Чисто английское убийство ирина муравьева

Сегодня исполнилось 75 лет актрисе Ирине Муравьёвой!

Она родилась в семье военного и воспитывалась в строгости, поэтому идею стать актрисой родители не поддержали и настаивали на педагогическом образовании. Профессия учителя ей нравилась, особенно учителя младших классов, но сцена манила сильнее. Она подала документы во все театральные вузы Москвы, но везде получила отказ — её внешность не попадала ни под один типаж, а сама девушка была очень скромной и серьёзной. В Щукинском училище Ирине Муравьёвой прямо посоветовали не возвращаться и выбрать себе другое занятие, но она проработала год в библиотеке, а потом сделала вторую попытку. И снова безуспешно! Принять её была готова только студия при Центральном Детском театре, куда брали только москвичей, но давали не высшее, а специальное образование. Она воспользовалась шансом, а спустя семь лет поступила на заочное отделение ГИТИСа — у неё уже были роли в кино, и никто не мог сказать, что она «неформат».

«Разные люди», Гостелерадио СССР, 1973, реж. Г. Павлов

В студии она стала не просто студенткой, но и настоящей актрисой — её быстро взяли в труппу ЦДТ. На репетициях она познакомилась с режиссёром Леонидом Эйдлиным, который стал её единственной любовью — они поженились и прожили душа в душу 40 с лишним лет, воспитав двоих сыновей. Семья для актрисы всегда была на первом месте, она легко отказывалась от интересных предложений, если работа могла помешать семейным планам. И очень удивлялась, что её — постоянно сомневающуюся в себе тихую москвичку-домоседку — часто звали на роли напористых, пробивных и шумных провинциалок. Она неоднократно говорила, что совсем не похожа на бойких героинь и себе в этих ролях не нравится, но играла их так, чтобы зрители не сомневались, что Людмила ещё встретит своего генерала, а Нина обязательно станет актрисой…

Сюзанна Бриггс

(«Чисто английское убийство»)

«Чисто английское убийство», к/с «Мосфильм», 1974, реж. С. Самсонов
Принято считать, что расчётливая Сюзанна в детективе по роману Сирила Хэйра была дебютной ролью актрисы, хотя до этого у неё уже было несколько небольших работ, просто фильмы не получили популярности.
Режиссёр Самсон Самсонов увидел Ирину Муравьёву на сцене ЦДТ и потом отстоял её кандидатуру перед худсоветом, который не верил, что она сможет сыграть циничную молодую англичанку. Тем более, что остальные женские роли играли прибалтийские актрисы с холодной «английской» красотой. Режиссёр же настаивал, что Муравьёва — то, что нужно для героини с обманчивой внешностью. Сюзанна стала её первым актёрским успехом, но озвучивала героиню более опытная актриса Алла Будницкая.

Людмила

(«Москва слезам не верит»)

«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов
Сценарист фильма Валентин Черных рассказывал, что у героини Ирины Муравьёвой был прототип — знакомая домработница выдавала хозяина квартиры за своего дядю и встречалась со спортсменом.
По сценарию Людмила первой красавицей общежития, и худсовет рекомендовал режиссёру Владимиру Меньшову попробовать на эту роль Жанну Болотову, Людмилу Савельеву или Валентину Титову. Ни одну из этих актрис он не видел в образе шустрой провинциалки и хотел снять Анастасию Вертинскую или Светлану Крючкову, но обе отказались. Ирину Муравьеву он увидел на сцене театра им. Моссовета и сразу позвал на пробы — худсовету она не понравилась, но режиссёр отстоял ее кандидатуру.
Посмотрев на свою Людмилу в готовом варианте фильма, Ирина Муравьёва почти рыдала: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Всё, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Однако именно эта героиня принесла актрисе любовь зрителей и востребованность у режиссёров.

