Автором двухфакторной модели интеллекта является английский психолог фамилия которого

Чарльз Спирмен заметил, что, испытуемые успешно выполняющие «тесты на мышление», столь же успешно справляются и с другими тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат, плохо справляются с большинством тестов…

Свои наблюдении он изложил в книге: Cпособности человека, их природа и измерение / The Abilities of  Man, their Nature and Measurement.

Объясняя наблюдения, Чарльз Спирмен «… предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 

1) некий общий фактор, общая способность, 

2) фактор, специфический для данной деятельности. 

Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). 

В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей — членов общества. В обществе способностей может царить анархия — способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигархия» — успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена — Л. Терстоун). Наконец, в царстве способностей может править «монарх» — G-фактор, которому подчинены S-факторы. […]

G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.  Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. […]

Заметим лишь, что общий фактор воистину скрыт (латентен). Максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он минимально проявляется в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.

Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий.

Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор общей умственной энергии.

Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными.

В-третьих, для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений. Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей. Эти способности (Спирмен их назвал «групповыми факторами интеллекта») заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности».

Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 27-28.

Важно, что эта модель Чарльза Спирмена на десятилетия послужила базой большинства теорий интеллекта, созданных как в её поддержку, так и против…

Спирмен Чарлз

Спи́рмен Чарлз, Чарлз Эдвард Спирмен (Charles Edward Spearman) (10.9.1863, Лондон – 17.9.1945, там же), английский психолог и статистик, разработавший основы факторного анализа. В 1883–1897 гг. служил в британской армии, с 1897 г. изучал экспериментальную психологию в лаборатории В. Вундта в Лейпцигском университете. С 1907 г. преподавал в Лондонском университете (профессор с 1911). Предложил психометрическую теорию интеллекта – «двухфакторную теорию», выделив общий фактор интеллекта (general factor, или фактор g), лежащий в основе любых умственных действий, и ряд специфических факторов, нужных для какого-либо одного умственного действия (например, решения задач в отдельных областях). Разработал метод корреляции, названный его именем (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Автор работы по истории психологии («Psychology down the ages», vol. 1–2, 1937).

Опубликовано 24 мая 2022 г. в 19:53 (GMT+3). Последнее обновление 24 мая 2022 г. в 19:53 (GMT+3).

Факторные
модели

Условно
все факторные модели интеллекта можно
разбить на четыре основ­ные группы
по двум биполярным признакам 1) что
является источником моде­ли — умозрение
или эмпирические данные, 2) как строится
модель интеллекта — от отдельных свойств
к целому или от целого к отдельным
свойствам.

Модель
Ч. Спирмена

Чарльз
Эдвард Спирмен (1863-1945) – английский
психолог, создатель двухфакторной
теории интеллекта и техники факторного
анализа.

Ч.
Спирмен занимался проблемами
профессиональных способностей
(мате­матических, литературных и
прочих). При обработке данных тестирования
он обнаружил, что результаты выполнения
многих тестов, направленных на диагно­стику
особенностей мышления, памяти, внимания,
восприятия, тесно связаны: как правило,
лица, успешно выполняющие тесты на
мышление, столь же успешно справляются
и с тестами на прочие познавательные
способности, и наоборот, испытуемые,
показывающие низкий результат, плохо
справляются с большин­ством тестов.
Спирмен предположил, что успех любой
интеллектуальной рабо­ты определяют:
1) некий общий фактор, общая способность,
2) фактор, специфи­ческий для данной
деятельности. Следовательно, при
выполнении тестов успех решения зависит
от уровня развития у испытуемого общей
способности (гене­рального G-фактора)
и соответствующей специальной способности
(S-фактора). В своих рассуждениях Ч.
Спирмен использовал политическую
метафору. Мно­жество способностей он
представлял как множество людей —
членов обще­ства. В обществе способностей
может царить анархия — способности
никак не связаны и не скоординированы
друг с другом. Может господствовать
«олигар­хия» — успешность деятельности
детерминируют несколько основных
способ­ностей (как затем полагал
оппонент Спирмена — Л. Терстоун). Наконец,
в царстве способностей может править
«монарх» — G-фактор, которому подчине­ны
S-факторы.

Спирмен,
объясняя корреляцию результатов
различных измерительных про­цедур
влиянием общего свойства, предложил в
1927 году метод факторного анализа матриц
интеркорреляций для выявления этого
латентного генерального фактора.

