаронами.
      В. Гальдяев особенно подчеркивает разницу между учительницей и мальчиком: у нее коротко подстриженные волосы, аккуратное платье, спокойное лицо. У него отросшие волосы, старая одежда и лицо одинокого, измученного человека.
      По сравнению с рисунками учебника иллюстрации В. Гальдяева более живые и правдивые.
       Домашнее задание
      Составить цитатный план к рассказу о герое.

Районная научно — практическая конференция

Анализ лексики в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

 Автор: Тарасенко Вероника Владимировна,

обучающаяся 6 «а» класса

МБОУ « Усть-Удинская СОШ № 2»

                                    Руководитель:Крыс Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Усть-УдинскаяСОШ№2»

П. Усть-Уда, 2017

Оглавление

   

стр

1

Аннотация

3

2

Введение

4

3

Теоретическая часть

5

4

Практическая часть

6

5

Анкетирование

7

 

Заключение

8

 

Список, использованной литературы

9

 

Приложение

10—13

     

Районная научно — практическая конференция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тарасенко Вероника

6 класс

Аннотация

Данная работа посвящена выявлению диалектных и просторечных слов в рассказеВ.Г. Распутина « Уроки французского»». Здесь представлен язык героев рассказа, выявлено соотношение диалектных слов и фразеологизмов по отношению к общеупотребительным словам..

Автор в данной работе раскрывает понятия диалектных слов и фразеологизмов, проводит сопоставительный анализ и приводит примеры из рассказа В.Г. Распутина.

В результате исследования автор приходит к выводу, что диалектные слова и фразеологизмы несут информацию, которая помогает читателю глубже проникнуть в атмосферу происходящих в рассказе событий.

3

Районная научно — практическая конференция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тарасенко Вероника

6 класс

Введение

Тема учебно-исследовательской работы: Роль диалектных слов в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Объект исследования: лексика рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Предмет исследования: лексика рассказа.

Гипотеза:      Лексика    рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» открывает читателю мир народной жизни сибирской глубинки, увиденный глазами ребенка.

Цель работы: определить роль диалектных, устаревших слов и фразеологизмов в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Познакомиться с литературой, посвящённой лексике;

Произвести выборку диалектных и устаревших слов, фразеологизмов из текста рассказа; выявить их лексическое значение;

Систематизировать материал по группам и дать толкование;

Провести анкетирование; 5..Создать «Словарь диалектных слов и фразеологизмо».

Методы исследования: в процессе работы был использован аналитический метод – изучение и анализ литературы Интернет-ресурсов, метод целенаправленной выборки лексики; систематизация и обобщение полученного материала.

Актуальность исследования определяется тем, что использование диалектных слов в рассказе В. Распутина «Уроки французского» определяется не только интересом к истории своего края, к творчеству земляка, большого писателя В.Г. Распутина, но и желанием узнать больше об этой категории слов.

Практическая значимость: наработанные материалы могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Лексика», а «Словарь диалектных слов» — на уроках литературы во время знакомства с рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского» [приложение III

Планируемый результат: создание словаря диалектных слов и фразеологизмов рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

4

Районная научно — практическая конференция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тарасенко Вероника

6 класс

Теоретическая часть

Слово– это основная значимая единица языка.

Лексика— это раздел науки о языке , который изучает значение слов.

Лексическое значение — это то, что обозначает слово.

В основе как литературного, так и разговорного языка лежат общеупотребительные слова. Значение этих слов понятно всем, говорящим на данном языке. Поэтому читатели обычно не испытывают затруднений при восприятии текста. Сложнее бывает, когда автор изменяет привычные слова, либо использует незнакомые слова. Помимо основного лексического фонда писатель в текст художественной литературы включает слова, которые не входят в литературный язык. Слова, известные всему народу и употреблямые всеми, называются общеупотребительными.

Слова, известные не всем говорящем на русском языку, называются необщеупотребителями. К нами относятся, например, диалектные и профессиональные слова.