Нина Соломатина

(«Карнавал»)

«Карнавал», к/с им. М. Горького, 1981, реж. Т. Лиознова
С Ириной Муравьевой режиссёр Татьяна Лиознова уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и видела в этой роли только её. Актриса согласилась, хотя от предложения была не в восторге — во-первых, по сценарию героине было 18 лет, а Муравьёвой уже исполнилось 32, во-вторых, не хотела опять играть провинциалку.
Для съёмок актрисе пришлось активно худеть, чтобы влезть в школьную форму, и учиться кататься на роликовых коньках. Поначалу давалось ей это с трудом, часть настоящих синяков и ссадин закрывали толстым слоем грима, но ежедневные тренировки привели к тому, что Лиознова даже просила кататься похуже… Эту роль Ирина Муравьёва так и не полюбила — считала, что выглядела на экране нелепо.

Надя Клюева

(«Самая обаятельная и привлекательная»)

«Самая обаятельная и привлекательная», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Г. Бежанов
От съёмок в этом фильме актриса долго отказывалась: ей не нравился сценарий, не нравилось конструкторское бюро, а больше всего не нравилась роль очередной дурнушки. Режиссер Геральд Бежанов караулил её у театра, упрашивал её мужа повлиять на решение, и в конце концов вдвоём они уговорили актрису. Бежанов с удовольствием вспоминал совместную работу — она была пунктуальна, всегда знала текст и точно выполняла режиссёрские указания.
Потом Муравьёва признавалась, что сначала ей было стыдно за свою героиню, а спустя годы она увидела комедию по телевизору, пересмотрела и получила огромное удовольствие.

Галина Кадетова

(«Артистка из Грибова»)

«Артистка из Грибова», к/с «Мосфильм», 1988, реж. Л. Квинихидзе
Этот фильм считается негласным продолжением истории, начатой в «Карнавале». Главная героиня когда-то приехала в Москву, чтобы стать актрисой, и её мечта осуществилась. Правда громкая слава обошла Галину стороной — была одна громкая роль, а потом про неё забыли… Она играет в детском театре, принимает участие в радиопостановках и в какой-то момент бросает всё и уезжает домой — в маленький город Грибов.
Ирина Муравьёва с трепетом играла эту героиню, потому что прекрасно её понимала. Она сама когда-то боялась остаться на вторых ролях, а потом — забвения после громкого успеха, и в этом фильме актриса смогла проиграть свои страхи.

Евгения

(«Эта женщина в окне»)

«Эта женщина в окне», к/с «Слово», 1993, реж. Л. Эйдлин
Эта камерная мелодрама не стала настолько знаменитой, как предыдущие фильмы с участием актрисы, но Ирине Муравьёвой она была особенно близка. Во-первых, режиссёром стал её муж Леонид Эйдлин, во-вторых, сценарий написал сценарист фильма «Москва слезам не верит» Валентин Черных, в-третьих, это была история тихой интеллигентной женщины «уходящей эпохи»…
В фильме актриса исполнила романс Булата Окуджавы и Исаака Шварца «Эта женщина в окне», который потом пела на творческих вечерах.

В 1970-80-х годах отечественный кинематограф неоднократно экранизировал классические английские детективы, которые получались очень атмосферными и порой затмевали даже западные. К примеру, русский Шерлок Холмс и доктор Ватсон были признаны лучшими в мире. В этот период были сняты прекрасные детективы: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «10 негритят», «Ошибка Тони Вендиса», а также атмосферный камерный фильм 1974 года «Чисто английское убийство». О нем в сегодняшнем материале.

Классический английский детектив – это всегда неторопливое повествование, интеллигентные леди и джентльмены, вышколенная прислуга, начищенное серебро и – труп в запертой гостиной с отравленным кинжалом в спине. Хороший английский детектив – это тщательно выстроенная детективная линия, сыщик-интеллектуал с усами или умудренная опытом старушка с вязанием, и разоблаченный преступник с четким мотивом. Плохой английский детектив, это следствие в тупике и нелепое разоблачение в духе – «а убийцей был дворецкий».

