8 мировоззрение какого немецкого философа может быть охарактеризовано как антропологическое

Последним видным
представителем немецкой классической
философии был Л. Фейербах (1804-1872). Считая,
что предметом философии должен быть
реальный человек, он создал новый вид
философии – антропологический
материализм. Основные положения своего
учения Фейербах изложил в «Сущности
христианства», «Предварительных тезисах
к реформе философии», «Основных положениях
философии будущего».

Вместо христианской
религии и философии гегелевского типа
Фейербах предлагал «новую философию»,
философию человека. Эта «философия
будущего» должна, по его мнению, заменить
религию, сохранив в то же время ее
мировоззренческую эффективность,
близость к «сердцу» человека, его эмоциям
и глубинным личностным структурам.

Фейербаховские
представления о человеке были получены
путем критического переистолкования
христианских идей, т.е. мыслитель отдал
и приписал человеку те идеи, «предикаты»
которых религия приписывала Богу. По
Фейербаху, Бог – это отчужденная и
объективированная сущность человека.
Человек же рассматривается им в качестве
части природы, вне которой ничего нет.

Будучи материалистом,
Фейербах рассматривал окружающую
природу как единственную реальность,
а человека в качестве высшего результата
ее эволюции. Природа вечна, бесконечна,
пребывает в пространстве и во времени.
Все живое возникает из неживого, жизнь
есть высшее проявление природы,
выступающей основой всей человеческой
жизнедеятельности.

Фейербах считал,
что нельзя двигать философию вперед,
не изучив, не поняв, не одолев того, что
дал Гегель. Он ясно понимал, что «истина
– дочь века», что философские системы
так же изживают свой век, как и люди.
Поэтому нужно идти от философии Гегеля
вперед к материализму, к антропологическому
материализму. Этот переход связан с
критикой религии и прежней философии.
Поэтому «Сущность христианства» является
в равной мере критикой религии и
идеалистической философии.

Философия Фейербаха
глубоко антропоцентрична, в центре нее
находится человек. «Новая философия,
– писал он, – превращает человека,
включая и природу, как базис человека,
в единственный, универсальный и высший
предмет философии»1.
При этом человек для мыслителя не
только основной предмет и конечная цель
философии, но и прообраз и мерило всего
сущего.

Рассматривая
человека, Фейербах подчеркивал его
тесную природу, его естественность. При
этом человек понимался не как чисто
физическое, а как психофизическое,
чувствующее существо. Поскольку человек
является высшим творением природы,
постольку он должен стоять в центре
построения философской системы. Его
философия есть материализм сенсуалистический.

Фейербаховский
антропологизм неразрывно связан с
естествознанием, однако здесь отсутствует
диалектический переход от естественных
явлений к социальным и пропадает
качественная граница между природой и
обществом. Антропологический материализм
неизбежно переходит в исторический
идеализм, поскольку он не доходит до
понимания материального базиса
общественной жизни. Поэтому формы
общественного сознания выводятся из
психофизиологической природы человека.

Свое этическое
учение Фейербах разработал на основе
абстрактно-антропологического гуманизма.
В качестве базиса идеалистически
понимаемой им истории он берет чувственную
природу человека. Его этика восходит к
принципу разумного эгоизма. Эгоизм как
этическая категория – это чувство любви
к себе, естественно перерастающее в
любовь к другим людям, ибо люди жаждут
«товарищеского счастья». Фейербах
провозглашает, что «мы должны любить
человека ради человека», а сама любовь
сводится им к половым отношениям. Его
этика скроена для всех времен и народов,
а потому неприменима нигде и никогда.

Основой отношений
между людьми, по Фейербаху, является
религия (religio – лат. означает связывать,
соединять), которая рассматривается
как универсальная форма отношений между
людьми. Отсюда человеческая история –
это замена одной религии другой.

Рассматривая
проблему человеческого счастья, Фейербах
ограничивает ее понимание лишь
индивидуальными чувствами в их абстрактном
истолковании. Все отношения людей,
основанные на их взаимной склонности
(половая любовь, дружба, сострадание, и
т.д.), освещаются словом религия. В этике
любви он видит выход из отчужденного
состояния человечества. Человек должен
жить полнокровной жизнью, которая
проходит в созерцании природы и в
сердечном общении Я и Ты.

Фейербаха стремился
создать философию как миропонимание,
как познание эмпирического бытия и
жизни, становясь на позиции материализма.
Он пытался с материалистических позиций
переосмыслить сущность христианства
как одной из форм религии. Бог трактуется
им как образ, отражающий в сознании
людей их собственную человеческую
сущность. Источник религии он видит в
страхе и бессилии человека перед
природой, что порождает в его сознании
фантастические религиозные образы.
Негативно относясь к роли религии в
обществе, немецкий философ утверждал,
что верования человека должны находиться
внутри него, а не во вне. Отрицая
официальную религию, он отстаивал
необходимость создания новой религии,
основанной на сердечной связи между
людьми, которая заменит старые религии.

