Английская бритва паустовский читательский дневник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРИЦКАЯ  ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА
ПОГАРСКОГО  РАЙОНА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

К. Паустовский
"Английская бритва"

(Урок  внеклассного  чтения  в 8 классе )

                                                                                               Составила:
                                                                                               Мишаткина
Вера Петровна,
                                                                                               учитель 
русского языка  и  литературы,

                                                                                               первая 
квалификационная  категория

д. Горицы

2022 – 2023 учебный  год

Тема 
урока:  
К.Г. 
Паустовский. «Английская бритва». (Чтение с остановками)

Тип урока:    урок
комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно – ориентирован                         ных
 заданий с элементами групповой и  исследовательской деятельности.

Результаты:            

Предметные

§  подбирать
материал и готовить сообщение;

§  выявлять
и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации;

§  выявлять
и характеризовать признаки рассказа;

§  выразительно
читать рассказ К.Г. Паустовского «Английская бритва»;

§  характеризовать
образы рассказа К.Г. Паустовского «Английская бритва»;

§  составлять
ассоциативные ряды и на их основе формулировать микро вывод.

Метапредметные

§ 
Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными
источниками информации.

§ 
Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения,
устной и письменной монологической речи,

§ 
Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового
взаимодействия.

§ 
Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские
навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний
непосредственно из реальности.

§ 
Развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся.

Личностные

§  формировать
социокультурную компетентность, уважение к истории, культурным и историческим
памятникам

§  осознание
ценности русской литературы о Великой Отечественной войне, важности гуманного
отношения к людям.

Формируемые
УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

·        
формирование
читательского мастерства:

·        
умение
дать доказательное суждение о прочитанном,

·        
определить
собственное отношение к прочитанному

·        
адекватное
понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

·        
следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям

·     
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;

·  
работать
индивидуально и в группе: находить общее решение

·  
составление
перечня основных признаков рассказа в ходе сообщения учащихся, словарная
работа

·  
Составление
ассоциативных рядов

·  
осмысленное
чтение и адекватное понимание

·  
осмысление
роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений

·        
самостоятельно
анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале

·        
планировать
пути достижения целей;

·        
 устанавливать
целевые приоритеты

Оборудование:         

  • мультимедийная презентация
  • интерактивная доска
  • рабочий лист группы
  • документ-камера
  • ММП к УМК
  • музыкальные
    фрагменты (для проведения музыкальной минутки)

Цели 
урока:
ознакомление
с содержанием рассказа;  осмысление идейного содержания произведения;

                        развитие
умений анализировать эпическое произведение;

                        воспитание
чувства патриотизма, неприятия войны, жестокости, человеко- ненавистниче                         ства;
воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей.

I.  Организационный
момент. Мотивация

1.       Учитель:

·        
Как
вы понимаете значение слова «начитанность»?

·        
Насколько
для вас актуально стремление стать начитанным человеком?

2.      Постановка
цели урока

Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы будем читать, анализировать
прочитанное литературное произведение.

— Вы будете
работать индивидуально и в группах. Это требует от каждого члена группы
соблюдения определённых правил. Попробуйте вспомнить эти правила. (Учащиеся
озвучивают правила работы в группах.)

Желаю вам успеха.

II.
Составление объективного портрета

писателя
К.Г.Паустовского. 

1. Работа по
вариантам.

1 вариант.

Прочитайте отрывки
из книги — эссе «Золотая роза» К.Г. Паустовского. Выберите то высказывание,
которое вам наиболее понятно, или же то, которое показалось вам наиболее
интересным. Прокомментируйте свой выбор. (Время – 3 минуты)

2 вариант.

Прочитайте отрывки
из книги — эссе «Золотая роза» К.Г. Паустовского. Подготовьте развёрнутый ответ
на вопрос –

Как эти
размышления помогают понять Паустовского-писателя?
(Время – 3
минуты)

Работа в
группе

Обсудите в
группе следующие вопросы. Подготовьте литературоведческий комментарий.

Какое эпическое
произведение называется рассказом? Вспомните композиционные элементы рассказа.

Каково
назначение каждого элемента композиции?

(Время – 3 минуты)

Индивидуальные
задания:

1.      Найдите в
словаре иностранных слов и в толковом словаре объяснение слов: эллины,
пелопонесский, купидон, кантор.
(Время – 3 минуты)

2.      Найдите в
дополнительной литературе объяснение личных имён  Фридрих Шиллер, Ахиллес
(Время – 3 минуты)

2.Представление
работы групп.