Диалектные слова-это слова, употребляемые только той или иной местности. Устаревшие слова — слова, вышедшие из активного, повседневнога упатребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др.

Фразеологизм-это устойчевое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

5

Районная научно — практическая конференция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тарасенко Вероника

6 класс

Практическая часть

Язык рассказа Валентина Распутина выразителен и прост. Автор умело использует фразеологические обороты («продать с потрохами», «как снег на голову», «спустя рукава»), устаревшую лексику («полуторка», «квартировать», «чайная»). Одной из особенностей языка рассказа является диалектная и устаревшая лексика, характерная для времени действия рассказа.

«И чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пять километров в райцентр».

«…в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной…».

«За неделю ранее туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее».

Яркие описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в одном из отдаленных сибирских сел, небольшого сибирского городка. «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку» (голодать).

Для характеристики персонажа, его внутреннего мира, психологического состояния автор использует диалектизмы. «Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

«По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно».

«Вадик форсил в красивой толстой куртке с замком» 

«Играли не все — то шестеро, то семеро, остальные глазели, болея в основном за Вадика».

Есть в рассказе пример этнографизма (диалектное название местной вещи): «Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я». В сибирских говорах слово «чирки» означает кожаную легкую обувь, обычно без голенищ, с опушкой и завязками».

6

  Язык   художественного произведения Распутин обогащает   яркой сибирской речью. «Упал, — брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение». (неосторожно говорить то, чего не следует (разг.).

Писатель старается сберечь старинное слово. «То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками».

Анкетирование

Количество слов в тексте рассказа 9212. Частотность употребления диалектных слов составляет около 1%.

        Учащимся 6 «а» классов было предложено ответить на вопросы анкеты:

Знаете ли вы, что такое диалектизмы (диалектные слова)? Подчеркните ответ.

Диалектные слова – это (подчеркните ответ)

слова, близкие по значению

слова, противоположные по значению

слова народных говоров (край, область, район)

слова одинаковые по звучанию, правописанию, но разные по значению

Дайте объяснение словам:   Брякнуть — …  Мыкаться — …

Подчеркните диалектные слова: харчи, стужа, тутошний, спозаранку, студень, вехотка, шанюшки

Как вы считаете, нужны ли диалектные слова в речи?

                1)да     2) нет

От кого и где вы чаще всего слышите диалектные слова?

В опросе участвовало 49 учащихся 6-х классов. Анализ результатов показал, что из опрошенных знают, что такое диалектные слова – 26 учащихся, не знают – 23, 34 ученика правильно выбрали определение диалектизма из предложенного списка определений, 11 — путают диалектизмы с синонимами и омонимами, четверо не смогли выбрать ответ [приложение I]. Лишь 19 опрошенных объяснили слово «брякнуть», знают значение слова «мыкаться» 4 ученика.

Большинство ребят считают, что эта категория слов необходима в речи, диалектные слова они чаще всего слышат от пожилых людей (23 ученика), в сельской местности (4 ученика), встречали диалектизмы в произведениях художественной литературы и учебниках (6 учеников), 9 учащихся слышали от друзей и взрослых, не смогли дать ответ 7 учеников. [приложение II]

7

Заключение

Итак,

диалектизмы в рассказе и В.Г. Распутина «Уроки французского» используются для описания быта сибирской деревни и создания местного колорита;

писатель, используя фразеологические обороты, добивается образности и выразительности произведения («продать с потрохами);

знание диалектной лексики важно для полного понимания произведений художественной литературы, для изучения истории языка, быта народа.

   Наша гипотеза подтверждена     лексика   рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» открывает читателю мир народной жизни сибирской глубинки, увиденный глазами ребенка. Диалектизмы, фразеологизмы, устаревшие слова дают возможность представить народную жизнь, внутренний мир героя.

8

Список использованной литературы

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория, 5-9 кл.: учебник/-М.: Дрофа, 2016. — с.83.

Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Федоров А.И. Фразеологический словарь русского языка: М.: Русский язык, 1986. — 543с.