G-фактор
определяется как общая «умственная
энергия», которой в равной мере наделены
люди, но которая в той или иной степени
влияет на успех выпол­нения каждой
конкретной деятельности.

Роль
G-фактора макси­мальна при решении
сложных математических задач и задач
на понятийное мышление и минимальна
при выполнении сенсомоторных действий.
Общий фактор скрыт (латентен): максимально
влияя на действия, протекающие во
внутреннем «умственном плане», он
минимально про­является в непосредственных
взаимодействиях индивида с объектами
окружаю­щей среды.

Следствия
теории Спирмена:

  • единствен­ное,
    что объединяет успешность решения
    самых различных тестов, — это фактор
    общей умственной энергии;

  • корреляции
    результатов выполнения любой группой
    людей любых интеллектуальных тестов
    должны быть положи­тельными;

  • для
    тестирования фактора «G»
    лучше всего применять задачи на выявление
    абстрактных отношений.

Дальнейшее
развитие двухфакторной теории в работах
Ч. Спирмена приве­ло к созданию
иерархической модели: помимо факторов
«G» и «S» он выделил
критериальный уровень механических,
арифметических и лингвистических
(вер­бальных) способностей. Эти
способности (Спирмен их назвал «групповыми
фак­торами интеллекта») заняли
промежуточное положение в иерархии
факторов интеллекта по уровню их
обобщенности.

ГРУППОВЫЕ
ФАКТОРЫ

S-ФАКТОРЫ

ТЕСТЫ

Впоследствии
многие авторы пытались интерпретировать
G-фактор в тради­ционных психологических
терминах. На роль общего фактора мог
претендовать психический процесс,
проявляющийся в любом виде психической
активности: главными претендентами
были внимание (гипотеза Сирила Барта),
мотивация и скорость переработки
информации центральной нервной системой
(Г. Айзенк) (*).

Для
измерения фактора «G»
применяются тесты Айзенка, «Прогрессивные
матрицы», предложенные Равеном в 1936
году, а также тесты интеллекта Кэттелла.

(*)Г.
Айзенк установил чрезвычайно высо­кие
положительные корреляции между IQ,
определяемым по высокоскоростным тестам
интеллекта (в частности, тестам самого
Г. Айзенка), временными параметрами и
вариабельностью вызванных потенциалов
мозга, а также минималь­ным временем,
которое необходимо человеку для
распознавания простого изоб­ражения
(при тахистоскопическом предъявлении).
Однако гипотеза «скорости переработки
информации мозгом» не имеет пока
серьезных нейрофизиологических
аргументов. Тесты интеллекта, применяемые
в такого рода исследованиях, включают
только задания разного уровня трудности
с закрытым ответом. Испы­туемый должен
выбрать за определенное время один
правильный ответ из мно­жества
предложенных. Оценка эффективности
определяется скоростью и пра­вильностью
выполнения задания.

Модель
Л. Терстоуна

Луис
Леон Терстоун (1887—1955)
—американскийпсихологшведского происхождения, исследовательинтеллекта,
пионер т. н.психометрии.
Терстоун, прежде всего, известен как
автортестов
интеллекта(т. н. «IQ»)
иотношений.
Он также является автором популярных
методовфакторного
анализа. Луис Терстоун
предложилмультифакторную
теорию интеллекта, большое
внимание уделял вопросампсихологии
творчества, является
автором ряда методов психологических
измерений (психометрии).

Луис
Терстоун был в числе оппонентов Ч.
Спирмена, которые отрицали наличие
общей основы интел­лектуальных
действий и полагали, что определенный
интеллектуальный акт является результатом
взаимодействия множества отдельных
факторов. Он предложил метод многофакторного
анализа матриц корреляций. Этот метод
позволяет выделить не­сколько
независимых «латентных» факторов,
определяющих взаимосвязи резуль­татов
выполнения различных тестов той или
иной группой испытуемых.

Первоначально
Терстоун выделил 12 факторов, из которых
наиболее часто в исследованиях
воспроизводились 7:

V.
Словесное понимание — тестируется
заданиями на понимание текста, сло­весные
аналогии, понятийное мышление,
интерпретацию пословиц и т. д.