III.   Чтение
рассказа с остановками и осмысление его содержания рассказа

I этап.
«Вызов».

Учитель:

— Мы
приступаем к следующей части урока – чтение рассказа К.Г. Паустовского. Рассказ
называется «Английская бритва».

— Можем ли
мы по заглавию определить, каким будет содержание рассказа?

— Как вы
относитесь к произведениям о Великой Отечественной войне?

— Что в
произведениях о войне является для вас самым волнующим?

— В основу
сюжета рассказа положена история, происшедшая во время ВОв.

— Рассказ
написан в 1941 году, в первый год войны. Как вы предполагаете, каким будет
настроение всего рассказа?

II этап.
Чтение и осмысление рассказа.

1.      Чтение
«про себя» и анализ начала рассказа.

— Прочтите
про себя начало рассказа.


Прочитайте вслух.

— Каково
предназначение этой части?

— Как
называется эта композиционная часть?

— Каким
настроением проникнуто такое вступление?

— Назовите
слова и словосочетания, благодаря которым создается мрачное, тревожное
настроение.

— Как вы
думаете, почему в этой части,  преобладают звуковые образы?

2.      Чтение
вслух и анализ 2 части рассказа.

— Каково
предназначение этой части произведения?


Перечислите детали портрета главного героя.

— Какое
значение имеют эти детали?

— Можем ли
мы предположить, как дальше будут развиваться события?

3.      Чтение про
себя и анализ 3 части рассказа.


Прочитайте эту часть про себя.

— Чтение
вслух.

— Какое
значение для идеи рассказа может иметь то, что повествование связано с детьми?

— Что
вызывает наше сочувствие?

— Какие
детали помогают автору передать трагичность описанной ситуации?

— Можем ли
мы предположить, как дальше будут развиваться события?

4.      Чтение про
себя и анализ 4 части рассказа.

— Найдите
предложение, в котором продолжает создаваться тревожная и мрачная атмосфера?

— Как он
относится к представителям других национальностей?

— Какое
значение для идеи произведения имеет этот факт?

— Как
характеризует немецкого лейтенанта реплика «Это что за спектакль?»

— Почему
этого героя автор наделяет именем Фридрих?

— Каково
значение антитезы между значением слов Кольберга и тем, что он произносит свои
слова «мягко» («Мягко сказал лейтенант»)?

— Назовите
основное средство, с помощью которого создаётся образ немецкого лейтенанта
Фридриха Кольберга.

— Как бы
вы охарактеризовали нравственный облик этого героя?

5.      Чтение про
себя и анализ 5 части рассказа.

— Каковы
ваши чувства? Чем они вызваны?

— Как
объясняет Кольберг свой приказ паракмахеру?

— Каковы
ваши предположения о дальнейших событиях?

— Что даёт
основание сделать такие предположения?

6.      Чтение про
себя и анализ 6 части рассказа.

Индивидуальное
задание

– подготовить чтение по ролям.

— Чтение
по ролям (4 чел.)

— Удалось
ли ребятам передать средствами выразительного чтения авторский замысел?

— Каков
авторский замысел этой части повествования?

— В чем
трагизм описанных событий?

— Какие чувства
вас охватывают? Чем вызванные эти чувства?

— Обратите
внимание, слова какой части речи преобладают в повествовании? Почему?

— Часто ли
автор использует выразительные средства языка? Почему? Найдите в этой части
тропы. Сравнение и эпитет. Очень скупо.

— Какие
мысли возникают после прочтения этой части?

7.      Чтение
учителем и анализ 7 части рассказа.

— Как
автор передаёт внутреннее состояние слушавшего эту историю майора?

— Каким
будет финал этой истории? Объясните.

8.      Чтение
вслух и анализ 8 части рассказа.

— Ожидаем
ли такой финал?

— Чем он
оказался неожиданным?

— Почему
парикмахер не пустил в ход бритву?

— Как это
его характеризует?

9.      Чтение
вслух и анализ 9 части рассказа.

Обсудите в
группе вопросы.

— Как вы
думаете, почему автор вводит в рассказ образы бойцов и майора?

10.  Чтение вслух и
анализ 10 части рассказа.

— Как
соотносятся начало и конец повествования?

— Какое
значение имеют в концовке зрительные образы?

11.  Предварительное
задание:

выразительное
чтение наизусть отрывка из рассказа К.Паустовского «Английская бритва»

IV.   Составление
устной рецензии на рассказ. Рефлексия

Учитель:


Сейчас нам предстоит составить коллективную рецензию на рассказ.