Коровина В.Я. Литература 6 класс 2 часть

9

Приложение I

Анкета:

1.Знаете ли вы, что такое диалектизмы (диалектные слова)? Подчеркните ответ.

2.Диалектные слова – это (подчеркните ответ)

а).слова, близкие по значению

б).слова, противоположные по значению

в)слова народных говоров (край, область, район)

г)слова одинаковые по звучанию, правописанию, но разные по значению

3Дайте объяснение словам:   Брякнуть — …  Мыкаться — …

4.Подчеркните диалектные слова: харчи, стужа, тутошний, спозаранку, студень, вехотка, шанюшки

Как вы считаете, нужны ли диалектные слова в речи?

                1)да     2) нет

От кого и где вы чаще всего слышите диалектные слова?

10

Приложение II

Словарь диалектных слов.

Употребляемые героями рассказа слова

Значение слова

брякнул

сказать, не подумав

бяка

что -нибудь плохое, дурное

в нутро  

внутрь себя, нутро — внутренности, внутренние органы человека

вволушку

громко, хорошо слышно

вякать

1.много говорить, пустословить

2. говорить, домысливая, придумывая что-либо

глазели

смотреть бесцельно, из праздного любопытства

драть

убегать

заборка

деревянная перегородка, отделяющая одну половину избы от другой

крючился

сгибаться крючко.

мыкалась

подвергаться невзгодам и

не зариться  

Не смотреть на кого-л., что-л. с завистью, не желать получить для себя

непогодье 

плохая погода, ненастье

не мешкая

1)ждать 2) думать, раздумывать

не считово

не считается, не имеет значения

ненароком  

нечаянно, случайно

обувка

предмет одежды для ног

околачивался

ходить, находиться где-л. без дела, занятия или понапрасну, зря

отперлась

не признаться в чем-н., отказаться, отпереться

плашмя  

плоской стороной.

понарошки

не на самом деле, не всерьёз, в шутку 

поперед

перед

постыло

Немило, неприятно, противно, тягостно

пошвыркать

с шумом хлебать)

приловчился

ловко приноровиться, приспособиться, чтобы сделать что-либо.

пристенок

 игра замеряшки

притайка

то, что спрятано

сроду

никогда, ни разу .

не  попущусь

так просто не отдам, не отдам даром

тюкать

 преследовать, морально угнетать кого-либо

харч

еда.

хлюзда

плут, обманщик, мошенник; или шулер 

чирики

кожаная  легкая низкая  обувь, обычно без голенищ, с опушкой и завязками

шпарил

употребляется вместо того или иного глагола для обозначения действия, выполняемого с особой силой, страстностью, азартностью и т. п.

шустрый

подвижный, быстрый, проворный

юркнул

обозначение быстрого, мгновенного проникновения куда-либо как действия. 

12

Фразеологизмы Значение фразеологизмов

к зубам приберу

выучить, вызубрить.

пулей выскакивал аппетит

непрекращающееся чувство голода.

запахивая голос глубоко в нутро

говорить низким, грудным голосом.

отдувался за всех

расплачиваться, нести ответственность за чужие промахи, вину.

не чая дождаться

не надеясь.

ни за какие шиши

ни за какие деньги.

продать с потрохами

выдать, предать.

подсаживал зубы на полку

испытывать нужду, голодать

наедался до отвала

объедаться.

к зубам приберу

присвоить, захватить, завладеть чем-либо.

загреб кассу и драть

выиграть всю кассу и убегать.

торчать на поляне

стоять

не оставался в накладе

получить выгоду, оказаться в выигрыше.

спустил до копейки

все целиком, полностью, без остатка истратить.

пошвыркав гольного кипяточку

выпить кипяченой воды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Немецкий поселок в удмуртии
  • Песня ставлю все на кон это мой канон на английском
  • Умк немецкий язык бим 5 9 классы скачать
  • Feel welcome перевод на русский язык с английского
  • Большой крест немецкого орла