В Советском Союзе огромной популярностью пользовался фильм «Чисто английское убийство», который был снят по роману английского писателя Сирила Хэйра. Хэйр прожил не очень долгую жизнь, скончавшись в возрасте 58 лет, однако из-под его пера вышли с десяток детективов, которые позволили ему войти в сотню лучших писателей этого жанра.

В СССР фильм «Чисто английское убийство» режиссера Самсона Самсонова произвел самый настоящий фурор. Зрителям понравилось все: сюжет, декорации, очарование пасторальной Англии и, конечно, актеры, такие непохожие на наших, с подлинным шиком английских аристократов, наряды, и предметы меблировки. Достоверность всего происходящего на экране была колоссальной. Именно об этом в своих детективах говорил французский мэтр жанра Жорж Сименон – «Бедняков не убивают».

Сюжет истинно английский: в замок лорда Уорбека под Рождество приезжают гости, каждый из которых имеет за пазухой нож. Каждый гость имеет скрытые мотивы для убийства, и, разумеется, убийство происходит, да не одно. В доме, отрезанном от мира бураном, умирает наследник пожилого лорда, сам пожилой лорд и светская дама. Способ убийства – яд, все как любит коллега Хэйра, старуха Агата Кристи. И, разумеется, все под подозрением.

Несмотря на то, что в картине хватало героев мужчин, основной акцент сделан все же на женщин. Во-первых, это полноценный дебют Ирины Муравьевой, сыгравшей простушку, дочь дворецкого Сюзанну Бриггс. Муравьева в этой роли очень органична и действительно совершенно не похожа на высокомерных аристократок, что задирают перед ней нос. Правда, молодая актриса не озвучила персонаж, это доверили Алле Будницкой.

Во-вторых, это несостоявшаяся возлюбленная молодого лорда Уорбека – леди Камилла, холодная красавица, в исполнении манекенщицы Файме Юрно. И, наконец, коварная злодейка миссис Кастерс — Эугения Плешките. Актриса с потаенной судьбой, из которой выскакивают внезапные всполохи: сначала ее брат угнал советский катер и растворился в Швеции, а позже Борис Моисеев вдруг заявил, что Плешките в юности родила от него сына.

Полноценного сыщика здесь нет. Его заменил профессор Ботвинк, которого сыграл Алексей Баталов. В этой режиссер Самсон Самсонов видел только Алексея Баталова. При этом в книге внешность персонажа описывается так: «Он быстро вошел в столовую, переваливаясь на коротеньких ножках, его пухлые желтоватые щеки были чуть бледнее обычного…» Это абсолютно не совпадало с образом подтянутого актера ростом больше 180 см. Сам же Баталов оценил доверие режиссера и согласился на съемку, несмотря на предостережения врачей. В то время у артиста были проблемы со зрением, из-за чего врачи советовали избегать яркого света софитов.

Убитого сына Роберта сыграл Георгий Тараторкин, бывший тогда на пике популярности. Министра финансов Великобритании прекрасно сыграл замечательный Борис Иванов, который часто снимался у Самсонова, например, в художественном фильме «Много шума из ничего».

Нельзя не отметить блестящего Ивана Переверзева, сыгравшего дворецкого.

Съемки заняли 2 месяца и шли в основном в павильоне «Мосфильма», где было созданы интерьеры Уорбек-холла. Натуру снимали осенью, поэтому зимнюю атмосферу создавали с помощью пожарной пены.