W.
Речевая беглость — измеряется тестами
на нахождение рифмы, называние слов,
принадлежащих к определенной категории.

N.
Числовой фактор — тестируется заданиями
на скорость и точность ариф­метических
вычислений.

S.
Пространственный фактор — делится на
два подфактора. Первый определяет
успешность и скорость восприятия
пространственных отношений (узнавание
плоских геометрических фигур). Второй
связан с мысленным манипулирова­нием
зрительными представлениями в трехмерном
пространстве.

М.
Ассоциативная память — измеряется
тестами на механическое запомина­ние
словесных ассоциативных пар.

Р.
Скорость восприятия — определяется по
быстрому и точному восприя­тию деталей,
сходств и различий в изображениях.
Разделяют вербальный («восприятие
клерка») и «образный» подфакторы.

I.
Индуктивный фактор — тестируется
заданиями на нахождение правила и на
завершение последовательности (по типу
теста Д. Равена). Установлен наименее
точно.

Факторы,
обнаруженные Терстоуном, как показали
данные дальнейших ис­следований,
оказались зависимыми (неортогональными)
«Первичные умствен­ные способности»
положительно коррелируют друг с другом,
что говорит в пользу существования
единого G-фактора.

Однако
в многочисленных исследованиях
открывались и открываются все новые и
новые «первичные умственные способности».

На
основе многофакторной теории интеллекта
и ее модификаций разработа­ны
многочисленные тесты структуры
способностей. К числу наиболее
распро­страненных относятся Батарея
тестов общих способностей (GeneralAptitudeTestBattery,GABT),
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
(AmthauerIntelligenz-Struktur-Test,I-S-T)
и ряд других.

Модель
Дж. Гилфорда

Джой
Пол Гилфорд (1897-1987) — американский
психолог. Он занимался исследованиями
интеллекта в части памяти, мышления,
внимания (концентрации внимания),
творчества и темперамента.

Дж.
Гилфорд предложил модель «структуры
интеллекта (SI)»,
систематизи­руя результаты своих
исследований в области общих способностей.
Эта модель не является результатом
факторизации первичных эксперимен­тально
полученных корреляционных матриц, а
относится к априорным моделям, поскольку
основывается лишь на теоретических
допущениях. По своей импли­цитной
структуре модель является необихевиористской,
основанной на схеме: стимул — латентная
операция — реакция (стимул есть
«содержание», «операция» — умственный
процесс, «реакция» — результат применения
операции к материалу). Факторы в модели
независимы. Таким образом, модель
является трехмерной, шкалы интел­лекта
в модели — шкалы наименований.

Операцию
Гилфорд трактует как пси­хический
процесс: познание, память, дивергентное
мышление, конвергентное мышление,
оценивание.

Содержание
задачи определяется особенностями
материала или информации, с которой
производится операция: изображение,
символы (буквы, числа), семан­тика
(слова), поведение (сведения о личностных
особенностях людей и причинах поведения).

Результаты
— форма, в которой испытуемый дает
ответ: элемент, классы, отношения,
системы, типы преобразований и выводы.

Каждый
фактор в модели Гилфорда получается в
результате сочетаний ка­тегорий трех
измерений интеллекта. Категории
сочетаются механически. Назва­ния
факторов условны. Всего в классификационной
схеме Гилфорда 5х4х6= =120 факторов.

Он
считает, что в настоящее время
идентифицировано более 100 факторов, т.
е. подобраны соответствующие тесты для
их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда
широко используется в США, особенно в
работе педагогов с одаренными детьми
и подростками. На ее основе созданы
программы обучения, которые позволяют
рационально планировать образовательный
процесс и направлять его на развитие
способностей.

Недостатком
модели Гилфорда явля­ется несоответствие
результатам большинства факторно-аналитических
иссле­дований.

РЕЗУЛЬТАТ

Элементы

Классы

Отношения

Системы

Преобразования

Применения

Модель
Р.Б. Кэттелла

Рэймонд
Бернард Кэттелл (1905 — 1998) — британский и
американский психолог, внесший
существенный вклад в развитие
дифференциальной психологии в областях
черт личности, способностей и мотивации.
Автор одной из наиболее влиятельных
теорий личности, разработанных в
психологии XX века, автор теории гибкого
и кристаллизированного интеллекта.