Этика Фейербаха
освобождает мораль от уз религии. Он
отстаивает естественную нравственность,
направленную к земному счастью человека,
а не потустороннему небесному блаженству,
к чему призывает религия. При этом его
мораль не знает собственного счастья
без счастья чужого, признает «только
товарищеское, общее счастье».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  1. Биография Фейербаха
  2. Основные идеи антропологического материализма
  3. Критика религии

Забить и найти эксперта
по ФИЛОСОФИИ

Найти эксперта

Автор статьи

Наталя Николаевна Корпало

Эксперт по предмету «Философия»

Определение 1

Антропология – это наука о человеке, его физиологических, психологических, культурологических, социологических и иных особенностях.

Биография Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье специалиста по криминальному праву. Фейербах с детства отличался интересом к наукам, а в юношестве выбрал в качестве своей главной стези изучение философии. В студенческие годы будущий мыслитель был приверженцем Гегеля, лекции которого посещал, однако прекрасное знание естественных наук, сформировало в нем свое, отличное от гегельянского понимание как человека и развития человеческой цивилизации, так философии и диалектики в целом. Фейербах полагал, что философия, как наука, должна опираться на факты, в то время как абстрактные догматические размышления есть удел религии и теологии.

В 1830 году Фейербах издает крупную работу «Мысли о смерти и бессмертии» в которой обстоятельно подвергает критике гегелевскую философию. Книга не была принята философским сообществом Германии, она не только вызвала бурную дискуссию, но даже повлекла за собой запрет в отношении Фейербаха на ведение преподавательской деятельности и увольнение его с кафедры философии.

Однако Фейербах смог использовать неблагоприятные обстоятельства в свою пользу – на четверть века он удаляется в добровольное затворничество в деревушку Брукберг, где много читает, общается с природой, а также отдыхает от назойливого человеческого общества. Вопреки мнению скептиков, период самоизоляции Фейербаха нисколько ни умалил его философского таланта, напротив, мыслитель плодотворно трудится и издает в 1841 году одну из наиболее фундаментальных книг – «Сущность христианства», в которой подвергает аналитическому разбору и критике человеческую религиозность в целом и христианскую религию в частности.

Новые произведения мыслителя также получают крайне неоднозначную оценку в обществе. Он получает преданных последователей, в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и др., однако большинство все же настроено по отношению к Фейербаху и его работам крайне негативно из-за их антирелигиозной направленности. При жизни философ так и не получил широкого признания, и даже после его смерти в 1872 году, его наследие крайне неохотно и скупо освещается среди германских философов. Как ни удивительно наиболее объемные работы обобщающие взгляды и теории Фейербаха принадлежат философам других стран (датчанину Штарке и финну Болину).

«Антропологический материализм Фейербаха» 👇

Основные труды Фейербаха:

  • «История новой философии от Бэкона до Спинозы»;
  • «Философия и христианство»;
  • «Сущность религии»;
  • «Основы философии будущего».

Основные идеи антропологического материализма

Опираясь на современные ему достижения науки Фейербах создает материалистическую картину мира, отличную вместе с тем от механистического материализма французских философов эпохи Просвещения. Мир, материя для него не скопище мертвых атомов, которые подчиняются строго определенным законам их движения и сочетания, но подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Человек же является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить.

Материализм Фейербаха носит название антропологического потому, что именно человек занимает в нем главенствующую роль. В отличии от мыслителей идеалистов, того же Гегеля, Фейербах связывает развитие человеческой цивилизации, культуры, общества, философии, религии, наук и т.д., не с Мировым духом, или действием неких сверхсил, но с одним лишь человеком, его познанием и творчеством. При этом Фейербах несколько абсолютизирует роль «конкретного» человека в исторических процессах. Хотя он и указывает, что человек способен существовать лишь в обществе, в человеческой среде, сам аспект социальных связей и их детерминации становления личности, отражен в его работах крайне слабо.

В вопросах гносеологии Фейербах стоит на позициях сенсуализма – в мышлении человека нет и не может быть ничего, что не было бы дано ему в ощущениях. Лишь собственные чувства дают личности пищу для мыслительной деятельности и достоверную информацию о окружающем мире. Рационалистические способы познания, как совокупность абстрактных размышлений, основанных на собственном видении и не подкрепленных внешними фактами, Фейербах расценивает как более близкие к религии и ее догматическим, априорным формам мировоззрения, чем к науке и философии.

Рассматривает философ и вопросы этики. Фейербах выступает последовательным эвдемонизмом, т.е. полагает, что главной целью и смыслом человеческого бытия является достижения счастья. Счастье выступает мерилом и ценностью этических норм. Однако в отличии от античных авторов, Фейербах указывает, что человек не способен достичь счастья в одиночку, изолированно от окружающих. Человек не способен даже существовать без других людей. В связи с этим этический идеал философа выстраивается на осознании людьми того факта, что их личностное счастье самым непосредственным образом взаимосвязано со счастьем других людей, которые их окружают. Только сделав счастливым собственное окружение человек сможет познать счастье сам.

Критика религии

Фейербах создает психогенетический подход к вопросу сущности и происхождения религии. Поскольку только природа, человек и его сознание представляют собой существующую действительность, то любые сверхчувственные идеи, в том числе идеи бога, автономной от человека воли, божественных законов и т.д. представляют собой не более чем иллюзии. Источником этих иллюзий выступает сам человек.