Чисто английское убийство – это замкнутое пространство и обстоятельства, которые присущи только Англии. В финале доктор Ботвинк объясняет произошедшее национальным характером. Только в Англии существует наследственная законодательная палата. То есть наследником титула может стать самый старший мужчина в роду. После убийства достопочтенных лордов Роберта (сына) и Томаса (отца), титул по законам страны переходил сэру Джулиусу Уорбэку, который занимал пост министра финансов Великобритании. Совмещать работу в парламенте и правительстве нельзя, и, таким образом, пост министра переходил к мужу миссис Карстерс, так как именно он был естественным преемником. В этом фильме убивали не из-за материального наследства, а из-за места в правительстве. И все могло бы получиться, но рыжая бестия Сюзанна родила от лорда Роберта наследника. И все пошло прахом, преступление оказалось совершенно бессмысленным.
(с)

Четыре отличных старых фильма с невероятно красивыми актрисами и «когда один из гостей  – убийца»


Борис Ливанов: лучший Шерлок на свете

Говорят, что
аристократы из советских фильмов более аристократичны, чем высший свет в
офлайне. Утверждение спорное, но не лишено оснований. Собственно, повод дали
сами англичане, когда в 1982 году назвали Бориса Ливанова лучшим Шерлоком Холмсом
всех времен. Правда, тогда они не видели ни нового Шерлока Камбербэтча, ни
старых советских теледетективов, снятых по классическим английским и
американским книгам из жизни высшего общества.

О-о-о, это был целый отдельный
жанр – атмосферные советские детективы о «тамошней» жизни. Англичане в них выглядели
более английскими, и прежде всего за счет женщин. В этих советских фильмах играли
самые красивые актрисы советского кино, долго сидевшие без ролей. Для доярок и
прочих ударниц коммунистического труда они были слишком рафинированными. Зато
могли оторваться на фоне богатых декораций в заваленном снегом замке или на
яхте. Второй секрет – большая часть этих фильмов сделана в Прибалтике. Сложился
даже круг авторов и актеров, специализирующихся на красивой заграничной жизни,
но об этом – чуть позже, во второй части. Итак…

Чисто
английское убийство

Сюрприз. Нет, это не те «Чисто английские убийства», то есть «Убийства в Мидсаммере» с милым инспектором Барнаби, которые в телевизоре крутят безостановочно. Это — старый детектив 1974 года, в свое время ставший сенсацией (и не только потому, что это наш первый фильм, снятый на три камеры). Полузабытый на родине в США писатель Сирил Хейр фактически увековечен этой атмосферной телепостановкой.

Кадр из фильма «Чисто английское убийство». 1974 год

Атмосфера.
Ночь перед Рождеством в старинном замке. Лорд Уорбек пригласил самых близких
отметить сочельник и помолвку сына с леди Камиллой. Близкие – это министр,
кузен хозяина, графиня, мать невесты и т.п. Приглушенная классическая музыка,
камин, светский small-talk (ни к чему не обязывающий разговор
о погоде и прочих важных вещах), меха и брильянты. Внезапно молодой лорд
Уорбек, пригубив шампанское, падает замертво. Замок занесен снегом, полицию
вызвать нельзя: классика замкнутого пространства, когда в доме только свои и
один из своих — убийца. Поэтому убийство приходится распутывать другу лорда: интеллектуалу,
профессору Ботвинку в бабочке и вельветовом пиджаке. Разумеется, в процессе
выясняется, что рыжая хохотушка — дочь дворецкого — беременна от сына лорда,
министр – взяточник и далее всё в том же духе.

Красавицы. Невеста убитого леди Камилла – единственная главная роль  в биографии самой знаменитой в СССР манекенщицы Файме Юрно.

Да, мы не ошиблись. Советские модели, о которых сегодня снимают сериалы, были известны только посетителям домов моды. Зато каждая приличная семья считала престижным выписывать, кроме «Литературной газеты», журнал «Силуэт» Дома моды Таллинна. В «Силуэте» блистала изящная брюнетка Файме Юрно. Она потом появится в эпизодах в «Варианте «Омега», «Дознании пилота Пирса», «Трое в лодке, не считая собаки» и даже на несколько секунд в «Сталкере» Тарковского. Но главной ее ролью останется леди Камилла из «Чисто английского убийства», где она могла быть самой собой: ледяной рафинированной красавицей в золоте и шиншилле.