Предложенная
Р. Кэттеллом модель может быть лишь
условно отнесена к группе иерархических
априорных моделей. Он выделяет три вида
интеллекту­альных способностей:

  1. Общие
    факторы:

  • «связанный»
    интеллект определяется совокупностью
    знаний и интеллектуальных навыков
    личности, приобретенных в ходе
    социализации с раннего детства до конца
    жизни, и является мерой овладения
    культурой того общества, к которому
    принадлежит индивид. Тесно положительно
    коррелирует с вербальным и арифметическим
    фактором, проявляется при решении
    тестов, требующих обученности;

  • «свободный»
    (или «текучий» интеллект) определяет
    первичное накопление знаний. Абсолютно
    независим от степени приобщенности к
    культуре. Его уровень определяется
    общим развитием «третичных» ассоциативных
    зон коры больших полу­шарий головного
    мозга, и проявляется он при решении
    перцептивных задач, когда от испытуемого
    требуется найти отношения различных
    элементов в изобра­жении.

  1. Парциальные
    факторы определяются уровнем развития
    отдельных сенсорных и моторных зон
    коры больших полушарий. Сам Кэттелл
    выделил лишь один парциальный фактор
    – визуализации, — который проявляется
    при операциях со зрительными образами.

  2. Факторы
    операции, по Кэттеллу, есть отдельные
    приобретенные навыки для решения
    конкретных задач, т.е. как аналог
    S-факторов по Спирмену,
    входящих в структуру «связанного»
    интеллекта и включающих операции,
    нужные для выполнения новых тестовых
    заданий.

Результаты
исследований развития познавательных
способностей в онтогенезе, на первый
взгляд, соот­ветствуют модели Кэттелла.
Действительно, к 50-60-летнему возрасту
у людей ухудшается способность к
обучению, падает скорость переработки
новой информации, уменьшается объем
кратковременной памяти и т. д. Между тем
интеллектуальные профессиональ­ные
умения сохраняются до глубокой старости.

Но
результаты факторной аналитической
проверки модели Кэттелла пока­зали,
что она недостаточно обоснована.

Показательно
в этом смысле исследование Е. Е. Кузьминой
и Н. И. Милитанской. Они выявили высокую
корреляцию уровня «свободного» интеллекта
по тесту Кэттелла с результатами
выполнения батареи тестов общих
умствен­ных способностей (DifferentialAptitudeTest—DAT), с помощью которой
ди­агностируются словесное мышление
(фактор V по Терстоуну), числовые
спо­собности (N),
абстрактно-логическое мышление (R),
пространственное мышле­ние (S)
и техническое мышление.

По
мнению авторов, фактор «свободного
интеллекта» по Р. Кэттеллу соот­ветствует
фактору «G» Спирмена, а
первичные факторы Л. Терстоуна
соответ­ствуют факторам-операциям
модели Кэттелла.

G-ФАКТОРСПИРМЕНА

ФАКТОРЫ
ТЕРСТОУНА ИЛИ ФАКТОРЫ-ОПЕРАЦИИ КЭТТЕЛЛА

Рисунок:
Отношение моделей Спирмена, Кэттелла,
Терстоуна

В
ходе структурного исследования невозможно
(об этом говорит сам Кэттелл) полностью
отделить «свободный» интеллект от
«связанного», и они при тестировании
сливаются в единый генеральный
спирменовский фактор. Однако при
генетическом возрастном исследовании
эти подфакторы можно развести.

Уровень
же развития парциальных факторов в
большей мере определяется опытом
взаимодействия индивида с окружающим
миром. Однако и в их составе возможно
выделить как «свободный», так и «связанный»
компоненты.

Само
различие парциальных факторов определяется
не модальностью (слу­ховой, зрительной,
тактильной и пр.), а видом материала
(пространственный, фи­зический,
числовой, языковой и т. д.) задания, что
в конечном счете подтвержда­ет мысль
о большей зависимости парциальных
факторов от уровня приобщенно­сти к
культуре (или, что точнее, от когнитивного
опыта личности).

Однако
Кэттелл попытался сконструировать
тест, свободный от влияния культуры, на
весьма специфическом
пространственно-геометрическом
материа­ле (Culture-FairIntellegenceTest,
CFIT). Тест был опубликован в 1958 году.

Когнитивные
модели интеллекта

Когнитивные
модели интеллекта имеют косвенное
отношение к психологии способностей,
так как их авторы подразумевают под
термином «интеллект» не свойство
психики, а некую систему познавательных
процессов, обеспечивающих решение
задач. Очень редко исследователи
когнитивной ориентации выходят на
проблемы индивидуальных различий и
прибегают к данным измерительной
пси­хологии.