Обратимся к композиции рецензии.


1 часть рецензии – отзыв. Постройте связное развёрнутое высказывание,
передающее ваши впечатления от прочитанного.


2 часть рецензии – критический разбор произведения. Вам предстоит, работая в
группах совещаясь, составить часть этого разбора. Время на подготовку – 3
минуты, время выступления -1 минута.

[1
группа — библиографическое  описание  произведения  (информация  о 
рассматриваемом  произведении,  его  авторе,  времени  и  месте  создания)

2
группа – развёрнутый ответ на вопросы: какие темы рассматриваются, какие
проблемы поднимаются в рассказе?

3
группа — развёрнутый ответ на вопрос: каковы основные выводя автора (основные
идеи)?

4
группа — развёрнутый ответ на вопрос: в чем особенности композиции (построения)
произведения?

5
группа — охарактеризуйте главные образы рассказа.

6
группа – отметьте изобразительно-выразительные  средства, используемые автором
и другие  особенности  творческой  манеры  автора]

Задания для групп

IV.  Составление
рецензии на рассказ. Рефлексия

1 группа –

Библиографическое 
описание  произведения  (информация  о  рассматриваемом  произведении,  его 
авторе,  времени  и  месте  создания

2 группа –

Развёрнутые ответы
на вопросы: какие темы рассматриваются, какие проблемы поднимаются в рассказе?

3 группа –

Развёрнутый ответ
на вопрос: каковы основные выводы автора (основные идеи)?

4 группа —
развёрнутый ответ на вопрос: в чем особенности композиции (построения)
произведения?

5 группа –

Охарактеризуйте
главные образы рассказа.

6 группа –

Отметьте
изобразительно-выразительные  средства, используемые автором, и другие 
особенности  творческой  манеры  автора.

Задание
всему классу

3 часть рецензии — оценка  произведения 
—  это  определение  достоинств  и  недостатков  произведения  на  основе  его 
характеристики. Продумайте собственную оценку рассказа. (1 минута). Задание
выполняется устно.

Ответы учащихся

Заключительный
этап урока

Ответ на вопрос:

-Какие мысли
автора вам кажутся актуальными сегодня?

Домашнее задание:

Подготовить устную
рецензию на рассказ К.Г. Паустовского «Английская бритва».

Константин Паустовский. «Английская бритва»