Одну из гостей сыграла другая нордическая красотка — литовка Эугения Плешките. Актриса с потаенной судьбой, из которой выскакивают внезапные всполохи: сначала ее брат угнал советский катер и растворился в Швеции, а в наши дни Борис Моисеев вдруг заявил, что Плешките в юности родила от него сына.

Эугения Плешките. Кадр из фильма «Чисто английское убийство». 1974 год

Ну и еще этот фильм — первый
большой выход на экраны Ирины Муравьевой. Она сыграла дочь дворецкого,
уверенную в своей победе над Камиллой – Юрно.

Ирина Муравьева. Кадр из фильма «Чисто английское убийство», 1974 год

Звёзды и герои.  В роли хозяина замка – сыгравший не одного аристократа, а в жизни отсидевший 10 лет в лагерях Леонид Оболенский. Профессора Ботвинка, расследующего убийство, сыграл Алексей Баталов. Это потом он прославится как пьющий работяга Гога, «он же Гоша». А здесь он был самим собой – представителем большого клана интеллектуалов и артистов Баталовых и Ардовых.

Алексей Баталов. Кадр из фильма «Чисто английское убийство», 1974 год

Снял фильм Самсон Самсонов, открывший тем самым целое жанровое направление. А музыку писал великий (а тогда только начинающий) Эдуард Артемьев – в будущем постоянный композитор Никиты Михалкова, Андрея Тарковского и других великих режиссеров.


Опасный поворот

Кадр из фильма «Опасный поворот»

На самом деле «Чисто английское убийство» был не первым чисто английским советским детективом.

За пару лет до «Убийства» вышел «Опасный поворот» по пьесе Джона Бойнтона Пристли (советские режиссеры вообще любили этого драматурга, хотя самым известным фильмом по его пьесе стал «31 июня»). «Опасный поворот» снял любимец публики актер Владимир Басов.

Атмосфера.
Как и потом в «Чисто английском убийстве», камерное действие в замкнутом
пространстве. Хозяин издательства, брат которого Мартин год назад покончил
жизнь самоубийством, устраивает в своем особняке ужин для родственников, коллег
и совладельцев издательства. Камин, шампанское, далее по списку. Одна из гостей
– бальзаковская дама, которая до сих пор не может забыть Мартина, вспоминает о его
самоубийстве. Дальше лавинообразно рушится милая буржуазная сказка, вскрываются
язвы и бичуются пороки: все друг друга обманывают, все друг другу изменяют,
компаньоны по бизнесу крысятничают друг у друга, а смерть Мартина, конечно же,
отнюдь не самоубийство. Спустя несколько часов все пары разбиты, маски
сброшены, связи порваны.

Кадр из фильма «Опасный поворот»

Красавицы.
Просто роскошные, роскошные женщины играли в этой драме. «Поворот» стоит
смотреть хотя бы ради Руфины Нифонтовой. Сегодня ее мало кто помнит, но по
красоте с Нифонтовой могла бы соперничать разве что юная Ирина Скобцева.
Нифонтова известна киногурманам по экранизации «Хождения по мукам» 1950-х годов,
после чего в кино появлялась лишь в эпизодах, постоянно выходя на сцену в Малом
театре.

Руфина Нифонтова. Кадр из фильма «Опасный поворот»

Одну из ролей режиссер Басов
отдал своей третьей жене Валентине Титовой – блондинке с классической
аристократичной внешностью, за которой ухлестывало пол-Москвы. «Поворот» — один
из немногих фильмов с ее большой ролью.

Герои и звезды. Хозяин, чья жизнь через полтора часа превратилась в прах,  — великий Юрий Яковлев. Одинокую даму, вскрывшую подноготную всей честной компании сыграла редко появлявшаяся на экранах  петербурженка Антонина Шуранова, которая затем блистательно сыграла у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Кстати, говорят, что в платье, в котором играла в «Опасном повороте» Шуранова, через  три года снималась  Барбара Брыльска в кадре «Иронии судьбы, или С легким паром!». Правда, его немного укоротили.