Индивидуальные
различия в успешности выполнения задач
психологи выво­дят из особенностей
индивидуальной структуры, обеспечивающей
процесс перера­ботки информации.
Факторно-аналитические данные, как
правило, используются для верификации
когнитивных моделей. Тем самым они
служат как бы промежу­точным звеном,
связывающим факторно-аналитические
концепции с общепсихо­логическими.

Модель
Г. Гарднера

Говард
Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 1943) —
американский психолог, известный как
автор понятия Множественный интеллект,
специалист в области клинической
психологии и нейропсихологии.

Гарднер
трактует интеллект очень широко. Он
считает, что можно говорить о множестве
видов человеческого интеллекта. Главным
методом изучения человеческого
интеллекта, на его взгляд, является не
эксперимент, не измерение и даже не
опрос на предмет выявления «обыденных
моделей», а наблюдение за естественным
поведением индивидов в ходе лонгитюдного
исследования. А тесты, интервью и прочие
инструментальные методы пригодны лишь
для измерения когнитивных навыков,
мотивации и общей активности личности.

Гарднер
выделяет в качестве основных компонентов
интеллекта, помимо традиционных (по
Терстоуну): музыкальные способности,
мотивацию, инициати­ву, сенсомоторные
способности и т.д. В одной из последних
своих работ он рассматривает 7 видов
интеллекта:

1.
Лингвистический интеллект. Характеризуется
способностью использо­вать естественный
язык для передачи информации, а также
стимулирова­ния и возбуждения (поэт,
писатель, редактор, журналист).

2.
Музыкальный интеллект. Определяет
способность исполнять, сочинять музыку
и/или получать от нее удовольствие
(исполнитель, композитор, музыкальный
критик).

3.
Логико-математический интеллект.
Определяет способность исследовать,
классифицировать категории и предметы,
выявлять отношения между сим­волами
и понятиями путем манипулирования ими
(математик, ученый).

4.
Пространственный интеллект — способность
видеть, воспринимать и ма­нипулировать
объектами в уме, воспринимать и создавать
зрительно-про­странственные композиции
(архитектор, инженер, хирург).

5.
Телесно-кинестетический интеллект —
это способность использовать двигательные
навыки в спорте, исполнительском
искусстве, ручном труде (танцовщик,
спортсмен, механик).

6.
Межличностный интеллект. Обеспечивает
способность понимать других людей и
налаживать с ними отношения (учитель,
психолог, продавец).

7.
Внутриличностный интеллект. Представляет
способность понимать себя, свои чувства,
стремления (психолог, поэт).

Концепция
ментального опыта М.А. Холодной

Марина
Александровна Холодная (род. 1949) —
российский психолог. Известна прежде
всего исследованиями в сфере психологии
интеллекта, одарённости, педагогической
психологии и когнитивных стилей.

СПИРМЕН

(Spearman) Чарльз Эдвард (1863—1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейп-цигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911 — 1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923— 1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла лондонская школа психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный корреляция Спирмена). Выдвинул также двухфакторную теорию интеллекта (The theory of two factors, 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор g, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора g как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге The nature of intelligence and the principles of cognition (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: The abilities of man, their nature and measurement, Macmillan, 1927; Creative mind, C.U. Press, 1930; Human ability/with L. Wynn Jones, 1950. JI.A. Карпенко

СПИТЦ →← СПИРКИН

Смотреть что такое СПИРМЕН в других словарях:

СПИРМЕН

СПИРМЕН
(Spearman), Чарлз Эдуард (10 сент. 1863 – 17 сент. 1945) – англ. психолог, разработавший основы факторного анализа. Изучал экспериментальную… смотреть

СПИРМЕН

СПИРМЕН (Spearman) Чарлз Эдуард (1863-1945), английский психолог, разработал основы факторного анализа в психологии.

СПИРМЕН

— (Spearman) Чарлз Эдуард (1863-1945) — английский психолог,разработал основы факторного анализа в психологии.