Всю ночь шел дождь, смешанный со снегом. Северный ветер свистел в гнилых стеблях кукурузы. Немцы молчали. Изредка наш истребитель, стоявший у берега, бил из орудий в сторону Мариуполя. Тогда черный гром сотрясал степь.
Снаряды неслись в темноту с таким звоном, будто распарывали над головой кусок натянутого холста.
На рассвете два бойца, в блестящих от дождя касках, привели в глинобитную хату, где помещался майор, старого низенького человека. Его клетчатый мокрый пиджак прилип к телу. На ногах волочились огромные комья глины.
Бойцы молча положили на стол перед майором паспорт, бритву и кисточку для бритья — все, что нашли при обыске у старика, — и сообщили, что он ‘ был задержан в овраге около колодца.
Старик был допрошен. Он назвал себя парикмахером Мариупольского театра армянином Аветисом и рассказал историю, которая потом долго передавалась по всем соседним частям.
Парикмахер не успел бежать из Мариулоля до прихода немцев. Он спрятался в подвале театра вместе с двумя маленькими мальчиками, сыновьями его соседки-еврейки. За день до этого соседка ушла в город за хлебом и не вернулась. Должно быть, она была убита во время воздушной бомбардировки.
Парикмахер провел в подвале, вместе с мальчиками, больше суток. Дети сидели, прижавшись друг к другу, не спали и все время прислушивались. Ночью младший мальчик громко заплакал. Парикмахер прикрикнул на него. Мальчик затих. Тогда парикмахер достал из кармана пиджака бутылку с теплой водой. Он хотел напоить мальчика, но он не пил, отворачивался. Парикмахер взял его за подбородок — лицо у мальчика было горячее и мокрое — и насильно заставил напиться. Мальчик пил громко, судорожно и глотал вместе с мутной водой собственные слезы.
На вторые сутки ефрейтор немец и два солдата вытащили детей и парикмахера из подвала и привели к своему начальнику-лейтенанту Фридриху Кольбергу.
Лейтенант жил в брошенной квартире зубного врача. Вырванные оконные рамы были забиты фанерой. В квартире было темно и холодно над Азовским морем проходил ледяной шторм.
— Что это за спектакль?
— Трое, господин лейтенант! — доложил ефрейтор.
— Зачем врать,-мягко сказал лейтенант.- Мальчишки-евреи, но этот старый урод-типичный грек, великий потомок эллинов, пелопоннесская обезьяна. Иду на пари. Как! Ты армянин? А чем ты это мне докажешь, гнилая говядина?
Парикмахер смолчал. Лейтенант толкнул носком сапога в печку последний кусок золотой рамы и приказал отвести пленных в соседнюю пустую квартиру. К вечеру лейтенант пришел в эту квартиру со своим приятелем-толстым летчиком Эрли. Они принесли две завернутые в бумагу большие бутылки.
— Бритва с тобой? — спросил лейтенант парикмахера. — Да? Тогда побрей головы еврейским купидонам!
— Зачем это, Фри? — лениво спросил летчик.
— Красивые дети,-сказал лейтенант.-Не правда ли? Я хочу. их немного подпортить. Тогда мы их будем меньше жалеть.
Парикмахер обрил мальчиков. Они плакали, опустив головы, а парикмахер усмехался. Всегда, если с ним случалось несчастье, он криво усмехался. Эта усмешка обманула Кольберга, — лейтенант решил, что невинная его забава веселит старого армянина. Лейтенант усадил мальчиков за стол, откупорил бутылку и налил четыре полных стакана водки.
— Тебя я не угощаю, Ахиллес,-сказал он парикмахеру. — Тебе придется меня брить этим вечером. Я собираюсь к вашим красавицам в гости.
Лейтенант разжал мальчикам зубы и влил каждому в рот по полному стакану водки. Мальчики морщились, задыхались, слезы текли у них из глаз. Кольберг чокнулся с летчиком, выпил свой стакан и сказал:
— Я всегда был за мягкие способы, Эрли.
-•. Недаром ты носишь имя нашего доброго Шиллера, — ответил летчик. — Они сейчас будут танцевать у тебя маюфес.
— Еще бы!
Лейтенант влил детям в рот по второму стакану водки. Они отбивались, но лейтенант и летчик сжали им руки, лили водку медленно, следя за тем, чтобы мальчики выпивали ее до конца, и покрикивали: —
— Так! Так! Вкусно? Ну еще раз! Превосходно! У младшего мальчика началась рвота. Глаза его покраснели. Он сполз со стула и лег на пол. Летчик взял его под мышки, поднял, посадил на стул и влил в рот еще стакан водки. Тогда старший мальчик впервые закричал. Кричал он пронзительно и не отрываясь смотрел на лейтенанта круглыми от ужаса глазами.
— Молчи, кантор!- крикнул лейтенант. Он запрокинул старшему мальчику голову и вылил ему водку в рот прямо из бутылки. Мальчик упал со стула и пополз к стене. Он искал дверь, но, очевидно, ослеп, ударился головой о косяк, застонал и затих.
… — К ночи, — сказал парикмахер, задыхаясь, — они оба умерли. Они лежали маленькие и черные, как будто их спалила молния.
-Дальше!-сказал майор и потянул к себе приказ, лежавший на столе. Бумага громко зашуршала. Руки у майора дрожали.
— Дальше?-спросил парикмахер.-Ну, как хотите. Лейтенант приказал мне побрить его. Он был пьян. Иначе он не решился бы на эту глупость. Летчик ушел. Мы пошли с лейтенантом в его натопленную квартиру. Он сел к трюмо. Я зажег свечу в железном подсвечнике, согрел в печке воду и начал ему намыливать щеки. Подсвечник я поставил на стул около трюмо. Вы видели, должно быть, такие подсвечники: женщина с распущенными волосами держит лилию, и в чашечку лилии вставлена свеча. Я ткнул кистью с мыльной пеной в глаза лейтенанту. Он крикнул, но я успел ударить его изо всей силы железным подсвечником по виску.
— Наповал? — спросил майор.
— Да. Потом я пробирался к вам два дня, Майор посмотрел на бритву.
— Я знаю, почему вы смотрите, — сказал парикмахер.- Вы думаете, что я должен был пустить в дело бритву. Это было бы вернее. Но, знаете, мне было жаль ее. Это старая английская бритва. Я работаю с ней уже десять лет.
Майор встал и протянул парикмахеру руку.
— Накормите этого человека, — сказал он. — И дайте ему сухую одежду.
Парикмахер вышел. Бойцы повели его к полевой кухне.
— Эх, брат, — сказал один из бойцов и положил руку на плечо парикмахера. — От слез сердце слабеет. К. тому же и прицела не видно. Чтобы извести их всех до последнего, надо глаз иметь сухой. Верно я говорю?
Парикмахер кивнул, соглашаясь.
Истребитель ударил из орудий. Свинцовая вода вздрогнула, почернела, но тотчас к ней вернулся цвет отраженного неба-зеленоватый и туманный.
*
1941 год.