Фейербах указывает, что любому человеку – будь то дикарь или культурный, цивилизованный человек свойственна тенденция к антропоморфическому описанию окружающего его мира. Люди приписывают человеческие качества и особенности всем предметам и явлениям которые имеют значение в их жизни – силам природы, процессу и результату деятельности, бытовым предметам, домашним питомцам и т.д. Боги в свою очередь представляют собой совокупность наилучших качеств человека, которые были вынесены и персонифицированы им вне собственной личности, в стремлении обрести чувство защищенности, родительской опеки, в тяжелых для себя условиях.

Однако Фейербах полагал, что роль религии в современном обществе исчерпана. Также как отошли в прошлое религиозные культы, посвященные природным силам или ремеслам, уступив место науке и технологии, исчерпали себя и монотеистические религии – человек вполне способен сознательно контролировать собственное поведение и соблюдать этические нормы без костыля религиозности.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804 1872) принадлежит к числу наиболее известных представителей немецкой классической философии. К созданию своей философской концепции, которая, по его замыслу, должна была стать новой философией, философией будущего, Фейербах приходит через критическое осмысление гегелевской философии. В последней его не устраивает ряд аспектов:

1) притязания Гегеля на создание универсальной философской системы на все времена; 2) идея тождества бытия и мышления;

3) идеалистический панлогизм, утверждающий, что мир – это проекция логики, самоотчуждение логической идеи в природу; 4) гегелевский вариант решения проблемы соотношения религии и философии, согласно которому эти две формы проявления человеческого духа вполне согласуются между собой, и др. Следствием этого критического осмысления явилось стремление Фейербаха «перевернуть» гегелевскую философию, заменив ее исходные положения противоположными идеями. Так, анализируя тезис о тождестве бытия и мышления, он отмечает, что подобное тождество является истинным только в том случае, если в качестве его основания будет взят конкретный, реальный человек, поэтому сверхчеловеческий разум не может являться исходной точкой философии, как это было в гегелевской системе. Фейербах считает, что философия должна обратиться к природе, в том числе и к ее вершине – человеку, что именно природа есть подлинное начало философии. Он стремится устранить из философии все сверхприродное и сверхчеловеческое путем соединения человека и природы. При этом природа становится человеческой сущностью, а человек понимается как психофизическое существо.

Людвиг Андреас Фейербах

По признанию самого философа, в своих размышлениях он стремился исходить из целостности и индивидуальности человека, поэтому ни материализм, ни идеализм не были для него приемлемы. Идеализм отвергается немецким мыслителем на том основании, что он искажает действительность, признавая дух ее первопричиной и первосущностью, идеализм, отмечает Фейербах, ставит все с ног на голову. Рассматривая взгляды своих современников-материалистов, он критикует их за сведение психических процессов к совокупности физико-химических реакций. Согласно мыслителю, психика зависит от телесной организации человека, но в то же время она обладает и качественным своеобразием. Выступая против вульгарного материализма, Фейербах делает вывод о том, что материализм в целом предлагает слишком упрощенное решение философских проблем. И все же в таких работах, как «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843), Л. Фейербах излагает именно материалистические взгляды, создает свой вариант материализма, основополагающим принципом которого становится принцип антропологизма. Антропологизм – это философская концепция, согласно которой исходной мировоззренческой категорией является понятие «человек», поэтому, по мнению ее сторонников, можно создать систему представлений о природе, обществе, мышлении, опираясь только на это понятие. Антропологизм может быть как материалистической, так и идеалистической ориентации. Все зависит от определения сущности человека. Разъясняя свое понимание человека, Фейербах вслед за Кантом и Гегелем ставит вопрос о том, что в человеке является собственно человеческим. Как и Кант, он считает, что к собственно человеческим характеристикам относятся разум, воля, сердце (любовь). Они не только определяют сущность человека, но и задают цель его существования, поскольку человек, согласно немецкому философу, для того и существует, чтобы познавать, желать и любить. Вместе с тем фейербаховское понимание сущности этих характеристик отличается от понимания его предшественников.

Для Фейербаха человек – это существо природы. Природа первична по отношению к человеку и его сознанию, именно она определяет его сущностные характеристики. Тем самым немецкий мыслитель встает на позиции антропологизма материалистической направленности, становится родоначальником антропологического материализма. Однако его материализм имеет ряд недостатков, носит ограниченный характер. Фейербах не признает влияния общества и его культуры на процесс формирования личности. Он предлагает теоретическую модель абстрактного человека, живущего вне социального времени и пространства. Согласно его подходу, человеческая сущность раз и навсегда задана природой, а не является результатом общественно-исторического развития. Рассматривая природу человека как вечную и неизменную, он исключает принцип историзма из анализа человеческой сущности, остается на метафизических позициях.

Фейербах не учитывает и то обстоятельство, что человек связан с природой не столько фактом своего рождения, сколько своей преобразующей деятельностью, которая носит конкретно-исторический характер.

Анализируя такую сущностную силу человека, как разум, Фейербах исходит из того, что сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи – мозга, т. е. оно имеет одно – биологическое, природное – измерение и лишено социальных и культурных детерминант. Определяя сущность человеческого разума, немецкий мыслитель указывает на то, что мышление людей – это их родовая способность, проявляющаяся в каждом мыслящем индивиде. Трактуя сознание и разум как родовые характеристики человека, он отвергает плодотворную гегелевскую идею о том, что индивидуальное сознание и разум возникают только в процессе приобщения человека к культуре, в которой объективировано развитие человеческого духа.