Владимир Яковлев. Кадр из фильма «Опасный поворот»
Никита Высоцкий. Кадр из фильма «Мышеловка»
  • А также: «Мышеловка».
    Спустя почти два
    десятилетия режиссеры «Чисто английского убийства» Самсон Самсонов и «Опасного
    поворота» Владимир Басов решат снять третий чисто английский детектив –
    «Мышеловку» по пьесе Агаты Кристи. Увы, Владимир Басов умер до съемок, и
    Самсонов выпустит фильм один, посвятив его другу Басову. Это не вполне история
    про аристократов, хотя и в «Мышеловке» 
    все та же камерная атмосфера и замкнутый круг друзей, один из которых –
    убийца. В этом фильме сыграли жена Петросяна Елена Степаненко и сын Владимира
    Высоцкого Никита.

Смерть под парусом

Кадр из фильма «Смерть под парусом»

Еще одна классика жанра по книге доктора философии и командора Ордена Британской империи сэра Чарльза Перси Сноу.

Здесь по мужским детективным стопам впервые пошла режиссер из Латвии Ада Неретниеце.

Атмосфера.
На этот раз действие проходит на большой яхте, хозяин которой собрал в гости
вполне состоятельных друзей. Наутро хозяина яхты находят мертвым. Ну и кто
убийца: кузина? респектабельный доктор – ее муж? сын судостроительного магната?
Сначала все «грешат» на невесту сына – она «из низов», но это слишком очевидно…

Красавицы.
Одна из немногих больших ролей Марианны Вертинской – старшей сестры знаменитой
Анастасии и матери популярной ведущей Александры Вертинской. Фильм стоит
посмотреть хотя бы потому, что гардероб героини Марианны – классика хорошего
вкуса.

Марианна Вертинская. Кадр из фильма «Смерть под парусом»

Простушку-невесту
играет пикантная латышка Мирдза Мартинсоне, которая довольно часто появлялась
на экранах («Красные колокола», «Богач, бедняк», «Мираж»).

Герои
и звезды.
Музыку к фильму написал Раймонд Паулс. В фильме две
великолепных роли второго плана – старой девы и туповатого полицейского,
которых играют народные артисты тогдашней Эстонской социалистической республики
Эльза Радзиня и Калье Кийск. Еще одну роль играет «народный Уленшпигель» Лембит
Ульфсак.

Алла Балтер. Кадр из фильма «Последний визит»
  • А также: «Последний визит». Ада Неретниеце тоже спустя 12 лет снимет еще один детектив, на этот раз политический. Его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть во всей красе Аллу Балтер – мать Максима Виторгана и одну из красивейших советских актрис 1970-х годов (и понять, почему Собчак была обречена в браке с сыном актрисы). Фактически это самая большая кинороль Балтер — столь же долго на нее можно смотреть  разве что в телеспектакле «Кошка на раскаленной крыше». Кроме Балтер в фильме играют Павел Кадочников, Эльза Радзиня (на этот раз – жену столпа миллионера и политика) и Юозас Будрайтис. «Последний визит» — это детектив из жизни политической элиты, которая не раздумывая идет на убийство журналиста-расследователя. Балтер играет жену убитого, тоже журналистку. Ее героиня понимает, что заказчики убийства – ее близкие друзья. Ни к чему хорошему ее открытие не приводит…

Ошибка Тони Вендиса

Еще один лихо закрученный триллер, действие которого происходит в четырех стенах – в квартире главного героя. Фильм можно посмотреть хотя бы для того, чтобы сравнить с другой экранизацией романа Фредерика Кнотта «Телефонный звонок», — голливудским «Идеальным преступлением» с Майклом Дугласом и Гвинет Пэлтроу. А ведь еще был фильм Хичкока 1953 года…

Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»
Милена Тонтегоде. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»

Атмосфера.
Практически все действие (в отличие от голливудских экранизаций) снято в
квартире теннисиста Тони Вендиса и его богатой жены, для убийства которой Тони
кого-то там нанял… Но всё пошло не так, жена убивает «грабителя» и отправляется
в тюрьму.  И теперь ее другу надо найти
деталь, которая доказала бы то, что всем и так очевидно, — что убийцу прислал
Тони. Все это снято чуть ли не одним планом, но держит вас в напряжении две
серии.

Красавица.
Играющая жену Тони Милена Тонтегоде – еще одна забытая советская актриса с
необыкновенным шармом, смотреть на которую – сплошное удовольствие.

Паул Буткевич

Герои
и звезды.
Фактически все действие – это игра троих актеров. Но
зато каких! Звезда кино и театра им. Маяковского  Игорь Костолевский (Тони Вендис). Инфернальный
Александр Филиппенко, всенародный «Фагот» из «Мастера и Маргариты». Ну и друг
жены, который раскрутил интригу, — Паул Буткевич. Его имя сегодня мало что скажет,
но в советское время Буткевич переиграл в кино сотню-другую иностранных
шпионов. Помните такого высокого, импозантного, с усами? Это скорее всего он.

Мы любим классический английский детектив за особо таинственную атмосферу, ингредиентами которой являются единство времени, места и действия, приправленные перчиком ограниченного круга лиц и с вишенкой на тортике в виде не одного убийства, а серии. Причем, мы гарантированно знаем, что убийства совершает отнюдь не маньяк.

чисто9

Кадр из фильма «Чисто английское убийство»

Я не был в Англии и уж тем более не был принят в тамошнем высшем обществе, поэтому судить об атмосфере могу только из кино. В том числе – чисто английского. И, как по мне, создатели фильма «Чисто английское убийство» смогли атмосферу передать. Как минимум, у меня не возникало особенного диссонанса ни при прежних просмотрах, ни сейчас. Про детали я молчу :) Но вспомним сюжет.

чисто3
Леонид Оболенский в фильме «Чисто английское убийство»

Лорд Томас Уорбек (Леонид Оболенский) на пороге смерти – вполне естественной, ибо он стар и болен. И на своё последнее Рождество лорд собирает только самых близких. Здесь его сын Роберт (Георгий Тараторкин), леди Камилла Прендергест, влюбленная в Роберта (Файме Юрно), министр финансов сэр Джулиус Уорбек, двоюродный брат хозяина замка (Борис Иванов), и миссис Карстерс, с детства приближенная к семье Уорбек (Эугения Плешките). Кроме того, в замке присутствует доктор Ботвинк (Алексей Баталов), изучающий фамильные архивы, дворецкий Бриггс (Иван Переверзев) и его дочь Сюзанна (Ирина Муравьева). А вместе с сэром Джулиусом прибыл охранник, сержант Роджерс (Эйнари Коппель).

чисто2
Георгий Тараторкин в фильме «Чисто английское убийство»

Во время встречи Рождества Роберт Уорбек внезапно умирает – сразу, после того, как отпил из бокала под бой часов. Все в шоке, но тут зритель понимает, что счеты к Роберту есть у многих присутствующих: так, он буквально только что оскорбил Камиллу, серьезно поругался с двоюродным дядей, имел интрижку с Сюзанной, и девушка жаждет разборок, да и её отец недоволен поведением молодого хозяина. Охранник министра финансов тоже может оказаться причастным, так как служба в охране выглядит всего лишь прикрытием. Но ровно так же это может быть ошибкой – и на самом деле хотели убить сэра Джулиуса.