Статья опубликована 31.10.2011


Обновлено 21.07.2020

Удача это как кому повезёт. Жизни таких людей, как Паустовский, определяет не фатальность и не «везение». Они сами свой курс прокладывают и у всех событий есть глубинная основа. Всё случается вовремя и тогда, когда нужно.

Ответить

Магазинчик Турецких Сладостей

Это ваши фантазии.)) На мой взгляд, именно удача позволяет кому-то не увидеть краха своих идей. А жаль!

Ответить

А. Вы об этом. Ну да. Об этом можно немножко и пожалеть. В отношении некоторых.:))
Но Паустовского нельзя назвать слишком идейным в идеологическом плане. Сталинщину он не любил, за Солженицына заступался и т.д. В основном он любил лес и природу и мечтал, чтобы в будущем люди начали обо всём этом заботиться и всё озеленять и улучшать. Поэтому он и сейчас мог бы считаться вполне прогрессивным и наверняка завёл бы себе по всему миру много хороших друзей. Такими же идеями озабочены многие. Где-то их даже успешно воплощают в реальность. Например, в Норвегии. Хотя общее положение дел в этом плане его бы наверняка сильно огорчало.

Ответить

Магазинчик Турецких Сладостей

Не слишком идейный? ))) А зачем быть слишком? Главное, идти в общей колонне. Властям этого вполне достаточно.

Ответить

Ну а что он должен бы предпринять? Он по натуре не был «борцом с режимом». А даже если бы и был. Ну попал бы туда же, куда и Солженицын. Кому от этого легче бы стало? Он старался делать посильное добро в тех областях, где это возможно и надеялся на лучшее. И он ведь его всё таки делал.
Из того времени всё виделось и представлялось иначе.
К Паустовскому претензий особых быть не может.
К тем же Стругацким их можно предъявить значительно больше. Потому, что они убеждали себя и других, что этот людоедский режим, который ещё вчера всё корёжил и перемалывал, вдруг станет добрый и пушистый. А в будущем так вообще одно сплошное добро начнёт творить повсеместно. По всей Земле и даже в Космосе. Хотя это тот же самый людоед, немножко косметически разукрашенный под «хорошего парня» в краткий период «оттепели».
Т.е. они не верили, на самом деле, что такое возможно.
А просто очень боялись и хотели, чтобы их опять кушать не начали. Это называется «стокгольмский синдром». Когда из всех злодеев заложники выбирают наименее кровожадного и начинают ему симпатизировать. Забывая, при этом, что он тоже часть команды, которая их в эти заложники взяла. Вот в этом то и есть подстава.
А в Паустовском такой подставы нет. Он личность довольно цельная. Насколько это в тех условиях вообще было возможно. К счастью, деревьям на политику наплевать.:))

Ответить

Магазинчик Турецких Сладостей

Я вам расскажу одну сказочку, если не возражаете. В некотором царстве- государстве поселился злой Змей. Он жестоко мучил жителей этой страны, и непременно тясячу невинных детей сжирал, каждый год. Вот приходит к нему честный и смелый юноша и требует прекратить мучения и убийства. Змей рассмеялся и отвечает: вступай в мою свиту, рассказывай среди народа о добрых моих делах… а за это я разрешу тебе спасать каждый год троих детей из приговоренных мне на сьедение. Хорошая сказка?

Ответить

все не так. в Шах-Наме, после поцелуя демона-из плеч шаха выросли две змеи, и он узнал что их надо кормить мозгом двух юношей каждый день.
повар сумел смешивать мозг юноши с мозгом барана-и таким образом спасал юношей
из них и собиралась первая революционная персидская армия. шаха свергли и убили-а от одного из лидеров восстания кузнеца-происходит род самого известного доисламского богатыря персов. Рустама

Ответить

У нас всё именно так. Не те повара и не те бараны.

Ответить

сюжеты везде общие
а если сочинил сюжет что «не так» значит и цена ему грош. не связанная с жизнью фантазия

Ответить

Ну как скажите, Евгений, вам виднее.