СПИРМЕН (SPEARMEN) ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон — 17.09.1945) — английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в целом…. смотреть

СПИРМЕН (SPEARMEN) ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД

(10.09.1863, Лондон — 17.09.1945) — английский статистик и психолог.
Биография.
Профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского университетов.
Исследования.
Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Является автором одного из методов корреляций (корреляция Спирмена). Предложил двухфакторную теорию интеллекта (The Theory of Two Factors. 1923). В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом.
Сочинения.
The Principles of Cognition. 1923;
The Abilities of Man. 1927… смотреть

СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДВАРД

(1863—1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейп-цигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911 — 1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923— 1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла лондонская школа психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный корреляция Спирмена). Выдвинул также двухфакторную теорию интеллекта (The theory of two factors, 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор g, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора g как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге The nature of intelligence and the principles of cognition (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: The abilities of man, their nature and measurement, Macmillan, 1927; Creative mind, C.U. Press, 1930; Human ability/with L. Wynn Jones, 1950. JI.A. Карпенко … смотреть

СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДВАРД

(10.09.1863, Лондон — 17.09.1945) — английский статистик и психолог.
Биография. Профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского университетов.
Исследования. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Является автором одного из методов корреляций (корреляция Спирмена). Предложил двухфакторную теорию интеллекта (The Theory of Two Factors. 1923). В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом.
Сочинения. The Principles of Cognition. 1923;
The Abilities of Man. 1927 … смотреть

СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДВАРД / SPEARMAM, CHARLES EDWARD

(1863— 1945). Спирмен создал двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция, требующаяся для выполнения данного задания (s). Его экспериментаторская деятельность заложила основы факторного анализа…. смотреть

СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДУАРД

(10.09.1863, Лондон, 17.09.1945, там же), англ. психолог. Психологией начал заниматься в 90-е гг. 19 в. Стажировался в ун-тах Гёттингена, Вюрцбурга; в 1904 защитил докторскую дисс. у В. Вундта в Лейпцигском ун-те. С 1923 проф. Лондонского ун-та. Под руководством Ф. Гальтона и У. Мак-Дугалла изучал возможность применения статистич. методов в психол. обследовании детей в англ. школах. Предложил первый метод оценки надёжности психол. тестов. Пытаясь соединить психол. теорию интеллекта с теорией физич. измерений и корреляционными методами, С. заложил основы факторного анализа. Согласно С., эффективность любой интеллектуальной деятельности обусловлена нек-рой врождённой «общей способностью», названной им Gфактором (General ability), и рядом «специфических способностей» S-факторов (Special ability), свойственных конкретным видам деятельности. Впоследствии, уточняя свою теорию, С. ввёл также т. н. групповые факторы (промежуточные между G и S), напр., арифметич., техн., лингви-стич. способности. Тем не менее осн. целью тестирования, по С., должно быть измерение у индивида Gфактора. Теория С. вызвала широкую дискуссию, породившую, в частности, альтернативную многофакторную теорию интеллекта (Дж. Гилфорд). Развитие идей С. в заруб. психологии идёт по пути усовершенствования матем. процедуры и попыток психол. анализа выделяемых факторов, в первую очередь G. Однако признание G врождённым и неизменным приводит к предвзятой оценке результатов тестирования. Разрабатывал также вопросы восприятия пространства и истории психологии.
Соч.: The nature of intelligence and the prin-ciples of cognition, L., 19272; Creative mind, L. Camb., 1930; The abilities of man: their nature and measurement, L., 1932; Psychology down the ages, v. l—2, L., 1937; Human ability, by C. Spearman and L. W. Jones, L., 1950. Я. С. Сергеев…. смотреть

СПИРМЕН ЧАРЛЬЗ

(1863– 1945) — английский психолог. Разработал цикл статистических методов с целью измерения структуры интеллекта. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий и используя факторный анализ, предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях («Способности человека», 1927)…. смотреть

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона

Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними — факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности.

Английский психолог Чарльз Спирмен в 1904 г. пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g (от англ. general — «общий»). Также в каждой из них обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности (S-фактор).

Теорию Ч. Спирмена называют двухфакторной: целью психологического тестирования должно быть измерение g у индивидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие является единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях. Измерение специфических факторов смысла не имеет, поскольку они могут обнаружить себя только в одной ситуации.

Терстон выделил 12 факторов, которые он обозначил как первичные умственные способности: словесное понимание, беглость речи, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др. Число когнитивных факторов на сегодняшний день — 120.

На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них — Батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перевод подъезд на французский
  • Arzt перевод с немецкого род
  • На английском хорошего дня и прекрасного настроения
  • Кошка обыкновенная на латыни
  • Исправить ошибки в английском предложении онлайн проверка