Для Фейербаха человек является не столько существом мыслящим, сколько существом ощущающим и чувствующим, поэтому, отмечает он, если «новая философия» и признает какое-либо тождество, то это тождество бытия и чувственности.

Строя модель познания, немецкий философ использует идеи сенсуализма. По его мнению, процесс познания в своей основе опирается на чувственное восприятие, вызванное воздействием объектов на наши органы чувств. Хотя мышление и признается Фейербахом необходимой и высшей познавательной способностью, однако именно чувственное отражение постоянно сопровождает познавательный процесс, являясь одновременно критерием истинности рациональных положений. Таким образом, две ступени познавательного процесса оказываются связанными между собой через зависимость рационального познания от чувственного.

Рассматривая познавательную способность как способность, данную человеку природой, Фейербах отрицает социокультурную обусловленность познания. Познавательный процесс анализируется Фейербахом в отрыве от практической деятельности, трактуется как пассивный акт восприятия субъектом воздействий окружающего мира, что в принципе исключает активность и творчество познающего субъекта и означает, что процесс познания приобретает созерцательный характер. Созерцательность становится еще одним недостатком фейербаховского материализма.

Будучи существом природы, человек в концепции немецкого философа оказывается замкнутым в самом себе, поскольку изначально, от природы, у него уже есть то, что определяет его сущность и его дальнейшую жизнь. Человеку нет необходимости создавать самого себя, ни взаимодействовать с обществом и культурой, чтобы в рамках такого взаимодействия обрести свои сущностные характеристики. Формально немецкий мыслитель поддерживает идею общественной природы человека, однако не разъясняет, в чем она заключается и как она влияет на сущность человека.

Исходным принципом человеческой жизни Фейербах признает эгоизм. За это немецкого мыслителя критиковали многие, да и сам он понимал, что предложенная им концепция человека предполагает равнодушие последнего ко всему, что выходит за пределы его личного блага. В связи с этим философ ищет механизмы ограничения эгоизма, обращаясь в первую очередь к сфере морали.

В философии Фейербаха этические проблемы занимают особое место, поскольку именно в сфере морали происходит реализация одной из сущностных характеристик человека – его воли. Именно этика призвана ответить на вопрос о цели и смысле человеческой деятельности, о принципах взаимодействия людей друг с другом. Фейербах сводит всю систему общественных отношений к отношениям рода и межиндивидуальному отношению «Я» и «Ты». По его мнению, в рамках последних и реализуется мораль.

С точки зрения немецкого мыслителя, каждый человек имеет право на счастье и стремится к нему. Для того чтобы избежать страданий и несчастий, человек, отмечает Фейербах, может пойти даже на самоубийство. Признавая счастье движущей силой человеческой воли, представитель немецкой классической философии становится на позиции эвдемонизма. Эвдемонизм (от греч. endaimonia – счастье, блаженство) представляет собой принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье – это высшая цель человеческой жизни. Фейербах отмечает, что по своему содержательному наполнению счастье исключительно индивидуально, общих рецептов счастья нет и быть не может. Вместе с тем человек не может быть счастлив в одиночку, счастье можно испытать только вместе с другими людьми в системе отношений «Я» и «Ты». Согласно Фейербаху, стремление к счастью – это не только осуществление человеком своих желаний, это одновременно и выполнение нравственного долга, предписывающего не препятствовать другим в достижении их счастья. Тем самым именно стремление к счастью позволяет ограничить эгоизм, сделать его разумным.

В связи с тем что сама мораль имеет смысл только в том случае, если она является особой системой отношений между людьми, отношений «Я» и «Ты», Фейербах стремится определить основополагающий принцип этих отношений. По его убеждению, единственным способом связи людей друг с другом может быть признана любовь, как одна из основных сущностных сил человека, как выражение его сердца. Любовь имеет разные проявления: это любовь брата к сестре, мужа к жене, матери к ребенку и т. д., однако основной фундаментальной формой является половая любовь, любовь мужчины и женщины, определяющая все остальные. Этика Фейербаха, по существу, становится этикой любви.

В философии немецкого мыслителя любовь выполняет ряд функций. Будучи направленной на ту или иную вещь, она является практическим определителем того, что необходимо человеку. Любовь служит критерием истинности самого бытия, его онтологическим доказательством: если есть любовь к миру, должен быть и мир. Наконец, как отмечалось выше, она является способом связи людей друг с другом. Вместе с тем, по мнению создателя антропологического материализма, в современном обществе принцип любви остается нереализованным. Только новое общество, согласно Фейербаху, создаст условия для полной реализации этого принципа.

От этических проблем немецкий мыслитель переходит к проблеме создания проекта социальных преобразований. Он уверен в том, что решить социальные вопросы можно только через свободную личность. Проблема обретения человеком свободы является для Фейербаха не только теоретической, но и практической проблемой.

Что же мешает человеку реализовать свою свободу и ограничивает его любовь? Согласно Фейербаху, таким фактором является религия. Вот почему анализу последней он уделяет столь пристальное внимание.