Ответить

Хорошая. Но это, всё же, не про Паустовского. Он, вообще-то, был по жизни скорее «уклонист» и никакой чёткой позиции по таким вопросам не имел. Чем-то он напоминал Вячеслава Бутусова. Который тоже то был против чего-то, то вдруг «за» практически то же самое, но в основном воздерживался и по всякому лавировал. Ни на какие чётко поставленные вопросы никогда не отвечал. А когда вдруг увидел кошмар, который проигнорировать никак не получалось, так и вовсе высказал мысль, что люди такое организовать не могли и что во всём виноват Дьявол. После этого заявления к нему уже никаких претензий никто предъявлять не захотел. И всем стало понятно, что он — человек верующий и видит все вещи не так, как простые смертные. А видит всё иначе. Каких раньше называли «блаженный». Ну и Паустовский тоже, в каком-то смысле, «блаженный». «Блаженство» такое, конечно, сомнительное. Но есть предположение, что другого то «блаженства» никогда и не было.

Ответить

«
Всю ночь шел дождь, смешанный со снегом. Северный ветер свистел в гнилых стеблях кукурузы. Немцы молчали. Изредка наш истребитель, стоявший у берета, бил из орудий в сторону Мариуполя. Тогда черный гром сотрясал степь. Снаряды неслись в темноту с таким звоном, будто распарывали над головой кусок натянутого холста,

На рассвете два бойца, в блестящих от дождя касках, привели в глинобитную хату, где помещался майор, старого низенького человека. Его клетчатый мокрый пиджак прилип к телу. На ногах волочились огромные комья глины.

Бойцы молча положили на стол перед майором паспорт, бритву и кисточку для бритья — все, что нашли при обыске у старика, — и сообщили, что он ‘ был задержан в овраге около колодца.

Старик был допрошен. Он назвал себя парикмахером Мариупольского театра армянином Аветисом и рассказал историю, которая потом долго передавалась по всем соседним частям.

Парикмахер не успел бежать из Мариулоля до прихода немцев. Он спрятался в подвале театра вместе с двумя маленькими мальчиками, сыновьями его соседки-еврейки. За день до этого соседка ушла в город за хлебом и не вернулась. Должно быть, она была убита во время воздушной бомбардировки.

Парикмахер провел в подвале, вместе с мальчиками, больше суток. Дети сидели, прижавшись друг к другу, не спали и все время прислушивались. Ночью младший мальчик громко заплакал. Парикмахер прикрикнул на него. Мальчик затих. Тогда парикмахер достал из кармана пиджака бутылку с теплой водой. Он хотел напоить мальчика, но он не пил, отворачивался. Парикмахер взял его за подбородок — лицо у мальчика было горячее и мокрое — и насильно заставил напиться. Мальчик пил громко, судорожно и глотал вместе с мутной водой собственные слезы.

На вторые сутки ефрейтор немец и два солдата вытащили детей и парикмахера из подвала и привели к своему начальнику-лейтенанту Фридриху Кольбергу.

Лейтенант жил в брошенной квартире зубного врача. Вырванные оконные рамы были забиты фанерой. В квартире было темно и холодно над Азовским морем проходил ледяной шторм.

— Что это за спектакль?

— Трое, господин лейтенант! — доложил ефрейтор.

— Зачем врать,-мягко сказал лейтенант.- Мальчишки-евреи, но этот старый урод-типичный грек, великий потомок эллинов, пелопоннесская обезьяна. Иду на пари. Как! Ты армянин? А чем ты это мне докажешь, гнилая говядина?

Парикмахер смолчал. Лейтенант толкнул носком сапога в печку последний кусок золотой рамы и приказал отвести пленных в соседнюю пустую квартиру. К вечеру лейтенант пришел в эту квартиру со своим приятелем-толстым летчиком Эрли. Они принесли две завернутые в бумагу большие бутылки.

— Бритва с тобой? — спросил лейтенант парикмахера. — Да? Тогда побрей головы еврейским купидонам!

— Зачем это, Фри? — лениво спросил летчик.

— Красивые дети,-сказал лейтенант.-Не правда ли? Я хочу. их немного подпортить. Тогда мы их будем меньше жалеть.

Парикмахер обрил мальчиков. Они плакали, опустив головы, а парикмахер усмехался. Всегда, если с ним случалось несчастье, он криво усмехался. Эта усмешка обманула Кольберга, — лейтенант решил, что невинная его забава веселит старого армянина. Лейтенант усадил мальчиков за стол, откупорил бутылку и налил четыре полных стакана водки.