чисто4

Файме Юрно в фильме «Чисто английское убийство»

Итак, все в шоке. Дело осложняется тем, что бушует непогода – сюда гости сумели добраться, но теперь все дороги уже заметены, полиция добраться не может. Помочь в расследовании берется доктор Ботвинк, так как сержант Роджерс, хоть и полицейский, но всего лишь охранник. Не говоря уже о том, что высоким персонам крайне удобно свалить всё на никому неведомого иностранца Ботвика, о котором никто не вспомнит.

чисто8

Алексей Баталов в фильме «Чисто английское убийство»

В процессе выяснения обстоятельств дела, как водится, выясняется масса любопытных и таинственных подробностей о закулисье аристократического семейства. А тут и старый лорд умер… не сам.

Вот такую историю предложил вниманию зрителей режиссёр Самсон Самсонов, экранизировав одноименный роман английского писателя Сирила Хейра. Кстати, вы не обращали внимания – насколько удачны обычно советские экранизации иностранных писателей. Шерлок Холмс Масленникова, «10 негритят» Говорухина, «Опасный поворот» Басова, «Инспектор Гулл» Прошкина, «Рафферти» Арановича, «Красное и черное» Герасимова и многое другое, включая менее известное, но не менее качественное.

чисто5

Ирина Муравьева в фильме «Чисто английское убийство»

Кстати. Однажды при обсуждении фильма «Чисто английское убийство» возник спор – часть дискутирующих была уверена, что Роберт Уорбек любил Камиллу. Мне лично так не кажется, наоборот – она его раздражала нешуточно. В том числе и навязчивостью.

И еще – внимание к деталям! Леди Камилла приходит к Бриггсу и спрашивает у него рожок для обуви, а затем любуется им, восхищаясь изяществом вещицы. Я, конечно, не знаю, может быть, такие рожки с лошадками появились в СССР после этого фильма, но, в целом, как-то странно видеть обычный советский ширпотреб в аристократическом доме Англии. А вы что думаете?

чисто6

Бриггс приносит рожок для обуви. Рожок в самом деле такой особенный?

Метки: детектив, английская аристократия, экранизация, Сирил Хейр, Самсон Самсонов, Алексей Баталов, Леонид Оболенский, Георгий Тараторкин, Борис Иванов, Файме Юрно, Эугения Плешките, Иван Переверзев, Ирина Муравьёва, Эйнари Коппель

«Чисто английское убийство»

В этот раз для воскресной передачи «Не так!» слушателям «Эха» были предложены пять судебных процессов, объединенных заголовком «Чисто английское убийство» (людям постарше, вероятно, памятен советский двухсерийный фильм, экранизация романа Сирила Хейра «An English Murder», с Алексеем Баталовым, Георгием Тараторкиным и Ириной Муравьевой).

Аудитория передачи выбрала печально знаменитые в Великобритании, но мало известные в нашей стране «убийства на болотах» (The Moors murders). Не исключено, потому, что всем нам с детства памятны слова фамильной рукописи Баскервилей: «Провидению препоручаю вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно!»…

В этом деле не будет коварного многоходового плана и чудовищной собаки (вместо нее радиослушателям предстоит встреча с гораздо более чудовищными людьми). Не будет — увы! — и сыщика невероятной интеллектуальной мощи. Но болота… болота будут; точнее, поросшие вереском топкие долины Пеннинских гор, ставшие местом последнего успокоения по меньшей мере трех из пяти жертв. Как минимум, пяти.
Пара убийц — молодой человек и девушка. Извращенный, но при этом далеко не заурядный ум одного в сочетании со с детства воспитывавшейся склонностью к насилию другой — и старая, как мир, мечта совершить «идеальное убийство».

Можно ли назвать это «чисто английским убийством»? Об этом — в воскресенье в 12.09 в программе «Не так!» на радио «Эхо Москвы».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что можно посчитать в английском языке а что нельзя
  • Когда в английском языке пишется is когда are 3 класс
  • Кровавая рвота на латыни
  • Французский поэт польского происхождения 9 букв
  • Леди баг на французском с английскими субтитрами