Предпринимая критику религии, немецкий мыслитель в отличие от французских просветителей, не пытается доказать, что Бога нет, а стремится проникнуть в суть данного феномена. Для него религия не является ошибкой, а представляет собой важную форму проявления человеческой сущности. Фейербах не ставит перед собой цель устранить религию, он хочет усовершенствовать ее, создать ее глобальную концепцию.

Согласно немецкому мыслителю, истоки и основы религии следует искать не в страхе, как это пытались делать некоторые французские материалисты, а в чувстве зависимости. Первоначально эта зависимость проявляется как зависимость от природы, а позже зависимость от природы дополняется зависимостью от других людей.

Фейербах обнаруживает психологические корни веры в Бога. Человек, отмечает он, боится смерти и жаждет бессмертия. А религия обещает ему исполнение этого желания. Так, например, христианство в качестве доказательства возможности бессмертия обращается к идее воскресения Христа, укрепляя тем самым веру человека в его личное бессмертие как в непреложный факт. И чем больше человек отчуждается от природы, тем больше он ее боится, боится естественных вещей и процессов, присущих природе.

Религия делит мир человека надвое: мир естественный и мир сверхъестественный, причем второй господствует над первым. Обращаясь к религии, человек, по мнению Фейербаха, признается в своем несовершенстве и закрепляет его. Сравнивая христианство с язычеством, немецкий философ подчеркивает, что для христианства характерно введение принципа субъективизма, т. е. оно требует развития внутреннего мира личности, введения принципа личной веры, личного Бога и ответственности перед ним. Христианство формирует такую личность, для которой приятней страдать, чем действовать, приятней быть освобожденной и спасенной, чем самой освобождаться, приятнее любить, чем добиваться.

Сама идея Бога, отмечает Фейербах, представляет собой результат обожествления человека, а также устранения всего того, что человеком рассматривается как ограничение и зло. Однако, с точки зрения немецкого мыслителя, образ Бога – это не только следствие антропоморфизма, что было замечено еще в античности, или результат невежества, на чем настаивали философы-просветители. Идея Бога, считает Фейербах, – это форма реализации человеческой способности к самопознанию. В отличие от Гегеля, который считает само-постижение характеристикой, присущей только Абсолюту, основоположник антропологического материализма рассматривает ее как человеческую способность. Только, познав самого себя и перенеся обнаруженные качества вовне, человек мог создать идею Бога, подчеркивает он. Бог, будучи творением, проекцией человеческого духа, отчуждается от него, превращается в творца самого человека, первопричину всего сущего. Человек попадает в зависимость от вымышленного им же самим «высшего существа».

Анализируя сущность христианства, немецкий философ использует исторический подход, рассматривая эту форму религии как преходящую. В христианстве его не устраивает ряд моментов. Прежде всего то, что христианство заменяет подлинное действующее лицо религии – человека, являющегося настоящим богом, вымышленной идеей бога. Вера фактически лишает человека свободы, не давая ему возможности самостоятельно оценивать то, с чем он сталкивается. Сама вера противоречит морали, поскольку порождает у верующих чувство превосходства и тщеславия. Верующий превозносит себя над другими людьми, считает себя лучше других. Вера не только не объединяет людей, она их делит на друзей и врагов, она является олицетворением добра для верующих и зла для неверующих. С точки зрения Фейербаха, религия антигуманна по своей сути, поскольку человеку отказано в самой возможности достичь совершенства, развить в себе нравственные качества, изначально приписываемые Богу. И чем больше позитивных качеств приписывается Богу, тем больше человек отказывается от своей человечности и от своей субъективности. Таким образом, религия не может служить стимулом нравственного развития. Более того, вера в бога обесценивает реальную земную жизнь, делает бессмысленной любые человеческие действия.

Выступая против христианства, выдвигая идею его упразднения, немецкий мыслитель стремится восстановить веру человека в самого себя, принцип гуманизма и тем самым сделать человека свободным.

Другой недостаток христианства, согласно Фейербаху, состоит в том, что любовь, провозглашаемая им способом связи между людьми, существенным образом ограничивается верой. Более того, вера господствует над любовью. Вера не только ограничивает любовь, она способна перерасти и перерастает в ее противоположность – в ненависть, поскольку проклинает тех, кто не верит в бога, и отказывает им в праве на существование. В связи с этим Фейербах выступает против христианской формулы «Бог есть любовь». Бог не может быть любовью в полной мере, поскольку он предполагает веру, а она, как отмечалось выше, ограничивает любовь. Данное утверждение, по мнению немецкого философа, не является только теоретическим выводом, оно подтверждается и практически, ведь само христианство запятнано кровью тех, кто не принимал его идеи. Поэтому христианство провозглашает неподлинную любовь. По мнению Фейербаха, подлинная любовь не должна иметь ограничений, она должна быть свободной, только при таком условии она может стать абсолютной истиной.

Чтобы стать подлинной, любовь должна освободиться от веры, приобрести иные качества. В связи с этим немецкий мыслитель придает божественный смысл половой любви и браку, именно любовь мужчины и женщины становится для него основой всеобщей любви. Любовь, по убеждению Фейербаха, – это конструктивный принцип человеческих отношений, орудие созидания.