— Тебя я не угощаю, Ахиллес,-сказал он парикмахеру. — Тебе придется меня брить этим вечером. Я собираюсь к вашим красавицам в гости.

Лейтенант разжал мальчикам зубы и влил каждому в рот по полному стакану водки. Мальчики морщились, задыхались, слезы текли у них из глаз. Кольберг чокнулся с летчиком, выпил свой стакан и сказал:

— Я всегда был за мягкие способы, Эрли.

-?. Недаром ты носишь имя нашего доброго Шиллера, — ответил летчик. Они сейчас будут танцевать у тебя маюфес.

— Еще бы!

Лейтенант влил детям в рот по второму стакану водки. Они отбивались, но лейтенант и летчик сжали им руки, лили водку медленно, следя за тем, чтобы мальчики выпивали ее до конца, и покрикивали:

— Так! Так! Вкусно? Ну еще раз! Превосходно! У младшего мальчика началась рвота. Глаза его покраснели. Он сполз со стула и лег на пол. Летчик взял его под мышки, поднял, посадил на стул и влил в рот еще стакан водки. Тогда старший мальчик впервые закричал. Кричал он пронзительно и не отрываясь смотрел на лейтенанта круглыми от ужаса глазами.

— Молчи, кантор!- крикнул лейтенант. Он запрокинул старшему мальчику голову и вылил ему водку в рот прямо из бутылки. Мальчик упал со стула и пополз к стене. Он искал дверь, но, очевидно, ослеп, ударился головой о косяк, застонал и затих.

… — К ночи, — сказал парикмахер, задыхаясь, — они оба умерли. Они лежали маленькие и черные, как будто их спалила молния.

-Дальше!-сказал майор и потянул к себе приказ, лежавший на столе. Бумага громко зашуршала. Руки у майора дрожали.

— Дальше?-спросил парикмахер.-Ну, как хотите. Лейтенант приказал мне побрить его. Он был пьян. Иначе он не решился бы на эту глупость. Летчик ушел. Мы пошли с лейтенантом в его натопленную квартиру. Он сел к трюмо. Я зажег свечу в железном подсвечнике, согрел в печке воду и начал ему намыливать щеки. Подсвечник я поставил на стул около трюмо. Вы видели, должно быть, такие подсвечники: женщина с распущенными волосами держит лилию, и в чашечку лилии вставлена свеча. Я ткнул кистью с мыльной пеной в глаза лейтенанту. Он крикнул, но я успел ударить его изо всей силы железным подсвечником по виску.

— Наповал? — спросил майор.

— Да. Потом я пробирался к вам два дня, Майор посмотрел на бритву.

— Я знаю, почему вы смотрите, — сказал парикмахер.- Вы думаете, что я должен был пустить в дело бритву. Это было бы вернее. Но, знаете, мне было жаль ее. Это старая английская бритва. Я работаю с ней уже десять лет.

Майор встал и протянул парикмахеру руку.

— Накормите этого человека, — сказал он. — И дайте ему сухую одежду.

Парикмахер вышел. Бойцы повели его к полевой кухне.

— Эх, брат, — сказал один из бойцов и положил руку на плечо парикмахера. — От слез сердце слабеет. К. тому же и прицела не видно. Чтобы извести их всех до последнего, надо глаз иметь сухой. Верно я говорю?

Парикмахер кивнул, соглашаясь.

Истребитель ударил из орудий. Свинцовая вода вздрогнула, почернела, но тотчас к ней вернулся цвет отраженного неба-зеленоватый и туманный.

»

Паустовский Константин

Английская бритва

Константин Паустовский

Английская бритва

Всю ночь шел дождь, смешанный со снегом. Северный ветер свистел в гнилых стеблях кукурузы. Немцы молчали. Изредка наш истребитель, стоявший у берета, бил из орудий в сторону Мариуполя. Тогда черный гром сотрясал степь. Снаряды неслись в темноту с таким звоном, будто распарывали над головой кусок натянутого холста,

На рассвете два бойца, в блестящих от дождя касках, привели в глинобитную хату, где помещался майор, старого низенького человека. Его клетчатый мокрый пиджак прилип к телу. На ногах волочились огромные комья глины.

Бойцы молча положили на стол перед майором паспорт, бритву и кисточку для бритья — все, что нашли при обыске у старика, — и сообщили, что он ‘ был задержан в овраге около колодца.