Вместе с тем немецкий философ не может полностью отказаться от религии, поскольку смена религий является для него источником социальной динамики. Поэтому его проект нового общества с необходимостью предполагает новую религию. Обожествляя человека и половую любовь, он и создает свой вариант религии – религии без Бога, в основе которой лежит тезис о том, что «человек человеку бог». Рассматривая смену религий в качестве источника исторического развития, Фейербах закрепляет за человеческим разумом статус творца истории, поскольку именно в сознании коренятся причины появления самих религий. Его концепция истории является весьма противоречивой. Выводя всю систему общественных отношений из межличностных отношений «Я» к «Ты», Фейербах стоит на позициях натурализма. Объясняя причины исторической динамики, он занимает идеалистическую позицию. Тем самым фейербаховский материализм оказывается непоследовательным.

Сконцентрировав внимание на проблеме человека, Фейербах не создал оригинальную философию природы. В его теоретической концепции встречаются лишь отдельные замечания относительно нее. В частности, под природой немецкий мыслитель понимает всю совокупность проявлений реальной действительности, указывая на господство в ней необходимости. Он высказывает трансформистскую идею о том, что природа изменчива во времени, но остается при этом несотворимой и неуничтожимой. Последовательно осуществляя антропологический подход к философии, немецкий мыслитель сосредоточивает внимание не на природе как таковой, а на отношении к ней человека. Анализируя последнее, он отмечает, что взгляды на природу и сами отношения к ней в разные периоды и у разных народов были различны. Греки, отмечает Фейербах, смотрели на природу теоретически, они считали ее вечной. Для них природа – истина, которую нужно изучать, чтобы восхищаться ею. Израильтяне, подчеркивает он, напротив, относились к природе с точки зрения утилитаризма и пользы. При таком понимании природа становится объектом произвола, средством удовлетворения человеческих потребностей. Немецкий мыслитель призывает восстановить утраченное отношение к природе как к истине и источнику красоты, но пути осуществления этого призыва он не указывает.

Фейербах не принимает гегелевскую трактовку диалектики. Он использует данное понятие, понимая его исключительно как искусство спора, умение вести беседу. Для немецкого мыслителя в объективном мире противоречий не существует, они существуют только на уровне духовного. С его точки зрения, о противоречии имеет смысл говорить только в том случае, когда одно ощущение в душе сменяет другое, одно намерение вытесняется другим, и в целом складывается ситуация неопределенности и постоянной смены душевных состояний. Таким образом, гегелевский диалектический метод оказался не понятым и не востребованным в рамках антропологического материализма, поскольку Фейербах рассматривает его лишь как способ построения идеалистической системы.

Фейербах не оставил после себя развернутую философскую систему, как это сделал Гегель. Вместе с тем он поставил ряд проблем, связанных с проблемой человека и его существования, которые стали исходными, основополагающими для последующих поколений философов. Начиная со второй половины XIX в. принцип антропологизма, сформулированный Л.Фейербахом, получил свое развитие в философии В. Дильтея, Ф. Ницше, М. Шелера и др.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха: философия как материалистическая антропология

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872 гг.) занимает особое место в истории немецкой классической философии: он остается в ней единственным выдающимся философом-материалистом. Фейербах известен своими трудами по атеизму, философии человека, гуманизму. С именем Фейербаха связан антропологический поворот в истории немецкой классической философии.

Об основных вехах его философской эволюции можно судить по «Фрагментам к характеристике моей философской биографии». Вот как их определил сам Фейербах: «Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней – человек. Субъект божества – разум, а субъект разума – человек».

Движение идет: Бог – разум – человек. Идея Бога приходится на время учебы в Гейдельбергском университете (1823 г.). Идея разума – учеба в Берлинском университете: слушает лекции Гегеля. Идея человека появляется впервые в 1827–1828 гг. и осознание ее решения – в 1839 г.

В целом, как писал Ф. Энгельс, «ход развития Фейербаха есть ход развития гегельянца – правда, вполне правоверным гегельянцем он не был никогда – к материализму»[1].

Первоначально, после окончания гимназии в 1823 г., он поступает на теологический факультет Гейдельбергского университета, но уже на следующий год переводится в Берлинский университет. Решающую роль в этом сыграло увлечение философией Гегеля («Гегель стал моим вторым отцом»). Достаточно скоро у Фейербаха начинает формироваться критическое отношение к Гегелю и намечаются расхождения. Во «Фрагментах…» 1827–1828 гг. он запишет: «Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя»[2]. Другое сомнение в истинности философии Гегеля у Фейербаха связано, как он пишет, с тем, что «Гегель очень настаивает на согласии философии с религией, именно с учением христианской религии… Нет ли какого другого согласия?»[3].

Но главное сомнение у Фейербаха вызвал панлогизм гегелевской философии, утверждение о разумности мира, о тождестве мышления и бытия в гегелевской интерпретации.

В 1839 г. в статье «Критика философии Гегеля» произойдет открытый разрыв с гегелевской философией и ее прямая критика. Системное представление о философском мировоззрении Л. Фейербаха дают его работы «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842 г.), «Основные положения философии будущего» (1843 г.), «Сущность христианства» (1841 г.). Впечатление, которое они произвели на немецкое общество, было огромным. «Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами»[4].

В процессе критического осмысления гегелевской философии Фейербах пришел к выводу, что тождество бытия и мышления у Гегеля мнимое: это тождество мышления с самим собою. Отсюда последовала общая оценка гегелевской логики: «Логика Гегеля – это теология, превращенная в логику, в приемлемом для ума и современности виде»[5]. Оценка не совсем объективная и справедливая, но содержащая в себе не мало рационального.

В результате всей этой критики гегелевского идеализма и панлогизма Фейербах сформулировал центральную идею своей философии: «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек»[6].

Фейербах был первым в истории немецкой классической философии, кто отчетливо поставил проблему человека как главного предмета философии. Он писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку»[7]. Фейербах отрицал существование мирового разума, оторванного от человека: «…новая философия, разумеется, также опирается на разум, но на разум, сущность которого сводится к человеческой сущности, таким образом, опирается не на тот безымянный разум, который лишен сущности, лишен красок, но на разум, насыщенный человеческой кровью»[8]. Носителем единства бытия и мышления является человек.

Такой постановкой вопроса о предмете философии Фейербах совершил антропологический поворот в немецкой классической философии, определив общее направление развития европейской философии на многие годы. Правда, надо сказать, что Фейербах, говоря о сущности человека, опирается на свой антропологический метод. Фейербах дает следующее определение своему методу: «В чем же состоит мой «метод»? В том, чтобы посредством человека свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические, эмпирические факты и примеры»[9].

Антропоцентризм Фейербаха позволял ему материалистически подойти к вопросу о возникновении человека как живого биологического существа, но он не позволял ему объяснить становление человека как социального существа.

Метод, которым владел Фейербах, вел его к поиску сущности человека в иной плоскости. На вопрос, в чем заключается сущность человека, Фейербах отвечал: «В воле, мышлении и чувстве заключается высшая абсолютная сущность человека как такового»[10]. Против этого трудно возражать: это действительные отличительные признаки человека. Однако Фейербах не объясняет их происхождения, генезиса и откуда они взяты, как неизменные и всегда данные. Следовательно, Фейербах понимает человека как природное по своей сути существо. Тем самым антропологический метод Фейербаха оставляет вне анализа социокультурную сущность человека.

Антропологизм Фейербаха не следует трактовать как своеобразный биологизм: он нигде не сводит человека к животному. Более того, Фейербах постоянно подчеркивает духовную сущность человека. Он, например, пишет: «Человек, совершенный, настоящий, только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом»[11]. Но эта духовная сущность человека выступает как данная. Фейербах не исследует чувственно-предметную деятельность человека, в процессе которой происходит самосотворение социокультурной родовой сущности человека. Чувственно-предметную деятельность как практическую деятельность Фейербах видит исключительно в ее отчужденной форме, навязанной ему извне. Поэтому, скажем, труд не оказывается выражением сущностной силы человека, а скорее необходимой данью, которую человек должен платить за свое природное происхождение.

Недостаток антропологического метода – в его метафизичности. Фейербах оставляет вне своего рассмотрения социальный аспект эволюции человека. И в этом плане он значительно уступает Гегелю. Фейербах не увидел самого главного достижения Гегеля: разработанной им диалектики как теории универсальных законов мышления. Он не использовал диалектику для своего применения к пониманию человека, предварительно переработав ее.

Подчеркивая универсальный характер антропологии как новой философии о мире и человеке, Фейербах исходил из того, что такая философия должна заменить религию, стать новой религией: Фейербах был убежден, что «если философия должна заменить религию, то философия, оставаясь философией, должна стать религией, она должна включать в себя в соответствующей форме то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии»[12].

В заслугу Фейербаху надо поставить саму попытку реформировать философию: этим он способствовал преодолению абсолютного идеализма Гегеля и в конечном итоге разложению его философской системы. Однако самое реформирование Фейербах сводил к замене философии как рафинированной, рационализированной теологии философией как религией любви.

Фейербах подошел к религии как к одной из форм духовного самоотчуждения человека. Для него Бог – это отчужденная сущность человека, а религия – обожествление объективированной родовой сущности человека. В своем главном труде «Сущность христианства» Фейербах пишет: «Во всяком случае в христианской религии выражается отношение человека к самому себе, или, вернее, к своей сущности, которую он рассматривает как нечто постороннее. Божественная сущность не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека, объективированная, то есть рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности»[13]. Фейербах многократно указывает, что в Боге нет ничего такого, чего бы не было в человеке, но в Боге все человеческие качества даны в гипертрофированном и в очищенном от недостатков виде. Короче говоря, по Фейербаху, Бог – это идеализированный автопортрет родового человека. Не случайно, Фейербах назвал первую часть «Сущности христианства» «Истинная, т.е. антропологическая сущность религии». На этот момент фейербахианской критики религии обратил внимание молодой Маркс, увидев в нем сильные и слабые стороны антропологического материализма Фейербаха. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс скажет: «Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы»[14].