Старик был допрошен. Он назвал себя парикмахером Мариупольского театра армянином Аветисом и рассказал историю, которая потом долго передавалась по всем соседним частям.

Парикмахер не успел бежать из Мариулоля до прихода немцев. Он спрятался в подвале театра вместе с двумя маленькими мальчиками, сыновьями его соседки-еврейки. За день до этого соседка ушла в город за хлебом и не вернулась. Должно быть, она была убита во время воздушной бомбардировки.

Парикмахер провел в подвале, вместе с мальчиками, больше суток. Дети сидели, прижавшись друг к другу, не спали и все время прислушивались. Ночью младший мальчик громко заплакал. Парикмахер прикрикнул на него. Мальчик затих. Тогда парикмахер достал из кармана пиджака бутылку с теплой водой. Он хотел напоить мальчика, но он не пил, отворачивался. Парикмахер взял его за подбородок — лицо у мальчика было горячее и мокрое — и насильно заставил напиться. Мальчик пил громко, судорожно и глотал вместе с мутной водой собственные слезы.

На вторые сутки ефрейтор немец и два солдата вытащили детей и парикмахера из подвала и привели к своему начальнику-лейтенанту Фридриху Кольбергу.

Лейтенант жил в брошенной квартире зубного врача. Вырванные оконные рамы были забиты фанерой. В квартире было темно и холодно над Азовским морем проходил ледяной шторм.

— Что это за спектакль?

— Трое, господин лейтенант! — доложил ефрейтор.

— Зачем врать,-мягко сказал лейтенант.- Мальчишки-евреи, но этот старый урод-типичный грек, великий потомок эллинов, пелопоннесская обезьяна. Иду на пари. Как! Ты армянин? А чем ты это мне докажешь, гнилая говядина?

Парикмахер смолчал. Лейтенант толкнул носком сапога в печку последний кусок золотой рамы и приказал отвести пленных в соседнюю пустую квартиру. К вечеру лейтенант пришел в эту квартиру со своим приятелем-толстым летчиком Эрли. Они принесли две завернутые в бумагу большие бутылки.

— Бритва с тобой? — спросил лейтенант парикмахера. — Да? Тогда побрей головы еврейским купидонам!

— Зачем это, Фри? — лениво спросил летчик.

— Красивые дети,-сказал лейтенант.-Не правда ли? Я хочу. их немного подпортить. Тогда мы их будем меньше жалеть.

Парикмахер обрил мальчиков. Они плакали, опустив головы, а парикмахер усмехался. Всегда, если с ним случалось несчастье, он криво усмехался. Эта усмешка обманула Кольберга, — лейтенант решил, что невинная его забава веселит старого армянина. Лейтенант усадил мальчиков за стол, откупорил бутылку и налил четыре полных стакана водки.

— Тебя я не угощаю, Ахиллес,-сказал он парикмахеру. — Тебе придется меня брить этим вечером. Я собираюсь к вашим красавицам в гости.

Лейтенант разжал мальчикам зубы и влил каждому в рот по полному стакану водки. Мальчики морщились, задыхались, слезы текли у них из глаз. Кольберг чокнулся с летчиком, выпил свой стакан и сказал:

— Я всегда был за мягкие способы, Эрли.

-?. Недаром ты носишь имя нашего доброго Шиллера, — ответил летчик. Они сейчас будут танцевать у тебя маюфес.

— Еще бы!

Лейтенант влил детям в рот по второму стакану водки. Они отбивались, но лейтенант и летчик сжали им руки, лили водку медленно, следя за тем, чтобы мальчики выпивали ее до конца, и покрикивали:

— Так! Так! Вкусно? Ну еще раз! Превосходно! У младшего мальчика началась рвота. Глаза его покраснели. Он сполз со стула и лег на пол. Летчик взял его под мышки, поднял, посадил на стул и влил в рот еще стакан водки. Тогда старший мальчик впервые закричал. Кричал он пронзительно и не отрываясь смотрел на лейтенанта круглыми от ужаса глазами.

— Молчи, кантор!- крикнул лейтенант. Он запрокинул старшему мальчику голову и вылил ему водку в рот прямо из бутылки. Мальчик упал со стула и пополз к стене. Он искал дверь, но, очевидно, ослеп, ударился головой о косяк, застонал и затих.

Читать дальше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Немецкая хроника варшавское гетто
  • С какого класса изучают английский язык в школе в россии
  • Цифры на английском языке с произношением слушать
  • Семейное дерево на английском 2 класс нарисовать рисунок
  • Hate перевод на русский с французского