Причину фейербахианского упущения Маркс видит как раз в том, что вне поля зрения Фейербаха осталась предметная, практическая деятельность человека[15]. Вообще-то он ее видел, замечал, но заметил, как говорит Маркс, в «грязно-торгашеской форме проявления», т.е. в форме как бы неистинно человеческой, не выраженной его сущностью, которая духовна. Отсюда и проистекала идея Фейербаха заменить «неистинную» христианскую религию «истиной», в которой предметом поклонения выступает сам человек, объявленный высшей ценностью. На смену любви к Богу должна прийти любовь человека к человеку.

Философская антропология Фейербаха дала толчок новому интеллектуальному, духовному движению в европейском обществе. Особенно велика роль Фейербаха в возникновении философии марксизма, основоположники которой сделали радикальные выводы из учения Фейербаха. Но это уже новая глава в истории мировой философской мысли.

***

Заканчивая обзор немецкой классической философии, можно сделать следующий общий вывод. Немецкая классическая философия – это действительно новая форма философии, отличная от всех предшествующих. Главным ее достоянием является постепенное нарастание в ней нового понимания гносеологии, приведшего в философии Гегеля к становлению диалектики, совпадающей с логикой и гносеологией. Разработанная на основе абсолютного идеализма, она содержала в себе не мало противоречий, которые были подвергнуты критике с разных сторон. С позиций материализма идеалистическая диалектика критиковалась Фейербахом, Марксом, Энгельсом, а с позиций идеализма – Кьеркегором, Шопенгауэром, младогегельянцами – Бауэром, Штирнером и др. Их критика положила начало новому этапу в истории философии. Поэтому без знания немецкой классической философии трудно понять современную неклассическую западную философию, да в сущности, и отечественную.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 285.

[2] Фейербах Л.Избранные философские произведения. Т. 1. С. 243.

[3] Там же. С. 244.

[4] Марс К., Энгельс Ф. Соч.  Т. 21. С. 281.

[5] Фейербах Л. Там же. С. 116.

[6] Там же. С. 199.

[7] Там же. С. 202.

[8] Там же. С. 198.

[9] Фейербах Л. Там же. С. 267.

[10] Там же. Т. 2. С. 31–32.

[11] Там же. Т. 1. С. 202.

[12] Фейербах Л. Указ. соч. Т. 1. С. 110.

[13] Там же. Т. 2. С. 43.

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2.

[15] См.: Цанн-кай-си Ф.В. Марксистская концепция человека и проблемы гуманизма // Ежегодник философского общества СССР. М., 1987. С. 43–45.

Людвиг Фейербах реформировал немецкую классическую философию, придал ей новое направление. Главное направление его теории – критика немецкого классического идеализма и утверждение материализма.

Фейербах посещал лекции Гегеля, посвятил ему диссертационное исследование под оригинальным названием «О едином всеобщем и бесконечном разуме» (1828), где он впервые рассмотрел разум как субстанцию или абсолютную реальность.

Фейербах считал, что подлинным объектом философского анализа может быть только человек, поскольку человек представляет собой единство мышления и бытия. В теории познания Фейербах подчеркивал роль чувств, рассматривая чувственный опыт как основу всего, цель познания и критерий истины. При этом, непринятие религии и критика религиозных верований была стержнем его жизни. Он считал, что религию родила человеческая нужда, что Бог – неизвестная сущность человека, к которой человек стремится.

Так появилась теория антропологического материализма, суть которой заключается в историческом своеобразии развития человека и его малоизученной природе. Фейербах объяснял принципы общественного устройства, право и политику, искусство и мораль, философию и религию, устои общества, а также науку именно природой и деятельностью человека. Таким образом, для философа самая важная наука – наука антропология, которая заключена в каждом человеке и объясняет его волю, чувства и разум, общественные способности как родовые силы.

Человеческая сущность по Фейербаху определяется социальными отношениями. Религиозные, нравственные, а также эстетические и другие чувства даны человеку природой, поэтому даются каждому по рождению обязательно.

Однако, есть нечто, что уравновешивает мир и деятельность человека. Любовь, по мнению Фейербаха, – средство созидания и та гуманистическая сила, которая вытесняет разрушение и ненависть, утверждает просвещение, мир и благополучие, обновляет условия жизни человека посредством научно-технического прогресса и необходимого для человеческого общества развития культуры, формируя коллективное сознание и желание преобразовать природу. Таким образом, его философия любви основана на идеалистическом взгляде на понимание истории развития человечества.

Итак, можно отметить главные принципы философских взглядов Фейербаха:

  • отрицал абсолютный дух;
  • отвергал идею тождества бытия и мышления;
  • логически доказывал невозможность отчуждения абсолютной идеи;
  • не признавал единства философии и религии;
  • обосновал принцип антропологического материализма;
  • считал, что окружающий мир познаваем, а познавательные возможности человека по мере его эволюции безграничны;
  • называл основой познания чувственные ощущения;
  • основал социальные взгляды на антропологической философии, в основе которой лежит человеколюбие, жизненные ценности, ценность общения;
  • смыслом жизни считал стремление к счастью с другим человеком.

Таким образом, Фейербах завершил период классической философии и положил начало материалистической философии Энгельса и Маркса.

Заказать статью по философии у экспертов биржи Студворк!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hard перевод на русский язык с английского языка на русский
  • Себастьен рош французский актер
  • Шторы во французском стиле для гостиной фото
  • Как будет по английскому указка
  • Злодейский путь новелла на английском